План подготовки к ОГЭ по информатике 2018-2019
учебно-методическое пособие по информатике и икт (9 класс) на тему

Савельева Валентина Николаевна

Предлагаемый комплекс испытаний подразделяется на 2 групповых категории:

  • Часть 1 экзаменационной работы содержит 18 заданий -  11  базового уровня сложности и 7 повышенного уровня сложности. Первые шесть задач с одним верным ответом из четырех вариантов (это задания категории А) и двенадцать заданий, где ответом может быть как слово, так и число или целая цифровая последовательность (это задания категории В).
  • Часть 2 содержит 2 задания высокого уровня сложности – выпускнику предлагается два тестовых испытания. Но для каждого нужен самый подробный и развернутый ответ. Скорее всего, понадобится и достаточно сложное решение. В номерах заданий 19 и 20 потребуется написать программу по двум предлагаемым заданиям (это задания категории С).

После выполнения заданий части 1 экзаменуемый сдает бланк для записи ответов и переходит к выполнению заданий части 2.

Продолжительность экзамена составляет 150 минут. Разработчики тестов советуют задания категорий A и B выполнить за 75 минут, высвободив оставшееся время для написания задания по программированию (категория C).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgotovka_oge_po_inf_2018-19_svn.docx91.39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 "Средняя общеобразовательная школа пос. им. 25 Октября"

Лаишевского муниципального района Республики Татарстан

Подготовка

 к ГИА – 9

по информатике

2018 – 2019 учебный год

Учитель: Савельева Валентина Николаевна


Содержание:

1.  Структура ОГЭ 2019 года по информатике

2.   Шкала перевода баллов

3.   План работы

4.   График индивидуальной работы

5.   Диагностика результатов

6.   Психологические рекомендации по подготовке к ОГЭ

7.   ЭОРы и литература

 


Структура ОГЭ 2019 года по информатике

Предлагаемый комплекс испытаний подразделяется на 2 групповых категории:

  • Часть 1 экзаменационной работы содержит 18 заданий -  11  базового уровня сложности и 7 повышенного уровня сложности. Первые шесть задач с одним верным ответом из четырех вариантов (это задания категории А) и двенадцать заданий, где ответом может быть как слово, так и число или целая цифровая последовательность (это задания категории В).
  • Часть 2 содержит 2 задания высокого уровня сложности – выпускнику предлагается два тестовых испытания. Но для каждого нужен самый подробный и развернутый ответ. Скорее всего, понадобится и достаточно сложное решение. В номерах заданий 19 и 20 потребуется написать программу по двум предлагаемым заданиям (это задания категории С).

После выполнения заданий части 1 экзаменуемый сдает бланк для записи ответов и переходит к выполнению заданий части 2.

Продолжительность экзамена составляет 150 минут. Разработчики тестов советуют задания категорий A и B выполнить за 75 минут, высвободив оставшееся время для написания задания по программированию (категория C).

Практическая часть

Предварительно учащийся выбирает программно-техническое обеспечение и соответствующий язык для выполнения второй части ОГЭ. В соответствие с указанными параметрами ему предоставляется рабочее место, оборудованное компьютером. Для выполнения задания 19 необходима программа для работы с электронными таблицами. Для выполнения задания 20.1 рекомендуется использование учебной среды исполнителя «Робот», второй вариант задания (20.2) предусматривает запись алгоритма на изучаемом языке программирования.

Варианты допускаемых языков для написания программы:

  • Алгоритмический язык
  • Бэйсик
  • Паскаль
  • C++
  • Python

Прекрасная возможность отработать экзаменационный процесс, изучить возможные типы заданий, да и повторить учебную программу –демоверсия ОГЭ по информатике 2019 года.

 

Дополнительная информация о ОГЭ 2019 года

При выполнении первой и второй категории заданий не допускается использование технических приспособлений: калькуляторов, компьютерной техники, мобильных телефонов. Под запретом и справочники, книги по информатике.

Приступая к 2 практической части (категории C), ученик получает в распоряжение персональный компьютер.

