Смысловое чтение на уроках информатики
статья по информатике и икт (7 класс)

Кожакова Наталья Владимировна

Одна из актуальных проблем современного российского общества состоит в том, что многие современные дети мало читают, предпочитая книге другие виды досуговой деятельности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Читать и не понимать – то же, что совсем не читать. Я.А. Коменский

Одна из актуальных проблем современного российского общества состоит в том, что многие современные дети мало читают, предпочитая книге другие виды досуговой деятельности. Специалисты, занимающиеся данной проблематикой, отмечают, что в последние годы произошло ухудшение целого ряда характеристик чтения детей, и, как следствие, снижение уровня грамотности подрастающего поколения. В XXI веке дети читают другую литературу и иными способами, нежели предыдущие поколения. Достаточно интенсивно идет процесс трансформации, а точнее принципиального переструктурирования читательских практик современных детей. Меняются основные характеристики детского чтения: статус чтения, продолжительность, характер, способы работы с печатными и электронными текстами, репертуар чтения детей, читательские предпочтения. Таким образом, необходимость исследования чтения детей в современном обществе не в последнюю очередь связана с изучением новых социальных практик детского чтения. На успеваемость ученика влияет много факторов. Фактор номер один - это навык чтения. Результаты исследований показывают, что в России существуют большие проблемы в формировании грамотности чтения, понимаемой в широком смысле слова как способности учащихся к осмыслению текстов различного содержания, формата и рефлексии на них, а также к использованию прочитанного в разных жизненных ситуациях. По всем шкалам («поиск и восстановление информации», «интерпретация текста и обоснование выводов», «рефлексия» и «оценивание») результаты российских школьников значительно ниже результатов учащихся из многих европейских стран (соответствуют 2-му уровню грамотности чтения) [1].

Глобальные процессы информатизации общества, увеличение с каждым годом количества текстовой информации, предъявление новых требований к ее анализу, систематизации и скорости ее переработки поставили теоретиков и практиков образования перед необходимостью разработки новых подходов к обучению чтению.

Современная ситуация в этом отношении характеризуется как системный кризис читательской культуры, когда страна подошла к критическому пределу пренебрежения чтением… на данном этапе можно говорить о начале необратимых процессов разрушения ядра национальной культуры. В последние годы усиливается тенденция отказа детей от чтения книг и предпочтение других источников информации.

Для того, чтобы исправить положение, необходимо целенаправленно и систематически формировать у школьников навык смыслового чтения.

В работе рассматриваются приёмы организации познавательной деятельности, способствующие развитию навыка смыслового чтения.

В практической части работы представлена разработка урока по теме «Обобщение и систематизация основных понятий темы "Компьютер как универсальное средство для работы с информацией», ориентированного на развитие навыков смыслового чтения на уроках информатики.

  1. Характеристика смыслового чтения и ее место в образовательном процессе в контексте новых ФГОС

Великие умы человечества никогда не боялись переоценить значение чтения и осмысления прочитанного в жизни человека. «Человек перестает мыслить, когда перестает читать», – предупреждал французский философ Д. Дидро.

На протяжении многих лет ученые, педагоги и психологи из разных стран прикладывали множество усилий, чтобы сделать процесс чтения для ребенка как можно более полезным и интересным занятием, стремились повысить эффективность чтения учащихся. Со временем они с формулировали свое понимание того, как нужно организовать процесс чтения детей, какие действия с текстом должны научиться выполнять учащиеся. Таким образом, сначала появилось определение «объяснительное чтение», замененное впоследствии на понятие «сознательное чтение», «отчетливое чтение», «творческое чтение» [2].

Некоторые ученые предлагали использовать метод комментированного чтения. Так или иначе, при довольно существенных различиях в предложенных педагогами приемах работы, все они подразумевали, что учащиеся в итоге должны овладеть умением, которое в современной педагогической литературе именуется «смысловым чтением».

Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования включают в метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования в качестве обязательного компонента [3]. Следовательно, каждый школьный предмет должен реализовать возможности для формирования и развития этого навыка, в том числе информатика.

В современной науке существует множество подходов к определению понятия «смысловое чтение»:

Смысловое чтение – это восприятие графически оформленной текстовой информации и ее переработка в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей [4].

Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста (Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др.) [5].

Смысловое чтение — это «содержательная система актов деятельности, составляющих процесс построения личностных смыслов в ходе постижения ценностно-смыслового аспекта произведения» Л.А. Мосунова [6].

  1. Педагогический потенциал смыслового чтения

Смысловое чтение в первую очередь необходимо отличать от технического чтения, поскольку сформированный навык чтения включает в себя, как минимум, два основных компонента: 1) технику чтения (правильное и быстрое восприятие и озвучивание слов, основанное на связи между их зрительными образами, с одной стороны, и акустическими и речедвигательными – с другой); 2) понимание текста (извлечение его смысла, содержания) [5].

Развитие механического чтения является первой ступенью в овладении смысловым чтением подход к совершенствованию чтения у школьников направлен на овладение ими навыками и приѐмами понимания информации, содержащейся в тексте. Понимание и интерпретация информации основаны на еѐ анализе учеником. Ученик, читая, мысленно выделяет структурные и логические единицы текста, выявляет те связи, которые есть между ними, а затем фиксирует это либо в плане, либо в граф-схеме, либо в таблице (И.В. Усачѐва, 1990). Таким образом, ученик перекодирует информацию на другой, в большей степени «свой язык» символов и знаков. Такая работа помогает всю полученную информацию привести в систему, а значит, глубже понять и использовать в дальнейшей работе. Поэтому нельзя добиться от учащегося глубокого понимания текста без специально целенаправленного обучения приѐмам переработки информации: составлению плана, тезисов, кодированию информации в графических схемах и т. д. [5]. Когда же ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.

Одним из путей развития читательской грамотности является стратегиальный подход к обучению смысловому чтению.

В концепции универсальных учебных действий выделены действия смыслового чтения, связанные с:

• осмыслением цели и выбором вида чтения в зависимости от коммуникативной задачи;

• определением основной и второстепенной информации;

• формулированием проблемы и главной идеи текста.

Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст, необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание.

Поскольку чтение является метапредметным навыком, то составляющие его части будут в структуре всех универсальных учебных действий:

• в личностные УУД входят мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе;

• в регулятивные УУД - принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности;

• в познавательные УУД – логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря.

В научной литературе [7] «стратегии смыслового чтения» понимаются как различные комбинации приемов, которые используют учащиеся для восприятия графически оформленной текстовой информации и ее переработки в смысловые установки в соответствии с познавательной задачей. В целом насчитывается около ста стратегий чтения, и согласно статистике, около 30–40 применяется в школе [8].

Следует отметить, что работая над формированием функционально грамотного читателя, следует учитывать современные условия, в которых живут наши ученики. Речь идет о технологизации всех сфер жизнедеятельности. Международные исследования показывают тесную связь между качеством чтения в электронной среде и качеством чтения текста, представленного на бумажном носителе. То есть если учащиеся показывают высокий или низкий уровень грамотности, читая на бумажном носителе, то они показывают аналогичные результаты, читая в электронной среде.

Тем не менее, обучение экранному чтению требует, как теоретического переосмысления понятия чтения, так и создания новых методик обучения (новых технологий), так как:

1. При экранном чтении увеличивается значимость просмотрового, поискового видов чтения, а также роль отбора информации при повторном чтении.

2. Сама структура электронного текста может быть представлена в виде гипертекста. В гипертексте направление чтения не обязательно линейно, как в тексте печатном. Экранное чтение производит переворот в широкой сфере коммуникации, ставя образ в один ряд с письмом, а экран со страницей письменного текста [8].

Отсюда делаем вывод: школе необходимо научить детей работать не только с печатными, но и с электронными и аудио изданиями. Все это связано с таким понятием как функциональная грамотность – способность человека использовать умения чтения и письма в условиях получения информации из текста и в целях передачи такой информации. Это отличается от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия. В этом плане интересны слова Алвина Тофлера: «В 21 веке безграмотным будет считаться не тот, кто не умеет читать и писать, а тот, кто не умеет учиться и переучиваться, используя умения читать и писать».

Но «для того чтобы научить школьников работе с текстом, учитель должен знать, каким конкретным приёмам работы нужно обучать и как это делать.

