Предмет информатики. Роль информации в жизни людей
план-конспект урока по информатике и икт (7 класс) на тему

Синицкая Надежда Сергеевна

1 урок в 7 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 7_klass_1_urok.doc112 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА 1

Тема урока: «Предмет информатики. Роль информации в жизни людей»

ФИО (полностью)

Мельникова Ольга Павловна

Место работы

МБОУ СОШ № 1 г. Ардона

Должность

Учитель информатики и ИКТ

Предмет

Информатика и ИКТ

Класс

7

Тема и номер урока в теме

Предмет информатики. Роль информации в жизни людей.  Урок № 1

Базовый учебник

Семакин И. Г.

Информатика и информационно-коммуникационные технологии. Базовый курс: Учебник для 7 класса / И. Г. Семакин, Л. А. Залогова, С. В. Русаков, Л. В. Шестакова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 165 с.: ил.

Цель  урока:

познакомить учащихся с новым предметом, рассказать, о чём пойдёт речь на уроках, чему ученики должны научиться, какое значение для их образования и дальнейшей жизни имеет информатика.

Задачи:

- обучающие: дать понятие вещества, энергии, информации; информатики как науки; компьютера как универсального технического средства для работы с информацией; информационно-компьютерных технологий как важной составляющей жизни современного общества;

-развивающие: развивать познавательные интересы, навыки работы с мышью и клавиатурой, самоконтроль, умение конспектировать;

-воспитательные: воспитывать информационную культуру учащихся, внимательность, аккуратность, дисциплинированность, усидчивость.

Тип урока:

изучение нового материала.

Формы работы учащихся:

фронтальная, индивидуальная, самостоятельная.

Необходимое техническое оборудование:

Мультимедийный  проектор; экран;  компьютерный  класс; интерактивная доска; презентации к уроку: «Место информатики в системе наук», «ИКТ в современном мире», «Цели и задачи изучения предмета «Информатика и ИКТ», «Техника безопасности и санитарные нормы»; карточки с гимнастикой для глаз; карточки с домашним заданием.

Структура и ход  урока

Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

1

2

3

5

6

7

1

Организационный  момент

-

Приветствует учащихся.

Проверяет готовность  учащихся  к  уроку.

Объявляет план урока.

Приветствуют учителя. Демонстрируют готовность  к  уроку.

1мин

2

Изложение нового материала

ЭОР №1 «Место  информатики  в  системе  наук»

№2

«ИКТ  в  современном  мире»

ЭОР №3 «Цели  и  задачи  изучения  предмета  «Информатика  и  ИКТ»

Сообщает тему урока.

Демонстрирует слайды и ведёт беседу с учащимися:

- Любой учебный предмет посвящён изучению какой-то стороны окружающей нас действительности. Мир, окружающий нас, чрезвычайно разнообразен. Бесплодны попытки человека понять любой его объект, любое явление в исчерпывающей полноте. Для обозначения всего разнообразия материальных объектов в науке используется термин «вещество». После разгадки природы вещества, его структуры казалось, что всё в мире можно объяснить, описав его как совокупность взаимодействующих материальных частиц.

Следующим обобщающим понятием в истории науки стало понятие  «энергия». Его появление было связано с развитием техники, созданием двигателей, технических преобразователей энергии. Наука стала активно использовать энергетический язык в описании природы.

В середине XX века появляется и развивается  новая научная дисциплина – кибернетика. Её основатель (1948) – американский математик Норберт Винер. Н. Винер назвал кибернетикой науку об управлении и связи в живом организме и машине. Объекты, рассматриваемые с позиции кибернетики, принято называть кибернетическими системами. Центральным понятием кибернетики является «информация». В рамках кибернетики не рассматривается физическое, энергетическое взаимодействие, а только информационное. Кибернетика породила новый системно-информационный взгляд на природу. Вещество-энергия-информация – это три точки зрения, три стороны, с которых наука сумела посмотреть на бесконечно разнообразный мир.

В 60-70-е годы XX века информатика выделилась как самостоятельная научная дисциплина. Развитию информатики послужило одно из самых значительных достижений XX века – создание ЭВМ. С появлением ПК эта техника стала общедоступной. В последнее время для обозначения компьютерных методов хранения, обработки и передачи информации стали использовать термин «ИКТ». 

На данном слайде вы видите структурное содержание предмета «Информатика и ИКТ» и какие основные разделы мы с вами будем рассматривать.

Получение практических навыков работы с ПК – это не самоцель, а всего лишь средство для освоения информатики.

Записывают тему урока в рабочую тетрадь.

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем.

Задают вопросы учителю.

Отвечают на вопросы учителя.

25 мин

3

Гимнастика для глаз.

-

Проводит гимнастику для глаз:

-Учитесь отдыхать. Выполните, пожалуйста, комплекс упражнений для профилактики зрительного утомления. Упражнения выполняются на рабочем месте сидя, откинувшись на спинку стула.

1. Смотреть прямо перед собой в течение 2-3 сек, затем на 3-4 сек опустить глаза вниз. Повторять упражнение в течение 30 сек.

