Статья "Самостоятельная работа и творческие задания на уроке и не только".
статья на тему

Орлова Светлана Евгеньевна

   Мастер-класс по составлению синквейнов для учащися и интересующихся.

    Ученик,обладающий навыками самостоятельной работы, активнее и глубже усваивает учебный материал, оказывается лучше подготовленным к творческому труду. к самообразованию и продолжению учёбы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 119 с углублённым изучением английского языка Калининского района Санкт-Петербурга

Cамостоятельная работа или творческие задания на уроке, и не только…

Орлова Светлана Евгеньевна,

учитель математики ГБОУ СОШ № 119

с углублённым изучением английского языка

Калининского района Санкт-Петербурга

2016

 Cамостоятельная работа или творческие задания на уроке.

   Большое значение с точки зрения активизации мышления учащихся имеет  самостоятельная работа. Говоря о формировании у школьников самостоятельности, необходимо  иметь ввиду две тесно связанные между собой задачи. Первая из них  заключается  в том,  чтобы  развить   у   учащихся   самостоятельность   в   познавательной деятельности, научить их  самостоятельно  овладевать  знаниями,  формировать своё мировоззрение;  вторая  —  в  том,  чтобы  научить  их  самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности.

    Самостоятельная работа не самоцель. Она является  средством  борьбы  за глубокие и прочные знания учащихся, средством формирования у них  активности и самостоятельности как черт личности, развития их умственных  способностей. Ребёнок,  в  первый  раз   переступающий   порог   школы,   не   может   ещё самостоятельно ставить цель своей деятельности, не в силах  ещё  планировать свои  действия,  корректировать  их  осуществление,  соотносить   полученный результат с поставленной целью. В  процессе  обучения  он  должен  достичь  определённого    достаточно высокого уровня самостоятельности,  открывающего  возможность  справиться  с разными заданиями, добывать новое в процессе решения учебных задач.

В дидактике под самостоятельной работой ученика понимают такую его деятельность, которую он выполняет без непосредственного участия учителя, но по его заданию, под его руководством и наблюдением. Ученик, обладающий навыками самостоятельной работы, активнее и глубже усваивает учебный материал, оказывается лучше подготовленным к творческому труду, к самообразованию и продолжению учебы.

В условиях научно-технической революции быстрое «старение» сведений вызывает необходимость непрерывного пополнения знаний. Однако самопроизвольное формирование рациональных приёмов учения протекает медленно и малоэффективно. Поэтому школьников нужно учить методам самостоятельной учебной работы.

Можно выделить такие виды самостоятельной работы учащихся, как: работа с книгой, учебной и справочной литературой, составление конспектов, решение задач и выполнение упражнений, лабораторные работы и фронтальный эксперимент, работа с раздаточным материалом, рецензирование ответов и выступлений товарищей, подготовка сообщений и рефератов, наблюдение опытов и построение умозаключений на основе их результатов, продумывание и конструирование схем и установок, изготовление некоторых приборов и учебных пособий, выполнение практических заданий во время экскурсий, постановка опытов и выполнение наблюдений в домашних условиях.

По основной дидактической цели самостоятельную работу можно разделить на работу, направленную на:

1) приобретение и расширение знаний;

2) овладение умениями и навыками;

3) применение знаний, умений, навыков.

При выборе конкретного метода планируемой самостоятельной работы, учитель обязательно должен учитывать индивидуальные особенности учащихся. Задания, предлагаемые для самостоятельного выполнения, должны иметь ясную цель, однозначно определённую методику его выполнения и вызывать у них интерес. Последнее достигается новизной содержания или формы задания, раскрытием практического значения рассматриваемого вопроса, исследовательским характером заданий.

    Самостоятельная работа оказывает  значительное  влияние  на  глубину  и

прочность  знаний  учащихся  по  предмету,  на  развитие  их  познавательных

способностей, на темп усвоения нового материала.

    Практический опыт учителей показал, что:

 1.  Систематически  проводимая  самостоятельная  работа  (с  учебником  по

    решению задач,  выполнению  наблюдений  и  опытов)  при  правильной  её организации способствует получению учащимися более глубоких  и  прочных  знаний по сравнению с  теми,  которые  они  приобретают  при  сообщении  учителем готовых знаний.

 2. Организация выполнения учащимися разнообразных по дидактической цели  и  содержанию   самостоятельных    работ    способствует    развитию    их познавательных и творческих способностей, развитию мышления.

 3. При тщательно продуманной  методике  проведения  самостоятельных  работ ускоряются темпы формирования у учащихся умений и навыков практического  характера, а это в свою  очередь  оказывает  положительное  влияние  на  формирование познавательных умений и навыков.

