Табличные модели 8 класс
план-конспект урока по информатике и икт (8 класс) на тему

Синицкая Надежда Сергеевна

Табличные модели 8 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tablichnye_modeli_8_klass.docx181.64 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока «Табличные модели»

8 класс

Дата проведения: 21.11.2016

Подготовила: учитель информатики и ИКТ Трофимова Н.С.

МАОУ СОШ №14 г.Железнодорожный, МО

  1. Предмет, класс

«Информатика и ИКТ», 8 класс

  1. Учебно-методическое обеспечение

Семакин И.Г. и др. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

  1. Тема урока

Табличные модели

  1. Тип урока

Урок открытия новых знаний

  1. Программно-технические средства

Мультимедийный компьютер, проектор

ОС Windows, MS Power Point, презентация учителя (разработана на основе презентации к УМК И.Г.Семакина)

  1. Цель  урока

формирования понятия табличной модели, знакомство с разными видами таблиц, их классификация, отработка навыков создание, форматирование таблиц в MSWord.

  1. Задачи урока

Образовательные: обобщить и систематизировать знания учащихся, сформировать умение классифицировать учебный материал.

Развивающие: развивать мышление при классификации учебного материала, навыков самостоятельной работы, практических умений и навыков при работе с изученными информационными технологиями.

Воспитательная: вырабатывать интерес к предмету, аккуратность, внимательность, дисциплинированность, информационную культуру.

  1. Методы обучения на уроке

объяснительно-иллюстративный, наглядный, практический.

  1. Формы организации работы учащихся

Групповая, индивидуальная, фронтальная

  1. Информационные ресурсы
  1. Информатика. Задачник-практикум в 2 т./ Под ред. И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера: Том 1. – М.: Бином. Лабратория Знаний, 2013 г.
  2. Семакин И.Г., Шеина Т.Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе. Методическое пособие. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2013 г.
  3. Соколова О.Л. Универсальные поурочные разработки по информатике. – М.: ВАКО, 2012 г.
  4. Сайт издательства «Бином»

http://metodist.lbz.ru/authors/

Ход урока:

1. Организационный момент (устное сообщение учителя)

Приветствие.

2. Проверка выполнения домашнего задания

- На прошлом уроке мы с вами говорили о моделях. Кто вспомнит определение, что такое модель? (Ответ ученика: модель – это упрощенное подобие реального объекта, процесса или явления). Хорошо. На какие два вида делятся все модели? (Ответ ученика: модели бывают двух видов – натурные и информационные). Молодец. Перечислите, пожалуйста, какие информационные модели мы с вами рассматривали на прошлом уроке? (Ответ ученика: к информационным моделям относятся математические, графические, вербальные и табличные модели). Приведи, пожалуйста, примеры информационных моделей из жизни, из нашего окружения. (Ответы учащихся). Умники.

Проверка выполнения д-з в тетради (модели земли)

3. Постановка цели и мотивация учебной деятельности

- Напомните мне, пожалуйста, какие модели объекта «Земли» вы нашли в домашнем задании? А можно построить табличную модель? Так вот, сегодня нам с вами и предстоит подробно остановиться на табличных моделях, узнать, какие они бывают, самим научиться строить различные виды таблиц.

Откройте, пожалуйста, ваши тетради. На полях сегодняшнее число. Тема урока: «Табличные модели». (Слайд 1)

4. Изучение нового материала

- С таблицами вы знакомы еще с начальных классов, вспомните таблицу умножения. В холле школы вы можете видеть «Расписание уроков школы». А что это такое? Таблица. Ваш дневник, классный журнал – это  таблицы. Все таблицы, которые вам встречались в жизни, делятся на два типа: таблицы типа «объект – свойство» и таблицы типа «объект – объект». (Слайд 2).

Занесите, пожалуйста, эту классификацию в свои тетради.

А теперь остановимся на каждом из этих типов таблиц поподробнее, чтобы понять, а чем же они отличаются?

