Дополнительная образовательная программа «Общефизическая подготовка» для обучающихся 11-12 лет с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
рабочая программа по теме

Дополнительная образовательная программа  «Общефизическая подготовка» направлена на  разностороннюю физическую подготовку обучающихся  с УО преимущественно оздоровительной направленностии.  Включает большое количество подвижных игр, что позволяет большую часть занятий проводить на свежем воздухе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sektsiya_ofp.docx42.22 КБ

Предварительный просмотр:

Тамбовское областное государственное автономное

общеобразовательное учреждение

«Котовская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Утверждена приказом от 29.08.2017г.

№ 180 - ОД

Директор  ____________

Рассмотрено

На заседании педагогического совета

Протокол № 7

От « 29 »    08         2017 г

 

Дополнительная образовательная программа

 «Общефизическая подготовка»

для  обучающихся  11-12 лет с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями)

Срок реализации: 1 год

       

                                                                     

                                                       Составитель: Магомедова Е.В.,

                                                                               учитель физической  культуры  

г. Котовск

2017 год

Пояснительная записка.

      Направленность программы:

В группе  «Общефизическая подготовка (ОФП)» осуществляется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку преимущественно оздоровительной направленности.

Актуальность, педагогическая целесообразность программы дополнительного образования:

В современной социально-экономической ситуации эффективность системы дополнительного образования особенно актуальна, так как именно этот вид образования ориентирован на свободный выбор ребенка интересующих его видов спорта и форм деятельности, развитие его представлений о здоровом образе жизни, становлении познавательной мотивации и способностей. Педагогическая целесообразность программы по ОФП заключается в том, что занятия по ней дисциплинируют, воспитывают волю, целеустремленность, являются хорошей школой движения. Программа разработана для желающих заниматься  ОФП на основе современных научных данных и практического опыта тренеров и является отображением единства теории и практики. А так же на основе материала, который дети изучают на уроках физической культуры.

 Основные цели и задачи программы «Общефизическая подготовка»:

Целью программы является  создание условий для развития физических качеств, привлечение обучающихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом посредством физических упражнений.

Реализация данной цели связана с решением следующих задач:

Образовательные:

  • обучение основам техники различных видов двигательной деятельности (бег, прыжки и др.);
  • формировать знания об основах физкультурной деятельности.

Развивающие:

  • развивать интерес к самостоятельным занятиям физическими упражнениями;
  • развивать физические качества (выносливость, быстрота, скорость, координация, гибкость).

 Воспитательные:

  • формировать  устойчивый  интерес, мотивацию к занятиям физической культурой и к здоровому образу жизни;
  • воспитывать смелость, преодоление страхов и  чувства неловкости;
  • воспитывать морально-этических и волевых качеств.

   Отличительная особенность программы по общей физической подготовке заключается в организации учебного процесса, который включает большое количество подвижных игр, что позволяет большую часть занятий проводить на улице.

   Программа рассчитана на детей в возрасте от 11 до 13 лет.

   Срок реализации программы 1 год. Учебный процесс организован в форме практических занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю, во второй половине дня, продолжительностью 40 мин. Программа ОФП, рассчитанная на 34 часа, будет пройдена в объеме 33 часа (1 час – праздничный день).

   На занятиях  применяются традиционные методы обучения: словесные, методы наглядного восприятия и практические методы.

Метод использования слова — универсальный метод обучения. C его помощью решаются различные задачи: раскрывается содержание, описывается техника выполнения упражнений и др. Это определяет разнообразие методических приёмов использования слова в обучении:

  • рассказ,
  • беседа,
  • обсуждение,
  • объяснение и др.

   Методы наглядного восприятия способствуют более быстрому, глубокому и прочному усвоению обучающимися программы курса обучения, повышения интереса к изучаемым упражнениям. К этим методам можно отнести: показ упражнений, демонстрацию плакатов, рисунков, видеозаписей. Всё это способствует формированию двигательного навыка.

   Практические методы основаны на активной деятельности самих обучающихся. Это метод разучивания упражнения в целом, метод разучивания упражнения по частям, игровой метод.

   Метод целостного освоения упражнений и движений объясняется относительной доступностью упражнений. Однако, использование данного метода подразумевает наличие двигательной базы, полученной ранее. В эту базу входят двигательные элементы, позволяющие на их основе осваивать в дальнейшем более сложные движения.

