Простые таблицы «Информационное моделирование», Информатика 6 класс, (по УМК Босова Л.Л.)
план-конспект урока по информатике и икт (6 класс) на тему

Струкова Наталья Николаевна

Цели урока:

  • Упорядочить имеющиеся представления учащихся о табличных информационных моделях
  • Формировать умение представлть информацию в табличной форме

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mt_6klass_strukova.doc200.5 КБ

Предварительный просмотр:

Информатика,  6 класс, учитель Струкова Наталья Николаевна.

Тема урока

Простые таблицы

(урок 18 из 35, 2 урок ΙΙΙ четверти, 5 урок главы ΙΙ «Информационное моделирование»)

Урок рассчитан на 45 минут

Использованы учебные пособия:

  1. Босова Л.Л.  Информатика. Учебник для 6 класса.  Москва БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013;
  2.  Л. Босова, А. Босова Уроки информатики в 5-7 классах: методическое пособие, 2-е издание исправленное и дополненное. Москва БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013;
  3. Л. Босова Информатика. Рабочая тетрадь для 7 класса. Москва БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013

Оборудование:

        ( мультимедийный комплекс, компьютерные программы MS Word, ЦОР «Табличные модели» автор Л. Л. Босова , другие дидактические материалы и компьютеры.)

Цели урока

  • учебно-методическа
  • Упорядочить имеющиеся представления учащихся о табличных информационных моделях
  • Формировать умение представлть информацию в табличной форме
  • Закрепить навыки создания таблиц
  • развивающая
  • Развивать умение поиска необходимой информации и представления её в другой форме
  • воспитательная
  • Развивать любознательность, интерес к изучению истории России, аккуратность

Основные понятия урока

  • Информационная модель
  • Табличная информационная модель
  • Простая таблица

План урока (примерный)

часть1

Организационный момент

Повторение ранее изученного, необходимого на данном уроке материала

Проверка домашнего задания

часть2

Рассмотрение новых элементов, усложнение ситуации.

Использование изученного.

Рецензия на ответы учащихся.

Задание на дом, инструктаж.

часть3

Практическое применение изученного. Компьютерный практикум.

Ход урока

Содержание урока

Методическое обоснование

Часть1

Приветствие.

Проверка домашнего задания.

После приветствия

приглашаются 3(2+1) ученика для проверки домашнего задания.

Первый с уровнем подготовки «ниже среднего» для решения тестового задания – выбор верного из предложенных вариантов ответов, его ответы проверит второй с уровнем подготовки «выше среднего».

Используется ученический компьютер с текстовым файлом заготовкой, демонстрация ответа осуществляется по Radmin, озвучание ответа учеником с уровнем подготовки «ниже среднего»)

Укажите истинные высказывания: (выделите зелёным цветом, проговорите ответ).

  1. Моделью называют объект,  имеющий…
  • внешнее сходство с объектом
  • все признаки объекта-оригинала
  • существенные признаки объекта-оригинала

/ существенные признаки объекта-оригинала /

2.Модель, по сравнению с объектом-оригиналом, содержит

  • столько же информации
  • меньше информации
  • больше информации

/ меньше информации /

3. Различают модели

  • большие и маленькие
  • натурные и информационные
  • натуральные и искусственные

/ натурные и информационные /

4.Примерами информационных моделей являются

  • физическая карта
  • глобус
  • макет здания
  • таблица химических элеметов
  • схема узора для вязания крючком
  • манекен
  • схема метро

/ физическая карта,

макет здания,

таблица химических элеметов,

схема узора для вязания крючком,

схема метро/

5. Укажите пары объектов, о которых можно сказать, что они находятся в отношении «объект – модель» физическая карта

  • клавиатура – микрофон
  • река – Днепр  
  • болт – чертеж болта
  • мелодия – нотная запись мелодии
  • весна – лето

/ болт – чертеж болта,

мелодия – нотная запись мелодии/

*Задание на развитие языковой беглости учащихся

Третий ученик с уровнем подготовки «средний» для выполнения задания «Заполни пропуски»

В результате выполнения задания должно получится

Задание можно выполнять на интерактивной доске или ученическом (или учительском) компьютере, с последующей демонстрацией ответа по Radmin.

