Рабочая программа по информатике и ИКТ 9 класса ФГОС Семакин И.Г.
рабочая программа по информатике и икт (9 класс)

Мацко (Прилука) Татьяна Ивановна

Рабочая программа по информатике и ИКТ 9 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9i_rabochaya_programma_umk_semakin_i.g.docx50.14 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Пояснительная записка

показатели

1

Тип программы

Программа общеобразовательных учреждений (базовый уровень)

2

Статус программы

Рабочая программа учебного курса

3

Нормативные документы

  1. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012;
  2. ФГОС ООО (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897),
  3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 28.12.2019 №345 "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования" (с изменениями и дополнениями)  
  4. Положение о рабочей программе МБОУ СОШ № 76 п. Гигант (утв. 24.05.2016 №115)
  5. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ СОШ №76 п. Гигант на 2019-2020 уч. г. (приказ № 157 от 28.08.2019)  
  6. Авторская программа основного общего образования по информатике для 7-9 классов. (Составитель И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русакова, Л.В. Шестакова- М. Бином. Лаборатория знаний, 2015 г.), линии УМК по информатике  для 7-9 классов, И.Г. Семакина, Л.А. Залогова, С.В. Русаковой, Л.В. Шестаковой

4

Категория обучающихся

учащиеся общеобразовательных школ

5

Сроки освоения программы

2019-2020

6

Общее количество часов в год по программе/ по учебному плану/фактически

35/33/30

7

Количество часов в неделю

1

8

Аргументация изменения количества часов по темам и разделам курса в сравнении с авторской программой

Согласно расписанию МБОУ СОШ № 76 п. Гигант в 9«а», 9«б», 9 «в» классах фактически будет проведено 30 часов (праздничные дни 24.02.2020, 09.03.2020, 04.05.2020 приходятся на рабочий день) Программа будет реализована в полном объёме за счёт: уплотнения учебного материала: тема «Одномерные массивы в Паскале.» и «Практическая работа №6 «Разработка программы обработки одномерных массивов», а также «Информационные ресурсы, информационное общество» и тема «Информационная безопасность» будут объединены  в одну и проведены в один урок

9

Аргументация использования резервных часов

Не используются

10

Инструментарий для оценивания результатов:

Комплект дидактических материалов для текущего контроля результатов обучения по информатике в основной школе, под ред. И.Г. Семакина (доступ через авторскую мастерскую И.Г.Семакина на сайте методической службы издательства: http://www.metodist.lbz.ru).

Контрольные работы

3

Тесты

1

Зачет

1

Практические работы

8

Задачник-практикум (в 2 томах). Под редакцией И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2011.

Проекты (кол-во и темы)

  1. Использование антивирусных программ.
  2. История развития текстовых документов.
  3. Кодирование графической информации.
  4. Способы презентации проекта.

11

Форма обучения

очная

Цели изучения информатики в 9 классе:

  1. освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах и технологиях;
  2. овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
  3. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
  4. воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
  5. выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, при дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Задачи:

  • формирование информационной культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
  • формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация — и ее свойствах;
  • формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
  • формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

УМК

Учебно-методический комплект (далее УМК), обеспечивающий обучение курсу информатики, в соответствии с ФГОС, включает:

  1. Учебник «Информатика» для 9 класса. Авторы: Семакин И. Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л. В.
  2. Задачник-практикум (в 2 томах). Под редакцией И. Г. Семакина, Е. К. Хеннера. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний.
  3. Методическое пособие для учителя.
  4. Комплект цифровых образовательных ресурсов (далее ЦОР), размещенный в Единой коллекции ЦОР (http://schoolBcollection.edu.ru/)
  5. Комплект дидактических материалов для текущего контроля результатов обучения по информатике в основной школе, под ред. И. Г. Семакина (доступ через авторскую мастерскую И.Г. Семакина на сайте методической службы издательства: http://www.metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/).

