Урок по теме "Программирование ветвлений в Паскале"
методическая разработка по информатике и икт (9 класс) на тему

Урок по теме Ветвление.

Цель урока:

1.     Отработка навыков записи команды ветвления путём интеграции знаний и умений, полученных при изучении других предметов и решения задач с практическим содержанием.

2.     Активизация мыслительной деятельности путём установления единых общих правил использования команды ветвления в различных областях человеческой деятельности.

3.     Воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям.

Данный урок - второй по счёту при изучении темы "Ветлвение"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл repnikova_s.a.na_publikaciyu.rar1.79 МБ

Предварительный просмотр:

Урок по теме Ветвление.

Цель урока:

  1. Отработка навыков записи команды ветвления путём интеграции знаний и умений, полученных при изучении других предметов и решения задач с практическим содержанием.
  2. Активизация мыслительной деятельности путём установления единых общих правил использования команды ветвления в различных областях человеческой деятельности.
  3. Воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям.

1. Ход урока

Организационный момент.

Тема сегодняшнего урока “Команда ветвления”. Она для вас знакома. На предыдущих уроках вы учились строить алгоритмы с использованием команды ветвления и реализовывать их на языке программирования. А как вы думаете, почему нам нужно этому учиться? Пока вы затрудняетесь ответить на этот вопрос. Большинство задач, которые ставит перед нами жизнь, требуют умения сориентироваться, применить имеющиеся знания, умения и навыки на практике и выбрать единственно верный путь к их разрешению.

Слайд 2.  Цель нашего урока: отработать ранее приобретённые вами знания по теме: «Команда ветвления» при решении задач. Я попытаюсь вам доказать, что нет такой области человеческой деятельности, где бы для решения поставленной задачи, человек не стоял перед выбором.

Слайд 3 . Эпиграфом к уроку могут служить слова великого философа Песталоцци.  

«Приведи в своем сознании все по существу взаимосвязанные между собой предметы, в ту именно связь, в которой они действительно находятся в природе».

И.Г. Песталоцци.

Слайд 4. Отрывок из стихотворения Пушкина А.С.

У лукоморья дуб зеленый;

Златая цепь на дубе том:

И днем и ночью кот ученый

Всё ходит по цепи кругом;

Идет направо — песнь заводит,

Налево — сказку говорит.

В это время на слайде в презентации происходит небольшая анимация по данному отрывку из стихотворения.

2. Активизация прежних знаний.

Задания подготовлены для учащихся на слайдах презентации.

Слайд 5. На каком рисунке изображена блок-схема ветвления?

1

2

3

Вы сейчас ещё в 9 классе, но скоро придёт то время, когда вам нужно будет сделать выбор, что делать дальше: продолжать учиться в школе или получать в каком-либо учебном заведении профессию. У вас возможно уже сейчас есть мечты, кем бы вы хотели стать в будущем. Из всех возможных и известных вам специальностей вы выберете одну. Таким образом, реализуете на практике составленный жизнью алгоритм ветвления (выбора).

Слайд 6.

-

+

S

A:=A+1;

S:=A*B

B:=B+1;

S:=A+B

А>B

А:=3; В:=4

Фрагмент алгоритма изображён в виде блок-схемы. Определите, какое значение переменной S будет напечатано в результате выполнения алгоритма.

  1. Что будет изображено на экране монитора:

        A:=8;        B:= -2;

        If A>0 then begin A:=B; write(A);  end.

  1. Выбери правильный ответ из предложенных ниже при ответе на вопрос: Что будет выполняться после оператора if

        L:=-8;

        If  L>10 then A:=25 else D:=15; write(D);

 

 Варианты ответов:  D:=15;            A:=25;               L:=-8.

  1. Чтобы  на экране монитора было выведено слово «холодец» надо ввести с клавиатуры слово:    

        read(a);     If a=‘Огурец’ then write(‘Холодец’);

Варианты ответов: А = Холодец        Б = Огурец                В= Холодец и огурец

Слайд 8.

На доске учитель с классом  разбирает алгоритм «Полей цветок» . Закрепление умения восстанавливать схему и построчную запись алгоритма с ветвлением

(http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d49f2b6d-1862-449a-882c-2f3b712632e7/%5BNS-INF_4-01-01-02%5D_%5BIM_234%5D.swf)

Слайд 9.

Самостоятельно учащиеся выполняют алгоритмы по вариантам:

1 вариант:

Алгоритм «Погуляй  с другом» В2-2.

2 вариант:

«Сходи в кино». Алгоритм В3-1.

Слайд 10.

Проверка д/з на этот урок.

Мы хотим, чтобы наши близкие когда они оказываются в море были в безопасности, чтобы их корабль на котором они плывут был надёжным. Надёжность корабля в первую очередь зависит от того, как постарался кораблестроитель при постройке этого корабля. Любому кораблестроителю нужно знать условие плавучести корабля. На уроке физики вы изучали условие плавучести тела.

Тело тонет, если сила тяжести больше выталкивающей силы, всплывает, если выталкивающая сила больше силы тяжести и плавает внутри жидкости, если выталкивающая сила равна силе тяжести.

Может ли корабль плавать, погружаясь полностью в воду? (Нет). Значит, рассмотрим только тот вариант, когда тело всплывает или (не дай бог) тонет.

 Проверим вашу домашнюю задачу.

А) Допишите в предложенной блок-схеме (в ромбе) условие всплывания тела.