Шкала перевода баллов

Шкала пересчета баллов ОГЭ 2019 в оценки - Информатика

  

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ
 

Рекомендации по использованию и интерпретации результатов выполнения экзаменационных работ для проведения в 2019 году основного государственного экзамена (ОГЭ)

 

ОГЭ проводится в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в целях государственной итоговой аттестации выпускников на основе централизованно разработанных экзаменационных материалов по 14 учебным предметам. Результаты экзамена могут быть использованы при приеме обучающихся в профильные классы средней школы.
Разработанные специалистами ФИПИ шкалы перевода первичных баллов в отметки по пятибалльной шкале для проведения ОГЭ носят РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР.
 

 

 

Шкала пересчета первичного балла за выполнение экзаменационной работы в отметку по пятибалльной шкале

Информатика и ИКТ

 

2019 год 

Максимальное количество баллов, которое может получить экзаменуемый за выполнение всей экзаменационной работы, - 22.

  •   0—4 баллов — отметка «2»
  •  5—11 баллов — отметка «3»
  • 12—17 баллов — отметка «4»
  • 18—22 баллов — отметка «5»

 

Результаты экзамена могут быть использованы при приеме учащихся в профильные классы средней школы. Ориентиром при отборе в профильные классы может быть показатель, нижняя граница которого соответствует 15 баллам.


План работы

Сроки

Организационно-методическая работа учителя

Работа с учащимися

Сентябрь

1. Изучение инструкций и приказов по проведению ОГЭ

2. Отслеживание нормативных документов по  ОГЭ

3. Пополнение перечня учебной литературы и материалов по подготовке к   ОГЭ  новинками. Использование Интернет-ресурсов

4. Анализ типичных ошибок при сдаче  ОГЭ  за прошлый учебный год

5. Планирование работы по подготовке учащихся к  ОГЭ  на уроках

1.Перечитать и прокомментировать выпускникам методические рекомендации для учащихся по подготовке к ОГЭ по информатике

2. Познакомить с инструкцией участия выпускников 9 класса в ОГЭ.

3. Познакомить с демоверсией ОГЭ 2018.

4.Обучать (тренировки) учащихся 9 класса навыкам работы по тестам на время

Октябрь

1. Подготовка папки для информации и знакомства с документами по ОГЭ

2. Изучение новых технологий при подготовке учащихся к  ОГЭ

1.Сосредоточить работу с учащимися на выполнении заданий 1-7                                                        

Ноябрь

1. Знакомство и изучение новой педагогической литературы по проведению  ОГЭ

2. Работа с заданиями части 1.

3. Обновление стенда «Готовимся к ГИА»

1.Составление диагностических карт учащихся (сильные, слабые учащиеся)                                                                                                        

 2. Ознакомление с основными направлениями самостоятельной работы учащихся по подготовке к  ОГЭ                                                                                                3. Дифференцировать дидактический и контрольный материал для работы с учащимися с разным уровнем подготовленности к экзамену                                                        

Декабрь

1. Изучение методики обучения выполнения тестов

2. Работа с заданиями части 1.

3. Проведение пробного тестирования в режиме ОГЭ.

4. Работа со слабоуспевающими учащимися

5. Подготовка материалов (информационных, наглядных) к выступлению на родительском собрании.

1.  Сориентировать учащихся на выполнение  заданий части 2.                                                        

2. Работа по заполнению бланков

Январь

1.Итоги успеваемости учащихся 9 класса в первом полугодии

2.Анализ ошибок  тестирования в режиме  ОГЭ  за первое полугодие

3.Обзор текущей информации по  ОГЭ

4.Обмен опытом с коллегами по подготовке учащихся к  ОГЭ

5.Работа с заданиями части 2.

1.Индивидуальная работа с учащимися по индивидуальным маршрутам

2. Права и обязанности участника экзамена

Февраль

1.Обзор текущей информации по  ОГЭ

2.Подготовка к проведению пробного тестирования в режиме  ОГЭ

3.Работа с заданиями части 2.   