  1. Планируемые результаты изучения предмета

Личностными результатами изучения предмета «Информатика» в 9 классе являются:

  • Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному  уровню развития науки и общественной практики,
  • Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности.
  • Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни

Метапредметными результатами являются:

  • Умение самостоятельно планировать пути достижения цели, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач
  • Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения
  • Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы
  • Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, мо дели и схемы для решения учебных и познавательных задач
  • Формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ (ИКТ-компетенции)

Предметными результатами являются: 

  • Сформированность информационной и алгоритмической культуры
  • Сформированность представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации
  • Владение основными навыками и умениями использования компьютерных устройств
  • Сформированность представления о понятии алгоритма и его свойствах
  • Умение составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя
  • Сформированность знаний об алгоритмических конструкциях; знакомство с основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической.
  • Сформированность знаний о логических значениях и операциях
  • Сформированность базовых навыков и умений по работе с одним из языков программирования
  • Сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации; понимания основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете.
  • Сформированность навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

Планируемые результаты изучения учебного предмета (по разделам)

Выпускник научится:

  • узнает о истории и тенденциях развития компьютеров;
  • узнает о том какие задачи решаются с помощью суперкомпьютеров.

Выпускник получит возможность:

  • осознано подходить к выбору ИКТ – средств для своих учебных и иных целей;

Математические основы информатики

Выпускник получит возможность:

  • ознакомиться с влиянием ошибок измерений и вычислений на выполнение алгоритмов управления реальными объектами (на примере учебных автономных роботов);  

Алгоритмы и элементы программирования

Выпускник научится:

  • составлять алгоритмы для решения учебных задач различных типов ;
  • выражать алгоритм решения задачи различными способами (словесным, графическим, в том числе и в виде блок-схемы,  с помощью формальных языков и др.);
  • определять наиболее оптимальный способ выражения алгоритма для решения конкретных задач (словесный, графический, с помощью формальных языков);
  • определять результат выполнения заданного алгоритма или его фрагмента;
  • использовать термины «исполнитель», «алгоритм», «программа», а также понимать разницу между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;
  • выполнять без использования компьютера («вручную») несложные алгоритмы управления исполнителями и анализа числовых и текстовых данных, записанные на конкретном язык программирования с использованием основных управляющих конструкций последовательного программирования (линейная программа, ветвление, повторение, вспомогательные алгоритмы);
  • составлять несложные алгоритмы управления исполнителями и анализа числовых и текстовых данных с использованием основных управляющих конструкций последовательного программирования и записывать их в виде         программ на выбранном языке программирования; выполнять эти программы на компьютере;
  • использовать величины (переменные) различных типов, табличные величины (массивы), а также выражения, составленные из этих величин; использовать оператор присваивания;
  • анализировать предложенный алгоритм, например, определять какие результаты возможны при заданном множестве исходных значений;
  • использовать логические значения, операции и выражения с ними;
  • записывать на выбранном языке программирования арифметические и логические выражения и вычислять их значения.

Выпускник получит возможность:

  • познакомиться с использованием в программах строковых величин и с операциями со строковыми величинами;
  • создавать программы для решения задач, возникающих в процессе учебы и вне ее;
  • познакомиться с задачами обработки данных и алгоритмами их решения;
  • познакомиться с понятием «управление», с примерами того, как компьютер управляет различными системами (роботы, летательные и космические аппараты, станки, оросительные системы, движущиеся модели и др.);
  • познакомиться с учебной средой составления программ управления автономными роботами и разобрать примеры алгоритмов управления, разработанными в этой среде.

Использование программных систем и сервисов

Выпускник овладеет (как результат применения программных систем и интернет-сервисов в данном курсе и во всем образовательном процессе):

  • приемами безопасной организации своего личного пространства данных с использованием индивидуальных накопителей данных, интернет-сервисов и т. п.;
  • основами соблюдения норм информационной этики и права;

Выпускник получит возможность(в данном курсе и иной учебной деятельности):

  • узнать о данных от датчиков, например, датчиков роботизированных устройств;
  • узнать о структуре современных компьютеров и назначении их элементов;
  • получить представление об истории и тенденциях развития ИКТ;
  • познакомиться с примерами использования ИКТ в современном мире;

получить представления о роботизированных устройствах и их использовании на производстве и в научных исследованиях.

