Предмет Информатика. Роль информации в жизни людей. Урок 1.
план-конспект урока по информатике и икт (7 класс) на тему

Голенева Наталья Николаевна

Конспект урока "Предмет Информатика. Роль информации в жизни людей" по Семакину, 7 класс, ФГОС.  С презентацией.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА 1

Тема урока: «Предмет информатики. Роль информации в жизни людей»

ФИО (полностью)

Голенева Наталья Николаевна

Место работы

МБОУ СОШ № 5 Красноармейского района Краснодарского края

Должность

Учитель информатики и ИКТ

Предмет

Информатика и ИКТ

Класс

7

Тема и номер урока в теме

Предмет информатики. Роль информации в жизни людей.  Урок № 1

Базовый учебник

Семакин И. Г.

Информатика и информационно-коммуникационные технологии. Базовый курс: Учебник для 7 класса / И. Г. Семакин, Л. А. Залогова, С. В. Русаков, Л. В. Шестакова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 165 с.: ил.

Цель  урока:

познакомить учащихся с новым предметом, рассказать, о чём пойдёт речь на уроках, чему ученики должны научиться, какое значение для их образования и дальнейшей жизни имеет информатика.

Задачи:

- обучающие: дать понятие вещества, энергии, информации; информатики как науки; компьютера как универсального технического средства для работы с информацией; информационно-компьютерных технологий как важной составляющей жизни современного общества;

-развивающие: развивать познавательные интересы, навыки работы с мышью и клавиатурой, самоконтроль, умение конспектировать;

-воспитательные: воспитывать информационную культуру учащихся, внимательность, аккуратность, дисциплинированность, усидчивость.

Тип урока:

изучение нового материала.

Формы работы учащихся:

фронтальная, индивидуальная, самостоятельная.

Необходимое техническое оборудование:

Мультимедийный  проектор; экран;  компьютерный  класс; интерактивная доска; презентации к уроку: «Место информатики в системе наук», «ИКТ в современном мире», «Цели и задачи изучения предмета «Информатика и ИКТ», «Техника безопасности и санитарные нормы»; карточки с гимнастикой для глаз; карточки с домашним заданием.

Структура и ход  урока

Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

1

2

5

6

7

1

Организационный  момент

Приветствует учащихся.

Проверяет готовность  учащихся  к  уроку.

Объявляет план урока.

Приветствуют учителя. Демонстрируют готовность  к  уроку.

1мин

2

Изложение нового материала

Сообщает тему урока. (Слайд 1).

Демонстрирует слайды и ведёт беседу с учащимися:

    (Слайд 2) Любой учебный предмет посвящен изучению какой-то стороны окружающей нас действительности. Давайте попробуем разобраться, дорогие ученики, что же предстоит вам изучать в курсе «Информатика».

    Мир, окружающий нас, чрезвычайно разнообразен. Во-первых, это множество материальных объектов: стул, на котором сидим; одежда, которую носим; пища, предметы и орудия труда и т.д. Для обозначения всего разнообразия материльных объектов в науке используется термин вещество.

     Приведите свои примеры материальных объектов (веществ).

     Во-вторых, это энергия. Для большинства современных людей понятие энергии связано, прежде всего, с электричеством. Но кроме электрической в природе существуют и другие виды энергии. Например, тепловая энергия, механическая энергия движущегося тела, наконец, атомная энергия. Энергия нужна для того, чтобы её потребитель мог совершать какую-то работу. Например, электро-энергия позволяет работать радиоприемнику или мотору трамвая; тепловая энергия пара вращает турбину на электростанции; человек принимая пищу, запасается энергией, без которой не мог бы выполнять ни физическую, ни умственную работу.

     Третьей реальностью окружающей нас действительности является информация. Любой человек интуитивно понимает смысл этого слова.

     (Слайд 3). Информация – это сведения, знания, которые мы получаем из книг, газет, радио, телевидения, от людей, с которыми общаемся.

     В жизни людей современного человека информация играет не меньшую роль, чем вещество и энергия.

    (Слайд 4) Какие из перечисленных объектов и явлений являются веществом?

     (Слайд 5) Какие из перечисленных объектов и явлений являются энергией?

     (Слайд 6) Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов.

     (Слайд 7- 8) Развитию информатики послужило – создание ЭВМ.

