Рабочая программа по информатике. 9 класс
рабочая программа по информатике и икт (9 класс) на тему

Балтаева Туяна Георгиевна

 Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 9 классов общеобразовательной школы.

Данная программа разработана в соответствии:

 с  нормативными правовыми документами федерального уровня:

- Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Закон об образовании в Российской Федерации» (п. 22 ст.2 ч.1.5, cт. 12. ч.7 cт. 28, ст.30. п.5 ч.3 ст.47, п.1 ч.1 ст. 48);

- Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта, утв. приказом Минобразования России от 05.03.2004 № 1089;

- Федеральным базисным учебным планом, утв. приказом МО РФ от 09 марта 2004 г. №1312;

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon informatika_-9.doc118 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

 Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 9 классов общеобразовательной школы.

Данная программа разработана в соответствии:

 с  нормативными правовыми документами федерального уровня:

- Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Закон об образовании в Российской Федерации» (п. 22 ст.2 ч.1.5, cт. 12. ч.7 cт. 28, ст.30. п.5 ч.3 ст.47, п.1 ч.1 ст. 48);

- Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта, утв. приказом Минобразования России от 05.03.2004 № 1089;

- Федеральным базисным учебным планом, утв. приказом МО РФ от 09 марта 2004 г. №1312;

-  Письмом департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки РФ от 28.10.2015.№08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»;

-примерной образовательной программой по учебному предмету, утвержденной Минобрнауки РФ

- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утверждённые Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189.

Рабочая программа по информатике для 9 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования, с учетом требований федерального компонента государственного стандарта основного общего образования с использованием рекомендаций авторской программы Н.Д.Угринович

Используемый УМК:  Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 9 класса.  – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014;  

Цели обучения информатике

Программа курса «Информатика и ИКТ» предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)» на этапе основного общего образования являются:

·   определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов;

·   комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них;

·   использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и базы данных;

·   владение умениями совместной деятельности (согласование и координация деятельности с другими ее участниками, объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива, учет особенностей различного ролевого поведения).

 Большое внимание уделяется формированию у учащихся алгоритмического и системного мышления, а также практических умений и навыков в области информационных и коммуникационных технологий. Практические работы выделены в отдельный раздел  Компьютерный практикум, ориентированный на выполнение в операционной системе  Windows и Linux.  

В тематическом планировании курса в каждой теме указаны работы компьютерного практикума, содержащиеся в учебниках, главы учебников и необходимое для выполнения компьютерного практикума программное обеспечение для различных операционных систем.

   Преподавание обновленного курса «Информатика и ИКТ» ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:

 Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса / Н.Д. Угринович. – 2-е изд., испр.– М.: Бином. Лаборатория знаний, 2012 г.

 Данный учебный предмет входит  в образовательную область «Информатика»

Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение информатики на ступени основного общего образования отводится: 2 часа в неделю (68 часов в год),

Формы организации учебного процесса

Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводится объяснение нового материала, во второй части урока планируется компьютерный практикум в форме практических работ или  компьютерных практических заданий  рассчитанные, с учетом требований СанПИН, на 10-25 мин. и  направлены на отработку отдельных технологических приемов и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся.

Всего на выполнение различных практических работ отведено более половины учебных часов. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность. Работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель.

Формы текущего контроля знаний, умений, навыков;  промежуточной и итоговой аттестации учащихся

Все формы контроля по продолжительности рассчитаны на 10-40 минут.

Текущий контроль осуществляется с помощью компьютерного практикума в форме практических работ и практических заданий.

Тематический  контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме контрольной работы, тестирования,  выполнения зачетной практической работы.

Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала в форме, определяемой Положением образовательного учреждения- контрольной работы.

Требования к подготовке школьников в области информатики и информационных технологий в 9  классе

Учащиеся должны:

·    для объектов окружающей действительности указывать их признаки — свойства, действия, поведение, состояния;

·    называть отношения, связывающие данный объект с другими объектами;

·    осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно выбранному признаку — основанию классификации;

·    понимать смысл терминов «система», «системный подход», «системный эффект»;

·    приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем;

·    понимать смысл терминов «модель», «моделирование»;

·    иметь представление о назначении и области применения моделей;

·    различать натурные и информационные модели, приводить их примеры;

·    приводить примеры образных, знаковых и смешанных информационных моделей;

·    уметь «читать» (получать информацию) информационные модели разных видов: таблицы, схемы, графики, диаграммы и т.д.;

·    знать правила построения табличных моделей, схем, графов, деревьев;

·    знать правила построения диаграмм и уметь выбирать тип диаграммы в зависимости от цели её создания;

·    осуществлять выбор того или иного вида информационной модели в зависимости от заданной цели моделирования;

·    приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;

·    давать характеристику формальному исполнителю, указывая: круг решаемых задач, среду, систему команд, систему отказов, режимы работы;

·    осуществлять управление имеющимся формальным исполнителем;

·    выполнять операции с основными объектами операционной системы;

·    выполнять основные операции с объектами файловой системы;

·    уметь применять текстовый процессор для создания словесных описаний, списков, табличных моделей, схем и графов;

·    уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования образных информационных моделей;

·   выполнять вычисления по стандартным и собственным формулам в среде электронных таблиц;

·          создавать с помощью Мастера диаграмм круговые, столбчатые, ярусные, областные и другие диаграммы, строить графики функций;

·    для поддержки своих выступлений создавать мультимедийные презентации, содержащие образные, знаковые и смешанные информационные модели рассматриваемого объекта.

