Открытый урок с использованием интерактивной доски "Файлы и файловые системы"
план-конспект урока по информатике и икт (7 класс)

Ятлова Татьяна Александровна

Тема: Компьютер. Файлы и файловые системы.

Цель: Отработка навыков работы с файлами ( выбор имени файла, сохранение файлов,

            переименование, копирование и удаление файлов);

            отработка навыков  записи пути к файлу и полного имя файла;

             построение дерева каталогов, познакомить с операциями над файлами.
• копирование
• перемещение

• удаление
• переименование
• архивация


 Задачи: - формирование у учащихся компьютерных и информационных компетенций;

                - выработка собственного почерка общения с компьютером;

                - развитие основных мыслительных операций;

                - выработка оптимальных подходов, направленных на достижение определённого

      результата.

Оборудование: компьютерный класс, интерактивная доска (mimio studio), немелованная доска,

   плакаты, схемы,  раздаточный материал.

План урока.

1)      Организационный момент( учитель приветствует учащихся и присутствующих, объявляет тему урока);

2)      Проверка знаний по теме: «Файлы и файловые системы»(фронтальный и индивидуальный опрос учащихся и индивидуальный с использованием мультимедийных средств для заданий ( интерактивной доски);

3)      Проверка индивидуальных домашних заданий по теме: «Устройство компьютера», подготовленных в виде презентаций в Microsoft Power Point ;

4)      Практическая работа на компьютерах «Действия с файлами» с заполнением индивидуальных листков;

5)      Проверка практической работы и подведение итогов;

6)      Д.з.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Компьютер. Файлы и файловые системы.

Цель: Отработка навыков работы с файлами ( выбор имени файла, сохранение файлов,

            переименование, копирование и удаление файлов);

            отработка навыков  записи пути к файлу и полного имя файла;

             построение дерева каталогов, познакомить с операциями над файлами.
• копирование
• перемещение

• удаление
• переименование
• архивация
 

 

Задачи: - формирование у учащихся компьютерных и информационных компетенций;

                - выработка собственного почерка общения с компьютером;

                - развитие основных мыслительных операций;

                - выработка оптимальных подходов, направленных на достижение определённого

      результата.

Оборудование: компьютерный класс, интерактивная доска (mimio studio), немелованная доска,

   плакаты, схемы,  раздаточный материал.

План урока.

1)      Организационный момент( учитель приветствует учащихся и присутствующих, объявляет тему урока);

2)      Проверка знаний по теме: «Файлы и файловые системы»(фронтальный и индивидуальный опрос учащихся и индивидуальный с использованием мультимедийных средств для заданий ( интерактивной доски);

3)      Проверка индивидуальных домашних заданий по теме: «Устройство компьютера», подготовленных в виде презентаций в Microsoft Power Point ;

4)      Практическая работа на компьютерах «Действия с файлами» с заполнением индивидуальных листков;

5)      Проверка практической работы и подведение итогов;

6)      Д.з.

Ход урока

Учитель: Здравствуйте, ребята и уважаемые наши гости. Сегодня у нас, ребята,  открытый урок и вы должны настроиться на рабочий лад, сосредоточить внимание на поставленные вам вопросы и показать ваши знания и умения по темам: «Компьютер. Файлы и файловые системы»

Вопросы для повторения:
— Что такое файл?
— Из каких частей состоит имя файла?
— Кто придумывает собственное имя файла? Какие ограничения?
— Кто дает расширение файлу? На что указывает расширение?
— Для чего служат папки?

Файл — программа или данные, записанные в долговременной памяти компьютера и имеющие имя.
Имя файла состоит из двух частей — собственно имени и расширения.
Собственно имя файлу дает пользователь, расширение задается программой, в которой создан файл.
Имя файла может включать до
255 символов, до З отводится под расширение.
Расширение отделяется от собственно имени точкой. Имена файлов не могут содержать следующие символы:
\ / : * ?  < >
Расширение указывает на тип информации, хранящейся в файле (тип файла):

 

      dос, txt, rtf— текстовые документы

      bmр, jрg, gif— графические файлы

      wаv, mpЗ — звуковые файлы

      аvi, mр4 — видеофайлы

      ехе, соm — программы, готовые к запуску.