1. Работа со слабоуспевающими учащимися

2.Отработка пробелов (по итогам выполнения пробного экзамена)

Март

1.Анализ результатов проведения пробного тестирования в режиме  ОГЭ

2.Работа с заданиями части 2.

3.Работа со слабоуспевающими учащимися

1.Обучение (тренировки) уч-ся 9 класса навыкам работы по тестам на время.

2.Пробный экзамен по форме и материалам ОГЭ

3.Отработка пробелов (по итогам выполнения пробного экзамена) индивидуально

Апрель

1.Подготовка памяток с рекомендациями для выпускников и их родителей

2. Работа с заданиями части  1 и 2.

3.Работа со слабоуспевающими учащимися

1. Обучение (тренировки) уч-ся 9 класса навыкам работы по тестам на время.

2. Индивидуальное консультирование учащихся: работа над пробелами в знаниях

3. Работа со слабоуспевающими учащимися

4.Пробный экзамен по форме и материалам ОГЭ.

5.Отработка пробелов (по итогам выполнения пробного экзамена) индивидуально

Май

1.Обзор текущей информации по  ОГЭ

2.Проведение консультаций для учащихся перед экзаменом

3.Итоги успеваемости учащихся 9 класса за второе полугодие

1. Проведение консультаций перед экзаменом

2.Пробный экзамен по форме и материалам ОГЭ.

3.Отработка пробелов (по итогам выполнения пробного экзамена) индивидуально

Июнь

1.Анализ итогов сдачи ОГЭ – 2019

2.Отчет по результатам ОГЭ для зам. директора по УВР, руководителя МО

ПЛАН

тематической подготовки к основному государственному экзамену

по информатике - 2018

 

п/п

Тема

Примерная дата

1

Знакомство учащихся всего класса с демоверсией ОГЭ-2018

сентябрь

2

Знакомство с проектом государственной аттестации 2018 года по информатике: кодификатор, спецификация, демонстрационный вариант работы.

сентябрь

Тематические консультации по элементам содержания

на уроке – повторение на каждом уроке, этап подготовки к ОГЭ

1

Умение оценивать количественные параметры информационных объектов

сентябрь

2

Умение определять значение логического выражения

октябрь

3

Умение анализировать формальные описания реальных объектов и процессов

октябрь

4

Знание о файловой системе организации данных

октябрь

5

Умение представлять формальную зависимость в графическом виде

ноябрь

6

Умение исполнить алгоритм для конкретного исполнителя с фиксированным набором команд

ноябрь

7

Умение кодировать и декодировать информацию

декабрь

8

Умение исполнять линейный алгоритм, записанный на алгоритмическом языке

декабрь

9

Умение исполнить простейший циклический алгоритм, записанный на алгоритмическом языке

декабрь

10

Умение исполнить циклический алгоритм обработки массива чисел, записанный на алгоритмическом языке

январь

11

Умение анализировать информацию, представленную в виде схем

январь

12

Умение осуществлять поиск в готовой базе данных по сформулированному условию

январь

13

Знание о дискретной форме представления числовой, текстовой, графической и звуковой информации

февраль

14

Умение записать простой линейный алгоритм для формального исполнителя

февраль

15

Умение определять скорость передачи информации

февраль

16

Умение исполнить алгоритм, записанный на естественном языке, обрабатывающий цепочки символов или списков

март

17

Умение использовать информационно-коммуникационные технологии

март

18

Умение осуществлять поиск информации в Интернете

март

19

Умение проводить обработку большого массива данных с использованием средств электронной почты или базы данных

март

20

Умение написать короткий алгоритм в среде формального исполнителя (вариант задания 20.1)

апрель

Решение вариантов

21

ОГЭ-2018. Информатика: типовые экзаменационные варианты.

апрель

22

Консультации. Вопрос-ответ.

