Обобщение опыта работы по составлению рабочей программы по внеурочной деятельности.
рабочая программа по обж (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Данный материал является примером составления рабочесй программы по внеурочной деятельности в рамках ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_kursu_kultura_bezopasnosti.docx40.94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 31»

Утверждаю

Директор МБОУ «СОШ № 31»

_____________Маликова Л.О.

Приказ № ___ от __________ г.

Программа рекомендована к работе педагогическим советом школы            

Протокол № 1  

                                                                                                                                 Программа обсуждена на заседании ШМО учителей физической культуры и ОБЖ                                                                                                                                                                                                                            Протокол № 1

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По курсу «Культура безопасности» для 5-9 класса

Составитель программы: учитель

МБОУ «СОШ №31»

Савченко Вячеслав Александрович

Новокузнецк

2020 г

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Культура безопасности» разработана в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам освоения основной образовательной программы основного образования МБОУ «СОШ № 31», а также на основе следующих документов:

  1. Авторской программы «ОБЖ»: Основы безопасности жизнедеятельности : рабочая программа. 5-9 классы : учебно-методическое пособие / авт.-сост. В.Н. Латчук, С.К. Миронов, С.Н. Вангородский, М.А. Ульянова. – 3-е изд., стереос
  2. ООП ООО МБОУ «СОШ № 31».

Внеурочная деятельность школьников проходит во второй половине дня. Она организуется в рамках основной образовательной программы основного общего образования. Программа «Культура безопасности» является частью основной образовательной программы основного общего образования Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 31» города Новокузнецка. Данная программа направлена на формирование культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся.

Цели и задачи изучения курса «Культура безопасности» в системе основного

общего образования

В своей предметной ориентации предлагаемый учебный курс направлен на достижение следующих целей:

  • безопасное поведение учащихся в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
  • понимание каждым учащимся важности сбережения и защиты личного здоровья как индивидуальной и общественной ценности;
  • принятие учащимися ценностей гражданского общества: прав человека, правового государства, ценностей семьи, справедливости судов и ответственности власти;
  • антиэкстремистское мышление и антитеррористическое поведение учащихся, в том числе нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни человека;
  • отрицательное отношение учащихся к приему психоактивных веществ, в том числе наркотиков;
  • готовность и способность учащихся к нравственному самосовершенствованию.

Достижение этих целей обеспечивается решением следующих учебных задач:

  • развивать у учащихся качества, способствующие формированию культуры безопасности жизнедеятельности;
  • формировать у учащихся модели безопасного поведения в повседневной жизни, в транспортной среде и в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
  • формировать индивидуальную систему здорового образа жизни;
  • выработать у учащихся антиэкстремистскую и антитеррористическую личностную позицию и отрицательное отношение к психоактивным веществам и асоциальному поведению.
  • обеспечивать учащихся возможностями самопознания, изучения мира профессий, связанных со сбережением жизни и здоровья;
  • формировать чувство ответственности за личную и общественную безопасность.
  • формировать у учащегося качества творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся личности.

  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА

«КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ»

В настоящее время вопросы обеспечения безопасности стали одной из насущных потребностей каждого человека, общества и государства.

Подготовка подрастающего поколения россиян в области безопасности жизнедеятельности должна основываться на комплексном подходе к формированию у подростков современного уровня культуры безопасности, индивидуальной системы здорового образа жизни, антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения.

Недостаточная подготовка населения в вопросах безопасного поведения в разнообразных опасных и чрезвычайных ситуациях, несоблюдение частью населения правил дорожного движения и пожарной безопасности, пренебрежение правилами культуры поведения, личной гигиены и нормами здорового образа жизни в большинстве случаев являются причинами заболеваний, несчастных случаев и гибели людей. В настоящее время в деле подготовки населения в области безопасности жизнедеятельности и выработки у граждан привычек защиты окружающей среды, здорового образа жизни возрастает роль и ответственность системы образования. Только через образование можно обеспечить повышение общего уровня культуры населения страны, региона в области безопасности жизнедеятельности и снижение отрицательного влияния «человеческого фактора» на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства. Наиболее полно и целенаправленно эти вопросы можно реализовать через всестороннее рассмотрение вопросов во внеурочной деятельности «Культура безопасности», содержание которой охватывает теорию и практику защиты человека от опасных, вредных факторов и чрезвычайных ситуаций.

