Совершенствование системы оценки образовательных достижений обучающихся в условиях введения ФГОС»
учебно-методическое пособие по истории

Бударина Наталия Николаевна

Совершенствование системы оценки образовательных достижений обучающихся в условиях введения ФГОС»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sistema_otsenki_fgos_budarina_nataliya_nikolaevna.doc229 КБ

Предварительный просмотр:

Совершенствование системы оценки образовательных достижений обучающихся в условиях введения ФГОС»

Практическая часть учебно-методического комплекта  «Совершенствование системы оценки образовательных достижений обучающихся в условиях введения ФГОС»

Задание 1. Взаимосвязь предметных результатов образования с личностными и метапредметными результатами.

Реализация ФГОС подразумевает, что личностные и метапредметные результаты образования формируются средствами всех или нескольких учебных предметов. Соответственно, содержание планируемых результатов по отдельным предметам так или иначе должно отражать в себе личностные и метапредметные результаты, но с учетом особенностей содержания, а также методов познания, деятельности, характерных для данного предмета. Выберите по своему усмотрению любой общеобразовательный предмет (обществознание) и приведите несколько примеров,  демонстрирующих эту взаимосвязь (Для выполнения задания используйте содержание разделов «Личностные результаты» и «Метапредметные результаты» Требований ФГОС (папка «Материалы»,  Приложение 2) и перечень Планируемых результатов по выбранному Вами предмету Примерной основной образовательной  программы (см. папку «Материалы», приложение 2.2). Результат выполнения задания отразите в таблице:

Формулировки личностных и метапредметных результатов в Требованиях ФГОС

Планируемые результаты освоения ООП  по (обществознанию) Примерной  основной образовательной программы

Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования

Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края.

Выпускник научится:

• раскрывать духовные ценности и достижения народов нашей страны;

• называть и иллюстрировать примерами основы конституционного строя Российской Федерации, основные права и свободы граждан, гарантированные Конституцией Российской Федерации;

• формулировать собственную точку зрения на социальный портрет достойного гражданина страны;

• находить и извлекать информацию о положении России среди других государств мира из адаптированных источников различного типа.

• характеризовать государственное устройство Российской Федерации, описывать полномочия и компетенцию различных органов государственной власти и управления;

• сравнивать различные типы политических режимов, обосновывать преимущества демократического политического устройства;

• описывать основные признаки любого государства, конкретизировать их на примерах прошлого и современности;

• характеризовать базовые черты избирательной системы в нашем обществе, основные проявления роли избирателя;

• различать факты и мнения в потоке политической информации.

• характеризовать собственный социальный статус и социальные роли; объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»;

Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,  осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов.

Выпускник научится:

• характеризовать явление ускорения социального развития;

• объяснять необходимость непрерывного образования в современных условиях;

• описывать многообразие профессий в современном мире;

• характеризовать роль молодёжи в развитии современного общества;

• извлекать социальную информацию из доступных источников;

• применять полученные знания для решения отдельных социальных проблем.

Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.

Выпускник научится:

• распознавать на основе приведённых данных основные типы обществ;

• характеризовать направленность развития общества, его движение от одних форм общественной жизни к другим; оценивать социальные явления с позиций общественного прогресса;

• различать экономические, социальные, политические, культурные явления и процессы общественной жизни;

• применять знания курса и социальный опыт для выражения и аргументации собственных суждений, касающихся многообразия социальных групп и социальных различий в обществе;

• характеризовать глобальные проблемы современности;

• распознавать на основе приведённых данных основные экономические системы и экономические явления, сравнивать их;

• характеризовать поведение производителя и потребителя как основных участников экономической деятельности;

• использовать статистические данные, отражающие экономические изменения в обществе;

• получать социальную информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа;

• формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на обществоведческие знания и социальный опыт.

Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и  общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей

Выпускник научится:

• на основе полученных знаний о социальных нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку;

• описывать социальную структуру в обществах разного типа, характеризовать основные социальные группы современного общества; на основе приведённых данных распознавать основные социальные общности и группы;

• характеризовать основные социальные группы российского общества, распознавать их сущностные признаки;

• давать оценку с позиций общественного прогресса тенденциям социальных изменений в нашем обществе, аргументировать свою позицию;

• характеризовать собственные основные социальные роли;

• объяснять на примере своей семьи основные функции этого социального института в обществе;

• использовать социальную информацию, представленную совокупностью статистических данных, отражающих социальный состав и социальную динамику общества;

• проводить несложные социологические исследования.

• анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными, трудовыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях определять признаки правонарушения, проступка, преступления;

• объяснять на конкретных примерах особенности правового положения и юридической ответственности несовершеннолетних;

• находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нормами поведения, установленными законом;

• использовать знания и умения для формирования способности к личному самоопределению в системе морали и важнейших отраслей права, самореализации, самоконтролю.

• характеризовать собственный социальный статус и социальные роли; объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»;

• характеризовать основные этапы социализации, факторы становления личности;

• описывать гендер как социальный пол; приводить примеры гендерных ролей, а также различий в поведении мальчиков и девочек;

• понимать и правильно использовать основные экономические термины;

• распознавать на основе привёденных данных основные экономические системы, экономические явления и процессы, сравнивать их;

• объяснять механизм рыночного регулирования экономики и характеризовать роль государства в регулировании экономики;

• характеризовать функции денег в экономике;

• анализировать несложные статистические данные, отражающие экономические явления и процессы;

• получать социальную информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа;

• формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на обществоведческие знания и личный социальный опыт.

Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам

Выпускник научится:

• на основе полученных знаний о социальных нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку;

• критически осмысливать информацию правового и морально-нравственного характера, полученную из разнообразных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для определения собственной позиции по отношению к социальным нормам, для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом;

• использовать знания и умения для формирования способности к личному самоопределению в системе морали и важнейших отраслей права, самореализации, самоконтролю.

Формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности

Выпускник научится:

• демонстрировать понимание особенностей и практическое владение способами коммуникативной, практической деятельности, используемыми в процессе познания человека и общества.

• использовать накопленные знания об основных социальных нормах и правилах регулирования общественных отношений, усвоенные способы познавательной, коммуникативной и практической деятельности для успешного взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей нравственного человека и достойного гражданина;

Формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической  деятельности в жизненных ситуациях

Выпускник научится:

• характеризовать глобальные проблемы современности;

• извлекать социальную информацию из доступных источников;

• применять полученные знания для решения отдельных социальных проблем.

• характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать верные критерии для оценки безопасных условий жизни; на примерах показывать опасность пагубных привычек, угрожающих здоровью

Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи

Выпускник научится:

• характеризовать семью и семейные отношения; оценивать социальное значение семейных традиций и обычаев;

• характеризовать основные роли членов семьи, включая свою;

• выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов;

• исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей; находить и извлекать социальную информацию о государственной семейной политике из адаптированных источников различного типа и знаковой системы.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования

Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности

Выпускник научится:

• формулировать собственную точку зрения на социальный портрет достойного гражданина страны;

• объяснять необходимость непрерывного образования в современных условиях;

Умение самостоятельно планировать пути  достижения целей,  в том числе альтернативные,  осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач

Выпускник научится:

• выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций;

• применять полученные знания для решения отдельных социальных проблем;

Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности

Выпускник научится:

• применять полученные знания для решения отдельных социальных проблем.

Умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы

Выпускник научится:

 • характеризовать государственное устройство Российской Федерации, описывать полномочия и компетенцию различных органов государственной власти и управления;

• сравнивать различные типы политических режимов, обосновывать преимущества демократического политического устройства;

• описывать основные признаки любого государства, конкретизировать их на примерах прошлого и современности;

• различать факты и мнения в потоке политической информации.

• применять знания курса и социальный опыт для выражения и аргументации собственных суждений, касающихся многообразия социальных групп и социальных различий в обществе;

• распознавать на основе приведённых данных основные экономические системы и экономические явления, сравнивать их;

• формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на обществоведческие знания и социальный опыт.

• давать на основе полученных знаний нравственные оценки собственным поступкам и отношению к проблемам людей с ограниченными возможностями, своему отношению к людям старшего и младшего возраста, а также к сверстникам;

• анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными, трудовыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях определять признаки правонарушения, проступка, преступления;

• находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нормами поведения, установленными законом;

• критически осмысливать информацию правового и морально-нравственного характера, полученную из разнообразных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для определения собственной позиции по отношению к социальным нормам, для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом;

Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач

Выпускник научится:

• на основе полученных знаний составлять сравнительные таблицы, схемы, опорные конспекты.

Умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение

     Выпускник научится:

• видеть различные точки зрения в вопросах ценностного выбора и приоритетов в духовной сфере, формулировать собственное мнение.

Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Выпускник научится:

  • извлекать социальную информацию из доступных источников;
  • использовать ЭОР
  • проводить несложные социологические исследования.

Задание 2. Профессиональная готовность педагога к реализации обновленной системы оценивания

Составьте перечень тех умений, навыков, знаний, компетенций, которыми, на Ваш взгляд, должен обладать педагог для успешной реализации новых подходов к оцениванию, предусмотренных ФГОС

Для успешной реализации новых подходов к оцениванию, предусмотренных ФГОС учителю необходимо:

  • знать нормативно-правовую документацию по реализации ФГОС;
  • определять планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы;
  • уметь определять состав базовых требований к подготовке по предмету, которые будут предъявляться всем учащимся и повышенных требований при работе с одаренными детьми;
  • уметь анализировать возможности, предоставляемые содержанием очередного тематического раздела программы,  для формирования  тех или иных планируемых результатов и сформулировать на этой основе цели изучения темы;
  • уметь определить критерии оценки образовательных достижений обучающихся, представить их в форме, понятной и обучающимся и их родителям;
  • на основе уровневого подхода уметь оценивать образовательные достижения обучающихся и определять планируемые результаты освоения ими учебных и междисциплинарных программ;
  • уметь осуществлять информативную и регулируемую обратную связь с обучающимися, давая информацию о достижении ими поставленных педагогических целей;
  • обеспечивать положительную мотивацию учебно-познавательной деятельности обучающихся;
  • умение ориентировать обучающегося на успешность его учебной деятельности;
  • уметь отражать в доступной форме индивидуальные, личные достижения обучающихся в ходе изучения темы, соотносить эти достижения с требованиями ФГОС и в планируемыми результатами освоения основной образовательной программы;
  • уметь выделять базовый уровень достижений обучающихся, необходимый для дальнейшего продолжения обучения;
  • уметь поощрять достижения учащихся по превышению базового уровня;
  • поощрять развитие собственной самооценки обучающихся.