 4. С течением  времени  при  систематической  организации  самостоятельной работы на уроках и сочетании её с различными видами домашней работы  по предмету, у учащихся вырабатываются  устойчивые  навыки самостоятельной работы. В результате для выполнения примерно  одинаковых  по  объёму  и степени трудности работ учащиеся затрачивают значительно меньше времени по сравнению с  учащимися  таких  классов,  в  которых  самостоятельная работа совершенно  не  организуется  или  проводится  нерегулярно.  Это позволяет постепенно наращивать темпы изучения программного  материала, увеличить время на решение задач, выполнение экспериментальных работ  и других видов работ творческого характера.

   

    Каждый педагог стремится к профессиональной самореализации и совершенствованию своего мастерства. Педагогический опыт складывается не только в использовании традиционных форм обучения, но и нетрадиционных, инновационных технологий и т.д. Одним из эффективных методов развития ребенка, который позволяет быстро  получить результат, является работа над  созданием нерифмованного стихотворения, синквейна.               Слово «синквейн» пришло к нам из французского языка и переводится как «пять». Следовательно, синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк.    В начале 20 века форму синквейна  (пятистрочная стихотворная форма ) разработала американская поэтесса Аделаида Крэпси, опиравшаяся на знакомство с японскими поэтическими миниатюрами хайку и танка. Синквейны вошли  в ее посмертное собрание стихотворений, изданное в 1914 году. Существует несколько разновидностей синквейна:  традиционный, обратный, зеркальный, дидактический и т.д.Дидактический  синквейн : текст основывается не на слоговой зависимости, а на содержательной.                                       Считается, что синквейн возник, основываясь на принципах создания восточных поэтических форм. Изначально большое значение придавалось количеству слогов в каждой строчке, расстановке ударений. Но в педагогической практике всему этому не уделяется много внимания. Основной акцент делается на содержание и на принципы построения каждой из строк.                                                                                                   Правила построения синквейна

  • Первая строчка стихотворения — это его тема. Представлена она всего одним словом и обязательно существительным.
  • Вторая строка состоит из двух слов, раскрывающих основную тему, описывающих ее. Это должны быть прилагательные. Допускается использование причастий.
  • В третьей строчке, посредством использования глаголов или деепричастий, описываются действия, относящиеся к слову, являющемуся темой синквейна. В третьей строке три слова.
  • Четвертая строка — это уже не набор слов, а целая фраза, при помощи которой составляющий высказывает свое отношение к теме. В данном случае это может быть как предложение, составленное учеником самостоятельно, так и крылатое выражение, пословица, поговорка, цитата, афоризм, обязательно в контексте раскрываемой темы.
  • Пятая строчка — всего одно слово, которое представляет собой некий итог, резюме. Чаще всего это просто синоним к теме стихотворения.                                                                  При написании синквейна в дидактической практике допускаются незначительные отклонения от основных правил его написания. Так, например, может варьироваться количество слов в одной или нескольких строчках и замена заданных частей речи на другие.

  Перед учителем появляется большое количество разнообразных методов обучения. В последнее время меня и как учителя-предметника, и как классного руководителя стал привлекать синквейн, и его дидактические и воспитательные возможности.                           Как использовать синквейны на уроке , и не только?                                                                  Тема, выбранная для составления синквейна должна быть близкой и интересной учащимся. Лучших результатов можно достигнуть, если есть простор для эмоциональности, чувственности.                                                                                                                 Не всегда дети сразу включаются в работу. Затруднения могут быть связаны с необходимостью анализа, осмысления темы или вопроса, недостаточностью словарного запаса, непониманием определенных терминов, страхом ошибиться. Чтобы помочь ребятам, возникает необходимость задавать наводящие вопросы, расширять кругозор, поощрять любое стремление учеников, отвечать на возникающие у них вопросы.     Основной задачей учителя, применяющего метод синквейна на уроке, является необходимость продумать чёткую систему логически взаимосвязанных элементов, воплощение которых в образы позволит учащимся осмыслить и запомнить материал предмета.                                                                                                                                          Как научить детей писать синквейн?                                                                                                В первую очередь, необходимо рассказать, что синквейн — это стремление уместить в короткой форме свои знания, мысли, чувства, эмоции, ассоциации, это возможность выразить свое мнение, касающееся любого вопроса, предмета, события, явления, которое и будет являться основной темой произведения. Затем нужно объяснить основные правила написания пятистишия, для наглядности привести несколько примеров. И только после этого учитель объявляет тему, оговаривая время, отведенное на данную работу.                                    После завершения творческого процесса, дети, по желанию, зачитывают свои стихотворения. Если работа проходила, например, в качестве домашнего задания, учитель может зачитать (или попросить сделать это автора произведения) наиболее интересные варианты. В качестве примера можно попробовать составить один общий синквейн, записав его на доске. Допускается работа в парах или группах. Но наиболее эффективной считается индивидуальная работа, так как она позволяет учителю понять глубину понимания материала каждым из учеников.                                                                      Области применения.                                                                                                       Синквейн как метод обучения универсален. Его можно применять к темам любого предмета школьной программы, на любом учебном предмете, для учащихся разного возраста. Он позволяет заинтересовать учащихся, помогает лучше понять и осмыслить изучаемый материал. Составлять пятистишие достаточно просто, поэтому использовать его допустимо в работе с детьми любого возраста.                                                                Синквейн — это особое стихотворение, которое является результатом анализа и синтеза уже имеющихся или только что полученных данных. Его можно использовать на стадии вызова, когда дети, еще до ознакомления с новой темой, составляют стихотворение, исходя из той информации, которая им известна на данный момент. Это позволяет учителю понять, что уже знают ребята по данному вопросу и даст возможность подкорректировать ту информацию, которую необходимо донести до детей для правильного усвоения ими материала.                                                                                            На стадии осмысления написание синквейна позволяет учителю оценить, как учащиеся понимают изучаемую тему, разнообразит учебный процесс, делает его более интересным, ведь синквейн — это и игровая деятельность. В данном случае методика является сменой деятельности, способствующей некоторой эмоциональной разгрузке школьников.                        А можно использовать на стадии рефлексии. Мысль, переведенная в образ, позволяет учителю оценить уровень понимания изученного материала учащимися. Синквейн относят к быстрому, но очень мощному инструменту рефлексии.

