Технология проектов как способ реализации образовательной деятельности в дополнительном образовании
материал

Ляпина Ольга Васильевна

Технологии проектов в дополнительном образовании.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

 «Центр детского творчества»

Ханты - Мансийский автономный округ – Югра

Семинар - практикум

"Технология проектов как способ реализации образовательной

деятельности в дополнительном образовании".

Разработала:

Ляпина Ольга Васильевна,

педагог дополнительного

образования

Пыть-Ях

2023

17.05.2023г.

Цель: совершенствовать педагогическое мастерство педагогов.

Задачи: - познакомить коллег с различными способами разработки проектов          в ДО,

                - способствовать развитию творчества и профессиональной активности педагогов в овладении технологией проектирования.

Оборудование: экран, проектор, ноутбук; 2 листа бумаги формата А4, фломастеры, ручки, смайлики.

План семинара- практикума:

1. Способы разработки проектов в ДО.

2. Мастер- класс

Ход семинара- практикума:

1. Способы разработки проектов в ДО.

Сегодня мы с вами познакомимся с внедрением в образовательный процесс ДО метода проектов, поговорим о способах разработки проектов и попробуем спланировать проекты разными способами. 

(Слайд 2) Своё сообщение я хочу начать с китайской притчи, которая гласит: «Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай сделать, и я пойму». Эта притча ещё раз нам напоминает, как важно формировать у обучающихся навыки исследовательской деятельности, развивать познавательную активность, самостоятельность, творчество. Все эти качества позволяет успешно развивать проектная деятельность.

Что же такое проект?

Кто его организовывает - ребёнок или взрослый? А кто его выполняет?

 (Слайд 3) Проект - это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.

Существуют разные способы разработки проектов. Любой проект ориентирован на разрешение конкретной проблемы, при его разработке полезно уже изначально выразить свое видение предполагаемых действий.

(Слайд 4) Существует несколько способов разработки проектов:

 • «МОДЕЛЬ ТРЁХ ВОПРОСОВ»

• СИСТЕМНАЯ ПАУТИНКА ПО ПРОЕКТУ

• МЕТОД «МЫСЛИТЕЛЬНЫХ КАРТ» (Тони Бьюзен )

 • ОБРАЗ «СЕМЬ МЫ» (по Е. С. Заир-Бек).

(Слайд 5) Рассмотрим «Модель трех вопросов». Суть этой модели заключается в том, что педагог задает детям три вопроса:

1.Что мы знаем?

2.Что мы хотим узнать?

3.Как узнаем об этом?

А) Педагог организует общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определенном предмете или явлении. По мере того как дети отвечают на вопрос, педагог записывает их ответы на большом листе бумаги, чтобы все дети могли их видеть. Нужно записывать ответы всех детей и указывать рядом их имена.

Б) Затем педагог задает вопрос: «Что мы хотим узнать о…? » Ответы детей определяют задачи и направления познавательной деятельности.

В) Когда все дети выскажутся, педагог спрашивает: «Как нам найти ответы на наши вопросы?».

(Слайд 6) Давайте подробнее рассмотрим эту модель разработки проектов на примере проекта «Ягоды».

 Что мы можем запланировать, исходя из полученных ответов?  

• пригласить бабушку, чтобы она рассказала, как варить варенье.

• можно сделать мини-книгу «Рецепты варенья от бабушек»;

• провести для девочек показ мод «Одежда с ягодками» под песни про ягоды;

• сделать коллаж «Черные и красные ягоды»;

• придумать (нарисовать, построить) приспособление для сборки ягод;

 • организовать сюжетно-ролевую игру «В лес по ягоды»;

• провести фотовыставку «Дачные ягодки».

(Слайд 7)!!!Полезно будет придумать с детьми разные символы сбора информации.

Благодаря технологии «Модель трех вопросов» педагог получает первичную информацию о запасе знаний, представлений детей и помогает ориентироваться в способах получения информации. Действуя по данной технологии в разработке проектов, мы создаем условия для развития самостоятельности и инициативности у детей, их познавательной активности, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности.

(Слайд 8) Рассмотрим следующую образовательную технологию «Системная паутинка по проекту».

Начиная работу по методу проектов,  очень важно не только определить тему проекта, учитывая интерес детей, но и выстроить системную паутинку с учетом требования ФГОС.

(Слайд 9) В системной паутинке прописываются основные знания, которые дети хотят открыть для себя и те, которые могут предложить педагоги в рамках изучаемой темы. Формулировка знаний излагается в виде основных узловых моментов, которые изучаются в теме. Изложение ведется в именительном падеже (Породы кошек. Внешний вид. Строение. Питание и т.д.). Чётко должны прослеживаться не только направления деятельности, но и интеграция областей.  (на слайде вашему вниманию представлены эти области): 

(Слайд 10) Чтобы было более понятно, рассмотрим системную паутинку по проекту «Космос».

Указываем ведущий вид деятельности в каждой области.

(Слайд 11) Рассмотрим способ «Образ "Семь мы" ( по Заир-Бек)».

Заир-Бек Елена Сергеевна, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена, Санкт-Петербург.

(Слайд 12) По этой модели нужно закончить 7 предложений.

Мы озабочены... (формулируется факт, противоречие, то, что привлекает внимание).

Мы понимаем... (представляется осознанная проблема для решения и ориентиры-ценности).

Мы ожидаем... (дается описание предполагаемых целей - результатов).

Мы предполагаем... (представляются идеи, гипотезы).

Мы намереваемся... (контекст действий, планируемых поэтапно).

Мы готовы... (дается описание имеющихся ресурсов различного характера).

Мы обращаемся за поддержкой... (представляется обоснование необходимой внешней поддержки реализации проекта).

