СОВРЕМЕННЫЕ И ПЕРСПЕКТИВНЫЕ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
статья по информатике и икт

Лебедева Инна Юрьевна

В статье анализируется потенциал и возможности технологии смешанного обучения как дидактического средства реализации перехода с традиционной модели обучения на интегрированную с привлечением электронных сред и ресурсов. Рассматриваются существующие модели смешанного обучения, обсуждаются способы их адаптации к условиям российской системы образования. Выявляются проблемы, препятствующие эффективной и быстрой интеграции электронных образовательных сред, и предлагаются некоторые стратегические инициативы по их решению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

И.Ю. Лебедева

I. Y. Lebedeva

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Багаевская средняя общеобразовательная школа №3 (МБОУ Багаевская СОШ №3), Багаевская, Багаевский район, ростовская область,

Таганрогский институт имени А.П. Чехова (филиал) РГЭУ (РИНХ), Россия.

Municipal budgetary educational institution of Bagayevskaya secondary educational school №3 (MBOU Bagaevskaya SOSH №3), st.Bagaevskaya, Bagaevskiy district, Rostov oblast,

Taganrog Institute named after A. P. Chekhov (branch) of Rostov state University (RINH), Russia

СОВРЕМЕННЫЕ И ПЕРСПЕКТИВНЫЕ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

MODERN AND PROMISING METHODS OF TEACHING COMPUTER SCIENCE IN HIGH SCHOOL

Аннотация

В статье анализируется потенциал и возможности технологии смешанного обучения как дидактического средства реализации перехода с традиционной модели обучения на интегрированную с привлечением электронных сред и ресурсов. Рассматриваются существующие модели смешанного обучения, обсуждаются способы их адаптации к условиям российской системы образования. Выявляются проблемы, препятствующие эффективной и быстрой интеграции электронных образовательных сред, и предлагаются некоторые стратегические инициативы по их решению.

Аbstract

The article analyzes the potential and possibilities of mixed learning technology as a didactic means of implementing the transition from traditional to integrated learning model with the involvement of electronic media and resources. The existing models of mixed learning are considered, the ways of their adaptation to the conditions of the Russian education system are discussed. The paper identifies the problems impeding the effective and rapid integration of e-learning environments and proposes some strategic initiatives to address them.

Ключевые слова

Смешанное обучение, концепция, подход, технология, обучение, урок, задание, регламентация, тезис, критерии оценивания, компетенция, тьютор, методика.

Keyword

Dlended learning, concept, approach, technology, training, lesson, task, regulation, thesis, evaluation criteria, competence, tutor, methodology.

Многообразие современных подходов к организации системы образования, предопределено особенностями развития современного информационного общества, в котором на первый план выходит новый тип социального развития, делающий необходимым обучение на протяжении всей жизни, зачастую, повторная смена профессии, получение и обновление знаний, значимых для профессионального роста, личности и социума в целом. Необходимость постоянного совершенствования компетенций, умений и навыков в соответствии с современными профессиональными требованиями, простимулировала пересмотр существующих технологий обучения и возникновение новых, более рациональных и сбалансированных методов взаимодействия в системе высшего образования. Одной из таких технологий по праву считается система «Смешанного обучения» или blended learning.

Смешанное обучение — это образовательный подход, совмещающий обучение с участием учителя (лицом к лицу) с онлайн-обучением и предполагающий элементы самостоятельного контроля учеником пути, времени, места и темпа обучения, а также интеграцию опыта обучения с учителем и онлайн. Учебный процесс при смешанном обучении представляет собой последовательность фаз традиционного и электронного обучения, которые чередуются во времени. 

Фактически концепция смешанного обучения существовала уже в XX веке, в 60-х годах, но терминология была впервые предложена в 1999 году в пресс-релизе американского Interactive Learning Center. В медиаматериалах говорилось: «… Мы начинаем предоставлять программное обеспечение для обучения через Интернет, используя собственную методологию Blended Learning».

Трактовки термина значительно разнились, пока в 2006 году не вышла книга авторов Бонк и Грэм, которые уточнили, что смешанное обучение подразумевает микс образования «лицом к лицу» и через компьютер.

