Рабочая программа по информатике и ИКТ для обучающихся 7 классов на 2019-2020 учебный год
рабочая программа по информатике и икт (7 класс)

Жернакова Людмила Леонидовна

Рабочая  программа по информатике и ИКТ для обучающихся 7 классов на 2019-2020 учебный год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл informatika_7_klass_fgos.docx80.57 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство просвещения РФ

Управление образования Чайковского городского округа

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4»

Рассмотрено на заседании ШМО:

Протокол № 1

«30» августа 2019 г  

Руководитель ШМО:____________                                                                                              

Согласовано:

«31» августа 2019 г

Зам. директора по УВР

Азарова С.С_____________

УТВЕРЖДАЮ:__________

Директор школы

Зорина О.М.

Приказ № ____ от 01.09.2019 г

Рабочая  программа

по информатике и ИКТ

для обучающихся 7 классов

на 2019-2020 учебный год

Учитель информатики

Л.Л. Жернакова

г. Чайковский


Оглавление

Пояснительная записка        3

Содержание тем учебного курса        4

Требования к уровню подготовки обучающихся        5

Планируемые результаты изучения курса        8

Учебно-тематический план 7 класс (35 часов)        10

Перечень средств ИКТ, используемых для реализации программы        15

Перечень учебно-методического обеспечения        16


Пояснительная записка

Рабочая программа по информатике и ИКТ для 7 класса составлена с учетом федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), в соответствии с учебным планом ОУ, Программой основного общего образования по информатике (7–9 класс) авторы: Семакин И. Г., Залогова Л. А., Русаков С.В., Шестакова Л. В. ООО «Издательство БИНОМ. Лаборатория знаний».

 Настоящая программа рассчитана на изучение базового курса информатики учащимися 7 класса в течение 35 часов (1 час в неделю), согласно федеральному компоненту.

Цели:

Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий в 7 классе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
  • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Основные задачи программы:

  • систематизировать подходы к изучению предмета;
  • сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
  • научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;
  • показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
  • сформировать логические связи с другими предметами входящими в курс среднего образования.

Содержание тем учебного курса

Для каждого раздела указано общее число учебных часов, а также рекомендуемое разделение этого времени на теоретические занятия и практическую работу на компьютере.

№ п/п

Учебная тема

Кол-во часов

всего

теоретич

практич

Человек и информация

6

4

2

Компьютер: устройство и программное обеспечение

6

3

3

Текстовая информация и компьютер

10

4

6

Графическая информация и компьютер

6

3

3

Мультимедиа и компьютерные презентации

7

2

5

Итого

35

16

19

Требования к уровню подготовки обучающихся

  1. Человек и информация - 6 ч (4+2)

Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Правила техники безопасности и эргономики при работе за компьютером.

Информация и ее виды. Восприятие информации человеком. Информационные процессы.

Измерение информации. Единицы измерения информации.

Практика на компьютере:

1. Ввод текстовой и цифровой информации с клавиатуры.

2. Вычисление количества информации с помощью калькулятора.

В результате изучения раздела:

учащиеся должны знать:

  • правила техники безопасности при работе на компьютере;
  • связь между информацией и знаниями человека;
  • что такое информационные процессы;
  • какие существуют носители информации;
  • как определяется единица измерения информации — бит (алфавитный подход);
  • что такое байт, килобайт, мегабайт, гигабайт.

учащиеся должны уметь:

  • приводить примеры информации и информационных процессов из области человеческой деятельности, живой природы и техники;
  • определять в конкретном процессе передачи информации источник, приемник, канал;
  • приводить примеры информативных и неинформативных сообщений;
  • измерять информационный объем текста в байтах (при использовании  компьютерного алфавита);
  • пересчитывать количество информации в различных единицах (битах, байтах, Кб, Мб, Гб);
  • пользоваться клавиатурой компьютера для ввода данных.

учащиеся получат возможность научиться:

различать естественные и формальные языки

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для эффективного выполнения работ

  1. Компьютер: устройство и программное обеспечение - 6 ч (3+3)

Начальные сведения об архитектуре компьютера. Основные устройства и их характеристики. Принципы организации внутренней и внешней памяти компьютера. Двоичное представление данных в памяти компьютера. Организация информации на внешних носителях, файлы.

