Конспект урока по теме "Единицы информации"
план-конспект урока по информатике и икт (6 класс)

Митенкова Людмила Георгиевна

Конспект с презентацией

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект97.5 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_k_uroku.ppt2.32 МБ

Предварительный просмотр:

Тема  урока: Единицы измерения информации

Тип урока: комбинированный.

Класс: 6              Место в теме "Компьютерные объекты" - 2 урок.

Цели урока: знакомство с единицами измерения информации, формирование умения определять информационный объем текста, формирование навыков структурирования информации с помощью маркированных списков.

Задачи:

- ознакомить с основными  понятиями и определениями темы;

- изучить  формы записи  крупных единиц измерения информации, взаимосвязь их между собой;

- научить определять  информационный объем сообщения, изображения;

- способствовать формированию  умения  применять единицы измерения информации  в жизни.

- познакомить с одним из способов оформления списка.

Основные понятия: бит, байт, килобайт, мегабайт, гигабайт.

Техническое оснащение урока: ПК, интерактивная доска, презентация.

Программное обеспечение: Microsoft  PowerPoint

План урока

  1. Организационный момент. (2 минуты)
  2. Актуализация знаний. (5 минут)
  3. Постановка цели урока (2 минуты)
  4. Изучение  нового материала. (15 минут)
  5. Закрепление изученного материала. (5 минут)
  6. Практическая  работа. (10 минут).
  7. Домашнее задание. (3 минуты)
  8. Рефлексия. Подведение итогов  урока. (3 минуты)


Ход  урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный момент

Здравствуйте. Садитесь.

Проверьте, все ли  готовы к уроку?

Я рада вас видеть в кабинете информатики.

Итак, начнем сегодняшний урок.

Проверяют свою готовность к уроку.

Регулятивные (самоконтроль)

Коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками)

Актуализация знаний

Как вы думаете, что же это за инструмент? (Слайд 1)

Скажите, а для чего нам нужна линейка?

А что мы можем измерять при помощи линейки?

В каких же единицах измеряются расстояния?  

Посмотрите, пожалуйста, на настенные часы и запишите в тетрадь значение времени. (Слайд 1)

Запишите  единицы времени в порядке возрастания.

(Слайд 2)

Перечислите единицы измерения длины.

Молодцы! Все справились с заданием.

- Линейка.

- Измерять.

- Расстояние, длину.

- В миллиметрах, сантиметрах, метрах.

Ученики  записывают значение времени в тетради.

На доске учащийся заполняет пробелы в предложениях.

Время на часах - ___________

Единицы времени - ____________________

Единицы измерения длины:______________________________________

____________________________________________

Коммуникативные (умение выражать мысли)

Регулятивные (планирование, целеполагание)

Логические УУД(выстраивание логической цепочки взаимосвязи понятий)

А какой объект изучает наука информатика?

Можно ли её измерять?

А кто-нибудь из вас, сможет перечислить единицы измерения информации?

- Информацию

- Да

Учащиеся называют знакомые им понятия, как гигабайт, мегабайт.

Логические УУД (выстраивание логической цепочки взаимосвязи понятий)

 Откуда они вам известны?

Учащиеся объясняют, что в гигабайтах и мегабайтах измеряются лазерные диски домашней коллекции, жесткий диск, установленный на домашнем компьютере, флешку для телефона и компьютера и т. д.

Коммуникативные (умение выражать мысли)

Итак, информация, которая хранится на ваших лазерных дисках, жестких дисках и флешках измеряется в мегабайтах и гигабайтах. (Слайд 3)

Внимание! На экране представлена информация в текстовом виде. (Слайд 4) Задача №1.

Определите количество информации в предложении «Я изучаю информатику.»

Попробуйте определить объем представленной информации.

Учащиеся рассуждают, придумывают способы решения.

Пытаются решить задачу. Предлагают  ответы.

Логические УУД

(самостоятельное создание способов решения)

Постановка цели  урока

Что же необходимо знать, чтобы правильно определить объем информации? (Слайд 5)

Какова цель нашего урока?