Известно, что этот подход применялся в авиационной индустрии для контроля знаний и затраченного времени. И если в 80-х Boeing практиковала Blended Learning с помощью компакт-дисков, то в наше время подход реализуется онлайн, через синхронные и асинхронные вебкасты, трансляции и записанное видео.

Реализация смешанного обучения предполагает сохранение общих принципов построения традиционного учебного процесса с применением элементов электронного обучения (электронные информационные и образовательные ресурсы, информационные и телекоммуникационные технологии). При этом процесс сочетания технологий может происходить как на уровне отдельного курса, предмета, так и на уровне образовательной программы в целом. Е. В. Андропова и Е. В. Кондакова рассматривают смешанное обучение как технологию, объединяющую методику обучения лицом к лицу и всевозможные методы и ресурсы дистанционного образования. По мнению Ю. И. Капустина, «смешанное обучение следует понимать как целенаправленный, организованный, интерактивный процесс взаимодействия обучающих и обучающихся между собой и со средствами обучения, причем процесс обучения, инвариантный к их расположению в пространстве и времени». В каждом из подходов можно выделить три основные составляющие, присущие модели смешанного обучения в учреждениях общего среднего образования:

• самообразование;

• личное взаимодействие учителя и учащегося;

• интерактивное взаимодействие учителя и учащегося.

Можно выделить следующие особенности технологии смешанного обучения:

1. Смена акцентов во взаимоотношениях педагога и учащихся. Учитель в модели смешанного обучения выполняет роль тьютора, помощника учащегося при выборе личной образовательной траектории, консультанта по изучаемому учебному предмету. Вместо озвучивания и отработки учебных материалов педагог переходит к роли организатора учебного процесса.

2. Приоритет самостоятельной деятельности учащегося. Основу образовательного процесса при смешанном обучении составляет целенаправленная, интенсивная и контролируемая самостоятельная работа. Учащийся может учиться в удобном для себя месте, по индивидуальному плану, комплексно используя специальные средства обучения и согласованную возможность контакта с учителем-предметником. Таким образом, обучение сфокусировано на учащегося, которому помогают учиться. Смешанное обучение стимулирует выработку навыков самообучения и поиска информации (необходимость самостоятельного изучения материала способствует развитию ответственного отношения к обучению, самомотивации, планированию времени, личной активности в поиске интересующей информации).

3. Организация индивидуальной поддержки учебной деятельности каждого учащегося учителем-предметником как во время классно-урочной деятельности, так и посредством сетевого общения, посредством получения обратной связи от учителя. Это помогает реализовать индивидуальный подход к каждому обучающемуся.

4. Широкое использование организации групповой учебной деятельности, включая совместную работу над проектами, проведение дискуссий, семинаров, организованных в виде электронных конференций, форумов, синхронных и асинхронных по времени. В условиях смешанного обучения групповой работы становится значительно больше – она стимулирует развитие навыков онлайн-общения.

5. Гибкость образовательной траектории. Смешанное обучение предполагает гибкость программы.

6. Использование учебно-методического контента, предоставляющего возможность в любое время просмотреть необходимый материал в режиме онлайн; отследить изменение своего рейтинга в электронном журнале; пройти тестирование; проверить свои знания по предмету; ознакомиться с дополнительными источниками, которые соответствуют пройденным темам, используя аудио- или видеоуроки, презентации и пр.

Одним из основных преимуществ смешанного обучения, по сравнению с традиционными образовательными программами является возможность учащихся выступать в качестве активных участников образовательного процесса, самостоятельно выбирая для себя наиболее интересные области учебных дисциплин и работая над индивидуальными и групповыми проектами. Каждый учащийся выбирает сам себе тот материал, который соответствует его способностям и текущим знаниям в определенной области. Появляется возможность варьирования сложности учебного материала и темпа работы над ним.

Таким образом, реализация смешанного обучения полностью соответствует требованиям ФГОС РФ, а значит, его можно и нужно применять на практике.

