Использование электронных изданий учебного назначения как способ оптимизации образовательной деятельности
статья по информатике и икт

Русакова Наталия Александровна

Статья посвящена вопросам использования электронных изданий учебного назначения в образовательном процессе в целях его оптимизации 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_el._izdaniya_uch._naznacheniya.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование электронных изданий  учебного назначения как способ оптимизации образовательной деятельности

В последние годы все большую популярность в сфере образования   приобретают электронные издания   учебного назначения. Необходимость их внедрения и применения диктуется как  требованиями ФГОС, так и федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»[1]. Так, в ст. 18 данного федерального закона отмечается следующее: «В организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в целях обеспечения реализации образовательных программ формируются библиотеки, в том числе цифровые (электронные библиотеки), обеспечивающие доступ к профессиональным базам данных, информационным  справочным и поисковым системам, а также информационным ресурсам. Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными учебными изданиями, методическими и периодическими изданиями по всем входящим в реализуемые основные образовательные  программы учебным предметам, курсам, дисциплинам, модулям». [1, ст.18].

Изначально это проявлялось в создании электронных копий традиционных учебников, но сейчас все чаще речь идет о многофункциональных образовательных электронных изданиях, представляющих собой новейшие разработки, соответствующие передовому мировому уровню,  полноценных электронных образовательных ресурсах. «Электронный образовательный ресурс (ОЭР)- образовательный ресурс, представленный в электронно-цифровой форме и включающий в себя структуру, предметное содержание и метаданные о них [2].

Основными дидактическими целями использования подобных образовательных электронных изданий в обучении являются сообщение сведений, формирование и закрепление знаний, формирование и совершенствование умений и навыков, контроль усвоения и обобщение.

Многофункциональные образовательные электронные издания позволяют:

  • организовать разнообразные формы деятельности обучаемых по самостоятельному извлечению и представлению знаний;
  • применять весь спектр возможностей современных информационных технологий в процессе выполнения разнообразных видов учебной деятельности, в том числе, таких как регистрация, сбор, хранение, обработка информации, интерактивный диалог, моделирование объектов, явлений, процессов, функционирование лабораторий (виртуальных, с удаленным доступом к реальному оборудованию) и др.;
  • использовать в учебном процессе возможности технологий мультимедиа, гипертекстовых и гипермедиа систем;
  • диагностировать интеллектуальные возможности обучаемых, а также уровень их знаний, умений, навыков, уровень подготовки к конкретному занятию;
  • управлять обучением, автоматизировать процессы контроля результатов учебной деятельности, тренировки, тестирования, генерировать задания в зависимости от интеллектуального уровня конкретного обучаемого, уровня его знаний, умений, навыков, особенностей его мотивации;
  • создавать условия для осуществления самостоятельной учебной деятельности обучаемых, для самообучения, саморазвития, самосовершенствования, самообразования, самореализации;
  • работать в современных телекоммуникационных средах, обеспечить управление информационными потоками.

Основными видами компьютерных средств учебного назначения, которые могут рассматриваться как компоненты образовательного электронного ресурса, являются:

  • сервисные программные средства общего назначения,
  • программные средства для контроля и измерения уровня знаний, умений и навыков обучающихся,
  • электронные тренажеры,
  • программные средства для математического и имитационного моделирования,
  • программные средства лабораторий удаленного доступа и виртуальных лабораторий,
  • информационно-поисковые справочные системы,
  • автоматизированные обучающие системы,
  • электронные учебники,
  • экспертные обучающие системы,
  • интеллектуальные обучающие системы,
  • средства автоматизации профессиональной деятельности (промышленные системы или их учебные аналоги).

Электронные учебные издания существенно повышают качество визуальной и аудиоинформации, она становится ярче, красочнее, динамичнее. Огромными возможностями обладают в этом плане современные технологии мультимедиа. Кроме того, при использовании электронных учебников в обучении коренным образом изменяются способы формирования визуальной и аудиоинформации. Если традиционная наглядность обучения подразумевала конкретность изучаемого объекта, то при использовании компьютерных технологий становится возможной динамическая интерпретация существенных свойств не только тех или иных реальных объектов, но и научных закономерностей, теорий, понятий.

Существенной особенностью образовательных электронных изданий является их интерактивность, наличие обратной связи. Обратную связь в триаде «педагог – электронное издание – обучаемый»  можно разделить на два основных вида: внешнюю и внутреннюю.

