Открытый урок по информатике
методическая разработка по информатике и икт (6 класс) по теме

Иншакова Светлана Владимировна

Открытый урок по информатике «Лаборатория «Энергопоиск» - это урок рефлексии и исследования. В игровой форме обучающиеся  закрепили приобретенные ранее предметные навыки,  метапредметные и личностные  компетентности. Проведенный в рамках Всеросийской акции «Экология и энергосбережение», он был нацелен на  воспитание в детях бережного отношения к энергетическим ресурсам. 

Скачать:

Реклама
Подтяните знания с репетитором за лето

Начните заниматься летом, чтобы разобраться в сложных темах без стресса от школьной нагрузки, оценок и домашних заданий — одного занятия в неделю будет достаточно.

вводный урок бесплатно, онлайн, 30 минут

Подробнее >


Предварительный просмотр:

ГБОУ Самарской области основная общеобразовательная

школа № 23 г.о. Чапаевск Самарской области

Методическая разработка

открытого урока по информатике

«Лаборатория «Энергопоиск»

(квест-игра)

Выполнила:

Иншакова С.В.,

учитель информатики,

высшая квалификационная категория.

2017г.,Чапаевск

Учитель: Иншакова Светлана Владимировна.

Предмет: информатика.

УМК: Л. Л. Босова, А. Ю. Босова ФГОС Информатика 6 класс, 2016 г.

Класс: 6.

Тема: Квест-игра «Лаборатория команды «ЭнергоПоиск».

Место в учебном плане: урок-игра проводится после изучения тем «Как мы познаем окружающий мир» и «Понятие как форма мышления», на которых формируются представления об основных категориях абстрактного и логического мышление (синтез, анализ, сравнение, абстрагирование, обобщение). В деятельности и коммуникации обучающиеся смогут актуализировать свои знания и скорректировать ошибки.

Тип урока: урок систематизации знаний.

Вид урока: урок-игра.

Способ организации общения участников: работа в малых группах.

Цель урока: создать условия для обобщения изученных понятий в единую систему, для саморазвития обучающихся и воспитания у них бережного отношения к расходованию энергетических ресурсов Земли.

Задачи урока:

научить детей систематизировать полученные знания по логическим приемам (синтез, анализ, абстрагирование, обобщение, сравнение),  развивать умение перехода от частного к общему и наоборот, развивать умение строить умозаключения, научить видеть взаимосвязь нового знания с уже приобретенным опытом и его значение для последующего обучения.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

Актуализировать навыки  знаково - символического моделирования. Формировать умение структурировать знание, устанавливать причинно– следственные связи; строить логической цепочки рассуждения

Метапредметные:

Регулятивные: уметь самостоятельно контролировать своё время, планировать пути достижения цели; находить рациональные способы работы;  уметь оценивать – выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

Познавательные: вести поиск и систематизировать информацию; уметь применять полученные знания на практике;

Коммуникативные: формировать социальную компетентность,  уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, ументь строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками.

Личностные:

Развивать креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении математических задач. Стимулировать развитие привычки рационального и бережного отношения к энергоресурсам

Технологии:

  • игровая;
  • ИКТ-технология

Организация деятельности обучающихся на уроке:

  • Самостоятельно определяют проблему и решают ее
  • Ведут диалог, отвечают на вопросы,
  • Выполняют практические задания, оценивают других
  • Рефлексируют.

Материалы:

  1. Вступление:
  • Стенд Лаборатория «ЭнергоПоиск»
  • Стенд Энергопоиск –ребусы, загадки
  • Костюм Профессора: халат, парик, свисток (или колокольчик) – сигнал  начала и окончания задания.
  • бэйдж «ЭнергоПоиск» – 4 шт
  • бэйдж учителя
  • Картинки лампочек (старая и новая) для жеребьевки- по 4 шт
  • На столе команды:
  • Куб с изображением лампочки
  • Лист-черновик
  • Картинка лампочки – балла за правильный ответ-20 шт
  • Файл презентации
  • Ноутбук участникам – 2 шт
  • Моноблок для презентации – 1 шт
  1. Основная часть:
  • Задание 1 - 10 картинок - приборов в файле – 2 комплекта
  • Задание 2 - картинки: лампочка-новая  и лампочка-старая на цветной бумаге – по 12 шт
  • Задание 4 - файл на ноутбуке, печатный текст кроссворда - 2 комплекта
  1. Заключительная часть:
  • Сертификат участника игры - 8 шт
  • Удостоверение сотрудника «ЭнергоПоиск» – 4 шт
  • Файл к заданию «Оживи рисунок»

