Внутришкольный мониторинг образовательных достижений обучающихся в условиях реализации ФГОС
статья на тему


В статье рассматривается суть понятия "внутришкольный мониторинг" и его содержание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vnutrishkolnyy_monitoring.docx29.69 КБ

Предварительный просмотр:

Внутришкольный мониторинг образовательных достижений обучающихся в условиях реализации ФГОС

Прежде, чем начать рассуждения о проблемах при организации внутришкольного мониторинга образовательных достижений обучающихся в условиях реализации ФГОС, необходимо определить само понятие педагогического мониторинга.

Проведем сравнительный анализ определений данного понятия, полученных нами из различных источников.

Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей образовательных учреждений трактует это понятие, как контроль с периодическим слежением за объектом мониторинга и обязательной обратной связью [1]. В данном определении педагогический мониторинг отождествляется с контролем. Контроль зачастую выполняет аналитическую, оценочную, коррекционную функции. Но отождествлять во всех случаях понятия контроля и мониторинга не является корректным. Контроль в большинстве случаев имеет надзорный характер. Он показывает результат и то, как этот результат близок к «эталону». А мониторинг чаще носит исследовательский характер, он помогает разобраться в том, почему получен такой результат.

Матрос Д.Ш., Полев Д.М. и Мельникова Н.Н. предлагают рассматривать педагогический мониторинг не как контроль, а как главное средство реализации контроля [3]. Действительно, в процессе контроля педагогического объекта, для анализа причин отклонения фактического результата от запланированного результата, может понадобиться информация об объекте. И тогда педагогический мониторинг данного объекта начинает исполнять роль средства реализации контроля.

На основании проведенных рассуждений можно утверждать, что контроль и мониторинг – вполне самостоятельные понятия, в какой-то мере взаимодополняющие друг друга или смежные, имеющие в определенных ситуациях общие точки соприкосновения.

Шишов С.Е. и Кальней В.А. понимают под мониторингом регулярное отслеживание уровня усвоения знаний и умений в учебном  процессе с предоставлением обратной связи, осведомляющей о соответствии фактических результатов деятельности педагогической системы ее конечным целям [4,5]. Аналогичное определение дает педагогический словарь для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. В словаре по образованию и педагогике мы видим определение понятия педагогического мониторинга, как длительного наблюдения за состоянием обучения и воспитания обучающихся и управления этими процессами путем своевременного информирования о возможном наступлении неблагоприятных, критических или недопустимых ситуаций [2]. В данных определениях суть педагогического мониторинга выражена через постоянное, длительное наблюдение или отслеживание образовательного процесса для определения уровня достижимости запланированных результатов с последующим прогнозированием развития объекта педагогического мониторинга.

В рассмотренных определениях понятие педагогического мониторинга отождествляется с понятием наблюдения (слежения). Наблюдение – это преднамеренное и целенаправленное восприятие, определенное поставленной задачей. Педагогический мониторинг может выступать в качестве формы наблюдения, а может содержать наблюдение, как процедуру, в своем составе, то есть наблюдение может выступать как метод мониторинга. Таким образом, наблюдение и мониторинг не тождественно равные понятия.

Современные авторы Андреев В.И. и Занин М.В несколько расширяют предыдущие представления о педагогическом мониторинге, и выделяют в качестве главных характеристик педагогического мониторинга – диагностику и экспертизу соответственно.

Диагностика – это действия, направленные на установление и изучение признаков объекта, включающие в себя сбор информации, ее систематизацию и, способствующие выстраиванию прогнозов. Сбор информации, ее систематизация и выстраивание прогнозов – это составляющие мониторинга, который является составной частью диагностики. Но можно сразу отметить, что диагностика в ряде случаев может реализовываться в рамках педагогического мониторинга, как однократная процедура, реализуемая по разнообразным, несистематизированным критериям. Здесь диагностика является частью одного мониторингового среза, но не самим мониторингом.

Что касается понятий педагогического мониторинга и педагогической экспертизы, то это тоже вполне самостоятельные понятия. Экспертиза – это особый способ изучения действительности, который осуществляется компетентными и независимыми специалистами (экспертами) и в котором именно мнению и ответственному решению экспертов придается решающее значение [11, 12]. В отличие от педагогического мониторинга экспертиза меньше ориентирована на установленные нормы, более – на смыслы и ценности. Экспертизе свойственны неповторяемость, одноразовость. А мониторингу, наоборот, присущи многократность замеров, повторяемость действий, длительность, непрерывность и т.п. Но, зачастую, экспертиза является составной частью педагогического мониторинга. Например, для обработки разного рода мониторинговой информации за несколько лет. А бывают ситуации, когда требуется небольшой мониторинг объекта в рамках его экспертизы.

