Главные вкладки

    Конспект урока по информатике в 6 классе «Алгоритм с ветвлением»
    план-конспект урока по информатике и икт (6 класс)

    Виноградов Сергей

    Конспект урока по информатике в 6 классе

    «Алгоритм с ветвлением»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл 6_klass_probl_obuch.docx454.01 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект урока по информатике     в 6 классе

    «Алгоритм с ветвлением»

    учитель  информатики

    Виноградов Сергей Михайлович

    Технологическая карта урока

    Предмет: Информатика и ИКТ

    Класс: 6

    Урок 28.

    Тема урока: Алгоритм с ветвлением.

    Практическая работа №14 «Создаём презентацию «Времена года»

    Тип урока: изучение нового материала, комбинированный

    Планируемые результаты обучения:

    личностные: формирование способности увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение информационного моделирования как метода познания окружающего мира; формирование умения рефлексивной самооценки

    предметные: развитие представлений о типах алгоритмов; понимание записи алгоритмов; умение составлять линейные и условные алгоритмы;

    метапредметныеформирование умения самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи.

    Решаемые учебные задачисформировать понятие алгоритма с ветвлением; научить составлению алгоритмов с ветвлением в виде блок-схем.

    Ресурс (учебники, наглядные пособия, ИКТ):

    Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011;

    Босова Л.Л., Босова А.Б. Информатика: рабочая тетрадь для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011;

    презентация «Алгоритм с ветвлением», «Времена года».

    Ход урока

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Формируемые УУД

    Формы оценивания

    Личностные:

    Регулятивные:

    Коммуникативные:

    Познавательные:

    1. Организационный этап

    «Здравствуйте! Я рада вас сегодня видеть!

    Посмотрите друг на друга, улыбнитесь так широко, как только вы можете.

    Как светло стало вокруг от ваших улыбок!

    И теперь с позитивным настроем продолжим путешествие по стране «Информатика».

    «Возьмите листы самооценки и запишите число, нарисуйте своё настроение на начало урока. Отложите в сторону»

    https://fhd.multiurok.ru/9/2/2/9222cebc735c28b2096081a6cc03375a03447f79/phpxDKPoN_Algoritm-s-vetvleniem-6-klass-informatika-Stenina-TV_6_1.pngПриложение 1

    Приветствие учащихся, создание доброжелательной атмосферы.

    Приветствуют учителя. Отвечают на приветствие учителя, улыбаются друг другу.

    Самоопределение

    Самоконтроль, организация своей учебной деятельности

    Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, слушание учителя

    Формирование положительной мотивации

    Учитель проверяет готовность класса к уроку, самопроверка

    1. Повторение изученного материала

    «Мы с вами изучаем тему «Алгоритмы» повторим основные понятия изученного материала с помощью игры «Вопрос-ответ»

    Приложение 2

    1. Вопрос:

    Ответ:

    Продолжите: «Алгоритм - это

    Выполнение действия, команда

    Вопрос:

    Ответ:

    Кто или что может быть исполнителем алгоритмов?

    …это описание конечной последовательности шагов в решении задачи, приводящей от исходных данных к требуемому результату.

    Вопрос:

    Ответ:

    Перечислите формы записи алгоритмов.

    …это человек, группа людей, животное или техническое устройство, способные выполнять заданные команды.

    Вопрос:

    Ответ:

    Что такое «Блок-схема»?

    1. словесная
    2. графическая
    3. блок-схема

    Вопрос:

    Ответ:

    Какие геометрические фигуры используются в блок-схемах?

    Для обозначения шагов алгоритма используются геометрические фигуры

    Вопрос:

    Ответ:

    Какой шаг обозначает овал?

    Овал, параллелограмм, ромб,

    прямоугольник.

    Вопрос:

    Ответ:

    Какой шаг обозначает параллелограмм?

    Начало или конец алгоритма

    Вопрос:

    Ответ:

    Какой шаг обозначает ромб?

    Ввод или вывод данных

    Вопрос:

    Ответ:

    Какой шаг обозначает прямоугольник?