Задание 3. Оценка потенциала существующих учебников и УМК в качестве источника заданий для оценки образовательных достижений в соответствии с ФГОС

Одним из ключевых моментов готовности учителя к осуществлению оценки образовательных достижений обучающихся в условиях ФГОС является умение выявлять среди многообразия учебных заданий, представленных в учебниках, других компонентах УМК (рабочие тетради, методические пособия, практикумы, электронные приложения к учебнику и т.д.), в сборниках контрольно-измерительных материалах те задания, которые можно использовать для формирования и оценки успешности освоения тех или иных конкретных планируемых результатов.

Разработчики ФГОС  полагают, что  учебно-практические и учебно-познавательные задачи, связанные с формированием универсальных учебных действий, можно разделить на 9 классов задач:

Классы задач

Возможные типы задач

1. на формирование и оценку умений и навыков, способствующих освоению систематических знаний

Задачи, требующие:

  • первичного ознакомления, отработки и осознания теоретических моделей и понятий (общенаучных и базовых для данной области знания), стандартных алгоритмов и процедур;
  • выявления и осознания сущности и особенностей изучаемых объектов, процессов и явлений действительности  в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета,
  • создания и использования моделей изучаемых объектов и процессов, схем;
  • выявления и анализа существенных и устойчивых связей и отношений между объектами и процессами.
  1. на формирование и оценку навыка самостоятельного приобретения, переноса и интеграции знаний

Задачи, требующие:

  • использования знаково-символических средств,
  • логических операций сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
  • интерпретации,
  • оценки,
  • классификации по родовидовым признакам,
  • установления аналогий
  • установления причинно-следственных связей,
  • построения рассуждений,
  • соотнесения с известным;  
  • выдвижения новых идей, иной точки зрения,
  • создания или исследования новой информации,
  • преобразования известной информации, представления её в новой форме,
  • переноса в иной контекст и т. п.

3. на формирование и оценку навыка разрешения проблем

Задачи, требующие принятия решения в ситуации неопределённости, например, выбора или разработки оптимального либо наиболее эффективного решения, создания объекта с заданными свойствами, «устранения неполадок» и т. п.

4. на формирование и оценку навыка сотрудничества

Задачи, требующие совместной работы в парах или группах с распределением ролей/функций и разделением ответственности за конечный результат

5. на формирование и оценку навыка коммуникации

Задачи, требующие создания письменного или устного текста/высказывания с заданными параметрами: коммуникативной задачей, темой, объёмом, форматом (например, сообщения, комментария, пояснения, призыва, инструкции, текста-описания или текста-рассуждения, формулировки и обоснования гипотезы, устного или письменного заключения, отчёта, оценочного суждения, аргументированного мнения и т. п.);

6. на формирование и оценку навыка самоорганизации и саморегуляции,

Задачи, наделяющие учащихся функциями планирования этапов выполнения работы, отслеживания продвижения в выполнении задания, соблюдения графика подготовки и предоставления материалов, поиска необходимых ресурсов, распределения обязанностей и контроля качества выполнения работы (чаще всего -  долгосрочные проекты)

7. на формирование и оценку навыка рефлексии

Задачи, требующие самостоятельной оценки или анализа собственной учебной деятельности с позиций соответствия полученных результатов учебной задаче, целям и способам действий, выявления позитивных и негативных факторов, влияющих на результаты и качество выполнения задания и/или самостоятельной постановки учебных задач (например, что надо изменить, выполнить по-другому, дополнительно узнать и т. п.);

8. на формирование ценностно-смысловых установок

Задачи, требующие от обучающихся выражения ценностных суждений и/или своей позиции по обсуждаемой проблеме на основе имеющихся представлений о социальных и/или личностных ценностях, нравственно-этических нормах, эстетических ценностях, а также аргументации (пояснения или комментария) своей позиции или оценки

9. на формирование и оценку ИКТ-компетентности обучающихся

Задачи, требующие педагогически целесообразного использования ИКТ в целях повышения эффективности процесса формирования всех перечисленных выше ключевых навыков

Проанализируйте содержание методического аппарата любого используемого Вами учебника (а еще лучше – УМК в целом, включая рабочие тетради и другие компоненты) на предмет  наличия, качества и количества заданий, обеспечивающих формирование и/или оценку  личностных и метапредметных образовательных достижений, предусмотренных ФГОС нового поколения. Результаты анализа со своими комментариями  и примерами заданий (по 1-2 примера для каждой группы) отразите в таблице.

Группы результатов

Результаты анализа учебника для общеобразовательных учреждений Л.Н.Боголюбова «Обществознание» 7класс, Москва Просвещение 2010г.

  1. ПРИОБРЕТЕНИЕ И ИНТЕГРАЦИЯ ЗНАНИЙ

В учебнике «Обществознание» Л.Н.Боголюбова, 7класс, Москва Просвещение 2010г. заданий на приобретение и интеграцию знаний очень много. Они даются во всех темах и разделах. Много вариаций заданий. Тоже можно сказать и о рабочей тетради к курсу.

Пример(ы) заданий: В рубрике Вспомни и Обсудим вместе параграфа №5 «Что значит жить по правилам»

Какие правила общения между людьми тебе известны?

