Презентация по теме: "Алгебра логики".
презентация к уроку по информатике и икт (11 класс)

Здесь представлен теоретический материал и задания для закрепления темы "Алгебра логики".

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

АЛГЕБРА ЛОГИКИ

Слайд 2

Содержание Высказывания Логические операции Логические формулы Построение таблиц истинности Связь между алгеброй логики и двоичным кодированием Логические элементы компьютера Функциональные схемы и структурные формулы логических устройств Типовые логические устройства компьютера Преобразование логических формул Построение логического выражения по таблице истинности Решение логических задач ВЫХОД

Слайд 3

Высказывания Алгебра логики – наука, изучающая законы и формы мышления; учение о способах рассуждений и доказательств. Алгебра логики возникла в середине ХIХ века в трудах английского математика Джорджа Буля . Ее создание представляло собой попытку решать традиционные логические задачи алгебраическими методами. Алгебра в широком смысле этого слова наука об общих операциях, аналогичных сложению и умножению, которые могут выполняться не только над числами, но и над другими математическими объектами. Примеры алгебр: алгебра натуральных чисел, алгебра рациональных чисел, алгебра многочленов, алгебра векторов, алгебра матриц, алгебра множеств и т.д. Объектами алгебры логики или булевой алгебры являются высказывания. Высказывание – это любое предложение какого-либо языка, в котором что-либо утверждается или отрицается. Любое высказывание можно определить как истинное или ложное (быть одновременно и тем и другим оно не может). Пример : Определить значения истинности для следующих высказываний. Лед – твердое состояние воды. Ответ: истинное высказывание. Треугольник – это геометрическая фигура. Ответ: истинное высказывание. Буква А – согласная. Ответ: ложное высказывание.

Слайд 4

Высказывания (продолжение) В естественном языке высказывания выражаются повествовательными предложениями. Восклицательные и вопросительные предложения высказываниями не являются. Высказывания бывают общими, частными или единичными. Общее высказывание начинается (или может начать) со слов: все, всякий, каждый, ни один . Частное высказывание начинается (или может начать) со слов: некоторые , большинство и т.п. Во всех других случаях высказывание является единичным. Пример. Определить тип высказывания (общее, частное, единичное). Все рыбы умеют плавать. Ответ: общее высказывание Некоторые медведи - бурые. Ответ: частное высказывание Париж – столица Китая. Ответ: единичное высказывание

Слайд 5

Высказывания (продолжение) Простые высказывания в алгебре логики обозначаются заглавными латинскими буквами . Пример. А = Число 8 кратно 4. В = На яблонях растут бананы. Истинному высказыванию ставится в соответствие 1, ложному – 0. Таким образом, А = 1, В = 0. Буквы, обозначающие высказывания можно рассматривать как имена логических переменных . Логические переменные принимают два значения: 0 и 1 (на языке программирования: «ложь» - false , «истина» - true ).

Слайд 6

Высказывания (продолжение) Высказывания могут выражаться с помощью математических, физических, химических и прочих знаков. Из двух числовых выражений можно составить высказывания, соединив их знаками равенства или неравенства. Высказывание называется простым (элементарным), если никакая его часть сама не является высказыванием. Примеры: Идет дождь. Нам живется весело. Число 8 кратно 2. Выражение, состоящее из нескольких простых высказываний, называется составным (сложным). Простые высказывания соединяются с помощью логических операций (связок). Употребляемые в обычной речи слова и словосочетания "не", "и", "или", "если... , то", "тогда и только тогда" и другие позволяют из уже заданных высказываний строить новые высказывания. Такие слова и словосочетания называются логическими связками. Примеры : Идет дождь, а у меня нет зонта. Вася летом побывает и на море, и в горах. Число 8 кратно 2 и 4.

Слайд 7

Самостоятельная работа №1 Высказывания. 1. Какие из предложений являются высказываниями? Определите их истинность. Число 6 – четное. Посмотрите на доску. Все роботы являются машинами. У каждой лошади есть хвост. Кто отсутствует? Х 2 ≥ 0 Выразите 1 час 15 минут в минутах. 2. Определите тип высказываний (общее, частное, единичное) Все ананасы приятны на вкус. Кошка является домашним животным. Все лекарства неприятны на вкус. Многие растения обладают целебными свойствами. А – первая буква в алфавите. Любой неразумный человек ходит на руках. Мой кот страшный забияка.

Слайд 8

Логические операции Правила выполнения логических операций отражаются в таблицах, которые называются таблицами истинности . Логическая операция – способ построения сложного высказывания из простых высказываний, при котором значение истинности сложного высказывания полностью определяется значениями истинности простых высказываний. Таблица истинности - это табличное представление логической операции, в котором перечислены все возможные сочетания значений истинности входных операндов вместе со значением истинности результата операции для каждого из этих сочетаний.