В ходе реализации содержания программы учащиеся должны овладеть не только правилами безопасного поведения в различных ситуациях, но и путями и средствами укрепления здоровья: уметь оказывать первую медицинскую помощь, общаться со сверстниками и взрослыми, знать о значении природного окружения для здоровья человека.

Программой предусмотрены обязательные практические занятия:

  • изучение в реальной обстановке возможных в повседневной жизни опасных ситуаций (например, знакомство с правилами дорожного движения на улицах, площадях и перекрестках, расположенных вблизи школы).

Включение дополнительных знаний расширяет интегративные возможности предмета, помогает использовать полученные знания в практической деятельности, развивает способности учащихся ориентироваться в окружающей социальной и природной среде. Кроме того, включение дополнительного материала в состав основного курса способствует развитию логических умений сравнивать, определять главное и использовать полученные знания в повседневной жизни. Особое значение имеет необходимость углубления и расширения определенных понятий предмета, что обусловлено растущим интересом учащихся к умениям действовать в экстремальных ситуациях, развитию самостоятельности при решении социальных и бытовых проблем в сложных жизненных ситуациях. Изучение дополнительного содержания по основам безопасности жизни поможет в формировании и развитии как логических, так и практических умений учащихся.

  1. ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Базисный учебный  план МБОУ «СОШ № 31» на этапе основного общего образования включает 175 учебных часов для изучения курса «Культура безопасности». В том числе: в 5, 6, 7, 8, 9 классах - по 35 ч в год, из расчета 1 ч в неделю.

  1. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТЫ ОСВОЕНИЯ КОНКРЕТНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА «КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ»

Изучение данного курса в основной школе обеспечивает достижение следую-щих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностными результатами изучения программы курса «Культура

безопасности»  являются:

  • усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
  • формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
  • усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов;
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
  • развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
  • формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  • формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.

Метапредметными результатами изучения программы курса

«Культура безопасности» являются:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищенности, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности ее решения;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналоги, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
  • освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим;
  • формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Предметными результатами изучения программы курса

 «Культура безопасности» являются:

В 5 классе:

  • формирование первичных навыков определения потенциальных опасностейприродного, техногенного и социального характера, наиболее часто возникающих вповседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности;
  • формирование системы безопасного поведения в повседневной жизни в условиях    города;
  • формирование навыков определения экстремизма и терроризма, причин их возникновения;
  • умение пользоваться системой обеспечения безопасности (милиция, скорая помощь,пожарная охрана);
  • знание правил обеспечения безопасности на современном транспорте;
  • владение основными правилами дорожного движения, правильностью определения знаков ДД;
  • умение правильно оценить ситуацию при пожаре;
  • знание правил безопасного поведения в быту, предупреждение травм в школьном возрасте;
  • владение понятиями о здоровье и здоровом образе жизни;
  • владение первичными знаниями по оказанию первой помощи.

В 6 классе:

  • владение знаниями по обеспечению безопасности при автономном (добровольное и вынужденное) существовании человека в природной среде;
  • владение знаниями о различных видах активного отдыха и турпоходах на природе, особенности подготовки к ним;
  • овладение правилами обеспечения личной безопасности во время активного отдыха на природе;
  • владение знаниями об опасных ситуациях, которые могут произойти в природных условиях;
  • понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
  • умение обеспечивать личную безопасность в природных условиях;
  • умение оказывать первую помощь при неотложных состояниях, возникающих в природных условиях;
  • понимание необходимости вести здоровый образ жизни;
  • вырабатывание отрицательного отношения к приему наркотических и других психоактивных веществ;
  • знание влияния основных неблагоприятных факторов окружающей среды на здоровье.

В 7 классе:

  • знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного характера;
  • умение анализировать явления и события природного характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия;
  • умения предвидеть возникновение опасных ситуаций природного характера похарактерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;
  • знания по организации защиты населения от ситуаций природного характера;
  • знания об организации подготовки населения к действиям в условияхчрезвычайных ситуаций природного характера;
  • умение обеспечивать личную безопасность в опасных и чрезвычайных ситуаций природного характера;
  • умение принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в чрезвычайных ситуациях природного характера;
  • знания о терроризме как преступлении, представляющего угрозу национальной безопасности России;
  • вырабатывание отрицательного отношения к террористической деятельности, привычек, способствующих профилактике вовлечения в террористическую деятельность;
  • формирование понятий о стрессе и психологической уравновешенности в системе здоровья;
  • знание анатомо-физиологических особенностей человека в подростковом возрасте;
  • формирование навыков оказания первой помощи пострадавшим при ушибах, переломах, наружном кровотечении, умение транспортировать пострадавшего.