Какие правила гостеприимства ты знаешь?

В рабочей тетради О.А.Котова, Т.Е. Лискова «Обществознание» М., Просвещение, 2011г., параграф №5 «Что значит жить по правилам» в задании 1:

Подбери два, три синонима к слову «Правило».  Объясни смысл, объединяющий эти слова.

Данный тип заданий относится к первичному ознакомлению, отработке и осознанию теоретических моделей и понятий.

  1. СОТРУДНИЧЕСТВО

В учебнике «Обществознание» Л.Н.Боголюбова, 7класс, Москва Просвещение 2010г. задания на сотрудничество присутствуют.

Пример(ы) заданий:

В рубрике Обсудим вместе параграфа № 8 «Защита Отечества» учебника «Обществознание» Л.Н.Боголюбова, 7класс, Москва Просвещение 2010г. предлагается обсудить:

Почему защита Отечества названа в Основном законе нашей страны и долгом, и обязанностью гражданина?

Данный тип заданий требует совместной работы в парах или группах с распределением ролей/функций и разделением ответственности за конечный результат.

В рубрике В классе и дома параграфа № 6 «Права и обязанности граждан» учебника «Обществознание» Л.Н.Боголюбова, 7класс, Москва Просвещение 2010г.

Вместе с одноклассниками отремонтируй книги из школьной библиотеки.

Данный тип заданий требует совместной работы в парах или группах с распределением ролей/функций и разделением ответственности за конечный результат.

  1. КОММУНИКАЦИЯ

Коммуникативные задания в виде создания письменного или устного текста/высказывания с заданными параметрами: коммуникативной задачей, темой, объёмом, форматом представлены в большинстве своем в рабочей тетради О.А.Котова «Обществознание» М., Просвещение, 2011г., в учебнике подобные задания встречаются, но не очень часто.

Пример(ы) заданий:

В рабочей тетради О.А.Котова «Обществознание» М., Просвещение, 2011г., параграф №9 «Что такое дисциплина» задание №4 требуется проанализировать жизненную ситуацию. По ходу выполнения задания объяснить следующие понятия: дисциплина, воля, самовоспитание

Данный тип заданий требует создания письменного или устного текста/высказывания с заданными параметрами: коммуникативной задачей, темой, объёмом, форматом

  1. РАЗРЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ

Проблемные задания требующие принятия решения в ситуации неопределённости, например, выбора или разработки оптимального либо наиболее эффективного решения, создания объекта с заданными свойствами, «устранения неполадок», есть в ограниченном количестве и в учебнике «Обществознание» Л.Н.Боголюбова, 7класс, Москва, Просвещение 2010г.

Пример(ы) заданий:

Задание № 1 рубрики В классе и дома параграфа № 18 «Экономика семьи» учебника «Обществознание» Л.Н.Боголюбова, 7класс, Москва Просвещение 2010г. 

  1. Выясни источники дохода своей семьи. Составь таблицу доходов и расходов.

Задание № 7 в рабочей тетради О.А.Котова «Обществознание» М., Просвещение, 2011г.,

  1. Составить совместно с родителями бюджет семьи на неделю. Какие статьи расходов могут быть сокращены или увеличены? Найти наиболее эффективный способ экономии средств.

Данный тип заданий требует принятия решения в ситуации неопределённости, например, выбора или разработки оптимального либо наиболее эффективного решения, создания объекта с заданными свойствами, «устранения неполадок».

  1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ

Задания, позволяющие использовать ИКТ в целях повышения эффективности процесса формирования ключевых навыков в учебнике отсутствуют. В рабочей тетради всего одно задание, и то косвенно, предлагает использовать Интернет для размещения резюме.

Пример(ы) заданий:

В рабочей тетради О.А.Котова «Обществознание» М., Просвещение, 2011г., параграф №13 «Золотые руки работника» в задании 7:

Многие люди, стремящиеся выйти на работу, составляют резюме – информацию о себе, которая может заинтересовать работодателя. Эти резюме размещаются в Интернете. Попытайся составить собственное резюме.

Данный тип заданий требует педагогически целесообразного использования ИКТ в целях повышения эффективности процесса формирования ключевых навыков

  1. САМООРГАНИЗАЦИЯ И САМОРЕГУЛЯЦИЯ

Задания, наделяющие учащихся функциями планирования этапов выполнения работы, отслеживания продвижения в выполнении задания, соблюдения графика подготовки и предоставления материалов, поиска необходимых ресурсов, распределения обязанностей и контроля качества выполнения работы встречаются в учебнике Л.Н.Боголюбова и рабочей тетради очень редко.

Пример(ы) заданий:

В рубрике Учимся общаться параграфа №3 «Зачем люди общаются» учебника «Обществознание» Л.Н.Боголюбова, 7класс, Москва Просвещение 2010г. 

  1. Проведи небольшую исследовательскую работу о том, насколько хорошо ты знаешь своих близких. Составь необходимый список вопросов, ответь на них, а после задай теже вопросы человеку, о котором ты писал. Сравни результаты, сделай выводы.

