Д ОКЛАД на тему:ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
презентация к уроку по информатике и икт

Лиджиева Татьяна Витальевна

В современном мире возросла потребность во внедрении информационно-коммуникационных технологиях (ИКТ). Они открывают значительные возможности расширения образовательных рамок учебных предметов в общеобразовательном учреждении. ИКТ призваны стать неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность и облегчают в выборе будущей профессии, в области IT технологий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

«Скажи мне, и я забуду

Покажи мне,- я смогу запомнить.

Позволь мне это сделать самому,

И это станет моим навсегда».

Древняя мудрость

В современном мире возросла потребность во внедрении информационно-коммуникационных технологиях (ИКТ). Они открывают значительные возможности расширения образовательных рамок учебных предметов в общеобразовательном учреждении. ИКТ призваны стать неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность и облегчают в выборе будущей профессии, в области IT технологий.

Основной задачей  информатизации образования в России является эффективное использование следующих важнейших преимуществ ИКТ:

  • заинтересованность  обучающихся;
  • переход процесса познания из категории «учить» в категорию «изучать» какой-либо предмет осознанно и самостоятельно;
  • информационная насыщенность и гибкость методики обучения с применением ИКТ;
  • «погружение» обучающегося в особую информационную среду, которая наилучшим образом мотивирует и стимулирует процесс обучения;
  • дифференцированность и индивидуализация учебного процесса;
  •  изменение процесса познания путём смещения её в сторону системного  мышления;
  • интерактивные связи с различными образовательными ресурсами (библиотеки, образовательные сайты, справочники, словари) и образовательными сообществами (учителя, социальные чаты).

При подготовке к уроку с использованием ИКТ учитель не должен забывать, что это УРОК, а значит, нужно составлять план урока, исходя из его целей. При отборе учебного материала он должен соблюдать основные принципы систематичности и последовательности, доступности, дифференцированного подхода, научности и др.

Разработка урока с использованием ИКТ состоит из следующих этапов:

1. Концептуальный. На данном этапе определяется дидактическая цель с ориентацией на достижение результатов, аргументируется необходимость использования ИКТ или ресурсов Интернет в образовательном процессе, исходя из педагогических задач урока.

2. Технологический. На основе сформулированных требований к образовательным электронным ресурсам по дидактическим целям и методическому назначению проводится анализ и отбор образовательных электронных ресурсов. Выбирается форма урока, выделяются основные структурные элементы урока, прогнозируется эффективность использования данного ресурса, определяется методика проведения урока и проектируются основные виды деятельности с ресурсами в учебном процессе.

3. Операционный. На данном этапе проводится детализация функций, которые можно возложить на средства ИКТ, и способов их реализации, выбор способов взаимодействия обучаемого с электронным ресурсом, осуществляется поэтапное планирование урока. Для каждого из этапов определяется цель, длительность этапа, форма организации деятельности учащихся, функции преподавателя и основные виды его деятельности на данном этапе, форма промежуточного контроля и т.п.

Планируя урок с применением ИКТ, нужно учитывать следующие факторы: уровень подготовки класса, методическую цель урока, тип урока, готовность учащихся к новому виду учебной деятельности, гигиенические требования.

Критерии полезности ИКТ в образовании можно сформулировать следующим образом: та или иная учебная компьютерная технология целесообразна, если она позволяет получить такие результаты обучения, какие нельзя получить без применения этой технологии.

В зависимости от того, какие средства ИКТ используются, выделяется несколько типов уроков:

  • урок с компьютерной поддержкой;
  • урок с выходом в Интернет;
  • урок с мультимедийной поддержкой.

Рассмотрим подробнее каждый из типов уроков.

Урок с компьютерной поддержкой

Работу учеников на таком уроке можно организовать несколькими способами:

- обучающиеся одновременно работают с учителем, на определенном этапе переходят к работе за компьютером;

- обучающиеся работают на компьютере по указанию учителя;

- работа с текстом электронного учебника или пособия.

Урок с выходом в Интернет

Позитивная возможность современных интернет-технологий – возможность использовать уникальные экспериментальные ресурсы, расположенные порой на другом конце земного шара: вести наблюдения за космосом на настоящем телескопе или управлять реактором атомной станции, воспользоваться для перевода учебного текста онлайн-словарём, пройтись по улицам городов, побывать на знаменитых вершинах  мира, участвовать он-лайн конкурсах, олимпиадах, диспутах, конференциях и т.д.

