Выступление на Всероссийском педагогическом практикуме
статья по информатике и икт

Санюк Ирина Валентиновна

Технология урока,направленного на формирование у младших школьников информационной культуры в рамках реализации  ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_uchebe_v_sochi_2016.docx16.18 КБ

Предварительный просмотр:

     Здравствуйте. Меня зовут Санюк Ирина Валентиновна .Я работаю в школе ЧУ ОО «СОШ «Виктория» учителем  информатики в начальных классах и воспитателем в группе продленного дня.

    Наше время характеризуется резким увеличением объема и плотности информационных потоков, что приводит к изменению приоритетов образования. Это изменение неизбежно отражается на деятельности учителя, формировании структуры его взаимодействия с детьми в условиях нарастающего потока информации. Младший школьник потребляет эти блага цивилизации в той мере, в какой это позволяет делать его ближайшее окружение, в первую очередь - семья ученика.

Основные проблемы взаимодействия младших школьников с информационной средой:

• информационная неразборчивость («всеядность»);

• информационные перегрузки;

• отсутствие информационной безопасности;

• у значительной части детей - информационная беспризорность.

Дети читают (если не книги, то рекламу), слушают радио, смотрят многочисленные телевизионные программы, все чаще пользуются компьютером для досуговой и познавательной деятельности. Далеко не всегда взаимодействие младшего школьника со средствами массовой информации и современной печатной продукцией происходит под контролем взрослых

Традиционно информационную культуру связывают с обучением информатике и овладением компьютерными навыками. Но это далеко не так. Данное понятие включает в себя и библиотечно-библиографическую грамотность и культуру чтения. Мир информации чрезвычайно широк и многообразен. Нельзя забывать, что и человек является как средством, так и предметом получения информации. Поэтому работа по формированию информационной культуры должна проводиться не только на всех уроках, но и во внеурочной деятельности..

Подготовка ребенка к жизни в информационном обществе, на мой взгляд, заключается в следующем:

формирование у младшего школьника умения ориентироваться в информационном море, основанном на знании, где и как найти нужную информацию;

формирование информационных вкусов и потребностей, понимания, «что такое хорошо и что такое плохо» в информационном мире;

обучение рациональным (экономным по затратам сил и времени и эффективным по результату) приемам работы с информацией (в этом нам видится элемент здоровьесберегающих технологий, то есть путь к ликвидации учебных перегрузок школьников).

Решение проблемы формирования информационной культуры младших школьников невозможно без применения современных образовательных технологий. При выборе образовательных технологий я руководствуюсь следующими критериями:

1.Организация групповых видов деятельности, формирующих самостоятельное мышление.

2. Опора на проблемные ситуации реальной жизни при изучении нового материала, организация дискуссий, обсуждение и принятие решений.

3. Опора на применение знаний из различных областей при решении проблем.

4. Организация поисковой и исследовательской деятельности, умение работать с разными источниками информации.

К таким технологиям относят обучение в сотрудничестве, метод проектов, информационно-коммуникативные технологии, здоровьесберегающие технологии, то есть личностно-ориентированные технологии обучения. Особо выделяют применение в образовательном процессе информационно - коммуникативных технологий.

Поиску и использованию разнообразных источников информации надо целенаправленно учить. Универсальный источник информации, который есть всегда у каждого ребенка, - это возможность общения с родителями, родственниками, друзьями, одноклассниками, просто со знакомыми взрослыми и не очень взрослыми людьми.

Дети должны учиться общаться, прежде всего, друг с другом. В процессе поиска ответов на проблемные вопросы дети учатся обращаться за информацией к одноклассникам, выслушивают их ответы, анализируют полученные сведения. Они учатся спрашивать, слушать, слышать и уважать чужое мнение даже в том случае, если сами придерживаются другой точки зрения.

