Урок-игра "Перевод чисел в позиционных системах счисления"
методическая разработка по информатике и икт (8 класс) на тему

Кровопускова Марина Александровна

Подробный конспект занятия и файлы к конкурсам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок-игра по теме: "Перевод чисел в позиционных системах счисления "

Цели:         отработать навыки перевода чисел из одной системы счисления в другую; закрепить ЗУН учащихся, полученные при изучении темы «Перевод чисел в позиционных системах счисления»; развивать у учащихся представления о системах счисления; развивать логическое мышление учащихся в области информатики  посредством выполнения занимательных задач, творческое мышление; совершенствовать умение рационально использовать время и быстро ориентироваться в обстановке; развивать коммуникативные способности при работе в группе; повышать уровень информационной культуры; воспитывать интерес к предмету.

Оборудование:          раздаточный, дидактический материалы, жетоны, проектор, экран, компьютер, презентация.

Тип урока:          урок закрепления изученного материала,

урок-игра.

Формы работы: групповая и индивидуальная.

План урока:

  1. Организация учащихся на работу. (1 мин)
  2. Сообщение темы и целей урока. (1 мин)
  3. Закрепление изученного материала.  ( 35 мин)

  1. Конкурс «Разминка»(5мин)

2. Конкурс «Расшифровщики»(5 мин)

3. Конкурс «В поисках истины»(8 мин)

Физкультминутка (2 мин)

4. Конкурс капитанов                              }

5. Эстафета «Считай - не зевай!».       }

6. Электронная дуэль «Художники» (7 мин)

  1. Итог урока. (1 мин)

VI. Домашнее задание (1 мин)

  1. Выставление оценок, их мотивировка. (1 мин)
  2. Организованное окончание урока.

Ход урока

  1. Организация учащихся на работу.

Приветствие учителя и учеников.

Представление гостей. “У нас сегодня открытый урок и у нас в гостях - …”

  1. Сообщение темы и целей урока.  

Сегодня у нас несколько необычный урок, который мы проведем в игровой форме.

Учащиеся разбиты на две команды (примерно по 5 человек). Разделение проводилось по промежуточным результатам, полученным в ходе изучения материала по данной теме. В каждой из групп присутствуют учащиеся успешно усвоившие данный материал, а также на оценку «хорошо» и «удовлетворительно», т.е. команды-участники по своим силам равны.

  1. Закрепление изученного материала.
  1. Конкурс «Разминка»

Каждой команде нужно ответить на вопросы тезисов по теме «Системы счисления».

(1балл за каждый правильный ответ).

Тезисы.

Согласны ли вы с утверждением

Да

Нет

1

Основание системы счисления - это количество цифр используемых в системе счисления для записи чисел

+

 

2

В непозиционной системе счисления количественное значение цифры зависит от ее позиции в числе

 

+

3

Система счисления - это знаковая система, к которой числа записываются по определенным правилам, с помощью знаков некоторого алфавита

+

 

4

В позиционной системе счисления количественное значение цифры зависит от ее позиции в числе

+

 

5

Для представления чисел в восьмеричной системе счисления используются цифры: от 0 до 8

 

+

6

Число 10212записано с ошибкой.

 +

7

Число 10, записанное в десятичной системе счисления, в двоичной системе счисления записывается как 1011

 

+

8

Число 10, записанное в десятичной системе счисления, меньше числа 10, записанного в восьмеричной системе счисления.

 

+

9

Число 3005,234 записано с ошибкой.

+

 

10

Число 398 записано в восьмеричной системе счисления.

 

+

2. Конкурс «Расшифровщики»

КАРТОЧКА № 1

Используя таблицу кодировки букв и правила перевода чисел  210, расшифруйте приведенное слово: 01112   10112   10002   10112   10102  01112  01102  

Буква

А

В

Д

Е

Ж

И

К

Л

М

Н

О

П

Р

Т

Ш

10-тичный код

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Ответ: ______________

КАРТОЧКА № 2

Используя таблицу кодировки букв и правила перевода чисел  210, расшифруйте приведенное слово: 10012  10112  10102   01102   11102  10112   11012

Буква

А

В

Д

Е

Ж

И

К

Л

М

Н

О

П

Р

Т

Ш

10-тичный код

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Ответ: ______________

(1 балл за каждое правильно угаданное слово.)

3. Конкурс «В поисках истины»

Каждой команде дается карточка с заданиями. Выигрывает команда, которая быстро и правильно с ними справится. (2 балла за каждое правильно выполненное задание.)

Карточка 1

1. Задача.

Было 11 яблок. После того как каждое яблоко разрезали пополам, стало 110 половинок. Возможно ли это? Обоснуйте ответ.

Ответ:    

Да,   если считать числа в задаче представленными в двоичной системе счисления: 112=120 + 121=310;   

                       1102 = 020 + 121 + 122 = 2 + 4 = 610

2. В пословицах числа представлены в двоичной системе счисления. Необходимо привести пословицы в нормальный вид.

Один воин 1111101000 водит.

Не велик городок, до 111 воевод.

У бедного Тимошки скота – то 10 кошек.

