Формы и методы проверки знаний учащихся на уроках информатики
статья по информатике и икт (8 класс) на тему

Хабибуллина Марина Габдлахатовна

Усовершенствование проверки и оценки результатов обучения школьников является одним из  основных линий повышения эффективности учебного процесса по информатике.

Применение  различных видов и форм контроля знаний (текущий, периодический, итоговый и самоконтроль) учителем  по проверке и оценке знаний учащихся  – это  главный фактор улучшения качества обучения,  неотъемлемая часть всей педагогической работы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dlya_perepodgotovki.docx49.07 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему «Формы и методы проверки знаний учащихся на уроках информатики»

учитель  информатики и ИКТ

ГБОУ СОШ с. Пестравка

Хабибуллина М.Г.

Усовершенствование проверки и оценки результатов обучения школьников является одним из  основных линий повышения эффективности учебного процесса по информатике.

Применение  различных видов и форм контроля знаний (текущий, периодический, итоговый и самоконтроль) учителем  по проверке и оценке знаний учащихся  – это  главный фактор улучшения качества обучения,  неотъемлемая часть всей педагогической работы.

Нередко для проверки знаний ограничиваются устным опросом школьников, в процессе которого лишь пересказывается текст учебника.  

Для более качественной проверки  я применяю  различные  традиционные и нетрадиционные методы  устного  и письменного  контроля знаний.  Например, по  программе  на  предмет «информатика и ИКТ»  в  восьмом классе отводится 34 часа, из них– четыре часа на контрольные работы и  шесть часов на практические работы, но  этих  часов недостаточно для организации полноценного контроля и накопляемости оценок, поэтому  я  использую  тесты, письменные работы, индивидуальные задания (доклады, рефераты, творческие проекты и т.п.), беседы, рассказ ученика, объяснение, комментированное чтение текста учебника,  сообщения, классные и домашние письменные работы,  самостоятельные работы, диктант.

На уроках в восьмом классе часто провожу диктанты по основным теоретическим вопросам, которые диктую через определённый промежуток времени или демонстрирую слайдами поочередно.

1. Диктант - эта форма письменной проверки знаний дает возможности подготовить учащихся к усвоению нового материала, обобщению и систематизации пройденного, хорошей отработки навыков и умений при выполнении элементарных операций.

Диктант: «Информация и информационные процессы».

Вариант 1

  1. Что такое алгоритм?
  2. Что такое информация?
  3. Объясните свойство информации «актуальность».
  4. С помощью какого органа человек получает большую часть информации?
  5. Какие действия человек выполняет с информацией?
  6. Что такое кодирование информации?
  7. Что такое мощность алфавита?
  8. Приведите примеры  современных информационных носителей.
  9. Назовите техническое средство связи, через которое происходит обмен информацией.
  10. Приведите пример передачи информации в живой природе.

Вариант 2

  1. Что изучает наука информатика?
  2. Объясните свойство информации «достоверность».
  3. В чем состоит отличие между естественными и формальными языками?
  4. Как человек передаёт информацию?
  5. Что такое программа?
  6. Какие виды образной информации получает человек с помощью органов чувств?
  7. Какие информационные процессы вы знаете?
  8. Приведите примеры информационных носителей.
  9. Что является результатом обработки информации?
  10. Что является универсальным устройством для обработки информации?

2. Самостоятельные работы провожу  с целью  усвоения необходимых знаний и навыков и их проверку;  формирования приемов  учебной работы;

подвести учащихся к самостоятельному нахождению приемов; обеспечить повторяемость одних и тех же вопросов в различных ситуациях.

Систематически проводимая и правильно организованная письменная самостоятельная работа играет большую роль в развитии самостоятельного мышления ученика. По своему назначению самостоятельные работы можно разделить на два вида:

  • обучающие (цель – выяснить, насколько прочно усвоены основные понятия, как они связаны между собой, как учащиеся осознают иерархию этих понятий, выделяют их существенные и несущественные свойства);

Заполните таблицу: введите алфавит для различных знаковых систем.

