Программа и задание к олимпиаде 2018
методическая разработка по информатике и икт (5 класс) по теме

Скляр Татьяна Анатольевна

Предметная олимпиада - 2018

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  города Кургана

«Средняя общеобразовательная школа № 56»

РАССМОТРЕНА на ШМО

ПРИНЯТА педагогическим

УТВЕРЖДАЮ

классных руководителей

советом

Директор МБОУ «СОШ № 56»

Протокол № 1

Протокол № 1

_________Т.П. Галынская

от

от

Приказ №

     

                                                                                                

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

социально-педагогической направленности

 «Инфознайка»

Уровень освоения программы: ознакомительный

Возраст учащихся: 11 – 12 лет

срок реализации: 1 год

Автор-составитель: Скляр Татьяна Анатольевна

                                                                    педагог дополнительного                             образования

Курган

2018г.

СОДЕРЖАНИЕ

Паспорт программы

Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы

  1. Пояснительная записка
  2. Цель и задачи программы
  3. Планируемые результаты (компетенции)
  4. Учебно-тематический план
  5. Содержание программы

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий

2.1 Условия реализации программы

2.2 Формы аттестации

2.3 Методические материалы

2.4 Список литературы и источников

ПРИЛОЖЕНИЯ

Календарный учебный график

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Автор-составитель:

Скляр Татьяна Анатольевна, учитель информатики первой квалификационной категории

Наименование учреждения:

МБОУ «СОШ № 56»

Название программы:

Инфознайка

Тип программы:

дополнительная общеобразовательная программа

Направленность:

социально-педагогическая

Образовательная область:

математика и информатика

Возраст учащихся:

5 класс (11 – 12 лет)

Срок обучения:

1 год

Объем часов:

34

Цель программы:

- сформировать у учащихся базовые представлений о языках программирования, алгоритме, исполнителе, способах записи алгоритма;

- организовать проектную научно-познавательную деятельность творческого характера;

- создать благоприятный климат для развития познавательного интереса к учёбе и исследовательским навыкам.

С какого года реализуется программа

2018

Раздел 1.

1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа кружка «ИНФОЗНАЙКА» представляет собой нормативно-управленческий документ МБОУ «СОШ №56», характеризующий систему дополнительной образовательной деятельности данного образовательного учреждения.

Обоснование программы

Система образования в нашей стране вступила в эпоху фундаментальных перемен, характеризующихся новым пониманием целей и ценностей образования, осознанием перехода к новым концептуальным подходам к разработке и использованию технологий обучения. Реализация многих из стоящих перед системой образования на современном этапе задач невозможна без использования современных методов и средств информатизации - мультимедиа и телекоммуникационных технологий.

Программа кружка «ИНФОЗНАЙКА» направлена на получение изначальных навыков работы с компьютером, ознакомление с программным обеспечением в области обучающих, развивающих программ, самостоятельную постановку задачи, структурирование и преобразование информации в текстовую и мультимедийную форму.  Создание собственных программ для решения конкретной задачи.

Актуальность овладения основами проектирования обусловлена, во-первых, тем, что данная технология имеет широкую область применения на всех уровнях. Во-вторых, к совместной проектной деятельности учителя и ученика сегодня побуждает сам ученик, осознающий свои собственные образовательные потребности и стремящийся к их удовлетворению. Реальным эффективным инструментом совместной проектной деятельности являются информационные технологии. Новизна дополнительной образовательной программы в том, что она усиливает вариативную составляющую общего образования и помогает ребятам в профессиональном самоопределении, способствует реализации их сил, знаний, полученных в базовом компоненте.

1.2 ЦЕЛЬЮ ДАННОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ЯВЛЯЕТСЯ:

  • сформировать у учащихся базовые представлений о языках программирования, алгоритме, исполнителе, способах записи алгоритма;
  • организовать проектную научно-познавательную деятельность творческого характера;
  • создать благоприятный климат для развития познавательного интереса к учёбе и исследовательским навыкам.

Для достижения данных целей необходимо решить следующие задачи:

Обучающие:        

  • овладеть навыками составления алгоритмов;
  • овладеть понятиями «объект», «событие», «управление», «обработка событий»;
  • изучить функциональность работы основных алгоритмических конструкций;
  • сформировать представление о профессии «программист»;
  • сформировать навыки разработки, тестирования и отладки несложных программ;
  • познакомить с понятием проекта и алгоритмом его разработки;
  • сформировать навыки разработки проектов: интерактивных историй, квестов, интерактивных игр, обучающих программ, мультфильмов, моделей и интерактивных презентаций.

