Урок "Кодирование текстовой информации"
методическая разработка по информатике и икт (8 класс)

Ковалева Зинаида Анатольевна

Разработка урока по информатике для учащихся 8 класса (технологическая карта урока).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_v_8_klasse_po_informatike_zina.docx978.89 КБ

Предварительный просмотр:

Урок информатики в 8-м классе по теме «Кодирование текстовой информации»

Учебник: «Информатика»  И.Г. Семакин

Учитель: Ковалева З.А.

Цель урока: формирование уобучающиеся представления о назначении и принципах кодирования / декодирования информации и средствах реализации этого процесса.

Деятельностная цель:  формирование у обучающихся умений построения и применения новых знаний.

Содержательная цель:сформировать систему новых понятий, расширить знания учеников за счет включения нее новых элементов (определений, терминов, описаний).

Задачи урока:

образовательная:

  • познакомить обучающихся со способами кодирования информации в компьютере;
  • научить определять числовые коды символов, вводить символы с помощью числовых кодов;

развивающая:

  • развитие познавательных интересов, навыков работы с компьютерной техникой;

воспитательная:

  • воспитание аккуратности и умение вести записи в тетради, воспитание культуры поведения на уроке, умение слушать.

Планируемые образовательные результаты

Предметные:

  • умение кодировать и декодировать тексты, используя кодовую таблицу;
  • знать: принцип кодирования текстовой информации.
  • находить информационный объем текстов и сообщений.

Личностные: 

  • формирование познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей обучающиеся;
  • развитие мотивации образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
  • знание основ здорового образа жизни и здоровье-сберегающих технологий;
  • чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды.

Метапредметные: 

  • умение самостоятельно ставить цель, планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач.

Тип урока:

  • урок «открытия» нового знания.

Методы обучения:

  • проблемный;
  • объяснительно-иллюстративные;
  • частично-поисковые;
  • методы контроля – самоконтроль, взаимоконтроль.

Оборудование: интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор, рабочие места учеников (персональные компьютеры).

Материал к уроку:  презентация «Кодирование текстовой информации».

Целевой раздел технологической карты урока

Планируемый результат

Предметный результат

Метапредметный результат / УУД

Личностные УУД

  • Знать: понятие текстовой информации, кодирования и декодирования информации в виде текста.
  • Понимать: как текстовая информация кодируется в памяти компьютера.
  • Уметь: определять код символа и символ по коду с использованием кодовых таблиц и текстового редактор;
  • кодировать и перекодировать текстовую информацию.

Регулятивные

  • Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.
  • Составление плана, осуществление самоконтроля и самооценки, осознание качества и уровня усвоения.
  • Приёмы саморегуляции

Познавательные

  • Сравнение, обобщение, конкретизация, анализ;
  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.
  • Умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные

  • Умение формулировать собственное мнение и позицию.
  • Осознанное построение речевых высказываний.
  • Восприятие выступлений учащихся.
  • Участие в обсуждении содержания материала.
  • Взаимоконтроль, взаимопроверка, распределение обязанностей в группе.
  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия.
  • Рефлексия собственной деятельности.
  • Действие смыслообразования через установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.
  • Информационная культура обучающихся, внимательность, аккуратность, дисциплинированность, усидчивость


Ход урока

Этап урока

Цели этапа

Методы обучения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

  1. Мотивация учебной деятельности школьников

Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормативных требований учебной деятельности

словесные (беседа), наглядные (демонстрационные)

Создает условия для возникновения у обучающиеся внутренней потребности включения в деятельность («хочу»); актуализирует требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»); устанавливает тематические рамки учебной деятельности («могу»).

Самоорганизация

на предстоящую совместную деятельность; знакомятся с учебными задачами, содержанием и формами предстоящей деятельности.

  1. Актуализация знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия

Подготовка мышления обучающиеся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

наглядные (демонстрационные), практические (решение задач)

Создает проблемную ситуацию, предлагая многофункциональные задания на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке.

Пытаются самостоятельно выполнить индивидуальное задание на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке

3. Актуализация и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии

Обеспечить эмоциональное переживание и осознание учащимся неполноты имеющихся знаний.

Организация познавательного интереса.

к построению учебных действий.

словесные (беседа), практические (решение задач)

Организует работу по следующим вопросам:

1. Предлагает вспомнить о двоичном представлении информации в компьютере.

2. Просит объяснить менялись ли возможности компьютера по обработке информации с появлением новых поколений ЭВМ.

Отвечают на вопросы, дополняют, уточняют ответы друг друга.

Вспоминают: 1) компьютер может обрабатывать только информацию, представленную в двоичной числовой форме;

2) изученные ранее способы кодирования изображения и звука.

