Методическая разработка открытого урока "Представление информации в двоичной системе счисления"
методическая разработка по информатике и икт (10 класс) по теме
Представление информации в двоичной системе счисления
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3_predstavlenie_informatsii_v_dvoichnoy_sisteme_schisleniya.doc | 153.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ ИМЕНИ П.А. ОВЧИННИКОВА»
Методическая разработка открытого занятия
ОД.12 Информатика и ИКТ
для профессии 140446.03 Электромонтер по ремонту и обслуживанию
электрооборудования (по отраслям)
Тема 2. Информация и информационные процессы (57 часов)
Урок 22
Представление информации в двоичной системе счисления
Группа 11-Э (английская подгруппа)
Преподаватель информатики:
Ульянова Елена Викторовна
Группа 11-Э
План-конспект
открытого урока по информатике
Тема урока. Представление информации в двоичной системе счисления
Цели урока:
- Образовательные: научить переводить числа из одной системы счисления в другую, выполнять арифметические операции в двоичной системе счисления
- Развивающие: формирование мировоззрения – многообразие систем счисления
- Воспитательные: воспитание внимания
Задачи урока:
- ввести понятие «система счисления», объяснить, как образуются числа в позиционных системах счисления;
- обучить учащихся переводить числа из одной системы счисления в другую, выполнять арифметические операции в двоичной системе счисления;
- проверить усвоение материала.
Оборудование:
компьютеры, Интернет, http://www.pk13.ru/lms, Лекция 8, Тест 8_1.
План урока
- Организационный момент
- Опрос (основные моменты Лекции 7)
- Изложение нового материала – работа с Лекцией 8
- Закрепление – Тест 8_1
- Домашнее задание.
Умения и навыки:
Учащиеся должны:
знать:
- иметь представление о системах счисления;
- правила выполнения арифметических операций в двоичной системе счисления;
уметь:
- переводить числа из десятичной системы счисления в двоичную и обратно различными способами;
- выполнять арифметические действия в двоичной системе счисления.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Опрос (основные моменты Лекции 7)
Содержание теста:
3. Изложение нового материала
1. Позиционные и непозиционные системы счисления
Для записи информации о количестве объектов используются числа. Числа записываются с использованием особых знаковых систем, которые называются системами счисления. Алфавит систем счисления состоит из символов, которые называются цифрами. Например, в десятичной системе счисления числа записываются с помощью десяти всем хорошо известных цифр:
0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.
Система счисления — это знаковая система, в которой числа записываются по определенным правилам с помощью символов некоторого алфавита, называемых цифрами.
Все системы счисления делятся на две большие группы: позиционные и непозиционные системы счисления. В позиционных системах счисления значение цифры зависит от ее положения в числе, а в непозиционных — не зависит.
Римская непозиционная система счисления. Самой распространенной из непозиционных систем счисления является римская. В качестве цифр в ней используются:
I (1), V (5), X (10), L (50), С (100), D (500), М (1000).
Значение цифры не зависит от ее положения в числе. Например, в числе XXX (30) цифра X встречается трижды и в каждом случае обозначает одну и ту же величину - число 10, три числа по 10 в сумме дают 30.
Величина числа в римской системе счисления определяется как сумма или разность цифр в числе. Если меньшая цифра стоит слева от большей, то она вычитается, если справа - прибавляется. Например, запись десятичного числа 1998 в римской системе счисления будет выглядеть следующим образом:
1 9 9 8
М СМ ХС VIII = 1000 + (1000 - 100) + (100 - 10) + 5 + 1 + 1 + 1.
Позиционные системы счисления. Первая позиционная система счисления была придумана еще в Древнем Вавилоне, причем вавилонская нумерация была шестидесятеричной, то есть в ней использовалось шестьдесят цифр! Интересно, что до сих пор при измерении времени мы используем основание, равное 60 (в 1 минуте содержится 60 секунд, а в 1 часе — 60 минут).
В XIX веке довольно широкое распространение получила двенадцатеричная система счисления. До сих пор мы часто употребляем дюжину (число 12): в сутках две дюжины часов, круг содержит тридцать дюжин градусов и так далее.
В позиционных системах счисления количественное значение цифры зависит от ее позиции в числе.
2. Системы счисления, используемые в ЭВМ
Наиболее распространенными в настоящее время позиционными системами счисления являются: десятичная, двоичная, восьмеричная и шестнадцатеричная. Каждая позиционная система имеет определенный алфавит цифр и основание.
