ИКТ на уроке и не только…
статья по информатике и икт

Современное общество стремительно развивается. И этому в большой степени способствуют информационные технологии и возможность их применения в различных сферах деятельности человека. Нам хотелось бы привести примеры распространения мультимедийных и сетевых технологий, которые позволяют расширить возможности использования ИКТ в школе.

ИКТ – это информационные и коммуникационные технологии, в состав которых входят различные цифровые технологии, с помощью которых можно создать, сохранить, распространить, передать определенную информацию или оказать услуги. Очевидно, что без умения пользоваться их возможностями современный человек просто не может существовать.

Так как же получить эти необходимые навыки? Во-первых, человек может освоить возможности использования современного компьютера самостоятельно с помощью специальной литературы. Можно также закончить соответствующие курсы. Но прежде всего определенные навыки необходимо выработать уже в период школьного обучения. И чем шире будет спектр этих освоенных навыков, тем успешнее может быть старт будущего выпускника. Таким образом, уровень оснащения и компьютеризации каждой отдельной школы является важной составляющей уровня образования в целом. Можно смело утверждать, что ИКТ «являются одним из важнейших инструментов обеспечения доступности образования, инструментом, обуславливающим эффективность всех процессов школьной деятельности от управления образованием до воспитания» [1].

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_berezina.doc132.5 КБ

Предварительный просмотр:

Березина О.Е., учитель физики и информатики ГБОУ школа № 507 Московского района СПб

Якутина И.Б., учитель истории ГБОУ СОШ № 376, педагог доп. образования ДДЮТ Московского района СПб

ИКТ на уроке и не только…

Современное общество стремительно развивается. И этому в большой степени способствуют информационные технологии и возможность их применения в различных сферах деятельности человека. Нам хотелось бы привести примеры распространения мультимедийных и сетевых технологий, которые позволяют расширить возможности использования ИКТ в школе.

ИКТ – это информационные и коммуникационные технологии, в состав которых входят различные цифровые технологии, с помощью которых можно создать, сохранить, распространить, передать определенную информацию или оказать услуги. Очевидно, что без умения пользоваться их возможностями современный человек просто не может существовать.

Так как же получить эти необходимые навыки? Во-первых, человек может освоить возможности использования современного компьютера самостоятельно с помощью специальной литературы. Можно также закончить соответствующие курсы. Но прежде всего определенные навыки необходимо выработать уже в период школьного обучения. И чем шире будет спектр этих освоенных навыков, тем успешнее может быть старт будущего выпускника. Таким образом, уровень оснащения и компьютеризации каждой отдельной школы является важной составляющей уровня образования в целом. Можно смело утверждать, что ИКТ «являются одним из важнейших инструментов обеспечения доступности образования, инструментом, обуславливающим эффективность всех процессов школьной деятельности от управления образованием до воспитания» [1].

Не будем останавливаться на преподавании самого предмета «Информатика», а обозначим те возможности, которыми ИКТ может способствовать лучшему построению урока, причем по различным дисциплинам. Учитывая, что почти 90% информации человеку предоставляет зрение, важным процессом является визуализация предоставляемой ученикам информации. В этом учителю поможет создаваемая им самим (или другим автором) и подобранная к теме урока презентация. Следует только учитывать правила её создания. Она ни в коем случае не должна быть перегружена, особенно текстом! Презентация (или её фрагмент) может быть использована на одном из этапов урока в качестве творческого задания. Это может быть, например, кроссворд или викторина.

Для создания эмоционального фона урока эффективно использовать музыкальные файлы. Это особенно важно на уроках, нацеленных на творческое развитие учащихся (литература, ИЗО, искусство, МХК, музыка).

Без ИКТ-технологий не представляется возможным провести ни одно школьное мероприятие, которое, как правило, начинается с российского гимна.  На любом праздничном концерте звучит не только живая музыка, но и записанная на электронном носителе. И День науки не обходится без ИКТ-технологий. С их помощью можно продемонстрировать не только презентацию к выступлению, но и физический или химический опыт; провести деловую игру.