2. Поднять глаза кверху, опустить их книзу, отвести глаза в правую сторону, отвести глаза в левую сторону, повторить 3-4 раза.

3. Поднять глаза кверху, сделать ими круговые движения по часовой стрелке, сделать ими движение против часовой стрелки. Повторить 3-4 раза.

4. Крепко зажмурить глаза на 3-5 сек, открыть на 3-5 сек. Повторить 4-5 раз.

Выполняют упражнения.

2 мин

4

Практическая работа

ЭОР №4 «Техника  безопасности  и  санитарные  нормы»

Демонстрирует слайды и ведёт беседу с учащимися:

- Прежде, чем умело использовать компьютерную технику, вы должны освоить правила по технике безопасности, т. к. кабинет информатики является кабинетом повышенной опасности.

Раздаёт учащимся заготовленные распечатки правил и требований.

ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ

Общие положения:

  • К работе в кабинете информатики допускаются школьники, прошедшие инструктаж по ТБ, соблюдающие указания учителя.
  • Необходимо неукоснительно соблюдать правила по ТБ.
  • Нарушение этих правил может привести к поражению электрическим током, к получению механических повреждений и травм, вызвать возгорание.

Правила поведения в кабинете:

  • Не входить в кабинет в верхней одежде, головных уборах и грязной обуви.
  • Передвигаться в кабинете спокойно, не торопясь.
  • Работать разрешается только на том ПК, который выделен на данное занятие.
  • Не разговаривать громко, не шуметь, не отвлекать других учеников.
  • Перед началом работы ученик должен убедиться в отсутствии видимых повреждений оборудования на рабочем месте.
  • Включать и выключать ПК только с разрешения учителя.

Требования безопасности во время работы:

  • Быть предельно острожными при работе с техникой;
  • Не включать кабели, разъёмы и другие устройства к ПК;
  • Соблюдать правила последовательности включения и выключения ПК;
  • При появлении изменений в функционировании ПК, самопроизвольного отключения необходимо немедленно прекратить работу и сообщить об этом преподавателю;
  • Контролировать расстояние до экрана и правильную осанку;

Запрещается:

  • Пользоваться неисправной техникой;
  • Касаться экрана и тыльной стороны монитора, разъёмов, соединительных кабелей, токоведущих частей руками и/или острыми металлическими предметами;
  • Самостоятельно устранять неисправность работы ПК;
  • Передвигать системный блок и монитор;
  • Работать грязными, влажными руками, во влажной одежде;
  • Работать за ПК дольше положенного времени.

Наклеивают на обороте обложки рабочей тетради заготовленные учителем распечатки правил и требований по технике безопасности.

15 мин

5

Подведение итогов

-

Помогает учащимся сформулировать вывод урока.

Формулируют вывод урока.

1мин

6

Домашнее задание

ЭОР №5 «Домашнее  задание №1»

ЭОР №6 «Информатика и современное общество»

Выдаёт домашнее задание:

- Работа с учебником: введение; техника безопасности и санитарные нормы работы за ПК. Выполнить задание на карточке.

Ознакомиться с дополнительным материалом.

Благодарит за урок и прощается.

Получают домашнее задание.

1мин

Таблица 2.

Приложение к плану-конспекту урока

Тема: «Предмет информатики. Роль информации в жизни людей»

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

«Место  информатики  в  системе  наук»

Информационный

Презентация в формате .pps

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/9cbbb831-3621-45c8-82ac-1f1a15c26df0/?from=a21edc9a-abe4-49a6-ae55-25488285cfe0&interface=teacher&class=50&subject=19

2

«ИКТ  в  современном  мире»

Информационный

Презентация в формате .pps

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/6d8bee0f-81a5-46a3-8bb3-c13cc4a5ff5d/?from=e3ea83ed-f9a4-43e3-843b-0116c5e3e034&

3

«Цели  и  задачи  изучения  предмета  «Информатика  и  ИКТ»

Информационный

Презентация в формате .pps

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/3db4fa23-4ac7-4c05-95cd-022c3cd29073/?from=e3ea83ed-f9a4-43e3-843b-0116c5e3e034&

4

«Техника  безопасности  и  санитарные  нормы»

Информационный

Презентация в формате .pps

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/b9cac53b-f817-470a-920c-ce0d00c1c5da/?from=e3ea83ed-f9a4-43e3-843b-0116c5e3e034&

5

«Домашнее  задание № 1»

Практический

Задание на карточке

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/f2e802bf-dc84-4d1b-87b1-088f44d37871/?from=e3ea83ed-f9a4-43e3-843b-0116c5e3e034& http://school-collection.edu.ru/catalog/res/f2e802bf-dc84-4d1b-87b1-088f44d37871/?from=e3ea83ed-f9a4-43e3-843b-0116c5e3e034&

6

«Информатика и современное общество"

Информационный

Информационный модуль с просмотром в браузере.

http://fcior.edu.ru/card/29356/informatika-i-sovremennoe-obshestvo.html