Рабочая программа по информатике 7-9 класс, Босоова ФГОС
рабочая программа по информатике и икт (7, 8, 9 класс)
Программа по информатике для основной школы составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) авторской программы Л.Л. Босовой
(Босова Л.Л., Информатика. Программа для основной школы : 5–6 классы. 7–9 классы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.(ФГОС)); требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования. В ней соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7-9_klass_programma_informatika_bosova_fgos2017_pechat.docx | 95.16 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по информатике и ИКТ (7 -9 классы)
Пояснительная записка
Программа по информатике для основной школы составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) авторской программы Л.Л. Босовой
(Босова Л.Л., Информатика. Программа для основной школы : 5–6 классы. 7–9 классы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.(ФГОС)); требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования. В ней соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи.
В программе предложен авторский подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности его изучения, путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся. Программа является ключевым компонентом учебно-методического комплекта по информатике для основной школы .( Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 7 класса.ФГОС – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.), Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 8 класса.ФГОС – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 9 класса.ФГОС – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.))
Данная рабочая программа рассчитана на 173 часа: в 7 классе (1 час в неделю); в 8 классе (2 часа в неделю); в 9 классе (2 часа в неделю); и рекомендуется при реализации расширенного курса информатики в VII–IX классах.
В 7 «А» классе одна группа изучает информатику на продвинутом уровне 2 часа в неделю (1 час выделен за счет школьного компонента), поэтому в рабочей программе предусмотрено планирование материала по такому варианту.
Вклад учебного предмета в достижение целей основного общего образования
Методологической основой федеральных государственных образовательных стандартов является системно-деятельностный подход, в рамках которого реализуются современные стратегии обучения, предполагающие использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в процессе изучения всех предметов, во внеурочной и внешкольной деятельности на протяжении всего периода обучения в школе. Организация учебно-воспитательного процесса в современной информационно-образовательной среде является необходимым условием формирования информационной культуры современного школьника, достижения им ряда образовательных результатов, прямо связанных с необходимостью использования информационных и коммуникационных технологий.
Средства ИКТ не только обеспечивают образование с использованием той же технологии, которую учащиеся применяют для связи и развлечений вне школы (что важно само по себе с точки зрения социализации учащихся в современном информационном обществе), но и создают условия для индивидуализации учебного процесса, повышения его эффективности и результативности. На протяжении всего периода существования школьного курса информатики преподавание этого предмета было тесно связано с информатизацией школьного образования: именно в рамках курса информатики школьники знакомились с теоретическими основами информационных технологий, овладевали практическими навыками использования средств ИКТ, которые потенциально могли применять при изучении других школьных предметов и в повседневной жизни.
Изучение информатики в 7–9 классах вносит значительный вклад в достижение главных целей основного общего образования, способствуя:
- формированию целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики за счет развития представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимания роли информационных процессов в современном мире;
- совершенствованию общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией в процессе систематизации и обобщения имеющихся и получения новых знаний, умений и способов деятельности в области информатики и ИКТ; развитию навыков самостоятельной учебной деятельности школьников (учебного проектирования, моделирования, исследовательской деятельности и т.д.);
- воспитанию ответственного и избирательного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения, воспитанию стремления к продолжению образования и созидательной деятельности с применением средств ИКТ.
Общая характеристика учебного предмета
Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации.
Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий — одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.
Информатика имеет большое и все возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов. На протяжении всего периода становления школьной информатики в ней накапливался опыт формирования образовательных результатов, которые в настоящее время принято называть современными образовательными результатами.
Одной из основных черт нашего времени является всевозрастающая изменчивость окружающего мира. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе, информационных. Необходимость подготовки личности к быстро наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных форм мышления, формирования у учащихся умений организации собственной учебной деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию.
В содержании курса информатики основной школы целесообразно сделать акцент на изучении фундаментальных основ информатики, формировании информационной культуры, развитии алгоритмического мышления, реализовать в полной мере общеобразовательный потенциал этого курса.
Курс информатики основной школы является частью непрерывного курса информатики, который включает в себя также пропедевтический курс в начальной школе и обучение информатике в старших классах (на базовом или профильном уровне). В настоящей программе учтено, что сегодня, в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального образования, учащиеся к концу начальной школы должны обладать ИКТ-компетентностью, достаточной для дальнейшего обучения. Далее, в основной школе, начиная с 5-го класса, они закрепляют полученные технические навыки и развивают их в рамках применения при изучении всех предметов. Курс информатики основной школы, опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, дает теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения информатики
Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
- наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
- понимание роли информационных процессов в современном мире;
- владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
- ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
- развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
- способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
- готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
- способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
- способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
- владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
- владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
- владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
- ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).
Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:
- формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
- формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
- развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
- формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
- формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Содержание учебного предмета
Структура содержания общеобразовательного предмета (курса) информатики в 7–9 классах основной школы определена следующими укрупнёнными тематическими блоками (разделами):
Структура содержания общеобразовательного предмета (курса) информатики в основной школе может быть определена тремя укрупнёнными разделами:
- введение в информатику;
- алгоритмы и начала программирования;
- информационные и коммуникационные технологии.
Раздел 1. Введение в информатику
Информация. Информационный объект. Информационный процесс. Субъективные характеристики информации, зависящие от личности получателя информации и обстоятельств получения информации: «важность», «своевременность», «достоверность», «актуальность» и т.п.
Представление информации. Формы представления информации. Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Алфавит, мощность алфавита.
Кодирование информации. Исторические примеры кодирования. Универсальность дискретного (цифрового, в том числе двоичного) кодирования. Двоичный алфавит. Двоичный код. Разрядность двоичного кода. Связь разрядности двоичного кода и количества кодовых комбинаций.
Понятие о непозиционных и позиционных системах счисления. Знакомство с двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системами счисления, запись в них целых десятичных чисел от 0 до 256. Перевод небольших целых чисел из двоичной системы счисления в десятичную. Двоичная арифметика.