  1. Содержание учебного предмета «Информатика» в 9 классе

  1. Управление и алгоритмы – 11 часов. (8+3)

Кибернетика. Кибернетическая модель управления.

Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда исполнителя, система команд исполнителя, режимы работы.

Языки для записи алгоритмов (язык блок-схем, учебный алгоритмический язык). Линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы. Структурная методика алгоритмизации. Вспомогательные алгоритмы. Метод пошаговой детализации.

Практика на компьютере: работа с учебным исполнителем алгоритмов; составление линейных, ветвящихся и циклических алгоритмов управления исполнителем; составление алгоритмов со сложной структурой; использование вспомогательных алгоритмов (процедур, подпрограмм).

  1. Введение в программирование – 15 часов. (10+5)

Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, понятие типов данных, ввод и вывод данных.

Языки программирования высокого уровня (ЯПВУ), их классификация. Структура программы на языке Паскаль. Представление данных в программе. Правила записи основных операторов: присваивания, ввода, вывода, ветвления, циклов. Структурированный тип данных – массив. Способы описания и обработки массивов.

Этапы решения задачи с использованием программирования: постановка задачи, формализация, алгоритмизация, кодирование, отладка, тестирование.

Практика на компьютере: знакомство с системой программирования на языке Паскаль; ввод, трансляция и исполнение данной программы; разработка и исполнение линейных, ветвящихся и циклических программ; программирование обработки массивов.

  1. Информационные технологии в обществе – 4 часов. (4+0)

Предыстория информатики. История чисел и систем счисления. История ЭВМ и ИКТ. Понятие информационных ресурсов. Информационные ресурсы современного общества. Понятие об информационном обществе. Проблемы информационной безопасности, этические и правовые нормы в информационной сфере.

Тема раздела

Количество часов

По авторской программе

По рабочей программе

Контрольных работ

Управление и алгоритмы

12

11

2

Введение в программирование

15

15

1

Информационные технологии и общество

4

3

1

Итоговая контрольная работа

1

1

1

Резерв

3

-

Итого:

34

30

5

  1. Тематическое планирование учебного предмета «Информатика» в 9 классе

Тема

Содержание учебного материала по разделу

Характеристика деятельности обучающихся

Предметные результаты

Виды контроля

  1. Управление и алгоритмы.        11 ч.

Кибернетика. Кибернетическая модель управления.

Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда исполнителя, система команд исполнителя, режимы работы.

Языки для записи алгоритмов (язык блок-схем, учебный алгоритмический язык). Линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы. Структурная методика алгоритмизации. Вспомогательные алгоритмы. Метод пошаговой детализации.

Практика на компьютере: работа с учебным исполнителем алгоритмов; составление линейных, ветвящихся и циклических алгоритмов управления исполнителем; составление алгоритмов со сложной структурой; использование вспомогательных алгоритмов (процедур, подпрограмм).

Аналитическая деятельность:

  • определять по блок-схеме, для решения какой задачи предназначен данный алгоритм;
  • анализировать изменение значений величин при пошаговом выполнении алгоритма;
  • определять по выбранному методу решения задачи, какие алгоритмические конструкции могут войти в алгоритм;
  • сравнивать различные алгоритмы решения одной задачи.
  • выделять этапы решения задачи на компьютере;
  • осуществлять разбиение исходной задачи на подзадачи;

Практическая деятельность:

  • исполнять готовые алгоритмы для конкретных исходных данных;
  • преобразовывать запись алгоритма с одной формы в другую;
  • строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных для исполнителя арифметических действий;
  • строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных для исполнителя, преобразующего строки символов;
  • строить арифметические, строковые, логические выражения и вычислять их значения

Учащиеся должны знать:

- что такое кибернетика; предмет и задачи этой науки;

- сущность кибернетической схемы управления с обратной связью; назначение прямой и обратной связи в этой схеме;

- что такое алгоритм управления; какова роль алгоритма в системах управления;

- в чем состоят основные свойства алгоритма;

- способы записи алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык;

- основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл; структуры алгоритмов;

- назначение вспомогательных алгоритмов; технологии построения сложных алгоритмов: метод последовательной детализации и сборочный (библиотечный) метод.

