Коммуникативные УУД и технология проектов на уроках информатики.
статья по информатике и икт (9 класс)

Евлампьев Александр Владимирович

Статья об опыте развится коммуникативных универсальных учебных действий на уроках информатики при использовании проектной и исследовательской деятельности в условиях реализации ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коммуникативные УУД

и технология проектов на уроках информатики

Военная служба практически всегда является работой в коллективе: отделении, взводе. И даже выполняя задания в глубоком тылу противника, навыки общения, взаимодействия, управление поведением, умение выражать свои мысли являются жизненно необходимы для офицера.

Развитие коммуникативных универсальных учебных действий (КУУД) для учащихся является фундаментом формирования офицера, обладающего организаторскими способностями, то есть способного выделять главное звено в работе, подобрать нужных исполнителей и чётко распределять обязанности между ними, способность мобилизовать подчинённых на эффективное выполнение задач, твёрдо и непрерывно управлять подчинённым подразделение в боевой обстановке, обеспечить контроль исполнения, создать в подразделении благоприятный морально-психологический климат [4].

Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество в любой группе.

К коммуникативным действиям относятся:

  • планирование своего сотрудничества с другими лицами – определение цели, функций участников и способов взаимодействия;
  • постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  • разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
  • управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
  • владение монологической и диалогической формам речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка» [2].

На уроках информатики и ИКТ кадеты развивают свои коммуникативные универсальные учебные действия с помощью различных форм коммуникации, представленных в Таблица 1, основная часть которых присущи и многим дисциплинам, изучаемым в школьном курсе.        

Таблица 1.Формы учебной коммуникации на уроке

Монологические формы

Диалогические формы

Задавать вопросы

Дискуссия, диспут

Сообщать

Ответ на вопрос

Отвечать на вопросы

Ролевая игра

Критиковать

Оппонировать

Доказывать

Защита проекта

Но в отличие от освоения предметных знаний, освоение коммуникативных умений требует иных процедур, так как они связаны не с содержанием обучения, а со способом организации образовательного процесса. Ученик осваивает их не за счет того, что слушает объяснения учителя о том, как правильно работать с учебником или строить общение в группе, а за счет включенности в соответствующую деятельность и последующее рефлексивное переосмысление собственных действий. Работа по формированию КУУД проводится на учебном занятии не вместо, а вовремя усвоения предметных знаний, умений и навыков с помощью специальных видов деятельности с предметным содержанием и за счет изменения способов взаимодействия обучающихся. Предметные знания и умения необходимый содержательный материал, на котором разворачивается ситуация коммуникации.

Технология проектного обучения с элементами проблемного обучения, применяемая на уроках Информатики и ИКТ, позволяет охватить большую часть форм учебной коммуникации, которые указаны в таблице.

Одним из ярких примеров может служить изучение темы "Коммуникационные технологии" с кадетами 9 класса.

В основе темы лежит монопроект[1]. Результатом изучения темы является защита разработанного собственноручно сайта. Тематика сайтов задаётся преподавателем или выбирается самостоятельно.

 Проект – работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Проект может включать элементы докладов, рефератов, исследований и любых других видов самостоятельной творческой работы учащихся, но только как способов достижения результата проекта [5].

Проектная технология предполагает:

  • наличие проблемы, требующей интегрированных знаний и исследовательского поиска её решения;
  • практическую, теоретическую, познавательную значимость предполагаемых результатов;
  • самостоятельную деятельность ученика;
  • структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов;
  • сбор информации, оформление конечных результатов, презентация полученного продукта, обсуждение и выводы.

Для получения результата весь проект можно разделить на несколько этапов:

  1. Подготовка к работе. После получения/выбора темы учащиеся знакомятся с критериями оценивания (техническим заданием), разрабатывают структуру сайта и его дизайн, в зависимости с условиями технического задания и желаемой отметки за проект, указывают какая информация будет отражена на страницах сайта. Это и формирует задание, разрабатывают план проектирования. Общая структура сайта, желаемый результат согласовывается с педагогом и сохраняется до последнего этапа, чтобы оценить степень достижения целей.
  2. Знакомство с базовыми понятиями. Педагог знакомит кадет с общими принципами построения сайтов, даёт основные понятия и термины, для того чтобы кадеты затем самостоятельно могли ориентироваться в предложенных для них авторских учебных пособиях.
  3. Постановка задачи. Каждый учащиеся в зависимости от поставленной себе цели самостоятельно формирует задачи проекта, то есть выбирает путь ознакомления с разделами учебника, которые помогут ему быстро и качественно достичь цели.
  4.  Сбор информации, ее анализ, выполнение задач проектирования. Формулировка соответствующих выводов. Данный этап предполагает использование технологии проблемного обучения, то есть постановку кадета перед фактом отсутствия у него знаний для решения поставленной задачи, решают данную проблему кадеты самостоятельно. Для этого у них есть авторские учебные пособия и Интернет.
  5. Подготовка к защите проектной работы. Педагог представляет кадетам критерии оценивания их защиты: перечень вопросов, на которые они должны ответить в ходе выступления.
  6. Представление работы педагогу для её оценивания согласно выданным ранее критериям.
  7. Защита работы перед одноклассниками. Учащийся выступает перед сверстниками с докладом о проделанной работе. Отвечает на вопросы.
  8. Оценка результатов работы. Педагог представляет разработанную на первом уроке структуру сайта, дизайн, а кадеты оценивают достижение поставленной в начале проекта цели своим товарищем, соответствие желаемой отметки реальной оценке результата. Оценивается степень достижения поставленных целей (выполнения сформулированного технического задания).

