Рабочая программа кружка «МУЛЬТИСТУДИЯ»
рабочая программа по информатике и икт (7 класс)

Федяева Алена Ивановна

Программа детской анимационной студии разработана для обучения детей основам создания мультипликационных фильмов. Данная программа предназначена для организации внеурочной деятельности по художественно-эстетическому направлению  в 5-8 классах,  направлена на формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию, мотивации к обучению и развитию их творческих способностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon multistudiya.doc146.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа кружка
                             
предмет

«МУЛЬТИСТУДИЯ»

Кружок

5-8 классы

                                                                               Возраст,                              классы

2019-2020 учебный год

Срок реализации программы

Составитель:Федяева А.И

  1. Пояснительная записка

Направленность: техническая.

Уровень программы: ознакомительная.

Актуальность. Программа детской анимационной студии разработана для обучения детей основам создания мультипликационных фильмов. Данная программа предназначена для организации внеурочной деятельности по художественно-эстетическому направлению  в 5-8 классах,  направлена на формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию, мотивации к обучению и развитию их творческих способностей.

При разработке программы были использованы учебно-методические пособия Ш.А. Амонашвили, А.А. Мелик-Пашаева, З.Н. Новлянской и Е.Г. Макаровой, в которых рассматриваются вопросы обучения детей творческим навыкам, арт-терапии в начальной школе и детском саду, также авторская программа комплексного развития детей средствами анимационного кино (т.н. анимационная педагогика), разработанная Ю.Е. Красным.

«Анима» – в переводе означает «душа». Первоначальное значение слова «анимация» всегда была связно с одушевлением, оживлением. А не с набором коллективных игр, как его стали воспринимать сегодня.

Все дети – творцы, у каждого ребенка есть способности и таланты. Одни склонны к изобразительному творчеству, другие – к конструированию, третьи – к сочинительству, а четвёртые – ещё к чему-либо.  Анимация – как вид экранного искусства – дает детям возможность реализовать все эти творческие способности.

Кино вообще, и в особенности анимационное кино – искусство синтетическое, оно воздействует на детей целым комплексом художественных средств. Даже в самом коротком мультфильме используется и художественное слово, и визуальный образ, и музыка – песня, музыкальное сопровождение. Занятие анимацией развивает личность ребёнка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует навык воплощать в игре определённые переживания, побуждает к созданию новых образов.

В самом деле, мультипликация включает в себя неограниченное число видов деятельности, открыта для них (универсальность).

В процессе создания мультфильма стираются границы между отдельными видами деятельности (целостность).

Специфика мультипликации позволяет работать с ребенком, не перенося "в него" элементы человеческой культуры, а естественно помещая его в сферу этой культуры (причастность).

Все сказанное заставляет смотреть на мультипликацию не как на новый предмет эстетического цикла, а как на благоприятную среду для создания всеобъемлющей системы эстетического воспитания.

Для большинства детей знакомство с искусством  начинается именно с мультипликации: раньше, чем читать и даже говорить, дети начинают смотреть мультфильмы. По мнению ведущих исследователей искусства мультипликации (Д.В. Ольшанский, Б.П. Юсов) , это искусство впитывает и перерабатывает все, что несут все важнейшие области искусства: литература, живопись, музыка, кукольный театр, цирковая клоунада и другие. Мультфильм – этого своего рода сводный курс общеобразовательных знаний. Краткость фильма, соответствующая особенностям детского восприятия, занимательный его характер – это главные  предпосылки сильного впечатления, производимого искусством «мультика» на детей. Движение, действие, быстрая смена эпизодов в наибольшей мере соответствуют психологической потребности младших школьников. 

Патриотичность и социальная значимость программы. Важнейшая часть программы – ее идеология. Это создание отечественного мультипликационного продукта руками детей, пропаганда важнейших  человеческих ценностей – доброты, любви к Родине, краю, природе и близким.

Педагогическая целесообразность. Огромное значение имеет культурная и воспитательная роль мультипликации. Сказка для ребенка - энциклопедия жизни, она учит ребенка тому, что доброе начало восторжествует, а зло будет наказано. А возможность самому воплотить сказку наяву, буквально сделать ее своими руками – это и очень важный жизненный опыт, и повышение самооценки, и гармонизация всей личности ребенка.

Также большое значение имеет психологическая и человеческая роль хорошей мультипликации. Многие тысячи родителей сейчас жалуются на то, что их детям нечего стало смотреть – только поток американской и японской анимации, наполненной сценами насилия, войны, агрессии. Очень мало отечественного продукта, продолжающего традиции «Ну, погоди!» и «Винни-Пуха», «Чебурашки» и «Каникул в Простоквашино». Мультиков, созданных руками детей – и вовсе почти нет. Задача студии – восполнение этих пробелов и создания действительно «добрых мультиков», учащих растущего человека прекрасному.