    Игровой метод используется при проведении подвижных игр. Этот метод основан на элементах соперничества обучающихся между собой и повышении ответственности каждого за достижение определённого результата. Такие условия повышают эмоциональность обучения.

   Названные методы обучения на практике могут быть дополнены различными приёмами педагогического воздействия на обучающихся.

  Прогнозируемые результаты и способы определения их результативности.

     Учитывая специфику развития физических качеств детей с УО, очень важно сохранить соразмерность развития основных физических качеств у занимающихся, что позволяет соотносить степень развития физических качеств в той мере, которая нужна для достижения успеха.

     Участие в соревнованиях помогает занимающимся совершенствоваться в мастерстве. Однако реализация физических качеств должна осуществляться в зависимости от возрастных особенностей и уровня их психосоматического развития. Это положение непосредственно связано с индивидуализацией подготовки занимающихся.

     Формой подведения итогов данной программы могут быть мониторинги, контрольные испытания физического развития обучающихся, участие в соревнованиях.

     Программа обеспечит достижение обучающимися с УО следующих личностных и предметных результатов:

Личностными результатами освоения обучающимися с УО содержания программы ОФП являются следующие умения:

  • активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности; взаимопомощи и сопереживания;
  • проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
  • оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и  интересы;
  • проявлять дисциплинированность. упорство и трудолюбие в достижении поставленных целей; 
  • активное включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания.

Предметными результатами освоения обучающимися с УО содержания программы являются следующие умения:

  • представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
  • измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длину и массу тела), развития основных физических качеств;
  • характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать её напряжённость во время занятий по развитию физических качеств;
  • находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;
  • выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;
  • применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
  • выполнять комплекс утренней гигиенической гимнастики;
  • передвигаться на лыжах в медленном темпе до 1 км;
  • пробегать дистанцию 30 м на результат; выполнять прыжок в длину с места на результат; метать на дальность  на результат.

      Содержание программы.

Учебный план.

№п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы организации занятий

Формы аттестации

(контроля)

всего

теория

практика

1

Теоретическая подготовка

3

3

Беседа, рассказ

Самостоятельная работа

2

     2.1

2.2

Практическая подготовка

ОФП

СФП

6

5

1

Практическое занятие, круговая тренировка

Соревнование

Контрольные тесты

3

   3.1

   

    3.2

   

    3.3  

    3.4

    3.5

    3.6

3.5

Техническая подготовка

ОРУ без предметов.

ОРУ с предметами.

Подвижные игры, включающие бег, прыжки, метания.

Футбол

Баскетбол

Лыжная подготовка

Физические упражнения для коррекции ходьбы и бега.

Физические упражнения для коррекции мелкой моторики рук

25

2

3

3

3

2

10

1

1

Практическое занятие

Игры, эстафеты

Игры-соревнования.

Практическое занятие

Участие в соревнованиях

Итого часов:

34

№п/п

Содержание разделов и тем

Количество часов

   1

Теоретическая подготовка

3

1.1

Правила безопасности при выполнении физических упражнений;

- общие требования безопасности;

- требования безопасности перед началом занятий;

- требования безопасности во время занятий;

- требования безопасности после занятий.

1

1.2

Режим дня и личная гигиена:

- режим дня;

- уход за телом;

- уход за зубами.

1

1.3

Основные правила игры в баскетбол

1

        

1.4

Основные правила игры в футбол

2

Практическая подготовка

      6

2.1

ОФП:

- упражнения с преодолением собственного веса:

 -выталкивания туловища разгибом в локтевых суставах в наклоне от стены, от скамейки, от пола;

- поднимания на носки;

- приседания на двух ногах при разном положении ног;

 -приседания на одной ноге;

- пружинистые покачивания в выпаде со сменой ног;

- находясь в полуприседе, ноги широко расставлены – перенос веса тела с левой ноги на правую;

- подъём ног за голову с касанием носками пола за головой из положения лёжа на спине;

- подъём туловища с касанием пальцами рук носков ног из положения лёжа на спине;

- упражнения с набивными мячами (вес до 1 кг) (броски двумя руками из-за головы);

- из положения виса на гимнастической стенке (или перекладине) подъём согнутых и прямых в коленях ног до прямого угла ног по отношению к туловищу;

  • ходьба на носках, на пятках, на внешней и внутренней стороне ступни;

-  упражнения на гимнастической скамейке (сгибание и разгибание рук в локтевых суставах, руки на скамейке; ноги на скамейке, руки на полу; в упоре лёжа сзади; прыжки через скамейку).

