Проект по информатике "Виртуальная реальность как социальный феномен современного общества"
проект по информатике и икт (9 класс)

Чернышова Наталья Юрьевна

За несколько десятилетий мир изменился кардинально. Если раньше человеческая жизнь протекала в трехерной системе координат, определяющей четырехмерное пространство, то сейчас пространство как минимум пятимерно и в системе координат ко времени и протяженности добавилась новая координата, отмеряющая биты. Развитие информационных технологий позволило создать технические и психологические феномены, которые получили название "виртуальной реальности".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_virtualnaya_realnost.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

на тему «Виртуальная реальность как социальный феномен современного общества»

Информатика.

За несколько десятилетий мир изменился кардинально. Если раньше человеческая жизнь протекала в трехмерной системе координат, определяющей четырехмерное пространство, то сейчас пространство как минимум пятимерно и в системе координат ко времени и протяженности добавилась новая координата, отмеряющая биты.

В последние годы развитие информационных технологий позволило создать технические и психологические феномены, которые в популярной и научной литературе получили название «виртуальной реальности» и «киберпространства».

Внешний эффект состоял в том, что человек попадал в мир, или весьма похожий на настоящий, или предварительно задуманный, написанный программистом, или получал новые возможности в плане мышления и поведения. Наиболее впечатляющим достижением новой информационной технологии, безусловно, является возможность для человека, попавшего в виртуальный мир, не только наблюдать и переживать, но действовать самостоятельно.

Предшественником виртуальной реальности, несомненно, является телевидение. Фактически, оно уже давно используется массой людей для ухода в несуществующую, выдуманную реальность, вовлекая их в совершенно виртуальные события мыльных опер, телевизионных игр, мультсериалов или триллеров. Но телевидение, книги и другие средства массмедиа еще не могут считаться настоящей ВР, поскольку не обладают возможностью интерактивного взаимодействия. Другими словами, они не дают нам обратной связи: мы наблюдаем некое действие на экране телевизора, однако наша реакция никак не может повлиять на это действие, чтобы изменить его ход.

"Киберпространство" является еще одной специфической разновидностью виртуальной реальности. На сегодняшний день глобальным всемирным киберпространством стала сеть Интернет, давшая обширное поле для развития виртуальных технологий.

Совершенно иные возможности предоставляют системы виртуальной реальности: самому включиться в действие, причем часто не только в условном пространстве и мире, но и в «реальных» условиях (с точки зрения восприятия человека). Все это и предопределило бум потребностей на новые информационные технологии и быстрое их развитие.

Кабинные симуляторы  (cab simulators), системы искусственной реальности (artificial, projected reality), системы "расширенной" реальности (augmented reality), системы телеприсутствия (telepresence), настольные ВР-системы (desktop VR) , визуально согласованный дисплей (visually coupled display)  - на сегодняшний день такие "настоящие" виртуальные системы еще не получили массового распространения в силу их дороговизны при недостаточно высоком качестве моделируемого мира.

Направление технического развития ВР-систем в ближайшее время предсказать достаточно легко. Очевидно, оно будет идти в сторону совершенствования возможностей графического отображения, и одновременно - постепенного удешевления систем.

Сферы применения виртуальной реальности оцениваются по потенциальной выгоде. Так, наиболее актуальная сфера, это – видеоигры. Еще можно выделить мероприятия в режиме онлайн, кино и сериалы, продажа недвижимости, образование, здравоохранение, проектирование и военная промышленность.

  Виртуальная реальность, помимо сферы развлечения, востребована в производстве. Так производители автомобилей используют эту технологию для создания «Умного транспорта». Чтобы обучить компьютер вождению, нужно создать для него условия. Для этого можно использовать виртуальную реальность, избежать жертв и подготовить транспорт к эксплуатации.

Обучение солдат, лётчиков, космонавтов или врачей куда проще в условиях виртуализированной реальности.

VR технологии способствовали развитию медицины, ведь в таких условиях можно было спокойно обучать новых медиков, не опасаясь за здоровье пациента. В некоторых случаях виртуальную реальности использовали для проведения предварительной операции, когда врач делал операцию в виртуальном мире и смотрел за своими ошибками, чтобы потом устранить их на практике. Также развитие ВР привело к тому, что операцию стали проводить с помощью роботов. Первая операция с участием робота была произведена в 1998 году в одной из больниц Парижа. Единственный недостаток такой операции заключается в том, что во время работы устройств ВР могут произойти сбои или задержка, которые могут стоить пациенту жизни.  