Компьютерное представление текстовой информации. Кодовые таблицы. Американский стандартный код для обмена информацией, примеры кодирования букв национальных алфавитов. Представление о стандарте Юникод.
Возможность дискретного представления аудио-визуальных данных (рисунки, картины, фотографии, устная речь, музыка, кинофильмы). Стандарты хранения аудио-визуальной информации.
Размер (длина) сообщения как мера количества содержащейся в нём информации. Достоинства и недостатки такого подхода. Другие подходы к измерению количества информации. Единицы измерения количества информации.
Основные виды информационных процессов: хранение, передача и обработка информации. Примеры информационных процессов в системах различной природы; их роль в современном мире.
Хранение информации. Носители информации (бумажные, магнитные, оптические, флэш-память). Качественные и количественные характеристики современных носителей информации: объем информации, хранящейся на носителе; скорости записи и чтения информации. Хранилища информации. Сетевое хранение информации.
Передача информации. Источник, информационный канал, приёмник информации. Скорость передачи информации. Пропускная способность канала. Передача информации в современных системах связи.
Обработка информации. Обработка, связанная с получением новой информации. Обработка, связанная с изменением формы, но не изменяющая содержание информации. Поиск информации.
Управление, управляющая и управляемая системы, прямая и обратная связь. Управление в живой природе, обществе и технике.
Модели и моделирование. Понятия натурной и информационной моделей объекта (предмета, процесса или явления). Модели в математике, физике, литературе, биологии и т.д. Использование моделей в практической деятельности. Виды информационных моделей (словесное описание, таблица, график, диаграмма, формула, чертёж, граф, дерево, список и др.) и их назначение. Оценка адекватности модели моделируемому объекту и целям моделирования.
Графы, деревья, списки и их применение при моделировании природных и общественных процессов и явлений.
Компьютерное моделирование. Примеры использования компьютерных моделей при решении научно-технических задач. Представление о цикле компьютерного моделирования: построение математической модели, ее программная реализация, проведение компьютерного эксперимента, анализ его результатов, уточнение модели.
Логика высказываний (элементы алгебры логики). Логические значения, операции (логическое отрицание, логическое умножение, логическое сложение), выражения, таблицы истинности.
Раздел 2. Алгоритмы и начала программирования
Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные исполнители (Робот, Чертёжник, Черепаха, Кузнечик, Водолей) как примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд.
Понятие алгоритма как формального описания последовательности действий исполнителя при заданных начальных данных. Свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов.
Алгоритмический язык – формальный язык для записи алгоритмов. Программа – запись алгоритма на алгоритмическом языке. Непосредственное и программное управление исполнителем.
Линейные алгоритмы. Алгоритмические конструкции, связанные с проверкой условий: ветвление и повторение. Разработка алгоритмов: разбиение задачи на подзадачи, понятие вспомогательного алгоритма.
Понятие простой величины. Типы величин: целые, вещественные, символьные, строковые, логические. Переменные и константы. Знакомство с табличными величинами (массивами). Алгоритм работы с величинами – план целенаправленных действий по проведению вычислений при заданных начальных данных с использованием промежуточных результатов.
Язык программирования. Основные правила одного из процедурных языков программирования (Паскаль, школьный алгоритмический язык и др.): правила представления данных; правила записи основных операторов (ввод, вывод, присваивание, ветвление, цикл) и вызова вспомогательных алгоритмов; правила записи программы.
Этапы решения задачи на компьютере: моделирование – разработка алгоритма – запись программы – компьютерный эксперимент. Решение задач по разработке и выполнению программ в выбранной среде программирования.
Раздел 3. Информационные и коммуникационные технологии
Компьютер как универсальное устройство обработки информации.
Основные компоненты персонального компьютера (процессор, оперативная и долговременная память, устройства ввода и вывода информации), их функции и основные характеристики (по состоянию на текущий период времени).
Программный принцип работы компьютера.
Состав и функции программного обеспечения: системное программное обеспечение, прикладное программное обеспечение, системы программирования. Правовые нормы использования программного обеспечения.
Файл. Каталог (директория). Файловая система.
Графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые окна, меню). Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме: создание, именование, сохранение, удаление объектов, организация их семейств. Стандартизация пользовательского интерфейса персонального компьютера.
Размер файла. Архивирование файлов.
Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера.
Обработка текстов. Текстовые документы и их структурные единицы (раздел, абзац, строка, слово, символ). Технологии создания текстовых документов. Создание и редактирование текстовых документов на компьютере (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов, проверка правописания, расстановка переносов). Форматирование символов (шрифт, размер, начертание, цвет). Форматирование абзацев (выравнивание, отступ первой строки, междустрочный интервал). Стилевое форматирование. Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и графических объектов. Гипертекст. Создание ссылок: сноски, оглавления, предметные указатели. Инструменты распознавания текстов и компьютерного перевода. Коллективная работа над документом. Примечания. Запись и выделение изменений. Форматирование страниц документа. Ориентация, размеры страницы, величина полей. Нумерация страниц. Колонтитулы. Сохранение документа в различных текстовых форматах.
Графическая информация. Формирование изображения на экране монитора. Компьютерное представление цвета. Компьютерная графика (растровая, векторная). Интерфейс графических редакторов. Форматы графических файлов.
Мультимедиа. Понятие технологии мультимедиа и области её применения. Звук и видео как составляющие мультимедиа. Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов. Звуковая и видео информация.
Электронные (динамические) таблицы. Использование формул. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Выполнение расчётов. Построение графиков и диаграмм. Понятие о сортировке (упорядочивании) данных.
Реляционные базы данных. Основные понятия, типы данных, системы управления базами данных и принципы работы с ними. Ввод и редактирование записей. Поиск, удаление и сортировка данных.
Коммуникационные технологии. Локальные и глобальные компьютерные сети. Интернет. Браузеры. Взаимодействие на основе компьютерных сетей: электронная почта, чат, форум, телеконференция, сайт. Информационные ресурсы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы, компьютерные энциклопедии и справочники. Поиск информации в файловой системе, базе данных, Интернете. Средства поиска информации: компьютерные каталоги, поисковые машины, запросы по одному и нескольким признакам.