  1. Выявление места и причины затруднения

Вызвать познавательный интерес к проблеме, организовать самостоятельное формулирование проблемы и постановку цели.

словесные (беседа)

- Предлагает высказать предположения о возможном способе кодирования текста.

- Рассказывает об истории появления единых американских стандартов на кодовые таблицы, сопровождая демонстрацией презентации.

- Высказывают различные предположения.

-  Слушают, работают с материалом презентации.

5. Реализация выбранного плана по разрешению затруднения.

Организовать поиск решения проблемы.

словесные (беседа), наглядные (демонстрационные)

- Рассказывает о структуре таблиц кодов и о приёмах работы с ними.

- Слушают. Смотрят на таблицу кодов.

- Вносят свои предложения о способах работы с таблицами.

6. Первичное закрепление нового знания.

Обеспечить применение полученных знаний для решения новых задач.

наглядные (демонстрационные), практические (решение задач)

- Предлагает решить задачи по кодированию информации.

- Направляет, корректирует ход учебного процесса.

- Вносят свои предложения о способах решения.

- Решают предложенные задания.

7. Самостоятельная работа и проверка по эталону

Обеспечить самостоятельное осмысление процесса и результаты деятельности через организацию самостоятельного выполнение обучающимися типовых заданий на новый способ действия

метод самоконтроля и взаимоконтроля.

- Предлагает выполнить самостоятельную работу в тетрадях.

- Подводит итог по проделанной работе.

Организовывает самопроверку учениками своих решений по эталону

Обучающиеся, допустившие ошибки,  выявляют причины ошибок и осуществляют их исправления

8. Рефлексия учебной деятельности  и рефлексия чувств и эмоций.

самооценка обучающимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

словесные (беседа),

организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке

соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия;

намечаются цели дальнейшей деятельности

I. Мотивация учебной деятельности школьников

Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормативных требований учебной деятельности.

II. Актуализация и систематизация знаний.

Задания на интерактивной доске

 

III. Динамическая пауза (упражнения для глаз)

IV. Изучение нового материала.

Лекция в сопровождении презентации «Кодирование текстовой информации»

1)Мотивация (слайд 1,2).

С древних времен известно, что люди стремились защитить  информацию от посторонних.  

Гай Юлий Цезарь  для секретной переписки со своими генералами использовал способ замены каждой  буквы исходного текста  на другую, путем смещения в алфавите от исходной буквы на фиксированное количество символов.

  • Как называется такой способ «защиты» информации?

Ответ обучающиеся: кодирование информации.

Впоследствии такой способ кодирования информации назвали кодом Цезаря.

Во время Великой Отечественной Войны использовали Азбуку морзе, а в наше время сурдопереводчики помогают глухонемым людям понимать информацию с помощью жестов.

Сегодня на уроке мы будем кодировать и декодировать текстовую информацию разными способами.

Сообщение темы урока.Обучающиеся записывают тему в рабочую тетрадь.

2)Рассмотрение способов кодирования информации.

  1. Вернемся к кодированию информации, используя код Цезаря.

Закодируем слово Б А Й Т с помощью шифра Цезаря, используя смещение на 2 символа вправо.

Для справки: А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

Ответ: Г В Л Ф

  1. Попробуем выполнить обратную задачу.

Имеется текст, закодированный с помощью кода Цезаря. Известно, что каждая буква исходного текста заменяется третьей после нее буквой. Декодируйте текст, то есть представьте его в таком виде, котором он был до кодировки.

Данный текст: кгнусмёогкгфеслтцфхяфзужщзфхгрзхёогксп

Ответ: Закрой глаза свои и сердце станет глазом

3)Кодирование текстовой информации в памяти ПК.

  1. Таблица ASCII.

Нам уже известно, что любая информация в памяти компьютера представляется определенным образом.

  • Напомните, в виде чего представляется информация в памяти ПК?

Ответ: в виде двоичного кода.

Не исключение и информация, представленная в текстовом виде.

  • Вопрос лишь в том, какое количество информации в памяти ПК занимает один символ?

Ответ: 1 байт или 8 бит

  • Почему?

Такой объем информации связан с используемым алфавитом для представления текстов в памяти ПК. Объем общепринятого алфавита для представления текстов в памяти ПК равен 256 символов, отсюда следует и «вес» одного символа, т.к. 28=256.

Когда люди определились с количеством бит, им осталось договориться о том, каким кодом кодировать тот или иной символ, чтобы не получилось путаницы, т.е. необходимо было выработать стандарт – все коды символов сохранить в специальной таблице кодов. Первыми решили эти проблемы в США, в Институте стандартизации. Этот институт ввел в действие таблицу кодов ASCII (AmericanStandardCodeforInformationInterchange – стандартный код информационного обмена США).

