Методическая разработка «Приёмы формирования мотивации для одаренных обучающихся на уроках информатики в 5- 11 классах»
статья по информатике и икт

Туманова Ольга Николаевна

Данные приемы предлагаю использовать на уроках информатики, чтобы лучше, быстрее, качественнее понимать материал в курсе 5-11 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priemy_motivatsii_tumanova_o.n.docx18.16 КБ

Предварительный просмотр:

Туманова Ольга Николаевна, учитель информатики.

Муниципальное образовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа №7

города Коряжмы».

Методическая разработка «Приёмы формирования мотивации для одаренных обучающихся на уроках информатики в 5- 11 классах»

1. «Кластер».

Прием графической систематизации материала. Он предполагает выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди. Данный прием использую при изучении многих тем, например, при изучении темы «Алгоритмизация», на уроке обобщения. Обучающиеся систематизируют все полученные ими знания, видят возможность дальнейшего применения знаний, в частности, для изучения темы «Основы программирования». Задачи по программированию включены в олимпиадные задания уже с 7 класса.

2.Прием «Верите ли вы…?»

Цель: способствовать формированию умения критически оценивать результат. Можно использовать этот прием с целью проверки знаний обучающихся с возможной последующей самопроверкой.

3.Прием «Рефлексивные вопросы»

Игра «Знаете ли вы, что…?» - эффективный прием, помогающий настроить учащихся на работу, заинтересовать изучаемой темой.

Прием «Закончи предложения». Цель: формирование умения оценивания изучаемого объекта, высказать свое собственное суждение и отношение. Например, «самым интересным на занятии для меня было…».

4. Приемы и методы проектной технологии

С точки зрения учащегося проект – это возможность делать что-то интересное самостоятельное, в группе, самому. На уроках информатики школьники выполняют разные проекты: составляют формы, разрабатывают веб-страницы, игры с использованием презентаций, тесты в электронных таблицах с проверкой результатов, открытки и многое другое.

Включая эти приемы в образовательный процесс, учитель делает урок интересным, содержательным и увлекательным.

4. «Линия времени»

Начертить на доске линию, на которой обозначаются этапы изучения темы, формы контроля; проговаривать самые важные периоды, требующие от ребят стопроцентной самоотдачи, вместе можно найти уроки, на которых можно «передохнуть». «Линия времени» позволяет детям увидеть, что именно может являться конечным продуктом изучения темы, что нужно знать и уметь для успешного усвоения каждой последующей темы. Это упражнение полезно для ребят, которые легче усваивают учебный материал от общего к частному. Использование данного метода эффективно при изучении темы «История ЭВМ»

5. Метафоры

Метафоры обогащают модель мира, воздействуют на оба полушария, активизируют мышление и память, задействуют глубинные структуры психики.

Например. Однажды шёл по лесу мудрец. И он увидел лесоруба, пилившего огромное дерево старой тупой пилой. Было ясно, что работает тот уже очень давно, сильно устал, а результат был очень невелик. “Что ты делаешь?” - спросил мудрец. “Не видишь – я работаю!” - сердито ответил лесоруб. “Если ты заточишь свой инструмент, дело пойдёт гораздо быстрее”. - посоветовал мудрец. “Не мешай мне, мне некогда, мне работать надо!” - ответил упрямый лесоруб. На уроках предлагаю решить конкретную задачу и засекаю время, затем предлагаю новый способ решения данной задачи, который сокращает решение задачи, экономит время. При подготовке к выпускному экзамену, на олимпиадах, одаренные дети используют именно данные способы решения. Большинство обучающийся применяют ранее изученные традиционные способы решения задач.

6. Освобождение от домашнего задания, зачёта и других форм контроля – сильное мотивирующее средство.

Нужно педагогу заблаговременно вывешивать  на стенд информацию о критериях оценивания результатов изучения темы и оговаривать, что нужно сделать, чтобы освободить себя от тяжкого испытания. 

7. «Да-нетка»

Эта игра способна увлечь ребят, ставит их в активную позицию. “Да-нетка” учит:

– связывать разрозненные факты в единую картину;

– систематизировать уже имеющуюся информацию;

– слушать и слышать соучеников.

Например, педагог загадывает какое-то слово из записанных во время синтаксической минуты предложений. Задавая вопросы, ребята должны это слово отгадать. Отвечать могу только «да-нет». Вопросы, как правило, содержат в себе знание морфологических, синтаксических, фонетических сведений о слове. Для создания напряжения можно ограничить детей в количестве задаваемых вопросов. Данный метод предлагаю на этапе актуализации. Дети последовательно отвечают на вопросы в виде знаков. Ответы можно сразу проверить, выявить тех обучающихся, которые верно ответили на все вопросы, выявить пробелы в знаниях, оценить некоторых обучающихся, верно ответивших на все вопросы.  

8. «Оратор»

За 1 минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо. Данный прием применяю на этапе целеполагания. Убеждаю обучающийся, что изучение данной темы действительно просто необходимо. Данный прием применяю среди обучающихся 10-11 классов при изучении тем, которые выключены в единый государственный экзамен, например, при изучении формулы К. Шеннона и Хаффмана, системы счисления.

9. «Фантазёр»

На доске записана тема урока.

– Назовите 5 способов применения знаний, умений и навыков по этой теме в жизни. …………

– Вот видите, как важно…..

10. «Профи»

Исходя из будущей профессии, зачем нужно изучение этой темы?

11. «Суд»

Можно устраивать целые суды над темой вместо обобщающего урока. Это и возможность ещё раз рассказать вкратце об этапах её изучения, с помощью прокурора и адвоката выделить сильные и слабые стороны в освоении классом материалов по теме. Присяжные, свидетели предоставят неопровержимые «улики» данного процесса обучения, судья подведёт итог. А все вместе сделают урок     интересным, весёлым и запоминающимся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему: Использование игровых форм работы на уроках сольфеджио в младших классах ДШИ

Игра в целом – естественное состояние души ребенка. Главной особенностью игры является ее активный творческий характер. Через игру, воображение, творческие поиски дети обучаются сложным понятиям и нав...

Методическая разработка "Методы и приемы организации ситуации успеха на уроках информатики как одно из направлений повышения социализации обучающихся"

Процесс развития личности, обретения ею смысла жизни является длительным и целенаправленным, а также невозможным без активного и заинтересованного участия в нем самого воспитуемого. Развитие творчески...

Педагогические приёмы формирования УУД (универсальных учебных действий) на уроках информатики

Педагогические приёмы формирования УУД (универсальных учебных действий) на уроках информатики1.            Приём «Отсроченная отгадка»...

Методическая разработка "Технология организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся на уроках ИЗО в 5 классе"

Методическая разработка"Технология организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся на уроках ИЗО в 5 классе"  поможет учителям изобразительного искусства, руководителям ...

ПРИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ЦИКЛА

Статья посвящённая экологическому воспитанию и образованию. Содержит материал теоритической и практической направленности....

Методическая разработка "Приёмы и методы для формирования учебной мотивации"

Для того чтобы сформировать мотивы учебной деятельности, необходимо использовать весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности...

ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

ФГОС ООО устанавливают новые требования к результатам обучающихся: личностные, метапредметные и предметные образовательные результаты.Формировать метапредметные умения учащихся можно, применяя техноло...