Знаковые системы

Алфавит

Русский язык (письменный)

Русский язык (устный)

Английский язык (письменный)

Десятичная система счисления

Генетический алфавит

Двоичный компьютерный код

Восьмеричная система счисления

Азбук Морзе

Шестнадцатеричная система счисления

Алфавит Цезаря

  • контролирующие (цель – проверить умение учащихся применять на практике полученные знания).

Самостоятельная работа по теме «Системы счисления»

Вариант 1

  1. Переведите число 1010100 из 2-ой системы счисления в 10-ую.
  2. Переведите число 682 из 10-ой системы счисления в 16-ую.
  3. Переведите число 231 из 8-ой системы счисления в 10-ую.
  4. Переведите число 199 из 10-ой системы счисления в 2-ую.
  5. Переведите число BA из 16-ой системы счисления в 8-ую.

Самостоятельная работа по теме «Системы счисления»

Вариант 2

  1. Переведите число 11010100 из 2-ой системы счисления в 10-ую.
  2. Переведите число 703 из 10-ой системы счисления в 16-ую.
  3. Переведите число 170 из 8-ой системы счисления в 10-ую.
  4. Переведите число 154 из 10-ой системы счисления в 2-ую.
  5. Переведите число CF из 16-ой системы счисления в 8-ую.

Самостоятельная работа по теме «Системы счисления»

Вариант 3

  1. Переведите число 1100111 из 2-ой системы счисления в 10-ую.
  2. Переведите число 442 из 10-ой системы счисления в 16-ую.
  3. Переведите число 515 из 8-ой системы счисления в 10-ую.
  4. Переведите число 295 из 10-ой системы счисления в 2-ую.
  5. Переведите число DA из 16-ой системы счисления в 8-ую.

Самостоятельная работа по теме «Системы счисления»

Вариант 4

  1. Переведите число 1010111 из 2-ой системы счисления в 10-ую.
  2. Переведите число 685 из 10-ой системы счисления в 16-ую.
  3. Переведите число 234 из 8-ой системы счисления в 10-ую.
  4. Переведите число 202 из 10-ой системы счисления в 2-ую.
  5. Переведите число BD из 16-ой системы счисления в 8-ую.

Контрольные и самостоятельные работы проводятся как «теоретически» так и за компьютером. Различные виды лабораторных работ позволяют сформировать компьютерную грамотность у учащихся.

Планируемые результаты обучения по информатике, заданные в виде конкретных требований к знаниям и умениям учащихся, позволяют использовать такую форму контроля, как тесты.

3. Тест - тест представляет собой системы небольших по объему заданий, охватывающих  в совокупности большой круг вопросов отдельных глав учебника информатики и курса в целом.

Тесты представлены тремя видами в двух вариантах:

- первый вид тестов предполагает заполнение пропусков «многоточий» таким образом, чтобы получилось истинное высказывание. Учащиеся ограничиваются тем, что вместо многоточий они указывают одно–два слова, которые считают необходимо недостающими;

- второй  вид тестов, учащиеся должны установить, истинно или ложно каждое из предложенных высказываний. Учащиеся должны не просто дать ответ «да»  или «нет», а проявить умение рассуждать, делать соответствующие выводы, распознавать, верно сформулированное математическое предложение от неверного;

- третий вид тестов, предлагает на выбор несколько ответов, среди которых есть верный и неверный и ответ, предполагающий отказ от выполнения задания.

Количество ответов ограничено тремя наиболее значимыми, так как набор ответов должен быть  легко обозримом для учащихся.

Тесты, состоящие из пяти вопросов можно использовать после изучения каждого материала (урока). Тест из 10-15 вопросов используется для периодического контроля. И тест из 20-30 вопросов необходимо использовать для итогового контроля. При оценивании необходимо использовать для итогового контроля. При оценивании используется следующая шкала, для теста из пяти вопросов:

нет ошибок – оценка «5»;

одна ошибка – оценка «4»;

две ошибки – оценка «3»;

три ошибки – оценка «2».

Для теста из 30 вопросов:

25-30 правильных ответов – оценка «5»;

19-24 правильных ответов – оценка «4»;

13-18 правильных ответов – оценка «3»;

меньше 12 правильных ответов – оценка «2».