Введение в образовательный процесс смешанного обучения также позволяет решить ряд задач:

для педагогов:

  • повышение квалификации педагогических кадров;
  • приобретение квалификационных компетенций, направленных на реализацию ФГОС нового поколения;
  • повышение эффективности педагогической деятельности с целью достижения новых образовательных результатов;
  • использование новых видов контроля и коммуникации в педагогическом процессе;
  • возможность организовывать качественную работу с высокомотивированными учениками;
  • трансформировать стиль педагога: перейти от трансляции знаний к интерактивному взаимодействию с обучающимся, что способствует конструированию обучающимся собственных знаний;

для организации учебного процесса:

• возможность экономии средств за счёт повышения уровня эффективности педагогической деятельности;

• решение проблемы дефицита педагогических кадров;

• интенсификация учебной деятельности с целью экономии времени для реализации иных образовательных и культурных потребностей.

Стоит заметить, что все больше учителей заявляют об использовании на своих уроках возможностей информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе: чаще всего это сочетания дистанционных курсов совместно с классно-урочной системой организации учебного процесса, создание и ведение блогов, совместных проектов, редактируемых в режиме онлайн.

Безусловно, использование смешанного обучения предоставляет новые возможности для учащихся в получении более глубоких знаний по интересующим их направлениям, что в значительной степени стимулирует их познавательную мотивацию.

Смешанное обучение предоставляет весьма благоприятные условия для обеспечения качественного обучения с реальным учетом индивидуальных особенностей учащегося и построения личных образовательных траекторий для каждого.

Важной задачей учителя, участвующего в эксперименте по смешанному обучению, является организация процесса, в какой бы форме он ни осуществлялся. При этом могут использоваться самые разные организационно-технические решения: урок в компьютерном классе, «1 ученик : 1 компьютер», BYOD, «дистанционный урок», «урок вне классной комнаты», учебный проект, самостоятельная работа ученика за домашним компьютером. Для обеспечения подобных учебных активностей нужна комфортная и безопасная электронная учебная среда с базовым набором функций, к которым относятся возможность структурирования учебного материала, организация навигации в среде (по сайту), удобство размещения ссылок на ресурсы, простота обеспечения совместного доступа/ редактирования, отслеживания информации о действиях учащегося на сайте и предоставления ему обратной связи от учителя.

Сформулируем задачу о необходимости организации онлайн-среды для смешанного обучения. Пока ещё для учителя она остаётся скорее красивой метафорой, чем практическим руководством: при имеющемся наборе традиционных средств в классно-урочной традиции решить эту задачу довольно трудно. Необходимы новые средства и иные способы организации учебной деятельности. Если в качестве подзадачи удерживать необходимость выстраивания индивидуальной образовательной траектории для каждого ученика, то дополнительная трудность состоит в том, что «индивидуальность» здесь не сводится к индивидуальным («один на один») формам работы учителя с учеником или к особым заданиям для каждого ученика. Получается своеобразный парадокс: чтобы индивидуализировать учебную траекторию, нужно сделать процесс обучения более социальным, т. е. по-настоящему коллективным. В привычных рамках учитель хорошо умеет транслировать обобщённое и усреднённое знание, но умеет ли он так же хорошо организовывать присвоение знания учеником, получение им «личного знания» и порождение нового знания? Поэтому можно найти новые решения этой проблемы, используя расширенные возможности современной информационной среды и современные инструменты для общения и совместной работы.

Подготовка к урокам в условиях доступного интернета —  одна из самых актуальных каждодневных учительских задач, которая занимает большую долю рабочего времени. Где и как собирать полезные ссылки, где хранить материалы к уроку, как их каталогизировать, как обновлять, как осуществлять навигацию и поиск, чтобы потом самому не заблудиться в личных и коллективных папках? И ещё много подобных вопросов можно задать, описывая потребности учителя в некой рабочей среде, которая бы позволяла накапливать и структурировать контент.

Учебный контент смешанного обучения — содержание учебных электронных курсов/модулей, учебные материалы, размещаемые в учебной среде в виде файлов различных форматов (текст, рисунки, видео, медиа-файлы и т. д.) или в виде ссылок на открытые образовательные ресурсы. Учебный контент предназначен для самостоятельной (индивидуальной или групповой) проработки учениками, поэтому наряду с цифровыми учебными объектами может содержать также пояснения, инструкции, справочный материал, план работы и оценивания, тесты самопроверки, формы обратной связи и т. д.