Для систематизации файлов используют
папки. Имя папки составляется по тем же правилам, что и имена файлов, но они не имеют расширений.

Ход урока
1. Повторение. Проверка домашнего задания.
Взаимоопрос.
II. Объяснение нового Материала.
Рассказывая о файлах, именах и типах файлов, учитель должен напомнить виды информации, которые можно обрабатывать на компьютере (текст, графика, числа, звук, видео). Далее типы файлов можно сгруппировать по видам информации (см. выше),
Ученикам необходимо знать один -два типа файлов из каждой группы. В дальнейшем ученики запомнят и другие расширения.
        Следующие задания помогают закрепить представление об именах файлов и
 расширениях. Задание 1.
Выбери правильные имена файлов:
1. Рыбалка.
2. Сочинение о лете.
3. 12>13
4. 12 больше 1З
5. Ура!
6. Мой_рисунок
7. Список 8 «А»
Ответ: 1,2,4,
5,6.


Задание 2.
В палке Му gamе находятся файлы
1. Му_gаmе.ехе
2. Му_gаmе.tхt
3. Му_gаmе.bmр
4. Му_gаmе.аvi
5. Му_gаmе.wav

 
          Определите файл, в котором может быть записала инструкция к игре
(2— текстовая информация).
Определите файл, который нужно открыть, чтобы запустить игру (1 программа).
Определите файл, в котором может храниться заставка к игре (3— графическая информация).
Определите файл, в котором может быть записан демонстрационный ролик к игре (4— видеоин формация).
Определите файл, в котором может быть записано музыкальное сопровождение к игре (5— звуковая информация).

 

Задание З.
Что может храниться в следующих файлах?
Ноusе.dос
Ноusе.bmр


Задание 4.
Придумай имя файла, в котором будет храниться изображение твоего любимого литературного героя. Выдели собственно имя и расширение.


Задание 5.
Придумай имя файла, в котором будет храниться сочинение по русскому языку. Выдели собственно имя и расширение.


Задание 6.
Придумай имя файла, в котором может быть записала твоя любимая песня. Выдели собственно имя и расширение.


Задание 7.
Ниже указаны имена файлов. Выбери из них имена текстовых файлов, графических файлов, программ.
ааа.bmр, leto.dос, mаmа.jрg, urа.wаv, dog.txt, сat. jрg, bоу.ехе, musiс.tхt, bооc.mрЗ, bох.ехе, gаmе.bmр, vоргоs.wаv, оtvеt.tхt.
О т в е ты:
Lеtо.dос, dоg.txt, music.txt, оtvеt.tхt — текстовые;
ааа.bmр, mama.jpg, саt.jpg, gаmе.bmр — графические;
bоу.ехе, bох.ехе — программы.


Задание 8.
Отдели имена файлов от имен папок, неправильные имена пропускай.
Lеttе.tхt, Вооk, Nаmе*2, List.dос,  2006 год, Windows.jрg, Windows, Dom.doc.
Ответ:
файлы  - Lеttе.tхt,  List.dос, Windows.jрg, Dom.doc

 папки — Вооk, 2006 год, Windows.

 

Учитель: Какие виды файловых систем вы знаете?
1) одноуровневая;
2) многоуровневая (иерархическая).

Учитель: Дайте определение одноуровневой и многоуровневой (иерархической) файловых систем.

Одноуровневая файловая система представляет линейную последовательность имен файлов, применима для небольшого количества файлов.


Многоуровневая файловая система представляет систему вложенных палок, целесообразно использовать для большого количества файлов.


 
Учитель: Назовите элементы файловой системы: диск, папка, вложенная папка, файл.
         Каждый диск имеет логическое имя А:, В: — гибкие диски,

С:, D:, Е: и т. д. — жесткие и оптические диски.


Многоуровневую файловую систему удобно изображать в виде дерева папок.
Полное имя файла = Путь к файлу + Имя файла

Необходимо назвать элементы файловой системы.

 

 

 

С: — имя диска
Развлечения, Школа — папки первого уровня.
В папке
Развлечения расположены вложенные папки второго уровня Игры, Музыка, Рисунки.
В папке Школа расположены вложенные папки второго уровня Рефераты и Сочинения.
В папке Рефераты расположены папки третьего уровня Биология, География, История.
В папке Сочинения расположены папки третьего уровня Литература и Русский язык.