4. Контрольная работа - письменную проверку знаний и умений учащихся необходимо проводить на различных этапах усвоения изученного материала, что дает возможность несколько раз получить информацию об усвоении одного и того же материала. С этой целью целесообразно проводить различного рода контрольные работы, которые можно разделить на два вида:

1.проверочные контрольные работы – предназначены для проверки усвоения отдельного фрагмента курса в период изучения темы;

2.итоговые контрольные работы – являются завершающим моментом повторения в конце года. Необходимым компонентом этих работ служат задания на повторение основных теоретических вопросов.

Контрольная работа является составной частью процесса обучения и несет на себе образовательную, воспитательную и развивающую функции.

 

Контрольная работа:

Контрольная работа №1, 8 класс. «Информация и информационные процессЫ» Вариант 1 

Задание1.  Выберите один правильный ответ в следующих вопросах:

  1. Для какой науки информация является мерой упорядоченности системы по шкале «хаос — порядок»:

1) физики;       2) математики;       3)  психологии;            4) информатики?

  1. Как называется мир, который состоит из объектов, по своим размерам сравнимых с человеком:

1) мегамир;            2) микромир;            3) макромир;            4) супермир?

  1. Какой информацией, передающейся по наследству, обеспечивается воспроизведение себе подобных:

1) генетической;                    2) физической;            3) химической;            4)  биологической?

  1. Органы чувств, с помощью которых человек воспринимает осязательную информацию — это:

1) рецепторы кожи;                                              2) рецепторы носа;

3) рецепторы языка;                                          4) гравитационные рецепторы.

  1. Информация, изложенная на доступном для приёмника языке, является:

1) полезной;               2) понятной;                3) актуальной;                     4) достоверной.

  1. Приём, хранение, обработка и передача информации — это:

1) информативные процессы;                           2) глобальные процессы;

3) информационные процессы;                          4) компьютерные процессы.

  1. Для передачи информации на большие расстояния используются знаки в форме:

1) кодов;                              2) сигналов;                                3) символов;                              4) азбуки.

  1. Какой язык не относится к формальным языкам:

1)язык программирования;  2)азбука Морзе;  3)математический;  4)английский?

  1. Процесс представления информации с помощью знаковой системы — это:

1) кодирование;  2) декодирование;  3) перекодирование;  4) конвертирование.

  1. Что обозначает переменная N в формуле N = 21:
  1. количество информации, которое несёт каждый знак;
  2. количество знаков в алфавите знаковой системы;
  3. алфавит;
  4. количество информации в алфавите?
  1. Один символ алфавита «весит» 4 бита. Сколько символов в этом алфавите:

1)

16;                           2) 32;                          3) 8;                                   4) 64?

Задание 2  Выпишите, что относится к видам информации, с которой работает компьютер, а что к свойствам информации из предложенных слов:

      точная, географическая, графическая, звуковая, актуальная, полная, массовая, текстовая.                      

Виды информации:

Свойства информации:

Задание 3. Напишите буквенное обозначение или дайте словесное описание, которое соответствует указанной величине.

Обозначение

Словесное описание

I (в формуле N = 2 I)

Мощность алфавита

1 бит

Задание 4. Заполните пропуски, указав органы чувств человека или вид информации, которую человек воспринимает с их помощью.

Органы         информация о запахах.

Органы слуха_______             информация.

Органы         тактильная информация.

Рассматриваем скульптуру                 информация.

Слышим шум прибоя   ______информация.

                         Чуствуем, что рукам очень горячо —        информация.

 Задание 5. Из непрозрачного мешочка вынимают бочонки с номерами. Известно, что информационное сообщение о номере бочонка несёт 4 бита информации. Определите количество бочонков в мешочке.

Задание 6.  Какое количество информации мы получаем в зрительном сообщении о падении симметричной восьмигранной пирамиды на одну из граней?

Практическая часть

Задание 7. Переведите указанное значение в мегабайты с точностью до двух знаков после запятой, записав все промежуточные действия. Вычисления выполните с помощью калькулятора.

