рабочая программа по информатике 10 класс
рабочая программа по информатике и икт (10 класс)

Тараканова Ольга Ивановна

рабочая программа по информатике 10 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_informatika_10_klass.doc198 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей №7

имени маршала авиации А. Н. Ефимова

РАССМОТРЕНО

Методическим Объединением «Профиль» МБОУ лицея №7

Протокол  №1  от  28.08.2019 г.

ПРИНЯТО

Педагогическим Советом МБОУ лицея №7

Протокол № 1 от29.08.2019 г.

УТВЕРЖДЕНО

Приказом директора МБОУ лицея №7

№ 252от   29.08 .2019г.

__________________   /В. А. Жириков/

Рабочая программа

по предмету «Информатика»

10 класс

на 2019 – 2020 учебный год

(учебник «Информатика.

Автор- Е.А. Поляков)

   Составитель:

О.И.Тараканова

учитель первой

 квалификационной  категории

г. Миллерово

2019г.


Планируемые результаты

Личностные результаты

  • сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и техники;
  • готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
  • навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
  • эстетическое отношение к миру, включая эстетику научного и технического творчества;
  • осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем.

Метапредметные результаты

  • умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
  • умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
  • владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
  • готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
  • умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности.

Предметные результаты

  • сформированность представлений о роли информации и связанных с ней процессов в окружающем мире;
  • владение системой базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира;
  • сформированность представлений о важнейших видах дискретных объектов и об их простейших свойствах, алгоритмах анализа этих объектов, о кодировании и декодировании данных и причинах искажения данных при передаче;
  • систематизация знаний, относящихся к математическим объектам информатики; умение строить математические объекты информатики, в том числе логические формулы;
  • сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации;
  • сформированность представлений об устройстве современных компьютеров, о тенденциях развития компьютерных технологий; о понятии «операционная система» и основных функциях операционных систем; об общих принципах разработки и функционирования интернет-приложений;
  • сформированность представлений о компьютерных сетях и их роли в современном мире; знаний базовых принципов организации и функционирования компьютерных сетей, норм информационной этики и права, принципов обеспечения информационной безопасности, способов и средств обеспечения надёжного функционирования средств ИКТ;
  • понимания основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете;
  • владение опытом построения и использования компьютерно-математических моделей, проведения экспериментов и статистической обработки данных с помощью компьютера, интерпретации результатов, получаемых в ходе моделирования реальных процессов; умение оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов; сформированность представлений о необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта (процесса);
  • сформированность представлений о способах хранения и простейшей обработке данных; умение пользоваться базами данных и справочными системами; владение основными сведениями о базах данных, их структуре, средствах создания и работы с ними;
  • владение навыками алгоритмического мышления и понимание необходимости формального описания алгоритмов;
  • овладение понятием сложности алгоритма, знание основных алгоритмов обработки числовой и текстовой информации, алгоритмов поиска и сортировки;        
  • владение стандартными приёмами написания на алгоритмическом языке программы для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций программирования и отладки таких программ; использование готовых прикладных компьютерных программ по выбранной специализации;
  • владение универсальным языком программирования высокого уровня (по выбору), представлениями о базовых типах данных и структурах данных; умением использовать основные управляющие конструкции;
  • владение умением понимать программы, написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня; знанием основных конструкций программирования; умением анализировать алгоритмы с использованием таблиц;
  • владение навыками и опытом разработки программ в выбранной среде программирования, включая тестирование и отладку программ; владение элементарными навыками формализации прикладной задачи и документирования программ.

Содержание учебного предмета информатики

Структура содержания общеобразовательного предмета (курса) информатики в 10 классе основной школы может быть определена следующими укрупнёнными тематическими блоками (разделами):

Информация и информационные процессы

  • Информатика и информация. Получение информации. Формы представления информации. Информация в природе. Человек, информация, знания. Свойства информации. Информация в технике.
  • Передача информации. Обработка информации. Хранение информации.
  • Структура информации. Таблицы. Списки. Деревья. Графы.

