Физический симулятор «Algodoo» - перспективная учебная программа для изучения основ компьютерного моделирования
статья по информатике и икт

Для современных программных продуктов для создания компьютерных моделей, таких как программы для математического,  трехмерного, физического моделирования характерны высокая сложность освоения, узкая направленность, требовательность к ресурсам компьютера, проприетарность и высокая стоимость приобретения. Эти недостатки резко ограничивают их применение в обучении школьников, знания и навыки которых в силу возраста еще недостаточно развиты для работы со сложным программным обеспечением. В данной статье приводятся основные недостатки распространенного программного обеспечения для компьютерного моделирования с точки зрения учителя информатики, аргументируются преимущества двухмерного физического симулятора "Algodoo" как перспективной учебной программы помогающей учащимся познакомиться с построеним динамических компьютерных моделей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dlya_ns_portal.docx280.45 КБ

Предварительный просмотр:

Физический симулятор «Algodoo» - перспективная учебная программа для изучения основ компьютерного моделирования

Автор: Беспалов Д.В.

г. Тирасполь 2019 г.

При изучении компьютерного моделирования в школах одной из важных проблем является выбор соответствующего программного обеспечения. В случае среднего профессионального образования и высшего профессионального образования выбор программ обусловлен спецификой изучаемой дисциплины, например математическое моделирование, трехмерное моделирование, автоматизированное проектирование, электроника и другие. Изучаемое программное обеспечение требует значительных временных и умственных затрат, для освоения интерфейса и базовых навыков работы. Для  общеобразовательных школ, где на информатику отводится 1-2 часа в неделю,  такой подход неприменим, так как школьники впервые знакомятся с компьютерным моделированием и осваивают его базовые понятия. Желательно, чтобы учебная программа удовлетворяла следующими требованиями:

- простота;

- наглядность;

- интерактивность;

- возможность визуализации;

- динамичность;

- минимальные системные требования.

        Для современных программных продуктов, таких как программы для математического,  трехмерного, физического моделирования характерны высокая сложность освоения, узкая направленность, требовательность к ресурсам компьютера, проприетарность и высокая стоимость приобретения. Эти недостатки резко ограничивают их применение в обучении школьников, знания и навыки которых в силу возраста еще недостаточно развиты для работы со сложным программным обеспечением.

         Как показывает практика большинство учителей информатики и ИКТ для создания компьютерных моделей применяют следующее прикладное программное обеспечение:

- графические редакторы (для создания графической модели - рисунка);

- текстовые процессоры (создается текстовая или табличная модель);

- электронные таблицы;

- среды программирования;

- системы управления базами данных и другие.

Эти инструменты не являются специализированными средствами для моделирования и изначально предназначались для других задач (редактирование изображений и текста, выполнение расчетов). Только лишь  среда  программирования является наиболее универсальным и вместе с тем наиболее сложным средством  для построения моделей процессов и явлений. Однако создание модели с помощью языка программирования  представляет собой весьма сложную задачу для учащихся средних школ, требует постоянной активной помощи преподавателя и не вполне отвечает требованиям, поставленным к обучающим программам, особенно в отношении наглядности и визуализации. Некоторые педагоги освоили использование в учебном процессе специальных программ,  например для  трехмерного моделирования, физического моделирования, или же  комплекты готовых учебных моделей (такие как интерактивные мультимедийные учебно-методические комплексы издательства ФИЗИКОН и т.п.).  Анализ методической литературы и авторских педагогических разработок позволил выявить конкретные образцы программного обеспечения для компьютерного моделирования, применяемые на уроках (или во внеурочной деятельности) в общеобразовательных школах.

На уроках информатики для построения компьютерных моделей учителя обычно применяют:

- графические редакторы (для создания графической модели - рисунка);

- текстовые процессоры (создается текстовая или табличная модель);

- электронные таблицы;

- среды программирования;

- системы автоматизированного проектирования;

- системы управления базами данных и другие.

Этим инструментам свойственны следующие недостатки:

- слабые возможности визуализации (например, MS Word, Excel);

- ограниченный набор инструментов;

- статичность и примитивизм создаваемых моделей;

- высокая сложность сред программирования и проектирования;

- а также  другие.

Все эти недостатки практически отсутствуют или минимизированы в двухмерном физическом симулятор  «Allgodoo» от компании Algoryx Simulation, который сразу после своего появления вызвал к себе пристальный интерес и приобрел множество поклонников. Его возможности превосходят все остальные программные продукты этого класса. История программы Algodoo началась в 2008, когда её автор, студент университета «Умео» (Швеция) Эмиль Эрнерфельдт готовился к получению магистерской степени по информатике. Тогда симулятор назывался Phun. Его создатель совместно с товарищами основал компанию Algoryx Simulation. Разработчик переименовал программу в Algodoo и с тех пор постоянно совершенствует и развивает своё детище. «Algodoo» является бесплатным ПО, с небольшими системными требованиями. В Algodoo великолепно выполнены те операции, каких нет в других аналогичных программах. Прежде всего, это взаимодействие предметов. Программа поддерживает пружины, цепи, шарниры, шестерни, источники света, частицы, двигатели и другие объекты.