Новизна  данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования. Отличительными особенностями программы являются:

1. Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.

2. В основу реализации программы положены  ценностные ориентиры и  воспитательные результаты.

3. Ценностные ориентации организации деятельности  предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.  

4. Достижения планируемых результатов отслеживаются  в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом.

5. При планировании содержания занятий  прописаны виды  деятельности учащихся по каждой теме.

Программа рассчитана на 1 год (108 ч.) и предназначена для всех желающих, противопоказаний - нет.

В основу курса  положены:

  • тематический принцип планирования учебного материала, что отвечает задачам нравственного, трудового и эстетического воспитания школьников, учитывает интересы детей, их возрастные особенности;
  •  обучение в порядке постепенного усложнения – от выполнения отдельных тренировочных упражнений по «оживлению» на экране самых простых предметов до изобретения новых анимационных техник, от упражнений с наиболее простыми экранными движениями до сложных постановочных композиций, использующих всю глубину и объем экранного пространства.  Таким образом, ребёнок постепенно поднимается по ступенькам знаний, отталкиваясь от того, чему он уже научился.
  • использование различных анимационных техник: техника перекладки, пластилиновая и песочная анимация, техника стоп-моушен, которая позволяет сделать «героями» мультфильма все что угодно: предметы из школьного портфеля, камни, листья и шишки, найденные на улице, любимые игрушки, принесенные из дома и даже самих юных аниматоров – т.е. фигуры людей.
  • построение занятий согласно логике творчества – от постановки творческой задачи до достижения творческого результата. Таким результатом, может быть как полностью готовый для просмотра полноценный мультфильм, так и отдельные творческие работы, создаваемые в ходе его подготовки: литературная основа (крошечное стихотворение, сказка, драматургический этюд), создание образов отдельных персонажей, создание фона или пространства, в котором действуют персонажи, подготовка звукового оформления будущего фильма (исполнение песни или подбор уже записанного музыкального сопровождения, озвучивание речи персонажей и т.п.). На каждом занятии должно происходить волшебство –  открытие чего-то нового для каждого ребёнка – в зависимости от того, чему посвящено занятие.  Но творческий итог должен быть.
  • взаимосвязь развития творческих и познавательных способностей учащихся. Реализация данного принципа предполагает коррекцию и развитие памяти, внимания, речи, восприятия, воображения, мышления детей наряду с развитием их творческих способностей. Огромную роль в развитии познавательной сферы играет придумывание новых сюжетов и техник исполнения для очередного мультфильма. Работа над мультфильмом (создание нового мира, самих персонажей, их «оживление» на экране, работа над выразительностью речи, характерами героев и пр.) способствует развитию словарного запаса, фонетико-фонематического восприятия, произвольного внимания, памяти, восприятия, мышления, воображения школьников.
  • построение занятий таким образом, чтобы в активной работе могли участвовать все ученики. Это достигается несколькими путями: работой группы как единого организма, делением всех детей на малые творческие группы, выполнение индивидуальных заданий.
  • построение занятий таким образом, чтобы дети имели возможность сменить типы и  ритмы работы, т.е. чередовались покой и движение, тишина и оживление, интеллектуальная и физическая деятельность, ведь человек представляет собой единство физического и психического. Игнорирование той или иной составляющей в процессе обучения ведёт к деформации всей органики развития личности ребёнка.

Отличие от других программ заключается в том, что результат конечного продукта деятельности учащихся не зависит от уровня развития навыков работы с цифровой техникой.

Цель занятий в анимационной студии: развитие творческих способностей детей средствами современного экранного искусства и приобщение их к мировым достижениям культуры.

Данная цель реализуется через решение следующих задач:

  • развитие творческого потенциала личности младшего школьника;
  • развитие зрительного восприятия, пространственного мышления, фантазии, мелкой моторики и речи детей;
  • развитие художественного и ассоциативного мышления младших школьников;
  • развитие нравственных качеств,  гуманистической личностной позиции, позитивного и оптимистического отношения к жизни;
  • развитие коммуникативной культуры детей;
  • развитие речи, воображения, абстрактного и творческого мышления посредством создания визуальных образов мультипликации;
  • воспитание любви к шедеврам мировой мультипликации и кино, совместный разбор и анализ их;
  • обучение учащихся основам анимации (замысел и драматургия, владение различными техниками анимации, правила съемки и монтажа, звуковое оформление мультфильма;
  • освоение основных простых техник рисунка, аппликации, коллажа, дизайна и мультипликации.

