Главные вкладки

    План – конспект урока по информатике. Программирование ветвлений на Паскале
    план-конспект урока по информатике и икт (9 класс) на тему

     

    Цель урока: познакомить учащихся с оператором  ветвления на Паскале, с типами ветвления; с формой записи оператора ветвления на Паскале; сформировать умение записи оператора ветвления в среде программирования Паскаль; развить логическое мышление

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    План – конспект урока по информатике.

    Тема урока:       Программирование ветвлений на Паскале.

    Цель урока:
    Образовательная: познакомить учащихся с оператором  ветвления на Паскале, с типами ветвления; с формой записи оператора ветвления на Паскале.

    Развивающая:  сформировать умение записи оператора ветвления в среде программирования Паскаль; развить логическое мышление.

    Воспитательная:  повысить мотивацию к изучению предмета информатики.

    Оборудование: компьютерный класс с установленным ПО, презентация «Ветвления на Паскале», проектор, экран.

    Дидактические материалы к учебному занятию: опорный конспект урока.

    Тип урока: комбинированный.

    Формы учебной работы учащихся: фронтальная работа, индивидуальная работа учащихся.

    План урока:

    1. Организационный момент (1-2 мин).

    2. Актуализация деятельности учащихся (5 мин).

    2. Объяснение нового материала (13-15 мин).

    3. Закрепление изученного материала. Выполнение практической работы (20 мин).

    4. Подведение итогов работы (3 мин).

    Ход урока.

    1. Организационный момент

    2. Актуализация деятельности учащихся

     -   Проверка домашнего задания, вопросы по домашнему заданию.

     -   Два учащихся у доски оформляют следующую задачу в виде программы на языке Паскаль и блок - схем:

    Даны три стороны  треугольника а,b,c.      

    Найти его площадь S.

     -   Остальные учащиеся выполняют следующее задание:

          На экране слайд с задачей написанной в виде блок – схемы и на языке Паскаль, но в записи допущены ошибки, учащиеся должны найти эти ошибки и исправить.

     -   Проверка задания на доске, исправление ошибок.

     -   Дополнительные вопросы:

    1. Как записывается заголовок программы на Паскале?

    Program (name)

    2. Как записывается раздел описания переменных?

    Var

    3. С какими типами числовых величин работает Паскаль?

    Целые и вещественные

    4. Как записывается оператор присваивания?

    :=

    5. Как записывается оператор ввода и вывода в Паскале?

    Read (readln),  write (writeln)

    3. Объяснение нового материала.

    Показ презентации «Программирование ветвлений на Паскале».

    Условный оператор используется для выполнения одного из двух возможных вариантов программы.

    Формат записи оператор  ветвления:

    if  логическое_условие                          если логическое_условие верно

               then оператор_1                         то выполняется оператор_1 ,

               else оператор_2;                         иначе оператор_2;

    Перед else точка с запятой не ставится!

    Формат полного оператора ветвления:                         Формат неполного оператора ветвления:
    if <логическое выражение>                                         if <логическое выражение>

     then <оператор 1>                                                   then <оператор>

     else <оператор 2>;


    Логическое выражение:

    • Простой формой логического выражения является операция отношения:
    •  <                        меньше,
    •  >                        больше,
    •  <=                меньше или равно,
    •  >=                больше или равно,
    •  =                        равно,
    •  <>                не равно.
    • Сложные формы логических выражений составляются с использованием логических операций:
    •  not        логическое      отрицание    (НЕ),
    •  and        логическое      умножение    (И),
    •  or         логическое      сложение    (ИЛИ),
    •  xor                      исключающее  ИЛИ
    • Порядок действий:                                                                  
    • Отрицание, умножение, сложение, операции отношений.

    Операторные скобки:        

    • Если после слов then или else нужно выполнить не один оператор, а несколько, то эти операторы заключают в операторные скобки: begin … end

    • Конструкция такого вида:

            Begin   <последовательность операторов>  end

            относится к составным операторам.

    • Операторы ветвления могут быть вложены друг в друга, необходимо только следить за тем, чтобы then и else одного и того же оператора располагались друг под другом.

     

    В качестве примера рассмотрим следующую задачу:

    • Из двух заданных целых чисел выбрать наибольшее.

    • Математическая модель:

            Данные: x, y

            Результат:

    • Варианты:

            Если x=5, y=8, то max=8

            Если x=6, y=1, то max=6

    Если x=5, y=5, то max=5

    Программа:                                                        Блок-схема:            

    • Program Vetv1en;
    • Var x, y, max: integer;
    • Begin
    • Writeln (‘Введите два числа’);
    • Readln (x, y);
    • if x >=y    then max:=x
                     else  max:=y;
    • Writeln (‘наибольшее = ’,max);
    • End.

    4. Выполнение  самостоятельной   практической работы.