Проблема достоверности полученной информация. Возможные неформальные подходы к оценке достоверности информации (оценка надежности источника, сравнение данных из разных источников и в разные моменты времени и т.п.). Формальные подходы к доказательству достоверности полученной информации, предоставляемые современными ИКТ: электронная подпись, центры сертификации, сертифицированные сайты и документы и др.
Основы социальной информатики. Роль информации и ИКТ в жизни человека и общества. Примеры применения ИКТ: связь, информационные услуги, научно-технические исследования, управление производством и проектирование промышленных изделий, анализ экспериментальных данных, образование (дистанционное обучение, образовательные источники).
Основные этапы развития ИКТ.
Информационная безопасность личности, государства, общества. Защита собственной информации от несанкционированного доступа. Компьютерные вирусы. Антивирусная профилактика. Базовые представления о правовых и этических аспектах использования компьютерных программ и работы в сети Интернет. Возможные негативные последствия (медицинские, социальные) повсеместного применения ИКТ в современном обществе.
Учебно-тематический план
№ | Название темы | Количество часов | ||
общее | теория | практика | ||
1 | Информация и информационные процессы | 18 | 12 | 6 |
2 | Компьютер как универсальное устройство обработки информации | 14 | 8 | 6 |
3 | Обработка графической информации | 8 | 4 | 4 |
4 | Обработка текстовой информации | 18 | 6 | 12 |
5 | Мультимедиа | 8 | 2 | 6 |
6 | Математические основы информатики | 13 | 10 | 3 |
7 | Основы алгоритмизации | 10 | 6 | 4 |
8 | Начала программирования | 12 | 4 | 8 |
9 | Моделирование и формализация | 18 | 12 | 6 |
10 | Алгоритмизация и программирование | 14 | 2 | 12 |
11 | Обработка числовой информации | 12 | 4 | 8 |
12 | Коммуникационные технологии | 20 | 12 | 8 |
Резерв 7,9 класс | 8 | 0 | 8 | |
Итого: | 173 | 82 | 91 |
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
Тема 1. Информация и информационные процессы | Информация. Информационный процесс. Субъективные характеристики информации, зависящие от личности получателя информации и обстоятельств получения информации: важность, своевременность, достоверность, актуальность и т.п. Представление информации. Формы представления информации. Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Алфавит, мощность алфавита. Кодирование информации. Универсальность дискретного (цифрового, в том числе двоичного) кодирования. Двоичный алфавит. Двоичный код. Разрядность двоичного кода. Связь длины (разрядности) двоичного кода и количества кодовых комбинаций. Размер (длина) сообщения как мера количества содержащейся в нём информации. Достоинства и недостатки такого подхода. Другие подходы к измерению количества информации. Единицы измерения количества информации. Основные виды информационных процессов: хранение, передача и обработка информации. Примеры информационных процессов в системах различной природы; их роль в современном мире. Хранение информации. Носители информации (бумажные, магнитные, оптические, флэш-память). Качественные и количественные характеристики современных носителей информации: объем информации, хранящейся на носителе; скорости записи и чтения информации. Хранилища информации. Сетевое хранение информации. Передача информации. Источник, информационный канал, приёмник информации. Обработка информации. Обработка, связанная с получением новой информации. Обработка, связанная с изменением формы, но не изменяющая содержание информации. Поиск информации. | Аналитическая деятельность:
Практическая деятельность:
|
Тема 2. Компьютер как универсальное устройство обработки информации. | Общее описание компьютера. Программный принцип работы компьютера. Основные компоненты персонального компьютера (процессор, оперативная и долговременная память, устройства ввода и вывода информации), их функции и основные характеристики (по состоянию на текущий период времени). Состав и функции программного обеспечения: системное программное обеспечение, прикладное программное обеспечение, системы программирования. Компьютерные вирусы. Антивирусная профилактика. Правовые нормы использования программного обеспечения. Файл. Типы файлов. Каталог (директория). Файловая система. Графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые окна, меню). Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме: создание, именование, сохранение, удаление объектов, организация их семейств. Архивирование и разархивирование. Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера. | Аналитическая деятельность:
Практическая деятельность:
|
Тема 3. Обработка графической информации | Формирование изображения на экране монитора. Компьютерное представление цвета. Компьютерная графика (растровая, векторная). Интерфейс графических редакторов. Форматы графических файлов. | Аналитическая деятельность:
Практическая деятельность:
|
Тема 4. Обработка текстовой информации | Текстовые документы и их структурные единицы (раздел, абзац, строка, слово, символ). Технологии создания текстовых документов. Создание, редактирование и форматирование текстовых документов на компьютере Стилевое форматирование. Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и графических объектов. Гипертекст. Создание ссылок: сноски, оглавления, предметные указатели. Коллективная работа над документом. Примечания. Запись и выделение изменений. Форматирование страниц документа. Ориентация, размеры страницы, величина полей. Нумерация страниц. Колонтитулы. Сохранение документа в различных текстовых форматах. Инструменты распознавания текстов и компьютерного перевода. Компьютерное представление текстовой информации. Кодовые таблицы. Американский стандартный код для обмена информацией, примеры кодирования букв национальных алфавитов. Представление о стандарте Юникод. | Аналитическая деятельность:
Практическая деятельность:
|
Тема 5. Мультимедиа | Понятие технологии мультимедиа и области её применения. Звук и видео как составляющие мультимедиа. Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов. Звуки и видео изображения. Композиция и монтаж. Возможность дискретного представления мультимедийных данных | Аналитическая деятельность:
Практическая деятельность:
|
Тема 6. Математические основы информатики | Понятие о непозиционных и позиционных системах счисления. Знакомство с двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системами счисления, запись в них целых десятичных чисел от 0 до 1024. Перевод небольших целых чисел из двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системы счисления в десятичную. Двоичная арифметика. Логика высказываний (элементы алгебры логики). Логические значения, операции (логическое отрицание, логическое умножение, логическое сложение), выражения, таблицы истинности. | Аналитическая деятельность:
Практическая деятельность:
|
