Информатика 10-11 класс (базовый уровень)
рабочая программа по информатике и икт (10 класс)

Жукова Елена Николаевна

Рабочая программа учебного предмета  «Информатика» (базовый уровень)

для 10-11 классов на 2018-2019 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по информатике составлена на основе:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (далее ФГОС).  Согласно разделу ФГОС 18.3.1. «Учебный план среднего (полного) общего образования», в состав обязательной для изучения предметной области «Математика и информатика», входит учебный предмет «Информатика», который может изучаться на базовом или на углубленном уровне. Настоящий курс предназначен для изучения информатики на базовом  уровне.
  • 2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации  «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых  к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального  общего, основного общего, среднего общего образования.»  
  • 3.  Методическое письмо «О преподавании информатики в 2015-2016 учебном году».
  • авторской программы общеобразовательного курса (базового уровня) для 10-11 классов «Информатика и информационные технологии» Семакина И.Г.

Реализация учебной программы обеспечивается УМК, утверждённый приказом по школе № 129 от 21.05.2018 в списке учебников, используемых в 2018-2019 учебном году:

  • Информатика.10 класс. Базовый уровень: учебник/ И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер, Т.Ю. Шенина.- 6-е изд.-М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016.
  • Информатика.11 класс. Базовый уровень: учебник/ И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер, Т.Ю. Шенина.- 6-е изд.-М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.

Цель                                                                                                                                        

освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;

овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;

воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;

приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

Рабочая программа по «Информатике и ИКТ (базовый уровень)» для учащихся 10-11 классов. Программа соответствует утвержденным Министерством образования РФ Стандарту среднего общего образования по информатике и информационным технологиям и Примерной программе среднего общего образования по курсу «Информатика и ИКТ» на базовом уровне. Курс рассчитан на 69 часов (в 10 классе 1 час в неделю - 35 часов в год и в 11 классе 1 час в неделю - 34 часа в год).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл informatika_10-11_klass_baza.docx63.1 КБ

Предварительный просмотр:

Ямало-Ненецкий автономный округ

Муниципальное образование Ямальский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Новопортовская школа-интернат имени Л. В. Лапцуя"

Рабочая программа учебного предмета  

«Информатика»

(базовый уровень)

для 10-11 классов

на 2018-2019 учебный год

Составитель:

Жукова Елена Николаевна, учитель информатики

2018


Пояснительная записка

Рабочая программа по информатике составлена на основе

  • Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (далее ФГОС).  Согласно разделу ФГОС 18.3.1. «Учебный план среднего (полного) общего образования», в состав обязательной для изучения предметной области «Математика и информатика», входит учебный предмет «Информатика», который может изучаться на базовом или на углубленном уровне. Настоящий курс предназначен для изучения информатики на базовом  уровне.
  • 2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации  «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых  к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального  общего, основного общего, среднего общего образования.»  http://www.edu.ru
  • 3.  Методическое письмо «О преподавании информатики в 2015-2016 учебном году».
  • авторской программы общеобразовательного курса (базового уровня) для 10-11 классов «Информатика и информационные технологии» Семакина И.Г.

Реализация учебной программы обеспечивается УМК, утверждённый приказом по школе № 129 от 21.05.2018 в списке учебников, используемых в 2018-2019 учебном году:

  • Информатика.10 класс. Базовый уровень: учебник/ И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер, Т.Ю. Шенина.- 6-е изд.-М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016.
  • Информатика.10 класс. Базовый уровень: учебник/ И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер, Т.Ю. Шенина.- 6-е изд.-М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.

Цель        

освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;

овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;

воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;

приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

Рабочая программа по «Информатике и ИКТ (базовый уровень)» для учащихся 10-11 классов. Программа соответствует утвержденным Министерством образования РФ Стандарту среднего общего образования по информатике и информационным технологиям и Примерной программе среднего общего образования по курсу «Информатика и ИКТ» на базовом уровне. Курс рассчитан на 69 часов (в 10 классе 1 час в неделю - 35 часов в год и в 11 классе 1 час в неделю - 34 часа в год).

Требования к предметным результатам освоения базового курса информатики:

1) сформированость представлений о роли информации и связанных с ней процессов в окружающем мире;

2) владение навыками алгоритмического мышления и понимание необходимости формального описания алгоритмов;

3) владение умением понимать программы, написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня; знанием основных конструкций программирования; умением анализировать алгоритмы с использованием таблиц;

4) владение стандартными приёмами написания на алгоритмическом языке программы для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций программирования и отладки таких программ; использование готовых прикладных компьютерных программ по выбранной специализации;

5) сформированность представлений о компьютерно-математических моделях и необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта (процесса); о способах хранения и простейшей обработке данных; понятия о базах данных и средствах доступа к ним, умений работать с ними;

6) владение компьютерными средствами представления и анализа данных;

7) сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации; понимания основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете.

