разработка урока по информатике по теме "Алгебра логики"
видеоурок по информатике и икт по теме

Мы переходим к изучению нового раздела в нашем курсе информатики – к основам логики. Запишите в тетрадях число и тему урока «Алгебра логики».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_informatika_logika.rar2.92 МБ

Предварительный просмотр:

 Иргалиева Светлана Мидхатовна – учитель информатики

 СОШ им.С.Жаксыгулова

Таскалинского района

Западно-Казахстанской области

Разработка урока по информатике.

Тема: Алгебра логики.

Цели:

- формирование знаний об основах логики;

- формирование умений по применению логических операций;

- продолжить формирование навыков работы в программе Word.

Тип урока: Объяснение нового материала.

Формы урока: Лекция-беседа, практикум.

Оборудование: компьютеры, проектор, слайдовая презентация по теме урока.

Ход урока:

  1. Введение в тему урока:

Мы переходим к изучению нового раздела в нашем курсе информатики – к основам логики. Запишите в тетрадях число и тему урока «Алгебра логики». Разберемся с определениями и запишем их (слайд 1):

Логика – это наука о высказываниях и их связях. Вся наша речь состоит из высказываний.

Высказывание (определение из курса русского языка) – это имеющее смысл языковое выражение.

Давайте разберемся, какое отношение имеют высказывания к информатике – науке цифр?

Во-первых, наука логика существовала с незапамятных времен, в основе логики лежат учения древнегреческого мыслителя Аристотеля. Но своё бурное развитие логика начинает именно с развитием ЭВМ в XIX веке.

Во-вторых, высказывания могут быть двух типов: ложные и истинные. Например:

  1. Екатерина учится в 8 классе. Это какое высказывание? (истинное).
  2. Ульяна живет в Египте (ложное)

А теперь поразмышляем (фронтальный опрос):

- Где в курсе информатики мы уже встречались с ложными и истинными высказываниями?

- Каким образом мы обозначаем ложные и истинные высказывания? (с помощью двух символов: 0 и 1).

- Какая система счисления состоит из символов 0 и 1? (двоичная система счисления)

- Какой язык имеет в своем  алфавите эти два символа 0 и 1? (машинный язык).

Вывод: Ложные и истинные высказывания, а, значит, и наука логика имеют непосредственное отношение к науке информатике.

Практическое задание. Попробуем с помощью логики рационально решить задачу на отгадывание задуманного числа. На линии от 0 до 100 я задумаю число. С помощью наводящих вопросов (на которые я могу ответить лишь «1» - истина или «0» - ложь), вы как можно быстрее должны отгадать задуманное число.

В информатике высказывания обозначаются заглавными буквами латинского алфавита (слайд 2). В зависимости от их истинности, приравниваются к 0 (если высказывание ложно) или к 1 (истинное). Например:

1) «16 декабря – это День независимости Республики Казахстан». Обозначим это высказывание «А» и приравняем его к «1», т.к. это истинное высказывание. Получаем форму записи: А= 1.

2) «В году 13 месяцев» (В = 0).

3) «Экология – это наука об охране окружающей среды» (С=1).

  1. Объяснение нового материала.

Но тема нашего урока «Алгебра логики». С определением слова «логика» мы разобрались.

Вопрос к размышлению: Какие ассоциации у вас возникают со словом «алгебра»? (предмет, математика, цифры, решение, сложение, умножение, вычитание и т.д.). Это арифметические действия или арифметические операции над цифрами. В алгебре логики и с высказываниями можно производить логические операции. Запишем в тетрадях подтему урока: «Логические операции» и разберём некоторые из них.

1. Конъюнкция – это логическое умножение (слайд 3). В алгебре логики обозначается символом  «^», на естественном языке соответствует союзу «и». Сравним высказывания и произведём между ними логическое умножение:

Запишем результаты конъюнкции в таблицу истинности:

ТАБЛИЦА ИСТИННОСТИ

А

В

А ^ B

1

1

1

0

1

0

0

0

0

А

       

      В

Существует графическое изображение логического умножения (в алгебре множеств соответствует операции пересечения множеств) (слайд 4):

Вывод: При конъюнкции составное высказывание является истинным только тогда, когда все исходные высказывания истинны.

