Организация разработки, апробации и внедрения разнообразных форм оценки образовательных достижений обучающихся по математике и информатике
учебно-методический материал по информатике и икт на тему

Доронина Людмила Анатольевна

Мировой опыт использования тестов как метода оценки качества образования показал необходимость и перспективность проведения компьютерного тестирования. Тесты позволяют получить объективные оценки уровня знаний, умений, навыков и представлений, выявить пробелы в подготовке, проверить соответствие выпускников требованиям государственных образовательных стандартов. В сочетании с компьютерными технологиями, тесты помогают перейти к адаптивному обучению и контролю знаний – наиболее эффективным, но и наименее применяемым у нас формам организации учебного процесса. Программа MyTestX - это система программ для создания и проведения компьютерного тестирования, сбора и анализа результатов, выставления оценки по указанной в тесте шкале. Приведены примеры созданных тестов для подготовки к ОГЭ, ЕГЭ, устного счета, тренажеров

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avgustovskoe_2017.rar1.44 МБ

Предварительный просмотр:

Августовское совещание работников образования Октябрьского района. 2017 год. ДИСКУССИОННАЯ ПЛОЩАДКА №3.  «Научно – техническое творчество и реализация Концепции развития математического образования в образовательных организациях Октябрьского района: опыт и перспективы развития»

Организация разработки, апробации и внедрения разнообразных форм оценки образовательных достижений обучающихся по математике и информатике, в том числе средств автоматизированной диагностики, для оценки и проектирования индивидуального прогресса и внеучебных достижений обучающихся

Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться.

Педагоги не могут успешно кого-то учить,

если в это же время усердно не учатся сами.

Л.Н. Толстой

Приоритетные цели математического образования - это развитие способностей к:

. логическому мышлению, конструированию, коммуникации и взаимодействию на широком математическом материале (от геометрии до программирования);

. поиску решений принципиально новых математических задач, эксперименту и наблюдению, формированию внутренних (мысленных) представлений и моделей для математических объектов, формулированию и проверке гипотез, преодолению интеллектуальных препятствий;

. реальной математике: математическому моделированию (построению модели реальности и интерпретации результатов), применению математики, в том числе, с использованием ИКТ.

Для математического образования всегда был характерен процесс формирования технических навыков - от сложения дробей до взятия интегралов. Такое формирование идет и в современном математическом образовании. Разница в том, что:

. технический навык всегда рассматривается не как завершающая образовательная цель, а как инструмент в решении осмысленных задач, в ходе решения которых, он, в основном и формируется

     имеется возможность использовать, в зависимости от решаемых образовательных задач, те или иные средства ИКТ для технической работы.

Принципиальной особенностью школьной математики (и, в большой степени дальнейшего математического образования) является необходимость всего предшествующего материала для освоения последующего (в других предметах это выражено в различной, но меньшей степени). В связи с этим принципиальную роль играет выявление и устранение «пробелов» в знаниях учащихся.

Учащихся с низкими академическими результатами, с «накапливающимся незнанием», с ограниченными возможностями здоровья, пропустившие занятия по болезни, недостаточно владеющие русским языком нужно обеспечить поддержкой, которая позволит им вернуться «в основной поток».

Мировой опыт использования тестов как метода оценки качества образования показал необходимость и перспективность проведения компьютерного тестирования. Тесты позволяют получить объективные оценки уровня знаний, умений, навыков и представлений, выявить пробелы в подготовке, проверить соответствие выпускников требованиям государственных образовательных стандартов. В сочетании с компьютерными технологиями, тесты помогают перейти к адаптивному обучению и контролю знаний – наиболее эффективным, но и наименее применяемым у нас формам организации учебного процесса.

При правильном отборе контрольного материала содержание теста может быть использовано не только для контроля, но и для обучения. Таким образом, позволяя испытуемому самостоятельно обнаруживать пробелы в структуре своих знаний и принимать меры для их ликвидации. В таких случаях можно говорить о значительном обучающем потенциале тестовых заданий, использование которого станет одним из эффективных направлений практической реализации принципа единства и взаимосвязи обучения и контроля.

Огромное спасибо учителю географии Перегеребинской СОШ № 2 Сеитовой Наталье Александровне, которая на семинаре 13 февраля 2015 года познакомила нас с тестирующей программой MyTestX. Я взялась за ее изучение.

MyTestX это - система программ (программа тестирования учащихся, редактор тестов и журнал результатов) для создания и проведения компьютерного тестирования, сбора и анализа результатов, выставления оценки по указанной в тесте шкале.

Программа состоит из трех модулей: Модуль тестирования (MyTestStudent), Редактор тестов (MyTestEditor) и Журнал тестирования (MyTestServer).