Внутренняя обратная связь представляет собой информацию, которая поступает от электронного учебника к обучаемому в ответ на его действия при выполнении упражнений. Такая связь предназначена для самокоррекции учебной деятельности самим обучаемым. Внутренняя обратная связь дает возможность обучаемому сделать осознанный вывод об успешности или ошибочности учебной деятельности. Она побуждает учащегося к рефлексии, является стимулом к дальнейшим действиям, помогает оценить и скорректировать результаты учебной деятельности.

Внутренняя обратная связь может быть консультирующей и результативной. В качестве консультации могут выступать помощь, разъяснение, подсказка, наталкивание и т.п. Результативная обратная связь также может быть различной: от сообщения обучаемому информации о правильности решенной задачи до демонстрации правильного результата или способа действия.

Информация внешней обратной связи поступает к педагогу, проводящему компьютеризированное обучение, и используется им для коррекции как деятельности обучаемого, так и режима функционирования образовательного электронного издания.

«Электронный учебник часто дополняет обычный, а особенно эффективен в тех случаях, когда он: обеспечивает практически мгновенную обратную связь; помогает быстро найти необходимую информацию (в том числе контекстный поиск), поиск которой в обычном учебнике затруднен; существенно экономит время при многократных обращениях к гипертекстовым объяснениям; наряду с кратким текстом - показывает, рассказывает, моделирует и т.д. (именно здесь проявляются возможности и преимущества мультимедиа-технологий) позволяет быстро, но в темпе наиболее подходящем для конкретного индивидуума, проверить знания по определенному разделу»[6]. Таким образом, применение электронных  образовательных ресурсов позволяет педагогу грамотно выстроить индивидуальную образовательную траекторию обучающегося. Расширение ресурсов печатного учебника мультимедийными и интерактивными элементами, тестами и виртуальными лабораториями создает все условия для индивидуализации процесса обучения.
         Преимущества использования современных информационных технологий при разработке и эксплуатации электронных учебных изданий позволяют максимально адаптировать функционирование таких изданий не только к индивидуальным особенностям каждого участника образовательного процесса, но и к специфике целой аудитории обучающихся, что дает разработчикам образовательных электронных изданий дополнительные возможности по рубрикации и классификации. В связи с этим система параметров электронных учебных изданий должна быть расширена с помощью одного из возможных значений типа аудитории:

  • Абитуриенты,
  • Исследователи,
  • Менеджеры,
  • Преподаватели,
  • Учащиеся.

По своему методическому назначению образовательные электронные издания и их компоненты можно классифицировать на:

  • обучающие (сообщают знания, формируют умения, навыки учебной или практической деятельности, обеспечивая необходимый уровень усвоения),
  • тренажеры (предназначены для отработки разного рода умений и навыков, повторения или закрепления пройденного материала),
  • контролирующие (предназначены для контроля или самоконтроля уровня овладения учебным материалом),
  • информационно-поисковые и информационно-справочные (сообщают сведения, формируют умения и навыки по систематизации информации),
  • демонстрационные (визуализируют изучаемые объекты, явления, процессы с целью их исследования и изучения),
  • имитационные (представляют определенный аспект реальности для изучения его структурных или функциональных характеристик),
  • лабораторные (позволяют проводить удаленные эксперименты на реальном оборудовании),
  • моделирующие (позволяют моделировать объекты, явления, процессы с целью их исследования и изучения),
  • расчетные (автоматизируют различные расчеты и другие рутинные операции),
  • учебно-игровые (предназначены для создания учебных ситуаций, деятельность обучаемых в которых реализуется в игровой форме),
  • игровые (предназначены для организации досуга, развивающие память, реакцию, внимание и другие качества).

Существуют определенные принципы, составляющие методическую основу разработки электронных учебных пособий:

  • Принцип квантования: материал должен быть разбит на темы, состоящие из модулей, минимальных по объему и замкнутых по содержанию.
  • Принцип полноты: содержание и структура каждого модуля должны определяться так, чтобы пользователь мог получить все знания, приобрести все умения и отработать все навыки, предусмотренные учебным материалом данного модуля.
  • Принцип наглядности: каждый модуль должен состоять из коллекции кадров, в которых текст минимизирован за счет использования визуализации, облегчающей понимание и запоминание новых понятий, утверждений и методов.
  • Принцип ветвления: каждый модуль должен быть связан гипертекстовыми ссылками с другими модулями так, чтобы у пользователя была возможность перехода в любой другой модуль. Принцип ветвления не исключает наличия рекомендуемых переходов, реализующих изучение предмета согласно некоторой методике.
  • Принцип регулирования: учащийся должен иметь возможность управлять сменой кадров, вызывать на экран любое количество примеров, решать необходимое ему количество задач (причем уровень сложности определяется им самим или задается преподавателем), а также проверить себя, ответив на контрольные вопросы и выполнив контрольную работу заданного уровня сложности.
  • Принцип адаптивности: электронное учебное пособие должно допускать адаптацию к нуждам конкретного пользователя в процессе учебы, позволять варьировать глубину и сложность изучаемого материала и его прикладную направленность, применительно к нуждам пользователя генерировать дополнительный иллюстративный материал.
  • Принцип компьютерной поддержки: в любой момент работы пользователь может получить компьютерную поддержку, освобождающую его от рутинной работы и позволяющую сосредоточиться на сути изучаемого в данный момент материала, рассмотреть большее количество примеров и решить больше задач. Причем компьютер не только выполняет громоздкие преобразования, разнообразные вычисления и графические построения, но и совершает математические операции любого уровня сложности, если они уже изучены ранее, кроме того, проверяет полученные результаты на любом этапе решения, а не только окончательный ответ.
  • Принцип собираемости: электронные учебные пособия должны быть выполнены в форматах, позволяющих компоновать их в единые электронные комплексы, расширять и дополнять новыми разделами и темами, а также формировать электронные библиотеки по отдельным дисциплинам.
  • Принцип поэтапного совершенствования:  электронные учебные пособия должны создаваться последовательно в виде версий, каждая из которых проходит соответствующий цикл авторской и редакционно-издательской подготовки»[4].

           Все версии электронных учебных пособий должны быть пригодны для использования в учебном процессе, причем каждая следующая версия является улучшенным и исправленным вариантом предыдущей, учитывающим результаты ее апробации в педагогической практике.

                Не вызывает сомнений, что использование  в учебном процессе информационно-коммуникационных технологий, различных видов электронных образовательных ресурсов следует рассматривать как средства повышения эффективности образовательного процесса, направленные на достижение образовательного результата. Успех же применения этих средств будет всецело зависеть  от педагогического мастерства педагога.  

Библиографический список

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ.
  2. ГОСТ  Р 53620-2009 Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронные образовательные ресурсы. Утв. и введен в действие Приказом федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15.12.2009 № 956 –ст.
  3. ГОСТ  Р 7.0.83-2012  Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Электронные издания. Основные виды и выходные сведения. – М.: Стандартинформ, 2012.  
  4. Зайнутдинова Л.Х. Создание и применение электронных учебников.-Астрахань, 2003.  
  5. Зимина, О.В. Печатные и электронные учебные издания в современном высшем образовании: Теория, методика, практика [Текст] / О.В. Зимина. – М.: Издательство МЭИ, 2013. – С. 149-151.
  6. Жигулина  О.В. Применение электронных учебников в образовательном процессе // Молодой ученый.-2012.-№11.-С. 389-391.
  7. Красильникова В.А. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: теория, методика, практика.-М., 2016.
  8. Почекутова Г.А. Использование электронных учебников в учебном процессе // https : // открытый урок.рф. -20.04.2017.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование нового цифрового и лабораторного оборудования, ЭОР в образовательной деятельности

Сообщение - "Использование нового цифрового и лабораторного оборудования, ЭОР в образовательной деятельности "...

Использование обучающих инновационных технологий, рифмы как основы проективно-образовательной деятельности на уроках английского языка и во внеклассной деятельности.

Статья посвящена описанию различных инновационных приемов и традиционных подходов к обучению английскому языку....

Использование технологии ТРИЗ(теория решения изобретательских задач)в образовательной деятельности по развитию связной речи

Статья опубликована в сборнике научно-методических материалов " Инклюзивное образование: инновационные проекты,методика проведения, новые идеи"...

Использование физических упражнений, как один из способов развития мыслительной деятельности.

Мышление развивается в проблемной ситуации, когда ребёнок сам «собирает» понятия о предмете....

Использовании ИКТ на уроках - один из способов активизации познавательной деятельности обучающихся.

Использовании ИКТ - один из способов активизации  познавательной деятельности обучающихся....