Развёрнутый план-конспект урока по теме: «Программирование ветвлений на Паскале»
план-конспект урока (информатика и икт, 9 класс) по теме

Развёрнутый план-конспект урока по теме: «Программирование ветвлений на Паскале»

Цель урока:

1.Обучающий аспект: формирование ЗУН составления алгоритмов ветвления на АЯ, выполнения трассировки ветвящихся алгоритмов, составления блок-схем.

2.Развивающий аспект: развитие алгоритмического мышления, познавательных интересов, компьютерной грамотности;

3.Воспитательный аспект: воспитание эмоционально-положительной направленности на практическую деятельность, бережного отношения к технике, самостоятельности при решении задач.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование и источники информации: компьютеры, проекционный экран, текст заданий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon paskal.zip1.67 МБ

Предварительный просмотр:

Урок по теме:

«Программирование ветвлений на Паскале»

Учитель: Байбакова Ю.В.

Цель урока:

1.Обучающий аспект: формирование ЗУН составления алгоритмов ветвления на АЯ, выполнения трассировки ветвящихся алгоритмов, составления блок-схем.

2.Развивающий аспект: развитие алгоритмического мышления, познавательных интересов, компьютерной грамотности;

3.Воспитательный аспект: воспитание эмоционально-положительной направленности на практическую деятельность, бережного отношения к технике, самостоятельности при решении задач.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование и источники информации: компьютеры, проекционный экран, текст заданий.

Сценарий урока

Этап урока

время этапа

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1

Организационный (2 мин)

Приветствует класс, сообщает тему и цель урока.

Сдали на проверку домашнюю работу.

Сели на места, приготовились к уроку.

2

Повторение пройденного материала

(5 мин)

Давайте коротко остановимся на основных моментах темы, которую вы изучали на прошлом уроке.

Итак, в языке Паскаль имеется оператор ветвления, или условный оператор. Формат неполного и полного ветвлений следующий (Приложение 1: слайды1, 2).

В домашнем задании №2 (Приложение 1: слайд3) (нахождение большего из двух чисел) вы решали задачу, имеющую два последовательных ветвления: первое – полное, второе – неполное.

 

Фронтальный опрос и обобщение ответов учителем.

3

Закрепление изученного материала

 (31 мин)

Эту же задачу можно решить с помощью алгоритма, имеющего структуру вложенных ветвлений.

Перед вами блок-схема алгоритма «БИТ» с вложенными ветвлениями. ((Приложение 1: слайд 4).

Попробуйте самостоятельно составить программу на языке Паскаль. Не забывайте, что перед else запятая не ставится.

Запустите полученную программу, проверьте результат.

Если у вас что-то не получилось, сверьте свою программу с тем, что написано у меня. ((Приложение 1: слайд 5).

Сейчас мы рассмотрим задачу на сортировку. Смысл этой задачи следующий: нужно упорядочить значение двух переменных Х и Y по возрастанию. То есть, если для исходных значений справедливо X≤Y (например, Х=1, Y=2), то оставить их без изменения; если же X>Y, то выполнить обмен значениями.

На экране вы видите блок-схему, алгоритм на АЯ и программу на Паскале к данной задаче. ((Приложение 1: слайд 6).

Скажите, чем программа на Паскале отличается от всех программ, которые мы составляли до сих пор?

Все верно, этот пример иллюстрирует следующее правило Паскаля: если на какой-то из ветвей оператора ветвления находится несколько последовательных операторов, то их нужно записывать между служебными словами begin и end. Конструкция такого вида:

begin «последовательность операторов»  end называется составным оператором.

А сейчас мы с вами составим еще один вариант решения нашей задачи на определение большего из трех, применяя логические операции.

С логическими операциями вы уже встречались. Напомните мне, какие логические операции вам знакомы.

Программа перед вами, запишите её пожалуйста в тетрадь. ((Приложение 1: слайд 7).







Выполняют задание, если возникают затруднения, задают вопросы учителю.















В ней дважды повторяются слова begin и end.














And – И (конъюнкция)

Or –ИЛИ (дизъюнкция)

Not – НЕ (отрицание)

4

Всесторонняя проверка знаний

На этом этапе учитель предлагает выполнить тест по основным понятиям языка Паскаль. (Тест)

Тест у каждого ученика загружен на компьютере.

Учитель контролирует выполнение теста.

Выполняют тест

5

Сообщение учащимся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

(5 мин)

Составить блок-схемы и программы на языке Паскаль к следующим задачам:

1.Даны два числа а и d. Если число d отрицательное, то вычислить произведение этих чисел, в противном случае вычислить их сумму.