Урок с мультимедийной поддержкой

Психологи отмечают, что современные дети – это дети экранной динамичной информации (дети одного клика). Информация на экране монитора, проектора или телевизора воспринимается ими намного лучше, чем печатная книжная информация. Конечно, печально осознавать, что современные дети очень мало читают, однако, при подготовке к уроку необходимо учитывать данный фактор.

Сделать урок живым и красочным, на качественно новом уровне, реализуя принцип наглядности обучения. Анимация, видеоизображение, звук делают изучаемые события и явления более наглядными, а, значит, и доступными, таким образом, превращая процесс обучения в более понятный для ученика.

Использование мультимедийных технологий на уроке позволяет рационально использовать рабочее время учителя и учеников: учителю не потребуется писать на доске мелом, отвернувшись от класса, развешивать иллюстрации, менять демонстрируемый материал и т.д. Заранее подготовленная информация к уроку появляется в нужное время.   Оставшееся на уроке время, можно использовать для увеличения объема информации или тренировочных упражнений,  а также для закрепления изученного материала.

Говоря об уроках с мультимедийной поддержкой, нельзя не сказать об интерактивной доске как о ценном инструменте для обучения всего класса. Это визуальный ресурс, который помогает преподавателю излагать новый материал живо и увлекательно.

Преимущества использования интерактивной диски:

  1. совместимость с программами всех лет обучения;
  2. возможность работать с веб-сайтами и другими ресурсами;
  3. большие возможности для взаимодействия  и обсуждения в классе, благодаря чему обучающиеся начинают понимать более сложные идеи в результате более ясной, эффективной и динамичной подаче материала;
  4. возможность сделать занятия интересными и увлекательными благодаря разнообразному  использованию ресурсов;
  5. освобождение учеников от необходимости записывать учебный материал благодаря возможности сохранять и распечатывать всё, что появляется на доске;
  6. позволяет увеличить темп занятия, при условии, что файлы или страницы были приготовлены заранее;
  7. возможность для преподавателей делиться материалами друг с другом; работа с интерактивной доской вдохновляет преподавателей на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост;
  8. предоставляет большие возможности для коллективной работы, для развития личных и социальных навыков.

Средства ИКТ разнообразны и возможности их велики. Рассмотрим более подробно программные средства обучения, которые широко используются в системе образования.

Обучающие программы (ОП) –  специфическое учебное пособие, предназначенное для самостоятельной работы обучающихся. Такие программы  содержат пояснения, правила, образцы выполнения заданий, что способствует заинтересованности  обучаемых, возможность самостоятельно выполнять работу и регулировать свою познавательную деятельность. ОП являются лишь частью всей системы обучения, следовательно, должны быть связаны со всем учебным материалом.

Электронные учебники – это автоматизированная обучающая система, включающая в себя дидактические, методические и информационно-справочные материалы по учебной дисциплине, а также программное обеспечение, которое позволяет  комплексно использовать их для самостоятельного получения и контроля знаний.

Электронный учебник можно использовать как в целях самообразования, так и в качестве методического обеспечения какого-либо курса, точно так же, как и бумажный учебник.

Тестовая система компьютерного контроля – одна из самых распространенных компьютерных систем контроля знаний. Использование компьютера помогает преподавателю сократить рутинную, малоинтересную работу по проверке тестов, что позволяет проводить контроль чаще  и снижает фактор  субъективности.

Электронные образовательные ресурсы (ЭОР)- учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства. К ним  относят учебные видеофильмы и звукозаписи. Они значительно упрощают подготовку учителя к уроку, так как представляют собой модули получения новых знаний, практического и контролирующего характера, позволяют дифференцировать и индивидуализировать работу на уроке.

С появлением Интернета стало возможным и дистанционное обучение (например, подготовка к ЕГЭ и ОГЭ).  Или дети, имеющие  ограничения возможностей здоровья и не имеющие возможности регулярно посещать образовательные учреждения (находящихся на госпитализации в медицинских учреждениях, санатории, дома и т.п.), не оказываются «выключенными» из процесса обучения. Это поможет им усвоить материал и быть успешными на последующих уроках.

