Методическая разработка урока по Информатике
методическая разработка по информатике и икт

Абдусемедова Венера Музовудиновна

Обобщающий урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mru_po_informatike.docx708.26 КБ

Предварительный просмотр:

БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

«ЛАНГЕПАССКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

ФИЛИАЛ В ГОРОДЕ ПОКАЧИ

        

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА

ПО Информатике

для специальности

09.02.01 Компьютерные системы и комплексы

в группе ПКС-19

Подготовила:

преподаватель

Абдусемедова В.М.

Покачи

2019

Обобщающий урок

«Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другие, арифметические операции в двоичной системе счисления» 


Продолжительность учебного занятия: 45 минут

Тип урока: урок систематизации и обобщения изученного материала с игровыми элементами.
Цель урока:

Общеобразовательная – обобщение и систематизация знаний по темам «Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другие, арифметические операции в двоичной системе счисления» 

Развивающая – развитие приемов умственной деятельности, памяти, внимания, познавательного интереса студентов 

Воспитательная – воспитание чувства дружбы, здорового соперничества, умения работать в командах. 

Задачи урока:

- систематизировать и обобщить ЗУН студентов при изучении тем «Позиционные, непозиционные системы счисления», «Перевод чисел из одной системы счисления в другие», «Арифметические операции в двоичной системе счисления»;
-  развивать навыки реализации теоретических знаний в практической деятельности;
- формировать творческий подход к решению задач, четкость и организованность, умение оценивать свою деятельность;


Формы и методы обучения:

Методы:  наглядный, проблемно–поисковый, исследовательский, практический.

Методы контроля:  устный, тестовый, практический.

Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Основные понятия и термины: системы счисления, виды систем счисления (позиционные, непозиционные), основание, алфавит, цифра, базис, разряд, алгоритмы перевода из одной системы счисления в другие, связь между двоичной и шестнадцатеричной системами счисления, особенности двоичной арифметики, правила арифметических действий в других системах счисления.


План урока:

  1. Организационный момент: “Подготовка к штурму” – 3 мин.

  1. Основной этап (работа в командах): “Мозговой штурм” – 40 мин.

  1. Подведение итогов урока: “После штурма” – 2 мин.


Ход урока
I. Организационный момент. Подготовка к штурму: (приветствие, объявление темы занятия и постановка целей перед студентами, разбивка студентов на две команды – 3 мин.

II. Основной этап (работа в командах). Мозговой штурм – 40 мин.

II а) Разведка боем (интеллектуальная разминка)  - 2 мин.

     Студентам задаются вопросы, та команда, которая ответит первый, получает 1 балл.

итого:12 б 

1.Какое количество цифр используется в десятеричной системе счисления: (10)

         
2.Почему в ЭВМ используется двоичная система счисления: (потому что составляющие технические устройства могут надежно сохранять и распознавать только два различных состояния)

3.Что такое система счисления: (знаковая система, в которой числа записываются по определенным правилам с помощью символов (цифр) некоторого алфавита)
         

4.Какая система счисления используется специалистами для общения с ЭВМ: (двоичная)
         

5.Все системы счисления делятся на две группы:( позиционные и непозиционные)

6.Если в записи чисел могут быть использованы только цифры 0 1 2 3 4 5 6 7, то такая система счисления называется … (восьмеричной)

7.Если в записи чисел могут быть использованы только цифры 0,1,2, то такая система счисления называется:( троичная)

8. В какой системе счисления, кроме цифр используются буквы латинского алфавита?( шестнадцатеричной)

9.Может ли одно и тоже число быть записано одинаково в разных системах счисления?( да)

         

10.Недостатком непозиционной системы счисления является(сложно выполнять арифметические операции)

         

11.Как выглядит число 22 в римской системе счисления: (XXII)

         

12. Знаки, используемые при записи чисел, называются … (цифрами)


         

II б)  Мозговая атака 

Данное задание предполагает обобщить знания студентов по темам “ Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другие, арифметические операции в двоичной системе счисления ”, применить их на практике, а также умение работать в команде.


А) Записать число в развернутой форме и вычислить    -        5 мин.                   

  1.  1)  665,2510;    2)   DCF, 3416           (1 команда)
  2.  3)  357,438;    4)    1100,12;              (2 команда)

Ответы:

1) 665,2510= 6 *102 + 6  *101 + 5 * 100 + 2 *  10- 1 + 5 * 10-2

2) 1100,12 = 1* 23 + 1 *22 + 0 * 21 + 0 * 20 + 1 *2-1

3)  357,438 = 3*82+5*81 7 *80 +4 *8-1 + 3 * 8-2

4) DCF, 3416 = D * 162 + C *161 + F * 160 + 3 *16-1 + 4 * 16-2

           

(за правильный ответ: 2 б

итого: 4 б)

Б) Выполнить арифметические операции    - 5 мин.

                                                                               

  1. 111,12 +110,102;      (1 команда)

  1. 564,348 +27,528;      (2 команда)

Ответы:

1)     +111,12                     2)     +  564 ,348                                

            110,102                        27,528                      

      1110,00                      614,068               

                (за правильный ответ: 2 б

итого-2 б)

В) Расположите числа, записанные в различных системах счисления, в порядке возрастания            -           10 мин.


3510,  368,  100011,  012,  3C16  


(Ответ: 368, 3510, 100011,012, 3C16)

(за правильный ответ: 5 б

итого: 5 б)

Г) Перевести десятичные дроби в двоичную систему счисления. В двоичной записи числа сохранить шесть знаков              -   5 мин.