    1. Дано целое число. Если оно является положительным то прибавить к нему 1, в противном случае вычесть из него два. Вывести полученное число.

    2.  Даны три стороны одного треугольника и три стороны другого треугольника. Определить, будут ли эти треугольники равновеликими, т. е. имеют ли они равные площади.

    5. Домашнее задание (задачи из задачника).

    • § 12.4, 12.5 (вопросы после §)
    • стр. 229  № 1, 3

    6. Подведение итогов занятия. (Оценить роботы учащихся.)



    Предварительный просмотр:

    Программирование ветвлений на Паскале.


                            Опорный конспект учащегося.

    Условный оператор используется для выполнения одного из двух возможных вариантов программы.

    Формат записи команды ветвления:

    if  логическое_условие                          если логическое_условие верно

               then оператор_1                         то выполняется оператор_1 ,

               else оператор_2;                         иначе оператор_2;

    Перед else точка с запятой не ставится!

    Формат полного оператора ветвления:                         Формат неполного оператора ветвления:
    if <логическое выражение>                                         if <логическое выражение>

     then <оператор 1>                                                   then <оператор>;

     else <оператор 2>;


    Логическое выражение:

    • Простой формой логического выражения является операция отношения:
    •  <                        меньше,
    •  >                        больше,
    •  <=                меньше или равно,
    •  >=                больше или равно,
    •  =                        равно,
    •  <>                не равно.
    • Сложные формы логических выражений составляются с использованием логических операций:
    •  not        логическое      отрицание    (НЕ),
    •  and        логическое      умножение    (И),
    •  or         логическое      сложение    (ИЛИ),
    •  xor                      исключающее  ИЛИ
    • Порядок действий:                                                                  
    • Отрицание, умножение, сложение, операции отношений.

    Операторные скобки:        

    • Если после слов then или else нужно выполнить не один оператор, а несколько, то эти операторы заключают в операторные скобки: begin … end

    • Конструкция такого вида:

            Begin   <последовательность операторов>  end

            относится к составным операторам.

    • Операторы ветвления могут быть вложены друг в друга, необходимо только следить за тем, чтобы then и else одного и того же оператора располагались друг под другом.

    Пример:

    • Из двух заданных целых чисел выбрать наибольшее.

    • Математическая модель:

            Данные: x, y

            Результат:

    • Варианты:

            Если x=5, y=8, то max=8

            Если x=6, y=1, то max=6

            Если x=5, y=5, то max=5

    Программа:                                                                Блок-схема:            

    • _______________________________
    • _______________________________
    • _______________________________
    • _______________________________
    • _______________________________
    • _______________________________
      _______________________________
    • _______________________________
    • _______________________________

            

    Задачи для самостоятельного решения:

    1. Дано целое число. Если оно является положительным, то прибавить к нему 1, в противном случае вычесть из него два. Вывести полученное число.

    ____________________________________

    ____________________________________

    ____________________________________

    ____________________________________

    ____________________________________

    2.  Даны три стороны одного треугольника и три стороны другого треугольника. Определить, будут ли эти треугольники равновеликими, т. е. имеют ли они равные площади.

    ____________________________________

    ____________________________________

    ____________________________________

    ____________________________________

    ____________________________________


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок по теме "Программирование ветвлений в Паскале"

    Урок по теме Ветвление.Цель урока: 1.     Отработка навыков записи команды ветвления путём интеграции знаний и умений, полученных при изучении других предметов и решения задач с пр...

    Конспект урока «Введение в алгоритмический язык Турбо Паскаль»

    Раздел «Алгоритмизация и основы программирования».Учебная тема «Введение в алгоритмический язык Турбо Паскаль»....

    Развёрнутый план-конспект урока по теме: «Программирование ветвлений на Паскале»

    Развёрнутый план-конспект урока по теме: «Программирование ветвлений на Паскале»Цель урока: 1.Обучающий аспект: формирование ЗУН составления алгоритмов ветвления на АЯ, выполнения трассировки ветвящих...

    План - конспект урока Алгоритмические конструкции: ветвление, следование, цикл.2014-2015 год

    В конспекте урока ставятся цели: дать определение алгоритмической конструкции следование, ветвление, цикл, показать графическое исполнения каждой из алгоритмических конструкций;  учить составлять...

    Конспект урока "Запись арифметических выражений на языке Паскаль"

    Первое занятие. Запись арифметических выражений на языке программирования Паскаль...

    Методическая разработка урока по теме "Программирование ветвлений на Паскале".

    Данный материал иллюстрирует примеры решения задач по программированию....

    Конспект урока на тему: "Оператор ветвления"

    Урок в 9-м классе по теме "Оператор ветвления" Цели:  образовательная:  познакомить учащихся с оператором ветвления и научить создавать программы на языке программирования  Turbo Pascal...