Рассмотрим таблицу кодов ASCII (работа с учебником, стр. 38 – 39).

Таблица ASCII разделена на две части. Первая – стандартная – содержит коды от 0 до 127.

Первые 32 кода отданы производителям аппаратных средств и называются они управляющие, т.к. эти коды управляют выводом данных. Им не соответствуют никакие символы.

Коды с 32 по 127 соответствую символам английского алфавита, знакам препинания, цифрам, арифметическим действиям и некоторым вспомогательным символам.

Коды расширенной части таблицы ASCII отданы под символы национальных алфавитов, символы псевдографики и научные символы.

  • Посмотрите внимательно на обе части таблицы кодировки. Какие закономерности вы заметили?

Ответ: все буквы расположены в алфавитном порядке, а цифры – по возрастанию.

Такой принцип последовательного кодирования позволяет определить код символа, не заглядывая в таблицу.

Задача 1.

Согласно таблицы кодировки ASCII, код латинской буквы «о» равен 111.

Определить слова, которые скрыты за кодами, не используя таблицу кодировки:
1) 115 112 111 114 116  
Ответ:sport
2) 109 111 117 115 101
Ответ:mouse

Задача 2.

  1. Определите информационный вес пословицы«Ученье – атаман, а не ученье – комар».

Ответ:36 байт или 288 бит

Вторая часть таблицы – расширенная – содержит символы с кодами от 128 до 255, и называется альтернативной.

Рассмотрим альтернативные системы кодирования кириллицы КОИ8-Р, CP1251, CP866, Mac, ISO (смотри презентацию).

  1. Тaблица UNICODE.

Изобилие систем кодирования текстовых данных толкает человека на создание некоторого универсального кода, который подходил бы для всего мира. Одна из трудностей, связанная с созданием единой системы кодирования, заключается в ограничении количества кодов (256). Очевидно, что если увеличить длину кода с восьми до шестнадцати разрядов, то диапазон значений кодов увеличится до 65536 (216).  Такая система была создана и названа UNICODE. Для представления каждого символа в этом стандарте используется два байта. Двухбайтовое описание кодов символов позволяет закодировать очень большое число символов из различных письменностей. Так, в документах Unicode могут соседствовать русские, латинские, греческие буквы, китайские иероглифы и математические символы.

V. Закрепление нового материала.

В редакторе МSWord раскодировать слово: 0411 , 0418,  0422 (бит). Затем придумать слово и зашифровать его. Поменяться тетрадями с соседом и расшифровать слова каждого ученика в паре.

VI. Домашнее задание.

Записать домашнее задание в дневник или тетрадь.

Учебник Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 8 класса/ И.Г. Семакин. § 2.1, стр.37 , повторить главу 1.

VII. Итог урока. Рефлексия.

Подведение итога урока. Ответить на вопросы учителя (в скобках ответ на вопрос).

  1. Какой принцип кодирования текстовой информации используется в компьютере? (используется двоичный принцип кодирования информации, используют 0 и 1, для кодирования одного символа используется 1 байт информации = 8 битам);
  2. Почему при кодировании текстовой информации в компьютере в большинстве кодировок используется 256 различных символов, хотя русский алфавит включает только 33 буквы? (Текстовая информация (прописные и строчные буквы русского и латинского алфавитов, цифры, знаки и математические символы) содержит 256 различных знаков.);
  3. Как называется международная таблица кодировки символов?( ASCII);
  4. С какой целью ввели кодировку Unicode, которая позволяет закодировать 65 536 различных символов? (чтобы закодировать не только русский и латинский алфавиты, цифры, знаки и математические символы, но и греческий, арабский, иврит и другие алфавиты).

Рефлексия.

Выставление оценок за урок обучающимися(за практическую работу за компьютером).Комментирует учитель с дальнейшим выставлением оценок в электронный журнал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Кодирование текстовой информации. Кодировки русского алфавита". Практическая работа «Кодирование текстовой информации».

Конспект урока «Кодирование текстовой информации. Кодировки русского алфавита» предназначен для учителей информатики, преподающих в 8-х классах.Урок поделен на два этапа. На первом – предусмотрено изу...

Обработка текстовой информации. Ввод текста в текстовом процессоре WordPad.

План-конспект открытого урока по изучению текстового процессора WordPad.Предлагается в помощь учителям информатики и ИКТ при изучении  в пятом классе темы "Обработка текстовой информации". П...

Текстовый процессор Microsoft Word 2003. Технология обработки текстовой информации

Данный файл содержит презентацию к уроку «Текстовый процессор Microsoft Word» (вводный урок). Можно использовать для 8 классов, материал подойдет для тех учителей, которые до сих пор используют Micro...

Обработка текстовой информации. Текстовый редактор.

Технологическая карта по информатике 7 класс....