Данный тип заданий требует от учащихся планирования этапов выполнения работы, отслеживания продвижения в выполнении задания, соблюдения графика подготовки и предоставления материалов, поиска необходимых ресурсов, распределения обязанностей и контроля качества выполнения работы

  1. ЛИЧНОСТНЫЙ СМЫСЛ УЧЕНИЯ И НАЧАЛЬНЫЕ ФОРМЫ РЕФЛЕКСИИ

Задачи, требующие самостоятельной оценки или анализа собственной учебной деятельности с позиций соответствия полученных результатов учебной задаче, целям и способам действий, выявления позитивных и негативных факторов, влияющих на результаты и качество выполнения задания и/или самостоятельной постановки учебных задач встречаются в рубрике проверь себя

Пример(ы) заданий:

В рубрике Проверь себя» после каждого параграфа

  1. ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ УСТАНОВКИ

Задачи, требующие от обучающихся выражения ценностных суждений и/или своей позиции по обсуждаемой проблеме на основе имеющихся представлений о социальных и/или личностных ценностях, нравственно-этических нормах, эстетических ценностях, а также аргументации (пояснения или комментария) своей позиции или оценки встречаются практически в каждой теме учебника «Обществознание», 7класс, Л.Н. Боголюбов, Москва Просвещение 2010г. и в рабочей тетради для 7 класса О.А.Котова «Обществознание» М., Просвещение, 2011г.

Пример(ы) заданий:

В рубрике Вспомни параграфа № 8 «Защита Отечества», задание 3 учебника «Обществознание» Л.Н.Боголюбова, 7класс, Москва Просвещение 2010г.

Кого называют патриотом? Каковы главные обязанности гражданина РФ. 

Задание № 7 Рабочая тетрадь

  • Внимательно прочитай в рубрике «Учимся быть мужественными» Советы В.А.Сухомлинского и сформулируйте несколько правил, которым должен следовать будущий воин.

Данный тип заданий требует от обучающихся выражения ценностных суждений и/или своей позиции по обсуждаемой проблеме на основе имеющихся представлений о социальных и/или личностных ценностях, нравственно-этических нормах, эстетических ценностях, а также аргументации (пояснения или комментария) своей позиции или оценки.

Задание 4. Оценка качества заданий для оценки планируемых результатов личностного и метапредметного характера.

В рамках семинара «Конструирование и оценка учебных достижений: личностные и метапредметные результаты» разработчиками системы оценки образовательных достижений ФГОС (О.Б. Логиновой) были предложены критерии и алгоритмы оценки качества заданий, предназначенных  на достижение различных групп личностных и метапредметных результатов.

Используя предлагаемые критерии (см. файл «Конструирование и оценка учебных достижений (Логинова О.Б.)», постарайтесь оценить отобранные Вами в предыдущем задании примеры. Для каждого задания сначала определите, для оценки какого (-их)  конкретно планируемого (-ых)  результата (-ов) личностного и метапредметного  характера оно может быть использовано (см. см. папку «Материалы», приложение 2.2) и к какой из групп его можно отнести, а затем оцените в соответствии с предлагаемыми критериями.

Пример № 1.  Предмет: Обществознание Класс 7

Содержание задания: 

Какие правила общения между людьми тебе известны?

Какие правила гостеприимства ты знаешь? 

Планируемые результаты, для формирования и оценки которых может быть использовано задание (полная формулировка из Примерной программы): использовать знания правилах, социальных нормах, характеризовать правила этикета.

Группа личностных и метапредметных результатов (в соответствии с типологией О. Логиновой):  ПРИОБРЕТЕНИЕ и ИНТЕГРАЦИЯ ЗНАНИЙ

Оценка качества задания (балл): 2 = Учебное задание требует от учащихся продемонстрировать некоторую способность к приобретению знаний, НО это не основное требование учебного задания. Учащиеся могут выполнить это задание, применяя стандартные процедуры (алгоритмы) или воспроизводя информацию, которую они читали или слышали.

Пример № 2.  Предмет: Обществознание Класс 7

Содержание задания: Подбери два, три синонима к слову «Правило».  Объясни смысл, объединяющий эти слова.

Планируемые результаты, для формирования и оценки которых может быть использовано задание (полная формулировка из Примерной программы): использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы, характеризовать основные этапы социализации, факторы становления личности

Группа личностных и метапредметных результатов (в соответствии с типологией О. Логиновой):  ПРИОБРЕТЕНИЕ и ИНТЕГРАЦИЯ ЗНАНИЙ

Оценка качества задания (балл): 3 = Приобретение знаний по данному предмету – основное требование учебного задания; учащиеся не могут его выполнить, просто применяя стандартные процедуры (алгоритмы) или воспроизводя информацию, которую они читали или слышали.

Группа личностных и метапредметных результатов (в соответствии с типологией О. Логиновой):  СОТРУДНИЧЕСТВО

Пример № 3. Предмет: Обществознание Класс 7

В рубрике В классе и дома параграфа № 6 «Права и обязанности граждан» учебника «Обществознание» Л.Н.Боголюбова, 7класс, Москва Просвещение 2010г.

Вместе с одноклассниками отремонтируй книги из школьной библиотеки.

Данный тип заданий требует совместной работы в парах или группах с распределением ролей/функций и разделением ответственности за конечный результат.

Планируемые результаты, для формирования и оценки которых может быть использовано задание (полная формулировка из Примерной программы): 

  • выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах общества.
  • видеть различные точки зрения в вопросах ценностного выбора и приоритетов в духовной сфере, формулировать собственное отношение

Оценка качества задания (балл): 2 = Учебное задание позволяет сотрудничество с другими людьми, но не требует его в явном виде.