     (Слайд 9-10) Развитие ЭВМ. Компьютерные методы хранения, обработки и передачи информации стали использовать термин ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ – ИКТ.

     Наш учебный предмет называется «Информатика». Изучив его, вы познакомитесь с рядом научных вопросов информатики, а также освоите наиболее распространенные средства ИКТ.

Итак, запишите еще одно определение ИНФОРМАТИКА – это наука, изучающая законы и методы хранения, передачи и обработки информации  с использованием компьютера. (Слайды 11-13)

Записывают тему урока в рабочую тетрадь.

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем.

Задают вопросы учителю.

Отвечают на вопросы учителя.

-Растение

-Орудия труда

-Животные

 - Атомный взрыв

 - Горение бумаги

20 мин

3

Гимнастика для глаз.

Проводит гимнастику для глаз (Слайды 14-20):

-Учитесь отдыхать. Выполните, пожалуйста, комплекс упражнений для профилактики зрительного утомления. Упражнения выполняются на рабочем месте сидя, откинувшись на спинку стула.

1. Смотреть прямо перед собой в течение 2-3 сек, затем на 3-4 сек опустить глаза вниз. Повторять упражнение в течение 30 сек.

2. Поднять глаза кверху, опустить их книзу, отвести глаза в правую сторону, отвести глаза в левую сторону, повторить 3-4 раза.

3. Поднять глаза кверху, сделать ими круговые движения по часовой стрелке, сделать ими движение против часовой стрелки. Повторить 3-4 раза.

4. Крепко зажмурить глаза на 3-5 сек, открыть на 3-5 сек. Повторить 4-5 раз.

Выполняют упражнения.

2 мин

4

Практическая работа

Демонстрирует слайды (Слайды 21-31) и ведёт беседу с учащимися:

- Прежде, чем умело использовать компьютерную технику, вы должны освоить правила по технике безопасности, т. к. кабинет информатики является кабинетом повышенной опасности.

Раздаёт учащимся заготовленные распечатки правил и требований.

ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ

Общие положения:

  • К работе в кабинете информатики допускаются школьники, прошедшие инструктаж по ТБ, соблюдающие указания учителя.
  • Необходимо неукоснительно соблюдать правила по ТБ.
  • Нарушение этих правил может привести к поражению электрическим током, к получению механических повреждений и травм, вызвать возгорание.

Правила поведения в кабинете:

  • Не входить в кабинет в верхней одежде, головных уборах и грязной обуви.
  • Передвигаться в кабинете спокойно, не торопясь.
  • Работать разрешается только на том ПК, который выделен на данное занятие.
  • Не разговаривать громко, не шуметь, не отвлекать других учеников.
  • Перед началом работы ученик должен убедиться в отсутствии видимых повреждений оборудования на рабочем месте.
  • Включать и выключать ПК только с разрешения учителя.

Требования безопасности во время работы:

  • Быть предельно острожными при работе с техникой;
  • Не включать кабели, разъёмы и другие устройства к ПК;
  • Соблюдать правила последовательности включения и выключения ПК;
  • При появлении изменений в функционировании ПК, самопроизвольного отключения необходимо немедленно прекратить работу и сообщить об этом преподавателю;
  • Контролировать расстояние до экрана и правильную осанку;

Запрещается:

  • Пользоваться неисправной техникой;
  • Касаться экрана и тыльной стороны монитора, разъёмов, соединительных кабелей, токоведущих частей руками и/или острыми металлическими предметами;
  • Самостоятельно устранять неисправность работы ПК;
  • Передвигать системный блок и монитор;
  • Работать грязными, влажными руками, во влажной одежде;
  • Работать за ПК дольше положенного времени.

Наклеивают на обороте обложки рабочей тетради заготовленные учителем распечатки правил и требований по технике безопасности.

15 мин

5

Подведение итогов

Помогает учащимся сформулировать вывод урока. (Слайды 32-33)

Формулируют вывод урока.

1мин

6

Домашнее задание

Выдаёт домашнее задание (Слайд 34 ):

- Работа с учебником: введение; техника безопасности и санитарные нормы работы за ПК. Приготовить доклад для желающих: «История развития ЭВМ».

Благодарит за урок и прощается.

Получают домашнее задание.

1мин

Таблица 2.

