Технологическая карта урока Информатика, 5 класс. ФГОС, Босова по теме "Форматирование текста".
методическая разработка по информатике и икт (5 класс)

Терентьева Лариса Николаевна

Решаемые учебные задачи:

  • систематизировать  представления  учащихся  об  этапе  форматирования текстового документа;
  • актуализировать имеющиеся умения оформления текстовых документов в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру
  • и цвету, к выравниванию текста.

 

Тип урока: урок изучения новых знаний.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока. Босова. Информатика . 5 класс. ФГОС.

Урок 14.  Форматирование текста.

Планируемые образовательные результаты:

  • предметные  –  представление  о  форматировании  как  этапе  создания текстового  документа;  умение  форматировать  несложные  текстовые

документы;  

  • метапредметные – основы ИКТ-компетентности; умение оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и

цвету, к выравниванию текста;

  • личностные  –  чувство  личной  ответственности  за  качество  окружающей информационной среды.  

Решаемые учебные задачи:

  • систематизировать  представления  учащихся  об  этапе  форматирования текстового документа;
  • актуализировать имеющиеся умения оформления текстовых документов в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру
  • и цвету, к выравниванию текста.

Тип урока: урок изучения новых знаний. 

Оборудование: компьютерный класс (на каждом компьютере установлена программа WordPad), мультимедийная проектор, экран,  презентация. 

 Литература, использованная при подготовке урока:

  1. Босова Л.Л., А.Ю.Босова.  Информатика и ИКТ. 5-7 классы: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. – 464 с.
  2.  Босова Л.Л. Рабочая тетрадь по информатике и ИКТ. 5 класс. – М..: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. – 143 с.
  3. Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. – 184 с.

Технологическая карта урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный этап (1 мин)

- Здравствуйте, ребята! Садитесь.

- Я желаю нам успешной работы!!!

- Начнём урок.

Садятся и слушают учителя

2. Актуализация знаний (3 мин)

- Обратите внимание на следующий слайд (Слайд 1). На нём вы видите действия с фрагментом текста: выделить,  форматировать,  переместить, удалить, вырезать, копировать, вставить.

- На данный момент времени, какие действия с фрагментом текста вы уже умеете выполнять?

- А какое из перечисленных действий с фрагментом текста осталось нами ещё не изучено

- Действительно, мы с вами не учились ещё форматировать текст, но на одном из предыдущих уроков мы с вами упоминали о форматировании текста.

- Когда и на каком уроке?

- Форматирование текста это один из этапов подготовки текстового документа на компьютере (Слайд 2)

- Значит тема нашего урока…

(Слайд 3)

- Давайте все вместе сформулируем цели нашего урока…

- Что мы сегодня на уроке должны узнать и чему научиться?

Записать число и тему урока

Смотрят на слайд

выделить,   переместить, удалить, вырезать, копировать, вставить.

Форматировать

Когда знакомились с этапами создания текстового документа

Озвучивают цели урока

Записывают число и тему урока

3. Изучение нового материала (14 мин)

- Давайте сначала узнаем, что такое форматирование текста?

- Посмотрите внимательно на следующий слайд (Слайд 4)

- Перед вами два текста.

- Похожи эти тексты между собой? Что у них общего?

- А чем они отличаются?

- К какому тексту, по вашему мнению, применены параметры форматирования?

- Так что такое форматирование?

(Слайд 5)

- Теперь мы с вами знаем, что такое форматирование текста. (Слайд 6)

- Значит, сейчас вы можете приступить  непосредственно к форматированию текста.

- Почему нет?

- Прежде чем научиться форматировать текст нужно знать приёмы форматирования.

- Давайте познакомимся с приёмами форматирования текста в текстовом редакторе WordPad.

- Обратите внимание на следующий слайд.

(Слайд 7)

- Перед вами окно текстового редактора WordPad.

- Как вы думаете, в каком пункте меню находятся команды  для форматирования текста?

- Например, для оформления шрифта нужно выбрать команду Шрифт. Появится диалоговое окно, в котором можно установить различные параметры форматирования и нажать ОК.

- А ещё как можно форматировать текст?

- Посмотрите внимательно на окно текстового редактора WordPad. (Слайд 8)

 - Для форматирования текста  существует панель инструментов форматирования.

- С помощью инструментов этой панели можно выбирать различные параметры форматирования текста.

- Что для этого нам нужно знать?

- Для того, чтобы узнать назначение инструментов форматирования текста я предлагаю вам выполнить следующее задание в парах (раб. тетрадь №116)

- Проверяем правильность выполнения задания.

- Для этого нужно выйти к доске, показать инструмент и сказать его назначение.

   

Инструменты для выбора шрифта (Слайды 9, 10, 11)

Инструменты для выбора начертания (Слайд 12)

Инструменты для выбора выравнивания текста  (Слайд 13)

Инструмент для создания маркированного списка

(Слайд 14)

- Сейчас вы знаете, что такое форматирование текста, инструменты для форматирования текста, приёмы форматирования,  но у меня к вам есть несколько вопросов: 

1. Можно форматировать текст при вводе текста? Каким образом?

2. Можно форматировать текст после ввода текста? Каким образом?

 

Содержанием

Шрифтом, размером шрифта, цветом, выравниванием

Ко второму  тексту

Формулируют и записывают определение в тетрадь

Нет

Высказывают свои мнения

Формат

С помощью панели форматирования текста

Нужно знать назначение инструментов форматирования текста.

Да

Установить нужные параметры и вводить текст

Да

Для этого нужно сначала выделить нужный фрагмент текста, а потом установить нужные параметры форматирования

4. Практическая работа

 (15 мин)

- Для того чтобы научиться форматировать текст нужно выполнить следующую практическую работу.