Учащиеся должны уметь:

- при анализе простых ситуаций управления определять механизм прямой и обратной связи;

- пользоваться языком блок-схем, понимать описания алгоритмов на учебном алгоритмическом языке;

- выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя;

- составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления одним из учебных исполнителей;

- выделять подзадачи; определять и использовать вспомогательные алгоритмы. 

П.р.№1-3

Зачет

Самостоятельные работы

Кр№1

  1. Введение в программирование  15 ч.

Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, понятие типов данных, ввод и вывод данных.

Языки программирования высокого уровня (ЯПВУ), их классификация. Структура программы на языке Паскаль. Представление данных в программе. Правила записи основных операторов: присваивания, ввода, вывода, ветвления, циклов. Структурный тип данных — массив. Способы описания и обработки массивов.

Этапы решения задачи с использованием программирования: постановка, формализация, алгоритмизация, кодирование, отладка, тестирование.

Практика на компьютере: знакомство с системой программирования на языке Паскаль; ввод, трансляция и исполнение данной программы; разработка и исполнение линейных, ветвящихся и циклических программ; программирование обработки массивов.

Аналитическая деятельность:

  • анализировать готовые программы;
  • определять по программе, для решения какой задачи она предназначена;
  • выделять этапы решения задачи на компьютере.

Практическая деятельность:

  • программировать линейные алгоритмы, предполагающие вычисление арифметических, строковых и логических выражений;
  • разрабатывать программы, содержащие оператор/операторы ветвления (решение линейного неравенства, решение квадратного уравнения и пр.), в том числе с использованием логических операций;
  • разрабатывать программы, содержащие оператор (операторы) цикла
  • разрабатывать программы, содержащие подпрограмму;
  • разрабатывать программы для обработки одномерного массива: нахождение минимального (максимального) значения в данном массиве; подсчёт количества элементов массива, удовлетворяющих некоторому условию; нахождение суммы всех элементов массива; нахождение количества и суммы всех четных элементов в массиве; сортировка элементов массива  и пр.

Учащиеся должны знать:

- основные виды и типы величин;

- назначение языков программирования;

- что такое трансляция;

- назначение систем программирования;

- правила оформления программы на Паскале;

- правила представления данных и операторов на Паскале;

- последовательность выполнения программы в системе программирования.

Учащиеся должны уметь:

- работать с готовой программой на одном из языков программирования высокого уровня;

- составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические программы;

- составлять несложные программы обработки одномерных массивов;

- отлаживать и исполнять программы в системе программирования.

Пр.р.№4-8

К.Р.№2

Самостоятельные работы

  1. Информационные технологии в обществе 4 ч.

Предыстория информационных технологий. История ЭВМ и ИКТ. Понятие информационных ресурсов. Информационные ресурсы современного общества. Понятие об информационном обществе. Проблемы безопасности информации, этические и правовые нормы в информационной сфере.

Аналитическая деятельность:

  • определять основные этапы развития средств работы с информацией в истории человеческого общества;
  • определять основные этапы развития компьютерной техники(ЭВМ) и программного обеспечения;
  • понимать проблемы безопасности информации;
  • знать правовые нормы, которые обязан соблюдать пользователь информационных ресурсов.
  • регулировать свою информационную деятельность в соответствии с этическими и правовыми нормами общества.

Учащиеся должны знать:

- основные этапы развития средств работы с информацией в истории человеческого общества;

- историю способов записи чисел (систем счисления);

- основные этапы развития компьютерной техники (ЭВМ) и программного обеспечения;

- в чем состоит проблема информационной безопасности.

Учащиеся должны уметь:

- регулировать свою информационную деятельность в соответствии с этическими и правовыми нормами общества.

Самостоятельные работы

Тест

ИКР


  1. Календарно-тематическое планирование предмета «Информатика» в 9 классе в 2019-2020 уч.г.

п/п

№ в теме

Тема раздела /  урока /Количество часов

Дата

  1. Управление и алгоритмы   11 ч.