Кодирование информации

  • Равномерное и неравномерное кодирование. Правило умножения. Декодирование. Условие Фано.
  • Алфавитный подход к оценке количества информации.
  • Системы счисления. Перевод целых чисел в другую систему счисления.
  • Двоичная система счисления. Арифметические операции. Сложение и вычитание степеней числа 2. Достоинства и недостатки.
  • Кодирование графической информации. Цветовые модели. Растровое кодирование. Форматы файлов. Векторное кодирование. Трёхмерная графика. Фрактальная графика.
  • Кодирование звуковой информации. Оцифровка звука. Инструментальное кодирование звука. Кодирование видеоинформации.

Логические основы компьютеров

  • Логические операции «НЕ», «И», «ИЛИ». Операция «исключающее ИЛИ». Импликация. Эквиваленция.
  • Логические выражения. Вычисление логических выражений. Диаграммы Венна.
  • Упрощение логических выражений. Законы алгебры логики.
  • Множества и логические выражения. Задача дополнения множества до универсального множества.

Как устроен компьютер

  • Современные компьютерные системы. Стационарные компьютеры. Мобильные устройства. Встроенные компьютеры.
  • Параллельные вычисления. Суперкомпьютеры. Распределённые вычисления. Облачные вычисления.
  • Выбор конфигурации компьютера.
  • Общие принципы устройства компьютеров. Принципы организации памяти. Выполнение программы.
  • Архитектура компьютера. Особенности мобильных компьютеров. Магистрально-модульная организация компьютера. Взаимодействие устройств. Обмен данными с внешним устройствами.
  • Облачные хранилища данных.

Программное обеспечение

  • Виды программного обеспечения. Программное обеспечение для мобильных устройств. Инсталляция и обновление программ.
  • Авторские права. Типы лицензий на программное обеспечение. Ответственность за незаконное использование ПО.
  • Коллективная работа над документами. Рецензирование. Онлайн-офис. Правила коллективной работы
  • Пакеты прикладных программ. Офисные пакеты. Программы для управления предприятием. Пакеты для решения научных задач. Программы для дизайна и вёрстки. Системы автоматизированного проектирования.
  • Обработка мультимедийной информации. Обработка звуковой информации. Обработка видеоинформации.
  • Системное программное обеспечение. Операционные системы. Драйверы устройств. Утилиты. Файловые системы.

Компьютерные сети

  • Сеть Интернет. Краткая история Интернета. Набор протоколов TCP/IP. Адреса в Интернете. IP-адреса и маски. Доменные имена. Адрес ресурса (URL). Тестирование сети.
  • Службы Интернета. Всемирная паутина. Поиск в Интернете. Электронная почта. Обмен файлами (FTP). Форумы. Общение в реальном времени. Информационные системы.
  • Личное информационное пространство. Организация личных данных. Этикет. Интернет и право.

Алгоритмизация и программирование

  • Алгоритмы. Этапы решения задач на компьютере. Анализ алгоритмов. Оптимальные линейные программы. Анализ алгоритмов с ветвлениями и циклами. Исполнитель Робот. Исполнитель Чертёжник. Исполнитель Редактор.
  • Введение в язык Python. Простейшая программа. Переменные. Типы данных. Размещение переменных в памяти. Арифметические выражения и операции.
  • Вычисления. Деление нацело и остаток. Стандартные функции.
  • Ветвления. Условный оператор. Сложные условия.
  • Циклические алгоритмы. Цикл с условием. Циклы с постусловием. Циклы по переменной.
  • Процедуры. Функции.
  • Рекурсия. Ханойские башни. Анализ рекурсивных функций.
  • Массивы. Ввод и вывод массива. Перебор элементов.
  • Символьные строки. Операции со строками.

Вычислительные задачи

  • Решение уравнений. Приближённые методы. Использование табличных процессоров.

Информационная безопасность

  • Понятие информационной безопасности. Средства защиты информации.
  • Информационная безопасность в мире. Информационная безопасность в России.
  • Безопасность в интернете.  Сетевые угрозы. Мошенничество. Шифрование данных. Правила личной безопасности в Интернете

Проекты.

Направления проектной деятельности

Тема проекта

Сроки

Предметные

«Алгоритмы и программирование» - создание программ в среде программирования.