Виды программного обеспечения (ПО). Системное ПО. Операционные системы. Основные функции ОС. Файловая структура внешней памяти. Объектно-ориентированный пользовательский интерфейс.

Практика на компьютере:

  1. Комплектация персонального компьютера, подключение устройств
  2. Пользовательский интерфейс операционной системы; работа с файловой системой

Проекты и исследования:

Использование антивирусных программ.

В результате изучения раздела:

учащиеся должны знать:

  • состав основных устройств компьютера, их назначение и информационное взаимодействие;
  • основные характеристики компьютера в целом и его узлов (различных накопителей,  устройств ввода и вывода информации);
  • структуру внутренней памяти компьютера,  понятие адреса памяти;
  • типы и свойства устройств внешней памяти;
  • типы и назначение устройств ввода/вывода;
  • сущность программного управления работой компьютера;
  • принципы организации информации на внешних носителях: что такое файл, каталог (папка), файловая структура;
  • назначение программного обеспечения  и его состав.

учащиеся должны уметь:

  • ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться за справкой, работать с окнами;
  • инициализировать выполнение программ из программных файлов;
  • просматривать на экране директорию диска;
  • выполнять основные операции с файлами и каталогами (папками): копирование, перемещение, удаление, переименование, поиск;
  • использовать антивирусные программы.

учащиеся получат возможность научиться:

определять состав основных устройств компьютера, их назначение и информационное взаимодействие

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания принципов различного программного обеспечения.

3. Текстовая информация и компьютер - 10 ч (4+6)

Тексты в компьютерной памяти: кодирование символов, текстовые файлы. Работа с внешними носителями и принтерами при сохранении и печати текстовых документов.

Текстовые редакторы и текстовые процессоры, назначение, возможности, принципы работы с ними. Интеллектуальные системы работы с текстом (распознавание текста, компьютерные словари и системы перевода).

Практика на компьютере:

  1. Кодирование текстовой информации
  2. Основные приемы ввода и редактирования текста в MS Word
  3. Работа со шрифтами, приемы форматирования текста
  4. Таблицы в текстовом документе
  5. Нумерованные и маркированные списки;
  6. Вставка объектов в текст (рисунков, формул).

В результате изучения раздела:

учащиеся должны знать:

  • способы представления символьной информации в памяти компьютера;
  • назначение текстовых редакторов (процессоров);
  • основные режимы работы текстовых редакторов (ввод-редактирование, печать, орфографический контроль, поиск и замена, работа с файлами).

учащиеся должны уметь:

  • набирать и редактировать текст в одном из текстовых редакторов;
  • выполнять основные операции над текстом, допускаемые этим редактором;
  • сохранять текст на диске, загружать его с диска, выводить на печать.

учащиеся получат возможность научиться:

выполнять основные виды работ в текстовом редакторе (редактирование, печать, орфографический контроль, поиск и замена), работать с файлами

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для выполнения работ на компьютере по подготовке, поиску, обработке информации

  1. Графическая информация и компьютер - 6 ч (3+3)

Компьютерная графика: области применения, технические средства. Графические редакторы и методы работы с ними. Принципы кодирования изображения; понятие о дискретизации изображения.  Растровая и векторная графика. Рисование графических примитивов в растровых и векторных графических редакторах. Инструменты рисования растровых графических редакторов. Работа с объектами в векторных графических редакторах.

Практика на компьютере: 

  1. Кодирование графической информации  
  2. Создание рисунков в векторном графическом редакторе

Проекты и исследования:

Редактирование изображений в растровом графическом редакторе.

В результате изучения раздела:

учащиеся должны знать:

  • понятия о пикселе, растре, кодировке цвета, видеопамяти;
  • области применения компьютерной графики;
  • назначение графических редакторов;
  • назначение основных компонентов среды графического редактора растрового типа

учащиеся должны уметь:

  • строить несложные изображения с помощью одного из графических редакторов;
  • сохранять рисунки на диске и загружать с диска; выводить на печать.

учащиеся получат возможность научиться:

распознавать способы представления изображений в памяти компьютера

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для решения технологических, конструкторских, экономических задач.