5

2.2

СФП:

     Упражнения для воспитания скоростных качеств:

- ловля и отбивание мяча (волейбольного, баскетбольного);

-  различные виды функционального бега: на месте,  бег на короткие дистанции на время – 10, 15, 20 метров, челночный бег 3х10 метров, бег со сменой направления (зигзагом), бег скрестным шагом в различных направлениях, бег спиной вперёд.

            Для  воспитания скоростно-силовых качеств:

- прыжки: с места толчком обеих ног, через гимнастическую скамейку (через линию, нарисованную мелом на полу), боком вправо-влево, со скакалкой;

- выпрыгивания из приседа;

- прыжки "кенгуру" с подтягиванием колен к груди;

- многоскоки на одной и двух ногах, с ноги на ногу;

- прыжки в приседе вперёд, назад, влево, вправо.

       Упражнения для развития координационных способностей:

- из упора присев, поочередно переставляя руки, прийти в положение упора лежа и обратно;

- кувырки вперед, назад, в стороны;

- различные прыжки: на месте; на скамейку со скамейки; с продвижением вперед и перепрыгиванием через препятствие и т.п.

1

3

Техническая подготовка

25

3.1

    ОРУ без предметов:

- упражнения на развитие подвижности в суставах рук и ног: cжимание, разжимание, сгибание, разгибание, вращения в лучезапястных, локтевых, плечевых суставах, сгибание и разгибание, вращения голеностопных суставах, затем коленных и тазобедренных;

- упражнения для мышц живота и спины: повороты, наклоны и вращения туловища в различных направлениях;

- общеразвивающие упражнения с широкой амплитудой движений – махи руками, ногами – вперед-вверх, в стороны вверх.

- ОРУ с гимнастической палкой

  1. Удерживание гимнастической палки двумя руками хватом сверху и хватом снизу перед собой, внизу, перед грудью, над головой.
  2. Перекладывание палки из одной руки в другую перед собой, над собой.
  3. Подъем гимнастической палки с пола хватом сверху и опускание на пол.
  4. Поворот палки из горизонтального положения в вертикальное по показу учителя.
  5. Перекладывание гимнастической палки из одной руки в другую под коленом поднятой ноги.
  6. Выполнение упражнений из исходного положения – гимнастическая палка за головой, за спиной, перед грудью: наклоны вперед, в стороны, приседания.

ОРУ  с мячами

  1.  Перекладывание мяча из руки в руку перед собой, над головой, за спиной.
  2. Подбрасывание мяча вверх.
  3. Перебрасывание мяча с одной руки на другую.
  4. Удары мяча о пол и ловля его двумя руками.
  5. Сгибание, разгибание, вращение кисти, предплечья и всей руки с удержанием мяча.
  6. Подбрасывание мяча вверх перед собой и ловля его двумя руками.
  7. Прокатывание мяча между ориентирами, по ориентирам.
  8. Подбрасывание мяча двумя руками и ловля его одной рукой.
  9. Подбрасывание мяча одной рукой и ловля его другой.

2

1

2

3.2

   Подвижные игры, включающие бег, прыжки, метания:

«Ручей», «Вызов номеров», «Догони обруч», «Самый ловкий», «Кто дальше», «Челночный бег», «Точно в цель».

3

3.3

 Игровые задания с элементами футбола:

«Мяч в сетку», «Порази цель», «Кто больше»

Основные приёмы игры в футбол:

удары по мячу ногой;

остановка мяча

3

3.4

Основные приемы игры в баскетбол:

Основная стойка, передвижения, остановка прыжком;

Ловля и передача мяча двумя руками от груди на месте;

Ведение мяча правой и левой рукой.

Подвижные игры и игровые задания с элементами баскетбола:

«10 передач», «Охотники и утки», «Выручалка», «Живая корзина», «Встречная эстафета».

2

3.5

Лыжная подготовка:

-скользящий шаг без палок;

- попеременный двухшажный ход с палками

(координация работы рук и ног);

- спуски со склона и подъём на склон «лесенкой» с полками и без них;

- передвижение в медленном темпе до 1,5 км.