Составление синквейна — это творческая деятельность и чаще применяется при изучении гуманитарных предметов – литературы, истории. Но для того, чтобы разнообразить учебный процесс, сделать его более интересным, можно использовать данный приём и на уроках физико-математического цикла. Например, после ознакомления с темой «Свет», учитель физики может предложить детям составить синквейн.

Свет

Ответьте, используя прилагательные, какой он? Яркий, теплый

Расскажите, используя глаголы, что он делает? Горит, озаряет, мерцает.

Составьте предложение или словосочетание, которое выражает отношение к теме, и является своеобразным выводом. Необходим людям.

Подведите итог, выразив его одним словом. Сияние.

Варианты работы с синквейном

Помимо традиционного составления синквейна, возможны и другие виды работы с пятистишиями на уроке:

1) Составить рассказ, основой которого послужит уже готовое стихотворение. Желательно, при его составлении, использовать слова и фразы, использованные в заданном синквейне.

2)  Отредактировать готовый синквейн, с целью усовершенствовать его.

3) Дописать синквейн. Для этого нужно проанализировать заданное стихотворение, определить недостающую часть и заполнить ее. Например, можно предложить стихотворение, в котором не указана тема. Применяя слова, ее характеризующие и раскрывающие, учащиеся должны понять, о чем идет речь:

                                                                    . . . . .

Мимолетное, замирающее
Бежит, останавливается, лечит
Потрясающее явление
Жизнь.

Дети должны определить, что тема данного синквейна — «Время».

Достоинства метода

При составлении синквейна на уроках:

  • повышается интерес к изучаемому материалу;
  • развивается образное мышление;
  • развиваются творческие способности учащихся;
  • совершенствуются коммуникативные навыки и умения емко и лаконично выражать свои мысли;
  • развивается мышление и воображение;
  • вырабатывается способность к анализу;
  • уменьшается время, отводимое на запоминание информации;
  • расширяется словарный запас.

Составление синквейна на уроке занимает сравнительно немного времени, но при этом он является эффективным способом развития образной речи, который способствует быстрому получению результата.

В ходе работы по данной методике ученики способны не только углубить свои знания по любой теме, но и усовершенствовать умения работать самостоятельно с дополнительными источниками информации, планировать свою учебную деятельность.

   Ежегодно в нашей школе проходит традиционный праздник «День добра и взаимопомощи». В программе этого праздника всегда планируются внеурочные и внеклассные мероприятия. В последнее время я провожу мастер-класс для учащихся по составлению синквейнов. Для меня это не разовое мероприятие, так как уже на протяжении более пяти лет я использую синквейны и на уроках математики, и во внеклассной работе с учащимися.

Цели мастер-класса:                                                                                                                                                 -поддержание устойчивого интереса к изучению математики и других учебных предметов,                                 -продолжение учебно-воспитательного процесса, начатого на уроке.