В позиционных системах счисления основание системы равно количеству цифр (знаков в ее алфавите) и определяет, во сколько раз различаются значения одинаковых цифр, стоящих в соседних позициях числа.
Десятичная система счисления имеет алфавит цифр, который состоит из десяти всем известных, так называемых арабских, цифр, и основание, равное 10, двоичная — две цифры и основание 2, восьмеричная — восемь цифр и основание 8, шестнадцатеричная — шестнадцать цифр (в качестве цифр используются и буквы латинского алфавита) и основание 16.
Система счисления | Основание | Алфавит цифр |
Десятичная | 10 | 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 |
Двоичная | 2 | 0, 1 |
Восьмеричная | 8 | 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, |
Шестнадцатеричная | 16 | 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, А(10), В(11), С(12), D(13), Е(14), F(15) |
3. Десятичная система счисления
Рассмотрим в качестве примера десятичное число 555. Цифра 5 встречается трижды, причем самая правая цифра 5 обозначает пять единиц, вторая справа — пять десятков и, наконец, третья справа — пять сотен.
Позиция цифры в числе называется разрядом. Разряд числа возрастает справа налево, от младших разрядов к старшим. В десятичной системе цифра, находящаяся в крайней справа позиции (разряде), обозначает количество единиц, цифра, смещенная на одну позицию влево, — количество десятков, еще левее — сотен, затем тысяч и так далее. Соответственно имеем разряд единиц, разряд десятков и так далее.
Число 555 записано в привычной для нас свернутой форме. Мы настолько привыкли к такой форме записи, что уже не замечаем, как в уме умножаем цифры числа на различные степени числа 10.
В развернутой форме записи числа такое умножение записывается в явной форме. Так, в развернутой форме запись числа 555 в десятичной системе будет выглядеть следующим образом:
55510 = 5⋅102 + 5⋅101 + 5⋅100
Как видно из примера, число в позиционной системе счисления записывается в виде суммы числового ряда степеней основания (в данном случае 10), в качестве коэффициентов которых выступают цифры данного числа.
Для записи десятичных дробей используются отрицательные значения степеней основания. Например, число 555,55 в развернутой форме записывается следующим образом:
555,5510 = 5⋅102 + 5⋅101 + 5⋅100 + 5⋅10-1 + 5⋅10-2
В общем случае в десятичной системе счисления запись числа А10, которое содержит n целых разрядов числа и m дробных разрядов числа, выглядит так:
A10 = an-1⋅10n-1 + . . . + a0⋅100 + a-1⋅10-1 + . . . + a-m⋅10-m.
Коэффициенты а1 в этой записи являются цифрами десятичного числа, которое в свернутой форме записывается так:
A10 = an-1 an-2 . . . a0, a-1 . . . a-m.
4. Двоичная система счисления
В двоичной системе счисления основание равно 2, а алфавит состоит из двух цифр (0 и 1).
Следовательно, числа в двоичной системе в развернутой форме записываются в виде суммы степеней основания 2 с коэффициентами, в качестве которых выступают цифры 0 или 1.
Например, развернутая запись двоичного числа может выглядеть так:
A2 = 1⋅22 + 0⋅21 + 1⋅20
Свернутая форма этого же числа:
A2 =1012
В общем случае в двоичной системе запись числа А2, которое содержит n целых разрядов числа и т дробных разрядов числа, выглядит так:
A2 = an-1⋅2n-1 + an-2⋅2n-2 + . . . a0⋅20 + a-1⋅2-1 + . . . + a-m⋅2-m
Коэффициенты а1 в этой записи являются цифрами (0 или 1) двоичного числа, которое в свернутой форме записывается так:
A2 = an-1 an-2 . . . a0, a-1 a-2 . . . a-m
Из вышеприведенных формул видно, что умножение или деление двоичного числа на 2 (величину основания) приводит к перемещению запятой, отделяющей целую часть от дробной на один разряд соответственно вправо или влево.
Например:
101,012. ⋅ 2 = 1010,12
101,012 : 2 = 10,1012
Таблица разрядов двоичной системы счисления
210 | 29 | 28 | 27 | 26 | 25 | 24 | 23 | 22 | 21 | 20 |
1024 | 512 | 256 | 128 | 64 | 32 | 16 | 8 | 4 | 2 | 1 |
5. Позиционные системы счисления с произвольным основанием
Возможно использование множества позиционных систем счисления, основание которых равно или больше 2. В системах счисления с основанием q (q-ичная система счисления) числа в развернутой форме записываются в виде суммы степеней основания q с коэффициентами, в качестве которых выступают цифры 0, 1, q-1:
Aq = an-1⋅qn-1 + an-2⋅qn-2 + . . . + a0⋅q0 +a-1⋅q-1 + . . . + a-m⋅q-m
Коэффициенты ai в этой записи являются цифрами числа, записанного в q-ичной системе счисления.