В 8 классе:

  • знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
  • умение анализировать события техногенного характера, выявлять причины
  • их возникновения и возможные последствия;
  • умения предвидеть возникновение опасных ситуаций техногенного характера похарактерным признакам их появления, а также на основе ана¬лиза специальной информации, получаемой из различных источников;
  • понимание необходимости организации защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
  • знание основных мероприятий по инженерной защите населения, проводимых государственной системой предупреждения и ликвидации ситуаций;
  • умение обеспечивать личную безопасность в опасных и чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
  • умение  самостоятельно принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в чрезвычайных ситуациях техногенного характера;
  • умение пользования средствами индивидуальной и коллективной  защиты населения;
  • умение правильно оценить ситуацию при пожаре;
  • обеспечение личной и общественной  безопасности при пожаре;
  • вырабатывание алгоритма безопасного поведения при пожаре;
  • владение правилами дорожного движения, обязанностями и правами пешеходов,водителя велосипеда;
  • владение правилами безопасного поведения на водоемах в различное время года;
  • понимание неблагоприятной экологической обстановки окружающей среды.

В 9 классе:

  • понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности в современном мире
  • понимание необходимости защиты личности, общества и государства в условиях чрезвычайной ситуации природного, техногенного и социального характера;
  • умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
  • знание законодательной и нормативно-правовой базы Российской Федерации по обеспечению безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз и по организации борьбы с терроризмом;
  • знание основных мероприятий, проводимых в  Российской Федерации по защите от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;
  • знание организационных основ по защите населения страны от        чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;
  • знание организационных основ системы противодействия терроризму и наркотизму в Российской Федерации;
  • знание факторов, разрушающих репродуктивное здоровье;
  • знание правовых основ сохранения и укрепления репродуктивного здоровья;
  • осознание ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья,
  • являющегося как индивидуальной, так и общественной ценностью;
  • умение оказывать первую помощь при массовых поражениях людей;
  • умение транспортировать пострадавших (различными способами) в безопасное место.

  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА

5 КЛАСС

Раздел 1. Основы здорового образа жизни и культуры здоровья (6ч)

Тема 1. Здоровый образ жизни в подростковом возрасте (3ч)

Единство человека и природы. Взаимовлияние человека и окружающей среды. Организм человека, условия его нормального функционирования. Особенности развития организма подростка. Режим питания, сна, питьевой режим, гигиена тела и одежды. Физические нагрузки и их влияние на состояние организма. Самоконтроль за физическим развитием. Оптимальная двигательная активность в подростковом возрасте.Закаливание организма, методы закаливания. Значение физической культуры и спорта для физического развития.

Тема 2. Вредные привычки и их влияние на здоровье человека (3ч)

Негативное        влияние        наркотических        веществ.        Способы противодействия наркозависимости. Курение, его негативное воздействие на организм человека. Курение и его влияние на окружающих. Современное отношение к курению в различных странах мира. Вред чрезмерного увлечения компьютером, компьютерными играми и телевидением. Способы  противодействия  зависимостям. Физическая  культура какфактор противодействия различным зависимостям.

Раздел 2. Безопасность человека в опасных и чрезвычайных ситуациях(24ч)

Тема 1. Дорожная безопасность (6ч)

Государственная служба, обеспечивающая общественный порядок на улицах, дорогах и в общественном транспорте, ее назначение. Дорога, ее элементы и правила поведения на ней. Дисциплина на дороге. Опасности, подстерегающие пешехода на тротуаре.  Основные дорожные знаки для пешеходов и велосипедистов. Правила  дорожного движения  для пешеходов и велосипедистов.

Виды пешеходных переходов. Правила перехода дороги с двусторонним движением.  Опасные ситуации при переходе дороги.Правила перехода проезжей части на нерегулируемом перекрестке. Опасные ситуации при переходе проезжей части на нерегулируемом перекрестке. Нерегулируемые перекрестки в микрорайоне школы.

Регулируемые перекрестки. Светофор. Регулировщик и его сигналы. Типы светофоров. Сигналы светофора и действия участников движения. Опасные ситуации при переходе проезжей части на регулируемом перекрестке. Сигналы регулировщика и действия участников движения.