Этот способ также, как и способ «Модель трех вопросов» можно использовать в начале проекта для общего обсуждения темы с детьми.

Например:

Педагог рассказывает детям, что, зайдя вчера в магазин обратила внимание, что все покупают мишуру, елочные игрушки. Как вы думаете зачем?

Мы озабочены... (Приближается праздник).

Мы понимаем... (Что нужно украсить кабинет к Новому году).

Мы ожидаем... (Нарядно оформленную елку).

Мы предполагаем... (Можно украсить елку гирляндами, шарами, снежинками и т.д.).

Мы намереваемся... (Подготовить украшения для кабинета).

Мы готовы... (Сделать на елку гирлянду, слепить шары, разучить песни, выучить стихи и т.д.).

Мы обращаемся за поддержкой... (К родителям, педагогам и т.д. ).

(Слайд 13) Рассмотрим метод "Мыслительных карт" (Тони Бьюзен) 
Майндмэппинг (mindmapping, ментальные карты) - это удобная и эффективная техника визуализации мышления и альтернативной записи. Это - ваши мысли, изложенные на бумаге графическим способом. Именно этот приём - обрамление мыслей в графические образы и является механизмом, запускающим в работу правое полушарие мозга! Это не очень традиционный, но очень естественный способ организации мышления, имеющий несколько неоспоримых преимуществ перед обычными способами записи. Мыслительные карты  помогают выявить у детей имеющие знания, упорядочить их, затем добавить и классифицировать новые.

Итак, переходим собственно к картам. Как их строить? Очень просто. Рисовать их может как взрослый, так и ребёнок.

Используются только цветные карандаши, маркеры и т. д.

Научимся составлять их по образцу мыслительной карты на тему «Наши друзья животные».

(Слайд 14) Основная идея, проблема или слово располагается в центре.

Для изображения центральной идеи можно использовать рисунки, картинки. Например, у нас – олень (как символ животного).

Каждая главная ветвь имеет свой цвет. В начальных классах рисуют не более 5 ветвей. Над каждой линией – ветвью пишется печатными буквами только одно ключевое слово.

Детьми подрисовывается рисунок- маркер. Например, дикие животные- рисуем дерево, домашние- домик и т.д.

Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.

Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т.д. порядка соединяются с главными ветвями таким же цветом.

Ветви должны быть изогнутыми, а не прямыми (как ветви дерева).

Далее в ходе обсуждения рисуют ветви второго, третьего и т.д. порядка, дети ставят рисунок- маркер.

(Слайд 15-23) Вот- готовый вид карты. Глядя на нее, дети смогут в любой момент рассказать о том, что изображено, вспомнить большой объём информации.

(Слайд 24) Глядя на неё, давайте попробуем охарактеризовать свойства мыслительных карт, благодаря которым она поможет нам в работе:

- Наглядность (Всю проблему с ее многочисленными сторонами можно окинуть одним взглядом.)

- Привлекательность (Хорошая карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.)

- Запоминаемость (Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета карта легко запоминается.)

- Своевременность (карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает.)

- Творчество (карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи.)

- Возможность пересмотра (Пересмотр карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.)

2. Мастер- класс

Уважаемые коллеги, я предлагаю Вам определиться с темой (книги, фрукты) вашего проекта и разработать проект разными способами: «Методом трех вопросов» или «Моделью мыслительных карт», а затем представить свой проект на нашем семинаре-практикуме.

Вывод: Как вы думаете, достаточно ли будет интересен и полон  проект, разработанный лишь по одному из этих способов?  Конечно, более полным будет проект при использовании нескольких из рассмотренных способов.

Прошу оценить качество вашего участия в семинаре.

Зелёный смайлик: узнала много нового, информация полезная, буду использовать в работе;

Жёлтый смайлик: информация знакомая, буду использовать в работе;

Синий смайлик: узнала много нового, но мне не интересно, не буду использовать в работе.

В заключении хочется сказать:

 «Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратится к тому, что он узнал» Сухомлинский В.А.

Благодарю всех за участие в семинаре - практикуме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер - класс "Игровые технологии в образовательной деятельности педагога дополнительного образования"

Цель данного мастер - класса - развитиепрактических умений педагогов дополнительного образования, направленные на создание торческой атмосферы на занятиях...

ВКЛЮЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (УДО)

Создание развивающей, адаптивной,  комфортной средыпозитивно и качественно меняет личность особого ребенка.Выготский Л. С.Проблемы здоровья детей, обеспечения условий успешной социализации и созд...

Направленность образовательной деятельности учреждений дополнительного образования на развитие творческого потенциала личности

В статье автором подчеркивается идея, что  в решении задач развития духовно-нравственных качеств личности, дальнейшего становления экономики, обращенной к человеку, появления масштабных творчески...

Подходы к организации образовательной деятельности системы дополнительного образования

Осуществляемое учреждением персонифицированное образование характеризуется свободой выбора вида деятельности, образовательной программы, темпа и условий ее реализации, прогнозируемых результатов. Деят...

Методическая разработка. Балльно-рейтинговая технология оценивания достижений обучающихся в образовательном процессе учреждений дополнительного образования

Адресность:  педагоги дополнительного образования, учителя начальной школы и все желающие познакомиться с результатами практического применения балльно-рейтинговой технологии оценки достижений уч...

Рациональные способы организации учебной деятельности в дополнительном образовании

Чтобы научить детей учиться, надо включить их в организованную учебную деятельность, постоянно повышать мотивацию этой деятельностиДля того, чтобы учащиеся с интересом ждали урока, активно участвовали...

Мастер-класс «Игровые технологии в образовательной деятельности педагога дополнительного образования»

  Применение на занятиях  игровых технологий способствует успешной организации учебной деятельности. Игровые формы обучения способствуют социальным и практическим навыкам, вызывают у ...