Слайд 9

Логическая операция КОНЪЮНКЦИЯ (лат. Conjunctio – связываю): В естественном языке соответствует союзу И ; В математической логике обозначение: & ,  или • ; В языках программирования: AND ; Иное название: логическое умножение . Конъюнкция – двухместная операция; записывается в виде: А & В , A  B , A • B . Значение такого выражения будет ЛОЖЬ, если хотя бы значение одного из высказываний ложно. Пример. 1. А = На автостоянке стоит «Мерседес» В = На автостоянке стоят «Жигули» А & В = На автостоянке стоят «Мерседес» и «Жигули» 2. А = Число 6 делится на 3 В = Число 6 делится на 2 А & В = Число 6 делится на 3 и на 2 Таблица истинности КОНЪЮНКЦИИ : A B А & В 0 0 0 0 1 0 1 0 0 1 1 1

Слайд 10

Логическая операция ДИЗЪЮНКЦИЯ (лат. Disjunctio – различаю): В естественном языке соответствует союзу ИЛИ ; В математической логике обозначение:  , +; В языках программирования: OR ; Иное название: логическое сложение . Дизъюнкция – двухместная операция; записывается в виде: А  В. Значение такого выражения будет ИСТИНА, если хотя бы значение одного из высказываний истинно. Пример. 1. А = На автостоянке стоит «Мерседес» В = На автостоянке стоят «Жигули» А  В = На автостоянке стоит «Мерседес» или «Жигули» 2. А = Число 8 делится на 3 В = Число 8 делится на 2 А  В = Число 8 делится на 3 или на 2 Таблица истинности ДИЗЪЮНКЦИИ: A B А  В 0 0 0 0 1 1 1 0 1 1 1 1

Слайд 11

Логическая операция ИНВЕРСИЯ (лат. Inversio – переворачиваю): В естественном языке соответствует частице НЕ ; В математической логике обозначение:  А или ; В языках программирования: NOT ; Иное название: логическое отрицание . Инверсия – унарная (одноместная) операция; записывается в виде:  А или . Пример. А = Я знаю китайский язык = Я не знаю китайский язык А = Число 8 делится на 2 = Число 8 не делится на 2 Таблица истинности ИНВЕРСИИ: A ¬A 0 1 1 0

Слайд 12

Логическая операция ИМПЛИКАЦИЯ (лат. Implicatio – тесно связываю): В естественном языке соответствует обороту ЕСЛИ …, ТО … ; В математической логике обозначение:  или  ; Иное название: логическое следование . Импликация – двухместная операция; записывается в виде: А  В. Значение такого выражения будет ЛОЖЬ тогда и только тогда, когда условие (первое высказывание) истинно, а следствие (второе высказывание) ложь. Пример. А = Выглянет солнце В = Станет тепло А  В = Если на улице солнце, то станет тепло С = Станет холодно А  С = Если на улице солнце, то станет холодно В обычной речи связка “если ..., то” описывает причинно-следственную связь между высказываниями. Но в логических операциях смысл высказываний не учитывается. Рассматривается только их истинность или ложность. Поэтому не надо смущаться “бессмысленностью” импликаций, образованных высказываниями, совершенно не связанными по содержанию. Например, такими: “если президент США — демократ, то в Африке водятся жирафы”, "если арбуз — ягода, то в бензоколонке есть бензин”. Таблица истинности ИМПЛИКАЦИИ: A B A  B 0 0 1 0 1 1 1 0 0 1 1 1

Слайд 13

Логическая операция ЭКВИВАЛЕНТНОСТЬ (лат. Aequivalens – равноценное): В естественном языке соответствует оборотам ТОГДА И ТОЛЬКО ТОГДА и В ТОМ И ТОЛЬКО В ТОМ СЛУЧАЕ ; В математической логике обозначение:  или  или  ; Иное название: равнозначность . Эквивалентность – двухместная операция; записывается в виде: А  В. Значение такого выражения будет ИСТИНА тогда и только тогда, когда оба простых высказывания одновременно истинны или ложны. Пример. А = Людоед голоден В = Он давно не ел А  В = Людоед голоден тогда и только тогда, когда он давно не ел. Таблица истинности ЭКВИВАЛЕНТНОСТИ: A B A  B 0 0 1 0 1 0 1 0 0 1 1 1

Слайд 14

Логические операции имеют следующий приоритет: Порядок выполнения логических операций задается круглыми скобками. Но для уменьшения числа скобок договорились считать, что сначала выполняется операция отрицания (“не”), затем конъюнкция (“и”), после конъюнкции — дизъюнкция (“или”) и в последнюю очередь — импликация( “ следование ”) или эквивалентность( “ равнозначность ”) .

Слайд 15

Свойства логических операций

Слайд 16

Самостоятельная работа №2. Логические операции. 1. Из двух простых высказываний постройте сложное высказывание, используя логические связки «И», «ИЛИ» (выбирайте связку, которая больше подходит по смыслу) . Марина старше Светы. Оля старше Светы. В кабинете есть учебники. В кабинете есть справочники. Слова в этом предложении начинаются на букву Ч. Слова в этом предложении начинаются на букву А. Х=3, Х > 2. 2. Определите значение истинности следующих высказываний: Приставка есть часть слова, и она пишется раздельно со словом. Суффикс есть часть слова, и он стоит после корня. Буква «а» - первая буква в слове «аист» и в слове «сова». Две прямые на плоскости параллельны или пересекаются

Слайд 17

Логическая формула. С помощью логических переменных и символов логических операций любое высказывание можно формализовать , то есть заменить логической формулой. В качестве примера рассмотрим высказывание "если я куплю яблоки или абрикосы, то приготовлю фруктовый пирог". Это высказывание формализуется в виде (A v B)  C . Такая же формула соответствует высказыванию "если Игорь знает английский или японский язык, то он получит место переводчика". Как показывает анализ формулы (A v B)  C , при определённых сочетаниях значений переменных A, B и C она принимает значение "истина", а при некоторых других сочетаниях — значение "ложь" (разберите самостоятельно эти случаи). Такие формулы называются выполнимыми . Логическое выражение (формула) – выражение, содержащее одну или несколько логических величин, соединенных знаками логических операций и скобками. Результатом вычисления логического выражения является ИСТИНА (1) или ЛОЖЬ (0).