Учебно-тематический план

10 класс

п\п

Содержание программы

Количество часов

Общее

теория

практика

контрольная работа

Информация

8

7

5

Информационные процессы

6

6

2

Программирование обработка информации

21

19

5

2

ИТОГО:

35

32

12

3

11 класс

п\п

Содержание программы

Количество часов

Общее

теория

практика

контрольная работа

1.

Информационные системы и базы данных

10

9

5

1

2.

Интернет

10

6

3.

Информационное моделирование

10

6

3

4.

Социальная информатика

4

3

1

ИТОГО:

34

31

13

3

Содержание учебного предмета

Общая характеристика учебного предмета

Информационные процессы являются фундаментальной составляющей современной картине мира. Они отражают феномен реальности, важность которого в развитии биологических, социальных и технических систем сегодня уже не подвергается сомнению. Собственно говоря, именно благодаря этому феномену стало возможным говорить о самой дисциплине и учебном предмете информатики.

Как и всякий феномен реальности, информационный процесс, в процессе познания из «вещи в себе» должен стать «вещью для нас». Для этого его, прежде всего, надо проанализировать этот информационный процесс на предмет выявления взаимосвязей его отдельных компонент. Во-вторых, надо каким - либо образом представить, эти взаимосвязи, т.е. отразить в некотором языке. В результате мы будем иметь информационную модель данного процесса. Процедура создания информационной модели, т.е. нахождение (или создание) некоторой формы представления информационного процесса составляет сущность формализации. Второй момент связан с тем, что найденная форма должна быть «материализована», т.е. «овеществлена» с помощью некоторого материального носителя.

Представление любого процесса, в частности информационного в некотором языке, в соответствие с классической методологией познания является моделью (соответственно, - информационной моделью). Важнейшим свойством информационной модели является ее адекватность моделируемому процессу и целям моделирования. Информационные модели чрезвычайно разнообразны, - тексты, таблицы, рисунки, алгоритмы, программы – все это информационные модели. Выбор формы представления информационного процесса, т.е. выбор языка определяется задачей, которая в данный момент решается субъектом.

Автоматизация информационного процесса, т.е возможность его реализации с помощью некоторого технического устройства, требует его представления в форме доступной данному техническому устройству, например, компьютеру. Это может быть сделано в два этапа: представление информационного процесса в виде алгоритма и использования универсального двоичного кода (языка – «0», «1»). В этом случае информационный процесс становится «информационной технологией».

Эта общая логика развития курса информатики от информационных процессов к информационных технологиям проявляется и конкретизируется в процессе решения задачи. В этом случае можно говорить об информационной технологии решения задачи.

Приоритетной задачей курса информатики основной школы является освоение информационная технология решения задачи (которую не следует смешивать с изучением конкретных программных средств). При этим следует отметить, что в основной решаются типовые задачи с использованием типовых программных средств.

Приоритетными объектами изучения информатики в старшей школе являются информационные системы, преимущественно автоматизированные информационные системы, связанные с информационными процессами, и информационные технологии, рассматриваемые с позиций системного подхода.

Это связано с тем, что базовый уровень старшей школы, ориентирован, прежде всего, на учащихся – гуманитариев. При этом, сам термин "гуманитарный" понимается как синоним широкой, "гуманитарной", культуры, а не простое противопоставление "естественнонаучному" образованию. При таком подходе важнейшая роль отводиться методологии решения нетиповых задач из различных образовательных областей. Основным моментом этой методологии является представления данных в виде информационных систем и моделей с целью последующего использования типовых программных средств.

Это позволяет:

обеспечить преемственность курса информатики основной и старшей школы (типовые задачи – типовые программные средства в основной школе; нетиповые задачи – типовые программные средства в рамках базового уровня старшей школы);

систематизировать знания в области информатики и информационных технологий, полученные в основной школе, и углубить их с учетом выбранного профиля обучения;

заложить основу для дальнейшего профессионального обучения, поскольку современная информационная деятельность носит, по преимуществу, системный характер;

сформировать необходимые знания и навыки работы с информационными моделями и технологиями, позволяющие использовать их при изучении других предметов.

Все курсы информатики основной и старшей школы строятся на основе содержательных линий представленных в общеобразовательном стандарте. Вместе с тем следует отметить, что все эти содержательные линии можно сгруппировать в три основных направления: "Информационные процессы", "Информационные модели" и "Информационные основы управления". В этих направлениях отражены обобщающие понятия, которые в явном или не явном виде присутствуют во всех современных учебниках информатики.

Основная задача базового уровня старшей школы состоит в изучении общих закономерностей функционирования, создания и применения информационных систем, преимущественно автоматизированных.