Группа личностных и метапредметных результатов (в соответствии с типологией О. Логиновой):  КОММУНИКАЦИЯ

Оценка качества задания (балл): 3 = Учебное задание требует развернутой связной коммуникации, но не определяет ее параметры; ученики могут достаточно свободно и(или) произвольно строить речевые высказывания или тексты.

Пример № 4.  Предмет: Обществознание Класс 7

В рабочей тетради О.А.Котова «Обществознание» М., Просвещение, 2011г., параграф №9 «Что такое дисциплина» задание №4 требуется проанализировать жизненную ситуацию. По ходу выполнения задания объяснить следующие понятия: дисциплина, воля, самовоспитание

Планируемые результаты, для формирования и оценки которых может быть использовано задание (полная формулировка из Примерной программы):

  • выделять в модельных и реальных ситуациях сущностные характеристики и основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека;
  • применять знания курса и социальный опыт для выражения и аргументации собственных суждений, касающихся многообразия социальных групп и социальных различий в обществе;
  • выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах общества.

Группа личностных и метапредметных результатов (в соответствии с типологией О. Логиновой):  КОММУНИКАЦИЯ

Оценка качества задания (балл): 3 = Учебное задание требует развернутой связной коммуникации, но не определяет ее параметры; ученики могут достаточно свободно и(или) произвольно строить речевые высказывания или тексты.

Группа личностных и метапредметных результатов (в соответствии с типологией О. Логиновой):  РАЗРЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ

Пример № 5.  Предмет: Обществознание Класс 7

Задание № 7 в рабочей тетради О.А.Котова «Обществознание» М., Просвещение, 2011г.,

  1. Составить совместно с родителями бюджет семьи на неделю. Какие статьи расходов могут быть сокращены или увеличены? Найти наиболее эффективный способ экономии средств.

Планируемые результаты, для формирования и оценки которых может быть использовано задание (полная формулировка из Примерной программы): 

  • Знать, что такое деньги, их функции;
  • Знать основные виды доходов;
  • выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах общества.
  • видеть различные точки зрения в вопросах ценностного выбора и приоритетов, формулировать собственное отношение

Оценка качества задания (балл): 4 = Решение проблемы – основное требование учебного задания, И учащиеся сами выбирают проблему для решения, И от учащихся требуется воплотить их решение в реальной жизни. Учащиеся работают над заданием, принимая определенный вызов и не имея какой-либо предопределенной процедуры или модели, которым можно следовать; у учащихся есть выбор – в теме исследования или в том, как продемонстрировать их решение или дизайн; кроме того, решения, предложенные учащимися, находят применение за пределами класса.

Пример № 8.  Предмет: Обществознание Класс 7

Содержание задания: Многие люди, стремящиеся выйти на работу, составляют резюме – информацию о себе, которая может заинтересовать работодателя. Эти резюме размещаются в Интернете. Попытайся составить собственное резюме.

Планируемые результаты, для формирования и оценки которых может быть использовано задание (полная формулировка из Примерной программы):

  • получать социальную информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа;
  • формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на обществоведческие знания и личный социальный опыт.

Группа личностных и метапредметных результатов (в соответствии с типологией О. Логиновой):  ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ

Оценка качества задания (балл): 3 = Учащиеся используют ИКТ для приобретения новых знаний на основе овладения ключевыми навыками, но они могут сделать или выучить то же самое и без использования ИКТ.

Пример № 9.  Предмет: Обществознание Класс 7

Содержание задания: Спроси у своих родителей о друзьях их юности: в каком возрасте они подружились, сколько лет продолжалась эта дружба. Чем дороги твоим родителям их школьные друзья? Подумай, какие выводы ты можешь сделать для себя?

Планируемые результаты, для формирования и оценки которых может быть использовано задание (полная формулировка из Примерной программы):

  • видеть различные точки зрения в вопросах ценностного выбора и приоритетов в духовной сфере, формулировать собственное отношение.

Группа личностных и метапредметных результатов (в соответствии с типологией О. Логиновой):  САМООРГАНИЗАЦИЯ и САМОРЕГУЛЯЦИЯ

Оценка качества задания: 3 = Учебное задание состоит из несколько частей и рассчитано на выполнение в течение одной недели или более. Учащимся предоставляются критерии оценки заранее, до начала работы, или они имеют возможность спланировать свою работу.

Пример № 10.  Предмет: Обществознание Класс 7

Содержание задания: Проведи небольшую исследовательскую работу о том, насколько хорошо ты знаешь своих близких. Составь необходимый список вопросов, ответь на них, а после задай теже вопросы человеку, о котором ты писал. Сравни результаты, сделай выводы.

Планируемые результаты, для формирования и оценки которых может быть использовано задание (полная формулировка из Примерной программы):

  • видеть различные точки зрения в вопросах ценностного выбора и приоритетов в духовной сфере, формулировать собственное отношение
  • характеризовать семью и семейные отношения; оценивать социальное значение семейных традиций и обычаев;
  • характеризовать основные роли членов семьи, включая свою;

Группа личностных и метапредметных результатов (в соответствии с типологией О. Логиновой):  САМООРГАНИЗАЦИЯ и САМОРЕГУЛЯЦИЯ

Оценка качества задания (балл): 3 = Учебное задание состоит из несколько частей и рассчитано на выполнение в течение одной недели или более. Учащимся предоставляются критерии оценки заранее, до начала работы, или они имеют возможность спланировать свою работу.