Слайд 18

Логическая формула ( продолжение). Некоторые формулы принимают значение "истина" при любых значениях истинности входящих в них переменных. Таковой будет, например, формула А v ¬A , соответствующая высказыванию "Этот треугольник прямоугольный или косоугольный". Эта формула истинна и тогда, когда треугольник прямоугольный, и тогда, когда треугольник не прямоугольный. Такие формулы называются тождественно истинными формулами или тавтологиями . Высказывания, которые формализуются тавтологиями, называются логически истинными высказываниями. В качестве другого примера рассмотрим формулу А • ¬A , которой соответствует, например, высказывание "Катя самая высокая девочка в классе, и в классе есть девочки выше Кати". Очевидно, что эта формула ложна, так как либо А, либо ¬A обязательно ложно. Такие формулы называются тождественно ложными формулами или противоречиями . Высказывания, которые формализуются противоречиями, называются логически ложными высказываниями.

Слайд 19

Логическая формула ( продолжение). Если две формулы А и В одновременно, то есть при одинаковых наборах значений входящих в них переменных, принимают одинаковые значения, то они называются равносильными . Равносильность двух формул алгебры логики обозначается символом "=" или символом " ≡ " Замена формулы другой, ей равносильной, называется равносильным преобразованием данной формулы.

Слайд 20

Примеры: Определите истинность логического выражения: если А= Принтер – устройство вывода информации, В= Процессор – устройство хранения информации, С= Монитор – устройство вывода информации, D = Клавиатура – устройство обработки информации. На основе знания устройства компьютера устанавливаем истинность простых высказываний: A=1, B=0, C=1, D=0. Определим истинность сложного высказывания, используя таблицы истинности логических операций Определите значение выражения: ((5 > 3) v (2=3))& ¬ (4<2)=(1 v 0)& ¬ 0=1&1=1

Слайд 21

1. Используя логические операции, запишите высказывания, которые являются истинными при выполнении следующих условий: Z является наименьшим из трех чисел X , Y , Z Каждое из трех чисел X , Y , Z положительно Только одно из чисел X , Y , Z отрицательно Хотя бы одно из чисел X , Y , Z равно 0 X , Y , Z равны между собой 2. Определите значение логического выражения ( Z > X ) & ¬ ( X = Y ), если X = 3, Y = 5, Z = 2; X = 0, Y = 1, Z = 19; X = 5, Y = 0, Z = - 8; X = 9, Y = - 9, Z = 9. 3. Выразите следующие формулы на обычном языке: A & ¬ B , где A =Идет дождь; B =У меня есть зонт. A → B , где A =Живется весело; B =Работа спорится. A & B , где A =Вчера было пасмурно; B =Сегодня ярко светит солнце. ( B & ¬ C ) → ¬ A , где A =Некто является врачом ; B = Больной поговорил с врачом; C =Больному стало легче. Самостоятельная работа № 3 . Логическая формула

Слайд 22

Построение таблиц истинности сложных высказываний Значение сложного высказывания определяется по таблице истинности. Рассмотрим пример: Задача. В классе оказалось разбито стекло. Учитель объясняет директору: « Это сделал Коля или Саша. Но Саша этого не делал, так как в это время сдавал мне зачет. Следовательно, это сделал Коля» . Прав ли учитель? Это сложное высказывание. Выделим составляющие простые высказывания и определим их количество ( n ): К = Это сделал Коля С = Это сделал Саша n = 2 Определим форму высказывания: (K  C) & ¬C  K Определим количество строк и столбцов в таблице истинности. Так как каждое из простых высказываний может принимать всего два значения (0 или 1), то количество разных комбинаций n высказываний – 2 n . Количество строк в таблице равно 2 n плюс 2 строки на заголовок. Количество столбцов в таблице равно сумме количества простых высказываний ( n ) и разных логических операций, входящих в сложное высказывание. В нашей задаче: Количество строк 2 2 + 2 = 6 Количество столбцов 2 + 4 = 6

Слайд 23

Начертим и заполним таблицу: Вывод: Мы получили в последнем столбце все единицы. Это означает, что значение сложного высказывания истинно при любых значениях простых высказываний К и С. Следовательно, учитель рассуждал логически правильно.