Тема 7. Основы алгоритмизации | Учебные исполнители Робот, Удвоитель и др. как примеры формальных исполнителей. Понятие алгоритма как формального описания последовательности действий исполнителя при заданных начальных данных. Свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов. Алгоритмический язык – формальный язык для записи алгоритмов. Программа – запись алгоритма на алгоритмическом языке. Непосредственное и программное управление исполнителем. Линейные программы. Алгоритмические конструкции, связанные с проверкой условий: ветвление и повторение. Понятие простой величины. Типы величин: целые, вещественные, символьные, строковые, логические. Переменные и константы. Алгоритм работы с величинами – план целенаправленных действий по проведению вычислений при заданных начальных данных с использованием промежуточных результатов. | Аналитическая деятельность:
Практическая деятельность:
|
Тема 8. Начала программирования | Язык программирования. Основные правила языка программирования Паскаль: структура программы; правила представления данных; правила записи основных операторов (ввод, вывод, присваивание, ветвление, цикл). Решение задач по разработке и выполнению программ в среде программирования Паскаль. | Аналитическая деятельность:
Практическая деятельность:
|
Тема 9. Моделирование и формализация | Понятия натурной и информационной моделей Виды информационных моделей (словесное описание, таблица, график, диаграмма, формула, чертёж, граф, дерево, список и др.) и их назначение. Модели в математике, физике, литературе, биологии и т.д. Использование моделей в практической деятельности. Оценка адекватности модели моделируемому объекту и целям моделирования. Компьютерное моделирование. Примеры использования компьютерных моделей при решении научно-технических задач. Реляционные базы данных Основные понятия, типы данных, системы управления базами данных и принципы работы с ними. Ввод и редактирование записей. Поиск, удаление и сортировка данных. | Аналитическая деятельность:
Практическая деятельность:
|
Тема 10. Алгоритмизация и программирование | Этапы решения задачи на компьютере. Конструирование алгоритмов: разбиение задачи на подзадачи, понятие вспомогательного алгоритма. Вызов вспомогательных алгоритмов. Рекурсия. Управление, управляющая и управляемая системы, прямая и обратная связь. Управление в живой природе, обществе и технике. | Аналитическая деятельность:
Практическая деятельность:
|
Тема 11. Обработка числовой информации | Электронные таблицы. Использование формул. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Выполнение расчётов. Построение графиков и диаграмм. Понятие о сортировке (упорядочивании) данных. | Аналитическая деятельность:
Практическая деятельность:
|
Тема 12. Коммуникационные технологии | Локальные и глобальные компьютерные сети. Интернет. Скорость передачи информации. Пропускная способность канала. Передача информации в современных системах связи. Взаимодействие на основе компьютерных сетей: электронная почта, чат, форум, телеконференция, сайт. Информационные ресурсы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы. Технологии создания сайта. Содержание и структура сайта. Оформление сайта. Размещение сайта в Интернете. Базовые представления о правовых и этических аспектах использования компьютерных программ и работы в сети Интернет. | Аналитическая деятельность:
Практическая деятельность:
|
Резерв учебного времени в 7–9 классах: |
Планируемые результаты изучения информатики
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования уточняют и конкретизируют общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов как с позиции организации их достижения в образовательном процессе, так и с позиции оценки достижения этих результатов.
Планируемые результаты сформулированы к каждому разделу учебной программы.
Планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении опорного учебного материала, размещены в рубрике «Выпускник научится …». Они показывают, какой уровень освоения опорного учебного материала ожидается от выпускника. Эти результаты потенциально достигаемы большинством учащихся и выносятся на итоговую оценку как задания базового уровня (исполнительская компетентность) или задания повышенного уровня (зона ближайшего развития).
Планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему, размещены в рубрике «Выпускник получит возможность научиться …». Эти результаты достигаются отдельными мотивированными и способными учащимися; они не отрабатываются со всеми группами учащихся в повседневной практике, но могут включаться в материалы итогового контроля.
Раздел 1. Введение в информатику
Выпускник научится:
- декодировать и кодировать информацию при заданных правилах кодирования;
- оперировать единицами измерения количества информации;
- оценивать количественные параметры информационных объектов и процессов (объём памяти, необходимый для хранения информации; время передачи информации и др.);
- записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;
- составлять логические выражения с операциями И, ИЛИ, НЕ; определять значение логического выражения; строить таблицы истинности;
- анализировать информационные модели (таблицы, графики, диаграммы, схемы и др.);
- перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую, в том числе использовать графическое представление (визуализацию) числовой информации;
- выбирать форму представления данных (таблица, схема, график, диаграмма) в соответствии с поставленной задачей;
- строить простые информационные модели объектов и процессов из различных предметных областей с использованием типовых средств (таблиц, графиков, диаграмм, формул и пр.), оценивать адекватность построенной модели объекту-оригиналу и целям моделирования.
Выпускник получит возможность:
- углубить и развить представления о современной научной картине мира, об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире;
- научиться определять мощность алфавита, используемого для записи сообщения;
- научиться оценивать информационный объём сообщения, записанного символами произвольного алфавита
- переводить небольшие десятичные числа из восьмеричной и шестнадцатеричной системы счисления в десятичную систему счисления;
- познакомиться с тем, как информация представляется в компьютере, в том числе с двоичным кодированием текстов, графических изображений, звука;
- научиться решать логические задачи с использованием таблиц истинности;
- научиться решать логические задачи путем составления логических выражений и их преобразования с использованием основных свойств логических операций.
- сформировать представление о моделировании как методе научного познания; о компьютерных моделях и их использовании для исследования объектов окружающего мира;
- познакомиться с примерами использования графов и деревьев при описании реальных объектов и процессов
- научиться строить математическую модель задачи – выделять исходные данные и результаты, выявлять соотношения между ними.
