Опыт использования школьного социального интерактивного театра как способа организации внеурочной деятельности .
статья

Cпособствовать формированию ЗОЖ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.35 КБ

Предварительный просмотр:

      Опыт использования    школьного социального интерактивного театра как способа организации внеурочной деятельности .

 

 В последние годы перед школой встает проблема, как же сформировать у детей правильное отношение к своему здоровью, привычку быть здоровым? Помимо этой проблемы есть и более глобальные, например, экологические проблемы, социальные. Как рассказать учащимся о них в доступной и простой форме?  Сложная задача! Поэтому мы предположили, что, выбирая формы внеурочной деятельности с учащимися 5–11 классов, стоит опираться на использование приемов театральной педагогики, т. е.  ведущей внеурочной деятельностью становится театральная. Почему она? В наше время высоких технологий дети, к сожалению, меньше читают, и одним из инструментов, позволяющих преодолеть барьер между ребёнком и творческим наследием прошлых поколений, является театральная деятельность. Постановка мюзиклов, сценок к конкретным школьным мероприятиям, инсценировка сценариев школьных праздников, театральные постановки сказок, эпизодов из литературных произведений – все это направлено на приобщение детей к театральному искусству, музыке и литературе.

 Одной из таких технологий является школьный социальный интерактивный театр. Он позволяет школьникам формировать и повышать социальную компетентность,

, изменять в позитивную сторону ценностных ориентаций и установок;

отказываться от негативных стратегий поведения, помогает открывать новые перспективы и возможности, способствует адаптации к окружающему миру. 

А начинать работу школьного социального интерактивного театра лучше всего со сказок. Детям они понятны и просты, их легко запомнить, и на ряду с этим дети учатся жизненным навыкам, у них формируется понятие о здоровом образе жизни, о необходимости гигиенических процедур, об умении общаться, сопереживать близким, природе, заботиться о ней, охранять.

Именно сказка может в увлекательной и доступной форме не только показать окружающую жизнь, людей, но и их поступки, показать, к чему приводит тот или иной поступок героя, дает возможность примерить на себя и пережить чужую судьбу, чужие чувства, радости и горести. Это уникальная возможность пережить, «проиграть» жизненные ситуации без ущерба для собственной жизни и судьбы ставит сказку в ряд с самыми эффективными способами образовательной работы с детьми. На примере сказочных героев детям гораздо интереснее и легче запоминать любые правила и навыки, направленные на формирование здорового образа жизни, на формирование законопослушного гражданина, патриота, любящего свою родину.

Применение на практике во внеурочной деятельности с учащимися приемов театральной педагогики, позволяет реализовать новый образовательный стандарт максимально эффективно.

На первый план сразу выходит ряд задач: использование сказки как элемента театрализации, как стимулирующего фактора познавательной активности учащихся; расширение общего социального кругозора школьников, формирование социокультурной ориентации учащихся, развития их творческого потенциала.

Перед началом работы в данном направлении следует разработать и реализовать методическую модель использования как дидактических средств театрализации, так и различных видов театра в системе уроков литературы с 5 по 11 класс, с учетом возрастных характеристик детей.

          В зависимости от возраста ребенка можно использовать различные виды сказок:

          Фольклорные сказки, например, «Кот, петух и лиса», «Вершки и корешки», «Петушок и бобовое зернышко», «Репка», «Теремок» можно показывать ученикам 1–2 класса.

Для детей постарше – литературные сказки: «Федорино горе», «Мойдодыр», «Айболит» К. Чуковского;

Для среднего и старшего возраста – сказки современных писателей: «Петька – Микроб» Г.Остера, «Свинья в гостях», «Жадная жаба», «Верное средство» Г.Юдина или сказки М.Пляцковского «Длинная шея», «Сосульки», «Как ослик учился уважать старших».

