Главные вкладки

    Минимизация вреда здоровью обучающихся при использовании гаджетов
    статья по информатике и икт

    Протасьева Дарья Вадимовна

    В эпоху современных достижений в области техники новейшие гаджеты основательно вступили в жизнь любой личности, что уже тяжело вообразить мир без них. На сегодняшний день гаджеты являются и способом коммуникации, и инструментом добывания информации, и  обстоятельством социального положения, в итоге чего ежедневно они оставляют след на личности каждого и оказывают влияние на личность на протяжении всей жизни. 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Минимизация вреда здоровью обучающихся при использовании гаджетов

    заместитель директора ГБОУ школа № 76, учитель информатики

    Протасьева Дарья Вадимовна


    Содержание

    Введение        3

    Гаджеты и вред, который они могут принести        4

    Методы минимизации вреда здоровью обучающихся при использовании гаджетов        6

    Заключение        11

    Список литературы        12


    Введение

    В эпоху современных достижений в области техники новейшие гаджеты основательно вступили в жизнь любой личности, что уже тяжело вообразить мир без них. На сегодняшний день гаджеты являются и способом коммуникации, и инструментом добывания информации, и  обстоятельством социального положения, в итоге чего ежедневно они оставляют след на личности каждого и оказывают влияние на личность на протяжении всей жизни.

    Безусловно, любая техническая новинка вносит собственный ощутимый вклад в  интеллектуализацию,  ускоряя  ее,  но  также  является  и  средством формирования представлений о мире. И, на первый взгляд, это все должно быть благоприятным фактором в становлении детской личности, но хрупкая психика подрастающего поколения подобна губке впитывающей в себя и добро и зло, что несут в себе технические новинки. Психика ребенка  меняется в соответствии с развитием технических приспособлений, в итоге меняется мышление и восприятие детей. Яркий зрительный образ вызывает  сильнейшие  эмоциональные всплески,  но  оставляет  безразличным  мышление  детей,  в итоге основным каналом восприятия у них – это зрение и слух. Мозг детей  переполняется  наглядными  и  акустическими  впечатлениями,  но  переживает нехватку  в  тактильном,  обонятельном  и  осязательном  ощущении.  Невозможно утверждать  точно,  однако  главным образом  такое  разнообразие  оказывает отрицательное воздействие.

    Гаджеты и вред, который они могут принести

    Гаджет – в переводе с английского языка означает приспособления, устройства, техническую новинку, выполняющую некоторый перечень задач. К числу гаджетов относятся смартфоны, другие виды телефонов, компьютеры, ноутбуки, планшеты, и иные технические приспособления, которые выполняют разные функции.

    Гаджеты появились, чтобы помогать людям. Они делают жизнь проще и комфортнее. Однако, при чрезмерном увлечении технические устройства, которые были созданы в помощь людям, могут быть вредными для здоровья.

    Что же происходит с человеком  и детьми в частности под воздействием влияния гаджетов, как это отражается на его психике?

    Многие исследователи сегодня утверждают, что электромагнитное излучение от нынешних коммуникационных приспособлений создает негативное влияние на центральную нервную систему. Между тем наиболее подвержен этому непосредственно неокрепший организм ребенка. Труды многих автором доказывают, что если дети постоянно эксплуатируют планшеты и смарт-телефоны, то отличаются рассеянным вниманием  и  уменьшением  коэффициента  развития  интеллекта.

    Кроме негативного влияния непосредственного излучения есть и дополнительные обстоятельства вреда здоровью от активного использования планшетов и иных аналогичных устройств.

    Во-первых, непрерывное вглядывание в маленькие  объекты  на  экране смартфона и  планшета  формирует  близорукость  (в частности  у  тех,  кто  близко подносит  экран  к  глазам),  а  сухость  напряженных  глаз  может  повлечь за собой  их воспаление и инфицирование.