май

График индивидуальной работы

№ п\п

Фамилия, имя учащегося

СРЕДА

1400-1500 (слабоуспевающие)

1510-1610

1

Киреев Никита

+

2

Костина Августина

+

3

Львов Никита

+

4

Лядова Валерия

+

5

Можгина Аделина

+

6

Петрова Наталья

+

7

Полушкина Ксения

+

8

Тян Дмитрий

+

9

Ульянова Полина

+

10

Харламов Никита

+

11

Шарикова Виктория

+

12

Юрьева Мария

+


Диагностика результатов

№ п\п

Фамилия, имя учащегося

Результаты тренировочных и диагностических работ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Б

У

Б

У

Б

У

Б

У

Б

У

Б

У

Б

У

Б

У

Б

У

1

Киреев Никита

2

Костина Августина

3

Львов Никита

4

Лядова Валерия

5

Можгина Аделина

6

Петрова Наталья

7

Полушкина Ксения

8

Тян Дмитрий

9

Ульянова Полина

10

Харламов Никита

11

Шарикова Виктория

12

Юрьева Мария

Обозначения

Б

Баллы

У

Уровень

Критерии уровня

ОН

Очень низкий (меньше 4 баллов)

Н

Низкий (меньше 4 баллов)

С

Средний (5—11 баллов )

ВС

Выше среднего (12—17 баллов )

В

Высокий (18—22 баллов )


Психологические рекомендации

по подготовке к ОГЭ

Психологические секреты успешной подготовки к экзамену

Возможно, что приводимые ниже рекомендации психологов кого-то разочаруют своей обыденностью.

Между тем это проверенные временем и практикой советы. Вот они:

  • разработайте четкий режим;
  • вырабатывайте личную организованность и организуйте рабочее пространство;
  • посещайте дополнительные занятия в школе;
  • начинайте занятия с повтора вчерашнего материала;
  • идите от простого к сложному;
  • для снятия волнения медленно считайте в уме до десяти и в обратном порядке.

5ek


Сдаем экзамен

«Удача всегда улыбается тем, кто много потрудился», – гласит английская пословица. Хочется добавить: «и тем, кто умеет показать результаты своего труда». На экзамене ты делаешь именно это – демонстрируешь то, что усвоил. Так делай это спокойно и уверенно. Постарайся изменить свое представление об экзамене - это не пытка, не казнь, а просто проверка твоих знаний, тем более, ты же все (ну или почти все) знаешь.

В день экзамена

1. Предэкзаменационный стресс часто сопровождается отсутствием аппетита. Но даже если тебе «кусок не лезет в горло», нужно обязательно хоть немного поесть. Иначе в состоянии стресса может произойти резкое снижение уровня сахара в крови и возникнуть сопутствующие ему симптомы – дрожь, потливость, слабость, головокружение, головная боль, тошнота… Так недолго и в обморок упасть.

2. Не стоит отправляться на экзамен и с переполненным желудком. Завтрак должен быть легким, содержащим блюда, богатые белком и углеводами. Утром перед экзаменом лучше всего съесть йогурт, а также творог, яичницу, молочную кашу или мюсли, бутерброд с сыром или с медом и выпить чай с лимоном и сахаром. Не стоит «взбадривать» себя крепким кофе. Если нервы у тебя на пределе, но ты осознаешь, что организм нуждается в пище, съешь 1 ч.л. меда, 2 грецких ореха, 3 штуки кураги и выпей стакан биокефира. Поддержать твои силы помогут также 1-2 банана, горсть изюма и фруктовый молочный коктейль.

3. Исключительно эффективным средством избавления от предэкзаменационного стресса является музыка.Собираясь на экзамен, включи записи бравурного марша, чардаша или энергичного гитарного фламенко, и ты убедишься, что твой страх и внутреннюю дрожь как рукой снимет. Если ты любишь классическую музыку, тебе помогут прелюдии и фуги для органа Баха, Пятая симфония Чайковского, все оркестровые произведения Александра Скрябина. Музыка Баха, кстати, весьма эффективна, если предстоит напряженная интеллектуальная работа. На боевой лад настраивают также композиции Брайана Адамса, Тины Тернер, Бон Джови и Риккардо Фольи.