Краткое описание игры:

  • На двери кабинета - эмблема команды лаборатории «ЭнергоПоиск»
  • Перед входом  в кабинет ученики выбирают лампочки и рассаживаются уже по командам. На столе каждой команды  – куб -изображение одной из лампочек.
  • На груди сотрудников лаборатории – бэйдж – эмблема.
  •  Мероприятие ведет «Профессор Лампочкин» и его помощники из секретной лаборатории «ЭнергоПоиск».
  • Профессор предлагает поучаствовать в соревнованиях на то, кто лучше знает и понимает способы энергосбережения, определение понятия «энергия».
  • Заданий три, они разделены на основные темы:
  • «Энергосбережение в доме».
  •  «Энергосбережение в школе».
  • Кроссворд «Энергия».
  • Физкультминутка проводится в форме игры «Разноцветные лампочки»
  • По итогам игры ребятам вручаются сертификаты участника и удостоверения сотрудника.

Источники:

  1. Федеральный закон об энергосбережении и повышении энергетической эффективности (от 23 ноября 2009 г. №261-ФЗ)
  2. Занимательная химия, физика, биология. Автор: Уиз Джим Издание: АСТ, Астрель Год издания: 2007 Страниц: 128.
  3. Методические рекомендации по подготовке и проведению мероприятий для учащихся младших и средних классов начальной и средней общеобразовательной школы на площадках всероссийского фестиваля энергосбережения https:// вместеярче.рф.


Технологическая карта урока

Деятельность учителя/

ведущих сценария

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Оценивание/

формы контроля

Время

Организационный этап.

Подготовка учеников к восприятию материала.

Ученики готовятся к занятию, концентрируют внимание

Коммуникативные УУД:

- слушать собеседника и понимать речь других;

Регулятивные УУД:

-планировать свою деятельность в соответствии с предъявленной информацией;

- настраивать себя на продуктивную работу;

-самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий;.

- оценочное суждение;

-самооценка готовности к уроку, эмоционального состояния.

1 мин

Целеполагание.  Мотивация учебной деятельности обучающихся

Здравствуйте  гости, здравствуйте дети.

В игровой деятельности  мы  систематизируем приобретенные знания: абстрактное и логическое мышление,  работа с информацией, ее критическое оценивание, коммуникативные навыки.

В процессе игры покажем необходимость выработки привычки бережного отношения к энергетическим ресурсам

Профессор: человек в белом халате с белыми усами, волосами и в очках (внешне похож на Эйнштейна).

Профессор: «Привет, ребята! Меня зовут Александр Петрович Лампочкин, но все зовут меня просто Профессор Лампочка!

Я приглашаю вас в нашу энерголабораторию, где мы энергозадачах исследуем способы формирования понятий.

Мне помогают мои верные помощники и друзья:

члены команды по очереди присоединяются к профессору

«Луч» - человек с пронзительный взгляд от него ничто, и никто не скроется.

«Светик», она своей улыбкой освещает все вокруг.

«Кнопа», где бы мы не находились всегда найдет, что включить, но чаще всего, что выключить.

Девиз команды «ЭнергоПоиск! Произносит девиз каждый член

Луч: «Мы команда, которая всегда придет на помощь!»

Кнопа: «Мы команда, которая знает в энергии толк!»

Светик: «Мы команда, которой доверяют!»

Профессор: «Приглашаем поучаствовать в экспериментах вместе с нами».

Ученики слушают слова учителя, ведущего.

Определяют тему урока

Определяют задачи по обобщению и систематизации темы;

 

Регулятивные УУД:

- планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой;

- определить вместе с ведущим  тему и задачи урока

Коммуникативные УУД:

- Создать эмоционально психологический настрой на сотрудничество взаимовыручку и партнёрство, ситуацию успеха.