С точки зрения содержания это позволяет развить основы системного видения мира, расширить возможности информационного моделирования, обеспечив тем самым значительное расширение и углубление межпредметных связей информатики с другими дисциплинами.

С точки зрения деятельности, это дает возможность сформировать методологию использования основных автоматизированных информационных систем в решении конкретных задач, связанных с анализом и представлением основных информационных процессов:

автоматизированные информационные системы (АИС) хранения массивов информации (системы управления базами данных, информационно-поисковые системы, геоинформационные системы);

АИС обработки информации (системное программное обеспечение, инструментальное программное обеспечение, автоматизированное рабочее место, офисные пакеты);

АИС передачи информации (сети, телекоммуникации);

АИС управления (системы автоматизированного управления, автоматизированные системы управления, операционная система как система управления компьютером).

Следует обратить внимание на следующие моменты.

Информационные процессы не существуют сами по себе (как не существует движение само по себе, - всегда существует “носитель” этого движения), они всегда протекают в каких-либо системах. Осуществление информационных процессов в системах может быть целенаправленным или стихийным, организованным или хаотичным, детерминированным или стохастическим, но какую бы мы не рассматривали систему, в ней всегда присутствуют информационные процессы, и какой бы информационный процесс мы не рассматривали, он всегда реализуется в рамках какой-либо системы.

Одним из важнейших понятий курса информатики является понятие информационной модели. Оно является одним из основных понятий и в информационной деятельности. При работе с информацией мы всегда имеем дело либо с готовыми информационными моделями (выступаем в роли их наблюдателя), либо разрабатываем информационные модели. Алгоритм и программа - разные виды информационных моделей. Создание базы данных требует, прежде всего, определения модели представления данных. Формирование запроса к любой информационно-справочной системе - также относится к информационному моделированию. Изучение любых процессов, происходящих в компьютере, невозможно без построения и исследования соответствующей информационной модели.

Важно подчеркнуть деятельностный характер процесса моделирования. Информационное моделирование является не только объектом изучения в информатике, но и важнейшим способом познавательной, учебной и практической деятельности. Его также можно рассматривать как метод научного исследования и как самостоятельный вид деятельности.

Принципиально важным моментом является изучение информационных основ управления, которые является неотъемлемым компонентом курса информатики. В ней речь идет, прежде всего, об управлении в технических и социотехнических системах, хотя общие закономерности управления и самоуправления справедливы для систем различной природы. Управление также носит деятельностный характер.

Информационные технологии, которые изучаются в базовом уровне – это, прежде всего, автоматизированы информационные системы. Это связано с тем, что возможности информационных систем и технологий широко используются в производственной, управленческой и финансовой деятельности. Очень важным является следующее обстоятельство. В последнее время все большее число информационных технологий строятся по принципу "открытой автоматизированной системы", т.е. системы, способной к взаимодействию с другими системами. Характерной особенностью этих систем является возможность модификации любого функционального компонента в соответствии с решаемой задачей. Это придает особое значение таким компонентам информационное моделирование и информационные основы управления.

Обучение информатики в школе организовано "по спирали": первоначальное знакомство с понятиями всех изучаемых линий (модулей), затем на следующей ступени обучения изучение вопросов тех же модулей, но уже на качественно новой основе, более подробное, с включением некоторых новых понятий, относящихся к данному модулю и т.д. Таких “витков” два: базовый курс основной школы и базовый курс старшей школы. В базовом уровне старшей школы это позволяет перейти к более глубокому всестороннему изучению основных содержательных линий курса информатики основной школы. С другой стороны это дает возможность осуществить реальную профилизацию обучения в гуманитарной сфере.

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ 10 класса

Информация. 

Введение. Понятие информации. Представление информации, языки, кодирование. Теоретическая информатика. Измерение информации.

Основные виды деятельности:

  • Основные подходы к определению информации.
  • Представление о системах, образованных взаимодействующими элементами.
  • Распознавать дискретные и непрерывные сигналы.
  • Виды носителей информации и их характерные особенности; виды и свойства информации.
  • Принцип алфавитного подхода к определению количества информации.

Информационные процессы. 

Процесс хранения и передачи информации. Обработка информации. Информационные процессы в компьютере.

Основные виды деятельности:

  • Сущностные характеристики и особенности протекания и передачи информации;
  • определение понятия «канал связи».
  • Сущностные характеристики и особенности протекания информационных процессов обработки, хранения и защиты информации.
  • Давать характеристику каналу связи; приводить примеры передачи информации в социальных технических системах.

Программирование обработка информации. 

Алгоритмы и величины. Структура алгоритмов. Паскаль – язык программирования. Элементы языка Паскаль. Операции, функции, выражения. Оператор присваивания, вводи и вывод данных. Программирование ветвлений. Программирование циклов. Вложенные и итерационные циклы. Вспомогательные алгоритмы и подпрограммы. Массивы. Организация ввода и вывода данных с использованием файлов. Строки символов. Комбинированный тип данных.