Развивающие:

  • способствовать развитию критического, системного, алгоритмического и творческого мышления;
  • развивать внимание, память, наблюдательность; познавательный интерес;
  • развивать умение работать с компьютерными программами и дополнительными источниками информации;
  • развивать навыки планирования проекта, умение работать в группе.

Воспитательные:

  • формировать положительное отношение к информатике и ИКТ;
  • развивать самостоятельность и умение работать в паре, малой группе, коллективе;
  • научиться демонстрировать результаты своей работы.  

1.3 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

 В результате реализации программы учащийся должен:

Знать:

  • отдельные способы планирования деятельности;
  • составление плана предстоящего проекта в виде рисунка, схемы;
  • составление плана предстоящего проекта в виде таблицы объектов, их свойств и взаимодействий;
  • разбиение задачи на подзадачи;
  • распределение ролей и задач в группе;

Уметь:

  • уметь использовать термины «информация», «сообщение», «данные», «алгоритм», «программа»; понимание различий между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;
  • уметь создавать и выполнять программы для решения несложных алгоритмических задач в программе Scratch;
  • составить план проекта, включая: выбор темы; анализ предметной области;
  • проанализировать результат и сделать выводы;
  • найти и исправить ошибки;
  • подготовить небольшой отчет о работе; выступить перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ;
  • наметить дальнейшие пути развития проекта;

Учащийся, участвующий в проектной научно-познавательной деятельности

Получит навыки:

  • работы в группе;
  • ведения дискуссии;
  • донесения своих мыслей до других.

Получит возможность:

  • постепенно учиться программированию;
  • реализовать свои творческие порывы;
  • участвовать в интерактивном процессе создания игр и анимирования разнообразных историй как индивидуально, так и вместе со своими сверстниками в группе;
  • получать живой отклик от единомышленников; оценить свои творческие способности.

1.4 УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН

Наименование темы

Количество часов

Теория

Практика

Формы контроля

1

Устройство компьютера. Правила техники безопасности

1

1

Викторина «Что мы знаем о компьютерах»

2

Знакомство со средой Scratch

2

1

1

Создание собственного спрайта

3

Управление спрайтами

4

1

3

Создание проектов

4

Циклы

5

1

4

Создание проектов

5

Создание анимационных проектов

3

1

2

Создание проектов

6

Разветвляющие алгоритмы.

5

1

4

Создание проектов

7

Случайности по заказу

2

1

1

Создание проектов

8

Запуск и самоуправление спрайтов

2

2

Создание проектов

9

Переменные и рычажки

3

1

2

Создание проектов

10

Списки

2

1

1

Создание проектов

11

Музыка чисел

2

1

1

Создание проектов

12

Свободное проектирование

3

3

Защита собственного проекта

34

10

24

1.5 СОДЕРЖАНИЕ

  1. Устройство компьютера. Правила техники безопасности. (1 час)

Теоретические знания и умения:  

Формы организации и проведения занятий. Техника безопасности при работе в компьютерном классе. Обобщение знаний о компьютерах в ходе викторины.

  1. Знакомство со средой Scratch. (2 часа)

Теоретические знания и умения:  

Знакомство со средой программирования Scratch. Интерфейс Scratch. Главное меню Scratch. Понятие алгоритма, способы записи алгоритма.  Понятие спрайта и объекта. Коллекции спрайтов и фонов. Использование интернета для импорта объектов. Особенности графического редактора среды Scratch.

Практическая работа:

Установка программы Scratch, составление алгоритмов. Изучение интерфейса среды.  Создание и редактирование спрайтов и фонов для сцены, создание новых спрайтов и сцен. Поиск, импорт и редактирование спрайтов из интернета. Сохранение и открытие проектов.

  1. Управление спрайтами. (4 часа)

Теоретические знания и умения:

Команды и блоки. Программные единицы: процедуры и скрипты. Навигация в среде Scratch. Система координат. Оси координат. Команды управления. Градусная мера угла. Средства рисования группы перо. Знакомство с правильными геометрическими фигурами.

Практическая работа:

Определение координат спрайта. Ориентация по координатам. Проект «Робот рисует», «Кругосветное путешествие Магеллана».

  1. Циклы. (5 часов)

Теоретические знания и умения:

Понятие цикла.  Команда повторить. Конструкция всегда. Управление курсором движения. Команда повернуть в направлении.

Практическая работа:

Рисование узоров и орнаментов. Проект «берегись автомобиля». Проект «Гонки по вертикали». Проект «Полет самолета».

  1. Создание анимационных проектов. (3 часа)

Теоретические знания и умения:

Анимация. Этапы создания проекта. Смена костюмов.

Практическая работа:

        Проект «Осьминог». Проект «Девочка, прыгающая на скакалке». Проект «Бегущий человек». Создание мультипликационного сюжета «Кот и птичка».