    Принятие решения, условие


    Проверка изученного материала, организация игры (карточки заранее раздаются)- объяснение правил

    Отвечают на вопросы карточек, задают вопросы с карточек

    Самоорганизация

    Организация своей учебной деятельности

    Контроль правильности ответов обучающихся

    Сотрудничество с учителем и сверстниками

    Построение логической цепи рассуждений

    Взаимопроверка, оценивание учителем

    На данном этапе уместна оценка обучающихся, так как ответы малы.

    1. Постановка цели и задач урока

    «Откройте свои тетради и запишем тему урока, для этого необходимо расположить следующие числа в порядке возрастания и перевести в двоичную систему счисления»

    2310, 1210, 1710, 510.

    510=1012 –Алго

    1210=11002 – ритм с

    1710=100012 – ветвле

    2310=101112 – нием.

    https://fhd.multiurok.ru/9/2/2/9222cebc735c28b2096081a6cc03375a03447f79/phpxDKPoN_Algoritm-s-vetvleniem-6-klass-informatika-Stenina-TV_6_2.png

    «Итак, какова тема урока?»

    https://fhd.multiurok.ru/9/2/2/9222cebc735c28b2096081a6cc03375a03447f79/phpxDKPoN_Algoritm-s-vetvleniem-6-klass-informatika-Stenina-TV_6_3.png

    «Подумаем и поставим цели урока»

    Выяснение темы урока и формулировка его цели.

    Активизирует знания обучающихся, мотивирует учащихся.

    Выводит на экран правильное решение.

    Выборочно проверяет несколько тетрадей обучающихся.

    Решают задание в тетради и на доске (четыре ученика по очереди).

    Записывают тему урока в тетрадь.

    Отвечают на вопросы.

    - познакомиться с алгоритмом с ветвлением

    -узнать правила построения алгоритмов с ветвлениями

    -научиться составлять блок-схемы для алгоритмов с ветвлениями.

    Оценивание усваиваемого материала

    Целеполагание,

    контроль правильности ответов обучающихся

    Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками,

    Слушание учителя и товарищей, построение понятных для собеседника высказываний.

    Построение логической цепи рассуждений

    Взаимопроверка, оценивание учителем.

    На данном этапе уместна оценка и отметка обучающихся, так как ответы при переводе чисел из одной СС в другую существенны.

    1. Изучение нового материала

    Ситуации, когда заранее известна последовательность действий, встречается крайне редко. В жизни часто приходится принимать решение в зависимости от сложившейся обстановки

    Если идёт дождь, мы берём зонт, если жарко, надеваем лёгкую одежду.

    Логику принятия решения можно описать так:

    ЕСЛИ условие ТО действия 1 ИНАЧЕ действия 2

    например:

    1. Если хочешь быть здоров, ТО закаляйся, ИНАЧЕ валяйся весь день на диване

    Что является здесь: условием? дейсвиями 1? дейсвиями 2?

    1. Если уроки выучены, то иди гулять, ИНАЧЕ учи уроки.

    Разбираем состав.

    В некоторых случаях дейсвия 2 могут отсутствовать

    ЕСЛИ условие ТО действия 1

    Например, пословица

    ЕСЛИ назвался груздём, ТО полезай в кузов.

    что является условием? действиями 1?

    Так что же такое алгоритм с ветвлением?

    Ветвление – алгоритм, в котором та или иная последовательность действий выполняется в зависимости от истинности условия.

    Рассмотрим, как изображается ветвление на блок-схемах.

    Как вы думаете какие геометрические фигуры нам понадобятся?

    Полная форма:

    https://fhd.multiurok.ru/9/2/2/9222cebc735c28b2096081a6cc03375a03447f79/phpxDKPoN_Algoritm-s-vetvleniem-6-klass-informatika-Stenina-TV_6_4.png

    Сокращенная форма:

    https://fhd.multiurok.ru/9/2/2/9222cebc735c28b2096081a6cc03375a03447f79/phpxDKPoN_Algoritm-s-vetvleniem-6-klass-informatika-Stenina-TV_6_5.png

    Составим блок-схемы для следующих высказываний.