Это должен быть проработанный учителем и хорошо структурированный материал, возможно, с комментариями, пояснениями, вставками и ссылками из разных источников. Причём такое требование предъявляется отнюдь не только к текстовым файлам.

Например, сейчас есть возможность сделать акцент на отдельных фрагментах видеоматериалов, снабдить их всплывающими подсказками, добавить к ним несколько тезисов, вопросов с выбором ответа или рекомендации по дальнейшему изучению темы. Всё это возможно благодаря современным сервисам и приложениям.

Материалы, составляющие учебный контент, могут быть разработаны как специалистами и экспертами, так и самим учителем.

Свой вклад в создание контента вносят и ученики, создавая новые цифровые учебные объекты и размещая их в виртуальной среде обучения. Качество контента может задаваться разными критериями, но наиболее универсальный — пригодность для достижения определённой цели. Задача учителя — учиться отбирать в Сети и упорядочивать, а также самому создавать хороший учебный контент.

Чтобы ориентироваться в предметном материале (контенте) для решения поставленной задачи, ученику необходимо иметь способность различать важную и неважную информацию. В данном случае роль учителя состоит в том, чтобы привить учащемуся умение интегрировать необходимую информацию из разных представленных форм исходя из заданного предметного контекста.

Организация образовательного процесса в логике системно-деятельностного подхода (в которой выстроен ФГОС) предполагает, что меняются принципы планирования. Оно становится более гибким, чтобы дать возможность учащимся двигаться в рамках темы в своём темпе и направлении. Кто-то изучит тему на очень глубоком уровне, кто-то на базовом, обязательном для всех. И каждый раз, планируя новую тему, учитель задаёт себе вопрос: что ученики смогут делать и что узнают после изучения данной темы?

Планирование результатов в смешанном обучении начинается «от конца», от тех результатов, которые должны сформироваться у учащихся к концу изучения темы.

Это отличается от привычных принципов планирования, когда учитель определял, что он должен сделать на уроке. Ставя учебные цели, учитель формулирует их так, чтобы можно было проверить достижение целей учащимися. Чёткая постановка измеримых целей позволяет узнать, достиг ученик этой цели или нет. Важно, чтобы цели были измеримыми.

 Далее надо спланировать способы оценивания достижений учащихся. Для этого учитель должен ответить на вопрос: «Как я пойму, что мои ученики узнали и научились делать?»

Оценивание в смешанном обучении состоит из двух этапов: формирующее оценивание и констатирующее оценивание, —  и строится на двух разных подходах.

В ходе изучения темы зачастую применяется формирующее оценивание, уточняющее движение учащихся, и только в конце изучения темы, блока, раздела используется констатирующее оценивание, которое позволяет проверить достижение поставленных целей.

Поэтому при планировании тематического раздела учитель сразу же продумывает, как будет проводиться констатирующее оценивание. Констатирующее оценивание позволяет фиксировать достижение результатов завершённой работы, например, тематического раздела. Оно не учитывает особенности ребёнка и даёт объективную оценку достижения учебных целей.

А при построении урока учитель планирует принципы формирующего оценивания. Формирующее оценивание помогает поддерживать и направлять прогресс учащихся в процессе изучения нового материала и его закрепления. Задача формирующего оценивания —  дать ученику обратную связь по качеству его продвижения. Здесь следует сравнивать ребёнка только с ним самим, оценивать качество его стараний и динамику продвижения. Не стоит переводить формирующее оценивание в отметки —  можно использовать другую шкалу, чтобы давать ученикам обратную связь о том, как они продвигаются в освоении изучаемого материала. Фактически здесь идет речь об использовании критериального оценивания в смешанном обучении и вообще в системно-деятельностом подходе, потому что только критериальное оценивание связывает поставленные цели и проверяет их достижение.

Как разработать план действий и какие задания лучше  выбрать для урока?