Подвижные игры и игровые упражнения на лыжах:

«Пятнашки на лыжах», «Наклонись и подними», «Займи место», «Танки».

10

1

2

2

3

2

3.6

Физические упражнения для коррекции ходьбы и бега:

- «Рельсы» (ходьба с перешагиванием линий расположенных на разном расстоянии друг от друга);

- «Не сбей» (ходьба по прямой с перешагиванием через кегли, гимнастическую скамейку и т.п.);

- «Лабиринт» (ходьба со сменой направления между стойками, кеглями);

 - «Гусеница» (ходьба в колонне, положив правую руку на плечо впереди идущего);

- «Хоп» (ходьба с остановками по сигналу);

- ходьба, ускоренная с переходом на бег, переход с бега на ходьбу;

- бег на месте с высоким подниманием бедра со сменой темпа;

- бег «змейкой», не задевая предметов;

- бег по ориентирам.

1

3.7

Физические упражнения для коррекции мелкой моторики рук:

   С баскетбольными, волейбольными мячами:

- перекатывание мяча партнеру напротив в положении сидя;

- катание мяча вдоль гимнастической скамейки;

- подбрасывание мяча над собой и ловля двумя руками;

- подбрасывание мяча над собой и ловля после того. Как он ударился об пол;

- бросок мяча в стену и ловля его;

- перебрасывание мяча двумя руками снизу, из-за головы партнёру и ловля двумя руками;

- ведение мяча на месте правой, левой.

     С малыми мячами:

- перебрасывание мяча из одной руки в другую;

- подбрасывание мяча вверх и перед ловлей, выполнение различных движений (хлопки, повороты);

- удары мячом об пол и ловля его двумя руками;

- удары мяча о стену одной рукой и ловля двумя;

- метание в горизонтальную цель с 4-6 метров;

- то же в вертикальную цель.

1

Календарно – тематическое планирование

Дата

 Тема

 Подвижные игры

1

5.09

Техника безопасности на занятиях

Игры с элементами легкой атлетики

«К своим флажкам»

2

 12.09

Разновидности прыжков

Эстафеты

«Два мороза»

3

 19.09

Равномерный медленный бег до 10мин

Разновидности прыжков Игры

«Пятнашки»

«Метко в цель»

4

 26.09

Игры с прыжками с использованием скакалки

Бег с ускорением от 10-15м

«Прыгающие воробушки»

5

 3.10

Кросс по слабопересеченной местности до 1км.  Метание малого мяча

«Точный расчет»

6

 10.10

Челночный бег3х5;3х10м

Игры на развитие ловкости

«Лисы и куры»

7

 17.10

 

Упражнения с предметами на развитие координации движений

 «Метко в цель»

«Слушай сигнал»

8

 24.10

 Упражнения на развитие гибкости

Группировка

Перекаты в группировке

«Делай как я»

9

 7.11

Игры на развитие быстроты реакции

«Делай как я»

«Повтори за мной»

10

 14.11

Упражнения с гантелями

«Волк во рву»

«Зеркало»

11

 21.11

Упражнения со скакалкой

«Салки в приседе»

12

 28.11

Упражнения с волейбольными мячами

«Салки»

13

 5.12

Упражнения с различными мячами

 

«Слушай сигнал»

14

 12.12

Силовые упражнения

Упражнения с партнером

«Смена мест»

15

 

 

 

19.12

Техника безопасности при игре с мячом

Игры с мячом

«Играй, мяч не теряй»

16

 26.12

Ловля и передача мяча двумя руками от груди

«Мяч водящему»

17

 16.01

Лыжная подготовка. Развитие выносливости

 Техника безопасности на занятиях по лыжной подготовке.