В течении года

Метапредметные

«Компьютерная безопасность» – составление презентаций по защите данных  

В течении года

Социальные

«Этика и право» - презентация о размещении информации в интернете.

В течении года

        

Учебно-тематическое планирование:

Тема

Практические работы

Контрольные работы

Всего часов

Тема 1. Техника безопасности. Организация рабочего места

-

-

1

Тема 2. Информация и информационные процессы

1

-

2

Тема 3. Кодирование информации

3

1

5

Тема 4. Логические основы компьютеров

1

-

3

Тема 5. Устройство компьютера

1

-

3

Тема 6. Программное обеспечение

2

-

5

Тема 7. Компьютерные сети

2

-

3

Тема 8. Информационная безопасность

-

-

1

Тема 9. Алгоритмизация и программирование

5

1

9

Тема 10. Решение вычислительных задач

1

-

1

Итоговое повторение

1

-

2

Всего

17

2

35

Календарно-тематическое планирование «Информатика и ИКТ»   10 класс

№ темы

№ урока

Дата

Тема урока

Планируемые результаты

план

факт

Предметные

Метапредметные

Личностные

06.09

Тема 1. Техника безопасности. Организация рабочего места.

Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места

общие представления о целях изучения курса информатики

целостные представления о роли ИКТ при изучении школьных предметов и в повседневной жизни;

умения и навыки безопасного и целесообразного поведения при работе в компьютерном классе;

13.09

Тема 2.  Информация и информационные процессы.

Информация и информационные процессы.

сформированность представлений о роли информации и связанных с ней процессов в окружающем мире;

использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и техники;

20.09

Структура информации.

Получить представления об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества.

умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

27.09

Тема 3.  Кодирование информации.

Кодирование и декодирование.

понимать смысл кодирования; определять виды кодирования; объяснять достаточность применения условия Фано (прямого или обратного) для однозначного декодирования;

выделять свойства объекта; анализировать, классифицировать объект;

эстетическое отношение к миру, включая эстетику научного и технического творчества

04.10

Оценка количества информации.

Научиться вычислять информационный объем текстового сообщения

использовать установленные правила в контроле способа решения задачи; выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи

способность применять; теоретические знания; для решения практических задач

11.10

Двоичная система счисления.

навыки перевода небольших десятичных чисел в двоичную систему счисления и двоичных чисел в десятичную систему счисления;

умение анализировать любую позиционную систему счисления как знаковую систему;

понимание роли фундаментальных знаний как основы современных информационных технологий

18.10

Кодирование графической информации.

научиться правильно выбирать формат (способ представления) графических файлов в зависимости от решаемой задачи

использовать установленные правила в контроле способа решения задачи; выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи

знание сфер применения компьютерной графики; способность применять теоретические знания для решения практических задач; интерес к изучению вопросов, связанных с компьютерной графикой.

25.10

Кодирование звуковой и видеоинформации.

научиться правильно выбирать формат (способ представления) звуковой и видеоинформации в зависимости от решаемой задачи

использовать установленные правила в контроле способа решения задачи; выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи

знание сфер применения звуковой и видеоинформации; способность применять теоретические знания для решения практических задач

15.11

Тема 4.  Логические основы компьютеров.

Логические выражения.

представления о разделе математики алгебре логики, высказывании какие? объекте, об операциях над высказываниями

навыки анализа логической структуры высказываний; понимание связи между логическими операциями и логическими связками, между логическими операциями и операциями над множествами

понимание роли фундаментальных знаний как основы современных информационных технологий

22.11

Упрощение логических выражений.

навыки составления и преобразования логических выражений в соответствии с логическими законами

навыки формализации высказываний, анализа и преобразования логических выражений; навыки выбора метода для решения конкретной задачи

понимание роли фундаментальных знаний как основы современных информационных технологий

29.11

Множества и логика.

представление о логических элементах (конъюнкторе, дизъюнкторе, инверторе) и электронных схемах; умения анализа электронных схем

умения представления одной и той же информации в разных формах

понимание роли фундаментальных знаний как основы современных информационных технологий

06.12

Тема 5.  Устройство компьютера 

Современные компьютерные системы

научиться давать характеристику назначению основных устройств персонального компьютера

контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; управление коммуникацией – осуществлять взаимный контроль

понимание роли компьютеров в жизни современного человека; способность увязать знания об основных возможностях компьютера с собственным жизненным опытом.