— Как указать расположение файла? Нужно записать последовательность имён вложенных друг в друга палок, в последней из которых находится файл. Разделителем имен служит знак  «\»
 

Пример 1.
Пусть в папке Рисунки расположен файл дом.bтр, а в папке Биология — файл Животныеdос.
С :\Развлечения\Рисунки\дом.bmр


Путь к файлу (С :\Развлечения\Рисунки)

Полное имя файла (С :\Развлечения\Рисунки\дом.bmр )


С :\Школа\Рефераты\Биология\Животные.dос
Путь к файлу - С :\Школа\Рефераты\Биология
Полное имя файла - С :\Школа\Рефераты\Биология\Животные.dос
Полное имя файла = Путь к файлу + Имя файла


Задание 9. 
Запишите полное имя файла расположенного в папке
Музыка. Укажите путь к файлу.
Ответ:
С :\Развлечения\Музьика\ Вальс.wаv
Задание 10. 
Запишите полное имя файла Лето.dос, расположенного в папке
Русский язык. Укажите путь к файлу.
Ответ:
С:\Школа\Сочинения\Русский язык\ Лето.dос
Задание 11.
Запишите полное имя каждого файла, записанного на дискете.

О т в е т ы:
А:\Документы\Папа\Доклад.dос
А:\Рисунки\Маша\Солнце.bmр
А:\Рисунки\Ваня\Машина.bmр
А:\Рисунки\Семья.bmр


Задание 12.
На дискете имеется две палки Животные и Цветы. В палке Животные находятся З палки: Кошки, Собаки, Птицы. В папке Цветы находятся 2 палки: Розы, Тюльпаны. Изобразите дерево каталогов.
Ответ:

Для работы с файлами используют специальные программы файловые менеджеры.
Архивация
— уменьшение информационного объема файла. Обратная операция — разархивация, данные и программы восстанавливаются без потери данных. Используют программы — архиваторы.

 

Практическая работа №2

1) Проверка домашнего задания (презентации уч-ся по теме «Устройства компьютера»
2)
ТЕСТ НА ТЕМУ
«МАГИСТРАЛЬНО-МОДУЛЬНЫЙ ПРИНЦИП  ПОСТРОЕНИЯ КОМПЬЮТЕРА»
1. Компьютер это:
а) устройство для хранения и выдачи информации;
б) устройство для обработки информации;
в) универсальное, электронное, программно-управляемое устройство для хранения, обработки и передачи информации;
г) универсальное устройство для передачи информации.
2. Информационная магистраль это:
а) набор команд, предназначенных для управления процессом обработки данных в ЭВМ;
б) кабель, осуществляющий информационную связь между устройствами;

в) количество одновременно передаваемых по шине бит;
г) быстрая, полупроводниковая, энергонезависимая память.
3. Назначение процессора:
а) обрабатывать одну программу в данный момент времени;
б) управлять ходом вычислительного процесса и выполнять арифметические и логические действия;
в) осуществлять подключение периферийных устройств к магистрали;
г) руководить работой вычислительной машины с помощью электронных импульсов.
4. Укажите устройства ввода;
а) принтер; и) накопитель на МД;
б) мышь; к) стример;
в) графический планшет; л) джойстик;
г) телефакс; м) винчестер;
д) модем; н) сканер;
е) клавиатура; о) факс-модем;
ж) световое перо; п) плотгер.
з) дисплей;
5. Укажите устройства вывода:
а) графический планшет; и) винчестер;
б) световое перо к) дискета;
в) дисплей; л) джойстик;
г) принтер; м) факс-модем;
д) плотгер; н) сканер;
е) перфоратор; о) дисковод;
ж) стример; п) клавиатура.
з) телетайп;
б.
Укажите верное высказывание:
а) устройство ввода предназначено для обработки вводи- мых данных;