4. А вот чего ни в коем случае делать не следует, так это принимать успокоительные средства. Результат может оказаться плачевным. Вялость и заторможенность не позволят сосредоточиться!
Перед выходом из дома нанеси на виски или запястья несколько капель эфирного масла лаванды, базилика или мяты, обладающего успокаивающими свойствами.  Можно также капнуть это масло на носовой платок и затем, во время экзамена, периодически вдыхать его аромат.

Приемы борьбы со страхом

1Запрети себе бояться! Многим хорошо известно паническое состояние перед экзаменами: «Ничего не знаю! Ничего не помню!». Постарайся направить свои мысли в другое русло: «Я долго и целеустремленно работал, я сделал все от меня зависящее, из всего материала я все равно что-то знаю и достаточно хорошо».

2. Выполняй дыхательные упражнения. Это самый быстрый, простой и наиболее эффективный способ преодоления ощущения стресса и паники. Закрой глаза и дыши медленно и глубоко. Выдох должен быть в 2-3 раза продолжительнее, чем вдох. Вдыхая, представь себе, что втягиваешь носом свой любимый аромат. Выдыхай через слегка сомкнутые губы так, словно хочешь задуть пламя свечи или подуть на ложку с горячим супом. Через 3-5 минут после начала дыхательных упражнений можно добавить к ним формулы самовнушения: «Я расслабляюсь и успокаиваюсь», синхронизируя их с ритмом своего дыхания. При этом слова «я» и «и» следует произносить на вдохе, а слова «расслабляюсь» и «успокаиваюсь» - на выдохе.
Можно также проговорить про себя:

  • «Я спокоен и уверен в себе»
  • «Моя память работает хорошо. Я все помню»
  • «Я могу доказать, что много работал и все выучил»

Аутотренинг – эффективная техника: мозг прекрасно подчиняется подобными командами.

3. Научись никогда не думать о провале на экзамене. Наоборот, надо мысленно рисовать себе картину уверенного, четкого ответа, полной победы. Мы получаем то, о чем усиленно думаем, в буквальном смысле программируя себя на конечный результат. И чтобы результат этот нас удовлетворял, думать надо о хорошем, настраивая себя на успех: «У  меня все получится, в нужный момент я все вспомню».

4. Не заражайся чужим волнением. Как правило, перед дверью аудитории, в которой проходит экзамен, толпятся трясущиеся от страха учащиеся, обсуждающие, насколько строг и придирчив тот или иной экзаменатор и время от времени приговаривающие: «Ой, я сегодня точно провалюсь! У меня все вылетело из головы! Меня уже всю трясет!». Не кучкуйся вместе с ними, чтобы не «заразиться» их страхом. Переживай свое волнение в одиночку, отойди в сторону, поброди по коридору, посмотри в окно. 

5. Сбрасывай напряжение. Избавиться от мучительного дискомфорта помогут простейшие движения. Сделай несколько круговых движений головой, разомни руки, пожми плечами. Если есть возможность, побоксируй, нанося удары по пустому месту и представляя, что бьешь свой страх.

В стрессовой ситуации полезно позевать. Сладко зевнув три-пять раз, ты не только уменьшишь волнение, но и активизируешь работу головного мозга. Чтобы вызвать зевательный рефлекс, нужно средними пальцами рук помассировать мышцы между ухом и щекой.

6. Займись самомассажем. Легкий массаж затылочной области головы отвлекает от навязчивого страха, а также помогает существенно повысить сообразительность. Снять эмоциональное напряжение помогает массаж кончиков мизинцев, а также выполнение йоги для пальцев, так называемых мудр. Этим словом обозначается соединение пальцев рук в определенной комбинации.
Так, мудра Земли помогает при стрессах, ухудшении психофизического состояния, повышает самооценку и уверенность в себе. Для ее выполнения  безымянный и большой пальцы обеих рук плотно прижми друг к другу подушечками, остальные пальцы выпрями и слегка расставь. Такой жест полезно делать как можно чаще и держать пальцы в таком положении как можно дольше.
При сильном стрессе положи левую руку на стол ладонью вниз. Правой рукой в течение 3-5 минут круговыми движениями по часовой стрелке массируй точку пересечения условных линий большого и указательного пальцев, при этом  большой палец максимально отставь от  указательного. Затем поменяй руку, но теперь уже совершай движения против часовой стрелки.