Основные виды деятельности:

  • действовать по инструкции, алгоритму;
  • составлять алгоритмы;
  • анализ и синтез, обобщение и классификация, сравнение информации;
  • использование знаний в стандартной и нестандартной ситуации;
  • логичность мышления;
  • умение работать в коллективе;
  • сравнение полученных результатов с учебной задачей;
  • владение компонентами доказательства;
  • формулирование проблемы и определение способов ее решения;
  • определение проблем собственной учебной деятельности и установление их причины.
  • Разработка и запись на языке программирования Pascal типовых алгоритмов;
  • владение основными приемами работы с массивами: создание, заполнение, сортировка массива, вывод элементовмассива в требуемом виде; назначение языков программирования;
  • алфавит языка программирования Pascal;
  • объекты, с которыми работает программа (константы, переменные, функции, выражения, операторы и т.д.);
  • основные типы данных и операторы языка Паскаль;
  • определение массива, правила описания массивов, способы хранения и доступа к отдельным элементам массива

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ 11 класса

Информационные системы и базы данных.

Что такое система. Модели систем. Информационные системы. База данных. Проектирование многотабличной базы данных. Запросы. Логические условия выбора данных.

Основные виды деятельности:

  • Знать определение понятия и типов информационных систем. Уметь различать и давать характеристику баз данных (табличных, иерархических, сетевых;
  • формирование запросов на поиск данных в среде системы управления базами данных;

Интернет. 

Организация глобальных сетей. WWW – всемирная паутина. Web- сайт. Создание таблиц и списков.

Основные виды деятельности:

  • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
  • организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;

Информационное моделирование. 

Компьютерное информационное моделирование. Моделирование зависимостей между величинами. Модели статистического прогнозирования. Моделирование корреляционных зависимостей. Модели оптимального планирования.

Основные виды деятельности:

  • создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе в форме блок-схем);
  • проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов.

Социальная информатика. 

Информационные ресурсы. Информационное общество. Правовое регулирования в информационной сфере. Проблема информационной безопасности.

 Основные виды деятельности:

  • передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.

Модуль . Информационное противодействие идеологии терроризма.

Тема 1. Кибертерроризм как продукт глобализации.

Глобальное развитие информационных технологий. Двойственность роли информационно-коммуникационных технологий. Злоупотребление высокими технологиями как фактор возникновения кибертерроризма. Сущность понятий кибертерроризма. Общая характеристика и отличительные черты от терроризма вообще. Противодействие кибертерроризму как важная государственная задача по обеспечению информационной безопасности гражданского населения.

Тема 2. Интернет как сфера распространения идеологии терроризма.

Социально важные функции Интернета: коммуникативная; интегрирующая; актуализирующая;  геополитическая; социальная. Способы использования террористами Интернета. Общая характеристики террористических сообществ в Интернете.

Интернет как идеологическая площадка для пропаганды, вербовки сторонников террористов, а также потенциальных исполнителей актов террора. Компьютерные игры как способ вовлечения подростков и молодежи в террористическую деятельность при помощи Интернета.

Тема 3. Законодательное противодействие распространению террористических материалов в Интернете.

Международное законодательство. Международные стандарты в области предупреждения преступлений в информационно-коммуникационной сфере. Конгрессы ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. Конвенция Совета Европы «О киберпреступности» ETS № 185 от 23 ноября 2001 г. Международный опыт противодействия терроризму в сфере информационно-коммуникационных технологий.

Российское законодательство. Закон РФ «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 года. Федеральный закон «О противодействии терроризму» от 6 марта 2006 года.

Тема 4. Проблемы экспертизы информационных материалов, содержащих признаки идеологии терроризма.

Нормативно-правовая база и организационные аспекты назначения экспертиз информационных материалов, содержащих признаки идеологии терроризма (включая и материалы из Интернета). Сущность и особенности методики комплексных психолого-лингвистических экспертиз и методики комиссионных и комплексных лингвистических экспертиз. Сущность комплексных не правовых экспертиз.

Планируемые результаты

Личностные  результаты:

  • выделять информационные аспекты в деятельности человека;
  • осуществлять информационное взаимодействие в процессе деятельности;
  • анализировать информацию и определять ее свойства;
  • использовать способы представления и кодирования информации в процессе деятельности;
  • характеризовать языковое и речевое развитие человека;
  • формулировать определение по существенным признакам, высказывать суждения, подтверждать их фактами, обобщать, анализировать информацию;
  • логически мыслить, доказывать, строить рассуждения, делать выводы в области освоения программного обеспечения, соответствующего возрастным возможностям;
  • организовывать свою деятельность с помощью необходимых программных средств;
  • использовать соответствующее аппаратное обеспечение с целью общения;
  • ориентироваться на заданную систему требований, уровень алгоритмизации действий, соблюдение правил деятельности;
  • формировать умения действовать по правилу, корректного воспроизведения образца, способности ориентироваться на образец;
  • понятия связи различных явлений, процессов, объектов с информационной деятельностью человека; роли информационных процессов в современном мире, в т.ч. на уровне города, области и региона;
  • готовности к продолжению обучения с использованием ИКТ; освоение типичных ситуаций управления персональными средствами ИКТ, включая цифровую бытовую технику;
  • владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
  • уважение к информации о частной жизни и информационным результатам деятельности других людей;
  • основы правовой культуры в области использования информации;
  • навыки создания и поддержки индивидуальной информационной среды, навыки обеспечения защиты значимой личной информации, чувство ответственности за качество личной информационной среды;
  • умение осуществлять совместную информационную деятельность, в частности, при выполнении учебных заданий, в том числе проектов;
  • наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
  • ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения.

Обучающийся получит возможность для формирования

  • готовности к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
  • способности и готовности к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
  • способности увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
  • способности и готовности к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • осознавать этапы организации учебной работы;
  • принимать и сохранять учебную задачу, планировать ее реализацию и способы выполнения;
  • планировать последовательность действий для достижения какой-либо цели (личной, коллективной, учебной, игровой и др.);
  • решать задачи, ответом для которых является описание последовательности действий на естественных и формальных языках;
  • вносить необходимые коррективы в свою деятельность в зависимости от ее результатов;
  • осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль результатов деятельности.

Обучающийся получит возможность научиться

  • самостоятельно работать с книгой (учебником, справочником, словарем, энциклопедией, дополнительной литературой);
  • осуществлять планирование своей и коллективной деятельности на основе осознаваемых целей, намечать новые цели;
  • проявлять инициативу при ответе на вопросы и выполнении заданий, поддерживать инициативу других;
  • осуществлять контроль своих действий, корректировать их с учетом поставленных задач;
  • осуществлять рефлексию и самооценку, адекватно оценивать свои действия и действия окружающих
  • выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению;
  • использовать различные средства самоконтроля с учетом специфики изучаемого предмета (тестирование, дневник, в том числе электронный, портфолио, таблицы достижения результатов, беседа с учителем и т.д.).

Познавательные универсальные учебные действия

  • понимать и уметь объяснять закономерности протекания информационных процессов в системах различной природы, их общность и особенности;
  • уметь описывать, используя понятия информатики, информационные процессы функционирования, развития, управления в природных, социальных и технических системах;
  • анализировать исторические этапы развития средств ИКТ в контексте развития общества;
  • объяснять взаимосвязь первоначальных понятий информатики и объектов реальной действительности (соотносить их между собой, включать в свой активный словарь ключевые понятия информатики).
  • создавать информационные модели объектов, явлений, процессов из разных областей знаний на естественном, формализованном и формальном языках (на начальном уровне); преобразовывать одни формы представления в другие, выбирать язык представления информации модели в зависимости от поставленной задачи.
  • применять навыки по использованию компьютера для решения простых информационных и коммуникационных учебных задач;
  • Формирование способности выполнять разные виды чтения:
  • Сканирование – быстрый просмотр текста с целью поиска факта, слова, фамилии.
  • Предварительное чтение – чтение, в процессе которого отмечаются все незнакомые иностранные слова, научные термины, чтобы в дальнейшем уяснить их значение по словарям и справочникам.
  • Беглое чтение (динамичное, партитурное) – быстрое ознакомление с текстом в целом при большой скорости чтения.
  • Повторное чтение – чтение текста посредством нескольких итераций с целью более глубоко осмысления.
  • осуществить перенос знаний, умений в новую ситуацию для решения проблем, комбинировать известные средства для нового решения проблем;
  • Обучающийся получит возможность научиться:
  • выполнять разные виды чтения:
  • Аналитическое чтение – критическое изучение содержания текста с целью его более глубокого осмысления, сопровождающееся выпиской фактов, цитат, составлением тезисов, рефератов и т.д. 
  • системному мышлению – способность к рассмотрению и описанию объектов, явлений, процессов в виде совокупности более простых элементов, составляющих единое целое.
  • объектно-ориентированному мышлению – способность работать с объектами, объединять отдельные предмеры в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов в этой группе или общие функции и действия, выполняемые этими или над этими объектами.
  • формальному мышлению – способность применять логику при решении информационных задач, умение выполнять операции над понятиями и простыми суждениями.  
  • критическому мышлению – способность устанавливать противоречие, т.е. несоответствие между желаемым и действительным.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • целенаправленному поиску и использованию информационных ресурсов, необходимых для решения учебных и практических задач, в том числе с помощью средств ИКТ;
  • анализировать информационные процессы, протекающие в социотехнических, природных, социальных системах;
  • оперировать информационными объектами, их преобразования на основе формальных правил;
  • применять средства ИКТ для решения учебных и практических задач из областей, изучаемых в различных школьных предметах;
  • определять наиболее рациональную последовательность действий по выполнению учебной задачи (план, алгоритм, модули и т.д.), а также адекватно оценивать и применять свои способности в коллективной деятельности.
  • самостоятельно оценивать свою деятельность и деятельность членов коллектива посредством сравнения с деятельностью других, с собственной деятельностью в прошлом, с установленными нормами.
  • использовать монолог и диалог для выражения и доказательства своей точки зрения,  толерантности, терпимости к чужому мнению, к противоречивой информации.
  • выбирать, строить и использовать адекватные информационные модели для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с задачами и  условиями коммуникации.
  • использовать информацию с учётом этических и правовых норм;
  • выражать свои мысли в устной и письменной речи, строить монологи, участвовать в диалоге;
  • использовать различные речевые средства, средства и инструменты ИКТ для передачи своих чувств и впечатлений, учитывать позицию собеседника;
  • сотрудничать с учителем и сверстниками, грамотно формулировать вопросы, принимать участие в коллективных проектах.