задание 3 на стр.128 в учебнике

Слушают учителя

Выполняют практическую работу

5. Физкультминутка  (2 мин)

Перед выполнение практической работы для разминки и для повторения правил работы за компьютером предлагаю выполнить следующую физминутку в стихах.

А теперь прошу всех встать и за мною повторять.

Можно с грязными руками за компьютером сидеть?

(Нет – вращением головы вправо-влево)

Управляться ловко с мышкой

Нужно каждому уметь?

(Да – вперёд-назад)

Расстоянье до экрана будем как определять?

(Так – вытянуть руки)

А красивую осанку как мы станем выправлять?

(Так!)

Выполняют физминутку

6. Домашнее задание (2 мин)

Для закрепления полученных на уроке знаний и умений выполните следующее домашнее задание. (Слайд 16)

Обязательно для всех:

§2.9 (стр. 92-93) читать

РТ  стр. 82 № 49

Дополнительно на выбор:

  1. стр. 83 № 50 (разгадать кроссворд)
  2. Оформить грамоту победителю олимпиады по информатике в произвольной форме

Записывают домашнее задание в дневник

7. Рефлексия. Итог урока (3 мин)

- Наш урок подходит к концу. (Слайд 17)

- Я предлагаю вам продолжить фразу:

Сегодня на уроке:

  • я узнал (узнала) …
  • я научился (научилась)…
  • самым легким при выполнении практической работы для меня было…
  • самым трудным на уроке оказалось…

- На сегодня урок закончен! Всем спасибо! Всего вам доброго! До свидания!

Продолжают фразы

Практическая работа «Форматируем текст»

На оценку «3».

  1. Откройте программу WordPad. Найдите панель инструментов Форматирование. Если панели нет, то с помощью меню Вид установите панель Форматирование.
  2. Откройте документ Правила поведения в компьютерном классе.rtf (Мои документы\5 класс\Заготовки для практикума).
  3. Задайте:
  • для заголовка текста размер шрифта – 18;
  • для 1-го, 2-го и 3-го правил тип шрифта Arial;
  • для 4-го, 5-го и 6-го правил размер шрифта 14, тип шрифта Comic Sans MS;
  • для 7-го и 8-го -  размер шрифта 16, тип шрифта Tahoma;
  1. Задайте для первых трёх правил свой цвет, использовав инструмент Цвет на панели форматирования.
  2. Установите начертание символов:
  • 1-е, 2-е и 3-е правила – жирное;
  • 4-е, 5-е и 6-е правила – курсивное;
  • 7-е и 8-е правила – подчеркнутое.
  1. Примените выравнивание:
  • для заголовка текста – по центру.
  • для всех правил – по правому краю.

На оценку «4».

  1. Измените начертание символов:
  • для 1-го, 2-го и 3-го правил – на курсивное подчеркнутое;
  • для 4-го, 5-го и 6-го правил – на жирное подчеркнутое;
  • для 7-го и 8-го правил – на жирное курсивное.
  1. Измените нумерованный список на маркированный.

На оценку «5».

  1. Отформатируйте текст за счет пустых строк и размера шрифта так, чтобы текст занимал всю отведённую для него страницу. Убедитесь в правильности ваших действий, осуществив предварительный просмотр документа.
  2. Сохраните документ с изменениями в личной папке под именем Правила поведения в компьютерном классе1.rtf.

Дополнительное задание

  1. Откройте документ Пригласительный билет. rtf (Мои документы\5 класс\Заготовки для практикума).
  2. Оформите пригласительный билет по следующему образцу:

Пригласительный билет

Дорогой друг!

Приглашаем тебя

1 апреля

на праздничный ужин

в деревню Простоквашино.

Дядя Фёдор

  1. В меню Файл выберите пункт Параметры страницы и задайте для созданного вами приглашения ориентацию Альбомная. Измените значения левого, правого, нижнего и верхнего полей на 50 мм. Проследите за изменениями.
  2. Измените размеры шрифта так, чтобы текст занимал всю отведённую для него страницу. Убедитесь в правильности ваших действий, осуществив предварительный просмотр документа.
  3. Сохраните документ в личной папке под именем Приглашение.

Назначение инструментов для форматирования текста

Оформление шрифта

Инструмент

Назначение инструмента

Устанавливает тип шрифта

Устанавливает размер шрифта

Устанавливает  цвет шрифта

Выравнивание текста

Выравнивание текста по левой границе

Выравнивание текста по правой границе

Выравнивание текста по центру

Начертание шрифта

Устанавливает жирный шрифт

Устанавливает курсивный шрифт

Устанавливает подчёркнутый шрифт

  • Маркированный список


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока "Основные объекты текстового документа. Ввод текста." 5 класс

Методическая разработка урока по теме:"Основные объекты текстового документа. Ввод текста." для учащихся 5 класса к учебнику Л.Л Босова "Информатика" 5 класс ФГОС.В разработке использованы материалы и...

Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт) в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС второго поколения НОО».

Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт)  в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС вто...

Конспект урока по теме "Голосеменные" в форме технологической карты 5 класс ФГОС

Конспек урока по теме "Голосеменные"   разработан в соответствии с ФГОС  в форме технологической карты. Определена проблема, дан план ее решения. Форма деятельности учащихся- исследова...

Технологическая карта 5 класс ФГОС

Технологическая карта  5 класс...

Технологическая карта 5 класс ФГОС (по Дорофееву)

Технологическая карта 5 класс ФГОС (по Дорофееву)...

Информатика 7-9 класс ФГОС Босова Л.Л., Босова А.Ю.

Учебники по информатике издательства «БИНОМ. Лаборатория знаний» для начального, основного и среднего общего образования являются основной единственного в своем роде непрерывного курса инф...