Приложение к плану-конспекту урока

Тема: «Предмет информатики. Роль информации в жизни людей»

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

«Место  информатики  в  системе  наук»

Информационный

Презентация в формате .pps

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/9cbbb831-3621-45c8-82ac-1f1a15c26df0/?from=a21edc9a-abe4-49a6-ae55-25488285cfe0&interface=teacher&class=50&subject=19

2

«ИКТ  в  современном  мире»

Информационный

Презентация в формате .pps

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/6d8bee0f-81a5-46a3-8bb3-c13cc4a5ff5d/?from=e3ea83ed-f9a4-43e3-843b-0116c5e3e034&

3

«Цели  и  задачи  изучения  предмета  «Информатика  и  ИКТ»

Информационный

Презентация в формате .pps

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/3db4fa23-4ac7-4c05-95cd-022c3cd29073/?from=e3ea83ed-f9a4-43e3-843b-0116c5e3e034&

4

Гимнастика для глаз

Практический

Презентация в формате .pps

5

«Техника  безопасности  и  санитарные  нормы»

Информационный

Презентация в формате .pps

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/b9cac53b-f817-470a-920c-ce0d00c1c5da/?from=e3ea83ed-f9a4-43e3-843b-0116c5e3e034&

6

«Информатика и современное общество"

Информационный

Информационный модуль с просмотром в браузере.

http://fcior.edu.ru/card/29356/informatika-i-sovremennoe-obshestvo.html


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Роль информации в жизни людей. Предмет Информатика. Урок 1. Составила: Учитель информатики Голенева Наталья Николаевна

Слайд 2

Мир, окружающий нас ч резвычайно разнообразен. 1) Множество материальных объектов: стул, одежда, пища… Для обозначения всего разнообразия материальных объектов в науке используют термин вещество 2) ЭНЕРГИЯ . Для большинства людей – электричество. Но существуют, и др.виды энергии. Например, тепловая, механическая, атомная… Энергия нужна для того, чтобы её потребитель мог совершить какую-то работу. 3) ИНФОРМАЦИЯ – это сведения, знания, которые мы получаем из книг, газет, радио, телевидения, от людей, с которыми общаемся.

Слайд 3

ИНФОРМАЦИЯ – это сведения, знания, которые мы получаем из книг, газет, радио, телевидения, людей с которыми мы общаемся.

Слайд 4

Какие из представленных объектов и явлений являются веществом : Растение Сочинение Орудия труда Животные Звонок телефона    – –

Слайд 5

Какие из представленных объектов и явлений являются энергией : Растение Сочинение Атомный взрыв Горение бумаги Звонок телефона   – – –

Слайд 6

Издавна существующие естественные науки – физика, химия, биология и другие – изучают материальный мир, его вещественные объекты и энергетические процессы. В середине ХХ века появляется новая наука – информатика. Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов.

Слайд 7

Подобно тому как математика состоит из множества различных математических дисциплин (алгебры, геометрии, теории чисел, теории функций и …), ИНФОРМАТИКА включает в себя множество различных дисциплин, объединенных общим предметом изучения – ИНФОРМАЦИЕЙ. К их числу относятся: теория информации, кибернетика, программирование, теория алгоритмов, искусственный интеллект и др.

Слайд 8

Развитию информатики послужило одно из самых значительных достижений ХХ века – создание электронно-вычислительных машин – ЭВМ. В современной терминологии их чаще называют КОМПЬЮТЕРАМИ. Домашнее задание (для желающих) : приготовить доклад: «История развития ЭВМ». (Когда, кем были созданы первые ЭВМ.)

Слайд 9

Первые ЭВМ были доступны лишь специалистам, применялись для решения только научных, производственных и военных задач. С появлением персональных компьютеров эта техника стала общедоступной. Возникли условия для массового распространения компьютерной грамотности. Первоначально под компьютерной грамотностью понималось умение программировать на ЭВМ. Для того чтобы пользоваться компьютером, необходимо было знать ПРОГРАММИРОВАНИЕ – способы записи программ для управления ЭВМ.

Слайд 10

Сегодня абсолютное большинство людей, использующих компьютеры, не программируют. Их называют ПОЛЬЗОВАТЕЛЯМИ. Пользователи работают на компьютерах по готовым программам. В конце ХХ – начале ХХ I века бурное развитие получили компьютерные телекоммуникации – глобальные сети. (Интернет). В последнее время для обозначения компьютерных методов хранения, обработки и передачи информации стали использовать термин ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ – ИКТ.