Слайд 24

Самостоятельная работа № 4 . Построение таблиц истинности Постройте таблицы истинности следующих сложных высказываний и определите, являются ли эти высказывания тождественно истинными: A → (B → A) A & B → A B → (B  A) ¬(A & B) ≡ (¬A v B) ¬(X  ¬Y)  (¬X & Z)

Слайд 25

Связь между алгеброй логики и двоичным кодированием Математический аппарат алгебры логики очень удобен для описания того, как функционируют аппаратные средства компьютера, поскольку основной системой счисления в компьютере является двоичная, в которой используются цифры 1 и 0, а значений логических переменных тоже два: «1» и «О». Из этого следует два вывода: Одни и те же устройства компьютера могут применяться для обработки и хранения как числовой информации, представленной в двоичной системе счисления, так и логических переменных. На этапе конструирования аппаратных средств алгебра логики позволяет значительно упростить логические функции, описывающие функционирование схем компьютера, и, следовательно, уменьшить число элементарных логических элементов, из десятков тысяч которых состоят основные узлы компьютера.

Слайд 26

Данные и команды представляются в виде двоичных последовательностей различной структуры и длины. Существуют различные физические способы кодирования двоичной информации, но чаще всего единица кодируется более высоким уровнем напряжения, чем нуль (или наоборот), например:

Слайд 27

Логические элементы компьютера Устройства компьютера (сумматоры в процессоре, ячейки памяти в оперативной памяти и др.) строятся на основе базовых логических элементов. Преобразователь, который выдает после обработки двоичных сигналов значение одной из логических операций, называется логическим элементом.

Слайд 28

Логические элементы компьютера (продолжение) Логический элемент «И» (конъюнктор) Выдает на выходе значение логического умножения входных сигналов. Связь между выходом Z этой схемы и входами X и Y описывается соотношением: Z = X & Y (читается как “ X и Y "). Операция конъюнкции на структурных схемах обозначается знаком "&" (читается как "амперсэнд"), являющимся сокращенной записью английского слова and. Физически это можно реализовать последовательным соединением переключателей. Известным примером последовательного соединения проводников является елочная гирлянда: она горит, когда все лампочки исправны. Логический элемент «ИЛИ» (дизъюнктор) Выдает на выходе значение логического сложения входных сигналов. Знак "1" на схеме — от устаревшего обозначения дизъюнкции как ">=1" (т.е. значение дизъюнкции равно единице, если сумма значений операндов больше или равна 1). Связь между выходом Z этой схемы и входами X и Y описывается соотношением: Z = X v Y (читается как “ X или Y "). Физически это можно реализовать параллельным соединением переключателей. Примером параллельного соединения проводников является многорожковая люстра: она не работает только в том случае, если перегорели все лампочки сразу.

Слайд 29

Логические элементы компьютера (продолжение) Логический элемент «НЕ» (инвертор) Выдает на выходе сигнал, противоположный сигналу на входе. Логический элемент «И-НЕ» Комбинированный элемент И—НЕ состоит из элемента И и инвертора и осуществляет отрицание результата схемы И. Связь между выходом Z и входами X и Y схемы записывают следующим образом: Z=¬(X •Y) , где ¬(X •Y) читается как "инверсия X и Y ". Логический элемент «ИЛИ-НЕ» Комбинированный элемент ИЛИ—НЕ состоит из элемента ИЛИ и инвертора и осуществляет отрицание результата схемы ИЛИ. Связь между выходом Z и входами X и Y схемы записывают следующим образом: Z=¬(X v Y) , где ¬(Xv Y) , читается как "инверсия X или Y ".

Слайд 30

Функциональные схемы и структурные формулы логических устройств Выход одного логического элемента можно соединить с входом другого логического элемента и таким образом получить схемы-цепочки из отдельных логических элементов. Цепочку их логических элементов, в которой выходы одних элементов являются входами других, назовем логическим устройством . Схема соединения логических элементов, реализующая логическую функцию, называется функциональной (логической) схемой . Формой описания функции, реализуемой логическим устройством, является структурная (логическая) формула . Научимся строить функциональные схемы по структурным формулам и наоборот.

Слайд 31

Пример 1. Для вычисления логического выражения 1 \/ 0 & 1 нарисовать схему, отражающую последовательность выполнения логических операций. По схеме вычислить значение логического выражения.

Слайд 32

Пример 2 . Дана структурная формула: F ( X , Y ) = ¬(¬ X  Y ) & X Постройте соответствующую ей функциональную схему. Проверить, что эта функциональная схема соответствует заданной структурной формуле, можно, сравнив таблицы истинности для той и другой. Строить таблицу истинности по формуле вы умеете. В данном случае она будет такой: X Y ¬ X ¬ X  Y ¬(¬ X  Y ) F(X,Y) 0 0 1 1 0 0 0 1 1 1 0 0 1 0 0 0 1 1 1 1 0 1 0 0

Слайд 33

Опишем работу функциональной схемы с помощью таблицы истинности. Для этого на схеме пронумеруем выходы логических элементов, входящих в схему (цифры в скобках).

Слайд 34

Поясним заполнение первой строки таблицы: Нули в столбцах X и Y означают, что на входы X и Y поданы нулевые сигналы. Сигнал 0, проходя через инвертор, на выходе (1) даст 1. Сигналы 0 (вход Y ) и 1 (выход1) на выходе 2 дадут 1. Сигнал 1 (выход 2), проходя через инвертор, на выходе 3 даст 0. Сигналы 0 (вход X ) и 0 (выход3) на выходе 4 дадут 0. Аналогично заполняется вся таблица по всем возможным значениям сигналов: X Y Выход 1 Выход 2 Выход 3 Выход 4 0 0 1 1 0 0 0 1 1 1 0 0 1 0 0 0 1 1 1 1 0 1 0 0 Совпадение значений последних столбцов двух таблиц свидетельствует о том, что функциональная схема построена верно.