С остальной группой учащихся фронтально отвечаем на вопросы

1 –  4  (стр.77 учебник).

  1. Какие преимуществаобеспечивают табличные информационные моделипо сравнению со словесными описаниями? /Информация, представленная в таблице, наглядна, компактна, легко обозрима/
  2. Любое ли описание можно заменить табличной информационной моделью? /Да /
  3. Приведите примеры табличных информационных моделей, с которыми вы сталкивались на уроках в школе. /Таблица умножения, таблица химических элементов Д.И. Менделеева, др./
  4. Приведите применры табличных информационных моделей, с которыми вы сталкивались в повседневной жизни. /Извещение об опдате коммунальных услуг, др./

Часть2

Подготовка к изложению нового материала.

Ставиться вопрос.

  1. Когда при изучении объектов используют таблицы?

/Когда необходимо описать объекты, обладающие одинаковыми наборами свойств/

  1. Рассмотрите таблицы. В чём принципиальное отличие?

На экран выводятся рядом две таблицы слайд 13, слайд 16.

/таблица 1 содержат информацию о свойствах (год изготовления, страна, длина)отдельных объектов (джемпер, шарф, сандалии, саквояж), принадлежащих одному классу (изделие, товар).

таблица 2 содержат информацию о свойствах объектов, принадлежащих разным классам, и об одиночных свойствах объектов одного из классов /

Изложение нового материала.

Среди табличных моделей выделяют простые таблицы (например,таблица 1) и сложные (например, таблица 2).

Задание учащимся «Попробуем сформулировать определение понятия простая таблица».

Итак, простые таблицы  это таблицы которые содержат информацию о свойствах отдельных объектов, принадлежащих одному классу.

Также, простые таблицы  это таблицы которые содержат информацию о некотором одном свойстве пар объектов, принадлежащих разным классам

(например, слайд 14).

Подведём итог

Когда при изучении объектов уместно создавать простые таблицы?

Домашнее задание

§ 11.1;11.2 (пункт «Простые таблицы»)

РТ: № 32(стр.53), № 33(стр.54 «Привести пример таблицы типа Объекы-свойства, используя учебники по различным предметам за курс 6 класса»)

Часть3

Практическая часть: каждый ученик индивидуально за компьютером.

Практическая работа №11, задание №1 в текстовом процессоре MS Word.

Цель работы:

  • Закрепить навык построения таблиц в текстовом процессоре MS Word;
  • Закрепить навык преобразования таблиц (добавление и удаление строк, столбцов);
  • Научится изменять ориентацию страницы;
  • Научится всталять в ячейки таблицы изображения;
  • Закрепить навык сохранения документа на на диске (под заданным именем, в заданную папку);
  • Закрепить навык выполнения работы по предложенному алгоритму.

Актуализация и проверка усвоения изученного на прошлом уроке материала

В ходе этого этапа сильному ученику необходимо подготовить слабого к публичному ответу (ситуация успеха для обоих)

Необходимо четкое проговаривание для устойчивого запоминания, ситуация успеха.

Необходимо повторить базовые понятия темы всем и активизировать учебную деятельность конкретного ученика, а также выявить степень владения понятиями в конкретной ситуации.

                       

Развивать умение работать с учебником.

Необходимо четкое проговаривание для устойчивого запоминания, ситуация успеха.

Активизация учебной деятельности конкретного ученика.

Демонстрируется межпредметная связь.

Постановка проблемы.

В результате выполнения всех заданий на повторение учащиеся должны четко представлять назначение табличных моделей.

Учащиеся должны провести сравнение структуры таблиц, найти существенное отличие.

Происходит обучение основным  приемам мыслительной        деятельности (сравнение, обобщение   и   систематизация, конкретизация)

Постановка проблемы – сформулировать определение понятия (раскрыть его содержание)

Происходит обучение основным  приемам мыслительной        деятельности (определение   и объяснение    понятий).