Очень важно вспомнить, что одним из источников познавательного общения является семья ученика. Многие родители учащихся начальной школы с готовностью откликаются на растущие познавательные интересы своего ребенка своевременной помощью. Они помогают ребенку, выполняющему исследовательское задание, сориентироваться в домашней библиотеке, посетить библиотеку общественную, использовать доступный семье компьютер как средство поиска информации. Это участие нужно поощрять, обучая ребенка искусству диалога.

Следующим источником информации является наблюдение. Через наблюдение идёт извлечение информации: например условные знаки на плане и карте, буква и обозначение звука, состав слова, схемы слов и предложений в русском языке или математические свойства .Мы рассматриваем схему метрополитена ,составляем маршрут от одной станции до другой.

Сегодня дети быстро осваивают новую технику, в том числе компьютеры, поэтому работа на персональных компьютерах, которыми они могут пользоваться как в классе, так и дома, прежде всего, оживляет процесс обучения. У ребенка появляется интерес не только к предмету, но и к обучению в целом. При использовании компьютерной презентации, урок становится более насыщенным, ярким, появляется возможность увеличения темпа.

  Поскольку в нашей школе ребята выполняют домашние задания в группе продлённого дня ,то и презентации  к урокам готовятся в школе после уроков. Презентации учеников принимают участие  в конкурсах и получают сертификаты участия и дипломы.

Умение находить нужную информацию, работать с различными источниками, оценивать степень достоверности является важнейшим умением современного человека. Учить этому необходимо ещё в начальной школе. Незаменимы для такой работы различного рода электронные справочники и энциклопедии.

Например, на уроке встретилось слово, значение которого детям непонятно. Я предлагаю одним ученикам найти значение этого слова в толковом словаре (книге), другим – в словарях электронных. Очень часто, различные словари дают не совсем совпадающие толкования одного и того же слова. Это служит поводом для анализа, сравнения этих толкований, выбора более понятного и точного определения.

 Очень нравится ребятам игра «да» «нет». Суть игры заключается в том ,чтобы получая ответы на задаваемые вопросы, найти загаданное слово.

Таким образом, формирование информационной культуры младших школьников способствует комплексному развитию личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных учебных действий младших школьников, воспитывая социально ориентированную личность - гражданина России.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

выступление на Всероссийской ассоциации гимназий

В данном выступлении обобщен опыт работы по технологии критического мышления. Рада, если кого-нибудь это заинтересует. Готова помочь....

презентация к выступлению на всероссийской ассоциации гимназий

Презентация иллюстрирует выступление по теме "Использование технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы" (из опыта работы)....

презентация к выступлению на Всероссийской научно-практической конференции "Визуальное расписание-эффективный способ обучения уч - ся с ДЦП с умеренной УО"

Презентация к выступлению на Всероссийской научно-практической конференции в СПб  "Визуальное расписание-эффективный способ обучения уч - ся с ДЦП с умеренной УО"...

Презентация к выступлению на Всероссийском педагогическом практикуме.

Данная презентация рассказывает о работе над проектом"Большие сердца маленького Кронштадта"....

Послание педагогическому сообществу. Выступление финалиста Всероссийского конкурса "Сердце отдаю детям"

  Я стал сочинять. От натюрмортов до жанровых портретов. Я понял, что могу придумывать, могу проявлять, выражать себя на фотопленке, творить реальность! и потом еще и другим показать....

Выступление на Всероссийской научно-практической Конференции "Реализация медико-психолого-педагогического подхода в специальном образовании" 24.11.2022 в формате видеоконференции

Выступление на Всероссийской научно-практической Конференции с международным участием "Реализация медико-психолого-педагогического подхода в специальном образовании" 24.11.2022 в формате вид...

Как сделать процесс закрепления и повторения изученного материала интересным и развивающим? (Всероссийский педагогический конкурс «Педагогические секреты»)

Работа участвовала на Всероссийском педагогическом конкурсе «Педагогические секреты», а также опубликована в электронном педагогическом журнале «Современный урок»....