13.12

Принципы устройства компьютеров.

научиться обобщение представлений об основных устройствах компьютера с точки зрения выполняемых ими функций; проведение аналогии между человеком и компьютером

формулировать и удерживать учебную задачу, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности, инициативное сотрудничество – ставить вопросы и обращаться за помощью

понимание роли компьютеров в жизни современного человека; способность увязать знания об основных возможностях компьютера с собственным жизненным опытом.

20.12

Процессор и память.

научиться обобщение представлений об основных устройствах компьютера с точки зрения выполняемых ими функций;

инициативное сотрудничество – ставить вопросы и обращаться за помощью

способность увязать знания об основных возможностях компьютера с собственным жизненным опытом.

27.12

Тема 6.  Программное обеспечение Программное обеспечение.

научиться понимать назначения ПО персонального компьютера

формулировать и удерживать учебную задачу; применять установленные правила в планировании способа решения, ориентироваться в разнообразии программного обеспечения, слушать собеседника, задавать вопросы; использовать речь

понимание роли компьютеров в жизни современного человека; понимание значимости антивирусной защиты как важного направления информационной безопасности

17.01

Коллективная работа над документами.

понимание назначения прикладного программного обеспечения персонального компьютера

выбирать наиболее эффективные способы решения задач, формулировать свои затруднения; ставить вопросы, вести устный диалог

способность увязать знания об основных возможностях компьютера с собственным жизненным опытом;

24.01

Пакеты прикладных программ.

понимание назначения прикладного программного обеспечения персонального компьютера

формулировать и удерживать учебную задачу; планирование – применять установленные правила в планировании способа решения.

понимание правовых норм использования программного обеспечения; ответственное отношение к используемому программному обеспечению

31.01

Обработка мультимедийной информации.

научиться основным навыкам и умениям использования инструментов создания мультимедийных презентаций для решения практических задач

выбирать наиболее эффективные способы решения задач, формулировать свои затруднения; ставить вопросы, вести устный диалог

способность увязать знания об основных возможностях компьютера с собственным жизненным опытом; интерес к вопросам, связанным с практическим применением компьютеров

07.02

Системное программное обеспечение.

понимание назначения системного программного обеспечения персонального компьютера

формулировать и удерживать учебную задачу; планирование – применять установленные правила в планировании способа решения.

понимание правовых норм использования программного обеспечения; ответственное отношение к используемому программному обеспечению

14.02

Тема 7. Компьютерные сети Сеть Интернет.

представления об организации и функционирования компьютерных сетей; умение определять количественные показатели передачи данных

представления о об использовании информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм, требований информационной безопасности;

понимание роли информационных процессов в современном мире; представление о сферах применения компьютерных сетей в различных сферах деятельности человека;

21.02

Адреса в Интернете.

наличие представлений о том, как устроен Интернет; об IP-адресе компьютера; представления о доменной системе имен, о протоколах передачи данных; умение анализировать доменные имена компьютеров в Интернете

представления о об использовании информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм, требований информационной безопасности; представление о компьютерных сетях распространения и обмена информацией

понимание роли информационных процессов в современном мире;  понимание роли информационных процессов в современном мире; коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве

28.02

Тема 8. Информационная безопасность Службы Интернета. Личное информационное пространство.

наличие основных представлений об организации и функционирования компьютерной сети Интернет; общие представления о технологии создания сайтов;

распространения и обмена информацией, об использовании информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм, требований информационной безопасности;

развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;

06.03

Тема 9. Алгоритмизация и программирование Алгоритмы.

понимание смысла понятия «алгоритм»; умение исполнять алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд;

понимание ограничений, накладываемых средой исполнителя и системой команд на круг задач, решаемых исполнителем;

алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе.

13.03

Оптимальные линейные программы.

умение составлять и исполнять линейный алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд;

умение выделять линейные алгоритмы в различных процессах; понимание ограниченности возможностей линейных алгоритмов;

алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе.