Содержание курса информатики и ИКТ

№ п\п

Список разделов и тем

Кол-во часов

Требования к результатам обучения

Темы творческих работ уч-ся, проектов и др.

Информационное  моделирование

Знать: что такое моделирование, формализация, визуализация., виды моделей,  вычислительные возможности компьютера.

Уметь: приводить примеры моделирования,   приводить примеры информационных и натурных моделей,, определять необходимое программное обеспечение для создания  разных видов информационных моделей; определять вид таблиц; создавать таблицы сложной структуры; заполнять таблицы данными; создавать по условию задачи математическую модель.

Графическая модель квартиры,  иерархическая модель любой системы.

  1.  

Табличные вычисления на компьютере.

15ч

Знать: различные системы счисления,  представление чисел в компьютере;  что такое электронная таблица, назначение электронных таблиц,  правила ввода данных в электронную таблицу; что такое статистическая функция,  что такое относительная и абсолютная адресация,  виды диаграмм,  синтаксис условной функции, понятие «логическое выражение», «логическая операция».

Уметь: создавать и оформлять электронные таблицы, заполнять электронные таблицы данными, управлять диапазоном данных, составлять формулы, используя статистические функции,  строить диаграммы, решать задачи, используя условную функцию, составлять сложную условную функцию, используя логические операции .

Технологии разработки мультимедиа проектов.  

10ч

Освоить интерфейс приложения программы PowerPoint, иметь представление  о технологии создания слайдов и презентации, овладеть способами деятельности с различными информационными объектами. Усвоить и закрепить основные возможности работы в среде PowerPoint, освоить этапы работы над проектом с использованием программной среды.

Уметь: создавать  и сопровождать свое выступление компьютерной презентацией.

Проект  «Мой город»,

«Моя семья»

«Красная книга»

«Жизнь моего класса»

Хранение , поиск и сортировка информации.

17ч

Знать: что такое база данных, что такое система управления базами данных СУБД, информационная система, виды баз данных, типы и форматы полей,  структуру  команд поиска, что такое логическая величина, логическое выражение, логические операции, как выполняются логические операции, объекты БД: таблица, форму, запрос.

Уметь: приводить информацию к табличному виду, определять структуру БД, заполнять  таблицу данными, организовывать поиск информации в базе данных, редактировать содержимое БД,  сортировать данные, искать данные, используя простые и сложные запросы.

Проект «Рукотворные моря»

Компьютерные сети

9

Знать: понятия «компьютерная сеть», «локальная сеть», «глобальная сеть», топологию сетей, программное и аппаратное обеспечение сетей,  протоколы сетей, сервисы Интернета, адресацию в Интернете, принцип работы и   типы почтовых программ,  формат почтового сообщения,  что такое браузер, типы поисковых систем и их характеристики.

Уметь: подключаться к локальной сети, устанавливать и настраивать сетевую карту, проверять параметры сетевых протоколов, устанавливать и удалять устройства в ОС,  отправлять и получать почту при помощи настроенной учетной записи,  открывать и загружать файлы, составлять простые и сложные запросы по поиску информации в Интернете.

 Сообщения по темам:

«Поколения ЭВМ»

«История создания сети Интернет»,

«Электронная почта и её возможности»

«Поисковые системы»

«10 золотых правил поиска информации»

Основы алгоритмизации.

Знать:  что такое кибернетика; предмет и задачи этой науки,  что такое алгоритм управления; какова роль алгоритма  в системе управления,  основные свойства алгоритма,  исполнители алгоритмов: формальные и неформальные; способы записи алгоритмов; назначение систем и языков программирования,  основные команды работы с величинами,  алгоритмические конструкции следования; правила записи арифметических выражений; конструкции ветвления: полную и неполную.

Уметь:  пользоваться языком блок – схем, понимать описание алгоритма  на учебном алгоритмическом языке,  выполнять трассировку алгоритма для известного исполнителя,  составлять алгоритмы на алгоритмическом языке, составлять линейные алгоритмы,  составлять программы с разветвляющимися алгоритмами.

Итого 68 часов

Тематическое планирование

№ урока

Тема

Количество часов

Электронные таблицы  (23ч)

1

Техника безопасности и правила поведения в КК

1

2

Модели .Виды моделей.