Слайд 35

Самостоятельная работа №5 Функциональные схемы и структурные формулы логических устройств 1 . Дана структурная формула. Постройте соответствующую ей функциональную схему. F(X,Y) = X & ¬( X  Y) F(X,Y,Z)=((X v ¬Y) & Y) v (¬X & (Y v Z)) 2 . Определите структурную формулу по заданной функциональной схеме. 1)

Слайд 36

Самостоятельная работа №5 Продолжение

Слайд 37

Типовые логические устройства компьютера Сумматоры Сумматор является основным узлом арифметико-логического устройства в процессоре ЭВМ и служит для суммирования чисел посредством поразрядного сложения. Сумматор выполняет сложение многозначных двоичных чисел. Он представляет собой последовательное соединение одноразрядных двоичных сумматоров, каждый из которых осуществляет сложение в одном разряде. При этом если сумма двух цифр в данном разряде больше или равна основанию используемой системы счисления, то возникает перенос старшего разряда в соседний сумматор.

Слайд 38

Одноразрядный сумматор должен иметь два выхода: для суммы и для переносимого значения. У него может быть два (на схеме крайний правый сумматор) или три (для складываемых значений и значения переноса) входа. Одноразрядный двоичный сумматор на два входа и два выхода называется одноразрядным полусумматором.

Слайд 39

Триггер Важнейшей структурной единицей оперативной памяти компьютера, а также внутренних регистров процессора является триггер. Это устройство позволяет запоминать, хранить и считывать информацию. Триггер – устройство, которое может запоминать сигналы 0 и 1 (т.е. используется для хранения одного бита), демонстрировать их, а в случае необходимости и забывать. (англ. Trigger – защелка или спусковой крючок) Триггер имеет два устойчивых состояния, в каждом из которых он может находиться до тех пор, пока под действием внешнего сигнала не будет переведен в другое устойчивое состояние. Механическим аналогом триггера является обычный выключатель или тумблер, который может находиться только в двух положениях – включенном и выключенном.

Слайд 43

Преобразование логических формул В алгебре логики выполняются следующие основные законы, позволяющие производить тождественные преобразования логических выражений:

Слайд 45

Примеры:

Слайд 49

Самостоятельная работа №6 1. Упростите логические формулы. Правильность упрощения проверьте с помощью таблиц истинности для исходных и полученных логических формул. A v ( ¬A & B) A & (¬A v B) (A v B) & (¬B v A) & (¬C v B) (1 v (A v B)) v ((A v C) & 1) 2 . Упростите логические формулы: ( ¬A v ¬B v ¬C) & (¬A v B & C) A & (A v B) & ( A v C) A & B & (A & C v A & B)

Слайд 50

Построение логического выражения по таблице истинности Алгоритм: Для каждой строки таблицы истинности с единичным значением функции построить минтерм. (Минтермом называется конъюнкция, в которой каждая переменная встречается только один раз – либо с отрицанием, либо без него.) Переменные, имеющие нулевые значения в строке, входят в минтерм с отрицанием, а переменные со значением единица – без отрицания. Объединить все минтермы операцией дизъюнкции. Упростить полученное выражение

Слайд 51

Пример: По заданной таблице истинности постройте логическую формулу. X Y Z F(X,Y,Z) 0 0 0 0 0 0 1 0 0 1 0 0 0 1 1 1 1 0 0 1 1 0 1 1 1 1 0 1 1 1 1 0

Слайд 52

Решение: Выбираем строки, в которых F =1, и строим для них минтермы.

Слайд 54

Самостоятельная работа №7

Слайд 55

Решение логических задач Разнообразие логических задач очень велико. Способов их решения тоже немало. Но наибольшее распространение получили следующие три способа решения логических задач: средствами алгебры логики; табличный; с помощью рассуждений. Познакомимся с ними поочередно.

Слайд 56

I. Решение логических задач средствами алгебры логики Обычно используется следующая схема решения: изучается условие задачи; вводится система обозначений для логических высказываний; конструируется логическая формула, описывающая логические связи между всеми высказываниями условия задачи; определяются значения истинности этой логической формулы; из полученных значений истинности формулы определяются значения истинности введённых логических высказываний, на основании которых делается заключение о решении.

Слайд 57

Пример 1 Трое друзей, болельщиков автогонок "Формула-1", спорили о результатах предстоящего этапа гонок. — Вот увидишь, Шумахер не придет первым, — сказал Джон. Первым будет Хилл. — Да нет же, победителем будет, как всегда, Шумахер, — воскликнул Ник. — А об Алези и говорить нечего, ему не быть первым. Питер, к которому обратился Ник, возмутился: — Хиллу не видать первого места, а вот Алези пилотирует самую мощную машину. По завершении этапа гонок оказалось, что каждое из двух предположений двоих друзей подтвердилось, а оба предположения третьего из друзей оказались неверны. Кто выиграл этап гонки?