В ваших учебниках на странице 50 изображена таблица «Домашняя библиотека» (Слайд 3). При составлении таблицы в нее включается лишь та информация, которая интересует пользователя. Например, кроме тех сведений о книгах, которые включены в таблицу «Домашняя библиотека», существуют и другие: издательство, количество страниц, стоимость книги. Однако для составителя таблицы было достаточно сведений об авторе, названии и годе издания книги (учитель указывает эти столбцы в таблице) и информации, позволяющей найти книгу на полке. Предполагается, что все книги и полки пронумерованы. То есть мы с вами видим, что перед нами в этой таблице представлена информационная модель книжного фонда домашней библиотеки. В одной строке этой таблице содержится информация об одном объекте (книга), а в столбе – отдельная характеристика (свойство) этого объекта.

На странице 50 учебника рассмотрим таблицу «Погода» (Слайд 4). Как вы думаете, что будет в этой таблице объектом для моделирования? (Ответ учеников: погода). Ребята, а можно ли погоду назвать объектом? (Ответ учеников: нет, погода – это процесс). Молодцы! Посмотрите в таблицу: информация о состоянии погоды в определенный день размещена в строке, а характеристика погоды – в столбце.

Эти две таблицы относятся к наиболее часто используемому типу таблиц – таблицы типа «объект – свойство». В одной строке таких таблиц содержится информация об объекте, процессе или явлении, а в столбце таблицы – характеристика (свойство) этого объекта, процесса или явления.

На следующей странице вашего учебника  рассмотрите таблицу «Успеваемость». (Слайд 5). Отличается ли она от двух предыдущих таблиц? Конечно! В первой строке перечислены объекты – предметы школьного курса, в первом столбце тоже объекты – ученики. А вот на пересечении этих двух видов объектов находится одно единственное свойство – оценка, полученная данным учеником по данному предмету. Такая таблица относится к типу «объект – объект».

Рассмотрите таблицу «Дороги» на 52 странице. Похожа она на таблицу «Успеваемость»? (Ответ школьника: похожа тем, что в первой строке – объекты (названия населенных пунктов) и в первом столбце тоже эти же объекты.) А чем отличается? (Ответ ученика: нули и единицы вместо оценок). Правильно! Если дорога между деревнями есть, то ставится 1, если нет – то 0. (Слайд 6). Такая таблица в информатике и в математике называется двоичной матрицей. В них отражается качественный, а не количественный  характер связи между объектами.

5. Первичная проверка понимания материала

- А сейчас, ребята, вы сами попробуете найти ошибки, которые я специально допустила в оформлении таблиц. Давайте разделимся на две группы. Вот карточка для первой группы, а вот для второй. (Раздает карточки-задания) Посмотрите внимательно на свои таблицы, посовещайтесь, подумайте, где допущены ошибки. (Учитель организует работу в группах, предлагает школьникам определить лидера, который будет выступать от их группы).

- Итак, внимание на доску (Слайд 7). Пожалуйста, первая группа, какие неточности вы нашли? (Ответ ученика: данные в таблице нужно заносить цифрами, а не словами; очень большое число моркови собрала Кнопочка; наименование размерности величины в столбике Капуста нужно писать только один раз в заголовке). Молодцы, правильно! А как у нас поработала вторая группа? (Слайд 8) (Ответ: нет заголовка таблицы и в первом столбце нет названия, данные в столбце Владелец нужно заносить одинаково – фамилия и инициалы). Верно!

6. Закрепление материала (компьютерный практикум)

- Давайте на практике закрепим те новые знания, которые вы получили сегодня на уроке.

«Расчет стоимости продуктов на неделю» (стр.122, Практикум, таблица №14)

Цель: - закрепить понятие Табличная модель; отработка навыков создание, форматирование таблиц в MSWord.

7. Подведение итогов урока. Рефлексия

- Сегодня на уроке мы плодотворно потрудились. У меня к вам вопросы:

1. Что сегодня нового узнали?

2. Хотели бы и дальше учиться создавать, правильно и красиво оформлять таблицы?

3. Что вам показалось самым трудным на уроке? Что не очень понятно?

Сегодня на уроке к работе серьезно подошли следующие ученики: … (Учитель оценивает работу учеников, аргументирует выставленные оценки, а именно: выступления от групп, устные ответы, правильное и быстрое выполнение практической работы.)

9. Домашнее задание

§8 «Табличные модели», выполнение д-з и отправка его на е-майл учителя.