- наблюдение;

- выяснение готовности класса к работе на уроке

2 мин

Актуализация знаний.

Луч: «В 2009 году в России вышел федеральный закон об энергосбережении. Этот закон направлен на то, чтобы люди стремились использовать современные энергосберегающие технологии в квартирах.

Профессор: «Что же такое энергосбережение?!»

Светик: Я знаю. Энергосбережение – это когда, вместо старой лампочки, устанавливают энергосберегающие лампочки, которые светят ярче,  потребляют энергии меньше. И платить за энергию приходится меньше».

Луч (выходит с раскрытой книжкой – на обложке запись федеральный закон «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» и читает): «Определение понятия «Энергосбережение» по федеральному закону такое: реализация организационных, правовых, технических, технологических, экономических и иных мер, направленных на уменьшение объема используемых энергетических ресурсов при сохранении соответствующего полезного эффекта от их использования (в том числе объема произведенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг)»

Профессор: «Да, вроде бы сложно понять, что такое энергосбережение и для чего оно нужно. Ребята, а как вы думаете, а почему людям необходимо экономить энергию?»

Профессор: «Да, все верно, но, чтобы научиться сберегать энергию во всей стране и мире надо начать с себя.

Кнопа: «Чтобы было интересно, вы разделены по командам.

Придумайте название своей команде и девиз.

Кнопа. В нашей игре  будет 4 задания. За каждый правильный ответ команда получит лампочки. Их мы подсчитаем в конце игры и назовем команду – победитель.

Слушают ведущих

Отвечают на вопросы

Варианты ответов детей:

•        природные ресурсы заканчиваются, и уже через несколько десятков лет может не остаться нефти и природного газа;

•        при производстве энергии страдает экология: загрязняются почвы и водоемы, воздух, создается «парниковый эффект»;

•        для экономии финансовых затрат семьи.

Команды озвучивают

«Свет»

Комета — на небе, а мы — на Земле!

Да здравствует Свет

Всегда и везде.

«Электрон»

Мы не можем без движенья,
Мы всегда под напряженьем!
Искру вашу распалим,
Всех вокруг подзарядим

Познавательные УУД:

-проявлять познавательную инициативу

понимание заданного вопроса, в соответствии с ним построение ответа в устной форме.

-умение аргументировать свою позицию.

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- осознанно и произвольно строить речевое выступление  в устной форме;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

Регулятивные УУД:

- Формирование внимательности и исполнительской дисциплины.

- оценочное суждение;

-самооценка готовности к уроку, эмоционального состояния.

3 мин

Применение знаний и умений на практике

1 этап. «Собери слова по алфавиту»

Команды получают пакет с картинками (окно, лампа, холодильник, чайник, стиральная машина, зарядное устройство, кондиционер, пылесос, выключатель, датчик).

Задание: 

  1. Рассмотреть картинки
  2. Открыть текстовый редактор Open Office
  3. Создать список терминов, выполнив условие:
  • шрифт Times New Roman,
  • размер шрифта 14,
  • нумерованный список
  • сортировать по алфавиту.

Правильно:

  • 10 слов-1 балл
  • Слова  по алфавиту – 1 балл
  • Нумерованный список – 1 балл
  • Команда, выполнившая задание первая, получает бонус - 1 балл

Максимальное число баллов – 3 балла+ 1 бонус

Команда, выполнив задание, поднимает руку. Кнопа  и Луч проверяют задание и выдают лампочки-баллы

Обучающиеся выполняют задание на компьютере и сверяют с ответами на слайде:

Предметный:

 - уметь вводить и форматировать текст в текстовом редакторе по заданным условиям,

- уметь анализировать представленную графическую информацию,

- осуществлять решение учебной задачи самостоятельно с опорой на предложенный алгоритм;

Познавательные УУД:

- использовать информацию для решения учебной задачи;

- осуществлять действие по образцу и заданному правилу;

- применять знания в нестандартной ситуации;

Коммуникативные УУД:

-осуществлять устную, письменную коммуникацию в соответствии с поставленной задачей;

  - участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.