Задачи:                                                                                                                                                                    -узнать, что такое  «синквейн»;                                                                                                                   - познакомиться с правилами составления синквейна;                                                                                                          - попытаться самим учащимся составить синквейны;                                                                                                                                   - оформить составленные синквейны в виде стенгазет в целях повышения интереса к занятию.                                                                                                                                                                 Перед занятием класс был разделен на группы с помощью цветных жетонов, на обратной стороне которых были написаны слова: весна, школа,урок, математика, химия, биология.  Вначале учащиеся узнали, что такое «синквейн», познакомились с правилами составления синквейна.                                                                                                                             Познакомившись с правилами составления синквейна, ребята сами попытались составить их на выбранные слова, обсудили свои синквейны в группах, наиболее удачные прочитали  вслух, отобрали для газеты.                                                                                                                     В дальнейшем работа шла в группах. Каждая группа оформила свою газету, используя составленные синквейны, краски «экологические», рисуя пальцами рук. В каждой группе были свои художники, редакторы, оформители и т.д.                                                    Оформленные газеты были вывешены в холле школы для всеобщего обозрения.                         Итоги мастер-класса:                                                                                                                                                   - Наблюдая за детьми  было видно, что им очень интересно. Кроме умения составлять синквейны они получили эмоциональный заряд. Ребята увлеченно рассматривали друг у друга газеты, читали синквейны, фотографировались.                                                                  - Учащиеся научились составлять синквейны. И это умение сейчас используется на уроках по различным предметам  в 6-11 классах.                                                                                                               -На первых порах не все учащиеся справляются с подобным занятием. Связано это с недостаточным словарным запасом, индивидуальными особенностями школьника. Но при систематическом использовании синквейна ребята начинают свободно овладевать этим приемом. Расширяется словарный запас. Таким образом, синквейн является одним из методов развития ребенка любого школьного возраста, формой свободного творчества.

Синквейн — это анализ и синтез информации, игра слова. Это поэзия, которая способствует творческому саморазвитию и красивому выражению своих мыслей. Это способ написания оригинальных и красивых стихотворений.( В альбом выпускного 9 класса моя коллега, после мастер-класса для педагогов, составила синквейны для каждого). Именно поэтому синквейн, как метод обучения, приобретает всё большую популярность и всё чаще применяется в образовательном процессе.

Приложение:

  1. Рецепт «Экологических» красок,  Панюкова Н.П., учитель химии и биологии МОУ СОШ села Большелуг Корткеросского района Республики Коми.
  2. Презентация «Синквейн на уроках математики, и не только…», автор Орлова С.Е., учитель математики ГБОУ СОШ № 119 с углублённым изучением английского языка Калининского района Санкт-Петербурга, 2012

Приложение 1

Рецепт ярких «экологических» красок:                                                                                                              1 столовая ложка муки                                                                                                                                           1 стол. ложка соли « Экстра»                                                                                                                          1 стол. ложка растительного масла                                                                                                       Немного гуаши  соответствующего цвета                                                                                                                   Тщательно размешать, разбавить водой до консистенции сметаны. Можно рисовать пальцами руки, салфеткой.

            Литература:

- Бахман Е.В. Синквейны на уроках химии. Школа: день за днем.

- Душка Н. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников; журнал «Логопед» №5 (2005).

- Ягодин Г.А. Педагогические технологии на уроках биологии. Биология. Приложение к газете «Первое сентября» - 2010 №16.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческие задания на уроках музыки.

Я предлагаю примеры творческих заданий, которые использую на своих уроках. Надеюсь, что они помогут Вам при подготовке к уроку....

Использование творческих заданий на уроке иностранного языка.

Использование творческих заданий на уроке иностранного языка....

Проверочная работа и творческое задание по внеклассному чтению для 6-8 классов по циклу книг К.С. Льюиса "Хроники Нарнии".

Проверочные вопросы на знание материала двух частей из цикла К.С. Льюиса "Хроники Нарнии" (1 книга: "Лев, колдунья и платяной шкаф", 2 книга: "Принц Каспиан") + творческое задание. [[{"type":"med...

Из опыта работы "Система творческих заданий как основа формирования качеств творческой личности"

В работе представлена система творческих заданий по музыке, используемых в урочное и внеурочное время с целью развития творческого потенциала учащихся и формирования качеств творческой личности. Залог...

Обобщение опыта «Творческие задания на уроках русского языка и литературы как средство развития творческих способностей учащихся»

Как почувствовать вкус родного слова? Как помочь ученику успешно развивать своё речевое творчество? Как побудить к созданию стихотворений, сказок, рассказов? Эти вопросы постоянно задаёт себе современ...

Опыт работы "Развитие креативных способностей школьников средствами творческих заданий на уроках информатики и во внеурочной деятельности, как средство активации познавательной деятельности учащихся."

Опыт работы Развитие креативных способностей школьников средствами творческих заданий на уроках информатики и во внеурочной деятельности, как средство активации познавательной деятельности учащихся....