  1. Мультимедиа и компьютерные презентации - 7 ч (2+5)

Понятие мультимедиа, области применения. Представление звука в памяти компьютера; понятие о дискретизации звука. Технические средства мультимедиа. Компьютерные презентации.

Практика на компьютере:

  1. Cоздание презентаций в Power Point
  2.  Презентации, содержащее графические изображения, анимацию, звук, текст
  3. Контрольная практическая работа «Использование гиперссылок, регистров в Power Point»
  4. Создание презентации на заданную тему

Проекты и исследования:

Способы презентации проекта

В результате изучения раздела:

учащиеся должны знать:

  • что такое мультимедиа;
  • принцип дискретизации, используемый для  представления звука в памяти компьютера;
  • основные типы сценариев, используемых в компьютерных презентациях.

учащиеся должны уметь:

  • Создавать несложную презентацию в среде типовой программы, совмещающей изображение, звук, анимацию и текст.

учащиеся получат возможность научиться:

определять основные типы сценариев, используемых в компьютерных презентациях

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для планирования и организации деятельности, представления информации для обрабортки на компьютере.

Планируемые результаты изучения курса

Личностные результаты

Ученик научится (или получит возможность научиться) критическому отношению к информации и избирательности её восприятия; уважению к информации о частной жизни и информационным результатам других людей; осмыслению мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями; познакомится с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями для профессионального самоопределения,

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД.

  • освоение способов решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях;
  • формирование умений ставить цель, планирование достижения этой цели;
  • оценивание получающегося творческого продукта и соотнесение его с изначальным замыслом, выполнение по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла.

Познавательные УУД. Ученик научится или получит возможность научиться:

  • Выполнять поиск информации в индивидуальных информационных архивах учащегося, информационной среде образовательного учреждения, в федеральных хранилищах информационных образовательных ресурсов;
  • использовать средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных, познавательных и творческих задач.

Коммуникативные УУД. Ученик научится или получит возможность научиться взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, работать в группе.

Предметные результаты

Учащиеся научатся:

  • как правильно и безопасно вести себя в компьютерном классе;
  • приводить примеры информации и информационных процессов из области человеческой деятельности, живой природы и техники;
  • определять в конкретном процессе передачи информации источник, приемник, канал;
  • приводить примеры информативных и неинформативных сообщений;
  • измерять информационный объем текста (при использовании компьютерного алфавита);
  • пересчитывать количество информации в различных единицах (битах, байтах, Кб, Мб, Гб);
  • ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться за справкой, работать с окнами;
  • выполнять основные операции с файлами и каталогами (папками): копирование, перемещение, удаление, переименование, поиск;
  • набирать и редактировать текст в одном из текстовых редакторов;
  • выполнять основные операции над текстом, допускаемые этим редактором; сохранять текст на диске, загружать его с диска, выводить на печать;
  • строить несложные изображения с помощью одного из графических редакторов;
  • создавать несложную презентацию в среде типовой программы, совмещающей изображение, звук, анимацию и текст.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • различать естественные и формальные языки;
  • определять состав основных устройств компьютера, их назначение и информационное взаимодействие;
  • выполнять основные режимы работы текстовых редакторов (ввод, редактирование, печать, орфографический контроль, поиск и замена, работа с файлами);
  • распознавать способы представления изображений в памяти компьютера; понятия о пикселе, растре, кодировке цвета, видеопамяти, назначение графических редакторов, назначение основных компонентов среды графического редактора растрового типа;
  • определять основные типы сценариев, используемых в компьютерных презентациях.

Учебно-тематический план 7 класс (35 часов)

№ п/п

№ урока в теме

Название разделов и содержание тем

Всего часов

план /факт

Виды деятельности

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Личные

результаты

ИКТ-компетентность

Оценка результатов

  1. Человек и информация

7

анализ предлагаемой информации; получение представления о возможностях передачи информации с помощью электронных средств  связи, о важнейших характеристиках каналов связи

умение создавать и поддерживать индивидуальную информационную среду, обеспечивать защиту значимой информации и личную информационную безопасность, развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды

выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных

освоение типичных ситуаций по настройке и управлению персональных средств ИКТ

как правильно и безопасно вести себя при работе с  компьютером;

1

1

Правила техники безопасности и эргономики при работе за компьютером

1

2

2

Информация и знания. Восприятие информации человеком.