Раздел 2. Алгоритмы и начала программирования
Выпускник научится:
- понимать смысл понятия «алгоритм» и широту сферы его применения; анализировать предлагаемые последовательности команд на предмет наличия у них таких свойств алгоритма как дискретность, детерминированность, понятность, результативность, массовость;
- оперировать алгоритмическими конструкциями «следование», «ветвление», «цикл» (подбирать алгоритмическую конструкцию, соответствующую той или иной ситуации; переходить от записи алгоритмической конструкции на алгоритмическом языке к блок-схеме и обратно);
- понимать термины «исполнитель», «формальный исполнитель», «среда исполнителя», «система команд исполнителя» и др.; понимать ограничения, накладываемые средой исполнителя и системой команд, на круг задач, решаемых исполнителем;
- исполнять линейный алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд;
- составлять линейные алгоритмы, число команд в которых не превышает заданное;
- ученик научится исполнять записанный на естественном языке алгоритм, обрабатывающий цепочки символов.
- исполнять линейные алгоритмы, записанные на алгоритмическом языке.
- исполнять алгоритмы c ветвлениями, записанные на алгоритмическом языке;
- понимать правила записи и выполнения алгоритмов, содержащих цикл с параметром или цикл с условием продолжения работы;
- определять значения переменных после исполнения простейших циклических алгоритмов, записанных на алгоритмическом языке;
- разрабатывать и записывать на языке программирования короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции.
Выпускник получит возможность научиться:
- исполнять алгоритмы, содержащие ветвления и повторения, для формального исполнителя с заданной системой команд;
- составлять все возможные алгоритмы фиксированной длины для формального исполнителя с заданной системой команд;
- определять количество линейных алгоритмов, обеспечивающих решение поставленной задачи, которые могут быть составлены для формального исполнителя с заданной системой команд;
- подсчитывать количество тех или иных символов в цепочке символов, являющейся результатом работы алгоритма;
- по данному алгоритму определять, для решения какой задачи он предназначен;
- исполнять записанные на алгоритмическом языке циклические алгоритмы обработки одномерного массива чисел (суммирование всех элементов массива; суммирование элементов массива с определёнными индексами; суммирование элементов массива, с заданными свойствами; определение количества элементов массива с заданными свойствами; поиск наибольшего/ наименьшего элементов массива и др.);
- разрабатывать в среде формального исполнителя короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции;
- разрабатывать и записывать на языке программирования эффективные алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции.
Раздел 3. Информационные и коммуникационные технологии
Выпускник научится:
- называть функции и характеристики основных устройств компьютера;
- описывать виды и состав программного обеспечения современных компьютеров;
- подбирать программное обеспечение, соответствующее решаемой задаче;
- оперировать объектами файловой системы;
- применять основные правила создания текстовых документов;
- использовать средства автоматизации информационной деятельности при создании текстовых документов;
- использовать основные приёмы обработки информации в электронных таблицах;
- работать с формулами;
- визуализировать соотношения между числовыми величинами.
- осуществлять поиск информации в готовой базе данных;
- основам организации и функционирования компьютерных сетей;
- составлять запросы для поиска информации в Интернете;
- использовать основные приёмы создания презентаций в редакторах презентаций.
Ученик получит возможность:
- научиться систематизировать знания о принципах организации файловой системы, основных возможностях графического интерфейса и правилах организации индивидуального информационного пространства;
- научиться систематизировать знания о назначении и функциях программного обеспечения компьютера; приобрести опыт решения задач из разных сфер человеческой деятельности с применение средств информационных технологий;
- научиться проводить обработку большого массива данных с использованием средств электронной таблицы;
- расширить представления о компьютерных сетях распространения и обмена информацией, об использовании информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм, требований информационной безопасности;
- научиться оценивать возможное количество результатов поиска информации в Интернете, полученных по тем или иным запросам.
- познакомиться с подходами к оценке достоверности информации (оценка надёжности источника, сравнение данных из разных источников и в разные моменты времени и т. п.);
- закрепить представления о требованиях техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
- сформировать понимание принципов действия различных средств информатизации, их возможностей, технических и экономических ограничений.
Содержание. 7класс
Номер урока | Тема урока | Параграф учебника |
1. | Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места. | Введение. |
Тема Информация и информационные процессы | ||
2 | Информация и её свойства | §1.1. |
3 | Информационные процессы. Обработка информации | §1.2. |
4 | Информационные процессы. Хранение и передача информации | §1.2. |
5 | Всемирная паутина как информационное хранилище | §1.3. |
6 | Представление информации | §1.4 |
7 | Дискретная форма представления информации | §1.5. |
8 | Единицы измерения информации | §1.6. |
9 | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Информация и информационные процессы». Контрольная работа по теме «Информация и информационные процессы» | §1.1.- §1.6. |
Тема Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией | ||
10 | Основные компоненты компьютера и их функции | §2.1 |
11 | Персональный компьютер. | §2.2 |
12 | Программное обеспечение компьютера. Системное программное обеспечение | §2.3. |
13 | Системы программирования и прикладное программное обеспечение | §2.3 |
14 | Файлы и файловые структуры | §2.4. |
15 | Пользовательский интерфейс | §2.5 |
16 | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией». Контрольная работа по теме«Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией». | §2.1-§2.5 |
Тема Обработка графической информации | ||
17 | Формирование изображения на экране компьютера | §3.1 |
18 | Компьютерная графика | §3.2 |
19 | Создание графических изображений | §3.3 |
20 | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Обработка графической информации». Контрольная работа по теме«Обработка графической информации». | §3.1-§3.3 |
Тема Обработка текстовой информации | ||
21 | Текстовые документы и технологии их создания | §4.1 |
22 | Создание текстовых документов на компьютере | §4.2 |
23 | Прямое форматирование | §4.3 |
24 | Стилевое форматирование | §4.3 |
25 | Визуализация информации в текстовых документах | §4.4 |
25 | Распознавание текста и системы компьютерного перевода | §4.5 |
27 | Оценка количественных параметров текстовых документов | §4.6 |
28 | Оформление реферата История вычислительной техники | |
29 | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Обработка текстовой информации». Контрольная работа по теме «Обработка текстовой информации». | §4.1-§4.6 |
Тема Мультимедиа | ||
30 | Технология мультимедиа. | §5.1 |
31 | Компьютерные презентации | §5.2 |
32 | Создание мультимедийной презентации | §5.2 |
33 | Обобщение и систематизация основных понятий главы «Мультимедиа». Зачетная практическая работа по теме «Мультимедиа». | §5.1-§5.2 |
Итоговое повторение | ||
34 | Основные понятия курса. | |
35 | Итоговое тестирование. |
Содержание. 7 класс. группа, изучающая информатику на продвинутом уровне.