Данная программа ориентирована на детей 7-10 лет. Общий срок реализации – 1 год. 3 часа в неделю.  Наполняемость группы 10 человек (групповая форма работы) и 5 человек (индивидуально-групповая форма работы).

Режим занятий: занятия проводятся  2 раза в неделю. 1 раз по 2 часа подгруппа и 1 час вся группа.

Формы обучения: беседы, практические занятия.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный,  демонстрационный, проблемного изложения; наглядный.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.

К концу обучения в мульт-студии «Эксперимент» учащиеся получат возможность:

Личностные

Метапредметные

Предметные

Знать

– о формах проявления заботы о человеке при групповом взаимодействии;

- правила поведения на занятиях, раздевалке, в игровом творческом процессе.

- правила игрового общения, о правильном отношении к собственным ошибкам,  к победе, поражению.

- знать о ценностном отношении к театру как к  культурному наследию народа.

- иметь нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми  в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.

-  необходимые сведения о видах анимационных техник;

- о способах  «оживления», т.е. движения мультипликационных героев на экране;

- законах развития сюжета и правилах драматургии;

- о звуковом сопровождении мультфильма.

Уметь

-  анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели.

- правильно взаимодействовать с партнерами по команде (терпимо, имея взаимовыручку и т.д.).

-  выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой  и игровой деятельности.

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;        

-   адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, родителя и др. людей;

- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- формулировать собственное мнение и позицию

- «оживлять» на экране самые различные предметы и пользоваться основными анимационными техниками;

-импровизировать;

- работать в группе, в коллективе.

Применять

- быть сдержанным, терпеливым, вежливым в процессе творческого взаимодействия;

анализировать и систематизировать полученные умения и навыки.

- полученные сведения о многообразии экранного искусства

-красивую, правильную, четкую, звучную речь как средство полноценного общения.

-иметь первоначальный  опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества, игре и использовать накопленные знания.

Формы подведения итогов занятий младших школьников в анимационной студии «Эксперимент»:

  • выступления с показами мультфильмов собственного изготовления перед зрителями в школе и детских садах;
  • участие в конкурсах и анимационных фестивалях.

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 год обучения

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата проведения

всего

теория

практика

1

Вводное занятие.

1

1

-

2

Ведение в историю мировой и отечественной анимации.

1

1

-

3

Особенности языка анимации. Кукольная анимация.

1

1

-

4

Разработка сценария анимационного фильма.  Кукольная (предметная) анимация.

2

-

2

5

История мировой анимации.

11

1

-

6

Принципы и методы «одушевления» предметов.

4

1

3

7

Инструментарий и материалы «одушевления».

12

--

2

8

Компоновки и промежуточные фазы, запись в экспозиционные листы. Расчет движения ("тайминг").

12

-

2

9

Техники перекладочной анимации.

1

1

-

10

Особенности пластилиновой, пиксельной, сыпучей анимации.  Природа движения

4

1

3

15

Влияние музыкального сопровождения анимационного фильма на восприятие фильма.

3

1

2

16

Мультипликатор - прежде всего «актер в душе».

12

11

1

17

Условность движения. Выразительность движения.

11

1

-

18

Персонаж в анимационном фильме.

12

11

1

22

Пластилиновая анимация.

12

1

1

1

27

Фон и персонаж в плоскости.

11

1

-

28

Съемка сцен для анимационного фильма.

12

-

2

30

Заключительный этап работы над очередным анимационным фильмом.

12

--

2

Всего

34

13

21

IV. Содержание занятий

Тема занятия

Содержание

Вводное занятие

Теория Техника безопасности.  Аннотация образовательной программы. Организационные вопросы. Вводный мониторинг умений и навыков обучающихся.

Ведение в историю мировой и отечественной анимации

Теория История мировой анимации. Историческое развитие анимации в целом, разнообразие анимационных технологий (лекция с просмотрами).

Особенности языка анимации. Кукольная анимация

Теория Язык анимации.

Кукольная анимация в фильме Н.Лукина «Куклы в мире людей». Часть первая «Друзья из детства»

Разработка сценария анимационного фильма.  Кукольная (предметная) анимация

Теория Кукольная анимация в фильме Н.Лукина «Куклы в мире людей».  

Практика Особенности кукольной анимации.

История мировой анимации

Теория Этапы развития анимации, виды анимации (лекция с просмотрами).

Принципы и методы Принципы и методы одушевления «одушевления» предметов

Теория История отечественной анимации: В. Старевич – основатель кукольной анимации.

Демонстрация презентации со слайдами.