  1. Развитие смыслового чтения на уроках информатики

Анализ результатов экзаменационных работ по информатике и ИКТ показывает, что часть ошибок допущена только потому, что ученик «не увидел…», «невнимательно прочитал», «не понял смысла …».

При изучении информатики учащиеся сталкиваются с нехудожественным текстом, который характеризуется установкой на однозначность восприятия, связь между коммуникацией и жизнедеятельностью человека. В качестве признаков нехудожественной коммуникации чаще всего называют отсутствие эстетической функции, подтекста и установка на отражение реальной действительности [9].

В художественном тексте учебный материал может быть представлен таким, каким увидел автор, а в нехудожественном – по законам логического мышления. Поэтому в художественном тексте за изображенными картинами жизни всегда присутствует подтекстный, интерпретационный функциональный план, «вторичная действительность».

Следующая особенность заключается в том, что по структуре тексты в учебнике информатики относятся к несплошным. Они содержат графики, диаграммы, схемы, таблицы, которые нацелены на понимание смыслового содержания текста, но, зачастую учащиеся их пропускают, считая их второстепенными. Например, изучая тему «Двоичное кодирование» на страницах [10], ученик видит две схемы, три таблицы, формулу N=2i. В связи с этим для смыслового понимания несплошного текста недостаточно просто прочесть текст, необходимо дать оценку структурным элементам, дополняющим содержание. 

Эффективно формировать и развивать навыки смыслового чтения помогают «Приемы педагогической техники» Анатолия Гина [11].  

Приемы развития навыков смыслового чтения на уроках информатики на этапе актуализации знаний

Опыт показывает, что если ученики сами формируют цель, они добиваются большего, чем запланировали. Повышению познавательного интереса способствуют такие методические приемы, как «Привлекательная цель», «Определи тему и цель сам» (из предложенного текста учащиеся выделяют главную мысль и формулируют тему и цель урока), «Подводящий диалог»

Прием «Подводящий диалог». Это система посильных ученику вопросов, подводящих его к открытию мысли. Развивает логическое мышление учащихся.

Приемы развития навыков смыслового чтения на уроках информатики на этапе проверки домашнего задания

Начало урока – это, чаще всего, проверка домашнего задания, и дети это не очень любят. Но такие приемы, как «Верю-не верю», «Да-нет», «Лови ошибку», «Горячий стул» позволяют проверить знание материала, а в некоторых случаях создать игровую и соревновательную атмосферу на уроке.

Прием «Верю – не верю». Его удобнее всего применять в начале урока, когда идет повторение пройденного материала и подготовка учащихся к восприятию новой информации. Он помогает активизировать учащихся, подготовить, помочь им вспомнить все, что им известно по данной теме. Учащиеся уже в начале урока наглядно видят, что им предстоит узнать, что из этого они уже знали или предполагали, а что является неожиданным или противоречит их знаниям. Похожий прием – «Да-нет» Этот приём можно использовать при фронтальной работе, для того чтобы быстро провести опрос детей, проверить домашнее задание.

Прием «Горячий стул». К доске выходит учащийся, садится на стул лицом к классу, спиной к доске. Учитель на доске пишет понятие, термин. Учащиеся класса, не называя слова, характеризуют его. Отвечающий должен определить задуманное слово.

Прием «Составь пары». Установите соответствие между первым и вторым столбиком. Этот прием можно использовать и на этапе закрепления нового материала.

Приемы развития навыков смыслового чтения на уроках информатики на этапе изучения нового материала

Повторить ранее изученное, найти интересные подходы к мотивации новой темы — всё это очень важно, но большое место в учебном процессе занимает этап изучения нового материала. Как сделать так, чтобы не только привести ученика в класс, но и побудить его к активной работе? Как научить его новому, не заставляя, а вызвав «жажду» к знаниям? Необходимо «...перестроить учебно-воспитательный процесс так, чтобы в нем много времени занимало не пассивное восприятие учебной информации, а активная, самостоятельная деятельность учеников». Наиболее эффективными методическими приемами, побуждающими к самостоятельной деятельности, и способствующие развитию навыков смыслового чтения будут: «Кластер», «Ты – мне, я – тебе», «Свой конспект – своя опора», «Составь определение», «Шпаргалка для друга».