(2 часа в неделю, всего -70 часов)
Номер урока | Тема урока | Параграф учебника |
1. | Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места. | Введение. |
Тема Информация и информационные процессы | ||
2-3. | Информация и её свойства | §1.1. |
4-5 | Информационные процессы. Обработка информации | §1.2. |
6-7 | Информационные процессы. Хранение и передача информации | §1.2. |
8-9 | Всемирная паутина как информационное хранилище | §1.3. |
10-11 | Представление информации | §1.4 |
12-13 | Дискретная форма представления информации | §1.5. |
14-15 | Единицы измерения информации | §1.6. |
16-17 | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Информация и информационные процессы». | §1.1.- §1.6. |
18 | Контрольная работа по теме «Информация и информационные процессы» | |
Тема Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией | ||
19-20 | Основные компоненты компьютера и их функции | §2.1 |
21-22 | Персональный компьютер. | §2.2 |
23-24. | Программное обеспечение компьютера. Системное программное обеспечение | §2.3. |
25-26. | Системы программирования и прикладное программное обеспечение | §2.3 |
27-28. | Файлы и файловые структуры | §2.4. |
29-30. | Пользовательский интерфейс | §2.5 |
31 | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией». | §2.1-§2.5 |
32. | Контрольная работа по теме«Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией». | |
Тема Обработка графической информации | ||
33-34. | Формирование изображения на экране компьютера | §3.1 |
35-36. | Компьютерная графика | §3.2 |
37-38 | Создание графических изображений | §3.3 |
39. | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Обработка графической информации». | §3.1-§3.3 |
40 | Контрольная работа по теме«Обработка графической информации». | |
Тема Обработка текстовой информации | ||
41-42 | Текстовые документы и технологии их создания | §4.1 |
43-44 | Создание текстовых документов на компьютере | §4.2 |
45-46. | Прямое форматирование | §4.3 |
47-48. | Стилевое форматирование | §4.3 |
49-50. | Визуализация информации в текстовых документах | §4.4 |
51-52 | Распознавание текста и системы компьютерного перевода | §4.5 |
53-54 | Оценка количественных параметров текстовых документов | §4.6 |
55-56 | Оформление реферата История вычислительной техники | |
57 | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Обработка текстовой информации». | §4.1-§4.6 |
58 | Контрольная работа по теме «Обработка текстовой информации». | |
Тема Мультимедиа | ||
59-60 | Технология мультимедиа. | §5.1 |
61-62. | Компьютерные презентации | §5.2 |
63-64 | Создание мультимедийной презентации | §5.2 |
65 | Обобщение и систематизация основных понятий главы «Мультимедиа». | §5.1-§5.2 |
66 | Зачетная практическая работа по теме «Мультимедиа». | |
Итоговое повторение | ||
67-69 | Основные понятия курса. | |
70. | Итоговое тестирование. |
Нормы оценки контрольных, проверочных работ.
Критерии оценки устного ответа:
«5» – 1. Конкретный и полный ответ на поставленный вопрос.
2. Определения и формулировки изложены четко, с использованием терминологии.
3. Приведены самостоятельно примеры.
4. Ответ содержит логику изложения.
5. Ответ полностью самостоятельный.
«4» - 1. Конкретный ответ на поставленный вопрос.
2. Приведены самостоятельно примеры.
3. Ответ содержит логику изложения.
4. Допущены 2 несущественные ошибки или 1 грубая ошибка.
«3» - 1. Ответ неконкретный, излишне пространный.
2.Определения изложены неточно, трудности с приведением примеров, способен ответить на наводящие вопросы учителя.
3. Допущены 2 существенные ошибки.
«2» - 1. Отсутствует ответ на вопрос или обнаружено полное непонимание основного содержания учебного материала, не способен ответить на наводящие вопросы.
2. Допущены множественные существенные ошибки.
Критерии оценки решения задач.
«5» – 1. Работа выполнена полностью; в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок.
2. В решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).
«4» - 1. Работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки).
2. Допущена одна ошибка или есть два – три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).
«3» - 1. Допущено более одной ошибки или более двух-трёх недочётов в выкладках, чертежах, графиках, но учащийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.
«2» - 1. Допущены существенные ошибки, которые показывают, что учащийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.
Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком развитии учащегося по предмету.
Критерии оценки практических работ.
«5» - ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения заданий; самостоятельно и рационально выполняет задания. Работу проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасного труда;
«4» - ставится, если выполнены требования к оценке 5, но было допущено два- три недочёта;
не более одной негрубой ошибки и одного недочёта;
«3» - ставится, если работа выполнена не полностью, но объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы; если в ходе выполнения работы были допущены ошибки;
«2» - ставится, если работа выполнена не полностью и объём выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов; если задания выполнялись неправильно;
«1» - ставится, если учащийся совсем не выполнил работу.
Во всех случаях оценки снижается, если ученик не выполнял правила ТБ.
Перечень ошибок.
Грубые ошибки:
- Незнание определений основных понятий, правил, основных положений теории.
- Нарушение требований правил безопасного труда.
Критерии оценки теста
- За каждый правильный ответ начисляется 1 балл;
- За пропущенный вопрос ничего не начисляется;
- Если в ответе на вопрос предполагается один правильный ответ, то варианты ответов отмечены кружками;
- Если в ответе на вопрос возможно несколько вариантов ответа, то варианты ответов отмечены квадратиками.
«5»- 86-100 %
«4»- 71-85 %
«3»- 50-70 %
Критерии оценки реферата.