Н

Ввод Fa, Fт

Fa>Fт

Всплывает

Тонет

К

Проверка через демонстрацию на компьютерах.

Б) Записать программу условия плавучести тела.

Вывод: «Для решения этой задачи нам потребовались знания, которые вы получили на уроках физики и информатики и она тоже решается с использованием команды ветвления».

Слайд 12.

Задача устная.

Приведите пример точки (координаты), входящей в область, определяемую условием:

IF (x>= 0) and (x<= 3) and (y>=0) and (y<= 4) THEN writeln (‘Точка принадлежит области’) ELSE  writeln (‘Точка не принадлежит области’).

Докажите, что точка принадлежит заштрихованной области.

Решение задачи выполняется устно.

План ответа (предлагается, если ученик затрудняется в проведении объяснений).

Например (2, 1)

Условие, по которому определяется принадлежность точки заштрихованной области, является сложным со связкой - И. Значит, координаты любой точки из заштрихованной области, должны удовлетворять каждому из неравенств, входящих в условие.

Проверим выполнение неравенств, подставив координаты точки.

2>= 0 – верно, 2<= 3 – верно, 1>= 0 – верно, 1<= 4 – верно.

Вывод: точка принадлежит области, так как выполнены все четыре условия.

Слайд 13.  Верно ли, на рисунке показана область, которой принадлежит точка, координаты которой отвечают заданному условию?

По рисунку наглядно видно, что точка действительно попадает в заштрихованную область.  

Слайд 15.

Домашнее задание:  Домашнее задание №25

Тема: Ветвления в вычислительных алгоритмах

(Текстовый документ на странице :http://school-collection.edu.ru/catalog/res/1fca9d2b-5943-41d9-8cce-b44b7bdd7950/?from=e3ea83ed-f9a4-43e3-843b-0116c5e3e034&interface=teacher&class=51&subject=19)

Проверим наши знания по теме «Ветвление» На рабочем столе вашего компьютера найдите Тест на ветвление, который создан в программе электронных таблиц, но и при его создании использовались ветвления.

Итог урока.

Итак подведём итог урока: Жизнь весьма разнообразна, и никто не может абсолютно все предусмотреть. Нам постоянно приходится принимать решения в зависимости от создавшейся ситуации.

Если идет дождь, то мы надеваем плащ.

Если  на дороге ремонт, то едем в объезд.

Допустим, вы захотели искупаться. Какой алгоритм можно составить?

1 подойти к воде

2 если вода теплая, то искупаться

3 отойти от воды.

Даже пословицы порой содержат ветвление.

НАПРИМЕР: “Умный в гору не пойдет, умный гору обойдет.” Какое условие здесь присутствует? \\ - если умный, то пойдет в гору, иначе - не пойдет.

Попробуйте сами привести несколько примеров?

“Волков бояться – в лес не ходить”.

С ветвлением мы встречаемся и в приметах:

“Много ягод рябины – к лютой зиме”.

“Ласточки низко летают – быть к дождю”.

Мы доказали, что команда ветвления помогла нам справиться с любыми задачами, которые ставит перед нами жизнь. Обращение к эпиграфу, записанному на доске.

И лучше других сегодня нам доказывали это следующие ученики. Объявить оценки за урок.

Учащиеся должны знать:

  1. Правила записи основных операторов: ввода, вывода, присваивания, ветвления;
  2. Способы представления алгоритма в виде блок-схемы;

Учащиеся должны уметь:

  1. Разрабатывать и записывать на языке программирования основные типовые алгоритмы.
  2. Работать в среде программирования Турбо Паскаль;
  3. Осуществлять отладку и тестирование программы;

Технические средства обучения и наглядные пособия:

  1. Персональные компьютеры;
  2. Урок обеспечен программным обеспечением: Windows XP Home Edition, программами Pascal, Microsoft Office Power Point. 
  3. При создании и разработке урока применялись также программы Microsoft Office Word, Macromedia Flash MX 2004.
  4. Тест выполненный в среде Excel.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развёрнутый план-конспект урока по теме: «Программирование ветвлений на Паскале»

Развёрнутый план-конспект урока по теме: «Программирование ветвлений на Паскале»Цель урока: 1.Обучающий аспект: формирование ЗУН составления алгоритмов ветвления на АЯ, выполнения трассировки ветвящих...

План – конспект урока по информатике. Программирование ветвлений на Паскале

Цель урока: познакомить учащихся с оператором  ветвления на Паскале, с типами ветвления; с формой записи оператора ветвления на Паскале; сформировать умение записи оператора ветвления ...

Урок практикум в 9 классе "Ветвления на Паскале"

Урок-практикум в 9 классе "Ветвления на Паскале"...

Урок «Программирование ветвлений на Паскале»

В разработке представлена технологическая карта для проведения урока “Программирование ветвлений на Паскале” в 9 классе и материалы к ней(презентация и карточки с заданием). Цели урока:закре...

Методическая разработка урока по теме "Программирование ветвлений на Паскале".

Данный материал иллюстрирует примеры решения задач по программированию....

Разработка урока по информатике и ИКТ в рамках ФГОС ООО по теме «Програм-мирование ветвлений на Паскале»

Разработка урока по информатике и ИКТ в рамках ФГОС ООО по теме «Программирование ветвлений на Паскале»...

Программирование ветвлений на Паскале, урок информатики 9 класс

Урок закркпления изученного материала "Программирование ветвлений на Паскале" для 9 класса по учебнику Информатика 9Задачи урока:-тренировать навыки представления решения задачи в виде алгор...