Пример № 11.  Предмет: Обществознание Класс 7

Содержание задания: Составь словесный портрет своего друга. Представь его так, чтобы другие люди могли узнать его в толпе. Обрати внимание на те качества друга, которые тебе наиболее симпатичны.

Планируемые результаты, для формирования и оценки которых может быть использовано задание (полная формулировка из Примерной программы): 

  • видеть различные точки зрения в вопросах ценностного выбора и приоритетов в духовной сфере, формулировать собственное отношение

Группа личностных и метапредметных результатов (в соответствии с типологией О. Логиновой):  ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ УСТАНОВКИ

Оценка качества задания (балл): 4 = Учебное задание требует выражения и аргументации собственной жизненной позиции; учащимся предлагается возможность выбора/оценки одного или нескольких ценностных суждений, или создание собственного высказывания.

Пример № 12. Предмет: Обществознание Класс 7

Содержание задания: Подбери свои любимые стихи о дружбе и любви, объясни, чем они тебе нравятся.

Планируемые результаты, для формирования и оценки которых может быть использовано задание (полная формулировка из Примерной программы):

  • видеть различные точки зрения в вопросах ценностного выбора и приоритетов в духовной сфере, формулировать собственное отношение

Группа личностных и метапредметных результатов (в соответствии с типологией О. Логиновой):  ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ УСТАНОВКИ

Оценка качества задания (балл): 3 = Учебное задание предполагает выражение или оценку ценностных суждений, НО требует ЛИБО пояснения общепринятого ценностного суждения без выражения собственной позиции, ЛИБО выражения собственной позиции без ее аргументации.

Задание 5. Критериальный подход к оценке образовательных достижений

Реализация ФГОС подразумевает широкое использование критериального подхода к оценке образовательных достижений обучающихся. соответственно, от учителя требуется умение самостоятельно формулировать четкие и адекватные критерии успешного выполнения заданий обучающимися. В ряде случаев эти критерии должны подразумевать возможность дифференцированной оценки результатов выполнения задания в зависимости от содержания  ответа.  Критерии оценивания в соответствии с принятыми сегодня требованиями  являются неотъемлемой частью комплекта пакета материалов для любой контрольной или диагностической работы.    С образцами  их составления можно познакомиться на примере критериев оценки  заданий с развернутым ответом ЕГЭ и ГИА по любому предмету, материалов различных мониторингов образовательных достижений,  комплексных диагностических работ для обучающихся начальной школы,  международных исследований PIRLS и PISA (папка «Материалы» → папка  «PIRLS и PISA»)).

Выберите любые четыре-пять  заданий из числа приведенных вами в качестве примеров в задании В2 и разработайте для каждого из них систему критериев оценки. Если это необходимо, предусмотрите возможность дифференцированной оценки ответа (выполнения задания) разным количеством баллов в зависимости от содержания ответа.  Постарайтесь соотнести  содержание задания, а также  предусмотренные критериями варианты возможного ответа с определенным уровнем сложности (базовый, повышенный, высокий). (Ориентиром при выполнении последней части задания могут служить рекомендации, содержащиеся в файле «Уровневое оценивание»).

Формат выполнения задания:

1.Оцениваемые  учебные действия (в соответствии с Планируемыми результатами Примерной основной образовательной программы – см. папку «Материалы2, приложения 2.1, 2.2):

  • самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
  • осуществлять информационное подключение к локальной сети и глобальной сети Интернет;
  • входить в информационную среду образовательного учреждения, в том числе через Интернет, размещать в информационной среде различные информационные объекты;
  • выводить информацию на бумагу, правильно обращаться с расходными материалами;
  • осуществлять редактирование и структурирование текста в соответствии с его смыслом средствами текстового редактора;
  • соблюдать нормы информационной культуры, этики и права; с уважением относиться к частной информации и информационным правам других людей
  • использовать различные приёмы поиска информации в Интернете, поисковые сервисы, строить запросы для поиска информации и анализировать результаты поиска;
  • использовать приёмы поиска информации на персональном компьютере, в информационной среде учреждения и в образовательном пространстве;

Текст задания:

Многие люди, стремящиеся выйти на работу, составляют резюме – информацию о себе, которая может заинтересовать работодателя. Эти резюме размещаются в Интернете. Попытайся составить собственное резюме.

Критерии оценивания

Уровень сложности*

Баллы:

1 Составление резюме по образцу в учебнике в письменной форме

достаточный

3

2  Составление резюме по образцу в учебнике в электронной форме

повышенный

4

3 Использование интернет ресурсов для поиска образцов резюме. Создание электронного резюме.

высокий

5

2.Оцениваемые  учебные действия:

  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме;

Текст задания: Почему защита Отечества названа в Основном законе нашей страны и долгом, и обязанностью гражданина?