        На официальном сайте симулятора физических процессов имеется множество обучающих материалов, а также хранилище algobox, предназначенное для обмена работами между пользователями приложения.

Язык интерфейса ПО Algodoo многоязычный. Последняя версия приложения поддерживает немецкий, английский, испанский, французский, хорватский, польский, шведский, японский, китайский и корейский языки. Пользователи могут создавать собственные языковые пакеты, существуют различные варианты  русификаторов.

Рис. Физический симулятор Algodoo.

         Впечатляет интерактивность симулятора. Задавать параметры объектам можно как во время подготовки эксперимента, так и во время паузы и даже на ходу. Можно задавать вес, объем, скорость, характер материала, упругость, силу и длину натяжения пружины, шаг и высоту зубцов шестерёнки и многое другое. В считанные секунды вы можете превратить нарисованный объект в камень, металл, воду и даже в воздушный шар, наполненный гелием. Базовые функции включают в себя: рисование прямоугольников, кругов, кривых линий и фигур не правильной формы; масштабирование, перемещение, поворот и удаление объектов; отмену/возврат последних действий. Также программа Algodoo поддерживает функции: разрезания деталей на части (во время паузы и «на лету»), создания уровня земли, добавления на объекты трассеров для отслеживания  передвижений объекта, вывода графиков, векторов и цифровых значений ряда величин. Поддерживаются слои (каждый объект на двумерном поле имеет свой слой и взаимодействует лишь с ним), двигатели (прикрепляются к объекту и задают его скорость/силу вращения и клавиши включения/выключения) и крепежи (скрепляют несколько объектов, лежащих в разных слоях). Имеется возможность загружать в симулятор любые сторонние рисунки. При этом они становятся одним из объектов сцены соответствующей формы и текстуры, которому можно задавать любые физические свойства и который может взаимодействовать с любыми другими объектами.  В приложении можно легко собрать модели автомобилей, часов, оружия, механизмов. Симулятор проводит расчет геометрической оптики, учитывая показатели преломления, углы, дисперсию; достаточно реалистично моделируется в нем вода. После создания сцены и нажатия кнопки «Play» эксперимент оживает под действием ветра, силы тяжести, сопротивления воздуха, моторов, инерции и т.д. Симулятор интерактивен, в любой момент по ходу демонстрации можно вносить коррективы – добавлять объекты или изменять их характеристики. Программа Algodoo имеет встроенный скриптовый язык под названием Thyme, привносящий в симулятор еще большую свободу действий и позволяющий создавать: объекты с уникальными физическими свойствами, явления и эффекты (например, плавление объектов или химические процессы). В Thyme доступны массивы, условные операторы, переменные, обработка событий, происходящих в среде моделирования.

        Данный симулятор удобно использовать на уроках с применением интерактивной доски, что значительно увеличивает его образовательные возможности.  Таким образом, можно констатировать, что это программное обеспечение в значительной мере отвечает требованиям, поставленным в начале раздела данной статьи (простота, наглядность, интерактивность, возможность визуализации,  динамичность, минимальные системные требования).  Исходя из полученной информации, можно сказать, что «Algodoo» как инструмент обучения моделированию заслуживает внимания, а его возможности нуждаются в тщательном изучении  и тестировании.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"КОМПЬЮТЕРНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ И РЕАЛЬНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ НА УРОКАХ ФИЗИКИ КАК ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ПРЕДМЕТА".

Задачи предлагаемого доклада - ознакомление со становлением и развитием понятий модели и метода моделирования на уроках физики путём анализа фрагментов работы, которая проводилась мною на основе специ...

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА творческого объединения «НАЧАЛЬНОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ»

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА творческого объединения «НАЧАЛЬНОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ» ...

Программа элективного курса Компьютерное моделирование учебных задач"

Элективный курс «Компьютерное моделирование учебных задач» предназначен для обучающихся 10 класса, рассчитан  на 35 учебных часов (1 час в неделю).Курс является межпредметным и направлен на повыш...

Выступление на секции учителей географии по теме"Проектирование моделей учебных программ, методик изучения тематических блоков с учетом реализации требований ФГОС

В своем выступлении учитель рассказал о проектировании учебных программ, методик изучения тематических блоков в условиях ФГОС...

УЧЕБНО – КОМПЬЮТЕРНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ПОЗНАНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ «БИОСИНТЕЗ БЕЛКА»

Учебно – теоретическое моделирование является одним из основных методов в изучении биологии в школьном курсе. Особенно этот метод необходим при изучении вопросов, касающихся биосинтеза белка. Эт...