Сформулируйте тему урока. (Слайд 5)

Сегодня  мы  познакомимся с понятиями "бит" и "байт" и др.,  научимся алгоритму перевода единиц измерения информации  и вычислять информационный объем текста. 

- Необходимо знать все единицы измерения информации.

- Познакомиться с единицами измерения информации и научиться измерять количество информации.

Учащиеся формулируют цель урока и записывают тему урока.

Коммуникативные (умение выражать мысли)

Регулятивные (планирование, целеполагание)

Изучение  нового материала

Самой маленькой единицей, для измерения информации является бит (Слайд 6) Бит (англ. binary digit; англ. bit — немного). Один разряд двоичного кода (двоичная цифра) - количество информации, содержащееся в сообщении типа “да - нет”; наименьшая "порция" памяти, необходимая для хранения одного из двух знаков "0" и "1", используемых для внутримашинного представления данных и команд.

Бит «родился» в 1946 году, термин был впервые предложен Джоном Таки. (Слайд 6)

Сколько бит в двоичном коде буквы «А» - 11000000?

1 байт = 8 бит. Этот термин был введен в 1956 году доктором Вернером Бухгольцем. (Слайд 7)

Сколько байт в двоичном коде буквы «А» - 11000000?

Именно восемь битов требуется для того, чтобы закодировать любой из 256 символов алфавита клавиатуры компьютера.

Запишем эти определения в тетрадь. 

Записывают краткую историческую справку.

Записывают определение понятий "бит" и "байт" в тетрадь.

- 8 бит.

- 1 байт.

Логические УУД(обобщение)

(Слайд 8)

Скажите, сколько грамм в одном килограмме?

Метров в одном километре?

А сколько в одном килобайте содержится байтов?

1  Кбайт =  ?     байт

Учащиеся записывают знакомые им  меры длины, значения массы.

Аналогично пытаются перенести свои знания на единицы измерения информации. 

Логические УУД(анализ)

Логические УУД

(самостоятельное создание способов решения)

Давайте проверим ваши предположения и правильно запишем в тетрадь крупные единицы измерения информации (Слайд 9)

1 К байт   = 1024 байт

1 М байт = 1024 Кбайт

1 Г байт = 1024 М байт

Подумайте и помогите заменить «?» в схеме арифметическим действием:

        ?           ?             ?             ?

       →         →          →           →

Бит    Байт    Кбайт    Мбайт    Гбайт

      ←          ←         ←           ←

       ?           ?             ?             ?        (Слайд 10)

Помогите заполнить пробелы на доске: ( Слайд 11)

2048 байт = ___ Кбайт

2 Мбайта = ___ Кбайт

3072 Мбайт = ___ Гбайт

Учащиеся записывают единицы измерения информации

Учащиеся копируют схему в тетрадь и выполняют задание.

Устная работа в форме диалога.

Коммуникативные (умение выражать мысли, слушать, вести диалог)

16 бит   = ____байт

Вернемся к нашей первой задаче.

Внимание!   (Слайд 12)

На доске представлена информация в текстовом  виде.

Определим объем представленной информации.

 Рассмотрим алгоритм решения:  (слайд 13)

Чтобы определить объем информации в сообщении, нужно:

1. Подсчитать количество символов в сообщении.

2. Уточнить сколько бит приходится на один символ.

3. Найти произведение количества символов в сообщении и количества бит, приходящихся на один символ.

Фиксируют  в тетрадь основные тонкости задачи, записывают алгоритм решения задачи.

Коммуникативные (умение выражать мысли)

Регулятивные (планирование, целеполагание)

Общеучебные (самостоятельное создание алгоритмов деятельности).

Кто продемонстрирует решение первой задачи?

(Слайд 14)

Итак, мы научились определять объем информации в текстовом сообщении. Теперь, мы узнаем, как определить объем информации в графическом черно-белом изображении. (Слайд 15)

Запишите код данного изображения. Выразите в байтах количество информации в каждой строке. Посчитайте количество информации в данном изображении.

Устно:

А сколько бит информации в сообщении

"физкультминутка"? (Слайд 16)

Молодцы! Правильно!