« Игра в снежки»

18

 23.01

Катание на лыжах

«Кто быстрее»

19

 30.01

Ступающий шаг без палок

«Пустое место»

20

 6.02

Скользящий шаг  с палками

«Скользи дальше»

21

 13.02

Подъемы и спуски под уклон

«Пройди в ворота»

22

 20.02

Подъемы и спуски под уклон

«Пройди в ворота»

23

 27.02

Передвижение на лыжах до 1км

«Кто быстрее»

24

 6.03

Передвижение на лыжах до 2км

«Кто быстрее»

25

13.03

Передача мяча одной рукой от плеча

«У кого меньше мячей»

26

20.03

Передача мяча двумя руками из-за головы

Передача мяча двумя руками с отскоком от пола

«Школа мяча»

27

3.04

Ведение мяча ведущей рукой стоя на месте

«Мяч в корзину»

28

10.04

Ведение мяча правой и левой рукой стоя на месте

«Попади в обруч»

29

17.04

Ведение мяча правой и левой рукой поочередно стоя на месте и в движении

«Игры с ведением мяча»

30

24.04

Пионербол. Развитие ловкости

 Бросок мяча двумя руками снизу и ловля мяча

«Мяч ловцу»

31

 8.05

Бег с ускорением от 10 до 15м

Игры с элементами легкой атлетики

«Два мороза»

32

 15.05

Метание малого мяча

Игра «Русская лапта»

«Метко в цель»

33

 22.05

Игры на совершенствование навыков прыжков

Игры на закрепление навыков бега

«Волк во рву»

«Пустое место»

Программа ОФП, рассчитанная на 34 часа будет пройдена за 33 часа (1час-праздничный день).

Материально-техническое обеспечение.

  1. Канат для лазанья
  2. Скамейка гимнастическая жесткая (длиной  4 м)
  3. Мячи: баскетбольные, волейбольные, футбольные
  4. Скакалка гимнастическая
  5. Мат гимнастический
  6. Гимнастические палки
  7. Стенка гимнастическая
  8. Кегли
  9. Обручи
  10. Флажки  
  11. Рулетка измерительная
  12. Лыжи
  13. Ноутбук

Учебно-методическое обеспечение

  1. Лях, В.И. Координационные способности школьников / В.И. Лях. – Минск: Полымя, 1989. – 159 с.
  2.  Мастюкова Е.М. Двигательные нарушения и их оценка в структуре аномального развития // Дефектология, 1987. - №3. - С. 3-9.
  3. Сермеев Б.В. Методика воспитания двигательных качеств аномальных детей. - Горький, 1976. - 76 с.
  4. Фарфель В.С. Развитие движений у детей школьного возраста. - М.: Из-во Акад. пед. наук РСФСР, 1959. - 67 с.

5. Шапкова Л.В.Коррекционные подвижные игры и упражнения для детей с нарушениями в развитии– М.: Сов.спорт, 2002. – 212 с.

6 .Шипицина, Л.М. Развитие навыка общения лиц с нарушением интеллекта. (Руководство для родителей  и программа для педагогов) / Л.М. Шипицина. – СПб.: Ин-т специальной педагогики и психологии, 2000. – 84 с.

Список рекомендуемой литературы для детей и родителей.

   1. Лях В.И. Мой друг – физкультура: Учеб. для обучающихся 1 - 4 классов         общеобразовательных учреждений. -  М.: Просвещение, 1999. - 192 с.

        

        Список рекомендуемой литературы для родителей.

   1. Минскин Е.М. Игры и развлечения в группе продленного дня. – М.: Просвещение, 1983. – 192 с.

   2.  Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. Школа докторов природы или 135 уроков здоровья 1 – 4 класс. – М.: ВАКО, 2004. – 240 с.

    3. Шапкова Л.В. Коррекционные подвижные игры и упражнения для детей с нарушениями в развитии. – М.: Сов. спорт, 2002. – 212 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Принципы подготовки образовательных электронных презентаций для обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

В настоящее время в системе образования происходят значительные изменения. В первую очередь это выражается в стремлении перейти от традиционной формы обучения к интерактивной модели преподнесения учеб...

Рабочая программа дополнительного образования «Хореография» для 1-4 классов обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)

Рабочая программа имеет художественную направленность и предназначена  для   обучающихся 1-4 классов с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)....

Формирование учебной мотивации у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях введения и реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

      В современной школе одной из основных проблем является отсутствие мотивации к обучению у ребят, причём ребят разного школьного возраста и разного уровня подготовки. Даже в ...

Особые образовательные потребности обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития

Смысл термина «Образовательные потребности» - определить, в чем же именно нуждается ребенок в процессе образования.Особые образовательные потребности различаются у обучающихся разных катег...

Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Информатика» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Информатика» для обучающихся, воспитанников с умственной отсталостью (интеллектуальн...