0,555;   0,333;       (1 команда)

0,1213;   0,453.    (2 команда)

Ответы: 0,55510=0,1000112;  0,33310=0,0101012;  0,121310=0,0001112;  0,45310=0,01110012.


(за правильный ответ: 2 б

итого: 4 б)

Д)        Кроссворд                 -   10 мин.

Команды получают 1 балл за каждый правильный ответ.

итого: 10 б

  1. Какой системе счисления может быть записано число 420? (Пятеричная)
  2. Самая Древняя система записи чисел?( Единичная)
  3. Какая система счисления используется специалистами для общения с ЭВМ?(Двоичная)
  4. Правило отображения одного набора объектов или знаков в другой набор знаков без потери информации. Чтобы избежать потерь информации, это отображение должно быть таким, чтобы можно было всегда однозначно возвратиться к прежнему набору объектов и знаков?( Код)
  5. Основное понятие математики, которое обычно означает либо количество, размер, вес  и тому подобное, либо порядковый номер, расположение  в последовательности, код, шифр и тому подобное? (Число)
  6. Специальные графические знаки, используемые для представления и записи чисел. Например, число 256 состоит из трех цифр 2, 5 и 6, число 16 состоит из двух цифр 1 и 6, а число 0 – из одной цифры 0. (Цифра)
  7. Представление, моделирование одного набора знаков другим с помощью кода. Кодовая таблица – это соответствие между набором  знаков и их кодами, обычно разными числами?(Кодирование)
  8. Позиционной системы счисления называется последовательность чисел, каждое из которых задает количественное значение или «вес» каждого разряда?( Базис)
  9. Структурный элемент представления чисел в позиционных системах счисления?( Разряд)
  10. Совокупность цифр и букв, с помощью которых записываются числа?( Алфавит)

        

        

Е)     Ребусы       -    3 мин.

                   

                       ,      

    cd-1293925_1280   C:\Users\User\Downloads\58e1c45e2e91d2557df47b607d2979af.png                       (дисплей)

            ,,        1.2

малиновый1_huMu5i2   ee48b3e1887634749d8a47e43222f093   unnamed (1)  (монитор)

       ,,                                 ,,

%  С C:\Users\User\Downloads\Kartinki_dlya_srisovki_sovy_8_19043616.png Р     (процессор)

                         

                                 ,                                   ,

Mr-Ray-coloring-page   C:\Users\User\Downloads\raskraska-pero-2.jpgр=н (сканер)

           

                       ,,                          12               14

C:\Users\User\Downloads\909.jpgА C:\Users\User\Downloads\cartoon-finish.jpg C:\Users\User\Downloads\1200px-Héraldique_meuble_faux.svg.png (графика)

   ,        ,                    12                         ,

кукла-картинки-раскраски-крупные-20         raskraska-vishnya26        Рисунок-воздушный-шар-с-корзиной-для-детей008 (Клавиша)

          12

kisspng-hand-saw-circular-saw-clip-art-handsaw-cliparts-5a8b18dd0c0cc0КС raskraska_el2   (пиксель)

               ,           ,                                ,

1569226563_1     s1200    detskie-raskraski-fontan31           (колонки)

(за правильный ответ: 1 б

итого-8 б)

III. Подведение итогов, рефлексия,  д/з (2 м)

1. Подсчет баллов:

Максимальное количество баллов за урок – 45

«5» - 40-45 баллов
«4» - 30-39 баллов
«3» -23-29  баллов

2.  Рефлексия:  
- Итак, где же применяются системы счисления в жизни?
- Что нужно знать, чтобы перевести числа из одной системы счисления в другие?

3.  Итог:
        - Какое задание было самым интересным? 
        - Какое задание, по вашему мнению, было самым сложным? 
        - С какими трудностями вы столкнулись, выполняя задания? 
        - Какие задания вы считаете самыми интересными и какие  задания можете предложить по данной теме? 
  

4. Задание на дом: повторить изученный материал.


Таблица 1

Учет зачетных баллов команд, участвующих в штурме

Конкурсы

1 команда

2 команда

Устный опрос

Мозговая атака

А)

Б)

В)

Г)

Д)

Е)

Общее количество баллов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по информатике для 8 класса

Локальная сеть Цель педагога: Создать условия для знакомства учащихся с основными понятиями по теме «Локальная сеть».Задачи педагога:Мотивировать учащихся на изучение данной темы.Познакомит...

Методическая разработка урока по информатике "Создание представительской презентации"

Методическая разработка урока по информатике "Создание представительской презентации", 10-11 класс. ...

Методическая разработка урока по информатике и ИКТ :"Поиск информации в компьютерных сетях"

Методическая разработка урока по информатике и ИКТ :"Поиск информации в компьютерных сетях"...

методическая разработка урока по информатике в 4 классе "Мой школьный день"

Представленный урок по информатике был подготовлен для учащихся 4-го класса общеобразовательной школы. Урок проводился в кабинете информатики при наличии мультимедийного проектора, интерактивной доски...

Методическая разработка урока по информатике: "Устройство компьютера"

Методическая разработка урока по информатике: "Устройство компьютера"...

Методическая разработка урока по информатики в 8 классе по теме "Технология обработки текстовой информации"

Урок обобщения знаний по теме "Технология обработки текстовой информации"...

Методическая разработка урока по информатике "Решение задач с применением графа при подготовке к ЕГЭ" - 2014 г.

Урок выстроен по ФГОС на районный конкурс методических разработок уроков «Современный урок в условиях реализации ФГОС» номинация "Урок с позиции УУД"...