2. Даны три числа, большее из них заменить удвоенным произведением двух оставшихся, а меньшее – суммой двух оставшихся.

* Второе задание на «5»

Записывают домашнее задание в тетрадь.

6

Подведение итогов урока

(2мин)

Учитель выставляет оценки за урок всем учащимся по результатам тестирования и дополнительно учащимся, которые самостоятельно составили программу на Паскале по имеющейся блок-схеме (Слайд 4).

Проверка домашнего задания.

№1

Program BID2;

var A, B, C : real;

begin

            writeln (‘Введите А, В’);

            readln (A, B);

            C:=A;

            if B>A

            then C:=B;

            writeln(C);

end.


№2

                                                                             

Program BIT1;

var A, B, C, D : real;

begin         да        нет        

            writeln (‘Введите А, В, С’);

            readln (A, B, C);

            if A>B

            then D:=A

          else D:=B;

             if C>D

             then D:=C;        да        нет

            writeln(D);

end.

Решение домашнего задания

1. Даны два числа А и В. Если число В отрицательное, то вычислить произведение этих чисел, в противном случае вычислить их сумму.

        

Program Chisla;

var A, B: real;

begin         да                    нет

            writeln (‘Введите А, В’);                

            readln (A, B);

            if B<0

            then S:=A*B

          else S:=A+B;

            writeln(S);

end.


2. Даны три числа, большее из них заменить удвоенным произведением двух оставшихся, а меньшее – суммой двух оставшихся.

                                            да        нет

        да                     нет                да                     нет

        

   да                  нет                                              да        нет


Program Sravnenie;        

var   a,b,c,s: real;

Begin

writeln(‘a=’); readln(a);    writeln(‘b=’); readln(b);      writeln(‘c=’); readln(c);

if a>b   then     if a>c     then      if b>c     then

         begin

               S:=a;

             a:=2*b*c;

             c:=S+b;

        end

else

        begin

        S:=a;

        a:=2*b*c;

        b:=S+c;

end

else

        begin

        S:=c;

        c:=2*a*b;

        b:=S+a;

end

else

if b>c then if a>c

 then

        begin

        S:=b;

        b:=2*a*c;

        c:=a+S;

end

else

        begin

        S:=b;

        b:=2*a*c;

        c:=a+S;

end

else

        begin

        S:=c;

        c:=2*a*b;

        a:=S+b;

end;

writeln(a,b,c);

End.

D:=B

A>B

D:=A

Ввод А, В, С

 начало

Вывод  D

  конец

C>D

D:=C

S:=A+B

В<0

S:=A*B

Ввод А, В

 начало

Вывод  S

  конец

S:=C

C:=2*A*B

A:=B+S

A>B

S:=A

A:=2*B*C

C:=S+B

Ввод А, В, C

 начало

Вывод A, B С

  конец

A>C

B>C

B>C

A>C

S:=A

A:=2*B*C

B:=S+C

S:=C

C:=2*A*B

B:=A+S

S:=B

B:=2*A*C

C:=A+S

S:=B

B:=2*A*C

A:=S+C


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока по теме: "Закрепление лексических навыков по теме: "Рождество и "Новый год".

План открытого урока в з-ем  классе по теме: "Закрепление лексических навыков по теме "Рождество и Новый год"....

План – конспект открытого урока по теме: «Развитие навыков самостоятельной работы на уроках литературы при изучении рассказа А.П.Чехова «Хамелеон» в 7 классе КО вечерней школы

Тема урока: Рассказ А.П.Чехова «Хамелеон»Цель урока:1.     Познакомить учащихся с живой картиной нравов в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон»2.     Попытаться ...

Урок по теме "Программирование ветвлений в Паскале"

Урок по теме Ветвление.Цель урока: 1.     Отработка навыков записи команды ветвления путём интеграции знаний и умений, полученных при изучении других предметов и решения задач с пр...

План – конспект урока по информатике. Программирование ветвлений на Паскале

Цель урока: познакомить учащихся с оператором  ветвления на Паскале, с типами ветвления; с формой записи оператора ветвления на Паскале; сформировать умение записи оператора ветвления ...

Развёрнутый план-конспект открытого урока на тему «Гигиена дыхания» 8 класс 1 час Технология: критического мышления, ИКТ

Урок на тему «Гигиена дыхания»Цели урока:выяснить,  какие факторы негативно влияют на дыхательную систему;сформировать представление о заболеваниях верхних дыхательных путей;раскрыть меры профила...

Методическая разработка урока по теме "Программирование ветвлений на Паскале".

Данный материал иллюстрирует примеры решения задач по программированию....