2. Дизъюнкция – это логическое сложение (слайд 5). В алгебре логики обозначается символом  «V», на естественном языке соответствует союзу «или». Сравним высказывания и произведём между ними логическое сложение:

ТАБЛИЦА ИСТИННОСТИ

А

В

А  B

1

1

1

0

1

1

0

0

0

Запишем результаты дизъюнкции в таблицу истинности:

Существует графическое изображение логического сложения (в алгебре множеств соответствует операции объединения множеств),  (слайд 6):

А

       

      В

Вывод: При дизъюнкции составное высказывание является ложным только тогда, когда все исходные высказывания ложны.

3. Инверсия – логическое отрицание. (слайд 7). В алгебре логики обозначается символом  «Ā», на естественном языке соответствует частице «не».

ТАБЛИЦА ИСТИННОСТИ

        

А

Ā

1

0

0

1

Существует графическое изображение логического отрицания (в алгебре множеств соответствует операции дополнения до универсального множества), (слайд 8):

А

Вывод: Инверсия высказывания противоположна самому высказыванию.

  1. Закрепление материала. Практическая работа (слайд 10).

Задачи:

  1. Закрепление материала о логических операциях;
  2. Продолжить формирование навыков работы в программе Word.

Алгоритм работы:

  1. Находим на Рабочем столе документ под названием «Логика»;
  2. Переименовываем документ своей фамилией;
  3. Передвигая объекты по странице, приведите их к соответствию: определение логических операций, их таблицы истинности и графические изображения;
  4. Сохраняем файл в папке своего класса;
  5. Отмечаемся в журнале учета использования рабочего времени.

Дополнительные задания для сильных учеников (для тех, кто быстрее сделал практическую работу):

Задание 1.

Произвести логические операции (конъюнкцию, дизъюнкцию) над высказываниями А,В,С:

А ={Абай – великий поэт}

В = {А.С.Пушкин – великий математик}

С = {Наполеон – император Африки}

Ответ:

  1. А ^ В ^ С  =? (конъюнкция)
  2. А ˅ В ˅ С = ? (дизъюнкция)

Задание 2.

Если высказывание А = {2 3 = 8}, то каким будет высказывание Ā, образованное с помощью логического отрицания (инверсии)? Определите истинность этих двух высказываний.

Ответ:

  1. А = {2 3 = 8} (истинное или ложное)
  2. Ā = ? (истинное или ложное)

  1. Проверка выполнения практической работы (слайд 9).

Выставление оценок за работу на уроке. Домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по Информатике и ИКТ в 3-м классе

Разработка урока представлена по теме "Действия с информацией". Данный урок построен на основе УМК Н.В. Матвеевой и УМК С.Н. Тур. В качестве компьютерного практикума использовалась программа "Конструк...

разработка урока по информатике в 5 классе "Передача информации"

Вданной разработке представлен конспект урока и презентация по теме "передача информации" в 5 классе по УМК Л.Босова...

Разработка урока по информатике в 5 классе по теме "Устройство компьютера. Клавиатура". Разработка практической работы в графическом редакторе Paint, творческие мини-проекты.

Урок - обобщение знаний по теме "Устройство компьютера". Основной акцент делается на устройстве ввода информации в компьютер - клавиатуре. Для работы в графическом редакторе Paint разработаны практиче...

Разработка урока - зачет по теме «Основы логики»

Вашему вниманию предлагается проект урока в 10 классе физико – математического направления.Тема урока:  Зачет по теме «Основы логики»Место урока в теме: заключительныйУрок проверки, оценки ...

Методическая разработка урока по информатике в 8 классе по теме "Алгебра логики"

Предмет / Класс / Автор УМК -    Информатика и ИКТ/ 8 класс/ УМК: Информатика: учебник для 8 класса / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2016.Место урока...

Конспект урока по информатике «Элементы алгебры логики. Логические операции.» 8 класс

Класс: 8 классТип урока: урок открытия нового знания.Учебник: «Информатика», ФГОС, Босова Л.Л., издательство «Бином», Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, доска офис...