 

Источник статьи "Сдаем экзамен": http://moeobrazovanie.ru/programma_antistress.html


ЭОРы и литература


Книжные методички- пособия 

ОГЭ 2018. Информатика. Типовые тестовые задания. 10 вариантов заданий. Ушаков Д.М. (2019, 192с.)

ОГЭ 2018. Информатика и ИКТ. Типовые экзаменационные варианты. 10 вариантов. Крылов С.С., Чуркина Т.Е. (2018, 144с.)

ОГЭ 2018. Информатика. Большой сборник тематических заданий.  Ушаков Д.М. (2019, 204с.)

Существует возможность подобрать немало полезных методичек, чтобы была успешно реализована подготовка к ОГЭ по информатике 2019 года. Список лидеров включает:

  1.  «Информатика. Контрольные тренировочные материалы для 9 класса: ответы с комментариями» авторства Адошина С. М. – С помощью книги можно оценить уровень предэкзаменационной подготовки, пополнить знания по предмету до высокого уровня. Собраны уникальные примеры тестирования на основе демоверсий КИМ, составленных ФИПИ. Применимо в самообразовании.
  2. «Информатика. 9 класс. Сборник тестовых заданий для подготовки к ГИА» коллективного авторства группы ведущих специалистов в области информационных технологий. Пособие направлено на отработку техники решения информационных задач курса основной школы.

ФИПИ

Аббревиатура учебного заведения расшифровывается как «федеральный институт педагогических измерений». На своем сайте (fipi.ru) представляет самую свежую подборку дополнительных задач, экзаменационных демоверсий и онлайн-тестов по информатике. Все задания разработаны специалистами ФИПИ с учетом последних достижений информационных технологий и научной мысли в этой сфере. Является дочерним предприятием Рособрнауки и призван заниматься не только образовательной, но и научной деятельностью. На сайте организации создано много разделов по различным темам.

 

Онлайн тесты

Предлагаемые онлайн тесты образовательных сайтов рунета способствуют углублению имеющихся знаний и практической отработки порядка прохождения ОГЭ. Формат тестов максимально приближен к формату ОГЭ 2018 по информатике. Некоторые тесты можно скачать на собственный компьютер, другие доступны только с сайта.

Задания для подготовки к ОГЭ-2015 подойдут и для ОГЭ-2018

Онлайн-тесты к ОГЭ по информатике на сайте Полякова К. Ю.

Решу ОГЭ - образовательный портал для подготовки к экзаменам


Видеоканалы YouTube


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по информатике 2018-2019 учебный год

Рабочие программы по информатике 2018-2019 учебный год...

Реестр интегрированных уроков (ШМО УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ, ФИЗИКИИ ИНФОРМАТИКИ) 2018-2019 уч. год

Реестр интегрированных уроков (ШМО УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ, ФИЗИКИИ ИНФОРМАТИКИ) 2018-2019 уч. год...

Протоколы заседаний МО учителей математики и информатики 2018-2019

Протоколы ШМО учителей математики и информатики 2018-2019 учебный год...

Рабочие программы по информатике 2018-2019 учебный год

Вашему вниманию представлены рабочие программы по информатике:9 класс на 35 часов, на основе программы «Информатика и ИКТ», автор Босова ЛЛ. (ФГОС)10-11 класс на 70 часов (базовый уровень)...

План работы школьной предметной кафедры учителей математики и информатики. 2018-2019 учебный год.

План работы школьной предметной кафедрыучителей математики и информатики. 2018-2019 учебный год....