Практика Выполнение упражнений

Инструментарий и материалы «одушевления»

Теория Кукольная анимация в фильмах Э. Рейно, В. Старевича, А. Алексеева.

Инструментарий и материалы «одушевления».

Компоновки и промежуточные фазы, запись в экспозиционные листы. Расчет движения ("тайминг

Теория Тайминг в работах   У. Диснея, М. Цехановского, Гарри Бардина.Компоновки.

Практика Промежуточные фазы, запись в экспозиционные листы.

Выполнение упражнений на расчет времени движения персонажа.

Техника перекладки

Теория Понятие техники «перекладка». Просмотр и обсуждение мультфильма Р. Качанова «Варежка»

Особенности пластилиновой, пиксельной, сыпучей анимации.  Природа движения

ТеорияИнструментарий аниматора.

Практика Практические упражнения в пиксельной и сыпучей анимации. Создание мини-мультфильмов

Влияние музыкального сопровождения анимационного фильма на восприятие фильма

Теория Влияние музыкального сопровождения анимационного фильма на восприятие фильма.

Практика Рисование раскадровки анимационного фильма. Подбор музыки для анимационного фильма.

Мультипликатор - прежде всего «актер в душе»

Теория Заключительная часть рисования раскадровки анимационного фильма.

Условность движения. Выразительность движения

Теория Способы достижения максимальной выразительности сцен при лимитированном  мультипликате. Выразительность движения в фильме И.Л.Максимова «Дождь сверху вниз».

Практика Работа над созданием персонажей анимационного фильма.

Персонаж в анимационном фильме

Теория Коллективная разработка идеи нового анимационного фильма.

Практика Работа над созданием персонажей.

Пластилиновая анимация.

Разработка сценария для анимационного фильма с применением стоп-моушен анимации. 

Просмотр детских анимационных фильмов с применением данной техники, созданных на Санкт-Петербургской детской анимационной студии «Да».

Практика Работа над сценарием

Фон и персонаж в пластилиновой анимации

Теория Фон в фильмах из серии «Гора самоцветов».

Практика Анимация персонажей. Съемка сцен серии

Фон и персонаж в плоскости

Теория Принципы анимирования плоских пластилиновых персонажей.

Практика Съемка персонажей

Съемка сцен для анимационного фильма

Практика Съемка фильма (Действие, реакция, этапы реакции персонажа, характер персонажа).

Заключительный этап работы над очередным анимационным фильмом

Практика Съемка сцен. Монтаж


Формы аттестации и оценочные материалы

Виды контроля:

  • Текущий контроль - с целью определения степени усвоения обучающимися учебного материала (варианты: по окончании каждого занятия, темы или раздела).
  • Промежуточный контроль.

Критерии оценивания работ при текущем контроле:

  1. Соответствие образа созданного персонажа со сценарным образом.
  2.  Правильность выбора сюжета при создании раскадровки анимационного фильма.
  3. Соответствие длительности сцен со сценарием при работе над таймингом анимационного фильма.
  4. Аккуратное выполнение работы по созданию персонажей и декораций.

Критерии оценивания работ при промежуточном контроле:

В конце первого и второго полугодий проходят просмотры созданных анимационных фильмов с целью анализа и поиска общих ошибок в работе. Кроме этого дается оценка на соответствие музыкального сопровождения, движения персонажей, расчета времени, декораций начальному сценарию.


Организационно-педагогические условия реализации программы

Форма обучения – очная.

Форма организации образовательной деятельности учащихся – групповая и весь состав.

Организация аудиторных занятий – учебное занятие, мастер-класс.

Внеаудиторное занятие – экскурсия.

Учебное оборудование: стол, цифровая фотокамера, компьютер, монитор, колонки, штатив, лампы (софиты).

Материалы: пластилин, бумага формата А3, цветная бумага, ножницы, скотч.


Список используемой литературы

  1. Игнатова. Вектор пластилина.- М.: Отдельное издание, 2013. – 143 с.
  2. Максакова В. И. Теоретические основы и методика воспитания младших школьников. - М.: Владос, 2006. – 240 с.
  3. Речицкая Е. Г., Сошина Е. А. Развитие творческого воображения младших школьников. Учебно-методическое пособие.- М.: Владос, 2001. – 67 с.
  4. Нагибина М. Волшебная азбука. Анимация от А до Я. -М.: Перспектива, 2011. – 148 с.
  5. Кривуля Н. Г. Лабиринты анимации. Исследование художественного образа российских анимационных фильмов второй половины XX века.- М.: Грааль, 2002. – 269 с.
  6. Орен Р. Секреты пластилина. М.: Махаон, 2015 г. – 56 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...