Программирование ветвлений на Паскале, урок информатики 9 класс
план-конспект урока по информатике и икт (9 класс)

Захватова Вера Александровна

Урок закркпления изученного материала "Программирование ветвлений на Паскале" для 9 класса по учебнику Информатика 9

Задачи урока:

-тренировать навыки представления решения задачи в виде алгоритма, развивать способности решать задачу различными способами;

- треровать способность к рефлексии собственной деятельности;

- тренировать самостоятельно ставить цель своей деятельности;

- тренировать способность самостоятельно преодалевать возникшие затруднения, анализировать процесс и результаты своей деятельности;

- развивать логическое мышление, тренировать умение анализировать, сравнивать, обобщать;

- совершенствовать умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Программирование ветвлений на Паскале», 9 класс

Тип урока: рефлексия

Цель урока: формирование умений применять условный оператор для решения задач

Задачи:

  1. тренировать навык представления решения задачи в виде алгоритма – программы на языке Паскаль, развивать способности решать задачу разными способами;
  2. тренировать способность к рефлексии собственной деятельности;
  3. тренировать умение фиксировать собственные затруднения и ставить цель деятельности,
  4. развивать способность самостоятельного преодоления возникших затруднений, совершенствовать умение анализировать процесс и результаты своей деятельности;
  5. развивать логическое мышление, тренировать умение анализировать, сравнивать и обобщать, использовать знако - символьные средства;
  6. совершенствовать умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, обосновывать свои суждения.

Формируемые УУД

Познавательные:

  • Умение выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними.
  • Умение выражать смысл ситуации различными средствами (рисунки, символ, схемы, знаки).
  • Умение устанавливать отношения между: данными условия и требованиями задачи.
  • Умение составлять программы для исполнителя.
  • Умение использовать оптимальный способ решения.

Коммуникативные:

  • Способность строить понятные для собеседника высказывания.  
  • Иметь навык конструктивного общения, взаимопонимания.
  • Уметь планировать общие способы работы.  
  • Уметь обосновывать и доказывать свою точку зрения.
  • Понимать относительность оценок, выборов, совершаемых людьми.
  • Способность строить понятные для партнера высказывания, т.е. владеть вербальными и невербальными средствами общения.

Регулятивная: 

  • Способность самостоятельно формулировать цели и задачи урока.
  • Умение планировать работу от начала до конца (планирующий самоконтроль).
  •  способа действия и условий задачи, и вносить коррективы.

Ход урока:

  1. Организационный момент
  2. Мотивация учебной деятельности учащихся

Пословицы порой содержат ветвление.

Умный в гору не пойдет, умный гору обойдет.

Без труда не выловишь рыбку из пруда

Труд кормит, а лень портит.

Хочешь есть калачи — не сиди на печи.

“Волков бояться – в лес не ходить”.

“Много ягод рябины – к лютой зиме”.

“Ласточки низко летают – быть дождю”.

1.        Опишите полную форму  оператора ветвления.

2.        Опишите краткую форму оператора ветвления.

3.        Когда применяется составной оператор begin … end?

4. Какая из блок – схем реализует ветвление.

5. Определите значение переменной S

6. Сформулируйте условие задачи

а) program z_1;

    var m,n:integer;

    begin

    readln (m,n);

    if m mod n = 0 then writeln (m div n) else writeln ('m на n нацело не делится');

    end.

б) program z_2;

    var m,n:integer;

    begin

    readln (m);

    n:=m mod 10;

    if n mod 2 = 0 then writeln ('последняя цифра чётная') else writeln ('последняя цифра нечётная');

   end.

   в) program z_3;

       var m,n,c:integer;

       begin

       writeln ('Введите двузначное число')

       readln (m);

       n:=m mod 10;

       c:=m div 10;

       if n=c then writeln ('цифры одинаковы') else writeln ('цифры разные');

       end.

Учитель: - Какие знания потребовались для написания программы? (Назначение операторов на Паскале для написания программы, содержащей ветвления, знания о применении операций над целыми числами mod и div.)