Обучающийся получит возможность научиться

  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, творчески выражать свое мнение о явлениях жизни, аргументировать свою позицию;
  • проявлять творческую инициативу, самостоятельность в групповой работе;
  • адекватно воспринимать и передавать информацию, отражающую содержание и условия коллективной деятельности;
  • использовать опыт творческого взаимодействия в организации содержательного досуга.

Предметные  результаты:

  • владеть общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», информация, информационные процессы, компьютер как универсальном устройстве обработки информации и др.;
  • выполнять правила поведения и ТБ в компьютерном классе,
  • организовывать рабочее место в компьютерном классе, участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать ТБ;
  • анализировать информационные процессы и технологии;
  • анализировать устройства  компьютера с точки  зрения организации  процедур ввода, хранения, обработки, вывода и передачи информации;
  • определять технические  средства, с помощью  которых может быть  реализован ввод информации (текста, звука, изображения) в компьютер;
  • организовывать личную информационную среду;
  • определять количество информации в сообщении о городе, области;
  • осуществлять поиск информации и работу с ней, в т.ч. о городе, области;
  • осуществлять поиск информации, оценивать ценность информации, в т.ч. о городе, области, находить источники информации для решения учебных задач;
  • определять этапы решения задачи на компьютере;
  • определять понятия исполнитель алгоритмов, система команд исполнителя;
  • понимать возможности компьютера как исполнителя алгоритмов;
  • понимать основные принципы структурного программирования;
  • описывать алгоритмы на языке блок-схем и на учебном алгоритмическом языке;
  • знать систему типов данных в Паскале, операторы ввода и вывода, правила записи арифметических выражений на Паскале, оператор присваивания, структуру программы на Паскале;
  • понимать порядок выполнения вложенных циклов;
  • понятия вспомогательного алгоритма и подпрограммы, правила описания и использования подпрограмм-функций, правила описания и использования подпрограмм-процедур;
  • знать правила описания массивов на Паскале,  правила организации ввода и вывода значений  массива, правила программной обработки массивов;
  • составлять программы линейных вычислительных алгоритмов на Паскале;
  • разрабатывать и отлаживать типовые программы, обрабатывающие числовые данные;
  • разрабатывать и отлаживать простейшие программы, реализующие основные алгоритмические конструкции;
  • разрабатывать и отлаживать типовые программы, реализующие основные методы и алгоритмы обработки массивов: заполнение массива, поиск и подсчет элементов, нахождение максимального и минимального значений, сортировки массива и др.;
  • программировать циклы, выделять подзадачи и описывать вспомогательные алгоритмы;
  • описывать функции и процедуры на Паскале, записывать в программах обращения к функциям и процедурам;
  • тестировать и отлаживать программы на языке Паскаль.
  • основным навыкам и умениям использования компьютерных устройств.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • информационной и алгоритмической культуре;
  • умениям формализации и структурирования информации, умениям выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей  с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
  • навыкам и умениям безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

Ресурсы и условия реализации программы

Изучение курса обеспечивается учебно-методическим комплексом (УМК), включающим в себя учебники для 10 и 11 классов, компьютерный практикум  и методическое пособие.  В методической системе обучения предусмотрено использование цифровых образовательных ресурсов по информатике  из коллекции на сайте ФЦИОР (http://fcior.edu.ru), а также авторские ЦОР из Единой коллекции ЦОР (school-collection.edu.ru) и приведенные в авторской мастерской И.Г.Семакина на сайте издательства «БИНОМ».