Регулятивные УУД

выполнять действия и заканчивать его в требуемый, временной момент

 - оценивания группового задания;

-самоконтроль, самооценка;

-индивидуальная работа по карточкам;

-оценка/самооценка умения применять ранее полученные знания при решении заданий;

3 мин

Применение знаний и умений на практике

этап. «Энергосберегательный ребус»

Задание: Отгадать ребус и описать способы экономии электроэнергии с помощью прибора, представленного на слайде презентации

Пофессор: Молодцы. Ну, а теперь разминка

Ответы детей

Окно: Чтобы в помещении было светло стекла окон надо мыть чаще, не загораживать их большими цветами, и не занавешивать шторами.

Лампа: В светильниках надо применять современные энергосберегающие лампы.

Холодильник: Нужно помнить простые правила:

  • Устанавливать холодильник в прохладном месте,
  • Не держать дверцу долго открытой.
  • Не  класть горячие продукты в камеру.

Чайник: В чайник наливать столько воды, сколько требуется.

Пылесос: Пылесос меньше потребляет энергии, когда его мешок пуст.

Предметный результат:

 - уметь делать умозаключения, абстрагироваться.

Познавательные УУД:

- систематизировать, обобщать изученное, делать выводы.

Коммуникативные УУД:

- оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы, слышать и понимать речь других;

- Регулятивные УУД:

- адекватно воспринимать критику ошибок и учитывать её в работе над ошибками.

- прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материала;

- соотносить цели и результаты собственной деятельности;

- анализировать и осмысливать свои достижения, выявлять перспективы развития;

- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;

- оценивание жюри индивидуального задания, работ всех команды

- оценка/самооценка действий по достижению планируемых результатов.

-оценка эмоционального состояния;

 

4 мин

Физминутка

Игра «Разноцветные лампочки»

На полу Светик разложила беспорядочно картинки лампочек (старые, новые) напечатанные на бумаге разного цвета.

Максимальное число – 12 баллов + 1 бонус

По сигналу Профессора (свисток) участники игры собирают «свои» лампочки и по сигналу сдают их Лучу и Светику. Команда, выполнившая задание первая получает бонус - 1 балл

Регулятивные

- уметь снимать физическое напряжение.

оценка эмоционального состояния;

3 мин.

Применение знаний и умений на практике

2 этап. Лото «Верно-неверно»

Максимально — 4 баллов

Профессор демонстрирует слайды с  картинками лото.

Ответы учащихся

Если «верно» - команда поднимает свою лампочку. Ей засчитывается 1 балл.

Предметный результат:

 Уметь применять категории мышления синтез, анализ, обобщение, сравнение

Познавательные УУД:

 -применять знания в нестандартной ситуации.

Коммуникативные УУД:

-слушать объяснения учителя, задавать уточняющие вопросы.

оценка/самооценка умения применять полученные знания при решении задания

4 мин

Применение знаний и умений на практике

2 этап. «Кроссворд «Энергия»

1.        Открыть файл «Кроссворд» в папке «Экология» на Рабочем столе.

2.        Прочитать текст задания.

3.        Напечатать термины в соответствующие строчки кроссворда.

4.        Прочитать термин выделенного столбца. 

Максимальное число – 8 баллов + 1 бонус.

Команда, выполнившая задание первая, получает бонус - 1 балл

1.        К дальним сёлам, городам

Что идёт по проводам?

Светлое величество,

Это ... (электричество).

2.        Кто-то утром не спеша

Надувает красный шар,

А как выпустит из рук -

Станет вдруг светло вокруг. (Солнце).

3.        Летит без крыльев и поёт,

Прохожих задирает.

Одним проходу не даёт,

Других он подгоняет. (Ветер).

4.        Чуть дрожит на ветерке

Лента на просторе,

Узкий кончик в роднике,

А короткий - в море. (Река.)

5.        Пройдусь слегка горячим я,

И гладкой станет простыня.

Могу поправить недоделки

И навести на брюках стрелки. (Утюг).

6.        Из горячего колодца

Через нос водичка льётся. (Чайник).

7.        Наш приборчик  как живой

Наш приборчик, как живой -

Дует, крутит головой.

Летом отдыха не знает,

Дома воздух разгоняет. (Вентилятор).