Существуют сказки на гигиеническую тематику, такие как «Зубик – зазнайка» (авторы: Н.Кубанова и Н.Букреева),где детям близка и понятна «боль» Зубика и «обида» Зубной Щетки, и «самодовольство» микроба  Зубоеда.

Основные приёмы ,которые применимы в работе школьного социального интерактивного театра:

активные действенные формы подачи и усвоения материала;

сюрпризность в подаче материала, что способствует формированию положительной установки на восприятие материала и активизирует возможности восприятия;

эмоциональная значимость материала для ученика;

ролевая игра;

проблемы мира через призму сегодняшней темы, отдельного факта или явления современности;

ориентация на коллективное творчество. Для детей очень важно чувствовать себя личностями, принадлежащими к группе, участвующими в процессе созидания общественных ценностей;

ориентация на достижение конечного творческого результата.

 Театральная деятельность в формате школьного социального интерактивного театра в школе многогранна, она позволяет достичь высоких предметных, метапредметных и личностных результатов, находит свое отражение в различных формах и направлениях образования. На основе театрализованной деятельности можно реализовать практически все задачи воспитания, развития и обучения детей.

Спектакль - это своего рода репрезентативная модель повседневности, с помощью которого можно актуализировать реальные проблемы, демонстрировать негативные последствия поступков, освещать наличие альтернативных вариантов поведения, мотивировать к рефлексии и личным изменениям.
Социальная проблема, поднимаемая в сценариях спектаклей, обсуждается и проживается вместе со зрителями. Выстраивание интерактивного диалога со зрителями осуществляется при участии педагога- психолога.

 Театрализованная деятельность в формате школьного социального интерактивного театра помогает синтезировать все психологические процессы человека: восприятие, мышление, воображение, речь и проявляется в разных видах активности (речевой, двигательной, музыкальной, живописной и пр.). Театрализация развивает память, внимание, образное мышление, воображение, фантазию, устную речь, творческие способности; даёт опыт творческо-созидательной деятельности, сотрудничества, публичного выступления, коллективного социального творчества; снимает «зажимы» и комплексы у обучающихся; – это технология, позволяющая работать в зоне ближайшего развития ребёнка; позволяет создать условия для развития универсальных учебных действий у детей.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт организации внеурочной деятельности. Заварзина Н.Н.

"Кто внимательно наблюдает природу какой-нибудь страны, тот носит у себя в голове большое количество образов, составляющих в своей совокупности некоторое единство; только это единство и может интересо...

Театр, как одна из форм организации внеурочной деятельности детей

В российскую школу пришел новый образовательный стандарт.   Интересным является то, что в рамках ФГОС второго поколения представлен совершенно новый раздел «Внеурочная деятельность». Эт...

Игры с применением компьютера как способ организации внеурочной деятельности школьников

Представлен опыт организации и проведения игр по станциям с применением компьютера для учащихся начальной школы...

Доклад на окружном семинаре "Введение и реализация ФГОС для обучающихся с ОВЗ: опыт, проблемы, перспективы" на тему: "Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ", 2016 год.

Данный материал содержит выступление на окружном семинаре "Введение и реализация ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: опыт, проблемы, перспективы" (2016 год)....

«Опыт организации внеурочной деятельности учащихся с использованием информационных и сетевых технологий»

laquo;Опыт организации внеурочной деятельности учащихся с использованием информационных и сетевых технологий»...

Внутришкольный межпредметный проект, как способ организации внеурочной деятельности

Проект – это форма организации учебного процесса. Полноценный проект «не вписывается» в уроки. Природа проекта и природа урока – принципиально различны. Учебный проект, как ком...

Опыт работы учителя биологии и химии Пыхтиной Натальи Викторовны по организации внеурочной деятельности в школе для обучающихся 9 классов

Проектная деятельность в школе является актуальным методом, который решает очень важные учебные цели и задачи. Это одна из форм организации учебного процесса и внеурочной деятельности, направлена на п...