Учащийся у доски демонстрирует решение задачи.

00100000 – 8 бит =1 байт

11100000 – 1 байт

11100001 – 1 байт

11111111 – 1 байт

00111111 – 1 байт

00111111 – 1 байт

00100001 – 1 байт

01100011 – 1 байт

Итого 8 байт

Логические УУД(анализ)

Коммуникативные (умение выражать мысли, слушать, вести диалог)

Общеучебные

Познавательные.

Физкультминутка

Кто желает провести физкультминутку?

Учащийся демонстрирует для одноклассников

упражнения  для  двигательного аппарата, рук и глаз, а они повторяют за ним.

Коммуникативные (умение слушать и слышать)

Личностные (самоорганизация)

Регулятивные (саморегуляция)

Закрепление материала.

Ребята, откройте страницу №17 учебника по информатике. (Слайд 17)

Сколько слов в разделе «Самое главное», предложений, абзацев?

Но нас на уроке информатики интересует информационный объем текста в битах.

Давайте, на выбор определим информационный объем любого абзаца.

Кто желает поработать у доски?

Вопрос:

Сколько таких абзацев можно разместить на компактном диске  (CD) - 700 Мбайт?

Спасибо за работу! Молодцы!

Один учащийся у доски, остальные самостоятельно работают в тетради.

Сравниваются результаты, если  необходимо  делается коррекция  на доске или в тетради.

Учащиеся рассуждают.

Предлагают  решения, ответы.

Регулятивные (самоорганизация, контроль, коррекция)

Личностные (применение нового материала при решении  задач)

Логические УУД

(самостоятельное создание способа решения)

Практическая работа.

Практическая работа

Маркированные списки

Задание 1

  1. Откройте текстовый процессор MS Word и наберите текст:

                 Единицы информации:

  1. Перейдите на новую строку. Щелкните на кнопке Маркеры  и наберите текст (для перехода к каждому следующему пункту надо нажимать клавишу {Enter}):
  • бит;
  • байт;
  • килобайт;
  • мегабайт;
  • гигабайт;
  • терабайт;
  • петабайт;
  • эксабайт;
  • зеттабайт;
  • йоттабайт.
  1. Отмените продолжение списка, два раза нажав клавишу {Enter}.
  2. Отформатируйте  заголовок  маркированного списка, придав ему полужирное начертание.
  3. Выделите весь маркированный список (кроме заголовка), щелкните на кнопке Нумерация и проследите за  изменениями, произошедшими со списком. Верните списку первоначальный вид.
  4. Сохраните файл в собственной папке под именем Информация  и закройте программу.

Задание 2

  1. Откройте текстовый процессор MS Word.
  1. Откройте текстовый файл Символ (Документы\ Заготовки\  6 класс):

Символ в компьютере – это любая буква, цифра, знак препинания, математический знак, специальный символ.

 По своему усмотрению оформите имеющийся текст в виде маркированного списка. Сохраните файл в собственной папке под тем же именем и закройте программу.

Учащиеся выполняют практическую работу.

Личностные (самоорганизация)

Домашняя работа

(Слайд 18)

Прочитать параграф 2(п.2) и ответить на вопросы.

Выучить единицы измерения информации.

Выполнить  задания письменно  в  тетради на с.18 № 11,12

Знакомятся с домашней работой. Задают вопросы по выполнению домашних заданий в тетради.

Общеучебные

Рефлексия

Проанализировать  результат – степень освоения материала и умение его использовать на практике.

(Слайды 19,20)

Анализируют свое настроение на уроке, оценивают степень освоения материала.

Внутренне ставят себе отметку.

Общеучебные

Регулятивные (оценка)

Личностные (степень правдивости  при рефлексии)

Подведение  итогов  урока

(Слайд 21)

Критерии отметки за урок:

Активное участие на уроке, правильное решение поставленных вопросов и задач  - оценка 5    

 Участие на уроке, решение поставленных вопросов и задач  - оценка 4    

  Так  как  на уроке изучалась новая тема,  то двойки и тройки ставить за  первые  промахи мы не  будем. (Слайд 22)

Фиксируют ожидаемую отметку.

