Принципы подготовки образовательных электронных презентаций для обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
статья по информатике и икт

В настоящее время в системе образования происходят значительные изменения. В первую очередь это выражается в стремлении перейти от традиционной формы обучения к интерактивной модели преподнесения учебного материала на уроках. В связи, с чем в школах и других учебных заведениях активно внедряются  интерактивные обучающие компьютерные системы, которые способствуют не только воспроизведению учебного материала, но и их применение учеником на практике. Таким образом, роль ученика в образовательном процессе становится более активной. Ребенок становится не просто пассивным слушателем, а вовлеченным в образовательный процесс, становится его активным участником.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx39.49 КБ

Предварительный просмотр:

Принципы подготовки образовательных электронных презентаций для обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Львов А.В. (учитель информатики),
Львов Д.В. (учитель, психолог),
Савенок Д.Н. (учитель, психолог)
(ГБОУ школа № 657 Приморского района Санкт-Петербурга)

В настоящее время в системе образования происходят значительные изменения. В первую очередь это выражается в стремлении перейти от традиционной формы обучения к интерактивной модели преподнесения учебного материала на уроках. В связи, с чем в школах и других учебных заведениях активно внедряются  интерактивные обучающие компьютерные системы, которые способствуют не только воспроизведению учебного материала, но и их применение учеником на практике. Таким образом, роль ученика в образовательном процессе становится более активной. Ребенок становится не просто пассивным слушателем, а вовлеченным в образовательный процесс, становится его активным участником.

В отечественной педагогике выделяют три основных метода обучения [1]:

  1. Пассивный метод –  это форма взаимодействия учащихся и учителя, где учитель является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам учителя.
  2. Активный метод – это форма взаимодействия учащихся и учителя, где учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока.
  3. Интерактивный метод. Если обратиться к словарю, то интерактивное обучение («Inter» – взаимный, «act» – действовать) – это обучение, построенное на взаимодействии учащегося с учебным окружением, учебной средой, которая служит областью осваиваемого опыта [2]. Исходя из определения, можно сказать, что при таком методе обучения ученик взаимодействует не только с учителем, но и со своими сверстниками, а также образовательной средой в целом. На таких уроках учитель направляет учащихся, опираясь на план, цели и задачи урока.

В целом систему взаимодействия субъектов в рамках интерактивного урока можно выразить в схеме:

В виду всего вышесказанного в настоящее время является важным выделение принципов подготовки электронных презентаций и способов организации учебного материала для учебных заведений с различными образовательными программами. В данной статье будут предложены принципы подготовки электронных презентаций для  образовательных учреждений, использующих адаптированную основную общеобразовательную программу для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), в частности в классах «Особый ребенок».

В классах «Особый ребенок», обучаются дети, для которых характерно недоразвитие сенсорной сферы, моторной сферы, памяти, внимания, речи, мышления.  

Сенсорная сфера. Наблюдается замедленность и слабая активность восприятия, а также сниженный объем [3].

Моторная сфера характеризуется бедностью, однообразием, замедленностью и плохой пластичностью движений часто наблюдаются их бесцельность, общее двигательное беспокойство [3].

Память. Наблюдаются трудности при запоминании, хранении и воспроизведении информации. Наблюдаются сниженные показатели кратковременной и долговременной памяти [3].

Внимание. Наблюдается слабость фиксации и сужение объема внимания [3].

Речь. Активный словарь резко ограничен, страдает грамматический строй речи. Часто наблюдаются дефекты произношения, косноязычие. Затруднено понимание смысла слов [3].

В виду особенностей детей обучающихся в классах «Особый ребенок» в школе используются следующие принципы подготовки электронных презентаций:

  1. Принцип индифферентности фона. Фон следует подбирать светлых однотонных тонов (желательно белый), в связи с трудностями детей в выделении объектов на фоне (фигура-фон).
  2. Принцип лимитированности объектов на слайде. В связи с тем, что средний показатель объема кратковременной памяти у детей 3 объекта. Также, рекомендуется ограничивать количество объектов до трех, в связи с пониженными показателями объема внимания.
  3. Принцип максимальной доступности. Объекты следует подбирать, опираясь на уже изученный материал (чтобы представленные объекты были уже знакомы ученикам).
  4. Принцип подбора цветов. Цвета в электронной презентации следует подбирать яркими и выделяющимися на фоне для привлечения внимания на нужный объект. При этом не рекомендуется цвета сливающиеся с фоном или плохо различимые.  
  5. Принцип ограниченной анимации объектов. Следует избегать излишней анимации не существенных объектов (не относящихся к теме урока). Анимировать следует только те объекты, на которые ученик должен обратить внимание в соответствии с целью и задачами урока.  
  6. Принцип ограничения текстовой информации. Следует избегать использования длинных предложений в электронной презентации. Рекомендуется использование тех слов и коротких предложений, которые могут прочитать ученики.
  7. Принцип лимитированности слайдов. Во избежание утомляемости и истощения внимания и других когнитивных функций количество слайдов не должно превышать 5-7 слайдов. Если тема урока подразумевает большее количество слайдов, целесообразно делать 5-10 минутные перерывы между просмотром слайдов.

Данные принципы подходят для подготовки электронных презентаций в программе Microsoft Power Point, а также на сервисе электронных онлайн презентаций Prezy (на сайте www.prezy.com).

  Презентации, подготовленные на сервисе электронных онлайн презентаций Prezy, отличаются своей динамичностью, яркостью, а главное возможностью удаленного доступа для любого лица, включенного в образовательный процесс (учителя, учеников, родителей, администрации образовательного заведения).

Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что использование данных принципов при подготовке электронных презентаций способствует более эффективной адаптации интерактивных технологии в классах «Особый ребенок». Интерактивный метод обучения совместно с правильно подготовленной электронной презентацией позволяет увеличить эффективность освоения учебного материала, а также развивает навыки взаимодействия учеников с окружающим миром и коммуникации со сверстниками.

Список литературы:

  1. Алексюк А.Н. Общие методы обучения в школе. — К.: Радянська школа, 1983.
  2. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002.
  3. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей: учебное пособие. –  М.: Издательство Московского университета, 1985.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа «Общефизическая подготовка» для обучающихся 11-12 лет с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Дополнительная образовательная программа  «Общефизическая подготовка» направлена на  разностороннюю физическую подготовку обучающихся  с УО преимущественно оздоровитель...

Рабочая программа коррекционно-развивающих (логопедических) занятий для обучающегося с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) во 2 классе

Рабочая    программа коррекционно-развивающих (логопедических) занятий для обучающегося с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) во 2 классе разработана в соотве...

Система оценки достижений обучающимися с умеренной, тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) планируемых (возможных) результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы Вариант 2

На основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы (ПрАООП) образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР ...

«Организация успешного сотрудничества специалистов школы и родителей обучающихся с умеренной, тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития. Из опыта работы»

В статье представлены формы успешного сотрудничества специалистов школы и родителей (законных представителей) обучающихся с умеренной, тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), т...

Учебная презентация для обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью по теме "Кухня. Инвентарь"

Учебная презентация для обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью  по теме "Кухня. Инвентарь". Материал направлен на формирование представлений и усвоение понятий о кухон...

Учебная презентация для обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью по теме "Стекло. Предметы из стекла"

Учебная презентация для обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью по теме "Стекло. Предметы из стекла". Материал презентации направлен на формирование у обучающихся  пред...