Приход ИКТ на смену традиционной методике, безусловно, способствует усилению эффективности учебного процесса. Технология привносит качественные изменения в педагогический процесс, способствует совершенствованию практических умений и навыков, позволяет эффективно организовать процесс обучения, повышает интерес обучающихся к предмету, активизирует познавательную деятельность обучающихся, помогает профориентации

Средства и формы медиаобразования дают учителю возможности профессионального роста и самосовершенствования на пути использования новейших достижений науки и информационных технологий. Последнее способствует обновлению содержания и форм современного образования. Что ранее было только мечтою, становиться настоящим и ближайшим будущим…

Процесс информатизации нашего общества стремительно движется вперед, и у школы нет иного выбора, как адаптироваться к ее информационному скачку. Необходимость применения информационных компьютерных технологий в школьном образовании очевидна. В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям, и способствовать гармоничному вхождению ребенка в информационное общество. Компьютерные технологии призваны стать неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность, способствующего формированию УУД в условиях внедрения ФГОС. А также дают возможность, базируясь на использовании школьных знаний и навыков применять ИКТ в повседневной жизни и  для получения, в дальнейшем, современной профессии нынешним ученикам, улучшения качества жизни учащихся с ОВЗ и толерантного отношения к современному миру.

Посмотрите, какие новые профессии появились на современном этапе (демонстрация видеофильма). https://yandex.ru/video/preview?filmId=3358516197988420028&text=%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%87%D0%B0%D1%82%D1%8C%20%D1%84%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BC%20%D0%BE%20%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D1%85%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%8F%D1%85%2021%20%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%B0%20%D0%B2%20%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B8%20it%20%D0%B8&noreask=1&path=wizard&parent-reqid=1582833248839778-1625972686624973215800067-sas4-3039&redircnt=1582833261.1

Топ10 профессий будущего


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

И спользование ИКТ в образовательном процессе

Слайд 2

"Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, - я смогу запомнить. Позволь мне это сделать самому, И это станет моим навсегда". Древняя мудрость

Слайд 3

Этапы разработки урока с использованием ИКТ I этап – концептуальный , II этап – технологический , III этап – операционный

Слайд 4

Типы уроков с использованием ИКТ урок с компьютерной поддержкой, урок с выходом в Интернет, урок с мультимедийной поддержкой.

Слайд 5

Преимущества интерактивной доски совместимость с программами всех лет обучения; возможность работать с веб-сайтами и другими ресурсами; большие возможности для взаимодействия и обсуждения в классе; возможность сделать занятия интересными и увлекательными; освобождение учеников от необходимости записывать учебный материал благодаря возможности сохранять и распечатывать всё, что появляется на доске; позволяет увеличить темп занятия; - возможность для учителей делиться материалами друг с другом; предоставляет большие возможности для коллективной работы, для развития личных и социальных навыков.

Слайд 6

Средства ИКТ обучающие программы, электронные учебники, тестовая система компьютерного контроля, электронные образовательные ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курсовая работа Тема: « Использование метода проектов в образовательном процессе школьников»

Вся жизнь современного  общества – это большой проект. Не является исключением и школьное образование. Невольно задаешься вопросом:   является ли использование метода проектов в образов...

Курсовая работа Тема: « Использование метода проектов в образовательном процессе школьников»

Вся жизнь современного  общества – это большой проект. Не является исключением и школьное образование. Невольно задаешься вопросом:   является ли использование метода проектов в образов...

Доклад на тему «Использование коррекционных приёмов в образовательном процессе».

Цели и содержание коррекционной работы реализуется с помощью средств коррекции, методов и организационных форм, они заложены в основе всей системы действий по реализации принципа коррекционной направл...

Методическая разработка на тему: Использование инновационных технологий в образовательном процессе для повышения мотивации к предмету и качества образования

Методическая разработка на тему: Использование инновационных технологий в образовательном процессе для повышения мотивации к предмету и качества образования...

Выступление на методическом объединении учителей Берчука Юрия Георгиевича по теме «Использование краеведческого исследования в образовательном процессе»

Школьное краеведение находится в тесной связи с научным. Поэтому при организации образовательного процесса лучше непосредственное наблюдение, сравнительно-исторический анализ, описание событий, самост...

Доклад по теме «Использование современных технологий в образовательном процессе»

Современное состояние общества, предъявляют все более высокие требования к уровню знаний и умений выпускников школы, качеству преподаваемого материала, уровню представляемой и обрабатываемой информаци...

План самообразования на тему «Использование инновационных технологий в образовательном процессе для повышения мотивации к предмету и качества образования»

План самообразования на тему «Использование инновационных технологий в образовательном процессе для повышения мотивации к предмету и качества образования»...