Причина отождествления педагогического мониторинга со смежными понятиями, такими, как контроль, наблюдение, диагностика, экспертиза в том, что содержание большинства указанных понятий входит в  содержание педагогического мониторинга в качестве его отдельных элементов или процедур. А в определенных ситуациях мониторинг становится специфической формой некоторых из них [10].  

На основании вышесказанного становится очевидным, что педагогический мониторинг – это многогранное понятие и не корректно определять его суть через смежные с ним понятия. Имея что-то общее с ними, педагогический мониторинг отличается от них своими особенностями: длительностью, систематичностью и непрерывностью отслеживания, многократностью повторения всех входящих в него процедур, способностью выявлять динамику изменений наблюдаемых объектов [10].

Более широко, рассматривает педагогический мониторинг Майоров А.Н., определяя его как систему сбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной организации или отдельных ее элементах, ориентированную на информационное обеспечение управления, позволяющую судить о состоянии объекта в любой момент времени и дающую прогноз его развития [6]. Рассматривая педагогический мониторинг как систему, автору удалось выделить его основные процедуры, в том числе  и процедуру составления прогноза.

Наряду с определением педагогического мониторинга как системы, в литературе можно встретить определение этого понятия, как процесса последовательного осуществления сбора, обработки, хранения, систематизации, анализа, оценки и интерпретации информации о состоянии наблюдаемого объекта, прогноза его дальнейшего развития и разработки коррекционных мероприятий.

Рассматривая педагогический мониторинг как процесс, в нем можно выделить циклы и этапы. Цикл – это временной промежуток от начала мониторинга до формирования аналитико-прогностических выводов. Продолжительность одного цикла может быть равной месяцу, четверти, триместру, полугодию, году. Количество циклов определяется длительностью мониторинга.

Каждый мониторинговый цикл подразделяется на этапы:

  1. организационно-подготовительный этап заключается в определении целей мониторинга, в выделении объекта наблюдения, в формировании показателей и критериев оценки, в подборе диагностических методов и методик;
  2. аналитико-дианостический этап включает в себя испытание критериально-оценочного аппарата, сбор данных и их систематизацию с последующим анализом полученных данных;
  3. оценочно-прогностический этап позволяет интерпретировать полученные данные, сделать выводы и составить прогнозы;
  4. коррекционный этап заключается в разработке рекомендаций и коррекционных мероприятий.

Таким образом, сущность педагогического мониторинга, его содержание и специфика могут быть раскрыты как через понятие системы, так и через понятие процесса. Но для раскрытия сути педагогического мониторинга не корректно было бы использовать оба понятия одновременно. Также некорректно использование только одного из них, поскольку каждое из них способствует формированию целостного представления о педагогическом мониторинге. Поэтому в данной статье при определении понятия педагогический мониторинг мы не будем использовать ни термин «система», ни термин «процесс».  

Итак, на основании проведенного анализа и принятых договоренностей в данной статье, будем  придерживаться следующего определения педагогического мониторинга: педагогический мониторинг – это целенаправленное, непрерывное наблюдение за образовательным процессом или его объектами в целях своевременного принятия управленческих решений на основе анализа собранной информации и построения педагогического прогноза.

Памятуя о том, что педагогический мониторинг, реализуемый внутри одной образовательной организации, мы договорились отождествлять с внутришкольным мониторингом, то понятие педагогический мониторинг заменим понятием внутришкольный мониторинг.

Внутришкольный мониторинг имеет многофункциональный характер. Совокупность выделенных функций должна быть необходимой и достаточной, чтобы не умалять назначение внутришкольного мониторинга (в случае сужения функций) или не приписывать не свойственные ему функции (в случае расширения функций). На наш взгляд, наиболее оптимальной является система функций педагогического мониторинга, выделенная Строковой Т.А. [10]. Эти функции также могут быть отнесены и к внутришкольному мониторингу:

  • Информационная – обеспечивает информацией о ходе образовательного процесса. Важно использовать всю возможную информацию, но избегать ее избытка, что может усугубить ситуацию.
  • Аналитико-оценочная – способствует установлению причинно-следственных связей, позволяет объективно и всесторонне оценить характер и особенности осуществления образовательного процесса. Эффективность данной функции зависит от достоверности, корректности, достаточности и необходимости собранной информации.
  • Стимулирующе-мотивационная – оказывает воздействие на сознание и чувства участников образовательного процесса посредством собранной информации с последующей мотивацией к деятельности. Необходимо позаботиться о доступности и адекватной интерпретации мониторинговой информации. Неправильно понятая информация или ее закрытость могут привести к отрицательным результатам дальнейшей работы.
  • Контролирующая – состоит в постоянном отслеживании фактических образовательных результатов в сравнении с исходными. Именно здесь реализуется обратная связь, которая позволяет сравнивать фактические результаты с запланированными результатами и отслеживать влияние различных факторов на результат.  
  • Прогностическая – позволяет на основании объективной мониторинговой информации выстраивать прогноз развития. Чем более информация, собранная в ходе мониторинга, позволяет обнаружить причинно-следственные связи, тем большую ценность имеет мониторинг.
  • Корректирующая – заключается в быстром реагировании, т.е. в разработке корректирующих мероприятий на обнаруженные проблемы и ошибки.

Только в единстве выполняемых функций внутришкольный мониторинг будет способствовать эффективному решению управленческих задач, стоящих перед образовательной организацией.

Внутришкольный мониторинг основывается на принципах – основных исходных идеях и положениях. В принципах отражаются нормативные указания к организации и проведению мониторинга [10].

В литературе авторы чаще выделяют следующие  принципы, которые могут быть положены в основу внутришкольного мониторинга:  

  • целенаправленности – в соответствии с ним вся мониторинговая деятельность подчинена заранее поставленным целям. Исходя из них, определяются такие ключевые вводные мониторинга, как объект, основные направления отслеживания и критерии оценки, подбираются диагностические методики и методы.
  • Целостности – предполагает охват образовательного процесса в целом, учитывая все его компоненты и связи между ними.
  • Непрерывности – обеспечивает систематическое и постоянное наблюдение за объектом мониторинга.
  • Согласованности действий субъектов мониторинга – требует от них согласованности и координации действий.
  • Адресности – является важным для организации внутришкольного мониторинга, поскольку обязывает учитывать особенности конкретной образовательной организации.
  • Гласности – предполагает доведение всей информации, полученной в ходе внутришкольного мониторинга, до заинтересованных пользователей [10].

Объектом внутришкольного мониторинга является образовательный процесс. Субъектами такого мониторинга выступают как отдельные лица (учителя, ученики, родители и др. лица, привлеченные к этой работе), так и службы (педагогические, психолого-педагогические, медико-педагогические и т.п.).

Предметом внутришкольного мониторинга могут быть образовательные достижения обучающихся1, организация образовательного процесса, его содержание, технологии и средства обучения/воспитания, поведение  обучающихся,  одаренность,  профессиональная  компетентность учителя, здоровье обучающихся/педагогов и т.п.

Содержание внутришкольного мониторинга включает в себя выполнение всех входящих в него процедур – организации, сбора, обработки, систематизации анализа и интерпретации информации, оценки и составление прогноза развития наблюдаемого объекта.

Результатами внутришкольного мониторинга являются не только сведения, собранные об изучаемых объектах, но и выводы, прогнозы и рекомендации/управленческие решения, сформулированные/принятые на основе их анализа.  

Одним из базовых элементов федерального государственного образовательного стандарта является оценка образовательных достижений обучающихся, которая, как ранее было отмечено, может быть предметом внутришкольного мониторинга. Эта оценка позволяет ориентировать образовательный процесс на достижение разнообразных образовательных результатов: предметных, метапредметных и личностных.

В условиях реализации ФГОС внутришкольный мониторинг должен быть построен таким образом:

  • чтобы на его основании была возможность получать информацию о результатах образовательных достижений обучающихся, результатах  предшествующего этапа обучения и готовности учеников к переходу

__________________________________________________________________

1 под образовательными достижениями обучающихся понимаются все результаты, достигнутые обучающимися в процессе и по итогам освоения основной образовательной программы. – Организация внутришкольного контроля. Информационно-аналитические материалы. – Авт.-сост. Леонтьевская Г.И. и др. – Волгоград: Учитель, 2016.

на следующую ступень образования, обеспечивая тем самым их преемственность;

  • чтобы диагностика на нижних уровнях образования гарантировала выполнение требований более высоких уровней.  

Этого можно достичь при помощи согласованных критериев оценивания на всех уровнях проведения внутришкольного мониторинга. Следовательно, уровни формирования такого мониторинга также должны быть связаны между собой. Таким образом, необходимо выстраивать систему многоуровневого внутришкольного мониторинга с согласованными критериями так, чтобы на каждом уровне требования, предъявляемые к образовательным достижениям учащихся, были согласованы, и соответствовали требованиям федерального государственного общеобразовательного стандарта [6,7].