План действий — это определение видов учебной деятельности, которые будут использоваться учителем на уроке. Чтобы выбрать виды учебной деятельности для урока, учитель должен понять, какие из них помогут ученикам достичь поставленных целей. Кроме того, надо выбрать учебные задания, которые будут использоваться для констатирующего оценивания в конце изучения темы.

Задания репродуктивного типа не позволяют оценить умения ребёнка: они предполагают использование учеником полученной информации, в том числе воспроизведение изученных алгоритмов, то есть учитель может оценить только то, что ребёнок запомнил.

Задания продуктивного типа позволяют оценить, каким видам деятельности научился ребёнок.

Например, если поставить вопросы до знакомства с новым материалом, при просмотре учебного видео или прочтении текста ученик будет фокусироваться на поиске ответов на заданные вопросы. Для констатирующего оценивания по большинству предметов есть смысл использовать задания продуктивного типа, потому что именно они позволяют оценить достижение учебных целей. К таким заданиям относятся написание эссе, разработка игр, интервью, резюме, автобиографии, рекламы, рецензии, проведение исследования, редактирование видео, создание мультфильма, запись фонограмм, создание радио- или телевизионных программ, мультимедийных презентаций, организация выставки, социальной акции и другие.

При подборе заданий учитель должен проанализировать:

  • Поведение ученика при выполнении задания. Может ли он выполнить задание, как должен себя вести и что будет делать?
  • Предметные знания. Достаточно ли у учащихся предметных знаний для выполнения данного задания, какие знания необходимы для его выполнения, какие новые знания потребуются?
  • Метапредметное содержание. Какие УУД (универсальные учебные действия) необходимы для выполнения данного задания и какие УУД развивает данное задание? 

Смешанное обучение характеризуется высокой степенью индивидуализации обучения за счет вариативности заданий в электронном курсе и возможностью их прохождения в индивидуальном темпе. Таким образом, смешанное обучение предлагает оптимальные условия для реализации индивидуального потенциала обучающихся.

Построение учебного процесса на основе применения технологии смешанного обучения позволяет обеспечить более качественное и системное выполнение задач, поставленных ФГОС нового поколения, а именно дать возможность обучающимся самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения, включая организацию освоения, то есть умения учиться.

Сформулируем общие рекомендации, как сделать смешанное обучение эффективным.

1. Смешанное обучение должно быть целенаправленным. Программа смешанного обучения должна обладать продуманной архитектурой с последовательными переходами между разными видами и типами учебной активности.

2. В основе разработки смешанного обучения должен лежать системный подход, включающий: цели обучения, целевую аудиторию, потребности в обучении, расписание, технологии, архитектуру обучения.

3. Необходима система контроля усвоения знаний, приобретения навыков и умений.

4. Проведение анализа потребностей в обучении целевой аудитории, базовых знаний и умений, опыта, предпочитаемых стилей обучения.

5. Выбор одной из типичных целей программ смешанного обучения: охватить большее количество обучающихся, повысить эффективность практического применения полученных знаний.

6. Оптимальное соотношение видов и типов учебной активности.

7. Построение различных траекторий и сценариев обучения для разных групп обучающихся.

8. Подготовка документации, включающей: главные цели обучения; иерархию необходимых результатов обучения; описание всех использованных методов обучения; сроки, которые отводятся на каждый компонент смешанного обучения.

К тому же, следует помнить, что смешанное обучение требует строгой регламентации деятельности.

  • Чётко сформулируйте инструкцию ученикам.
  • Обеспечьте регулярный доступ к ней для ознакомления и напоминания.
  • Обеспечьте как можно больше число онлайн контактов с учениками.
  • Предоставьте возможность ученикам работать в тесном взаимодействии с вами.
  • Поощрять учеников к использованию активных методов обучения, требующих от них самостоятельной работы.
  • Обеспечьте инструменты своевременной обратной связи, позволяющей следить за работой учащихся.
  • Продумайте оптимальное время для решения учениками учебных задач.
  • Установите чёткие стандарты для условий работы учащихся в дистанционном режиме.
  • Проверьте, имеются ли условия работы для каждого ученика. Лишь тогда можно требовать от них выполнения поставленных задач.
  • Ознакомьте родителей со смешанной формой обучения.