Слайд 58

Решение примера 1: Введем обозначения для логических высказываний: Ш — победит Шумахер; Х — победит Хилл; А — победит Алези. Реплика Ника "Алези пилотирует самую мощную машину" не содержит никакого утверждения о месте, которое займёт этот гонщик, поэтому в дальнейших рассуждениях не учитывается. Зафиксируем высказывания каждого из друзей: Учитывая то, что предположения двух друзей подтвердились, а предположения третьего неверны, запишем и упростим истинное высказывание Высказывание истинно только при Ш=1, А=0, Х=0. Ответ: Победителем этапа гонок стал Шумахер.

Слайд 59

Пример 2 Некий любитель приключений отправился в кругосветное путешествие на яхте, оснащённой бортовым компьютером. Его предупредили, что чаще всего выходят из строя три узла компьютера — a , b , c , и дали необходимые детали для замены. Выяснить, какой именно узел надо заменить, он может по сигнальным лампочкам на контрольной панели. Лампочек тоже ровно три: x , y и z . Инструкция по выявлению неисправных узлов такова: если неисправен хотя бы один из узлов компьютера, то горит по крайней мере одна из лампочек x , y , z ; если неисправен узел a , но исправен узел с , то загорается лампочка y ; если неисправен узел с , но исправен узел b , загорается лампочка y , но не загорается лампочка x ; если неисправен узел b , но исправен узел c , то загораются лампочки x и y или не загорается лампочка x ; если горит лампочка х и при этом либо неисправен узел а , либо все три узла a , b , c исправны, то горит и лампочка y . В пути компьютер сломался. На контрольной панели загорелась лампочка x . Тщательно изучив инструкцию, путешественник починил компьютер. Но с этого момента и до конца плавания его не оставляла тревога. Он понял, что инструкция несовершенна, и есть случаи, когда она ему не поможет. Какие узлы заменил путешественник? Какие изъяны он обнаружил в инструкции?

Слайд 60

Решение примера 2: Введем обозначения для логических высказываний: a — неисправен узел а ; x — горит лампочка х ; b — неисправен узел b ; y — горит лампочка y ; с — неисправен узел с ; z — горит лампочка z . Правила 1–5 выражаются следующими формулами:

Слайд 61

Решение примера 2 (продолжение): Формулы 1–5 истинны по условию, следовательно, их конъюнкция тоже истинна: Выражая импликацию через дизъюнкцию и отрицание (имеется допол- нительная формула ), получаем: Подставляя в это тождество конкретные значения истинности x =1, y =0, z =0, получаем: Отсюда следует, что a=0, b=1, c=1. Ответ на первый вопрос задачи: нужно заменить блоки b и c ; блок а не требует замены. Ответ на второй вопрос задачи получите самостоятельно.

Слайд 62

II. Решение логических задач табличным способом При использовании этого способа условия, которые содержит задача, и результаты рассуждений фиксируются с помощью специально составленных таблиц.

Слайд 63

Пример 3 В симфонический оркестр приняли на работу трёх музыкантов: Брауна, Смита и Вессона, умеющих играть на скрипке, флейте, альте, кларнете, гобое и трубе. Известно, что: Смит самый высокий; играющий на скрипке меньше ростом играющего на флейте; играющие на скрипке и флейте и Браун любят пиццу; когда между альтистом и трубачом возникает ссора, Смит мирит их; Браун не умеет играть ни на трубе, ни на гобое. На каких инструментах играет каждый из музыкантов, если каждый владеет двумя инструментами?

Слайд 64

Решение примера 3: Составим таблицу и отразим в ней условия задачи, заполнив соответствующие клетки цифрами 0 и 1 в зависимости от того, ложно или истинно соответствующее высказывание. Так как музыкантов трoе, инструментов шесть и каждый владеет только двумя инструментами, получается, что каждый музыкант играет на инструментах, которыми остальные не владеют. Из условия 4 следует, что Смит не играет ни на альте, ни на трубе, а из условий 3 и 5, что Браун не умеет играть на скрипке, флейте, трубе и гобое. Следовательно, инструменты Брауна — альт и кларнет. Занесем это в таблицу, а оставшиеся клетки столбцов "альт" и "кларнет" заполним нулями: скрипка флейта Альт кларнет гобой труба Браун 0 0 1 1 0 0 Смит 0 0 0 Вессон 0 0 Из таблицы видно, что на трубе может играть только Вессон.

Слайд 65

Решение примера 3 (продолжение): Из условий 1 и 2 следует, что Смит не скрипач. Так как на скрипке не играет ни Браун, ни Смит, то скрипачом является Вессон. Оба инструмента, на которых играет Вессон, теперь определены, поэтому остальные клетки строки "Вессон" можно заполнить нулями: скрипка флейта Альт кларнет гобой труба Браун 0 0 1 1 0 0 Смит 0 0 0 0 Вессон 1 0 0 0 0 1 Из таблицы видно, что играть на флейте и на гобое может только Смит.