Спасибо, урок окончен! До свидания.

Домашнее задание. 8 класс

Моделирование. Табличные модели.

Ответы оформить в текстовом редакторе Word. Дизайн учитывается при выставлении оценки.

  1. Соревнования по плаванию были в самом разгаре, когда стало ясно, что первые четыре места займут мальчики из пятёрки лидеров. Их имена: Валерий, Николай, Михаил, Игорь, Эдуард, фамилии: Симаков, Чигрин, Зимин, Копылов, Блинов (имена и фамилии названы в произвольном порядке).

Нашлись знатоки, которые предсказали, что первое место займёт Копылов, второе - Валерий, третье - Чигрин, четвёртое - Эдуард.

Но ни один из ребят не занял того места, какое ему предсказывали.

На самом деле первое место завоевал Михаил, второе - Симаков, третье - Николай, четвёртое - Блинов, а Чигрин не попал в четвёрку сильнейших.

Назовите имя и фамилию каждого из лидеров. (решение оформить в виде таблице)

  1. В Норильске, Москве, Ростове и Пятигорске живут четыре супружеские пары (в каждом городе - одна пара).

Имена этих супругов: Антон, Борис, Давид, Григорий, Ольга, Мария, Светлана, Екатерина.

Антон живёт в Норильске, Борис и Ольга - супруги, Григорий и Светлана не живут в одном городе, Мария живёт в Москве, Светлана - в Ростове.

В каком городе проживает каждая из супружеских пар? (решение оформить в виде таблице)

  1. Построить таблицу по следующему описанию (аналогично как в практической работе, которую начали делать в классе)


Самоанализ урока информатики в 8а классе по теме:

« Табличные модели»

        

При планировании  урока было обращено внимание на  межпредметную связь данной темы урока, доступность изучаемого материала, высокую информированность, развитие навыков исследовательской и самостоятельной работы, использование технических средств обучения.

Особое внимание на уроке уделялось формированию навыков учащихся построения графиков функций и их исследования,  развитию воображения, творческой активности учащихся, а также памяти, внимания, логического мышления.

Процесс обучения строился на постепенном усложнении содержания.

В ходе урока использовались различные формы обучения: фронтальная работа, самостоятельная работа с самопроверкой, практическая работа на компьютерах. Такое сочетание форм делает урок открытия нового знания  динамичнее, интереснее, не дает накапливаться усталости, однообразию.

Контроль усвоений знаний умений и навыков был предусмотрен в виде самостоятельной работы с самопроверкой и выполнение практической работы на компьютере.

Для проведения урока использовался ПК, мультимедийный проектор, презентация к уроку.

Высокая работоспособность и доброжелательная психологическая атмосфера на уроке поддерживалась за счет разнообразия заданий, за счет постоянной смены наглядности, эмоциональной подачи материала, смены деятельности и темпа урока.

Время на различных этапах урока использовалось рационально. Для эмоциональной разгрузки и снятия напряжения учащимся было предложена гимнастика для глаз.

Я считаю, что мне удалось реализовать все поставленные цели и задачи. Ребятам было интересно и комфортно на уроке.

Трофимова Н.С.

Учитель информатики


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка к уроку информатики в 9 классе по теме: "Табличные модели".

Методическая разработка к уроку содержит :1) Конспект урока;2) Презентацию к уроку;3) Слайды;4) Домашнее задание....

Практическое задание 9 класс "Создание табличных моделей типа объект-объект""

По следущим текстам построить таблицы типа "Объект-обеъкт"...

Табличные модели 9 класс

Презентация по теме табличные модели. объяснение нового материала, какие бывают таблицы. Повторяем табличное решение логических задач....

Практическое задание по теме "Создание табличной модели в MS Word" - 8 класс

Задание трех уровней:1) на оценку 3 - заполнить готовую таблицу на основе словесного описания2) на оценку 4 - создать табличную модель по образцу и заполнить её на основе словесного описания3) на оцен...

Открытый урок по информатике "Виды информационных моделей. Практическая работа №11 "Создание табличных моделей"" в 6 классе

Урок - закрепления и отработки знаний о видах информационных моделей, отработка на практике умений работать с табличными информационными моделями (в текстовом процессоре)...