Учитывая это, смешанное обучение позволит детям учиться эффективно и с интересом. 

На сегодняшний день, можно услышать множество тезисов о необходимости инновационного пути развития нашей страны. Однако, практически нигде не звучит вопрос о серьезной модернизации образовательной сферы. Все что мы наблюдаем сегодня, не является системными преобразованиями способными серьезно изменить качество образования в Российской Федерации, а лишь фрагментарно влияет на выборочные сектора в этой области. В той сложной ситуации, в которой сегодня находится Российская Федерация необходимо разработать глобальный план модернизации всей образовательной сферы. Таким образом, развитие и активное внедрение в образовательный процесс смешанной системы обучения может стать одним из ключевых направлений данного плана модернизации. Учитель призван быть творцом своих уроков. Новый стандарт, обозначив требования к образовательным результатам, предоставляет почву для новых идей и новых творческих находок. Но если учитель знает, что прежние методы работы помогают реализовать требования нового стандарта, не стоит отбрасывать их совсем. Необходимо найти им применение наряду с новыми педагогическими технологиями в новой образовательной среде.

В России смешанное обучение пока переживает этап становления и развития. Всё больше людей видит в нём образование будущего, позволяющее преодолеть типичные затруднения, с которыми педагоги сталкиваются в ходе аудиторных занятий.

Для учеников смешанное обучение может стать первым шагом к осознанному обучению на протяжении всей жизни. Да ещё и с удовольствием.

Можно ностальгировать по миру без компьютеров, а можно учиться искать плюсы и точки роста. Может, в будущем школьнику не придётся просыпаться в 6 и проводить в школе 7-10 часов, а учебные задания он будет выполнять с радостью, поскольку всё зависит от него самого?

Литература

  1. Голубева О.Б., Никифорова О.Ю.Смешанное обучение в условиях цифровой школы. Журнал Современные проблемы науки и образования. №6.
  2. Кондакова М.Л.Смешанное обучение: ведущие образовательные технологии [Электронный ресурс].-Режим доступа:htt://vestnikedu.ru
  3. Логинова А. В. Смешанное обучение: преимущества, ограничения и опасения // Молодой ученый. — 2015. — №7.
  4. Нечитайлова Е.В.Переверните класс или что такое смешанное обучение//Учительская газета №46(10543).-2014.-18 ноября.
  5.  Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 03.02.2014) // СПС Гарант.
  6. «Шаг школы в смешанное обучение» / Андреева Н. В., Рождественская Л. В., Ярмахов Б. Б. – Москва, 2016. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методики обучения информатике в 5-6 классах

Какие методы и формы обучения информатике целесообразно использовать в 5-6 классах? Игровые методики( организационные игры, деловые игры, ролевые игры )...

Методика обучения информатике в условиях формирования здоровьесберегающей среды школы

Проблемы здоровьесбережения в полной мере касаются обучения информатике. Педагогический опыт преподавания этой дисциплины в школе, общения с учащимися и родителями свидетельствует о вреде, который мож...

Разработка проектной технологии при обучении информатике в среднем звене общеобразовательной школы

Курсовая работа по теме "Разработка проектной технологии при обучении информатике в среднем звене общеобразовательной школы"...

Системно-деятельностный подход при обучении информатике в средней школе

Системный подход в науке представляет совокупность методов деятельности, рассматривающих любую проблему с системных позиций, то есть как некую систему, обладающую своими функциями и системным эффектом...

О предпосылках становления педагогического дизайна как направления современной методики обучения русскому языку в школе

Статья посвящена основоположнику электронного обучения русскому языку - доктору педагогических наук, профессору Зинаиде Петровне Ларских (1957-2019 гг.)....

Методика преподавания математики в средней школе

Математика как учебный предмет отличается от математики как науки не только объёмом, системой и глубиной изложения, но и прикладной направленностью изучаемых вопросов....

Современные подходы к обучению математике в средней школе

Предметная область «математика» дает большие возможности для применения инновационных технологий в процессе обучения. Они могут использоваться как на различных этапах процесса обучения (пр...