Прием «Кластер». Графическое отображение материала, показывающее внутренние и внешние связи предметов и явлений. Учитель записывает тему урока как «сердцевину» кластера, вместе с детьми формулирует и записывает вопросы, на которые в течение урока обучающиеся получают ответы. На первом этапе учащиеся активно вовлекаются в процесс. На фазе осмысления идет работа с информацией: чтение текста, обдумывание и анализ полученных фактов. На стадии рефлексии полученные знания перерабатываются и делаются выводы. Прием кластера развивает системное мышление, учит детей систематизировать учебный материал, вырабатывать и высказывать свое мнение. Применяют его как на этапе изучения нового материала, так и закрепления.

Прием «Ты – мне, я – тебе». Ученики работают в парах или группах. Они задают вопросы друг другу по теме урока. Данный приём повышает интерес к учебному материалу и формирует умение формулировать вопросы.

Прием «Своя опора». Ученик составляет конспект или план материала учебника, которым он может пользоваться во время своего ответа. Конспект может быть оформлен в виде схемы, таблицы.

В этом же случае можно использовать прием «Шпаргалка для друга». Учитель предлагает составить текст шпаргалки, пригодный для полного ответа на поставленный вопрос или по данной теме.

Приемы развития навыков смыслового чтения на уроках информатики на этапе обобщения и систематизации знаний

Практически во всех типах урока присутствует такой этап, как обобщение и систематизация знаний. Методические приемы, применяемые на этом этапе урока, очень разнообразны: можно использовать такие же приемы, как и для проверки домашнего задания, но можно и такие, как «Кроссворд», «Синквейн», «Допиши предложения», «Составьте тест».

Прием «Кроссворд». Учащимся предлагается решить кроссворд по теме, составленный учителем, или самим составить кроссворд. Применяется по темам, содержащим много терминов.

Прием «Синквейн». Прочитанный текст анализируется по пяти пунктам:

первая строка – тема (понятие);

вторая строка – два прилагательных, характеризующих тему;

третья строка – три глагола, характеризующих действия, связанные с названной темой;

четвертая строка – высказывание, предложение, состоящее из четырех слов по данной теме;

пятая строка – слово - синоним к теме синквейна (описываемому понятию).

Прием «Допиши предложения». Учитель предлагает закончить предложения по теме урока. Ученики, работая в группах или индивидуально, дописывают предложения.

Прием «Составьте тест». Ученик составляет тест по изученной теме. Тип теста определяется учителем или самостоятельно учеником.

Приемы развития навыков смыслового чтения на уроках информатики на этапе подведения итогов урока

Опрос-итог: в конце урока учитель задает вопросы, побуждающие к рефлексии урока. Главное, интересное, новое, чему научились? Учитель не должен добиваться «административными мерами» того, чтобы главным назвали именно то, что считает таковым он. Он может наравне со всеми сказать и свое мнение.

Для подведения итогов урока можно воспользоваться упражнением «Плюс-минус-интересно». Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» – «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы,  которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» – «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «И» – «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

Прием «Незаконченные предложения». Ученикам по очереди необходимо ответить на вопросы, приведем несколько вариантов подобных клише: Продолжите предложение:

Сегодня на уроке я…

Я встретился(сь) с трудностью при…

У меня хорошо получилось…

Мне это необходимо для…

Прием «Синквейн» может быть так же применен на данном этапе урока.


  1. Применение смыслового чтения на уроке "Обобщение и систематизация основных понятий темы "Компьютер как универсальное средство для работы с информацией"

Анализ результатов экзаменационных работ по информатике и ИКТ показывает, что часть ошибок допущена только потому, что ученик «не увидел…», «невнимательно прочитал», «не понял смысла …». Уделять внимание развитию навыков смыслового чтения на уроках информатики и ИКТ возможно на таких темах, изучение которых не вызывают особых затруднений у школьников.

Я представляю урок обобщения и систематизации знаний по теме «Компьютер как универсальное средство работы с информацией» включив в него приемы, которые способствуют развитию навыков смыслового чтения.

Данный урок разработан для учащихся 7 класса, занимающихся по программе Босовой Л.Л. «Информатика и ИКТ 7 класс» один час в неделю.