б) устройство ввода — предназначено для передачи информации от человека машине;
в) устройство ввода — предназначено для реализации алгоритмов обработки, накопления и передачи информации.
7. Укажите верное высказывание:
а) устройство вывода — предназначено для программного управления работой вычислительной машины;
б) устройство вывода — предназначено для обучения, для игры, для расчетов и для накопления информации;
в) устройство вывода — предназначено для передачи информации от машины человеку.
8. Накопитель на жестком магнитном диске предназначен:
а) для того, чтобы переносить документы и программы с одного компьютера на другой, хранить информацию, не используемую постоянно на компьютере, делать архивньие копии;
б) для долговременного хранения информации независимо от того, работает ЭВМ или нет; быстродействие ниже, чем у оперативной памяти;
в) для постоянного хранения информации, используемой при работе с компьютером.
9. МОДЕМ- это устройство:
а) для хранения информации;
б) обработки информации в данный момент времени;
в) передачи информации по телефонным каналам связи;
г) вывода информации на печать.
10. Оперативная память служит:
а) для хранения информации;
б) обработки информации;
в) запуска программ:
г) обработки одной программы в заданный момент времени.

 

3) Работа с файлами с использованием файлового менеджера

 

Аппаратное и программное обеспечение. Компьютер с установленной операционной системой Windows/.
Цель работы. Научиться выполнять операции над файлами, а также их архивацию.
На жёстком магнитном диске создана иерархическая файловая система.

Задание 1. Осуществить просмотр содержимого диска в форме списка и в форме дерева каталогов.
Задание 2. Создать каталог Школа и скопировать в него файлы Сочинение.dос и Класс.bmр(или другие файлы с расширением: doc, bmp) 
Задание 3. Заархивировать для уменьшения информационного объема файлы Сочинение.dос и Класс.bmр, находящиеся в каталоге Школа (или другие файлы).

Задание 1. Просмотр содержимого диска в форме списка и
- в форме дерева каталогов с использованием файлового менеджера
Осуществим просмотр содержимого диска в форме списка и в форме дерева каталогов.
1. для просмотра содержимого диска в активизировать левую панель щелчком мьiiи на панели и выбрать логический диск D: щелчком мыши. На левой панели появится список каталогов, находящихся в корневом каталоге диска D:.
2. для просмотра содержимого диска в форме дерева каталогов активизировать правую панель нажатием клавиши Ц на клавиатуре и выбрать логический диск D: из раскрывающегося списка логических имен диcков.
3. Выбрать команду [Вид-Дерево]. На правой панели появится дерево каталогов диска А:.

Создание каталога и копирование файлов с использованием файлового менеджера Создадим каталог Школа и скопируем в него файл Сочинение.dос из каталога документы и файл Класс.bmр из каталога Изображения (или другие файлы)
1. для создания новой папки на правой панели активизировать корневую папку и щелкнуть на кнопке Р7 Каталог. На появившейся диалоговой панели ввести имя папки Школа.
для копирования первого файла на правой панели двойным щелчком мышью открыть каталог документы и с помощью мыши перенести файл Сочинение.dос на правую панель в папку Школа.

для копирования второго файла на правой панели двойным щелчком мышью открыть каталог Изображения, а затем вложенный каталог Фото. С помощью мыши перенести файл Класс.Ьглр на правую панель в папку Школа.
2. На левой панели щелчком мышью открыть папку Школа. Появится список файлов, скопированных в эту папку, содержащий данные об информационном объеме файлов, дате и времени их создания.


* Архивирование файлов с использованием файлового менеджера
для уменьшения информационного объема заархивируем файлы.
1. Для архивации файлов сначала щелкнуть мышью на именах файлов, а затем выделить их нажатием клавиши Insert на клавиатуре.
2. Выбрать команду
[Файл- Упаковать].
На появившейся диалоговой панели Упаковка файлов установить параметры архивации и щелкнуть на кнопке ок.
3. Процесс архивации будет отображаться с помощью информационного окна.
В результате архивации будет получен файл Школа.rar(zip), информационный объем которого будет примерно в три раза меньше суммарного информационного объема исходных файлов
Сочинение.dос и Класс.bmр.

 

-         Анализ практической работы. 