    1. Если гриб съедобный, то положи его в корзину, иначе не трогай его (полная форма ветвления). Чертим блок-схему.
    2. Если ласточки низко летают, то будет дождь (сокращенная форма ветвления). Чертим блок-схему.

    Объясняет новый материал в соответствии с §3.4 , демонстрирует презентацию «Алгоритм с ветвлением». Организует беседу по теме урока.

    Участвуют в беседе. Слушают объяснение учителя, смотрят презентацию.

    Выполняют задание № 7 стр. 78 учебника. Составляют блок-схемы.

    https://fhd.multiurok.ru/9/2/2/9222cebc735c28b2096081a6cc03375a03447f79/phpxDKPoN_Algoritm-s-vetvleniem-6-klass-informatika-Stenina-TV_6_6.png

    https://fhd.multiurok.ru/9/2/2/9222cebc735c28b2096081a6cc03375a03447f79/phpxDKPoN_Algoritm-s-vetvleniem-6-klass-informatika-Stenina-TV_6_7.png

    Самоорганизация

    Выделение важной информации. Контроль и самоконтроль правильности ответов обучающихся. умение слушать в соответствии с целевой установкой. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся.

    Сотрудничество с учителем и сверстниками, умение слушать. Обсуждают выводы.

    Умение структурировать знания; развитие представлений о типах алгоритмов, алгоритме с ветвлением

    Взаимопроверка. Оценивание учителем.

    На данном этапе уместна оценка и отметка обучающихся, так как ответы при составлении блок-схем у доски существенны.

    1. Физкультминутка


    https://fhd.multiurok.ru/9/2/2/9222cebc735c28b2096081a6cc03375a03447f79/phpxDKPoN_Algoritm-s-vetvleniem-6-klass-informatika-Stenina-TV_6_8.pnghttps://fhd.multiurok.ru/9/2/2/9222cebc735c28b2096081a6cc03375a03447f79/phpxDKPoN_Algoritm-s-vetvleniem-6-klass-informatika-Stenina-TV_6_9.png

    Показывает упражнения

    Выполняют упражнения

    Самоорганизация

    Саморегуляция

    Умение слушать и слышать

    Оценивание учителем.

    На данном этапе уместна оценка обучающихся.

    1. Закрепление полученных знаний (работа в группах)

    «Всем известно то, что представители животного мира наиболее чувствительно относятся к переменам погоды. По сегодняшний день поведение домашних и диких животных, насекомых и птиц позволяет людям предугадывать скорое ненастье, грозу, бурю и даже землетрясения.

    Ваша задача с помощью блок-схемы изобразить народную примету. Затем выберите одного представителя для защиты проекта».

    Ученики делятся на группы по 4-5 человек. Выдаются задания, лист ватмана, клей, геометрические фигуры, фломастер (маркер).

    Задание № 1.

    Если комары и мошки вьются столбом, будет хорошая погода.

    Задание № 2.

    Если вечером сильно стрекочут кузнечики – верный признак хорошей погоды

    Задание № 3.

    Муравьи прячутся в муравейнике – вскоре будет сильный дождь.

    Задание № 4.

    Чайки собираются на берегу и поднимают гвалт – к ненастью.

    Задание № 5.

    Дым из трубы столбом – к морозу.

    Задание № 6.

    Если Млечный Путь ясно виден – к хорошей погоде; если тускло – к ненастью.

    Формулировка условий задач и контроль за правильным их решением

    Работают в группах, читают алгоритм, строят блок-схему, представители групп защищают свой проект.

    Развитие логического мышления

    Планирование учебного сотрудничества со сверстниками, принятие решения.

    Развитие диалоговой и монологической речи; умение работать в группах, слушать чужое мнение, высказывать своё; понимать на слух ответы обучающихся.

    Умение использовать команды ветвления для записи алгоритма и при составлении блок-схем;

    Взаимопроверка. Оценивание учителем.

    1. Практическая работа

    Презентация «Времена года» с гиперссылками (распечатана на листах).

    Текст на слайдах:

    В январе, в январе

    Много снегу на дворе.

    Снег - на крыше, на крылечке.