    Во-вторых, постоянное  применение  планшета  и  смартфона  вредно  для позвоночника (в частности шейного отдела), который у детского организма еще обладает податливой структурой и стремительно искривляется.

    Таким образом, можно говорить о том, что неправильное, неразумное эксплуатирование современных технических устройств, гаджетов, с детства приводит к тому, что мозг привыкает к потоку информации извне, развитие психических процессов становится односторонним, обедняя весь спектр чувств, перестает работать воображение, человек не способен занять себя сам, в развитии эмоционально-волевой сферы, проявляется неспособность ребенка регулировать свое поведение, низкая стрессоустойчивость, в становлении личности, нарушается процесс формирования идентичности и взаимодействия с реальным миром. Однако это не означает, что нужно запретить детям полностью пользоваться гаджетами, ведь проблема заключается не в обладании предметом, а в том, как он эксплуатируется.

    Методы минимизации вреда здоровью обучающихся при использовании гаджетов

    Многие молодые люди имеют привычку спать рядом со своими смарт-телефонами. Смартфон является последней вещью, которую они видят перед сном и первой при пробуждении. Если же они просыпаются ночью, то первым делом смотрят на светящийся в темноте экран.

    Экран любого смартфона или любого другого электронного устройства передает лучи синего света, чтобы передать определенное изображение. Обычно этот свет имеет определенную длину волны, а еще он влияет на выработку мелатонина в организме и на наше восприятие времени суток. Поскольку он очень сильно влияет на нейроны сетчатки глаза, свет от гаджета по-настоящему мешает уснуть по ночам (сдвиг привычного режима достигает 3-4 часов).

    Несмотря на то, что во многих передовых смартфонах есть функция автояркости, она далеко не всегда помогает, и уж тем более не нейтрализует излучение синего света от экрана.

    Исследователи рекомендуют не использовать смартфон по ночам, но есть и альтернативы. Дело в том, что существуют специальные приложения с фильтром синего света. Они могут помочь глазам значительно меньше уставать и сохранить зрение.

    Например, приложение «Flux» – это самое популярное приложение подобного плана. Им пользуются миллионы человек по всему миру. Причем это приложение не только для смартфонов, но и для любых других электронных устройств (на ОС Windows, Linux, Android).

    Русский язык хоть и не поддерживается, но приложение имеет очень минималистичный интерфейс и простое управление. В нем есть несколько доступных режимов: дневной время, вечер и отход ко сну. В соответствии с каждым режимом, приложение регулирует параметры яркости на устройстве. Это происходит автоматически, либо можно выбрать нужный режим вручную. Такая смена режимов в соответствии со временем суток помогает глазам меньше напрягаться, тем самым сохраняя зрение. Еще один плюс этого приложение: оно абсолютно бесплатное и в нем нет рекламы.

    Еще одно приложение подобного плана: «Twilight». Наверное, это еще более простое приложение для снижения синего излучения. Здесь такой же простой интерфейс, есть бесплатная версия, в которой отсутствует реклама, а также поддерживается русский язык. При этом в нем побольше настроек, чем в предыдущем приложении: можно регулировать температуру картинки на экране устройств от 1000 до 5000 Кельвинов. А еще здесь можно затемнять экран и понижать яркость.

    На самом деле, на сегодняшний день существует десятки подобных программ, которые призваны фильтровать синий свет и делать его более теплым. В каких-то из них больше функций, в каких-то меньше, где-то есть реклама, а где-то ее нет, в некоторых интерфейс удобнее, чем в других приложениях, а где-то наоборот. Так или иначе, у всех этих приложений одна суть: они призваны оберегать зрения пользователя и снижать вред от излучения от гаджетов.

    Основной вред для зрения идет от того, что дети и многие взрослые держат смартфоны очень близко к лицу. Такое расстояние должно быть не менее 40 см, а у некоторых оно не может достигать и 20 (рисунок 1).

    ukauxuuetqgby2po9vyb

    Рисунок 1 – Требуемое расстояние от глаз до экрана смартфона

    В любом случае, чем ближе пользователи подносят экран к глазам, тем быстрее развивается близорукость.