Ученики перечисляют названия файлов, которые они скопировали в папку Школа.
Ученики называют программы – Архиваторы, с помощью которых они создавали архивы.
Ученики рассказывают о возможностях, с которыми они встретились впервые, и описывают их назначение.
Вопросы для повторения:
— Что такое файл?
— Из каких частей состоит имя файла?
— Кто придумывает собственное имя файла? Какие ограничения?
— Кто дает расширение файлу? На что указывает расширение?
— для чего служат папки?
IУ. Итог урока.
Домашнее задание: § 1.4.1, 2.1, 2.3.1, 2.3.2.


Индивидуальное дополнительное задание для тех, кто быстро справился с предыдущими заданиями.

Память - 1

1.                              При выключении компьютера вся информация стирается ...

в оперативной памяти
на гибком диске
на жестком диске
на CD-ROM диске

2.                              Оперативная память служит для ...

обработки информации
обработки одной программы в заданный момент времени
запуска программ
хранения информации

3.                              Винчестер предназначен для ...

для постоянного хранения информации, часто используемой при работе на компьютере
подключения периферийных устройств к магистрали
управления работой ЭВМ по заданной программе
хранения информации, не используемой постоянно на компьютере

4.                              Внешняя память служит для ...

хранения информации внутри ЭВМ
хранения оперативной, часто изменяющейся информации в процессе решения задачи
обработки информации в данный момент времени
долговременного хранения информации независимо от того, работает ЭВМ или нет

5.                              Укажите верное высказывание:

внутренняя память - это память высокого быстродействия и ограниченной емкости
внутренняя память предназначена для долговременного хранения информации
внутренняя память производит арифметические и логические действия

6.                              ПЗУ - это память, в которой хранится...

информация, присутствие которой постоянно необходимо в компьютере
исполняемая в данный момент времени программа и данные, с которыми она непосредственно работает
программы, предназначенные для обеспечения диалога пользователя с ЭВМ
информация, когда ЭВМ работает

7.                              Запись и считывание, информации в дисководах для гибких дисков осуществляются с помощью...

сенсорного датчика
лазера
магнитной головки
термоэлемента

8.                              44-скоростной CD-ROM дисковод ...

читает только специальные 44-скоростные CD-ROM диски
имеет 44 различные скорости вращения диска
имеет в 44 раза меньшую скорость вращения диска, чем односкоростной CD-ROM
имеет в 44 раза большую скорость вращения диска, чем односкоростной CD-ROM

9.                              Чему равен 1 Кбайт? ...

1000 бит
1000 байт
103 байт
210 байт

10.                          Какое устройство обладает наименьшей скоростью обмена информацией?

CD-ROM дисковод
дисковод для гибких дисков
микросхемы оперативной памяти
жесткий диск


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока с использованием интерактивной доски

Разработка урока английского языка с использованием интерактивной доски. Тема: "Клуб Микки Мауса" . На уроке ребята повторяют изученный материал.Лексические единицы: профессии, животные, прилагательны...

Статья: "Интегрированные уроки с использованием интерактивного оборудования как одно из средств привития интереса к предмету «Технология»."

Интеграция предметов в современной школе - реальная потребность времени, необходимо всем тем, кто заинтересован в формировании всесторонне развитой личности, а также всем, кто занимается вопросами баз...

Урок с использованием интерактивной доски по теме "Преобразование информации по заданным правилам"

Урок с использованием интерактивной доски по теме "Преобразование информации по заданным правилам" для 5 класса по учебнику Босовой Л.Л.. Использовалась программа Notebook....

Урок с использованием интерактивной доски: Расчеты с использованием MS Excel

урок предназначен для учителей информатики.Создан в программе Smart Noteboot....

Урок с использованием интерактивной доски Promethean ActivBoard. Тема урока "Цилиндр"

В данном уроке даны описания решений типовых задач В11 по теме "Тела в пространстве (Стереометрия. Объемы тел)". Взята отдельная тема "Цилиндр" и разобраны задания, выносимые в 11 классе на Единый Гос...

Открытый урок с использование интерактивной презентации

Открытый урок для 4 класса, тема "Зоопарк". Весь урок построен на использование презентации, которая может быть использована как обычная презентация, а также с ней можно работать на интерактивной доск...

Конспект урока по информатике. Тема: Файлы и файловая система. 8 класс

Урок обобщения и закрепления пройденного материала.Ребята должны показать теоретические знания основных понятий, научиться анализировать и систематизировать информацию.Оценивать работу на уроке будут ...