Слайд 11

 ИКТ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ НАУКА компьютерное моделирование электронные библиотеки ЭВМ в управлении экспериментом ТРАНСПОРТ, ТОРГОВЛЯ, ЗДРАВООХРАНЕНИЕ, ОТДЫХ и пр. икт ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ делопроизводство отраслевые информационные системы автоматизированные системы управления геоинформационные системы СМИ информационные службы ИНТЕРНЕТ цифровое телевидение ОБРАЗОВАНИЕ образовательные электронные издания информационные ресурсы ИНТЕРНЕТ дистанционное обучение

Слайд 12

 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТИКА И ИКТ» Информация и информационные процессы Компьютер Информационные модели Алгоритмы и программы Информационные и коммуникационные технологии Социальная информатика Формирование основ научного мировоззрения (формирование представлений об информации как одном из трех основополагающих понятий науки: веществе, энергии, информации, на основе которых строится современная научная картина мира) Формирование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией (формирование умений грамотно пользоваться источниками информации, правильно организовать информационный процесс) Овладение средствами ИКТ, формирование основ информационно-коммуникационной компетентности (подготовка к разнообразным видам деятельности, связанным с обработкой информации с использованием ИКТ) Освоение правовых и этических норм поведения человека в информационной сфере деятельности

Слайд 13

ИНФОРМАТИКА – это наука, изучающая законы и методы хранения, передачи и обработки информации с использованием компьютера.

Слайд 14

1. Гимнастика для глаз Не вставая из-за рабочего стола, примите удобное положение – спина прямая, глаза открыты, взгляд устремлен прямо. Выполнять упражнения необходимо легко, без напряжения.

Слайд 15

1. Изменение фокусного расстояния: смотреть на кончик носа, затем вдаль. Смотреть на кончик пальца или карандаша, удерживаемого на расстоянии 30 см от глаз, затем вдаль. Повторить несколько раз.

Слайд 16

2. Сжать веки, затем моргнуть несколько раз.

Слайд 17

3. Снимаем нагрузку с мышц, участвующих в движении глазного яблока: взгляд влево – прямо, вправо – прямо, без задержки в отведенном положении. Круговые движения глаз – от 1 до 10 кругов влево и вправо. Сначала быстро, потом как можно медленнее.

Слайд 18

4. Закончить гимнастику необходимо массажем век, мягко поглаживая их указательным и средним пальцем в направлении от носа к вискам, а затем потереть ладони, легко. Без усилий, прикрыть ими закрытые глаза, чтобы полностью загородить их от света (на 1 минуту). Представить погружение в полную темноту

Слайд 19

А) Специальные упражнения. рекомендуемые при миопии (по Ю. Манделю) Для наружных глазных мышц в виде сопряженных 5— 10-кратных движении глазных яблок из первичного положения вправо, влево, вверх, вниз и по кругу в ту и другую сторону.

Слайд 20

2. Для конвергенции (т. е. сведения зрительных осей) и аккомодации 5—10 раз последовательно смотреть вдаль через окно, затем переводить взгляд на карандаш в вытянутой вперед руке и далее продолжать фиксировать карандаш, приближая его постепенно до глаза на расстоянии 10 см.

Слайд 21

 ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ И САНИТАРНЫЕ НОРМЫ ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В КОМПЬЮТЕРНОМ КЛАССЕ РЕЖИМ РАБОТЫ Непрерывная продолжительность работы на компьютере не должна превышать: Для учащихся 1 – 5 классов 10 - 15 мин Для учащихся 6 – 9 классов 20 - 25 мин САНИТАРНЫЕ НОРМЫ Освещенность на поверхности стола в рабочей зоне должна быть 300 – 500 лк. Компьютерный класс должен быть оборудован системой кондиционирования воздуха или приточно-вытяжной вентиляции

Слайд 22

 ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В КОМПЬЮТЕРНОМ КЛАССЕ ПРАВИЛА РАБОТЫ ЗА КОМПЬЮТЕРОМ : расстояние от экрана до глаз 70 – 80 см. вертикально прямая спина плечи опущены и расслаблены локтевые, тазобедренные, коленные суставы под прямым углом при ухудшении самочувствия (резь в глазах, резкое ухудшение зрения, боль в пальцах, усиление сердцебиения) немедленно покинуть рабочее место, сообщить преподавателю и обратиться к врачу во время учебных занятий выполнять все требования преподавателя (лаборанта) ?