Критерии оценивания

Уровень сложности*

Баллы:

1 Связный рассказ о выполнении задания

достаточный

3

2 Создание коллажа

повышенный

4

3 Компьютерная презентация о выполнении задания

высокий

5

3.Оцениваемые  учебные действия: 

  • историко-географический образ, включая представление о территории и границах России, её географических особенностях; знание основных исторических событий развития государственности и общества; знание истории и географии края, его достижений и культурных традиций;
  • гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;
  • уважение к истории, культурным и историческим памятникам;
  • потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;
  • самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
  • уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
  • адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
  • формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

Текст задания: Составить совместно с родителями бюджет семьи на неделю. Какие статьи расходов могут быть сокращены или увеличены? Найти наиболее эффективный способ экономии средств.

Критерии оценивания

Уровень сложности*

Баллы:

1 Связный рассказ о выполнении задания

достаточный

3

2 Создание коллажа

повышенный

4

3 Компьютерная презентация о выполнении задания

высокий

5

4.Оцениваемые  учебные действия

  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме;

* Уровень сложности, в зависимости от особенностей задания, может быть единым для задания в целом или различаться в зависимости от качества продемонстрированного ответа

Задание 6.  Формирующее оценивание.

Познакомьтесь с материалами  статьи М.А. Пинской «Формирующее оценивание: оценивание для обучения» и материалами В. А. Власенко по формирующему оцениванию  (Папка «Материалы» → папка  «Формирующее оценивание»). Ответьте на помещенные далее вопросы:

В чем Вы видите основной смысл формирующего оценивания?

Формирующее оценивание позволяет учителю четко сформулировать образовательный результат, подлежащий формированию, и его оценке в каждом конкретном случае. Формирующее (внутреннее) оценивание нацелено на определение индивидуальных достижений каждого учащегося и не предполагает для сравнения результатов, продемонстрированных разными учащимися, так и административных выводов по результатам обучения.

 Формирующим данный вид оценивания называется потому, что оценка ориентирована на конкретного ученика, призвана выявить пробелы в освоении учащимся элемента содержания образования с тем, чтобы восполнить их с максимальной эффективностью. Формирующее оценивание – имеет место в тех случаях, когда учащиеся анализируют свой процесс обучения в ходе работы над учебным материалом.

Формирующее оценивание целесообразно начинать проводить перед началом учебной работы, чтобы выявить учебные потребности обучающихся, оценить владение ими учебным материалом, выявить интересы, наметить цели. В процессе работы формирующее оценивание призвано оценить и поощрить самостоятельность и взаимодействие, проверить понимание, мотивировать метапознание.

Формирующее оценивание важно для рефлексии обучающегося – оно может помочь учиться на ошибках, понять, что важно, что получается, обнаружить пробелы в знаниях, умениях, навыках, помогает формированию оценочной самостоятельности обучающихся, адекватной самооценки.

Какие техники, приемы могут использоваться  в рамках  формирующего оценивания? (Укажите те из них, которые вы считаете наиболее приемлемыми и привлекательными для использования в собственной педагогической практике)

Направленная расшифровка. Ученики пишут «перевод» с позиции неспециалиста (дают расшифровку) чего-либо, что они только что изучали, чтобы оценить свою способность к пониманию и переносу понятий.

Саммари в одном предложении. Ученики делают саммари изученной темы, в форме простых предложений, отвечающих на вопросы: «Кто сделал, что, кому, когда, как, почему?» Задача – требуется отбирать только чёткие характеристики.

Тестовые вопросы, составленные учениками. Позвольте ученикам написать по какой-либо теме вопросы для теста и возможные ответы к ним в формате, соответствующем экзаменационному. Это позволит им оценить пройденную тему, отрефлексировать, что они поняли и какие вопросы подходят для теста

Рубрики это способ описания оценочных критериев, которые опираются на ожидаемые учебные результаты и достижения учеников. Обычно их используют при письменном оценивании и устных презентациях. Но они могут применяться для оценивания любых форм учебных достижений. Каждая рубрика содержит набор оценочных  критериев  и  соответствующих  им  баллов.  При  использовании  в  классе рубрики обеспечивают объективный внешний стандарт, с которым сравниваются различные достижения разных учеников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые подходы к оценке учебных достижений обучающихся в условиях введения ФГОС

В данной работе рассмотена система оценивания учебных достижений, разработанная группой учителей кафедры естественно-математических дисциплин МБОУ "Гимназия" города Абакана.  Система состоит из с...

Внутришкольный мониторинг образовательных достижений обучающихся в условиях реализации ФГОС

В статье рассматривается суть понятия "внутришкольный мониторинг" и его содержание....

АИС "Сетевой город" Средневзвешенная система оценки образовательных достижений обучающихся. Презентация для учителей, родителей и учащихся при переходе на средневзвешенную систему оценки образовательных достижений обучающихся.

АИС "Сетевой город. Образование." Презентация для учителей, родителей и учащихся при переходе на средневзвешенную систему  оценки образовательных достижений обучающихся....

"Система оценки образовательных достижений обучающихся 5-9 классов в соответствии с ФГОС ООО"

Система оценки достижения планируемых результатов является частью системы оценки и управления качеством образования в нашем лицее. В данной статье подробно рассмотрена структура системы о...

Формирование системы оценки образовательных достижений обучающихся в соответствии с ФГОС

В данном эссе предпринята попытка анализа изменений требований к педагогической деятельности учителя в связи с введением новых образовательных стандартов. Важным составляющим происходящих изменений яв...

Система оценки образовательных достижений обучающихся

СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ функциями являются ориентация образовательного процесса на достижение планируемых результатов освоени...