Длительность выполнения проекта 8-10 уроков, в зависимости от возможностей учебной программы и распределения учебного времени. В результате проделанной работы на каждом этапе происходит развитие определенных коммуникационных универсальных учебных действий.

На первом и втором этапах происходит планирование своего сотрудничества – ученики определяют для себя цели и способов взаимодействия.

На третьем и четвертом– в сотрудничестве с педагогом или другими кадетам учащиеся ищут информацию для разрешения возникающих трудностей, в ходе выполнения проекта.

На пятом и седьмом – кадеты совершенствуют навыки владения монологической и диалогической формам речи, демонстрируют свои способности в самостоятельном формулировании и подготовке доклада, показывают навыки в ораторском и

Вывод

«Успех зависит на 15% от знаний и на 85% от умения общаться с людьми, «подать себя».

Дейл Карнеги

Технология проектного обучения, получила в настоящее время очень широкое распространение в обучении. Его можно использовать в любой школьной дисциплине, где решаются большие по объему задачи, желательно для учащихся среднего и старшего звена. Проектная деятельность направлена на сотрудничество педагога и учащегося, развитие творческих способностей, является формой оценки в процессе непрерывного образования, дает возможность раннего формирования профессионально-значимых умений учащихся. Реализация метода проектов на практике ведет к изменению роли и функции педагога. Учитель при таком подходе выступает консультантом, партнером, организатором познавательной деятельности своих учеников. В процессе работы над проектом у учащихся появляется потребность в приобретении новых знаний и умений. Происходит процесс закрепления навыков работы над отдельной темой или крупным блоком курса. Метод обучения – сложное, многомерное, многокачественное образование. В основе учебного процесса оказывается сотрудничество и продуктивное общение учащихся, направленное на совместное разрешение проблем, формирование способности выделять важное, ставить цели, планировать деятельность, распределять функции и ответственность, критически мыслить, достигать значимые результаты. Результатом обучения оказывается уже не усвоение знаний, умений и навыков, а формирование ключевых компетентностей, обеспечивающих успех практической деятельности. Для ученика проект – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися. Результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер и значим для самих открывателей. А для учителя учебный проект – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования: проблематизация, целеполагание, планирование деятельности, рефлексия и самоанализ, презентация и самопрезентация, а также поиск информации, практическое применение академических знаний, самообучение, исследовательская и творческая деятельность.

Список литературы

  1. В.В. Путин. Совещание 18 ноября 2013 года по вопросам развития системы военного образования в ФГКВОУ ВО «Рязанское высшее воздушно-десантное ордена Суворова дважды Краснознаменное командное училище имени генерала В.Ф. Маргелова» Министерства обороны Российской Федерации. Сайт "Военное обозрение" https://topwar.ru/36139-soveschanie-po-voprosam-razvitiya-sistemy-voennogo-obrazovaniya.html 
  2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др. –М.: Просвещение, 2010. – 152 с.
  3. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 №273-ФЗ.
  4. Военно-профессиональные качества офицера. Сайт Министерства обороны Российской Федерации. Энциклопедия.  http://encyclopedia.mil.ru/encyclopedia/dictionary/details.htm?id=12822%40morfDictionary.
  5. Проектная и исследовательская деятельность в условиях реализации ФГОС: сборник материалов конференции / Агентство образоват. инициатив, приклад. исслед. и консалтинга «Перспективы»; [сост., отв. ред.: Осколкова Н. В.]. – Северодвинск, 2016. – 112 с.: ил. – ISBN 978-59908033-3-6.
  6. Андрагогика. Современные технологии в подготовке и проведении учебного процесса: учеб.-метод. пособие / Ю.Н. Дрешер. — Казань: Медицина, 2017. — 64 с.


[1] Монопроекты – это проекты, проводимые в рамках одного учебного предмета по наиболее сложным разделам [5].


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода проектов на уроках информатики для развития творческой личности учащихся

В основу этого метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значи...

Использование метода проектов на уроках информатики

Основные требования к использованию метода проектов: Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее реше...

Метод проектов на уроках информатики

Проектный метод позволяет реализовать проблемное обучение,  активизирующее и углубляющее познание, позволяет обучать самостоятельному мышлению и деятельности, системному подходу в самоорганизации...

Развитие иноязычной коммуникативной компетенции посредством метода проектов на уроках английского языка.

Статья о необходимости использования метода проекстов на уроке английского языка.Особую популярность в последнее время приобретает метод проектов в старших классах. Учитель при данном методе обучения ...

Использование метода проектов на уроках информатики и информационно-коммуникационных технологий.

В настоящее время нарастает потребность в обучении и воспитании детей, способных жить в открытом обществе, умеющих общаться и взаимодействовать со всем многообразием реального мира, имеющих целостное ...

Формирование коммуникативной компетенции посредством учебного проекта на уроках английского языка.

Скажи мне - и я забуду.Покажи мне - и я запомню.Вовлеки меня - и я научусь.(Китайская пословица)Формирование коммуникативной компетенции посредством учебного проекта на уроках английского языка.Творче...