  1. Технологическая карта урока информатики

Планируемые образовательные результаты:

предметные – представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации;

метапредметные – основные навыки и умения использования компьютерных устройств; навыки создания личного информационного пространства;

личностные – способность увязать знания об основных возможностях компьютера с собственным жизненным опытом; развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды.

Решаемые учебные задачи:

  1. обобщение и систематизация представлений учащихся о компьютере как универсальном устройстве для работы с информацией;
  2. проверка знаний учащихся по теме «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией».

Основные понятия, рассматриваемые на уроке:

компьютер; персональный компьютер; программа; программное обеспечение; файл; каталог; пользовательский интерфейс.

Используемые на уроке средства ИКТ: персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран; ПК учащихся (могут быть использованы как на этапе обобщения и систематизации знаний, так и на этапе контроля для проведения электронного тестирования).

Этапы урока

Цели, выраженные через результаты (личностные, метапредметные и предметные результаты)

Организация познавательной деятельности учащихся учителем (прием, технология)

Деятельность учителя

Продукт деятельности обучающихся

Деятельность учащихся

Форма контроля результатов

Организационный этап

Личностные: управление своим настроением, умение выражать эмоции.

Метапредметные:организовывать рабочее место, настраиваться на познавательную деятельность.

Предметные: представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации

Приветствуют учащихся

Проверяет готовность учащихся к уроку

Мотивирует учащихся

Приветствуют учителя

Проверяют свою готовность к уроку

Визуальный фронтальный контроль

Самоконтроль

Самоопределение, постановка темы и определение цели урока

Личностные: Осознавать потребность и готовность к самообразованию

Метапредметные: Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

Предметные: представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации

Создание проблемной ситуации побуждает учащихся к

целеполаганию, постановке учебной задачи, планированию последовательности действий

Прием «Подводящий диалог»;

Приложение 1

Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока

Прием «продолжи фразу»

Создает нужную мотивацию, психологически комфортную обстановку в классе

самоорганизация своей учебной деятельности: Предлагают возможную тему, определяют цели урока на основе диалога и ответов на вопросы

Актуализация субъектного опыта учащихся

Личностные: Осознавать потребность и готовность к самообразованию

Метапредметные: умение оценивать свои знания, трудности и определять дальнейшие цели

Предметные: представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации

Проводит предварительное тестирование

Прием «да-нет»

Приложение 2

Оформляют таблицу с ответами, проверяют, фиксируют свои затруднения

Самопроверка

Обобщение и систематизация знаний

Личностные: Осознанно осваивать разные роли и формы общения по мере своего взросления и встраивания в разные сообщества, группы, взаимоотношения; Учиться выстраивать и перестраивать стиль своего общения со сверстниками, старшими и младшими в разных ситуациях совместной деятельности, особенно направленной на общий результат.

Метапредметные: умение применять смысловое чтение, работать с схемой, перерабатывать информацию, задавать вопросы по теме, работать в группе.

Предметные: представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации

Организация работы в малых группах

Делит класс на группы

Дает задание

Создает проблемную ситуацию

Прием «Своя опора» с элементами «Пресс-конференции»

Контролирует выполнение работ. Руководит выступлением

Приложение 3

Работа в группах:

Составляют опорные конспекты по тексту Формулируют вопросы, Выступают по теме, представляют продукт своей деятельности, отвечают на вопросы, формулируют встречные вопросы

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

Личностные: умение оценивать действия.

Метапредметные: умение осуществлять контроль своей деятельности, умение ориентироваться в своей системе знаний, использовать ИКТ-компетентнции.

Предметные: представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации

Организует контрольное тестирование

Приложение 4

Заполняют бланки (электронные формы) контрольного теста.

Осуществляют самоконтроль

самопроверка

Подведение итогов, рефлексия

Личностные: умение оценивать действия,

Метапредметные: умение оценивать правильность выполнения учебных задач, осознавать свои цели дальнейшего развития, умение ориентироваться в своей системе знаний.

Предметные: представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации

Организация рефлексивной оценки урока учащимися

Прием «Незаконченные предложения»

Приложение 5

Устный анализ результатов урока

самооценка

Подведение итогов урока учителем

Согласование собственных позиций и позиции учителя.