23 456 789 бит =                         

Задание 8. Переведите указанное значение в килобайты с точностью до трёх знаков после запятой, записав все промежуточные действия. Вычисления выполните с помощью калькулятора.

 0,006 Тбайт =                                        

5. Домашняя работа позволяет систематизировать занятия по информатике. Помимо заданий на повторение и закрепление материала, я даю творческие домашние задания, которые  раскрывают индивидуальность и «спрятанные» способности ребёнка, придают ему самобытность и уникальность. Очень важно предоставлять оригинальные задания, проблемные ситуации, которые бы подталкивали ученика самостоятельно искать ответ на вопрос. 

В классе решаем задачу,   и потом  задаю домашнее задание:  придумать задачу, похожую на классную или  свою задачу.

Задачи, придуманные детьми:

1. Для подготовки к экзамену Васе необходимо решить несколько задач за Х дней. Сколько он решит задач, если в первый день он решит 1 задачу, а каждый последующий день будет решать на 1 задачу больше чем в предыдущий?

2. Книги складываются в коробки. В первую положили 10книг. В каждую следующую коробку клали на 6 книг больше чем в предыдущую. сколько потребуется книг, чтобы разметить их в 20 коробках?

6. Очень продуктивной оказалась работа с творческими группами на лабораторных работах. При такой организации обмен мнениями идет свободно, ученики учатся на примере рассуждений товарищей и анализе их ошибок, в атмосфере взаимной заинтересованности в результатах труда. С помощью творческих групп реализуется такой способ контроля как самоконтроль. Оптимальный состав группы 4 человека, каждому находится своя роль. При групповой работе на первый план выходит самооценка, взаимооценка.

Когда групповая работа налажена, в классе могут работать и довольно большие группы по 6 – 10 человек. Если предполагается небольшая работа в группе, например, на каком-то этапе урока, то здесь можно применить любой способ деления: от расчета по номерам на первый-третий (четвертый) до произвольного деления по желанию самих учеников. Если планируется серьезная работа, лучше, чтобы по составу «слабый-сильный» группы были одинаковыми. В зависимости от содержания задания, над которым будет работать группа, можно предлагать различные роли. Это могут быть аналитики, критики, ораторы (риторы), адвокаты, репортеры и т.д. Как правило, группа всегда выбирает командира. Каким должен быть объем заданий? Ясно, что задание (или задания) должно быть выполнимо. В работе с группами очень помогают «Листы самоконтроля, самооценки и рефлексии».

Лабораторнаяя работа «Создание рассылок»

Создать рассылку – поздравление  ветеранов ВОВ с  Днём Победы(20 штук). Для этого понадобятся два файла: текст с поздравлением, список ветеранов и адреса проживания ветеранов.

1. Создание основного файла – поздравительной открытки. В своей папке создайте документ Microsoft Word и назовите его Открытка.

Чтобы сделать рамку, обрамляющую страницу, перейдите на вкладку Разметка страницы и выполните команду Границы страницы. В нижней части открывшегося окна откройте выпадающее меню Рисунок и выберите рисунок, соответствующий тематике.

Наберите текст поздравления, пропустив ввод фамилии и имени. Добавьте пару рисунков.

2. Создание списка. Создайте  список - напечатайте фамилии, имена, отчества  ветеранов, адреса  ветеранов.

3. Слияние. Перейдите на файл Открытка. На вкладке Рассылки выполните команду «Начать слияние».

Установите курсор в то место текста открытки, где были пропущены фамилия и имя  ветеранов и выполните команду Вставить поле слияния/Вставить (при этом в появившемся окне должны быть видна первая фамилия из списка). Закройте окно вставки.

Примечание: тот же результат можно получить, используя Пошаговый мастер слияния. Все получившиеся открытки можно распечатать одновременно (без необходимости отправлять каждый листок на печать) командой Найти и объединить/Печать документов

Покажите выполненное задание преподавателю и получите оценку.

 Нетрадиционные формы контроля.