Карточка 2

1.Задача. 

Некогда был пруд, в центре которого рос один лист водяной лилии. Каждый день число таких листьев удваивалось, и на десятый день вся поверхность пруда уже была заполнена листьями лилий. Сколько дней понадобилось, чтобы заполнить лилиями половину пруда? Сосчитать сколько листьев выросло к десятому дню?

Ответ:   9 дней, 512 листьев.  

Дни

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Листья

2

4

8

16

32

64

128

256

512

1024

2. В пословицах числа представлены в двоичной системе счисления. Необходимо привести пословицы в нормальный вид.

В добрую голову 1100100 рук.

111 ворот и все в огород.

Хата брата все богата: 10 полен, 11 ушат

Физкультминутка

4. Конкурс капитанов

Капитаны получают карточку с заданием.

Восстановите рисунок по заданным координатам: переведите координаты в десятичную систему счисления.

Номер

точки

Двоичный

код

Десятичный

код

1

(11,110)

2

(110,11)

3

(1111,11)

4

(10010,110)

5

(1010,110)

6

(1010,10000)

7

(1101,10000)

8

(1100,1111)

9

(1101,1110)

10

(1010,1110)

11

(10000,110)

Соедините точки:         1-2-3-4-1.

                                5-6-7-8-9-10-11.

Капитан, правильно и быстро выполнивший задание, получает 5баллов.

Пока капитаны выполняют задание, участники команд продолжают соревнование.

5. Эстафета «Считай - не зевай!».

Доска разбита на две части. На каждой стороне записаны числа в десятичной системе счисления: 30,75 и 10,5. Требуется перевести эти числа в двоичную систему счисления. Каждый участник по очереди выполняет на доске по одному действию. Побеждает та команда, которая это выполнит быстро и безошибочно (2 балла за быстрое и правильное решение).

6. Электронная дуэль «Художники»

Задание: раскрасить рисунок соответствующим цветом, а для этого необходимо осуществить перевод или из «10» системы счисления в «2», или из «2» в «10».

(Задание выполняется в графическом редакторе Paint)
100 – ЗЕЛЕНЫЙ
101 – ГОЛУБОЙ
110 - КРАСНЫЙ
111 – ЖЕЛТЫЙ
1000 – КОРИЧНЕВЫЙ
1001 – ЧЕРНЫЙ

(5 баллов за быстрое и правильное выполнение задания)

  1. Итог урока.

В конце урока необходимо посчитать количество баллов каждой команды и заполнить графу “всего”.

Конкурсы/Команды

Команда 1

Команда 2

Разминка

Расшифровщики

В поисках истины

Конкурс капитанов

Эстафета «Считай - не зевай!»

Электронная дуэль «Художники»

Всего

VI. Домашнее задание

1. Понаблюдайте за ростом цветка: сначала появился один листочек, затем второй … и вот распустился бутон. Постепенно подрастая, цветок показывает нам некоторое двоичное число. До конца проследите за ростом цветка, найденное двоичное число переведите в десятичное и узнаете, сколько дней понадобилось цветку, чтобы вырасти.

2. Здесь зашифрована известная русская поговорка. Прочитайте ее, двигаясь с помощью двоичных цифр в определенной последовательности.

  1. Выставление оценок, их мотивировка.
  2. Организованное окончание урока.


Предварительный просмотр:

4. Конкурс капитанов

Восстановите рисунок по заданным координатам: переведите координаты в десятичную систему счисления.

Номер

точки

Двоичный

код

Десятичный

код

1

(11,110)

2

(110,11)

3

(1111,11)

4

(10010,110)

5

(1010,110)

6

(1010,10000)

7

(1101,10000)

8

(1100,1111)

9

(1101,1110)

10

(1010,1110)

11

(10000,110)

Соедините точки:         1-2-3-4-1.

                                5-6-7-8-9-10-11.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перевод чисел в позиционных системах счисления

Недостаток времени на уроках математики, не даёт уделить должного внимания взаимосвязи между различными позиционными системами счисления. На таких уроках этот пробел легко исправляется....

Разработка урока по теме "Преобразование целых чисел в позиционных системах счисления"

Урок предназначен для изучения и закрепления правил перевода целых чисел в позиционных системах счисления. Интригующее начало урока настраивает ребят на изучение материала....

"Перевод целых чисел в позиционных системах счисления"

Самостоятельная работа по теме "Перевод целых чисел в позиционных системах счисления" 9 класс...

Урок информатики на тему "Перевод чисел в позиционных системах счисления"

Урок инфрматики, третий по плану в 9 классе, с использование ЦОР (урок-практикум) Цель  урока: Организация деятельности учащихся по формированию умений и навыков при переводе из одной системы сч...

Презентация по теме "Перевод чисел в позиционных системах счисления"

перевод чисел в двоичной, десятичной, восьмиричной и шестнадцатиричной системах счисления...

Конспект урока на тему: "Перевод чисел в позиционных системах счисления"

Цель: освоить основы системы счисления.Задачи урока:Образовательная:–       Познакомить учащихся с алгоритмами перевода чисел из одной с/с в другую–...