На практике внутришкольный мониторинг может выглядеть как повторяющиеся временные срезы (диагностические процедуры), на соответствие образовательных достижений обучающихся требованиям ФГОС. Такие срезы исполняют роль качественных показателей. Они могут быть измерены с помощью, например, тестовых или контрольных работ, которые являются количественными методиками сбора информации [8].

Внутришкольный мониторинг в условиях реализации ФГОС включает  следующие процедуры оценки:

  • оценки уровня достижения предметных и метапредметных результатов;
  • оценки уровня достижения той части личностных результатов, которые связаны с оценкой поведения, прилежания, а также с оценкой учебной самостоятельности, готовности и способности делать осознанный выбор профиля обучения;
  • оценки уровня профессионального мастерства учителя, осуществляемого на основе административных проверочных работ, анализа посещенных уроков, анализа качества учебных заданий, предлагаемых учителем обучающимся.

Содержание и периодичность внутришкольного мониторинга устанавливается решением педагогического совета. Результаты внутришкольного мониторинга являются основанием для рекомендаций как для текущей коррекции учебного процесса и его индивидуализации, так и для повышения квалификации учителя. Результаты внутришкольного мониторинга в части оценки уровня образовательных достижений обучающихся обобщаются и отражаются в их характеристиках [9].

Список использованной литературы.

  1. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей образовательных учреждений – Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 1998.
  2. Полонский В.М. Словарь по  образованию и педагогике. – М.: Высш. шк., 2004.
  3. Матрос Д.Ш., Полев Д.М., Мельникова Н.Н. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга. – М.: Педагогическое общество России, 1999.
  4. Кальней В.А., Шишов С.Е. Технология мониторинга качества обучения в системе «учитель-ученик». – М.: Педагогическое общество России, 1999.
  5. Шишов С.Е.,  Кальней В.А., Мониторинг качества образования в школе. – М.: Педагогическое общество России, 1999.
  6. Майоров А.Н. Мониторинг в образовании. – СПб.: Образование – Культура, 1998.
  7. Вербицкая Н., Назаров В. Мониторинг и саморазвитие школьного управления // Директор школы. – 1999. – № 6.
  8. Башарина Л.А., Гришина И.В. Организационные технологии управления школой: Методическое пособие для руководителей образовательных учреждений. – СПб.: КАРО, 2003.
  9. Примерная основная образовательная программа основного общего образования, разд.1.3.
  10. Белякова Е. Г., Строкова Т. А. Психолого-педагогический мониторинг: учебное пособие. Электронное издание. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2015.
  11. Ковалева, Н. Школа в фокусе мониторинга экономики образования // Народное образование. - 2007. - №10.
  12. Лукьянова, М.И. Мониторинг результативности образовательного процесса в системе повышения квалификации работников образования / М. И Лукьянова // Педдиагностика. - 2007. - №1.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание модели мотивационной образовательной среды достижения образовательных результатов обучающихся в условиях реализации ФГОС ОО

Практическая значимость  разработанной  модели  обусловлена  тем, что  на ее основе может быть  организован  процесс обуче...

Создание модели мотивационной образовательной среды достижения образовательных результатов обучающихся в условиях реализации ФГОС ОО

Практическая значимость  разработанной  модели  обусловлена  тем, что  на ее основе может быть  организован  процесс обуче...

лист достижений обучающегося в условиях реализации ФГОС

лист достижений обучающегося в условиях реализации ФГОС...

Совершенствование системы оценки образовательных достижений обучающихся в условиях введения ФГОС»

Совершенствование системы оценки образовательных достижений обучающихся в условиях введения ФГОС»...

Инновационная образовательная программа Образовательные события как способ интеграции образовательного пространства школы для успешного развития и социализации обучающихся в условиях реализации ФГОС(срок реализации 2017 – 2021 гг.)

Содержание общего образования характеризуется совре­менными требованиями к общему уровню образованности, культуры, компетентностям обучающихся. Обеспечение этих требований предполагает постоянное ...

Особенности образовательной среды школы в условиях реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Особенности образовательной среды школы, содействуют формированию в ней социально-значимых умений детей. Под образовательной средой мы представляем сумму социально-значимых отношений, воздействий, вза...

Роль применения новых ИКТ в достижении современного качества образования и воспитания обучающихся в условиях реализации ФГОС

В современном образовательном процессе необходимо использовать современные образовательные технологии чтобы повысить эффективность и качество образовательных программ. Использование технологии дополне...