Применение ИКТ также позволяет учителю оперативно получить срез знаний учащихся по конкретной теме. И это практически всегда используется при проведении различных проверок уровня усвоения предметов как при внутреннем, так и при внешнем мониторинге. Причем, проводимый на платформе Google анализ, позволяет в доступной форме представить полученные результаты. Это могут быть как таблицы, так и различного рода графики и диаграммы.

Проверка знаний учащихся может помочь и при выборе направления их исследовательских работ. Например, проведенный в нашей школе среди учащихся средней и старшей школы опрос «Современные школьники об истории географических открытий XVIII – начала XIX века» позволил установить, что наименее известным среди подростков является имя вице-адмирала Василия Михайловича Головнина. Это дало толчок к исследовательским работам о влиянии «инцидента Головнина» на начало и развитие русско-японских отношений, в том числе и в настоящее время. Результаты данных исследований были представлены на городском историко-краеведческом конкурсе исследовательских работ учащихся «Географы и путешественники Петербурга», проводимом РГО, а также на II Всероссийских молодёжных историко-археологических чтениях в г. Архангельск. Кроме того, материал, предоставленный прямым потомком вице-адмирала – П.А.Головниным из его личного архива, позволил нам принять участие в конкурсе «Моя семейная реликвия», проводимого в рамках Всероссийского форума «Крепка семья – крепка Россия». Таким образом, это исследование не было просто выступлением на конкурсе, а переросло в настоящий масштабный проект.

Именно в проектной деятельности ИКТ-технологии занимают особое место. Они позволяют объединить все этапы проекта в единое целое, создать и продемонстрировать конечный продукт. Приведем несколько примеров.

 «Санкт-Петербург третьего тысячелетия». Рассмотрим, как ИКТ-технологии позволили команде нашей школы стать призерами этого районного конкурса. Мы гордимся тем, что за Санкт-Петербургом закрепился статус культурной столицы. Наших учащихся, занимающих активную жизненную позицию, волнуют проблемы города, в котором они живут. И им небезразлично, как именно они будут решаться. Среди наиболее острых проблем в Санкт-Петербурге стоит предотвращение и профилактика вандализма. Вандалы наносят огромный, иногда непоправимый, ущерб нашему городу. На устранение последствий актов вандализма тратятся колоссальные средства из бюджета города. Одной из самых распространённых форм вандализма стало граффити. Члены команды сфотографировали уличную выставку картин Русского музея, подвергшуюся атакам вандалов. Им удалось сделать и снимок скульптуры «Русского витязя», установленного на Нарвских триумфальных воротах, которая пострадала от рук вандала 24 октября 2011 года, а впоследствии сфотографировать и результат реставрации памятника.

Мы остановили свой выбор на теме вандализма в том числе и потому, что мы можем и сами повлиять на изменение ситуации в лучшую сторону. Для этого только нельзя оставаться равнодушными. Участвуя в данном проекте, ребята провели ряд волонтерских акций: подготовили проект социальной рекламы; участвовали в благоустройстве территории вокруг школы; старшеклассники провели урок-профилактику в начальной школе. Учащиеся школы выпустили газету с фотографиями надписей на стенах домов и в подъездах, которые мы предварительно обследовали. Нам кажется, что для успешного проведения акций по профилактике вандализма необходимо, прежде всего, напомнить ребятам, как красив наш город, как важно способствовать сохранению его культурно-исторического наследия. И в этом нам помогли ИКТ-технологии. Тема разговора на уроке была зашифрована. На плазменном экране перед учениками появлялся стихотворный текст-загадка из книги Ефима Ефимовского «Петербург в загадках». Один стихотворный текст был составлен самими старшеклассниками, так как в книге такого четверостишия не нашлось. Это оказался самый трудный вопрос кроссворда, но дети в конечном итоге с ним всё-таки справились. При правильном решении заполнялись строчки в кроссворде, и на экране появлялась фотография объекта. Потом были показаны памятники, пострадавшие от рук вандалов, и старшеклассники дали разъяснение к статьям Уголовного кодекса РФ. Всё это снималось на видео. Кроме профилактической работы по предотвращению вандализма среди подростков, проведение этой игры способствовало изучению исторического наследия Санкт-Петербурга, находящегося в том числе и под охраной ЮНЕСКО.