    Солнце в небе голубом.

    В нашем доме топят печки,

    В небо дым идет столбом.

    С. Маршак

    Пробирается медведь

    Сквозь лесной валежник.

    Стали птицы песни петь,

    И расцвел подснежник.

    С. Маршак

    Солнце над просторными

    Нивами стоит.

    И подсолнух зёрнами

    Чёрными

    Набит.

    С. Маршак

    Ясным утром сентября

    Хлеб молотят сёла,

    Мчатся птицы за моря –

    И открылась школа.

    С. Маршак

    Образцы слайдов:

    https://fhd.multiurok.ru/9/2/2/9222cebc735c28b2096081a6cc03375a03447f79/phpxDKPoN_Algoritm-s-vetvleniem-6-klass-informatika-Stenina-TV_6_10.png

    https://fhd.multiurok.ru/9/2/2/9222cebc735c28b2096081a6cc03375a03447f79/phpxDKPoN_Algoritm-s-vetvleniem-6-klass-informatika-Stenina-TV_6_11.png

    https://fhd.multiurok.ru/9/2/2/9222cebc735c28b2096081a6cc03375a03447f79/phpxDKPoN_Algoritm-s-vetvleniem-6-klass-informatika-Stenina-TV_6_12.png

    https://fhd.multiurok.ru/9/2/2/9222cebc735c28b2096081a6cc03375a03447f79/phpxDKPoN_Algoritm-s-vetvleniem-6-klass-informatika-Stenina-TV_6_13.png

    https://fhd.multiurok.ru/9/2/2/9222cebc735c28b2096081a6cc03375a03447f79/phpxDKPoN_Algoritm-s-vetvleniem-6-klass-informatika-Stenina-TV_6_14.png

    Смотрим образец, разбираем состав презентации, обсуждаем алгоритмы, необходимые при выполнении работы.

    Работа рассчитана на два часа, поэтому на данном уроке необходимо сделать макеты слайдов.

    Слушают учителя, выполняют практическую работу. Соблюдают технику безопасности.

    Самоорганизация, умение планировать последовательность действий для достижения цели.

    Волевая Саморегуляция, контроль, коррекция, осознание того, что усвоено.

    Планирование работы, умение определять наиболее рациональную последовательность действий.

    Действия постановки и решения проблем

    Самопроверка. Оценивание учителем.

    1. Домашнее задание

    «Откройте дневники и запишем домашнее задание: §3.4 стр. 74, РТ №193, №194 стр. 168».

    Формулирует домашнее задание, инструктирует по его выполнению.

    §3.4 стр. 74, РТ №193, №194 стр. 168

    Слушают учителя, записывают домашнее задание. Работа с дневниками.

    Самоопределение.

    Развитие регуляции учебной деятельности.

    Взаимодействие с учителем.

    Взаимодействие с учителем.

    1. Итог урока

    «Итак, наш урок подходит к концу. Давайте подумаем, что нового вы узнали сегодня на уроке, что вам понравилось, что запомнилось, достигли ли поставленных целей?»

    Формулирует вопросы.

    Анализирует работу на уроке, выставляет отметки.

    Отвечают на вопросы.

    Смыслообразование.

    Осознание качества и уровня усвоения.

    Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

    Осознание того, что уже усвоено.

    Оценка и отметка учителя.

    1. Рефлексия

    «Ребята, возьмите свои листы самооценки и отметьте своё настроение в конце урока и вашу отметку за урок».

    Проводит рефлексию, анализирует выбранные «мордашки»

    Рефлектируют. Оценивают урок.

    Степень правдивости при рефлексии.

    Саморегуляция эмоциональных и функциональных состояний

    Умение формулировать собственное мнение.

    Умение оценивать совё самочувствие.

    Самооценка

    Приложение 1. Карточка самооценки

    Приложение 2. Игра «Вопрос-ответ»

    Список использованной литературы

    1. Босова Л.Л.Информатика и ИКТ: учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
    2. Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
    3. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5–7 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
    4. Маршак С.Я. Стихи. – М.: АСТ, 2014.
    5. Картинки: автор и источник заимствования неизвестен.