Слайд 66

Решение примера 3 (окончание): Ответ: Браун играет на альте и кларнете, Смит — на флейте и гобое, Вессон — на скрипке и трубе. скрипка флейта альт кларнет гобой труба Браун 0 0 1 1 0 0 Смит 0 1 0 0 1 0 Вессон 1 0 0 0 0 1

Слайд 67

Пример 4 Три одноклассника — Влад, Тимур и Юра, встретились спустя 10 лет после окончания школы. Выяснилось, что один из них стал врачом, другой физиком, а третий юристом. Один полюбил туризм, другой бег, страсть третьего — регби. Юра сказал, что на туризм ему не хватает времени, хотя его сестра — единственный врач в семье, заядлый турист. Врач сказал, что он разделяет увлечение коллеги. Забавно, но у двоих из друзей в названиях их профессий и увлечений не встречается ни одна буква их имен. Определите, кто чем любит заниматься в свободное время и у кого какая профессия.

Слайд 68

Решение примера 4: Здесь исходные данные разбиваются на тройки (имя — профессия — увлечение). Из слов Юры ясно, что он не увлекается туризмом и он не врач. Из слов врача следует, что он турист. Имя Юра Профессия врач Увлечение туризм Буква "а", присутствующая в слове "врач", указывает на то, что Влад тоже не врач, следовательно врач — Тимур. В его имени есть буквы "т" и "р", встречающиеся в слове "туризм", следовательно второй из друзей, в названиях профессии и увлечения которого не встречается ни одна буква его имени — Юра. Юра не юрист и не регбист, так как в его имени содержатся буквы "ю" и "р". Следовательно, окончательно имеем: Имя Юра Тимур Влад Профессия Физик врач юрист Увлечение Бег туризм регби Ответ: Влад — юрист и регбист, Тимур — врач и турист, Юра — физик и бегун.

Слайд 69

III. Решение логических задач с помощью рассуждений Этим способом обычно решают несложные логические задачи. Пример 5. Вадим, Сергей и Михаил изучают различные иностранные языки: китайский, японский и арабский. На вопрос, какой язык изучает каждый из них, один ответил: "Вадим изучает китайский, Сергей не изучает китайский, а Михаил не изучает арабский". Впоследствии выяснилось, что в этом ответе только одно утверждение верно, а два других ложны. Какой язык изучает каждый из молодых людей? Решение . Имеется три утверждения: Вадим изучает китайский; Сергей не изучает китайский; Михаил не изучает арабский. Если верно первое утверждение, то верно и второе, так как юноши изучают разные языки. Это противоречит условию задачи, поэтому первое утверждение ложно. Если верно второе утверждение, то первое и третье должны быть ложны. При этом получается, что никто не изучает китайский. Это противоречит условию, поэтому второе утверждение тоже ложно. Остается считать верным третье утверждение, а первое и второе — ложными. Следовательно, Вадим не изучает китайский, китайский изучает Сергей. Ответ: Сергей изучает китайский язык, Михаил — японский, Вадим — арабский.

Слайд 70

Пример 6 В поездке пятеро друзей — Антон, Борис, Вадим, Дима и Гриша, знакомились с попутчицей. Они предложили ей отгадать их фамилии, причём каждый из них высказал одно истинное и одно ложное утверждение: Дима сказал: "Моя фамилия — Мишин, а фамилия Бориса — Хохлов". Антон сказал: "Мишин — это моя фамилия, а фамилия Вадима — Белкин". Борис сказал: "Фамилия Вадима — Тихонов, а моя фамилия — Мишин". Вадим сказал: "Моя фамилия — Белкин, а фамилия Гриши — Чехов". Гриша сказал: "Да, моя фамилия Чехов, а фамилия Антона — Тихонов". Какую фамилию носит каждый из друзей? Решение. Обозначим высказывательную форму "юноша по имени А носит фамилию Б" как АБ, где буквы А и Б соответствуют начальным буквам имени и фамилии. Зафиксируем высказывания каждого из друзей: ДМ и БХ; АМ и ВБ; ВТ и БМ; ВБ и ГЧ; ГЧ и АТ. Допустим сначала, что истинно ДМ. Но, если истинно ДМ, то у Антона и у Бориса должны быть другие фамилии, значит АМ и БМ ложно. Но если АМ и БМ ложны, то должны быть истинны ВБ и ВТ, но ВБ и ВТ одновременно истинными быть не могут. Значит остается другой случай: истинно БХ. Этот случай приводит к цепочке умозаключений: БХ истинно, БМ ложно, ВТ истинно, АТ ложно, ГЧ истинно, ВБ ложно, АМ истинно. Ответ: Борис — Хохлов, Вадим — Тихонов, Гриша — Чехов, Антон — Мишин, Дима — Белкин.

Слайд 71

Пример 7 Министры иностранных дел России, США и Китая обсудили за закрытыми дверями проекты соглашения о полном разоружении, представленные каждой из стран. Отвечая затем на вопрос журналистов: "Чей именно проект был принят?", министры дали такие ответы: Россия — "Проект не наш, проект не США"; США — "Проект не России, проект Китая"; Китай — "Проект не наш, проект России". Один из них (самый откровенный) оба раза говорил правду; второй (самый скрытный) оба раза говорил неправду, третий (осторожный) один раз сказал правду, а другой раз — неправду. Определите, представителями, каких стран являются откровенный, скрытный и осторожный министры. Решение. Для удобства записи пронумеруем высказывания дипломатов: Россия — "Проект не наш" (1), "Проект не США" (2); США — "Проект не России" (3), "Проект Китая" (4); Китай — "Проект не наш" (5), "Проект России" (6). Узнаем, кто из министров самый откровенный. Если это российский министр, то из справедливости (1) и (2) следует, что победил китайский проект. Но тогда оба утверждения министра США тоже справедливы, чего не может быть по условию. Если самый откровенный — министр США, то тогда вновь получаем, что победил китайский проект, значит оба утверждения российского министра тоже верны, чего не может быть по условию. Получается, что наиболее откровенным был китайский министр. Действительно, из того, что (5) и (6) справедливы, следует, что победил российский проект. А тогда получается, что из двух утверждений российского министра первое ложно, а второе верно. Оба же утверждения министра США неверны. Ответ: Откровеннее был китайский министр, осторожнее — российский, скрытее — министр США.