    Для сохранения остроты зрения показан комплекс упражнений для глаз:

    • попеременное чередование с ближних предметов на дальние, закрывание глаз;
    • горизонтальное, вертикальное и вращательное движение глазами;
    • активное сжимание и разжимание глаз;
    • частое моргание;
    • сведение глаз к переносице.

    Однако в профилактических мерах нуждаются и иные вредные воздействия, не только зрение.

    Можно выделить основные принципы здорового взаимодействия обучающихся и гаджетов:

    1. Следует определить предельно допустимое время, проводимое обучающимся за гаджетом.

    Время, которое ребенок может проводить у экрана смартфона или планшета, зависит от его возраста. Авторитетная в этом вопросе Американская академия педиатрии предоставляет такие рекомендации:

    От рождения до 18 месяцев: никаких экранов, включая телевизор. Исключение составляют только сеансы видеосвязи по скайпу с родственниками.

    От 2 до 5 лет: время, проводимое у экранов в день, — не более 1 часа. В этот час входит все: смартфон, телевизор, планшет и компьютер.
    Для детей старше 6 лет стоит установить определенный предел времени, проводимого за цифровыми устройствами (большинство специалистов говорят максимум о 2 часах в день). При этом важно удостовериться, что гаджеты не отнимают время у сна, физической активности и иных видов деятельности, необходимых для здоровья и развития ребенка.

    2. Родителям следует не запрещать, а предлагать детям иные варианты.

    Забрать смартфон, планшет или ноутбук является верным путем к истерике. Нужно предложить альтернативную, интересную совместную деятельность: спорт, походы, рисование, чтение, рыбалку с папой — в зависимости от возраста и предпочтений ребенка.

    3. Следует подавать личный пример. Дети копируют поведение взрослых.

    4. Следует быть посредником и проводником в общении ребенка с цифровым миром.

    Следует демонстрировать ребенку, что интернет и цифровые устройства — это не только развлечение, но и источник информации, кладезь знаний. Нужно побуждать детей исследовать, задавать вопросы, и делиться собственным опытом.

    5. Следует обращать внимание на качество контента, которым интересуется ребенок.

    До 9 лет возможность доступа в интернет и посещаемые ребенком сайты должны контролироваться родителями. Лучше если в приоритете будут образовательные программы и сайты, которые помогали бы ребенку тренировать навыки внимания, общения, запоминания, стимулировали его познавательный интерес.

    Желательно использовать функцию «родительский контроль», которая ограничивает список доступных для ребенка сайтов.

    6. Следует обозначить зоны, которые будут свободны от интернета и цифровых устройств, в том числе дома и в школьных учреждениях.

    Следует выделять зоны и время (семейный обед, ужин, поездки на природу), которые всегда будут свободны от интернета и цифровых устройств.  Педиатры также рекомендуют избегать взаимодействия ребенка с цифровыми устройствами и экранами в течение 1 часа перед сном.

    7. Следует помочь подростку понять принципы сетевой жизни и избежать возможных ошибок.

    До 12 лет — лучше никаких соцсетей. Для подростка старше 12 лет важно присутствие в социальных сетях, ведь это период, когда он учится понимать себя, понимать, каков он в глазах других, и ищет одобрения окружающих.

    Важно в этот момент быть рядом и помочь подростку лучше понять принципы сетевой жизни. Однако не включайте своих детей в число друзей в соцсетях и тем более не оставляйте комментариев на стене и под снимками — помните о праве ребенка на личное пространство.

    8. Следует предупреждать о рисках.