    Использованные материалы и Интернет-ресурсы

    1. http://sarscout.ru/ScoutSite/Site/4notebook/notebook_signs4.htm
    2. http://narodnye-primety.ru/primeti/narodnie-primeti-o-pogode.html
    3. Картинки. Автор и источник заимствования неизвестен.

    Приложение1

    Индивидуальная карточка самооценки

    Класс:

    Фамилия:

    Имя:

    Дата урока:

    Оценка самочувствия:

    Оценка своей работы на уроке

    На начало урока

    На конец урока

    https://fhd.multiurok.ru/9/2/2/9222cebc735c28b2096081a6cc03375a03447f79/phpxDKPoN_Algoritm-s-vetvleniem-6-klass-informatika-Stenina-TV_0_1.png

    https://fhd.multiurok.ru/9/2/2/9222cebc735c28b2096081a6cc03375a03447f79/phpxDKPoN_Algoritm-s-vetvleniem-6-klass-informatika-Stenina-TV_0_2.png

    «5»

    «4»

    «3»

    «2»

    Приложение 2

    Мы с вами изучаем тему «Алгоритмы» повторим основные понятия изученного материала с помощью игры «Вопрос-ответ»

    1. Вопрос:

    Ответ:

    Продолжите: «Алгоритм - это

    Выполнение действия, команда

    Вопрос:

    Ответ:

    Кто или что может быть исполнителем алгоритмов?

    …это описание конечной последовательности шагов в решении задачи, приводящей от исходных данных к требуемому результату.

    Вопрос:

    Ответ:

    Перечислите формы записи алгоритмов.

    …это человек, группа людей, животное или техническое устройство, способные выполнять заданные команды.

    Вопрос:

    Ответ:

    Что такое «Блок-схема»?

    1. словесная
    2. графическая
    3. блок-схема

    Вопрос:

    Ответ:

    Какие геометрические фигуры используются в блок-схемах?

    Для обозначения шагов алгоритма используются геометрические фигуры

    Вопрос:

    Ответ:

    Какой шаг обозначает овал?

    Овал, параллелограмм, ромб,

    прямоугольник.

    Вопрос:

    Ответ:

    Какой шаг обозначает параллелограмм?

    Начало или конец алгоритма

    Вопрос:

    Ответ:

    Какой шаг обозначает ромб?

    Ввод или вывод данных

    Вопрос:

    Ответ:

    Какой шаг обозначает прямоугольник?

    Принятие решения, условие

    Вопрос:

    Ответ:


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка конспекта урока по информатике и ИКТ по теме: «Алгоритмизация и программирование»

     Школьная информатика в России начиналась с алгоритмизации и программирования, как с основной темы курса. Изучение раздела «Алгоритмизация и программирование», бесспорно, начинается ...

    Открытый урок по информатике 10 класс "Алгоритм - модель деятельности"

    На данном уроке прослеживаются все этапы урока. Урок построен по проектной технологии. Учащиеся на уроке создают мини проекты...

    Конспект урока по информатике в 5 классе и презентация "Информация. Информатика. Компьютер.Техника безопасности и организация рабочего места".

    Цель данного урока:1.познакомить учащихся с техникой безопасности и правильной организации рабочего места;2. дать представление о понятии "информация",её видах,  о предмете "Информатика"....

    План – конспект урока по информатике. Программирование ветвлений на Паскале

    Цель урока: познакомить учащихся с оператором  ветвления на Паскале, с типами ветвления; с формой записи оператора ветвления на Паскале; сформировать умение записи оператора ветвления ...

    План-конспект урока по информатике в 8 классе Урок 8. Работа с таблицами. Редактор формул.

    План-конспект урока по информатике в 8 классеУрок 8. Работа с таблицами. Редактор формул....

    Конспект урока по информатике 5 класс Тема урока : «О чем говорит рисунок»

    Конспект урокапо информатике 5 класс Тема урока :  «О чем говорит рисунок» Цель урока: продолжать формировать у учащихся умения работать в графическом редакторе Paint,  создавать сложные гра...