Восьмеричная система счисления
В восьмеричной системе основание равно восьми (q=8). Тогда записанное в свернутой форме восьмеричное число
А8 = 6738
в развернутой форме будет иметь вид:
А8 = 6∙82 + 7∙81 + 3∙80
Таблица разрядов восьмеричной системы счисления
85 | 84 | 83 | 82 | 81 | 80 |
32768 | 4096 | 512 | 64 | 8 | 1 |
3. Алгоритмы перевода чисел из одной системы счисления в другую
Перевод чисел в десятичную систему счисления
Преобразование чисел, представленных в двоичной в десятичную выполнить довольно легко. Для этого необходимо записать число в развернутой форме и вычислить его значение.
Перевод числа из двоичной системы в десятичную
Возьмем любое двоичное число, например 101122. Запишем его в развернутой форме и произведем вычисления:
11012 = 1∙23 + 1∙22 + 0∙21 + 1∙20 = 1∙8 + 1∙4 + 0∙2 + 1∙1 = 8 + 4 + 0 +1 = 1310
Алгоритм перевода целых десятичных чисел в двоичную систему счисления
- Последовательно выполнять деление исходного целого десятичного числа и получаемых целых частных на основание системы (на 2) до тех пор, пока не получится частное, меньшее делителя, то есть меньшее 2.
- Записать полученные остатки в обратной последовательности.
В качестве примера рассмотрим перевод десятичного числа 13 в двоичную систему, записывая результаты в таблицу:
В результате получаем двоичное число: 11012
1310 = 11012
Проверка: 11012 = 1∙23 + 1∙22 + 0∙21 +1∙20 = 8 + 4 + 0 + 1 = 1310
4. Двоичная арифметика
Арифметические операции во всех позиционных системах счисления выполняются по одним и тем же хорошо известным вам правилам.
Сложение
Рассмотрим сложение чисел в двоичной системе счисления. В его основе лежит таблица сложения одноразрядных двоичных чисел:
0 + 0 = 0
0 + 1 = 1
1 + 0 = 1
1 + 1 = 10
Важно обратить внимание на то, что при сложении двух единиц происходит переполнение разряда и производится перенос в старший разряд. Переполнение разряда наступает тогда, когда величина числа в нем становится равной или большей основания 1.
Сложение многоразрядных двоичных чисел происходит в соответствии с вышеприведенной таблицей сложения с учетом возможных переносов из младших разрядов в старшие.
Пример № 1
В качестве примера сложим в столбик двоичные числа 1102 и 112:
+ | 1 | 1 | 0 |
1 | 1 | ||
1 | 0 | 0 | 1 |
Проверка:
1102 = 1∙22 + 1∙21 + 0∙20 = 4 + 2 + 0 = 610
112 = 1∙21 + 1∙20 = 2 + 1 = 310
10012 = 1∙23 + 0∙22 + 0∙21 + 1∙20 = 8 + 0 + 0 + 1 = 910
610 + 310 = 910
Пример № 2
110112 + 1012 = ?
+ | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 |
1 | 0 | 1 | |||
1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Проверка:
110112 = 1∙24 + 1∙23 + 0∙22 + 1∙21 + 1∙20 = 16 + 8 + 0 + 2 +1 = 2710
1012 = 1∙22 + 0∙21 + 1∙20 = 4 + 1 = 510
1000002 = 1∙25 + 0∙24 + 0∙23 + 0∙22 + 0∙21 + 0∙20 = 32 + 0 + 0 + 0 + 0 + 0= 3210
2710 + 510 = 3210
Умножение
В основе умножения лежит таблица умножения одноразрядных двоичных чисел:
0 ∙ 0 = 0
0 ∙ 1 = 0
1 ∙ 0 = 0
1 ∙ 1 = 1
Умножение многоразрядных двоичных чисел происходит в соответствии с вышеприведенной таблицей умножения по обычной схеме, применяемой в десятичной системе счисления с последовательным умножением множимого на цифры множителя.
Пример № 1
В качестве примера произведем умножение двоичных чисел 1012 и 112.