Домашнее задание

Личностные: умение осознавать потребность и готовность к самообразованию

Метапредметные: умение развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности, добывать знания, использовать ИКТ-компетенции

Предметные: представления о компьютере как устройстве обработки графической информации

Озвучивает домашнее задание, контролирует запись в дневники

Запись домашнего задания в дневник

Визуальный контроль

Самоконтроль

  1. Методические материалы к уроку

Приложение 1

Этап Самоопределение, постановка темы и определение цели урока (ПК учителя, мультимедийный проектор, слайд)

Приложение 2

Этап Актуализация субъектного опыта учащихся

Вопросы на карточках распечатаны для каждого учащегося

Итог: 1011010101

Приложение 3

Этап Обобщение и систематизация знаний

Возможны варианты выполнения – схемы распечатаны на листочках и заполняются вручную, либо оформляются готовые шаблоны в Power Point (каждая группа имеет на столе компьютер, к которому посредством сети подключен компьютер учителя для копирования готовой работы и представления ее с помощью мультимедийного оборудования на экране).

Текст распечатан на листах.

  1. Группа. Основные компоненты компьютера

Внимательно прочитайте текст. Заполните схему

Любой компьютер состоит из устройств обработки информации, памяти, устройств ввода и вывода информации. Центральным устройством компьютера является процессор. Он организует приём данных, считывание из оперативной памяти очередной команды, её анализ и выполнение, а также отправку результатов работы на требуемое устройство. Основными характеристиками процессора являются его тактовая частота и разрядность.

Процессор обрабатывает поступающие к нему электрические сигналы (импульсы). Промежуток времени между двумя последовательными электрическими импульсами называется тактом. На выполнение процессором каждой операции выделяется определённое количество тактов. Тактовая частота процессора равна количеству тактов обработки данных, которые процессор производит за 1 секунду. Тактовая частота измеряется в мегагерцах (МГц) – миллионах тактов в секунду. Чем больше тактовая частота, тем быстрее работает компьютер. Тактовая частота современных процессоров уже превышает 1000 МГц = 1 ГГц (гигагерц).

Память компьютера предназначена для записи (приёма), хранения и выдачи данных. Представим её в виде листа в клетку. Тогда каждая клетка этого листа будет изображать бит памяти – наименьший элемент памяти компьютера. В каждой такой «клетке» может храниться одно из двух значений: 0 или 1. Один символ двух-символьного алфавита, как известно, несёт один бит информации. Таким образом, в одном бите памяти содержится один бит информации.

Различают внутреннюю и внешнюю память.

Внутренней называется память, встроенная в компьютер и непосредственно управляемая процессором. Во внутренней памяти хранятся исполняемые в данный момент программы и оперативно необходимые для этого данные. Внутренняя память компьютера позволяет передавать процессору и принимать от него данные примерно с такой же скоростью, с какой процессор их обрабатывает. Поэтому внутренняя память иначе называется оперативной (ОЗУ, RAM). Объём оперативной памяти современных компьютеров измеряется в гигабайтах.

Электрические импульсы, в форме которых информация сохраняется в оперативной памяти, существуют только тогда, когда компьютер включён. После выключения компьютера вся информация, содержащаяся в оперативной памяти, теряется.

К внутренней памяти компьютера относится также ПЗУ (ROM) – постоянное запоминающее устройство. В нём хранится информация, необходимая для первоначальной загрузки компьютера в момент включения питания. После выключения компьютера информация в ПЗУ сохраняется.

Для долговременного хранения программ и данных предназначена внешняя (долговременная) память. Внешняя память позволяет сохранять огромные объёмы информации. Информация во внешней памяти после выключения компьютера сохраняется. Различают носители информации – магнитные и оптические диски, энергонезависимые электронные диски (карты флеш-памяти и флеш-диски) и накопители (дисководы) – устройства, обеспечивающие запись данных на носители и считывание данных с носителей. Жёсткий диск – устройство, совмещающее в себе накопитель (дисковод) и носитель (непосредственно диск).

Входящие в состав компьютера устройства ввода «переводят» информацию с языка человека на язык компьютера; устройства вывода «переводят» электрические импульсы в форму, доступную для человеческого восприятия. Примеры устройств ввода: клавиатура, мышь, микрофон. Примеры устройств вывода: монитор, принтер.