Слайд 72

Самостоятельная работа №8 Три девочки – Роза, Маргарита и Анюта представили на конкурс цветоводов корзины выращенных ими роз, маргариток и анютиных глазок. Девочка, вырастившая маргаритки, обратила внимание Розы на то, что ни у одной из девочек имя не совпадает с названием любимых цветов. Какие цветы вырастила каждая из девочек? Виновник ночного дорожно-транспортного происшествия скрылся с места аварии. Первый из опрошенных свидетелей сказал работникам ГИБДД, что это были «Жигули», первая цифра номера машины – единица. Второй свидетель сказал, что машина была марки «Москвич», а номер начинался с семерки. Третий свидетель заявил, что машина была иностранная, номер начинался не с единицы. При дальнейшем расследовании выяснилось, что каждый из свидетелей правильно указал либо только марку машины, либо только первую цифру номера. Какой марки была машина и с какой цифры начинался номер?

Слайд 73

Самостоятельная работа №8 Продолжение 3. Пятеро одноклассников: Ирена, Тимур, Камилла, Эльдар и Залим стали победителями олимпиад школьников по физике, математике, информатике, литературе и географии. Известно, что: победитель олимпиады по информатике учит Ирену и Тимура работе на компьютере; Камилла и Эльдар тоже заинтересовались информатикой; Тимур всегда побаивался физики; Камилла, Тимур и победитель олимпиады по литературе занимаются плаванием; Тимур и Камилла поздравили победителя олимпиады по математике; Ирена cожалеет о том, что у нее остается мало времени на литературу. Победителем какой олимпиады стал каждый из этих ребят? 4. При составлении расписания на пятницу были высказаны пожелания, чтобы информатика была первым или вторым уроком, физика — первым или третьим, история — вторым или третьим. Можно ли удовлетворить одновременно все высказанные пожелания?

Слайд 74

Самостоятельная работа №8 Окончание 5. В некотором царстве-государстве повадился Змей Горыныч разбойничать. Послал царь четырёх богатырей погубить Змея, а награду за то обещал великую. Вернулись богатыри с победой и спрашивает их царь: “Так кто же из вас главный победитель, кому достанется царёва дочь и полцарства?” Засмущались добры молодцы и ответы дали туманные: Сказал Илья Муромец: “Это все Алеша Попович, царь-батюшка”. Алеша Попович возразил: “То был Микула Селянинович”. Микула Селянинович: “Не прав Алеша, не я это”. Добрыня Никитич: “И не я, батюшка”. Подвернулась тут баба Яга и говорит царю: “А прав то лишь один из богатырей, видела я всю битву своими глазами”. Кто же из богатырей победил Змея Горыныча? 6. Обсуждая конструкцию нового трёхмоторного самолёта, трое конструкторов поочередно высказали следующие предположения: 1) при отказе второго двигателя надо приземляться, а при отказе третьего можно продолжать полёт; 2) при отказе первого двигателя лететь можно, или при отказе третьего двигателя лететь нельзя; 3) при отказе третьего двигателя лететь можно, но при отказе хотя бы одного из остальных надо садиться. Лётные испытания подтвердили правоту каждого из конструкторов. Определите, при отказе какого из двигателей нельзя продолжать полёт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме:"Алгебра логики"

Этот урок является первым  в данной  теме.Раскрывает: вопрос истории,основные понятия, примеры задач....

разработка урока по информатике по теме "Алгебра логики"

Мы переходим к изучению нового раздела в нашем курсе информатики – к основам логики. Запишите в тетрадях число и тему урока «Алгебра логики»....

Тест по теме "Алгебра логики" 9 класс

Тематическое тестирование по информатике...

Презентация к уроку по теме "Алгебра логики"

Формы мышления. Алгебра логики. Инверсия, Конъюнкция, Дизъюнкция, Импликация, Эквивалентность. Логические выражения. Логические функции. Логические законы и правила преобразования логических выражений...

Урок информатики по теме "Алгебра логики. Законы логики. Упрощение логических выражений"

Данный урок является продолжением серии уроков в 9 классе по теме "Алгебра логики". На нем ученики изучат основные законы формальной логики, законы исключения констант, а также законы алгебр...

Презентация к уроку информатики в 8 классе по теме "Алгебра логики"

Данная презентация будет полезна для проведения уроков по теме "Алгебра логики"...

Презентация на тему "Алгебра Логики"

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме: высказывание, логическая переменная, логические операции (отрицание, конъюнкция, дизъюнкция, строгая дизъюнкция, импликация, эквиваленция), логические выраже...