Обучающиеся выполняют задания на компьютере

Схема кроссворда - файл электронного процессора

Ответы кроссворда – слайд презентации

Предметный результат:

 - формировать понятия;

-уметь работать в среде электронного процессора

Познавательные УУД:

- применять знания в нестандартной ситуации;

- извлекать информацию из текста,;

- осуществлять решение учебной задачи самостоятельно с опорой на предложенный алгоритм;

Коммуникативные УУД:

 - высказывать свое мнение;

- контролировать действия партнёра;

 - участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.

-осуществлять ИКТ коммуникацию в соответствии с поставленной задачей

- Регулятивные УУД:

- адекватно воспринимать оценку;

оценка/самооценка умения применять ранее полученные знания при решении упражнения;

- оценка/самооценка действий по достижению планируемых результатов.

- оценивание жюри  работ всех команд

4 мин

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

вместе с жюри подводят итоги, вручают дипломы;

-обобщает сказанное, в т.ч. благодарит класс за работу;

- обсуждают работу на каждой из станций;

- делают выводы;

- выслушивают жюри

Познавательные УУД:

- систематизировать, обобщать изученное, делать выводы.

Коммуникативные УУД:

- адекватно воспринимать критику ошибок и учитывать её в работе над ошибками.

Регулятивные УУД:

- адекватно воспринимать оценку;

- прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материала;

- соотносить цели и результаты собственной деятельности;

- анализировать и осмысливать свои достижения, выявлять перспективы развития;

- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;

- осуществлять самоконтроль;

- оценка работы группы;

 -оценка жюри и учителя, с комментированием

3 мин

Рефлексия (подведение итогов занятия)

-предлагает оценить работу в группах;

Профессор: Закончились испытания. Предлагаем перейти к подсчету результатов игры.

Итак больше всех баллов у команды ….

Профессор: «Спасибо вам ребята, за интересную игру!

Профессор вручает сертификаты участникам игры

Учитель вручает удостоверение сотрудникам лаборатории

Профессор: Мы надеемся, что вы усвоили много информации по энергосбережению. Не забывайте сберегать энергию! До свидания!»

- оценивают работу группы, выполняя задание «Оживи рисунок» на компьютере в графическом редакторе Paint

Познавательные УУД:

- систематизировать, обобщать изученное, делать выводы.

Коммуникативные УУД:

- высказывать свое мнение;

Регулятивные УУД:

- давать оценку деятельности на уроке; уметь оценить личный вклад в работу группы по созданию алгоритма деятельности при решении проблемы;

- выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить.

- оценка работы группы;

 -оценка эмоционального состояния;

3 мин



Предварительный просмотр:

«Кроссворд «Энергия»

Задание:

  1. Открыть файл «Кроссворд» в папке «Экология» на Рабочем столе.
  2. Прочитать текст задания.
  3. Напечатать термины в соответствующие строчки кроссворда.
  4. Прочитать термин выделенного столбца.

  1. К дальним сёлам, городам

Что идёт по проводам?

Светлое величество,

Это ...

  1. Кто-то утром не спеша

Надувает красный шар,

А как выпустит из рук -

Станет вдруг светло вокруг.

  1. Летит без крыльев и поёт,

Прохожих задирает.

Одним проходу не даёт,

Других он подгоняет.

  1. Чуть дрожит на ветерке

Лента на просторе,

Узкий кончик в роднике,

А короткий - в море.

  1. Пройдусь слегка горячим я,

И гладкой станет простыня.

Могу поправить недоделки

И навести на брюках стрелки.

  1. Из горячего колодца

Через нос водичка льётся.

  1. Наш приборчик, как живой

Дует, крутит головой.

Летом отдыха не знает,

Дома воздух разгоняет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытый урок по информатике в 5 классе

открытый урок по теме "Компьютерная графика"...

Открытый урок по информатике 5 класс.

Открытый урок по информатике 5 класс....

План-конспект открытого урока по информатике и ИКТ в 8 классе Тема урока: «Файлы и файловая система»

Урок по информатике  по теме: "Файлы и файловая система" с презентацией...

Открытый урок по информатике 4 класс по теме «Знакомство с компьютером» - технологическая карта урока. ФГОС

Открытый урок по информатике 4 класс по теме «Знакомство с компьютером» - технологическая карта урока. ФГОС...