2 Группа. Персональный компьютер

Все устройства, входящие в состав ПК, можно разделить на две группы

1) устройства, входящие в системный блок;

2) внешние устройства. 

Основной частью персонального компьютера является системный блок. В системном блоке находятся (рис. 2.5):

материнская плата – к ней подключены все остальные устройства системного блока; через материнскую плату происходит обмен информацией между устройствами, их питание электроэнергией;

центральный процессор  (CPU);

оперативная память (RAM, ОЗУ);

жёсткий диск (HDD) – магнитный диск в герметичном корпусе, служащий для длительного хранения информации; на нём расположены программы, управляющие работой компьютера, и файлы пользователя;

• устройство для чтения/записи на оптические диски CD, DVD (дисковод);

карты расширений:

° видеокарта (Video Card) – предназначена для связи системного блока и монитора; передаёт изображение на монитор и производит часть вычислений по подготовке изображения для монитора;

° звуковая карта (Sound Card) – предназначена для подготовки звуков, воспроизводимых колонками, в том числе для записи звука с микрофона;

° сетевая карта – служит для соединения компьютера с другими компьютерами по компьютерной сети;

блок питания – преобразует ток электрической сети в ток, подходящий для внутренних компонентов компьютера; ные для подключения внешних устройств.

• порты компьютера – разъёмы на системном блоке, предназначенные для подключения внешних устройств. 

Все устройства компьютера, которые не входят в состав системного блока, будем называть внешними. К основным внешним устройствам принято относить клавиатуру, мышь и монитор.

Системный блок, клавиатура, мышь и монитор образуют минимальный комплект устройств, обеспечивающих работу компьютера.


3 Группа. Программное обеспечение


Приложение 4

Этап Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

Рекомендуемые правила при оценивании:
за каждый правильный ответ 
+1 балл.

Рекомендуемые соотношения при выставлении оценок:
50-70% — «3»;
71-85% — «4»;
86-100% — «5».

Контрольный тест по теме

«Компьютер как универсальное устройство обработки информации»

1. Комплекс программ, обеспечивающих совместное функционирование всех устройств компьютера и представляющих пользователю доступ к его ресурсам, — это:


А) файловая система
Б) сервисные программы
В) служебные программы
Г) операционная система

2. Укажите, в какой из групп устройств перечислены только устройства ввода информации:


А) принтер, монитор, акустические колонки, микрофон
Б) клавиатура, сканер, микрофон, мышь
В) клавиатура, джойстик, монитор, мышь
Г) флеш-память, сканер, микрофон, мышь

3. Компьютерная программа может управлять работой компьютера, если она находится:

А) в оперативной памяти
Б) на DVD
В) на жёстком диске
Г) на CD

4. Сколько CD объёмом 600 Мбайт потребуется для размещения информации, полностью занимающей жёсткий диск ёмкостью 40 Гбайт?

А) 15
Б) 67
В) 68
Г) 69

5. Совокупность средств и правил взаимодействия пользователя с компьютером называют:

А) аппаратный интерфейс
Б) процессор
В) объект управления
Г) пользовательский интерфейс

6. Файл – это:

А) программа, помещенная в оперативную память и готовая к исполнению
Б) имя программы или данных
В) данные, размещенные в памяти и используемые какой-либо программой
Г) это поименованная область во внешней памяти

7. Полное имя файла было C:\Задачи\Физика.txt. Его переместили в каталог Tasks корневого каталога диска D. Каково полное имя файла после перемещения?

А) D:\Tasks\Физика.txt
Б) D:\Tasks\Физика.doc
В) D:\Задачи\Tasks\Физика.doc
Г) D:\Tasks\Задачи\Физика.txt

8. Определите, какое из указанных имен файлов удовлетворяет маске:
?hel*lo.c?*

А) hello.c
Б) hhelolo.cpp
В) hhelolo.c
Г) hello.cpp

9. После отключения питания компьютера сохраняется информация, находящаяся:

А) в оперативной памяти
Б) в процессоре
В) в видеопамяти
Г) во внешней памяти

10. При Интернет-соединении с максимальной скоростью скачивания 192 килобит/с аудио-файл размером 3600 килобайт будет в лучшем случае скачиваться:

А) 5 мин
Б) больше 15 мин
В) 10 мин
Г) 2,5 мин

Приложение 5

Этап Подеведения итогов и рефлексии

Слайд

 


Заключение

Использование различных педагогических приемов, направленных на развитие навыков смыслового чтения, помогает учителю решать следующие педагогические задачи: учить учащихся определять свои учебные цели, отстаивать свои взгляды, определять смысл прочитанного, учить учащихся культуре понимания текста и поддерживать положительную мотивацию к чтению. А для учащихся – это возможность освоения и развития интеллектуальных (сравнивать, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, определять содержание понятий) и коммуникативных (формулировать и задавать вопросы, определять смысл прочитанного, работать в группе, выступать с сообщениями) компетенций.


Литература

  1. Аналитический отчет «Основные результаты исследования PISA-2012» http://www.centeroko.ru/pisa12/pisa12_res.html 
  1. Полозова Т.Д. Всем лучшим во мне я обязан книгам: Кн. для учителя / Т.Д. Полозова, Т.А. Полозова. – М. : Просвещение, 1990. – 256 с
  2.  Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – М.: Просвещение, 2011
  1. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. – https://libcat.ru/knigi/nauka-i-obrazovanie/psihologiya/psy-alassic/125458-aleksej-leontev-osnovy-psiholingvistiki.html 
  1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. – http://www.orenipk.ru/rmo_2011/docs/4uo36.pdf
  2. Л.А. Мосунова. Смысловое чтение как деятельность: ее содержание и структура. – https://cyberleninka.ru/article/v/smyslovoe-chtenie-kak-deyatelnost-eyo-soderzhanie-i-struktura
  1. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС. Пособие для учителя / Н.Н. Сметанникова. – М.: Баласс, 2011.
  1. Формирование смыслового чтения: Международный и отечественный опыт (на примере обучения иностранному языку)» Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика». –
    КиберЛенинка: 
    https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-smyslovogo-chteniya-mezhdunarodnyy-i-otechestvennyy-opyt-na-primere-obucheniya-inostrannomu-yazykuhttps://cyberleninka.ru/article/v/formirovanie-smyslovogo-chteniya-mezhdunarodnyy-i-otechestvennyy-opyt-na-primere-obucheniya-inostrannomu-yazyku
  1. Валгина Н.С. Теория текста. Учебное пособие Москва, Логос. 2003 г. http://h.120-bal.ru/doc/15222/index.html
  1. Босова Л.Л. Информатика: учебник для 7 класса / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015 – 155 с.
  1. Гин. А. Приемы педагогической техники: свобода выбора, открытость, деятельность, обратная связь, идеальность. Пособие для учителя – http://40204s011.edusite.ru/DswMedia/gin-pri-myipedagogicheskoytexniki-2001-.pdf 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приемы смыслового чтения на уроках литературы

Приложение 1 ВерноНеверноНет информацииВ одной из отдаленных улиц Москвы   Сыновья и дочери живут в Петербурге   Барыня - вдова   Герасим был са...

Доклад "Формирование навыков смыслового чтения на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности"

В докладе говорится о трх фазах процесса чтения, о  технологии работы с текстом, о заглавии и ключевых словах как опорных элементах текста, приводятся фрагменты уроков....

«Формирование навыков смыслового чтения на уроках русского языка и литературы»

«Формирование навыков смыслового чтения на уроках русского языка и литературы»...

Смысловое чтение на уроках английского языка

Презентация к выступлению на районном методическом объединении....

Мастер-класс «Стратегия смыслового чтения на уроках русского языка и литературы. Механизмы смыслового чтения: диалог с текстом(7-9 классы) Занятие 1-2.»

laquo;Стратегия смыслового чтения на уроках русского языка и литературы. Механизмы смыслового чтения: диалог с текстом. Занятие 1-2.»Программа мастер-класса адресована учителям русского языка и...

План – конспект открытого урока «Формирование навыков смыслового чтения на уроках английского языка», 6 класс

Урок направлен на формирование функциональной граммотности на уроках английского языка. Акцент сделан на формирование и развитие навыков и умений смыслового чтения, которые позволяют обучающимся ...