х | 1 | 0 | 1 | |
1 | 1 | |||
+ | 1 | 0 | 1 | |
1 | 0 | 1 | ||
1 | 1 | 1 | 1 |
Проверка:
1012 = 1∙22 + 0∙21 + 1∙20 = 4 + 0 + 1 = 510
112 = 1∙21 + 1∙20 = 2 + 1 = 310
11112 = 1∙23 +1∙22 + 1∙21 + 1∙20 = 8 + 4 + 2 + 1 = 1510
510 ∙ 310 = 1510
Пример № 2
11012 ∙ 1112 = ?
х | 1 | 1 | 0 | 1 | ||
1 | 1 | 1 | ||||
+ | 1 | 1 | 0 | 1 | ||
1 | 1 | 0 | 1 | |||
1 | 1 | 0 | 1 | |||
1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 |
Проверка:
11012 = 1 ∙23 + 1∙22 + 0∙21 + 1∙20 = 8 + 4 + 0 + 1 = 1310
1112 = 1∙22 + 1∙21 + 1∙20 =4 + 2 + 1 = 710
10110112 = 1∙26 + 0∙25 + 1∙24 + 1∙23 +0∙22 + 1∙21 + 1∙20 = 64+0+16+8+0+2+1 = 9110
1310 ∙ 710 = 9110
4. Закрепление
Тест 8.1. Системы счисления
- Из чего состоит алфавит систем счисления?
- цифр +
- иероглифов
- знаков математических операций
- Цифры 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 :
- римские
- арабские +
- греческие
- русские
- Знаковая система, в которой числа записываются по определенным правилам с помощью символов некоторого алфавита, называемых цифрами – это:
- система отсчета
- система координат
- система счисления +
- система управления
- В позиционных системах счисления значение цифры:
- зависит от ее положения в числе +
- не зависит от ее положения в числе
- В непозиционных системах счисления значение цифры:
- зависит от ее положения в числе
- не зависит от ее положения в числе +
- В римской системе счисления цифра 5 обозначается:
- I
- V +
- X
- L
- В римской системе счисления цифра 10 обозначается:
- I
- V
- X +
- L
- В римской системе счисления цифра L обозначает:
- 50 +
- 100
- 1000
- 5
- В римской системе счисления цифра C обозначает:
- 50
- 100 +
- 1000
- 10
- В римской системе счисления цифра M обозначает:
- 50
- 100
- 1000 +
- 10
- В римской системе счисления число LIX обозначает:
- 59 +
- 61
- 110
- 5110
- В римской системе счисления число CLIV обозначает:
- 104
- 154 +
- 1514
- 1504
- Как записывается число 55 в римской системе счисления?
- VV
- XV
- LV +
- CV
- Как записывается число 2012 в римской системе счисления?
- MMXII +
- MM00XII
- 2M00XII
- Какой была первая система счисления, придуманная в Древнем Вавилоне?
- двоичной
- десятичной
- шестнадцатеричной
- шестидесятеричной +
- В позиционных системах счисления основание системы:
- равно количеству цифр (знаков в ее алфавите) +
- не равно количеству цифр (знаков в ее алфавите)
- В шестнадцатеричной системе счисления цифра С обозначает:
- 10
- 11
- 12 +
- 13
- В шестнадцатеричной системе счисления 13 записывается цифрой:
- B
- С
- D +
- F
- Переведите десятичное число 7 в двоичную систему счисления:
- 111 +
- 1110
- 1111
- 101
- Восьмеричное число 21 в десятичной системе счисления:
- 13
- 15
- 17 +
- 24
- Переведите десятичное число 47 в восьмеричную систему счисления:
- 37
- 57 +
- 65
- 75
- Шестнадцатеричное число 3А в десятичной системе счисления:
- 45
- 51
- 58 +
- 74
- Переведите десятичное число 63 в шестнадцатеричную систему счисления:
- 3В
- 315
- 3F +
- F3
- Достаточно ли двух шестнадцатеричных цифр для выражения всех возможных (256) комбинаций битов в байте?
- да +
- нет
- Как записывается двоичное число 11011110 двумя шестнадцатеричными цифрами?
- CA
- DE +
- FB
- BE
5. Домашнее задание:
- Лекция 8
- Тест 8.2. Двоичная система счисления
Текст теста 8_2
В двоичной системе счисления основание равно 2, а алфавит состоит из двух цифр (0 и 1).