В сфере образования, виртуальную Реальность можно использовать, как способ интерактивного повествования. Урок в жанре виртуального повествования представляет собой рассказ, содержащий элементы интерактивности позволяет установить обратную связь со слушателем и формировать сюжет виртуальной истории в зависимости от его предпочтений. Наряду с интерактивными и другими информационными и педагогическими технологиями виртуальное повествование является удобным базисом для организации межпредметного взаимодействия по реализации образовательных проектов и сетевого взаимодействия авторов (рабочих групп). Учащиеся под руководством преподавателей могут самостоятельно разрабатывать инновационные учебные материалы.

Однако, широкое распространение и внедрение таких технологий порождает множество совершенно особых проблем и тенденций, с которыми человечество не сталкивалось ранее и которые не могут быть оставлены без внимания. Виртуальная реальность – это мир созданный человеком с помощью компьютерных технологий. Новейшие технологии виртуальной реальности позволяют создать очки и шлемы для полного погружения в вымышленный мир. Они позволяют полностью уйти от реальной жизни, и не замечать отвлекающих факторов, чего не позволяют сделать обычные компьютерные игры. Узнавая о новых технологиях, люди спешат скорее окунуться в виртуальный мир, но забывают о том, что психологическое воздействие виртуальной реальности может быть опасным. Человек буквально живет вторую жизнь, полностью погружаясь в виртуальный мир, более интересный и заманчивый, где легко решаются проблемы – появляются друзья, деньги, власть или даже новая жизнь.

Даже просмотром телевизионных передач люди иногда оказываются втянутыми настолько, что воспринимают телеперсонажей так, как если бы те были равноправными членами их семьи. Такое восприятие не может не оказывать сильного воздействия на психику.

Одна из наиболее часто поднимаемых больных тем - влияние сцен насилия, показываемых на телевизионном экране или в компьютерных играх. Известно, что чем "реальнее" выглядит насилие, тем сильнее его воздействие, однако даже сцены насилия в мультфильмах увеличивают агрессивность дошкольников и детей младшего школьного возраста. Восприятие насилия влияет на отношение к насилию - люди начинают относиться к нему как к общепринятому явлению и как к приемлемому способу решения проблем.

Очевидно, что виртуальные технологии несут с собой не только много преимуществ, но и целый ряд проблем. Однако прогресс остановить невозможно, и ясно, что, несмотря на заявления отдельных технофобов, виртуальная реальность, так или иначе, займет свое место в нашей жизни. Поэтому задача Человека Разумного - использовать свой разум так, чтобы извлекать из новых достижений максимум пользы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности формирования социальных способностей личности в современном обществе

Оценивая уровень развития современного общества, нельзя не заметить значительные изменения социальной сферы.Термин и понятие «социальный», т.е. «общественный» стремительно занимает лидирующую позицию ...

Презентация к выступлению на Всероссийской конференции "Социальный капитал современного общества"

В презантации раскрываются основные положения формирования социального капитала в школьной среде....

Агрессия подростков как социальная проблема современного общества

Агрессия подростков в соверменном обществе уже стала нормой. Еженевно тысячи людей сталкиваются с агрессивностью детей, мало кто понимает, что могло повлиять на такое их, неприемлемое для общества, по...

Конспект и презентация урока "Социальное развитие современного общества"

Конспект и презентация урока обществознания в 11 классе "Социальное развитие современного общества"...

Формирование здорового образа жизни как социальная проблема современного общества

    Образовательный процесс в средней школе предполагает не только обучение и воспитание, но и сохранение и оздоровление подрастающего поколения. Поэтому проблема поиска новых техноло...

Соотношение феноменов, государство - общество - человек – право

Соотношение феноменов, государство - общество - человек – право...

Урок литературы "М.А.Булгаков Жизнь и творчество. «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество. История создания и судьба повести. Система образов повести. Сатира на общество шариковых и швондеров"

Цели:1. Познакомить с жизнью и творчеством М. Булгакова.2. Обзор повести М. Булгакова «Собачье сердце».3.Учить анализировать произведение, доказывать своё собственное мнение, создавать ист...