Для создания тестов имеется очень удобный редактор тестов с дружественным интерфейсом. Практически, любой учитель-предметник, даже владеющий компьютером на начальном уровне, может легко составить свои тесты для программы MyTestX и использовать их на уроках.

Программа легка и удобна в использовании. Все учителя и учащиеся быстро и легко осваивают ее.

Программа MyTestX работает с десятью типами заданий:

одиночный выбор,

множественный выбор,

установление порядка следования,

установление соответствия,

указание истинности или ложности утверждений,

ручной ввод числа,

ручной ввод текста,

выбор места на изображении,

перестановка букв,

В тесте можно использовать любое количество любых типов, можно только один, можно и все сразу. В заданиях с выбором ответа (одиночный, множественный выбор, указание порядка, указание истинности) можно использовать до 10 вариантов ответа.

В MyTestX можно использовать любую систему оценивания от 2-х до 100-бальной. Систему оценки и ее настройки можно задать или изменить в редакторе теста.

Программа поддерживает несколько независимых друг от друга режимов: обучающий, штрафной, свободный и монопольный. В обучающем режиме тестируемому выводятся сообщения об его ошибках, может быть показано объяснение к заданию. В штрафном режиме за неверные ответы у тестируемого отнимаются баллы и можно пропустить задания (баллы не прибавляются и не отнимаются). В свободном режиме тестируемый может отвечать на вопросы в любой последовательности, переходить (возвращаться) к любому вопросу самостоятельно. В монопольном режиме окно программы занимает весь экран и его невозможно свернуть.

Ко многим полезным функциям, которые имеются в программе для проведения компьютерного тестирования, можно ещё присоединить то, что если ученик по каким-либо причинам не может выполнять тест за ПК (например, по состоянию здоровья), то буквально за 1-2 минуты можно сформировать «бумажный» вариант теста.

Программа MyTest X распространяется бесплатно. Не коммерческое использование программы не требует денежных выплат. Любое образовательное учреждение, учитель и ученик могут бесплатно использовать программу на основе лицензионного соглашения без каких либо денежных отчислений

В 2015-2016 учебном году моя нагрузка по математике составляла два 5-х классах и два  9-х класса. Анализируя  входную диагностическую работу,  я увидела несколько проблем. Основная из них – это низкие вычислительные навыки у большинства обучающихся, а в 9 Г - классе была низкая математическая подготовленность и низкая мотивация, а еще неуверенность в своих силах «Я не смогу этого решить».

Начались занятия… На проверку тетрадей, различных тестов и тренажеров уходит очень много времени. Появилась необходимость усовершенствовать этот процесс. Арифметика царица математики. Все началось с устного счета.

Все карточки с бумажного носителя я перенесла в электронный. Началось каждоурочное выполнение заданий. В моем кабинете математики имеется 13 ноутбуков. Сначала приходилось организовывать парную работу, а затем по итогам этой работы индивидуальную с учениками,  испытывающими затруднения,  во внеурочное время. Были и тренировочные мероприятия,  и контрольные. (Демонстрация теста «Действия с рациональными числами» - тренажер и в обучающем режиме - 6 класс

 «Умножение и деление натуральных чисел» - 5 класс, «Вычисление логарифмов» - 10 класс, )

Для 9-х классов совместно с коллегой Шелеповой Е.М. мы создали тесты по каждому из 20 заданий базового уровня ГИА. И началось во втором полугодие тестирование. На элективных курсах мы разбирали определенную тему, вспоминали приемы и методы решения тех или иных задач и примеров. А затем обучающиеся по графику группами приходили в кабинет информатики, где проходили тестирование. В итоге каждый ученик прошел тестирование по всем темам школьного курса. Каждому обучающемуся в дневник был вклеен лист готовности к ГИА по математике, в который вносились результаты этого тестирования, а родители могли отслеживать не только посещаемость, но и качество подготовки детей к ГИА. (Демонстрация задания ГИА математика – три модуля)

В 2016-2017 году при подготовке обучающихся к ГИА по информатике я также использовала эту систему. (Демонстрация задания ГИА информатика)

Ученикам понравилось это нововведение. После уроков они самостоятельно подходили в кабинет математики и просились позаниматься на компьютере. В математике очень важна тренировка, как раньше говорили навык должен быть доведен до автоматизма. По мере изучения учебного материала добавлялись и другие формы – появились тренажеры (демонстрация «Задачи на проценты» - 6 класс).

Тестирование является стандартизированной формой контроля в том понимании, что как процедура проведения теста, так и оценка знаний стандартны для всех учеников.