Инструктаж по ТБ. Кибернетическая модель управления Управление без обратной связи и с обратной связью

02.09

Понятие алгоритма и его свойства Исполнитель алгоритмов: назначение, среда, система команд, режим работы

09.09

Графический учебный исполнитель. Практическая работа №1 «ГРИС, построение линейных алгоритмов»

16.09

Вспомогательные алгоритмы. Метод последовательной детализации и сборочный метод

23.09

Практическая работа №2 «Работа с учебным исполнителем алгоритмов. Вспомогательные алгоритмы»

30.09

Язык блок-схем. Использование циклов с предусловием.

07.10

Зачет  по теме «Алгоритмизация»

14.10

Практическая работа №3 «Разработка циклических алгоритмов».

21.10

Ветвление. Использование двухшаговой детализации

11.11

Использование метода последовательной детализации для построения алгоритма. Использование ветвлений

18.11

Контрольная работа №1 по теме «Управление и алгоритмы»

25.11

  1. Введение в программирование  15 ч.

Понятие о программировании. Алгоритмы работы с величинами.

02.12

Линейные вычислительные алгоритмы.

09.12

Построение блок-схем линейных вычислительных алгоритмов.

16.12

Возникновение и назначение языка Паскаль. Структура программы на языке Паскаль. Операторы ввода, вывода и присваивания.

23.12

Практическая работа №4 «Работа с готовыми программами на языке Паскаль: отладка, выполнение, тестирование». Программирование линейных алгоритмов.

13.01

Оператор ветвления. Логические операции на Паскаль.

20.01

Практическая работа №5 «Разработка программы на языке Паскаль с использованием оператора ветвления и логических операций».

27.01

Циклы на языке Паскаль.

03.02

Разработка программ с использованием цикла с предусловием.

10.02

Сочетание циклов и ветвлений. Алгоритм Евклида. Использование алгоритма Евклида при решении задач

17.02

Одномерные массивы в Паскале. Практическая работа №6 «Разработка программы обработки одномерных массивов».

02.03

Контрольная работа №2 по теме «Программное управление работой компьютера»

16.03

Понятие случайного числа. Датчик случайных чисел в Паскале. Поиск чисел в массиве Разработка программы поиска числа в случайно сформированном массиве.

30.03

Поиск наибольшего и наименьшего элементов массива. Практическая работа №7 «Разработка программы поиска наибольшего и наименьшего элементов».

06.04

Сортировка массива. Практическая работа №8 «Составление программы сортировки массива.

13.04

  1. Информационные технологии и общество  4 ч.

Предыстория информатики. История ЭВМ программирования и ИКТ

20.04

Информационные ресурсы, информационное общество. ИКТ и их приложения в современном мире. Информационная безопасность. Тест по теме « Информационные технологии и общество»

27.04

Итоговая контрольная работа 

11.05

Круглый стол «Информационные преступления и информационная безопасность в современном мире»

18.05

  1. Лист корректировки рабочей программы предмета «Информатика и ИКТ» в 7 классе в 2018-2019 уч.г.

Тема

Причина корректировки

Способ, форма корректировки

Согласование с завучем



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по информатике в 4 класса ФГОС 2013 г

программа составлена по учебнику Матвеевой...

Рабочая программа по информатике для 6 класса (ФГОС)

Настоящая рабочая программа по информатике и ИКТ для 6 классов МБОУ педагогический лицей составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного  образовательного станда...

Рабочая программа по информатике 5-9 классы ФГОС

Рабочая программа по информатике 5-9 классы ФГОС...

Рабочая программа по информатике для 5 класса (ФГОС)

Рабочая программа по информатике для 5 класса (ФГОС) разработана на 17 учебных часов....

Рабочая программа по информатике 5 -9 класс (ФГОС ООО)

Рабочая программа по информатике 5 - 9 класс по ФГОС ООО. 5 - 7 класс по УМК Л. Босовой, 8 - 9 класс по УМК Угриновича....

рабочая программа по информатике 7-9 классы ФГОС Семакин

Рабочая программа по информатике 7-9 классы ФГОС Семакин...

Рабочая программа по информатике 7 - 9 классы по Семакину

Примерная программа учебного предмета «Информатика» на уровне основного общего образования составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО; требованиями к результатам освоения основной о...