«Грозное оружие морских глубин» – это знакомство с Санкт-Петербургом как родиной отечественного подводного флота. Нам удалось на протяжении нескольких лет заниматься исследованием этой темы, постепенно расширяя и углубляя свои знания. Кроме того, за эту исследовательскую работу (посвященную в том числе и семейным традициям в деле создания подводного флота) был получен диплом I степени на Санкт-Петербургском историко-патриотическом конкурсе «Морской венок славы: моряки на службе Отечеству» в номинации: электронная презентация. При создании своего рода справочника о памятниках морякам-подводникам на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области, многие сведения были взяты из Интернета.

«Авиация и космонавтика в городской топонимике». Впервые идея такого исследования пришла из-за того, что в нашем Московском районе много названий, связанных именно с этой тематикой. Так родилась первая статья шестиклассниц, опубликованная в сборнике, посвященном 90-летию Московского района. Впоследствии были проанализированы данные по всем городским районам и выявлены названия, связанные с авиацией и космонавтикой. И лидерство разделил Приморский и Московский район. В перспективе нам хочется создать электронный справочник по всему городу, а пока готова только часть по нашему району.

Можно привести ещё несколько крупных проектов, которые осуществляются нашими учащимися. И ни один из них не обходится без ИКТ. Остановимся на одном из последних достижений. Это – выпуск школьной газеты. В подготовке принимают участие учащиеся старших классов. Есть и корреспонденты, и редактор, и корректор, и выпускающие. Это своего рода предпрофильная подготовка – знакомство с профессиями. В этом же смысле можно рассматривать и создание учащимися виртуальных экскурсий как знакомство с профессией экскурсовода, и в какой-то степени архитектора. Впереди у нас городской фотоконкурс «Профессии, которые мы выбираем», где также не обойтись без ИКТ-технологий.

И хотя наша школа не является наиболее продвинутой в области внедрения ИКТ в учебный процесс, тем не менее проводится большая работа с их применением не только в самом учебном процессе, во внеурочной и внешкольной деятельности, но и для осуществления различного рода коммуникаций, о которых надо говорить отдельно. Пока же хотелось, и как нам кажется, удалось показать перспективы комплексного использования ИКТ (рис. 1), роль которых становится более значимой в плане интеллектуального и эстетического развития подростков и взрослых.

[1] https://otherreferats.allbest.ru/programming/00010325_0.html


        Школьная газета  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по литературе «…Только влюблённый имеет Право на звание человека»

-Каждому из нас предстоит по-своему ответить на вопросы, вечноволнующие умы человечества. Как жить? Каким быть? В чем смысл жизни? Что такое Любовь?Но есть личности, которые ярко сияют во мраке жизнен...

О технологии Развития критического мышления на уроках и не только.

Статья о использовании на уроках различных стратегий ИКТ Развития критического мышления....

Урок русского языка в 5 классе (урок-исследование) "Подумайте только, как много Значений у слова… (Сколько лексических значений имеет слово?)"

Урок русского языка в 5 классе (урок-исследование) Тема: "Подумайте только, как много            Значений у слова…            (Сколько ...

Игры. Интересное на уроках и не только...

Игра. Факты. Тексты. Помощь в организации некоторых этапов урока....

Статья "Самостоятельная работа и творческие задания на уроке и не только".

 Мастер-класс по составлению синквейнов для учащися и интересующихся.    Ученик,обладающий навыками самостоятельной работы, активнее и глубже усваивает учебный материал, оказывае...

Открытый урок по теме "Только любовью держится и движется жизнь" ( по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети")

Открытый урок по теме "Только любовью держится и движется жизнь" ( по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети")...