Обобщение опыта работы по теме "Индивидуальный подход в процессе внеурочнй деятельности по информатике"
статья по информатике и икт

Мусатова Ирина Борисовна

В сообщении раскрыты особенности применения индивидуального подхода при реализации курса внеурочной деятельности по предмету "Информатика"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst_soobshcheniya.docx25.33 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальный подход в процессе внеурочной деятельности.

Мусатова Ирина Борисовна, учитель информатики

 МАОУ СОШ №9 г. Златоуста

Индивидуальный подход – это такая организация учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся, которая позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого обучающегося.

Цель индивидуального подхода заключается не столько в обеспечении необходимого минимума в усвоении знаний, умений и навыков, сколько в обеспечении максимально возможной глубины в овладении материалом, надлежащего развития способностей каждого ученика, наибольших сдвигов в развитии каждого ребенка

Индивидуальный подход обеспечивает:

  • устранение трудностей в учении отдельных обучающихся;
  • возможность развития всех сил и способностей обучающихся.

Приёмы индивидуализации во внеурочной деятельности:

  • индивидуальные учебные задания для самостоятельной работы;
  • опережающие задания.

Во внеурочной деятельности по предмету «Информатика» индивидуальный подход реализую в процессе проектной деятельности и учебно-исследовательской деятельности.

Проект, как результат проектной деятельности, направлен на получение конкретного запланированного продукта, обладающего определёнными свойствами и необходимого для конкретного использования.

Создание проекта – это пять этапов:

  • Проблема;
  • проектирование (планирование);
  • поиск информации;
  • продукт;
  • презентация.

На всех этапах создания проекта реализуется индивидуальный подход –  обучающийся выбирает тему, которая интересует конкретно его; формулирует проблему, значимую для него; выполняет поиск информации в соответствии со своими предпочтениями; продукт создаёт и представляет в соответствии со своими возможностями.

На занятиях выполняются творческие и исследовательские проекты индивидуально и в малых группах.

Если у учащихся недостаточно опыта, знаний для самостоятельного поиска, проект выполняется при непосредственном моём руководстве и является исполнительским. Не навязываю своё мнение, а вношу варианты для обсуждения совместных действий, показываю логику построения проектной деятельности, проходя с учащимися путь создания и реализации проекта.

Проектные продукты – рисунки, коллажи, презентации, буклеты, видеофрагменты - успешно в течение нескольких лет ученики представляют на школьный конкурс проектов, на городской конкурс компьютерной графики и мультимедиа, другие конкурсы разных уровней.

В ходе учебного исследования организуется поиск в какой-то области, формулируются отдельные характеристики итогов работы.

При подготовке учебно-исследовательских работ обучаю детей логике построения исследовательской деятельности, которая включает:

  • формулировку проблемы исследования;
  • выдвижение гипотезы (для решения этой проблемы);
  • экспериментальную или модельную проверку выдвинутых предположений.

При выполнении учебного исследования строится индивидуальная траектория. На первых порах исследование выполняется с помощью учителя,  а в дальнейшем помогаю в формулировке проблемы исследования.

Результаты своих учебных исследований  - исследовательские работы - мои ученики неоднократно и успешно представляли на научных конференциях  - школьное НОУ, городской конкурс НОУ, «Шаг в будущее - созвездие  НТТМ».

Во внеурочной деятельности, взаимодействуя с отдельными учащимися по индивидуальной модели, учитываю их личностные особенности, в том числе тип мышления; склонности и увлечения. Это привело к тому, что часть детей занимается программированием, другие изучают информационные технологии.

Индивидуальные учебные задания для самостоятельной работы, опережающие задания предлагаются обучающимся по этим двум направлениям.

У обучающихся, которые посещают внеурочную деятельность, отмечаю высокий уровень мотивации к изучению предмета.

Но по степени самостоятельности в реализации проекта их можно разделить на группы:

  • Частично-продуктивный уровень - способность к реализации проекта при активной помощи педагога на всех этапах деятельности.
  • Продуктивный: базовый проектный уровень- способность к реализации хорошо формализованных проектов с применением типовых программных средств и способов - без определения архитектуры программного продукта или информационной системы.
  • Продуктивный: проектно-исследовательский уровень - способность к самостоятельному анализу  предметной области, постановке задачи и принятию архитектурных решений.

Учебные проекты успешно создают обучающие первого уровня.

Обучающиеся, соответствующие второму уровню, создают проектные продукты, которые могут быть представлены на различные творческие и интеллектуальные конкурсы различных уровней.

Учебное исследование может быть выполнено обучающимися с повышенным уровнем мотивации и обученности. Это ученики 3 группы. Они участвуют в научных конференциях разного уровня.

Для меня трудностью в реализации индивидуального подхода является большая подготовительная работа перед занятием:

  • проведение педагогического мониторинга;
  • переработка содержания материала;
  • подготовка дидактических материалов.

Вместе с тем отмечаю положительные аспекты индивидуального подхода:

  • Отсутствие отстающих учащихся – каждый работает в своём ритме в соответствии с индивидуальной траекторией;
  • полная занятость всех учащихся;
  • формирование личностных качеств: самостоятельности, трудолюбия, уверенности в себе, творчества;
  • повышение познавательного интереса и мотивации к обучению;
  • развитие способностей учащихся.

Отмечу, что уже несколько лет из учащихся с повышенной мотивацией к изучению предмета формируются команды, успешно выступающие в групповых конкурсах на муниципальном уровне:

  • «Созвездие Кассандры»;
  • «Мама, папа, я – компьютерная семья»;
  • «Поколение WEB2.0»;
  • «Алгоритмический поезд».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

обобщение опыта работы методиста по теме: "Педагогическая деятельность, направленная на оценку результативности образовательного процесса"

"Педагогическая деятельность, направленная на оценку результативности образовательного процесса" обобщение опыта работы методиста...

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

В работе раскрывается обобщенный опыт учителя обществознания по теме "Формирование ключевых компетенций учащихся на уроках обществознания"...

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

В работе раскрывается обобщенный опыт учителя обществознания по теме "Формирование ключевых компетенций учащихся на уроках обществознания"...

Обобщение опыта работы по теме «Активизация образовательного процесса путем приобщения учащихся к ценностям русской культуры»

«Сегодня ничего не нужно изобретать, нужно только по-хозяйски подойти к подлинному изучению родной культуры, откуда и вырисовывается  образ нашей школы. Сегодня каждая школа, независимо...

Обобщение опыта работы по составлению рабочей программы по внеурочной деятельности.

Данный материал является примером составления рабочесй программы по внеурочной деятельности в рамках ФГОС....

Обобщение опыта работы по теме "Внедрение технологии проектно - исследовательской деятельности обучающихся"

Данная методическая  статьясодержит теоретические  и практические советы по организации проектной деятельности обучающихся....