По сравнению с другими формами контроля знаний тестирование имеет свои достоинства и недостатки.

Достоинства:

  • Тест является наиболее качественным и объективным способом оценивания, объективность достигается путем стандартизации процедуры проведения, проверки показателей качества заданий и тестов целиком.
  • Тестирование ставит всех учащихся в равные условия, как в процессе контроля, так и в процессе оценки, практически исключая субъективизм преподавателя.
  • При помощи тестирования можно установить уровень знаний учащегося по предмету в целом и по отдельным его разделам.
  • Тест это более точный инструмент, так, например, шкала оценивания теста из 20 вопросов, состоит из 20 делений, в то время, как обычная шкала оценки знаний — только из четырёх.
  • Тестирование — это более мягкий инструмент, они ставят всех учащихся в равные условия, используя единую процедуру и единые критерии оценки, что приводит к снижению предэкзаменационных нервных напряжений.

Недостатки:

  • Разработка качественного тестового инструментария — длительный, трудоемкий и дорогостоящий процесс.
  • Данные, получаемые преподавателем в результате тестирования, хотя и включают в себя информацию о пробелах в знаниях по конкретным разделам, но не позволяют судить о причинах этих пробелов.
  • Тест не позволяет проверять и оценивать высокие, продуктивные уровни знаний, связанные с творчеством, то есть вероятностные, абстрактные и методологические знания.
  • Широта охвата тем в тестировании имеет и обратную сторону. Учащийся при тестировании, в отличие от устного или письменного экзамена, не имеет достаточно времени для сколько-нибудь глубокого анализа темы.
  • Обеспечение объективности и справедливости теста требует принятия специальных мер по обеспечению конфиденциальности тестовых заданий. При повторном применении теста желательно внесение в задания изменений.

Информатизация процесса контроля знаний позволяет добиться следующих положительных результатов: повышение объективности оценки, сведение к минимуму возможности фальсификации оценки, возможность отслеживать динамику успеваемости родителям и ученикам, упрощение реализации личностно-ориентированного подхода в обучении.

Литература

  1. Башлаков А. С., MyTestX - система программ для создания и проведения компьютерного тестирования, сбора и анализа их результатов [ Электронный адрес] - http://mytest.klyaksa.net/ - статья в интернете.
  2. Гузаева М. Ю., Компьютеризация контроля знаний как основа эффективного функционирования системы образования [Электронный ресурс] - http://pedsovet.su/publ/44-1-0-1060
  3. Орлова Е.Н., Статья по теме: Тест как инструмент оценивания качества знаний [Электронный ресурс] - http://nsportal.ru/
  4. Распоряжение Правительства России от 24 декабря 2013 года № 2506-р о Концепции развития математического образования в Российской Федерации  [Электронный ресурс] - http://минобрнауки.рф/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/3894

Доронина Людмила Анатольевна, учитель математики и информатики МКОУ «Приобская СОШ»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные модели оценки образовательных достижений обучающихся как инструментарий организации продуктивной деятельности учителя по реализации ФГОС

"Инновационные модели оценки образовательных достижений обучающихся как инструментарий организации продуктивной деятельности учителяпо реализации ФГОС" - одна из проблем современного образования. В со...

Августовское совещание учителей математики и информатики Аксубаевского муниципального района " Оценка образовательных достижений учащихся по математике"

Оценка предметных результатов обучения (2 слайд)Под предметными результатами образовательной деятельности понимается освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для дан...

Совершенствование системы оценки образовательных достижений обучающихся в условиях введения ФГОС»

Совершенствование системы оценки образовательных достижений обучающихся в условиях введения ФГОС»...

Оценка образовательных достижений обучающихся

Любой учебный процесс на любом уровне: уровне текущей учебной задачи, уровне изучения темы, раздела, всего учебного курса или всей образовательной программы в целом заканчивается контролем и оценкой. ...

АИС "Сетевой город" Средневзвешенная система оценки образовательных достижений обучающихся. Презентация для учителей, родителей и учащихся при переходе на средневзвешенную систему оценки образовательных достижений обучающихся.

АИС "Сетевой город. Образование." Презентация для учителей, родителей и учащихся при переходе на средневзвешенную систему  оценки образовательных достижений обучающихся....

"Система оценки образовательных достижений обучающихся 5-9 классов в соответствии с ФГОС ООО"

Система оценки достижения планируемых результатов является частью системы оценки и управления качеством образования в нашем лицее. В данной статье подробно рассмотрена структура системы о...

Контрольно-измерительные материалы (КИМ) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины «Математика» для профессий технического профиля

Контрольно-измерительные материалы (КИМ) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины «Математика» для профессий техни...