1

3

Моделирование. Практическая работа

1

4-5

Табличные модели

2

6

Контрольная работа

2

7

Электронные таблицы. Назначение. Основные функции

1

8

Ввод данных в ЭТ

1

9

Форматирование данных в ЭТ

1

10

Построение арифметических выражений. Работа с формулами

1

11

Практическая работа «Создание ЭТ»

1

12

Способы построения выражений в ЭТ

1

13

Практическая работа «Создание ЭТ по формуле»

1

14

Графическое   представление числовых данных в  Э Т

1

15

Относительное и абсолютное копирование

1

16-19

Практическая работа «Создание книги». Построение диаграммы

4

20

Контрольная работа

1

21

Индивидуальная работа

1

22

Условная функция

1

23

Контрольная работа

1

Технологии разработки мультимедиа проектов.  (10ч)

24

Программные средства разработки мультимедиа проектов. Знакомство с PowerPoint

1

25

Лабораторный практикум «Создание презентации с помощью мастера автосодержания»

1

26-28

Разработка проекта в среде PowerPoint

3

29

Самостоятельная работа

1

30-33

Демонстрация презентации.  Защита проекта

4

Информационная система.  (17ч)

34

Информационная система: функции и основное назначение

1

35-36

БД: среда и принципы работы. Этапы создания БД. Практ.работа

2

37

Программная среда MS Acess.

1

38

Знакомство со справочной системой БД, её основные пункты.

1

39-40

Создание и редактирование БД

2

41

Письменный опрос по теме

1

42

Наполнение БД с использованием формы

1

43

Фильтрация данных

1

44

Создание простого запроса с помощью Мастера

1

45

Лабораторная работа «Создание и применение фильтра»

1

46

Создание простого запроса с помощью Конструктора

1

47

Сложные запросы с использованием логических выражений

1

48

Создание отчетов

1

49

Обобщение материала по теме «Информационная система»

1

50

Тест по теме

1

Информационные   технологии.  Интернет. Электронная почта. (9ч)

51

История создания сетевых технологий

1

52

Настройка аппаратных и программных средств связи

1

53

Виды компьютерных сетей и ресурсов Интернет. Основы работы с браузером. Опрос по теме

1

54

Классификация поисковых средств  Интернет. Технология поиска информации в сети Интернет

1

55

Типы поисковых серверов и их особенности. Основные понятия и характеристики результатов поиска

1

56

Понятие языка запросов

1

57

Поиск в сети

1

58

Основы электронной переписки. Интерфейс почтовой программы

1

59

Операции с сообщениями. Адрес. Итоговый урок

1

    Алгоритмы. Основы алгоритмизации. 9 ч

60

Алгоритм. Свойства алгоритмов.

1

61

Виды алгоритмов. Способы записи

1

62-63

Линейные алгоритмы

2

64-65

Алгоритмы с разветвляющейся структурой

2

66-67

Блок –схема алгоритмов. Решение математических задач

2

68

Итоговый урок. Тест по теме «Алгоритмы»

1

Итого 68 ч

Перечень учебно – методического обеспечения

  1. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 8 класса.  – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014;  
  2. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 9 класса.  – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014;
  3. Информатика и ИКТ. 8-11 классы: методическое пособие /  Н.Д. Угринович. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 5
  4. Комплект цифровых образовательных ресурсов;
  5. Windows-CD, содержащий свободно распространяемую программную поддержку курса, готовые компьютерные проекты, тесты и методические материалы для учителей;
  6. Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2 – 11 классы: методическое пособие / составитель М.Н. Бородин. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015
  7. Н.А. Сухих. Поурочные разработки по информатике. 9 класс. М. ВАКО.2013.

Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы

Аппаратные средства

  1. ·          Компьютер
  2. ·          Проектор
  3. ·          Принтер
  4. ·          Модем
  5. ·          Устройства вывода звуковой информации — наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией
  6. ·          Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами — клавиатура и мышь.
  7. ·          Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; диктофон, микрофон.

Программные средства

  1. ·          Операционная система – Windows XP, Linux.
  2. ·          Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
  3. ·          Антивирусная программа.
  4. ·          Программа-архиватор.
  5. ·          Клавиатурный тренажер.
  6. ·          Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
  7. ·          Простая система управления базами данных.
  8. ·          Система автоматизированного проектирования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по информатике и ИКТ 2 - 4 классы к учебнику Горячева "Информатика в играх и задачах"

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, примерное планирование учебного материала,календарно - тематическое планирование....

Рабочая программа по информатике для 9 класса по информатике

Рабочая программа по информатике для 9 класса по учебнику Н.Д.Угриновича. Рабочая программа состоит из пояснительной записки, требований к умениям и навыкам обучающимся 9 класса, развернутого тематиче...

Информатика - 8. Рабочая программа по информатике 8 класс

Рабочая программа рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ в 8 классе - I час в неделю. Всего 34 часа. Изучение базового курса ориентировано на использование учащимися учебника для...

Рабочая программа по информатике и ИКТ в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)

Рабочая программа по информатике и ИКТ  в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...

Рабочая программа по информатике и ИКТ в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)

Рабочая программа по информатике и ИКТ  в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...

Рабочая программа по информатике в 5 классе к учебнику Босовой «Информатика» по ФГОС 2017

Рабочая программа для 5-го класса по информатике и ИКТ составлена в соответствии:  с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования - ФГОС ООО,...