  1. Разветвляющиеся алгоритмы. (5 часов)

Теоретические знания и умения:

Знакомства с командами ветвления. Понятие условия. Простые и составные условия. Сенсоры. Блок если. Выполнение скриптов с ветвлением.  Вложенные команды ветвления.

Практическая работа:

        Проект «Осторожно лужи». Проект «Управляемый робот».

        Игры «Лабиринт», «Опасный лабиринт».  Проект «Хождение по коридору». Проект «Слепой кот». Проект «Тренажер памяти».

  1. Случайности по заказу. (2 часа)

Теоретические знания и умения:

Датчик случайных чисел, сенсоры.

Практическая работа:

        Проект «Кошки-мышки». Проект «Цветок». Проект «Таймер»

  1. Запуск и самоуправление спрайтов. (2 часа)

Практическая работа:

Запуск спрайтов с помощью клавиатуры. Запуск спрайтов с помощью мыши. Передача сигналов. Датчики. Проект «Переродевайка». Проект «Дюймовочка». Проект «Лампа». Проект «Презентация»

  1. Переменные и рычажки. (3 часа)

Теоретические знания и умения:

Переменные. Типы переменных. Рычажки.

Практическая работа:

        Игра «Голодный кот». Проект «Цветы». Проект «Правильные многоугольники»

  1. Списки. (2 часа)

Теоретические знания и умения:

Понятие списка.  Элементы списков. Создание списка. Добавление и удаление элементов в список.

Практическая работа:

         Проект «Гадание». Проект «Тест».

  1. Музыка чисел. (2 часа)

Теоретические знания и умения:

Знакомство с музыкальными возможностями Scratch. Громкость. Тон. Тембр. Запись звука. Форматы звуковых файлов. Озвучивание проектов Scratch.

Практическая работа:

        Проект «Музыкальный инструмент». Проект «Композитор».

  1. Свободное проектирование. (3 часа)

Теоретические знания и умения:

Знакомство с этапами проектирования.  Составление таблицы объектов, их свойства и взаимодействие. Создаём собственную игру, мультфильм.  Хранилище проектов.

Практическая работа:

Включение в деятельность обсуждения проектов. Публичные презентаций результатов деятельности

        

Раздел 2.

2.1 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Данная программа обучения основана на преимуществах дополнительного образования и призвана дать необходимые    знания  и умения в области изучения компьютерных технологий для школьников, а также выявить способных,  талантливых  детей  и  развить  их  способности, дает  большие возможности для творческого развития, предусматривая индивидуальный подход к ребенку.         

Педагогическая    целесообразность    данной    образовательной    программы  

состоит    в    том, что  изучая    программирование    в    среде    Scratch, обучающиеся могут создавать    в    программе мультфильмы, анимацию и даже простейшие игры, что делает образовательную программу курса «ИНФОЗНАЙКА» особенно значимой для современного ученика, т.к.  дает возможность    увидеть    практическое назначение алгоритмов и программ, что будет    способствовать развитию интереса к профессиям, связанным с программированием.  

В зависимости от поставленных задач на занятиях используются различные методы обучения. Все задания расположены по возрастанию степени их сложности. Доступная детям практическая деятельность помогает избежать умственного переутомления.

2.2 ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ

Используемые формы и виды  контроля:

Предварительный контроль (проверка знаний учащихся на начальном этапе освоения программы). Проводится в начале года в виде викторины.

Текущий контроль (отслеживание активности учащихся в выполнении ими творческих работ). Защита проектов.

Итоговый контроль (заключительная проверка знаний, умений и навыков) – презентация учащимися собственного проекта.

2.4 МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Раздел

Формы занятий

Приёмы и методы

Основные умения

Техническое оснащение

Устройство компьютера. Правила техники безопасности

Сообщение, беседа

Словесные, наглядные

Знать технику безопасности при работе в компьютерном классе.

Проектор

Знакомство со средой Scratch

Учебно-практическая, творческие занятия

Объяснение, упражнение, практическая работа

Познакомиться со средой программирования Scratch. Уметь создавать и редактировать спрайты и фоны для сцен. Выполнять и сохранять проекты.

Компьютер

Управление спрайтами.

Учебно-практическая, творческие занятия

Объяснение, упражнение, практическая работа

Знать навигацию в среде Scratch, систему координат, команды управления, средства рисования группы перо. Уметь составлять проекты.

Компьютер

Циклы.

Учебно-практическая, творческие занятия

Объяснение, упражнение, практическая работа

Уметь составлять алгоритмы и проекты с циклами.

Компьютер

Создание анимационных проектов.

Учебно-практическая, творческие занятия

Объяснение, упражнение, практическая работа

Знать этапы создания проектов.