20.03

Анализ алгоритмов с ветвлениями и циклами.

представление об алгоритмической конструкции «ветвление»; умение составлять и  исполнять алгоритм с ветвлением для формального исполнителя с заданной системой команд;

умение выделять алгоритмы с ветвлением в различных процессах; понимание ограниченности возможностей линейных алгоритмов;

алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе.

03.04

Введение в язык Python.

история возникновения, алфавит и словарь, используемые типы данных, структура программы;

умения анализа языка Паскаль как формального языка;

представление о программировании как сфере возможной профессиональной деятельности

10.04

Ветвления.

умение записывать на языке программирования короткие алгоритмы, содержащие алгоритмическую конструкцию ветвление;

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи

алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе;

17.04

Сложные условия.

умение записывать на языке программирования короткие алгоритмы, содержащие алгоритмическую конструкцию ветвление;

умение самостоятельно планировать пути достижения целей;

алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе;

24.04

Циклические алгоритмы.

представления об алгоритмической конструкции «цикл», о цикле с заданным условием продолжения работы;

умение выделять циклические алгоритмы в различных процессах;

алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе.

08.05

Процедуры и функции.

представления о процедурах и функциях

умение выделять процедуры и функции в различных процессах;

алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе.

15.05

Рекурсия.

представления о процедурах и функциях ,  представление о рекурсивных функциях.

умение выделять процедуры и функции в различных процессах; умение анализировать рекурсивные функции

алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе.

Массивы

представления о массивах (ввод и вывод массива, перебор элементов)

умение обрабатывать элементы массива;

алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе.

22.05

Тема 9. Решение вычислительных задач Решение вычислительных задач

систематизированные представления об основных понятиях курса информатики, изученных в 10 классе

навыки эффективной работы с различными видами информации с помощью средств ИКТ;

понимание роли информатики и ИКТ в жизни современного человека

29.05

Итоговое повторение Итоговое повторение

систематизированные представления об основных понятиях курса информатики, изученных в 10 классе

навыки эффективной работы с различными видами информации с помощью средств ИКТ;

понимание роли информатики и ИКТ в жизни современного человека

Итоговое повторение

систематизированные представления об основных понятиях курса информатики, изученных в 10 классе

навыки эффективной работы с различными видами информации с помощью средств ИКТ;

понимание роли информатики и ИКТ в жизни современного человека

Приложение 4

Лист корректировки тематического планирования

Предмет_информатика________

Класс_____10_ __________

Учитель__Тараканова О.И.___

2019_-2020_ учебный год

№ урока

Дата

Тема

Количество часов

Причина корректировки

Способ корректировки

План

Факт

по плану

дано

СОГЛАСОВАНА

Протоколом  

Методического Объединения

«Профиль»

 МБОУ лицея №7

от  28.08.2019г.   № 1

Руководитель _______/Н.В. Дрынкина/

СОГЛАСОВАНА

с заместителем директора  

по  учебной работе

29.08.2019г.  

           __________/Мельникова И.В./


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по информатике и ИКТ 2 - 4 классы к учебнику Горячева "Информатика в играх и задачах"

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, примерное планирование учебного материала,календарно - тематическое планирование....

Рабочая программа по информатике для 9 класса по информатике

Рабочая программа по информатике для 9 класса по учебнику Н.Д.Угриновича. Рабочая программа состоит из пояснительной записки, требований к умениям и навыкам обучающимся 9 класса, развернутого тематиче...

Информатика - 8. Рабочая программа по информатике 8 класс

Рабочая программа рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ в 8 классе - I час в неделю. Всего 34 часа. Изучение базового курса ориентировано на использование учащимися учебника для...

Рабочая программа по информатике и ИКТ в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)

Рабочая программа по информатике и ИКТ  в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...

Рабочая программа по информатике и ИКТ в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)

Рабочая программа по информатике и ИКТ  в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...

Рабочая программа по информатике в 5 классе к учебнику Босовой «Информатика» по ФГОС 2017

Рабочая программа для 5-го класса по информатике и ИКТ составлена в соответствии:  с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования - ФГОС ООО,...