«5» - 1. Правильно оформлен титульный лист. (указаны: тема реферата, заведение, ФИО
ученика, учителя)
2. В содержании указаны все разделы работы и страницы.
- Во введении автор реферата определяет предмет, цели к задачи исследования, обосновывает актуальность проблемы.
- Тема раскрыта полностью. В реферате критически проанализированы различные точки зрения рассматриваемой проблемы, дана им аргументированная оценка. Материал представлен в последовательной, связной форме.
- В работе не должно быть слов, понятий, определений, которые ученик не может объяснить.
- Все страницы, кроме титульного листа и оглавления, пронумерованы. Количество не менее 20 печатных листов.
- Список литературы составляется на основе библиографических правил и оформляется в конце реферата. Список литературы должен включать в себя не менее 8- 10 названий.
- В реферате сделаны ссылки на использованную литературу, оформлены сноски.
- В заключении реферата подводится итог в виде общих выводов.
- В конце реферата приводится словарь терминов, использованных в работе.
- Произведено предварительное рецензирование работы, учтены все замечания.
- Защита проводится в устной форме, с использованием плана ответа.
- Повышает оценку грамотное использование диаграмм и таблиц.
«4» - 1. Правильно оформлен титульный лист. (указаны: тема реферата, заведение, ФИО
ученика, учителя)
- В содержании указаны все разделы работы и страницы.
- Введение, включающее значения раскрываемой темы.
- Тема раскрыта полностью. Используются схемы, взятые из дополнительных источников. Допущены некоторые неточности при изложении информации. Материал представляется в последовательной, но неполной форме. Страницы пронумерованы, количество менее 20 печатных листов.
- Указано использованная при подготовке литература. (автор, издательство, год)
- Проведено предварительное рецензирования, но многие замечания оставлены без внимания.
- Защита реферата проводится частично в устной, частично в форме чтения с листов реферата.
- В заключении подводятся итоги в виде общих выводов.
«3» - 1. Допущены неточности при оформлении титульного листа.
- Содержание (разделы вместе с указанием страниц)
- Отсутствует введения, включающее значение раскрываемой темы.
- Тема раскрыта не полностью. Допущены неточности при изложении информации. Материал представляется в разрозненной, неполной форме. Количество листов менее 10.
- Не указана использованная при подготовке литература.
- Реферат не сдавался на предварительную проверку.
- Защита реферата проводится в форме чтения с листов реферата.
Критерии оценки проекта
- Аргументированность выбора темы, практическая направленность проекта и значимость выполненной работы.
- Объем и полнота разработок, выполнение принятых этапов проектирования, самостоятельность, законченность, материальное воплощение проекта.
- Аргументированность предлагаемых решений, подходов, полнота библиографии, использование литературы.
- Оригинальность темы, подходов, найденных решений, аргументации материального воплощения и представления проекта.
- Качество записи: оформление, соответствие стандартным требованиям, рубрикация и структура текста, качество эскизов, схем, рисунков.
- Качество доклада: композиция, полнота представления работы, подходов, результатов; аргументированность, объем тезауруса, убедительность и убежденность.
- Объем и глубина знаний по теме (или предмету), эрудиция, межпредметные связи.
- Педагогическая ориентация: культура речи, манера, использование наглядных средств, чувство времени, импровизационное начало, удержания внимания аудитории.
- Ответы на вопросы: полнота, аргументированность, убедительность и убежденность, дружелюбие, стремление использовать ответы для успешного раскрытия темы и сильных сторон проекта.
Тематические и итоговые контрольные работы: 7 класс
1 | «Информация и информационные процессы». | Тематический контроль | Контрольная работа |
2 | «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией». | Тематический контроль | Контрольная работа |
3 | «Обработка графической информации». | Тематический контроль | Контрольная работа |
4 | Оформление реферата История вычислительной техники | Контрольная работа | |
5 | «Обработка текстовой информации». | Тематический контроль | Контрольная работа |
6 | «Мультимедиа». | Тематический контроль | Зачетная практическая работа |
7 | Итоговое тестирование. |
Содержание 8 класс ИЗМЕНИТЬ НА 2 ЧАСА
Номер урока | Тема урока | Параграф учебника |
1. | Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места. | Введение |
Тема Математические основы информатики | ||
2. | Общие сведения о системах счисления | §1.1. |
3. | Двоичная система счисления. Двоичная арифметика | §1.1. |
4. | Восьмеричная и шестнадцатеричные системы счисления. Компьютерные системы счисления | §1.1. |
5. | Правило перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q | §1.1. |
6. | Представление целых чисел | §1.2. |
7 | Представление вещественных чисел | §1.2. |
8. | Высказывание. Логические операции. | §1.3. |
9. | Построение таблиц истинности для логических выражений | §1.3. |
10. | Свойства логических операций. | §1.3. |
11. | Решение логических задач | §1.3. |
12. | Логические элементы | §1.3. |
13. | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Математические основы информатики». Проверочная работа | |
Тема Основы алгоритмизации | ||
14. | Алгоритмы и исполнители | §2.1 |
15. | Способы записи алгоритмов | §2.2 |
16. | Объекты алгоритмов | §2.3 |
17. | Алгоритмическая конструкция следование | §2.4 |
18. | Алгоритмическая конструкция ветвление. Полная форма ветвления | §3.4 |
19. | Неполная форма ветвления | §2.4 |
20. | Алгоритмическая конструкция повторение. Цикл с заданным условием продолжения работы | §2.4 |
21. | Цикл с заданным условием окончания работы | §2.4 |
22. | Цикл с заданным числом повторений | §2.4 |
23. | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Основы алгоритмизации». Проверочная работа | |
Тема Начала программирования | ||
24. | Общие сведения о языке программирования Паскаль | §3.1 |
25. | Организация ввода и вывода данных | §3.2 |
26. | Программирование линейных алгоритмов | §3.3 |
27. | Программирование разветвляющихся алгоритмов. Условный оператор. | §3.4 |
28. | Составной оператор. Многообразие способов записи ветвлений. | §3.4 |
29. | Программирование циклов с заданным условием продолжения работы. | §3.5 |