Поездка в автобусе, троллейбусе, трамвае. Правила пользования автобусом, троллейбусом, трамваем (для двух типов трамвайных остановок). Правила перехода дороги при движении на остановку и после выхода из автобуса, троллейбуса, трамвая.

Тема 2. Безопасность на объектах железнодорожного транспорта (2ч)

Правила безопасного поведения на  железнодорожном транспорте и железной дороге.Пешеходные переходы, тоннели, мосты, железнодорожные переезды. Опасности при переходе железнодорожных путей в неустановленных местах

Тема 3. Пожарная безопасность (5ч)

Причины пожара. Опасные факторы пожара: дым, высокая температура, открытый огонь, обрушение.Меры пожарной безопасности при эксплуатации электробытовых и газовых приборов, отопительных печей, применение открытых источников огня.Детская шалость с огнем и ее последствия. Порядок действий при возникновении пожара. Правила и способы эвакуации. Средства пожаротушения. Действия при возгорании одежды на человеке.

Единая дежурная диспетчерская противопожарная служба. Порядок вызова пожарных, спасателей.

Противопожарный режим в школе, меры по его соблюдению. Движение юных пожарных.

Тема 4. Безопасное поведение в ситуациях криминогенного характера (ситуациях, способных привести к противоправным поступкам, преступлениям) (3ч)

Места повышенной криминогенной опасности (вокзалы, рынки, др.) Правила безопасного поведения с незнакомым человеком на улице, вподъезде  дома,  лифте.   Правила  общения   с  незнакомым   человеком   потелефону. Прогнозирование и предотвращение опасностей криминогенного характера.

Тема 5. Безопасность на воде (2ч)

Особенности состояния водоемов в разное время года. Опасности водоемов. Правила безопасного купания и отдыха на воде. Правила оказания помощи утопающему.

Тема 6. Безопасное поведение в общественных местах (6ч)

Правила поведения во время проведения спортивных мероприятий. Действия при обнаружении подозрительного предмета. Правила поведения во время организации массового мероприятия. О правилах безопасного поведения на улице.О правилах поведения  на школьной спортивной площадке. О правилах поведения в школе, в школьной столовой, на школьной спортивной площадке, на пришкольном участке, в библиотеке.

Раздел 3. Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи    (5ч)

Тема 1. Первая медицинская помощь при травмах (3ч)

Виды травм. Первая медицинская помощь при травмах. Отравления. Причины отравлений. Правила оказания первой медицинской помощи при отравлениях. Медицинская аптечка, состав и назначение.

Тема 2. Ожоги (2ч)

Причины и виды ожогов. Первая медицинская помощь при ожогах.

6 КЛАСС

Раздел 1. Основы здорового образа жизни и культура здоровья (8ч)

Тема   1.   Особенности   физического   и   психического   развития человека в подростковом возрасте (2ч)

Особенности физического и психического развития в подростковом возрасте Роль литературы и искусства в формировании навыков здорового образа жизни.

Здоровый образ жизни. Оптимальная организация учебы и отдыха. Гармония в отношениях человека с миром природы. Способность ксамостоятельным поступкам и действиям, ответственность за собственные поступки.

Тема 2. Факторы, определяющие состояние здоровья подростка (6ч)

Влияние окружающей среды на здоровье человека. Экологическая безопасность в регионе и месте проживания. Загрязнение окружающей среды в результате деятельности человека. Экологическое состояние и проблемы Кузбасса. Загрязнение водного и воздушного бассейнов. Защита окружающей среды.

Влияние социальной среды на здоровье человека. Способы повышения устойчивости организма к воздействию неблагоприятных условий окружающей среды. Роль художественной культуры в формировании физического и психического здоровья.

Режим дня и здоровье подростка. Биологические ритмы и работоспособность человека.

Утомление, переутомление; причины переутомления и способы его профилактики. Самоконтроль процессов жизнедеятельности. Компьютер и телевидение как факторы переутомления.

Алкоголизм, наркомания, токсикомания и их последствия для здоровья и жизни человека. Последствия употребления наркотиков. Способы противодействия наркозависимости.

Раздел 2. Безопасность человека в опасных и чрезвычайных ситуациях (25ч)

Тема 1. Дорожная безопасность (5ч)

Дорожные знаки и дорожная разметка. Дисциплина на дороге. Опасности, подстерегающие пешехода на тротуаре. Как правильно ходить по дороге группой. Движение в жилых зонах. Сигналы светофора и их значение. Сигналы регулировщика и действия участников движения.