  1. – М.: БИНОМ. Лаборатория  знаний, 2016.
  2. Семакин И.Г., Хеннер Е.К.., Шестакова Л.В.. Информатика. Базовый уровень. 11  класс. – М.: БИНОМ. Лаборатория  знаний, 2016.
  3. Семакин И.Г., Шеина Т.Ю., Шестакова Л.В.  Компьютерный практикум по информатике  для 10-11 классов. Базовый уровень.   М.: БИНОМ. Лаборатория  знаний.
  4. Семакин И.Г., Мартынова И.Н.  Информатика. Базовый уровень. 10-11  класс. Методическое пособие – М.: БИНОМ. Лаборатория  знаний

Аппаратные средства:

  • компьютер;
  • проектор;
  • принтер;
  • телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети;
  • устройства вывода звуковой информации;
  • устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами;
  • устройства создания графической информации;
  • устройства для создания музыкальной информации;
  • устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации.

Программные средства:

  • операционная система;
  • файловый менеджер (в составе операционной системы или др.);
  • антивирусная программа;
  • программа-архиватор;
  • клавиатурный тренажер;
  • интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы;
  • звуковой редактор;
  • простая геоинформационная система;
  • виртуальные компьютерные лаборатории;
  • программа-переводчик;
  • система оптического распознавания текста;
  • мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.);
  • система программирования;
  • почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.);
  • браузер (входит в состав операционных систем или др.).

Раздел 6. Формы образовательно-воспитательной деятельности

Данная программа предусматривает классно-урочную систему организации учебного процесса с системой консультаций, индивидуальных занятий, а также самостоятельной работы учащихся с использованием современных компьютерных технологий. Так как программа реализуется на базовом уровне, то для успешного её освоения предусмотрены домашние задания для обучающихся.

Систему форм учебной деятельности учащихся на уроке составляют фронтальная, индивидуальная и групповая Этим формам также присущи все компоненты процесса обучения. Они отличаются друг от друга количеством ю учащихся и способами организации работы.

  1. индивидуальные;
  2. групповые;
  3. индивидуально-групповые;
  4. фронтальные;
  5. практикумы.

Формы контроля ЗУН (ов):

  1. наблюдение;
  2. беседа;
  3. фронтальный опрос;
  4. опрос в парах;
  5. практикум;
  6. тестирование.

Раздел 7. Система оценивания

Учащиеся занимаются в течение триместра, получая баллы за различные виды деятельности. В конце каждого триместра подсчитывается общее количество баллов, набранных учащимися, и выставляется оценка за триместр в соответствии с приведенными ниже критериями:

0 – 44 баллов – оценка «2»,

45 – 64 баллов – оценка «3»,

65 - 84 баллов – оценка «4»,

85 – 100 баллов – оценка «5».

Основные показатели СОУ

Работа на уроке, дома

1.

Самостоятельная работа в тетради на протяжении всего урока с последующей проверкой учителем

2 балла

2.

Работа у доски

4 балла

3.

Фронтальная работа в классе

2 балла

4.

Качественное, верное выполнение заданий домашней работы

5 балла

5.

Практическая работа

5 баллов

6.

Практикум

10 баллов

За самостоятельное выполнение заданий обязательного уровня, учащийся получает – 1 балл, за выполнение номеров повышенной сложности – 2 балла (за одно задание, при условии верного решения).

Проверочные работы

1.

Проверочная, самостоятельная работа

5 баллов

2.

Контрольная работа

10 баллов

3.

Тематические теоретические зачеты

5 баллов

Критерии оценивания контрольной и практической  работы

2 балла

Работа выполнена менее на 50 %.

4 балла

Работа выполнена на 50 %, либо содержит более двух ошибок.

6 баллов

Работа выполнена с двумя ошибками, либо не выполнено одно задание.

8 баллов

Работа выполнена полностью, допускается один - два недочета, которые не влияют на правильность ответа, либо допущена одна ошибка, либо учащийся принимался, но не выполнил одно задание.

10 баллов

Работа выполнена полностью, допускается один недочет, который не влияет на правильность ответа.

Критерии оценивания проверочной, самостоятельной работы, тематического теоретического зачета, практической работы

2 балла

Работа выполнена менее на 50 %.

3-4 балла

Работа выполнена полностью, допускается один - два недочета, которые не влияют на правильность ответа, либо допущена одна ошибка, либо учащийся принимался, но не выполнил одно задание.

5 баллов

Работа выполнена полностью, допускается один недочет, который не влияет на правильность ответа.

Примечание. Минимальное количество баллов за самостоятельную, контрольную работы не должны быть ниже 2 баллов, т. к. учащийся выполнял задание, но не совсем верно (или не верно) справился с ним.

Творческие работы

1.

Реферативная работа, сообщение

3 балла

2.

Презентация по теме урока

3 балла

3.

Участие в предметной олимпиаде, конкурсе, конференции

3 балла

4.