1

Фронтальный опрос

3

3

Информационные процессы

1

Устный опрос

4

4

Измерение информации. Единицы измерения информации

1

Практическая работа

5

5

Практическая работа № 1 Решение задач на измерение информации

1

Устный опрос

6

6

Практическая работа № 2 Решение задач на измерение информации 

1

Практическая работа

7

7

Итоговое тестирование по разделу «Человек и информация»

1

№ п/п

№ урока в теме

Название разделов и содержание тем

Всего часов

план /факт

Виды деятельности

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Личные

результаты

ИКТ-компетентность

Оценка результатов

  1. Компьютер: устройство и программное обеспечение

6

построение простейших функциональных схем основных устройств компьютера

повышение своего образовательного уровня и уровня готовности к продолжению обучения с использованием ИКТ

развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности

умение слушать собеседника, излагать свое мнение, осуществлять совместную практическую деятельность, анализировать свою деятельность, план работы

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путём освоения и использования методов информатики и средств ИКТ  

8

1

Назначение и устройство компьютера. Компьютерная память

1

Устный опрос

9

2

Практическая работа № 3 Устройство ПК и его основные характеристики.

1

Практическая работа

10

3

Программное обеспечение компьютера. Системное ПО

1

Терминологический диктант

11

4

Практическая работа №4 Файлы и файловые структуры

1

Практическая работа

12

5

 Пользовательский интерфейс

1

Самостоятельная работа

13

6

Итоговое тестирование по разделу «Устройство компьютера»

1

Практическая работа

№ п/п

№ урока в теме

Название разделов и содержание тем

Всего часов

план /факт

Виды деятельности

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Личные

результаты

ИКТ-компетентность

Оценка результатов

  1. Текстовая информация и компьютер

10

использование текстовых редакторов для создания и оформления текстовых документов (форматирование, сохранение, копирование фрагментов и пр.)

формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов

умение решать задачи из разных сфер человеческой деятельности с применением средств информационных технологий

развитие творческой активности,  самостоятельности в принятии решений в различных ситуациях

приобретение опыта использования информационных ресурсов общества и электронных средств связи в учебной и практической деятельности

14

1

Тексты в компьютерной памяти: кодирование символов, текстовые файлы

1

Тестирование

15

2

Текстовые редакторы и текстовые процессоры, назначение, возможности, принципы работы с ними 

1

Практич. работа

16

3

Практическая работа №5 Кодирование текста. Ввод и редактирование текста.

1

взаимооценивание

17

4

Практическая работа №6 Приёмы форматирования текста. Нумерованные и маркированные списки

1

Пр. работа

18

5

Практическая работа №7 Таблицы в текстовом документе.

1

Взаимоопрос в парах

19

6

Практическая работа №8 Гипертекст. Режим поиска и замены

1

Практич. работа

20

7

Практическая работа №9 Вставка объектов в текст (рисунков, формул)

1

Устный опрос

21

8

Системы перевода и распознавания текста

1

Практич. работа

22

9

Выполнение итогового практического задания

1

Практич. работа

23

10

Итоговое тестирование по разделу «Текстовая информация и компьютер»

1

Контрол. работа

№ п/п

№ урока в теме

Название разделов и содержание тем

Всего часов

план /факт

Виды деятельности

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Личные

результаты

ИКТ-компетентность

Оценка результатов

  1. Графическая информация и компьютер  

5

приобретение опыта создания и преобразования информации различного вида, в том числе с помощью компьютера

преобразование информации из одной формы представления в другую без потери ее смысла и полноты

овладение основными общеучебными умениями информационного характера: анализа ситуации, планирования деятельности и др

получение опыта использования методов и средств информатики для исследования и создания различных графических объектов

понимание принципов действия различных средств информатизации, их возможностей и технических и экономических ограничений