  1. Актуализация знаний, повторение

Задание 1. Составить блок- схему и написать программу вычисления функции у=5х, если х>0 ,  и у=х-2,5, если х <=0

Полная форма оператора условия

  Program Z6;

Var x,y: Real;

Begin;

Read (x);

 If x<=0 then у:=х-2.5 ELSE у:=5*х;

 Write (y);    End.

  1. Самостоятельная работа.  Работа в парах.  Составить блок-схему и программу к ней, затем проверить ее на компьютере.

№ 1: Ввести число. Если оно неотрицательно, вычесть из него 50, в противном случае прибавить к нему 100.

№ 2: Ввести 2 числа. Если их произведение отрицательно, умножить его на –2 и вывести на экран, в противном случае увеличить его в 3 раза и вывести на экран.

№ 3: Ввести 2 числа. Вычесть из большего меньшее.

№ 4: Ввести число. Если оно больше 8, разделить его на 4, если меньше или равно 8, то умножить на 5.

№5: . Ввести два числа.  Если их сумма больше 100, то сумму уменьшить в 2 раза, в противном случае увеличить в 2 раза.

№6: Ввести 2 числа. Если их произведение отрицательно, умножить его на –2 и вывести на экран, в противном случае увеличить его в 1,5 раза и вывести на экран.

№7: Ввести рост человека. Вывести на экран “ВЫСОКИЙ”, если   его рост превышает 180 см, и “НЕ ОЧЕНЬ ВЫСОКИЙ” в противном случае.

№8: Составить программу, которая спрашивает возраст человека и, если ему 18 лет и больше, сообщает “Замечательно. Вы уже можете водить автомобиль”, а в противном случае – “К сожалению, водить автомобиль Вам рановато”.

Ответы:  

 1. If x>0   then y: =x-50   else y: =x+100;
2. If a*b<0   then y:=a*b*(-2)   else y:=a*b*3;
 3. If A>B   then C:=A-B;
 4. If x>8   then y:=x/4   else y:=x*5;

  1. Итог урока.

  1. Домашнее задание. Составить программы к задачам

 №1: Составить программу, которая запрашивает ввод температуры тела человека и определяет, здоров он или болен (здоров при 36 < t < 37)?

№ 2: Ввести с клавиатуры два числа. Проверить, равно ли второе число нулю. Если да, то вывести на экран фразу: «На ноль делить нельзя!» Если нет, то найти их частное.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Программирование ветвлений в Паскале"

Урок по теме Ветвление.Цель урока: 1.     Отработка навыков записи команды ветвления путём интеграции знаний и умений, полученных при изучении других предметов и решения задач с пр...

Развёрнутый план-конспект урока по теме: «Программирование ветвлений на Паскале»

Развёрнутый план-конспект урока по теме: «Программирование ветвлений на Паскале»Цель урока: 1.Обучающий аспект: формирование ЗУН составления алгоритмов ветвления на АЯ, выполнения трассировки ветвящих...

План – конспект урока по информатике. Программирование ветвлений на Паскале

Цель урока: познакомить учащихся с оператором  ветвления на Паскале, с типами ветвления; с формой записи оператора ветвления на Паскале; сформировать умение записи оператора ветвления ...

Программирование ветвлений на Паскале (11 класс)

Содержание слайдов:Оператор ветвления на Паскале.Формат полного оператора ветвления.Программирование полного или неполного ветвления.Программирование вложенных ветвлений.Составим программу упорядочени...

Программирование ветвлений на Паскаль. Повторение

Данная презентация предназначена для повторения материала по теме "Ветвления"...

Урок «Программирование ветвлений на Паскале»

В разработке представлена технологическая карта для проведения урока “Программирование ветвлений на Паскале” в 9 классе и материалы к ней(презентация и карточки с заданием). Цели урока:закре...

Методическая разработка урока по теме "Программирование ветвлений на Паскале".

Данный материал иллюстрирует примеры решения задач по программированию....