Призер / победитель предметной олимпиады, конкурса, конференции

10  баллов

5.

Выполнение проекта

10 баллов

При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:

Процент выполнения задания

Отметка

91-100%

10-7 баллов

76-90%%

6-4 балла

51-75%%

1-3 балла

менее 50%

0 баллов

При выполнении практической работы и контрольной работы:

        Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.

Литература для учителя

  1. Златопольский Д.М. Я иду на урок информатики: Задачи по  программированию. 7-11 классы: Книга для учителя. – М.: Первое сентября, 2002.
  2. Информатика. Задачник-практикум в 2т. Под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2013.
  3. Математические основы информатики. Элективный курс: Учебное пособие / Е.В.Андреева, Л.Л.Босова, И.Н.Фалина. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
  4. Попов В.Б. Turbo Pascal для школьников: Учеб. пособие – 3-е доп.изд. – М.: Финансы и статистика, 2010.
  5. Практикум по информатике и информационным технологиям. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений / Н.Д.Угринович,  Л.Л.Босова, Н.И.Михайлова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,  2005.

Материалы на электронных носителях и  ИНТЕРНЕТ – ресурсы;

  1. http://www.standart.edu.ru – Официальный сайт ФГОС
  2. http://www.edu.ru – Федеральный портал «Российское образование»
  3. http://mon.gov.ru/ - Министерство образования и науки Российской Федерации
  4. http://www.ed.gov.ru/ - Документы и материалы деятельности федерального агентства по образованию
  5. http://www.komitet8.km.duma.gov.ru/ - Комитет Государственной Думы Федерального Собрания РФ по образованию
  6. http://www.fipi.ru/ - Федеральный институт педагогических измерений
  7. http://www.ege.edu.ru – официальный информационный портал ЕГЭ и ГИА
  8. http://school-collection.edu.ru/ - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР)
  9. http://fcior.edu.ru/  - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР)
  10. http://www.ict.edu.ru/ - Информационно-коммуникационные технологии в образовании
  11. http://www.ug.ru - Учительская газета
  12. http://www.1september.ru  -  «Первое сентября»
  13. http://www.lbz.ru – сайт издательства БИНОМ
  14. http://www.teacher.fio.ru   - Учитель.ru - каталог всевозможных учебных и методических материалов по всем аспектам преподавания в школе
  15. http://www.lbz.ru/ index.php?div=downloads -  электронные пособия по информатике
  16. http://www.bolgar.info - информационные технологии в образовании
  17. http://edu.rin.ru  - наука и образование
  18. http://som.fio.ru -  задачи для проведения ЕГЭ по информатике
  19. http://www.nerungri.edu.ru - особенности стандарта по информатике
  20. http://www.altlinux.org/ - Alt Linux Wiki
  21. www.opennet.ru – различная документация по Linux.
  22. http://docs.kde.org – Официальная документация по KDE.
  23. http://www.gnu.org  – Официальный сайт проекта GNU.
  24. http://www.linuxcenter.ru/lib/  – Сайт ГНУ/Линуксцентра.
  25. http://www.polyakov.narod.ru – авторский сайт Полякова
  26. http://www.postroika.ru/ графика и сайтостроение
  27. http://www.acmp.ru/ подготовка к олимпиадам
  28. http://www.ucoz.ru/ бесплатный конструктор сайтов
  29. http://www.metodist.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по информатике 10-11 класс Базовый уровень

Настоящая программа рассчитана изучение базового курса информатики учащимися 10-11 классов в течении 136 часов ( 68 часов в год, 2 часа в неделю).Данный курс призван обеспечить базовые знания учащихся...

Рабочая программа по информатике, 10-11 класс, базовый уровень, Н.Д. Угринович

Данная рабочая программа рассчитана на учащихся, освоивших базовый курс информатики и ИКТ в основной школе. Для подготовки к ЕГЭ в рамках соответствующих тем «Информационные технологии», «Коммуникацио...

Программа по информатике ФГОС 10 классы базовый уровень

Программа по информатике ФГОС 10 классы базовый уровень...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по информатике для 11 классов (базовый уровень) на 2019-2020 учебный год

Рабочая программа на 2019-2020 уч.год  составлена на основе авторской программы И.Г. Семакина «Информатика» для 10-11 классов (базовый уровень)....

Рабочая программа Антропова М.В. по информатике для 9 классов (базовый уровень).

Рабочая программа по информатике составлена на основе авторской программы  Босовой Л.Л. «Программа курса информатики и ИКТ для 7-9  классов средней общеобразовательной школы»...

Рабочая программа учебного предмета «Информатика» 10-11 класс (базовый уровень)

Рабочая программа по учебному предмету «Информатика» для 10-11 классов составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего обр...

Рабочая программа по информатике 10-11 класс_базовый уровень

Рабочая программа по информатике 10-11 класс (базовый уровень)...