Скорость движения и торможение автомобиля. Остановочный и тормозной путь. Особенности движения пешеходов в различное время суток.

Правила перехода дороги с двусторонним  и односторонним движением. Опасные ситуации при переходе проезжей части на регулируемом и нерегулируемом перекрестке. Нерегулируемые перекрестки в микрорайоне школы. Правила движения пешеходов по загородной дороге. Правила перехода загородных дорог. Опасности, подстерегающие пешехода на загородной дороге.

Тема 2 Безопасность на объектах железнодорожной инфраструктуры (2ч)

Правила безопасного поведения на объектах железнодорожной инфраструктуры.Контактная сеть железной дороги.

Тема 3. Пожарная безопасность (5ч)

Костер как фактор выживания в природе. Способы добычи огня. Виды костров. Способы укладки костра. Костер как одна из причин пожаров в лесу. Последствия лесных пожаров. Меры безопасности при разведении костра. Значение леса в жизни человека.

Пожар на транспорте. Причины его возникновения. Действия при возгорании транспортных средств.

Тема 4. Правила безопасного поведения на природе (4ч)

Опасные ситуации природного характера. Прогнозирование опасностей, связанных с пребыванием человека на природе. Подготовка к выходу на природу.

Виды туризма. Особенности подготовки к туристическим походам в летнее и зимнее время с учетом специфики региона. Обеспечение безопасности в походе. Ориентирование на местности (ориентирование по компасу и карте).

Тема 5. Безопасное поведение в ситуациях криминогенного характера (ситуациях, способных привести к противоправным поступкам, преступлениям) (2ч)

Ситуации криминогенного характера дома, на улице, в общественных местах. Защита имущества от посягательства преступников.

Мошенничество, его основные виды, наиболее часто встречающиеся в повседневной жизни. Основные черты мошенничества. Действия по предотвращению мошенничества и в случаях, когда человек становится жертвой преступников.

Тема 6. Безопасное поведение на воде (1ч)

Опасности        водоемов.    Меры    предосторожности    при передвижении   по  льду   и   воде.   Состояние  льда,  условия   безопасного передвижения по льду. Оказание само- и взаимопомощи терпящим бедствие на льду и воде.

Переохлаждение и обморожение.

Тема 7. Безопасное поведение в общественных местах (6ч)

Правила поведения во время проведения спортивных мероприятий. Действия при обнаружении подозрительного предмета.

Правила поведения во время организации массового мероприятия. О правилах безопасного поведения на улице. О правилах поведения  на школьной спортивной площадке. О правилах поведения в школе, в школьной столовой, на школьной спортивной площадке, на пришкольном участке, в библиотеке.

Раздел 3. Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи (2ч)

Тема 1. Ранения, ушибы и переломы различной степени тяжести (2ч)

Первая медицинская помощь при ушибах, ранениях и переломах. Первая медицинская помощь при кровотечениях, переохлаждениях, обморожениях.

7 КЛАСС

Раздел 1. Основы здорового образа жизни и культура здоровья (8ч)

Тема 1. Основы экологической культуры (2ч)

Факторы, влияющие на жизнедеятельность человека. Промышленные и бытовые отходы. Экологически чистые продукты питания и товары повседневного спроса.

Источники получения информации об экологической безопасности товаров (безопасность продуктов питания, товаров повседневного спроса).

Зависимость здоровья и деятельности человека от экологического состояния окружающей природы.

Тема 2. Здоровый образ жизни и его составляющие. Навыки здорового            образа жизни (4ч)

Культура и здоровье. Психическое и физическое здоровье. Способы сохранения и укрепления здоровья. Профилактика переутомления. Стресс и его воздействие на человека. Способы выхода из стрессовой ситуации. Способы прогнозирования и предотвращения стрессовых ситуаций. Информационная безопасность человека.

Роль искусства в формировании культуры безопасности жизнедеятельности.

Здоровье человека как основа здоровья нации, государства.

Тема 3. Роль социальной среды в развитии подростка (2ч)

Взаимоотношения в социуме. Социальные группы, их особенности. Особенности взаимоотношений подростков и взрослых. Взаимоотношения со сверстниками. Взаимодействие в школьном коллективе. Права, обязанности и ответственность субъектов образовательной деятельности. Подходы к анализу взаимодействия в подростковой среде. Противодействие алкоголизму и наркозависимости как условие сохранения здоровья личности, общества, нации, государства.