24

1

Компьютерная графика: области применения, технические средства

1

Устный опрос

25

2

Технические средства компьютерной графики

1

Практическая работа

26

3

Как кодируется изображение

1

Самостоятельная работа

27

4

Растровая графика. Работа с растровым графическим редактором

1

Практическая работа

28

5

Векторная графика. Работа с векторным графическим редактором

1

Самостоятельная работа

№ п/п

№ урока в теме

Название разделов и содержание тем

Всего часов

план /факт

Виды деятельности

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Личные

результаты

ИКТ-компетентность

Оценка результатов

  1. Мультимедиа и компьютерные презентации

6

совершенствование опыта создания эстетически значимых объектов с помощью возможностей средств информационных технологий (графических, цветовых, звуковых, анимационных)

использование инструментов презентационной графики при подготовке и проведении устных сообщений

умение осуществлять совместную информационную деятельность, в частности при выполнении учебных проектов

организация индивидуальной информационной среды, в том числе с помощью типовых программных средств

умение выбирать источники информации, необходимые для решения задачи (средства массовой информации, электронные базы данных, Интернет  и др.)

29

1

Понятие мультимедиа, области применения. Представление звука в памяти компьютера

1

Устный опрос

30

2

Компьютерные презентации Power Point.

1

тестирование

31

3

Практическая работа №16 Презентации, содержащее графические изображения, анимацию, звук, текст

1

Практическая работа

32

4

Практическая работа №17 Использование гиперссылок, регистров в Power Point

1

Пр. работа

33

5

Практическая работа №18 Создание презентации на заданную тему

1

Пр. работа

34

6

Защита презентации по теме

1

Защита проекта

35

7

Повторение

1

Итого

35

Перечень средств ИКТ, используемых для реализации программы

Аппаратные средства

  • Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видеоизображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.
  • Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях желательно использование бумаги и изображения большого формата.
  • Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети – дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести переписку с другими школами.
  • Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, колонки.
  • Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь.
  • Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; аудио и видео магнитофон – дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира. В комплект с наушниками входит индивидуальный микрофон для ввода речи учащегося.

Программные средства

  • Операционная система.
  • Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
  • Антивирусная программа.
  • Программа-архиватор.
  • Клавиатурный тренажер.
  • Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы, система управления базами данных
  • Звуковой редактор.
  • Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
  • Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
  • Браузер (входит в состав операционных систем или др.).

Перечень учебно-методического обеспечения

Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий:

1. Семакин И. Г., Залогова Л. А., Русаков С. В., Шестакова Л. В. Информатика и ИКТ: учебник для 7 класса. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.

3. Информатика и ИКТ : задачник-практикум / Под ред. И. Г. Семакина, Е. К. Хеннера. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.

4. И. Г. Семакин, Т. Ю. Шеина. Методическое пособие по преподаванию курса «Информатика и ИКТ» в основной школе. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

5. Набор цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) (включен в Единую коллекцию ЦОР).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по информатике и ИКТ для обучающихся 9 классов на 2019-2020 учебный год

Рабочая  программа по информатике и ИКТ для обучающихся 9 классов на 2019-2020 учебный год...

Рабочая программа по информатике и ИКТ для обучающихся 8 классов на 2019-2020 учебный год

Рабочая  программа по информатике и ИКТ для обучающихся 8 классов на 2019-2020 учебный год...

Рабочая программа учебного предмета « География» для обучающихся 8,9 классов на 2019/ 2020 учебный год

Рабочая программа учебного предмета « География"   для обучающихс  8,9 классов на 2019/ 2020 учебный год...

Рабочая программа учебного предмета « Биология» для обучающихся 8,9 классов на 2019/ 2020 учебный год

Рабочая программа учебного предмета   « Биология»  для обучающихся  8,9 классов на 2019/ 2020 учебный год...

Рабочая программа по информатике для 7, 8, 9 классов на 2019-2020 учебный год (ФГОС ООО)

Рабочая программа  по информатике для 7, 8, 9 классов на 2019-2020 учебный год (ФГОС ООО)...

Рабочая программа по информатике для 10,11 классов на 2019-2020 учебный год (ФГОС ООО)

Рабочая программа  по информатике для 10,11 классов на 2019-2020 учебный год (ФГОС ООО)...

Рабочая образовательная программа по предмету «Информатика» для 5 класса на 2019-2020 учебный год

Программа по информатике для основной школы составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к р...