    В том возрасте, ребенку разрешается «гулять» в сети без взрослого присмотра, ему нужно рассказать, какие там есть опасности. Важно объяснить:

    • про то, как реагировать на интернет-травлю;
    • про настройки приватности;
    • следует рассказать об опасных последствиях открытого доступа к персональной информации;
    • поговорить с ребенком о скачивании материалов и плагиате;
    • следует рассказать ребенку, что все, что то, что мы публикуем в интернете, попадает в публичный доступ и остается там навечно и что ко всему, что мы там находим, необходимо относиться критично и с осторожностью;
    • следует дать понять ребенку, что он всегда может обратиться к взрослым в случае проблемы, не боясь, что его наругают.

    Заключение

    В результате данной были сформулированы следующие выводы:

    • современные школьники зависимы от использования портативных электронных устройств, хотя большинство этого не признает;

    • время использования электронных устройств необходимо ограничить до разумных пределов;

    • гаджеты негативно влияют на физическое и психологическое здоровье человека;

    • необходимо выполнять рекомендации по предотвращению негативного влияния на организм;

    Данная работа может помочь учащимся узнать к чему может привести чрезмерное увлечение различными гаджетами, какие побочные эффекты они могут вызывать, научить их минимизировать наносимый ими вред и дать понять, что даже в наш информационный век не нужно ставить различные технические средства во главу человеческой жизни.

    Список литературы

    1. Алексеев А.Г. Гаджеты: польза или вред для современного школьника? // Здоровье – основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. 2016. №1.
    2. Асмолов А.Л Психологическая модель интернет-зависимости личности //Дистанционное и виртуальное обучение, 2017. №7. С. 5-7.
    3. Зайцева В. Дети и мобильник // Здоровье детей.- № 2. – 2008. – с.8-9.
    4. Михайлова Н. Мобильный телефон в школе //Справочник классного руководителя. .- № 1. – 2007. – с.40-45.
    5. Редковская В. Ю. Влияние мобильных сотовых телефонов на здоровье человека / В. Ю. Редковская, В. В. Ачнасов // Научная сессия ТУСУР-2006: материалыдокл. Всерос. науч.-техн. конф. студентов, аспирантов и мол. ученых. - Томск, 2006. - Ч.5. - С. 92-94.
    6. Табурца В. А. Влияние гаджетов на психику ребенка: маркеры проблемы, спектр последствий // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 1826–1830.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Закон «О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью и развитию несовершеннолетних в Московской области»

    Закон Московской области № 148 «О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью и развитию несовершеннолетних в Московской области»...

    Закон «Об административной ответственности за несоблюдение требований по предупреждению причинения вреда здоровью и развитию несовершеннолетних в Московской области»

    Закон Московской области № 49 «Об административной ответственности за несоблюдение требований по предупреждению причинения вреда здоровью и развитию несовершеннолетних в Московской области»...

    Ответственность за причинение вреда здоровью. Уголовный кодекс РФ.

    Презентация к уроку  21  ОЗОЖ 8 класс по теме "Уголовный кодекс РФ. Ответственность за причинение вреда здоровью" Задания для учащихся (ситуации)....

    Презентация "Проколы на теле… Дань моде или вред здоровью?"

    Научно - Исследовательская работа учащихся 11 класса БОУ г. Омск СОШ №108   " Проколы на теле… Дань моде или вред здоровью"...

    "Формирование индивидуального здоровья обучающихся через использование спортивных игр на уроках физической культуры».

           Практические навыки и познавательная деятельность будут способствовать продолжению работы по формированию индивидуального здоровья обучающихся. Знания и навыки по исп...

    Использование кинезеологических упражнений как средство сохранения здоровья обучающихся с ОВЗ

    В презентации представлен совместный опыт работы учителя и психолога по оказанию помощи обучающимся в период адаптациии. Это опыт был представлен на областном семинаре и был отмечен жюри....

    Родительское собрание на тему: "Физическое, психическое здоровье обучающихся. Спайсы. Вред наркотических веществ"

    В данном материале Вы можете познакомиться с понятием "Спайс", с основными признаками и последствиями их употребления,а также с основными компонентами психического здоровья ребенка....