Уметь применять анимацию в проектах.

Компьютер

Разветвляющие алгоритмы.

Учебно-практическая, творческие занятия

Объяснение, упражнение, практическая работа

 Уметь составлять алгоритмы и проекты с ветвлением.

Компьютер

Случайности по заказу.

Учебно-практическая, творческие занятия

Объяснение, упражнение, практическая работа

Уметь применять датчики случайных чисел и  сенсоры в проектах.

Компьютер

Запуск и самоуправление спрайтов спрайтов

Учебно-практическая, творческие занятия

Объяснение, упражнение, практическая работа

Знать понятие датчиков. Уметь запускать спрайты в проектах с клавиатуры и с помощью мыши.

Компьютер

Переменные и рычажки

Учебно-практическая, творческие занятия

Объяснение, упражнение, практическая работа

Знать понятия переметных и рычажков.

Уметь применять их в проектах.

Компьютер

Списки.

Учебно-практическая, творческие занятия

Объяснение, упражнение, практическая работа

Знать понятия списки. Уметь применять их в программах.

Компьютер

Музыка чисел.

Учебно-практическая, творческие занятия

Объяснение, упражнение, практическая работа

Уметь создавать музыкальные проекты.

Компьютер

Свободное проектирование.

Учебно-практическая, творческие занятия

Объяснение, упражнение, практическая работа, выступление

Уметь создавать проекты и представлять их.

Компьютер

2.5 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ

  1. Сборник «Информатика. Математика. Программы внеурочной деятельности для начальной и основной школы: 3 – 6 классы» / М.С. Цветкова,  О.Б.Богомолова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. – 128 с.: ил.

  1. Ю.В. Пашковская «Творческие задания в среде Scratch». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. – 200 с.: ил.

  1. Программирование для детей Манн, Иванов и Фербер, 2015 г.

Интернет-ресурсы

  1. http://scratch.mit.edu – официальный сайт Scratch
  2. http://letopisi.ru/index.php/Скретч - Скретч в Летописи.ру
  3. http://setilab.ru/scratch/category/commun - Учитесь со Scratch

Материально-техническое обеспечение

  1. Компьютеры
  2. Мультимедийный проектор
  3. Экран

ПРИЛОЖЕНИЯ

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

№ урока

Тема урока

Количество часов

Дата

Формы контроля

1

Устройство компьютера. Правила техники безопасности

1

Викторина «Что мы знаем о компьютерах»

2

Знакомство со средой Scratch

2

Создание собственного спрайта

3

Управление спрайтами

4

Создание проектов

4

Циклы

5

Создание проектов

5

Создание анимационных проектов

3

Создание проектов

6

Разветвляющие алгоритмы.

5

Создание проектов

7

Случайности по заказу

2

Создание проектов

8

Запуск и самоуправление спрайтов

2

Создание проектов

9

Переменные и рычажки

3

Создание проектов

10

Списки

2

Создание проектов

11

Музыка чисел

2

Создание проектов

12

Свободное проектирование

3

Защита собственного проекта

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания для олимпиады по литературе для учащихся 5-9 классов по программе под редакцией Коровиной

Предлагаются задания для олимпиады по литературе ученикам 5-9 классов. Задания расчитаны на "среднего "ученика. Обычно в олимпиадах принимают участие сильнейшие учащиеся, а желания  и возможности...

Олимпиады и конкурсы. Задания для олимпиады.

​В данном разделе представлены результаты конкурсов и олимпиад, а также задания по английскому языку, разработанные мною для регональных этапов 2016 и 2017 годов Всероссийской олимпиады профессиональн...

Положение о проведении Олимпиады по ОД "История", тема "Великая Отечественная война" и методическая разработка заданий к Олимпиаде

Положение определяет тематику, цели и задачи открытой Олимпиады по истории Великой Отечественной войны ,посвященной 72-й годовшине Великой Победы.Олимпиада проводилась с целью сохранения исторической ...

Сборник заданий-Химия-ЕГЭ-2018-задания 30,31,33,34,35

Сборник заданий части 2 ЕГЭ по химии...

Задания к школьной олимпиаде 2018-2019 7-8 класс

задания к проведению школьного тура олимпиады по технологии (девочки0...

Конспект интеллектуальной олимпиады "По дороге знаний" для подготовительных к школе групп. Задания интеллектуальной олимпиады по блокам.

Интеллектуальная олимпиада для старших дошкольников.Подготовила: учитель-дефектолог Пименова Т.Н. Цели: 1. Обобщать и систематизировать знания, умения и навыки детей в области элементар...

Программа практических заданий муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по дисциплине «Физическая культура»

Программа практических заданий муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по дисциплине «Физическая культура»....