Слайд 23

 ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В КОМПЬЮТЕРНОМ КЛАССЕ Нельзя приходить в класс в грязной обуви и одежде. В кабинете информатики должна быть чистота. Это нужно для нормальной работы компьютеров

Слайд 24

 ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В КОМПЬЮТЕРНОМ КЛАССЕ Нельзя приносить в кабинет информатики продукты питания, крошки питания и жидкость могут попасть в клавиатуру и испортить ее.

Слайд 25

 ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В КОМПЬЮТЕРНОМ КЛАССЕ В кабинет информатики категорически запрещается приносить и жевать жевательную резинку!

Слайд 26

 ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В КОМПЬЮТЕРНОМ КЛАССЕ Мойте руки перед уроком информатики. Если ваши пальцы грязные – испачканные и сальные, то такими же грязными станут клавиши клавиатуры.

Слайд 27

 ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В КОМПЬЮТЕРНОМ КЛАССЕ Соблюдайте дисциплину в кабинете информатики. Ваша шалость может привести к поломке компьютера.

Слайд 28

 ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В КОМПЬЮТЕРНОМ КЛАССЕ Не нажимайте без разрешения учителя кнопку включения компьютера. Это может привести к потере работоспособности компьютера.

Слайд 29

 ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В КОМПЬЮТЕРНОМ КЛАССЕ Не трогайте провода, подключенные к компьютеру. Это опасно для жизни и может привести к серьезной поломке компьютера.

Слайд 30

 ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В КОМПЬЮТЕРНОМ КЛАССЕ Нажимая клавиши на компьютере, не прилагайте больших усилий. Помните, что, сильно ударяя по клавишам, вы быстро выведете клавиатуру из строя.

Слайд 31

 ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В КОМПЬЮТЕРНОМ КЛАССЕ Не трогайте экран монитора даже чистыми руками – на нем все равно останутся следы (отпечатки пальцев)

Слайд 32

1. Для каких целей могут использовать персональные компьютеры люди приведённых ниже профессий ? Архитектор: Врач: Учитель: Бизнесмен: Бухгалтер: Композитор: Секретарь: Писатель: Художник: Модельер:

Слайд 33

2. В чём отличие программиста и пользователя ? 3. Каково основное предназначение компьютера ? 4. Нарушение каких правил техники безопасности и санитарных норм может повлечь серьёзный вред здоровью человека?

Слайд 34

Домашнее задание: Выучить конспект, стр. 6 – 9 в учебнике читать, доклад для желающих на тему: «История развития ЭВМ».

Слайд 35

Литература: - Информатика , И.Г.Семакин , Л.А.Залогова , С.В.Русаков , Л.В.Шестакова . - Призентация Чулковой М.Н. «Физкультурные минутки на уроках информатики». - http://school-collection.edu.ru/catalog/res/b9cac53b-f817-470a-920c-ce0d00c1c5da/?from=e3ea83ed-f9a4-43e3-843b-0116c5e3e034&


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Роль языка в жизни людей. Русский язык"

Презентация к вводному занятию кружка "Речевая культура"...

Презентация к уроку на тему "Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Информация и знания."

Презентация к уроку на тему "Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Информация и знания."...

Разработка урока по теме"Роль гаджетов в жизни людей"

Урок совершенствования знаний, умений и навыков по теме "Современные технологии и изобретения", имеющий коммуникатино-ориентированную направленость. На данном уроке использованы элементы здоровьесбере...

Роль информации в жизни людей

Урок информатики в 6 классе (ФГОС)Тема урока: роль информации в жизни людейЦели урока: формирование представления об изучаемом понятии: информация;освоение знаний об информации и ее представлении в жи...

Роль книг в жизни людей. Работа на немецком языке

Das Lesen spielt im Leben des Menschen eine wichtige Rolle.Der deutsche Schriftsteller Jean Paul sagte mal: „Bücher  lesen heißt, wandern gehen in ferne Weiten, aus den Stuben über die Ster...