Раздел 2. Безопасность человека в опасных и чрезвычайных ситуациях (25ч)

Тема 1. Дорожная безопасность (6ч)

Виды дорожно – транспортных происшествий (ДТП). Причины и последствия ДТП. Зависимость ДТП от поведения на дороге человека, от конструкции автомобиля, от состояния дороги. Понятие «дорожной ловушки».

Краткие сведения и технические характеристики транспортных средств. Понятие остановочного и тормозного пути автомобиля

Элементы дороги. Опасности по дороге в школу. Движение к маршрутному транспорту, на посадку, посадка в транспорт, поездка и высадка из транспорта, движение после высадки.

Понятие чрезвычайной ситуации (ЧС). Отличие ЧС от аварии, дорожно-транспортного происшествия (ДТП). Поведение при столкновении автомобилей, при  пожаре в автомобиле. Средства пожаротушения в автомобиле. Падение автомобиля в воду, попадание молнии в автомобиль. Государственная противопожарная служба Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (МЧС). ГИБДД. Скорая медицинская помощь. Управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.

Тема 2. Безопасность на объектах железнодорожной инфраструктуры (2ч)

Правила безопасного поведения на объектах железнодорожного транспорта. Пешеходные переходы, тоннели, мосты, железнодорожные переезды, путепроводы.

Опасности при переходе железнодорожных путей в неустановленных местах. Опасные привычки при переходе ж\д путей. Контактная сеть железной дороги.

Тема 3. Пожарная безопасность (5ч)

Система обнаружения пожара. Понятие об автоматической пожарной сигнализации, принципах ее действия. Эффективность использования систем обнаружения пожаров в жилом секторе, общественных зданиях.

Знаки пожарной безопасности, их классификация и предназначение. Действия при возникновении пожара в учреждении с массовым пребыванием людей. Порядок вызова пожарных. Виды пожарной техники, пожарно-спасательного оборудования и их предназначение.

Тема 4. Чрезвычайные ситуации природного характера и защита от них (4ч)

Опасные природные явления. Последствия воздействия опасных природных явлений на человека и среду его обитания. Меры по снижению воздействия опасных природных явлений на человека.

Правила безопасного поведения при угрозе и во время стихийных бедствий.

Тема 5. Правила безопасного поведения на природе (2ч)

Вынужденная автономность человека в природе. Факторы, влияющие на выживание человека в условиях автономного существования в природе. Стрессоры выживания и способы их преодоления (жара, холод, голод, жажда, боль, одиночество, страх).

Тема 6. Безопасное поведение в общественных местах (6ч)

Правила поведения во время проведения спортивных мероприятий. Действия при обнаружении подозрительного предмета.

Правила поведения во время организации массового мероприятия. О правилах безопасного поведения на улице. О правилах поведения на школьной спортивной площадке. О правилах поведения в школе, в школьной столовой, на школьной спортивной площадке, на пришкольном участке, в библиотеке.

Раздел 3. Основы медицинских знаний и правила оказания первой

медицинской помощи (2ч)

Тема 1. Виды травм (2ч)

Первая медицинская помощь при травмах. Электротравмы. Причины их возникновения, профилактика. Первая медицинская помощь при поражении электрическим током и молнией. Способы транспортировки пострадавших.

8 КЛАСС

Раздел 1. Безопасное поведение в местах массового скопления людей (20ч)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности (Проектная деятельность) «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ГЕОМЕТРИИ»

Изучение геометрического материала в начальной школеиграет особую роль: с одной стороны, он помогает систематизировать и обобщить чувственный опыт ребенка, связанныйс восприятием предметов различной ф...

Обобщение опыта работы учителя химии по теме "«Проектная деятельность на уроках химии»

Стратегия современного образования заключается в том, чтобы предоставить возможность всем, без исключения, учащимся проявить свои таланты, творческий потенциал и реализовать свои личные планы.Наиболее...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Сдаем ГТО » для 10-11 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)

Данная рабочая программа разработана на основе примерной программы «Внеурочная деятельность. Подготовка к сдаче комплекса ГТО»; учебное пособие для общеобразовательных организаций/ В.С. Ку...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Первая помощь» для 5 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)

Актуальность курса.  В современных условиях все возрастающей сложности и напряженности жизни, пребывания людей в стрессовых ситуациях, роста аварийности на предприятиях и дорогах, возрастает роль...

Из опыта работы по реализации проекта во внеурочной деятельности «Волшебная ниточка».

Творческая деятельность как средство коррекционной работы с детьми с ОВЗ....

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...