30. | Программирование циклов с заданным условием окончания работы. | §3.5 |
31. | Программирование циклов с заданным числом повторений. | §3.5 |
32. | Различные варианты программирования циклического алгоритма. | §3.5 |
33. | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Начала программирования». Проверочная работа. | |
Итоговое повторение | ||
34. | Основные понятия курса. | |
35. | Итоговое тестирование. |
Тематические и итоговые контрольные работы: 8 класс
1 | «Математические основы информатики». | Тематический контроль | Контрольная работа |
2 | «Основы алгоритмизации». | Тематический контроль | Контрольная работа |
3 | «Начала программирования». | Тематический контроль | Контрольная работа |
4 | Итоговое тестирование | Тест |
Содержание 9 класс
Номер урока | Тема урока | Параграф учебника |
1. | Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места. | Введение. |
Тема Моделирование и формализация (17) | ||
2-3. | Моделирование как метод познания | §1.1 |
4-5. | Знаковые модели | §1.2 |
6-7 | Графические модели | §1.3. |
8-9. | Табличные модели | §1.4 |
10-11. | База данных как модель предметной области. Реляционные базы данных. | §1.5. |
12-13. | Система управления базами данных | §1.6 |
14-16. | Создание базы данных. Запросы на выборку данных | §1.6 |
17-18. | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Моделирование и формализация». Проверочная работа | |
Тема Алгоритмизация и программирование (14) | ||
19 -20. | Решение задач на компьютере | §2.1 |
21-22. | Одномерные массивы целых чисел. Описание, заполнение, вывод массива. | §2.2 |
23. | Вычисление суммы элементов массива | §2.2 |
24-25. | Последовательный поиск в массиве | §2.2 |
26-27. | Сортировка массива | §2.2 |
28-29. | Конструирование алгоритмов | §2.3 |
30 | Запись вспомогательных алгоритмов на языке Паскаль | §2.4 |
31-32 | Алгоритмы управления. Обобщение и систематизация основных понятий темы «Алгоритмизация и программирование». Проверочная работа | §2.5 |
Тема Обработка числовой информации (12) | ||
33-34. | Интерфейс электронных таблиц. Данные в ячейках таблицы. Основные режимы работы. | §3.1 |
35-36 | Организация вычислений. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. | §3.2 |
37-38 | Встроенные функции. Логические функции. | §3.2 |
39-40 | Сортировка и поиск данных. | §3.3 |
41-42 | Построение диаграмм и графиков. | §3.3 |
43-44. | Обобщение и систематизация основных понятий главы «Обработка числовой информации в электронных таблицах». Проверочная работа. | |
Тема Коммуникационные технологии (20) | ||
45-46 | Локальные и глобальные компьютерные сети | §4.1 |
47-48 | Как устроен Интернет. IP-адрес компьютера | §4.2 |
49-50 | Доменная система имён. Протоколы передачи данных. | §4.2 |
51-52 | Всемирная паутина. Файловые архивы. | §4.3 |
53-54 | Электронная почта. Сетевое коллективное взаимодействие. Сетевой этикет. | §4.3 |
55-56 | Технологии создания сайта. | §4.4 |
57-58 | Содержание и структура сайта. | §4.4 |
59-60 | Оформление сайта. | §4.4 |
61-62 | Размещение сайта в Интернете. | §4.4 |
63-64 | Обобщение и систематизация основных понятий главы «Коммуникационные технологии». Проверочная работа. | |
Итоговое повторение (4) | ||
65-68 | Основные понятия курса. Итоговое тестирование | |
|
Тематические и итоговые контрольные работы: 9 класс
1 | «Моделирование и формализация» | Тематический контроль | Контрольная работа |
2 | «Алгоритмизация и программирование». | Тематический контроль | Контрольная работа |
3 | «Обработка числовой информации в электронных таблицах». | Тематический контроль | Контрольная работа |
4 | «Коммуникационные технологии». | Зачетная практическая работа | |
Итоговое тестирование | тест |
Перечень учебно-методического обеспечения
по информатике для 7–9 классов
- Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
- Босова Л.Л., Босова А.Б. Информатика: рабочая тетрадь для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
- Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 8 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
- Босова Л.Л., Босова А.Б. Информатика: рабочая тетрадь для 8 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013
- Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
- Босова Л.Л., Босова А.Б. Информатика: рабочая тетрадь для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013
- Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 7–9 классы : методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 20013.
- Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 7 класс»
- Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 8 класс»
- Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 9 класс»
- Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (metodist.lbz.ru/)
СОГЛАСОВАНО:
Протокол заседания методического объединения
учителей математики и информатики
от 25 .08.17 № 1
Руководитель МО _______________(Петроченок Е.И.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по информатике для 5 класса по УМК Босовой Л.Л. (ФГОС)
Рабочая программа по информатике для 5 класса по Босовой ФГОС. В рабочую программу включено подробное календарно-тематическое планирование 35 уроков....
рабочая программа по информатике в 4 класса ФГОС 2013 г
программа составлена по учебнику Матвеевой...
Рабочая программа по информатике для 6 класса (ФГОС)
Настоящая рабочая программа по информатике и ИКТ для 6 классов МБОУ педагогический лицей составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного образовательного станда...
Рабочая программа по информатике 2- 4 класс Матвеева ФГОС 2013
Рабочая программа по информатике 2- 4 класс Матвеева ФГОС 2013...
Рабочая программа по информатике в 5 классе по ФГОСу
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа «Информатика и ИКТ» для учащихся 5 классов разработана на основе авторской программы Л.Л. Босовой «Информатика и ИКТ для 5-6 классов», БИНОМ. Л...
Рабочая программа по информатике в 5 классе к учебнику Босовой «Информатика» по ФГОС 2017
Рабочая программа для 5-го класса по информатике и ИКТ составлена в соответствии: с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования - ФГОС ООО,...
Рабочая программа по информатике 7-9 класс новый ФГОС
Рабочая программа даёт представление о целях, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета «Информатика» на базовом уровне; устанавливает обязат...