Регулятивные (оценка)

Литература:  Информатика: учебник для 6 класса/ Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. -  М.: БИНОМ. Лаборатория  знаний, 2013. - 213с.: ил.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Время на часах - ___________ Единицы времени ______________________________ ______________________________ Единицы измерения длины:________________________ ____________________________________________________________

Слайд 4

Задача №1 Определите количество информации в предложении: Я изучаю информатику.

Слайд 5

Единицы измерения информации

Слайд 6

В 1946 г. математик Джон Таки ввел для обозначения единицы измерения информации термин бит ( bit ) как сокращение словосочетания bi nari digi t - двоичная цифра. Наименьшая единица измерения информации - бит (0 или 1) «А» - 11000000?

Слайд 7

Вернер Бухгольц в 1956 г. ввел в обращение термин БАЙТ (byte) при проектировании первого суперкомпьютера IBM 7030 для пучка одновременно передаваемых в устройствах ввода-вывода битов. 1 байт = 8 битов «А» - 11000000?

Слайд 8

1 кг = _____ грамм 1 км = _____ м 1 Кбайт = _____ байт

Слайд 9

Крупные единицы измерения информации 1 К байт = 1024 байт 1 М байт = 1024 Кбайт 1 Г байт = 1024 М байт

Слайд 10

? ? ? ? → → → → Бит Байт Кбайт Мбайт Гбайт ← ← ← ← ? ? ? ?

Слайд 11

2048 байт = ____ Кбайт 2 Мбайта = ____ Кбайт 3072 Мбайт = ____ Гбайт 16 бит = ____байт

Слайд 12

Определите количество информации в предложении: Я изучаю информатику.

Слайд 13

Алгоритм решения Чтобы определить объем информации в сообщении, нужно: 1. Подсчитать количество символов в сообщении. 2. Уточнить сколько бит приходится на один символ. 3. Найти произведение количества символов в сообщении и количества бит, приходящихся на один символ.

Слайд 14

Я изучаю информатику. Решение:

Слайд 16

Физкультминутка

Слайд 17

Определяем объем текстовой информации (Стр. 17 )

Слайд 18

Домашнее задание Прочитать параграф 2( п. 2) и ответить на вопросы. Выучить единицы измерения информации. Выполнить задания письменно в тетради на с.18 № 11,12

Слайд 20

Рефлексия Степень усвоения материала 1-2-3-4-5

Слайд 21

Единицы измерения информации

Слайд 22

До свидания в мире информации!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Условия поиска информации, простые логические выражения" с использованием ЭОР, информатика и ИКТ 9 класс, УМК Семакин И.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКАУсловия поиска информации, простые логические выражения.(Тема урока) 1.   ФИО (полностью)Ломина Марина Владимировна2.   Место работыМОУ СОШ № 15 г. Гу...

Конспекты уроков по теме "Информация"

В этом файле представлены все конспекты уроков по теме "Информация", с вопросами и заданиями, с контрольными работами в  виде тестов....

Конспект урока «Действия с информацией. Хранение информации» 5 класс

Урок разработан в соответствии с программой курса "Информатика и ИКТ" 5 класс...

План-конспект урока "Кодирование числовой информации. Системы счисления"

Урок на тему «Кодирование числовой информации. Системы счисления» разработан для учащихся 10 классов, изучающих информатику по учебнику «Информатика и ИКТ (профильный уровень), 10 класс»  (...

Презентация и конспект урока «Способы кодирования информации» Л. Л. Босова 5 класс.

Урок предназначен для учеников 5-го класса, обучающихся по учебнику Л. Л. Босовой.Цель работы:наглядно объяснить, почему выбирается та или иная форма кодирования.Во время урока рассматриваются многооб...

Конспект урока по теме: "Информация и ее свойства"

урок информатики  по теме "Информация и её свойства"...

Конспект урока "Кодирование графической информации. Мой компьютерный герой", 6 класс

Конспект урока "Кодирование графической информатики. Мой компьютерный герой", информатика 6 класс, Босова Л....