Перевод чисел из двоичной системы счисления в десятичную
Для преобразование чисел, представленных в двоичной системе счисления, в десятичную необходимо записать число в развернутой форме и вычислить его значение.
11012 = 1∙23 + 1∙22 + 0∙21 + 1∙20 = 1∙8 + 1∙4 + 0∙2 + 1∙1 = 8 + 4 + 0 +1 = 1310
При помощи таблицы разрядов двоичной системы счисления переводить двоичные числа в десятичные легко:
8 + 4 + 0 + 1 = 13:
23 | 22 | 21 | 20 | |
8 + | 4 + | 2 | 1 | =13 |
1 | 1 | 0 | 1 |
При переводе чисел из одной системы счисления в другую пользуйтесь таблицей разрядов двоичной системы счисления!
- Переведите двоичное число 1110 в десятичную систему счисления:
- 14 *
- 7
- 11
- 111
- Переведите двоичное число 101010 в десятичную систему счисления:
- 222
- 42 *
- 52
- 121
- Переведите двоичное число 110110 в десятичную систему счисления:
- 66
- 112
- 54 *
- 312
- Переведите двоичное число 100000000 в десятичную систему счисления:
- 128
- 512
- 256 *
- 1024
- Переведите двоичное число 11111111 в десятичную систему счисления:
- 1023
- 127
- 255 *
- 511
Перевод чисел из десятичной системы в двоичную
- Последовательно выполнять деление исходного целого десятичного числа и получаемых целых частных на основание системы (на 2) до тех пор, пока не получится частное, меньшее делителя, то есть меньшее 2.
- Записать полученные остатки в обратной последовательности.
В качестве примера рассмотрим перевод десятичного числа 13 в двоичную систему, записывая результаты в таблицу:
В результате получаем двоичное число: 11012
1310 = 11012
Проверка: 11012 = 1∙23 + 1∙22 + 0∙21 +1∙20 = 8 + 4 + 0 + 1 = 1310
При помощи таблицы разрядов двоичной системы счисления переводить десятичные числа в двоичные намного легче!
23 | 22 | 21 | 20 | |
8 + | 4 | 2 | + 1 | =13 |
1 | 1 | 0 | 1 |
При переводе чисел из одной системы счисления в другую пользуйтесь таблицей разрядов двоичной системы счисления!
- Переведите десятичное число 15 в двоичную систему счисления:
- 1111 *
- 11111
- 10000
- 1110
- Переведите десятичное число 21 в двоичную систему счисления:
- 10101 *
- 11111
- 10001
- 11101
- Переведите десятичное число 98 в двоичную систему счисления:
- 1110111
- 1100010 +
- 1000001
- 1100101
- Переведите десятичное число 129 в двоичную систему счисления:
- 10000001 *
- 11111111
- 10010101
- 11101001
- Переведите десятичное число 257 в двоичную систему счисления:
- 100000001 *
- 11111111
- 100000011
- 110000000
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Системы счисления. Основные понятия. Двоичная система счисления
Мультимедийная презентация содержит основные понятия по теме "Системы счисленя". Двоичная система счисления представлена в презентации по следующей схеме: основание, узловые и алгоритмические числа, п...
Презентация "Представление информации в двоичной системе счисления"
Может быть использована как иллюстрация к сообщению как учителя, так и ученика.В ней в краткой и доступной форме приводится классификация систем счислений, двоичная арифметика, приведены примеры...
Урок "Представление информации в двоичной системе счисления"
Урок "Представление информации в двоичной системе счисления"...
Урок-игра по информатике и ИКТ в 8 классе по теме: «Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другие, арифметические операции в двоичной системе счисления»
Урок-игра по информатике и ИКТ в 8 классе по теме: «Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другие, арифметические операции в двоичной системе счисления»...
«Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другие, арифметические операции в двоичной системе счисления»
систематизировать знания учащихся по теме «Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другие, арифметические операции в двоичной системе счисления»...
Методическая разработка Перевод чисел из десятичной в двоичную системы счислений при помощи калькулятора
Методическая разработка Перевод чисел из десятичной в двоичную системы счислений при помощи калькулятора...
«Двоичная система счисления. Перевод целых чисел в пределах от 0 до 1024 в двоичную систему счисления. Арифметические операции в двоичной системе счисления».
Конспект урока по информатике 8 класс. «Двоичная система счисления. Перевод целых чисел в пределах от 0 до 1024 в двоичную систему счисления. Арифметические операции в двоичной системе счис...