Отрабатывается умение связно  излагать свои мысли.

Учащиеся должны воспроизводить ответы на вопросы, содержание которых раскрыто на уроке (использование репродуктивного метода обучения)

Отрабатывается умение решать практическую  задачу по предложенному алгоритму.

Также, отрабатывается умение организации поиска необходимой информации и преобразования её формы, без изменения содержания.

Либо предложить альтернативную работу,  смотри Приложение1

Приложение 1

Инструкция по выполению практической работы.

  1. На основании информации, содержащейся в таблице 2, составьте таблицу имеющую вид:

Город

Год основания

Основатель

Достопримечательность

  1. Занесите в таблицу информацию о 3 – 4 древних русских городах.
  2. Измените ориентацию страницы на альбомную [Файл – Параметры страницы – Размер бумаги - Альбомная].
  3. Измените таблицу, добавив в неё правее графы «Основатель» графу «Герб».
  4. Вставьте в соответствующие ячейки таблицы изображения гербов городов  Золотого кольца из папки Герб, вложенной в папку Заготовки для практикума.
  5. Измените таблицу, добавив в неё правее графы «Достопримечательность» графу «Расстояние от Москвы».
  6. Сохраните таблицу в собственной папке под именем Кольцо.

Таблица 2

Город

Владимир

Кострома

Переславль-Залесский

Гусь-Хрустальный

Год основания

1108

1152

1152

1756

Основатель

Князь Владимир Мономах

Князь Юрий Долгорукий

Князь Юрий Долгорукий

Орловский купец Аким Мальцов

Достоприме-

чательность 1

Церковь Покрова на Нерли

Ипатьев Троицкий монастырь

Горицкий монастырь

Гусевский хрустальный завод

Достоприме-

чательность 2

Дмитровский собор

Торговые ряды

Плещеево озеро

Музей Хрусталя имени Мальцовых

Достоприме-чательность 3

Золотые ворота

Памятник Ивану Сусанину

Синий камень

Озеро на речке Гусь

Расстояние от

Москвы, км

96

326

127

251


Приложение 2

Результат выполнения практической работы.

Города Золотого кольца России

Город

Год основания

Основатель

Герб

Достопримечательность

Расстояние от Москвы, км

Владимир

1108

Князь Владимир Мономах

Церковь Покрова на Нерли

96

Кострома

1152

Князь Юрий Долгорукий

Памятник Ивану Сусанину

326

Переславль-Залесский

1152

Князь Юрий Долгорукий

Плещеево озеро

127

Гусь-Хрустальный

1756

Орловский купец Аким Мальцов

Музей Хрусталя имени Мальцовых

251


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольно измерительные материалы по теме "Информация и Информационные процессы" 8 класс Л. Л. Босова

Данная контрольня направлена на проверку усвоенного материала и предлагатеся для выполнения по завершению изучения данной темы. Контрольная работа по теме:«Информация и информационные процессы»...

Информационное моделирование, 9 класс

Презентация "Информационное моделирование" для 9 класса....

Контрольная работа "Информационное моделирование" (9 класс)

Контрольная работа "Информационное моделирование" (9 класс) - содержит тесты, в 2-х вариантах....

Технологическая карта урока информатики в рамках введения ФГОС. Информационное моделирование. 6 класс

В данной технологической карте подробно описаны все этапы урока, цели этапов, деятельность учителя и учащихся, УУД каждого этапа. К уроку подготовлена презентация и раздаточный материал....

Рабочая программа курса по выбору "Информационное моделирование" 10 класс

В файле представлена авторская рабочая программа для курса по выбору "Информационное моделирование" для 10 класса....

Рабочая программа курса по выбору "Информационное моделирование" 11 класс

В файле представлена авторская рабочая программа для курса по выбору "Информационное моделирование" для 11 класса....

Методическая разработка урока "Информационное моделирование" (6 класс)

Урок изучения нового материала. Урок нацелен на формирование представления о моделях и их назначении, о моделировании....