8. Пользование книгой также используется как метод проверки знаний и умений учащихся. Чаще всего применяется при проверке навыка поиска информации.

Так, к примеру, при изучении темы «Операционные системы» ученикам предлагается изучить по раздаточному материалу тему, записать конспект в тетради, составить таблицу «Сравнительная характеристика операционных систем», сделать выводы. При выполнении данной работы ученик  должен уметь находить, обрабатывать и систематизировать предоставленную информацию.

9. Участие в олимпиаде помогает увидеть слабые места подготовки детей, провести независимую экспертизу сформированности у них отдельных навыков. Каждый год учащиеся нашей школы принимают участие  в различных олимпиадах и конкурсах: «Сетевичок», «Инфознайка», «КИТ», Всероссийская школьная олимпиада, «Безопасность в сети интернет» и получают призовые места.

Как отмечается Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки РФ: «основными целями и задачами олимпиад являются выявление и развитие у детей творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности, создание необходимых условий для поддержки одаренных детей, привлечение ученых и практиков соответствующих

областей к работе с одаренными детьми, отбор наиболее талантливых обучающихся в состав сборных команд Российской Федерации.

10 .  Задача организации системы опроса и тестирования на основе мобильных технологий. (Эта форма применяется редко). Зарубежные исследования, описывающие опыт использования мобильных систем опроса в классе, призывают использовать возможности смартфонов обучающихся вместо применения запретительных мер. К преимуществам использования мобильных систем опроса относят следующие: повышение интерактивности в классе (учащиеся становятся более внимательными к процессу обучения, повышается их вовлеченность, организуется взаимодействие и обратная связь);возможность проведения анонимного голосования; преподаватель получает возможность своевременно фиксировать уровень понимания учебного материала обучающимися, что позволяет корректировать ход занятия. Другой подход при организации мобильного опроса заключается в использовании возможностей смартфона учителя считывать индивидуальные карточки обучающихся. В этом случае наличие у учеников смартфонов и Интернета не является обязательным условием. Учитель сам может формировать карточки и назначать их своим классам. Опыт практического использования подобной системы опроса показал, что такой подход имеет ряд преимуществ в условиях недостаточной технической оснащенности школы. Таким образом, для успешной организации опроса или тестирования необходимо выбрать наиболее удобный и эффективный сервис, подготовить соответствующий контент и организовать деятельность учащихся.

Чтобы уроки не были скучными и ребята не уставали, необходимо сочетать, комбинировать различные формы контроля на занятии. Преследуя эту цель, я разрабатываю большую часть своих уроков именно таким образом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы и методы проверки знаний и умений учащихся на уроках биологии.

Проверка знаний и умений - важное звено в обучении биологии. Она направлена на достижение целей обучения: формирование научной картины мира, овладение системой биологических знаний, необходимых для эк...

Информ-ринг как форма диагностики знаний учащихся на уроках информатики.

Игровые методы обучения – лучший способ мотивации учащихся и закрепления их знаний. На уроках информатики игра "Информ-ринг" используется для закрепления изученного материала и расширения кругозора уч...

Формы и методы проверки знаний и умений учащихся на уроках географии

В статье освещаются традиционные и нетрадиционные способы контроля знаний учащихся на уроках географии...

«Эффективные формы и методы проверки знаний учащихся по географии»

Зависимость продуктивности обучения от количества, качества, полноты, своевременности (оперативности), глубины, объективности контролирования - общая закономерность дидактического процесса. В нынешней...

Формы и методы контроля знаний учащихся на уроках математики

Систематическая проверка знаний и умений учащихся - одно из основных условий повышения качества обучения. Учитель математики в своей работе должен использовать не только общепринятые формы проверки, н...

Формы и методы проверки знаний и умений учащихся на уроках биологии

Дети, которые завтра будут определять будущее нашей страны, должны сегодня осознавать взаимосвязь явлений и процессов природы, последствия воздействия антропогенного фактора, учиться мыслить глобально...

Статья «Формы и методы проверки знаний, умений и навыков учащихся на уроках технологии»

Формы и методы проверки знаний,  умений и навыков учащихся на уроках  технологии...